Научная статья на тему 'ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ КОМПАНИИ КАК МИРОВОЙ ТРЕНД'

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ КОМПАНИИ КАК МИРОВОЙ ТРЕНД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / НЕФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пожарицкая И.М.

На современном этапе развития мировой экономики несомненным является требование соблюдения стратегии устойчивого развития компании. Одним из элементов такой стратегии является составление отчета об устойчивом развитии как разновидности нефинансовой отчетности экономических субъектов. В статье рассмотрены приоритетные цели устойчивого развития в стратегии мировых и российских компаний. Исследованы практические аспекты составления отчета об устойчивом развитии на примере российской компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPORT ON THE COMPANY'S SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A GLOBAL TREND

At the current stage of development of the world economy, the requirement to comply with the company's sustainable development strategy is unquestionable. One of the elements of such a strategy is the preparation of a sustainable development report as a type of non-financial reporting of economic entities. The article considers the priority goals of sustainable development in the strategy of global and Russian companies. The practical aspects of drawing up a sustainable development report on the example of a Russian company are studied.

Текст научной работы на тему «ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ КОМПАНИИ КАК МИРОВОЙ ТРЕНД»

УДК 658.17 DOI 10.37279/2519-4453-2021-1-77-82

ОТЧЕТ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ КОМПАНИИ КАК МИРОВОЙ ТРЕНД

Пожарицкая И.М.

Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО КФУ им. В.И.Вернадского, 295015, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, e-mail: iryna1106@rambler.ru

Аннотация. На современном этапе развития мировой экономики несомненным является требование соблюдения стратегии устойчивого развития компании. Одним из элементов такой стратегии является составление отчета об устойчивом развитии как разновидности нефинансовой отчетности экономических субъектов. В статье рассмотрены приоритетные цели устойчивого развития в стратегии мировых и российских компаний. Исследованы практические аспекты составления отчета об устойчивом развитии на примере российской компании.

Ключевые слова: менеджмент, устойчивое развитие, нефинансовая отчетность, корпоративная социальная ответственность, стратегическое планирование.

ВВЕДЕНИЕ

Последние 30 лет мировое сообщество переходит от составления только финансовой (бухгалтерской) отчетности к нефинансовой отчетности, которая включает отчеты о корпоративной социальной ответственности, экологические отчеты, отчеты в области устойчивого развития и интегральные отчеты. Принятие в Российской Федерации в 2017 году Концепции развития публичной нефинансовой отчетности [11] и в 2018 году Проекта Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» [15] заставляет обратить более пристальное внимание как ученых, так и практиков на этот новый вид отчетности.

Первые упоминания о необходимости информирования общества не только о финансовых, но и нефинансовых показателях деятельности компаний появились в начале 70 -х годов прошлого века. И, по мнению Воробьевой О. [6], первая нефинансовая отчетность раскрывала аспекты социальной ответственности зарубежных корпораций. Экологическая компонента в отчетности стала преобладать в конце 80-х годов ХХ века. И сформированная в начале 90 -х годов теория устойчивого развития трех Р (people, profit, planet) требовала раскрытия информации о взаимодействии экономического, социального и экологического вклада каждой крупной организации.

Проведенный ранее автором анализ типов нефинансовой отчетности, составляемых крупными компаниями в РФ [14] свидетельствует о том, что количество социальных отчетов сокращается, а отчетов в области устойчивого развития неуклонно растет. Так, по состоянию на 1 февраля 2019 года в Национальном Регистре корпоративных нефинансовых отчетов, который ведет Российский Союз промышленников и предпринимателей имеется 314 отчета в области устойчивого развития за последние 15 лет, составленные 176 российскими компаниями [1]. Все это требует переосмысления со стороны менеджмента, и прежде всего, стратегического планирования.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

В нашей стране вопросами изучения нефинансовой отчетности занимались как отдельные ученые, так и негосударственные организации. Следует отметить, что именно практическая деятельность по составлению нефинансовой отчетности начала преобладать в РФ в отсутствие ее нормативного регулирования. Так, Российский Союз промышленников и предпринимателей с 2010 года ведет Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов и периодически составляет их аналитические обзоры [1].

