© С.В. Козлов, 2003
YAK 622.232.72
С.В. Козлов
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ YГОЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
Угольная отрасль является неотъемлемой частью российского топливно- энергетического комплекса, особенно важной для таких отраслей экономики страны, как электроэнергетика, черная металлургия, коммунально-бытовое хозяйство и многие другие.
Многочисленные исследования, проводимые как в России, так и за рубежом, свидетельствуют, что при всей значимости энергосбережения, рост энергопотребления и производства энергии неизбежен, по крайней мере, в ближайшие 25-30 лет. По имеющимся оценкам, мировое энергопотребление в период до 2020 г. возрастет на 40-45%, что обусловлено:
• ростом населения Земли;
• развитием экономики;
• продолжающимся процессом урбанизации, индустриализации, а также повышением мобильности населения.
Роль угля в экономике современной России огромна. Угольные бассейны и месторождения расположены практически по всей территории страны, поэтому на сегодняшний день в каждом федеральном округе имеются предприятия по добыче и переработке угля. По состоянию на 1 января 2003 года количество предприятий угольной промышленности составляет 234 технические единицы, производственная мощность которых оценивается в 281,0 млн т угля в год, в том числе на шахтах - 105,6 млн т, на разрезах - 175,4 млн т. Использование производственных мощностей в 2002 году составило на уровне 89,4%.
По уточненным данным, добыча угля по Российской Федерации составила в 2002 году 253,4 млн т, в том числе на предприятиях Минэнерго России 250,0 млн т, что на 17,1 млн т ниже уровня добычи прошлого года, или на 6,4%. Подземным способом добыто 87,5 млн т, открытым - 162,5 млн т. Доля открытого способа добычи составила 65,0%. Добыча коксующихся углей составила 61,7 млн т.
Причинами уменьшения объемов добычи угля в целом по отрасли явились, во-первых, снижение спроса на угольную продукцию, вызванное отказом энергосистем от текущих поставок угля из-за аномально высоких температур осенне-зимнего периода 20012002 гг., и во-вторых - отсутствие средств на поддержание необходимого уровня добычи угля и особенно на техническое перевооружение и развитие предприятий, а также аварийность горно- шахтного оборудования вследствие его значительного износа. Так, износ основного технологического оборудования организаций угольной отрасли по отдельным типам превышает 70-80%.
В 2002 году среднедействующее число очистных забоев составило 174, из них оборудованных механизированными комплексами - 133. Количество комплексно- механизированных забоев уменьшилось по сравнению с 2001 годом на 26 забоев, удельный вес добычи из них составил 94,8%. Среднесуточная нагрузка на очистной забой в 2002 году возросла на 4,0% по сравнению с прошлым годом и составила 1283 т, в т.ч. на комплексно-механизированный забой 1610 т, рост нагрузки на комплексно- механизированный забой составил 6,3%.
В сложившихся условиях особенно актуальной для угольных компаний и предприятии отрасли становится задача технического перевооружения и приобретения и с этой целью нового горно- шахтного оборудования как отечественного, так и импортного производства. Однако поскольку стоимость импортных образцов данного оборудования достаточно высока, предприятия угольной отрасли не всегда имеют финансовую возможность для его приобретения. Альтернативой импортному оборудованию могло бы стать освоение производства на отечественной машиностроительной базе аналогичных образцов современного горно-шахтного оборудования, от-
вечающего всем требованиям производительности- безопасности, надежности и экологии. Необходимо отметить, что в данном направлении проводится определенная работа. В частности, предприятиями угольного машиностроения в течение 2002 г. изготовлено запасных частей к горно-шахтному оборудования на сумму 222,8 млн руб., что меньше на 82,9 млн руб., чем за аналогичный период 2001 г. Механизированных комплексов выпущено 14 комплектов (19 комплектов в 2001 г.), проходческих комбайнов - 48 (70), скребковых конвейеров - 85 (102), погрузочных машин - 52 (63). Снижение объемов производства горно-шахтного
оборудования по всем позициям обусловлено прежде всего общим снижением объемов добычи угля в стране и, как следствие, сокращением потребностей в данном оборудовании.
В то же время организациями угольной отрасли было приобретено: механизированных комплексов - 9 комплектов, экскаваторов -II штук, горно-транспортного оборудования (карьерные самосвалы, бульдозеры, ленточные и скребковые конвейера, дизелевозы, канатные и монорельсовые дороги) -57 единиц, проходческой техники -3 комплекта, другого горно- шахтного оборудования - 48 единиц. Из приведенных данных видно, что объем приобретения горно- шахтного оборудования существенно ниже объемов производства этого оборудования. Основной причиной такого положения является отсутствие у предприятий угольной отрасли необходимых финансовых средств, которые можно было бы направить на приобретение нового оборудования. Одним из выходов из сложившейся ситуации является привлечение кредитов коммерческих банков в качестве инвестиционных средств. В 2001 г. Правительством Российской Федерации было принято решение осуществлять компенсацию за счет средств федерального бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным организациями угольной промышленности в российских кредитных организациях в 2001 г. на срок до 3 лет для реализации инвестиционных проектов по воспроизводству основной деятельности, техническому перевооружению и капитальному строительству. Реализация этого направления позволила привлечь в угольную от-
расль в 2001 г. 1476,2 млн руб., в 2002 г. 4680 млн руб., затратив при этом бюджетных средств 223,5 и 468 млн руб. соответственно.
