Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ'

ОЦЕНКА ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЦУР / СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоршева Зоя Ивановна, Аверьянов Евгений Алексеевич

В настоящее время принципы устойчивого развития, нашедшие отражение в 17 Целях устойчивого развития, которые были сформулированы международным сообществом в 2015 г. и рекомендованы для внедрения национальную политику государств, все чаще принимаются государствами в качестве основы для разработки документов стратегического планирования. Целью статьи является оценка степени соответствия стратегий субъектов Российской Федерации концепции устойчивого развития. В статье приводятся итоги содержательного анализа стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на предмет отражения в них 17 Целей устойчивого развития, а также ключевые выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE IMPLEMENTATION OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS IN THE STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Currently, the principles of sustainable development, reflected in the 17 Sustainable Development Goals, which were formulated by the international community in 2015 and recommended for implementation in national policies of States, are increasingly being adopted by States as the basis for the development of strategic planning documents. The purpose of the article is to assess the degree of compliance of the strategies of the subjects of the Russian Federation with the concept of sustainable development. The article presents the results of a substantive analysis of the strategies of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation to reflect the 17 Sustainable Development Goals, as well as key conclusions.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ»

УДК 332.145; 332.146.2

DOI 10.23672/m8337-0491 -4473-n

Егоршева Зоя Ивановна

аспирантка,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Научно-исследовательский Центр региональной политики Egorsheva218@yandex.ru

Аверьянов Евгений Алексеевич

аспирант,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Научно-исследовательский Центр региональной политики evgeniiaverianov@gmail.com

Zoya I. Egorsheva

Postgraduate Student,

Russian Academy of National Economy

and Public Service under the President

of the Russian Federation,

Research Centre

Regional Policy

Egorsheva218@yandex.ru

Evgenii A. Averianov

Postgraduate Student,

Russian Academy of National Economy

and Public Service under the President

of the Russian Federation,

Research Centre

Regional Policy

evgeniiaverianov@gmail.com

Оценка имплементации целей

устойчивого развития в стратегии

социально-экономического развития субъектов рф

Assessment

of the implementation of the sustainable development goals in the strategy of socio-economic development of the constituent entities of the russian federation

Аннотация. В настоящее время принципы устойчивого развития, нашедшие отражение в 17 Целях устойчивого развития, которые были сформулированы международным сообществом в 2015 г. и рекомендованы для внедрения национальную политику государств, все чаще принимаются государствами в качестве основы для разработки документов стратегического планирования. Целью статьи является оценка степени соответствия стратегий субъектов Российской Федерации концепции устойчивого развития. В статье приводятся итоги содержательного анализа стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на предмет отражения в них 17 Целей устойчивого развития, а также ключевые выводы.

Ключевые слова: устойчивое развитие, Цели устойчивого развития, ЦУР, стратегия социально-экономического развития, стратегическое планирование, региональное развитие.

Annotation. Currently, the principles of sustainable development, reflected in the 17 Sustainable Development Goals, which were formulated by the international community in 2015 and recommended for implementation in national policies of States, are increasingly being adopted by States as the basis for the development of strategic planning documents. The purpose of the article is to assess the degree of compliance of the strategies of the subjects of the Russian Federation with the concept of sustainable development. The article presents the results of a substantive analysis of the strategies of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation to reflect the 17 Sustainable Development Goals, as well as key conclusions.

Keywords: sustainable development, Sustainable Development Goals, SDGs, socio-economic development strategy, strategic planning, regional development.

В 70-е годов ХХ века международным сообществом был признан ряд нарастающих глобальных проблем развития человечества, решение которых актуально и сегодня. Причиной их возникновения и нарастания стало то, что подавляющая часть современных политических

идеологий, социальных систем и институтов продолжает функционировать в рамках концепции «пустого мира» [2, а 102]. Человеческая цивилизация формировалась в период неограниченных ресурсов, а расселение людей по территории всей планеты и активное использование

разнообразных ресурсов привело человечество в современные условия «полного мира» [2, с. 103] границы которого имеет конечный предел.

Среди наиболее актуальных глобальных вызовов, стоящих перед человечеством сегодня, выделяются избыточное потребление, тотальная урбанизация, техноутопизм и вырождение капитализма [3].

В качестве альтернативного варианта развития человечества была предложена концепция устойчивого развития (sustainable development), которая направлена на создание условий для «экономического роста, достижения социальной справедливости, реализации принципов рационального природопользования и повышения качества управления» [1].

В 2015 году принципы устойчивого развития были сформулированы в качестве 17 универсальных Целей устойчивого развития (далее - ЦУР) [4] для последующей их адаптации государствами, внедрением ЦУР в национальные документы стратегического планирования и достижения поставленных целей до 2030 г.

Так как значительное число зарубежных стран уже активно используют ЦУР для формирования документов стратегического планирования, анализ аналогичной практики в России заслуживает отдельно внимания. Особый интерес к стратегиям социально-экономического развития субъектов РФ (далее - стратегия субъекта РФ), так как в них значительно более ярко выражен территориальный аспект.

Оценка учета ЦУР в стратегиях субъектов РФ была проведена по нескольким блокам: упоминание в описании существующих проблем, стратегических (верхнеуровневых) целей, более детализированных целей второго порядка, ключевых показателей стратегии субъекта РФ и программах и проектах субъекта РФ.

Рассмотрим наиболее часто упоминаемые Цели устойчивого развития в каждой из рассматриваемых частей.