Использование данного механизма привлечения коммерческих кредитов в угольную отрасль позволило в 2001-2002 гг. закончить строительство объектов на предприятиях угольной отрасли и провести техническое перевооружение ряда шахт и разрезов, а также обновление основных фондов за счет закупки нового горно- шахтного и горно-транспортного оборудования, и обеспечить в итоге прирост производственных мощностей в объеме 12,0 млн т.
Еще одной достаточно острой проблемой является на сегодняшний день эксплуатация роторных экскаваторов на разрезах Восточной Сибири и Дальнего Востока. На долю этих машин приходится более 30% от общего объема добычи угля открытым способом. В то же время средний износ роторных экскаваторов составляет около 80%, а срок амортизации многих машин давно истек. Производство же запасных частей и узлов к роторным экскаваторам предприятия отечественной машиностроительной индустрии не производят, в результате чего угольные предприятия, эксплуатирующие роторную технику, вынуждены производить закупки запчастей импортного (в основном украинского) производства.
С целью снижения затрат на приобретение запчастей, а также предотвращения оттока финансовых средств за границу России, необходимо в ближайшее время рассмотреть вопрос о производстве запасных частей и узлов к роторным экскаваторам на предприятиях отечественной машиностроительной индустрии, таких как «Уралмаш», «Крастяжмаш» и др. В перспективе возможно освоение на этих предприятиях выпуска новых отечественных образцов роторных экскаваторов, потребность в которых возникнет в ближайшие 5-7 лет по мере окончательного выхода из строя действующей в настоящее время роторной техники. В настоящее время планируется осуществить целый ряд научно- ис-
следовательских и опытно- конструкторских разработок в области горного машиностроения. В частности, в Департамент угольной промышленности Минэнерго России поступают предложения по разработке новых образцов горно-шахтного оборудования, среди которых:
• создание очистного комбайна КШ5 для выемки угля из пластов мощностью 2,6-5,0 м производительностью 15-30 т/мин, скоростью подачи 8 м/мин и тяговым усилием не менее 620 кН;
• создание очистного комбайна КВП2 с подающими частями уменьшенных габаритов, обеспечивающих улучшение вписываемо-сти комбайна при выемке пластов мощностью 1,2-2,7 м со сложной гипсометрией залегания;
• создание механизированной крепи КМ1000 с электрогидравли-ческой системой управления и сопротивлением секции 1050 кН/м2 на вынимаемую мощность 2,8-5,0 м;
• разработка РКД механизированной крепи МПС для работы ее со струговой установкой типа «Гляйтхобель» производства немецкой фирмы ЭВТ;
• разработка РКД на очистной комбайн для угольных забоев с включениями в пласте породы прочность при одноосном сжатии ^сж. до 85 МПа и показателем абразивности до 15 мг в шахтах, опасных по газу и пыли, на базе комбайна К500;
• разработка РКД на ленточный конвейер длиной 3 км для шахты «Воргашорская».
Предполагаемые сроки реализации вышеперечисленных работ -2003-2005 гг., необходимый объем финансирования данных работ составляет около 30 млн. рублей.
В соответствии с Основными положениями Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 г. предусматривается значительный прирост объемов добычи угля в России: в 2005 г. -до 300 млн. т угля, а к 2020 г. - до 450 млн т угля. Однако выполнение данной программы зависит от реализации целого ряда задач:
• изменение соотношения энергоносителей при производстве
электроэнергии в сторону увеличения доли угля с одновременным уменьшением доли газа;
• использование новых перспективных технологий энергетического использования угольного топлива (низкотемпературная вихревая технология сжигания, технология сжигания в кипящем слое, технология сжигания с предварительной газификацией и т.д.);
• проведение сбалансированной тарифной политики при железнодорожных перевозках угля, учитывающей сезонность поставок угольного топлива;
• снижение объемов поставок импортных углей в Россию с целью защиты отечественных производителей угольной продукции;
• возобновление геологоразведочных работ с целью прироста разведанных запасов угля;
• ужесточение условий выдачи и контроля лицензий на недропользование в угольной отрасли;
• техническое перевооружение шахт и разрезов, обновление основных фондов за счет закупки нового горно-шахтного и горно-транспортного оборудования, отвечающего всем современным требованиям по критериям надежности, производительности, качества и безопасности.
Из вышесказанного следует, что основная задача, стоящая на сегодняшний день перед отечественными предприятиями угольного машиностроения -это разработка и освоение выпуска образцов современной высокопроизводительной техники для обеспечения ею предприятий угольной отрасли России. Это поможет предприятиям угольной отрасли повысить производительность труда, безопасность ведения горных работ, улучшить условия труда горняков, снизить собственные издержки, а также вред, наносимый предприятиями отрасли окружающей среде. В конечном итоге указанные мероприятия позволят ускорить выход на безубыточный режим работы угледобывающих предприятий и послужат делу развития не только угольной отрасли, но и экономики России в целом.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ------------------------------
Козлов С.В. - доктор технических наук, Минэнерго России.
Файл: КОЗЛОВ
Каталог: G:\По работе в универе\2003г\Папки 2003\GIAB10~03
Шаблон:
C:YUsers\Таня\AppData\Roammg\Microsoft\ШаблоныYNormaLdo
Заголовок: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛЬНОГО
МАШИНОСТРОЕНИЯ Содержание:
Автор: Яков Михайлович
Ключевые слова:
Заметки:
Дата создания: 11.08.2003 9:06:00
Число сохранений: 3
Дата сохранения: 11.08.2003 9:12:00
Сохранил: ГитисЛ.Х.
Полное время правки: 6 мин.
Дата печати: 09.11.2008 17:24:00
При последней печати страниц: 2
слов: 1 637 (прибл.)
знаков: 9 333 (прибл.)