Оценка частоты упоминания ЦУР в разделе, описывающим существующие проблемы развития субъекта РФ показала, что наиболее часто упоминаются проблемы экономического, пространственного развития (отсутствие предпринимательской активности, отток квалифицированных кадров, устаревание основных фондов, сложная логистика), проблемы в сфере жилищного строительства и ЖКХ (низкая обеспеченность жильем, долгие сроки обновления аварийного жилого фонда, проблемы с газоснабжением, потребность в развитии энергоэффективных технологий), а также проблема отсутствия эффективной системы управления региональным развитием. Данные проблемы упоминаются в более чем 80 % стратегий субъектов РФ и соответствуют целям:

- 8 «Достойная работа и экономический рост»;

- 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура»;

- 11 «Устойчивые города и населенные пункты»;

- 16 «Мир, правосудие и эффективные институты».

Далее по частоте упоминания следует блок целей устойчивого развития, соответствующий ключевым целям развития человеческого капитала. Свыше 60 % стратегий упоминают в качестве проблемных сфер следующие Цели устойчивого развития:

- 10 «Уменьшение неравенства»;

- 1 «Ликвидация нищеты»;

- 3 «Хорошее здоровье и благополучие».

Также среди Целей устойчивого развития, упоминаемых более чем в 50 % стратегий субъектов РФ выделяются цели 15 «Сохранение экосистем суши» и 7 «Недорогостоящая и чистая энергия». При этом при описании проблем экологического характера признается техногенный и антропогенный источник их возникновения.

Результаты по блоку стратегических целей и целей второго порядка получились достаточно схожи. В обоих блоках приоритеты расставлены следующим образом: самыми упоминаемыми стратегическими целями определена цель 8 «Достойная работа и экономический рост» и 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура». Более 90 % упоминаний принадлежат целям 11 «Устойчивые города и населенные пункты», 1 «Ликвидация нищеты» 3 «Хорошее здоровье и благополучие», 16 «Мир, правосудие и эффективные институты», 10 «Уменьшение неравенства» и 4 «Качественное образование». Следующими в данном рейтинге целями, упоминаемыми в 50% стратегий субъектов РФ, являются цели в сфере экологии и развития агропромышленного комплекса (цели и 15 «Сохранение экосистем суши» и 2 «Ликвидация голода»). Иные цели в качестве верхнеуровневых упоминаются значительно реже.

В блоке целевых показателей на первом месте по-прежнему находится оценка показателей экономического роста (цель 8 «Достойная работа и экономический рост»), однако на втором месте по значимости выделена цель 1 «Ликвидация нищеты». В целом по данному блоку выявлена меньшая в сравнении с первыми тремя блоками вариативность показателей, и, что можно отметить в качестве положительной тенденции, измерение достижения целей стратегий субъектов РФ в большей степени предполагается измерять на основе показателей, характеризующих развитие человеческого капитала.

Наиболее интересным наблюдением по блоку программ и проектов следует отметить, что в абсолютном выражении упоминание ЦУР встречается чаще, чем по предыдущим блокам: получается, что в стратегии субъектов какая-либо ЦУР может не быть обозначена как проблемная сфера, и в ключевых целях и показателях не отображаться, однако при этом программа пли проект по данному направлению реализуется.

Примерами таких программ являются «Питьевая вода», «Переработка отходов», «Содействие занятости женщин», что соотносится с целями 6, 12 и 5 соответственно.

Процент упоминания ЦУР в стратегиях субъектов РФ суммарно по всем блокам отображен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Частота упоминания ЦУР в стратегиях субъектов РФ

Составлено авторами

По всем рассмотренным блокам наиболее важным приоритетом обозначен экономический рост, что наталкивает на вывод о сохранении технократического видения развития, соответствующего концепции «пустого мира» противоречащего подходу устойчивого развития и сохранение консервативного сценария.

При этом, в качестве положительной тенденции следует отметить присутствие абсолютно всех ЦУР в блоке программ и проектов и сделать предположение, что путем реализации программ ЦУР все в большей степени будут внедряться в систему управления регионами и показатели будут достигнуты к концу определенного в [4] периода.

Литература:

1. Ban Ki-moon (2013) Secretary-General's Remarks at a G20 working Dinner on «Sustainable Development for All». URL : https://www.un.org/sg/en/ content/sg/statement/2013-09-05/secretary-gener-als-remarks-g20-working-dinner-sustainable (date of application 16.04.2020).

2. Daly Herman E. Economics in a Full World. SCIENTIFIC AMERICAN. 2005. Р. 100-107.

3. Von Weizsaecker, Ernst, Wijkman, Anders. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruc-tion of the Planet. А report to the club of Rome. Springer-Verlag New-York, 2018. 231 p.

4. ООН (2015) Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL : https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/285/75/PDF/N152 8575.pdf?OpenElement (дата обращения 16.04. 2020).

Literature:

1. Ban Ki-moon (2013) Secretary-General's Remarks at a G20 working Dinner on «Sustainable Development for All». URL : https://www.un.org/sg/en/ content/sg/statement/2013-09-05/secretary-gener-als-remarks-g20-working-dinner-sustainable (date of application 16.04.2020).

2. Daly Herman E. Economics in a Full World. SCIENTIFIC AMERICAN. 2005. Р. 100-107.

3. Von Weizsaecker, Ernst, Wijkman, Anders. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruc-tion of the Planet. А report to the club of Rome. Springer-Verlag New-York, 2018. 231 p.

4. UN (2015) Transforming Our World: The 2030 Sustainable Development Agenda. URL : https://doc-uments-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/285/ 75/ PDF/N1528575.pdf? OpenElement

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.