Научная школа Финансового университета при Правительстве РФ в лице В.И. Бариленко, О.В. Ефимовой [9, 10], Е.В. Никифоровой [16] выполнили ряд научных исследований и опубликовали монографию [3] по вопросам информационно -аналитического обеспечения устойчивого развития субъектов хозяйствования. При этом стандартизация в области устойчивого развития продолжает совершенствоваться (Бабенко И. И. [2]), также так и содержание нефинансовой отчетности российских компаний (Басова М.М. [4]). Вопросами зарубежного опыта составления отчетов об устойчивом развитии посвящены публикации Соломахина К. Н [17], Мохова В. Г. [12].

Методика исследования базировалась на контент -анализе, систематизации информации, моделировании и абстрагировании.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данной статьи является изучение особенностей формирования отчета о деятельности в области устойчивого развития компании. Для достижения поставленной цели были решены задачи по определению приоритетных целей устойчивого развития среди зарубежных и российских компаний; выделены основные разделы отчета для удовлетворения потребностей заинтересованных пользователей.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Согласно утвержденной Концепции развития публичной нефинансовой отчетности «отчет о деятельности в области устойчивого развития - документ, ориентированный на широкий круг заинтересованных сторон, содержащий сведения, которые комплексно отражают подходы и результаты деятельности организаций по существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, характеризуют ответственную деловую практику, включая экономические, экологические, социальные аспекты и системы управления» [11]. Методической основой для составления такой отчетности в отсутствии отечественных стандартов могут использоваться руководства по отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности (далее - руководство GRI) пятой версии (2018 год). При выборе раскрываемых тем могут быть использованы принципы Глобального договора Организации Объединенных наций «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области у стойчивого развития на период до 2030 года", принятого Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 г., стандарта ГОСТ Р ИСО 260002012 «Руководство по социальной ответственности» и Социальной хартии российского бизнеса (2008 год).

Следует отметить, что вышеприведенное нормативное определение отчета достаточно полно раскрывает его сущность. Но в условиях цифровизации экономики и трансформации бизнес -процессов компаний, направленных на внедрение современных технологий искусственного интеллекта, необходимо также учитывать и эти стратегические аспекты. Поэтому рекомендуем дополнить определение отчета о деятельности в области устойчивого развития следующей фразой: «в том числе в условиях цифровизации экономики».

Согласно Проекту Федерального закона о публичной нефинансовой отчетности [15], такую отчетность должны будут составлять все государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании; хозяйственные общества с не менее 50 процентов акций (долей) в уставных (складочных) капиталах которых находится в государственной собственности и ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах.

Но уже сейчас основным инструментарием для стимулирования крупных промышленных и некоммерческих организаций к составлению нефинансовой отчетности являются рейтинги, составляемые Российским Союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Так, с 2010 года Московская биржа проводит ежегодный конкурс «Лучший отчет по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию». Также последние годы выделяется отдельная номинация «За отражение в отчетности соответствия корпоративных целей, задач и результатов деятельности ЦУР-2030».

Московская биржа совместно с РСПП проводит расчет фондовых индексов устойчивого развития «Ответственность и открытость», «Вектор устойчивого раскрытия» по данным финансовой и нефинансовой отчетности котируемых компаний. Так, для расчета индекса «Вектор устойчивого раскрытия» используются данные по 10 показателям: производительность труда; охрана труда и здоровья сотрудников; оплата труда и социальная поддержка персонала; обучение и повышение квалификации персона; текучесть кадров; социальные инвестиции; выбросы в атмосферу; использование водных источников; использование энергии; обращение с отходами. По данным за 2018 год лидерами этого индекса стали следующие компании, показавшие положительную динамику: АЛРОСА, «Газпром», ЕВРАЗ, «ЕвроХим», «ИнтерРАО», «ЛУКОЙЛ», «Металлоивест», ММК, МТС, НЛМК, «Норникель», РЖД, «Росатом», «Роснефть», «Ростелеком», ГусГидро», «СахалинЭнерджи», Сбербанк РФ, СИБУР, АФК «Система», «Северсталь», СУЭК, «Транснефть» [1].

Таким образом, в развитии корпоративной нефинансовой отчетности наметилась новая тенденция: соотнесение целей компании в сфере устойчивого развития с Целями устойчивого развития ООН на период до 2030 года (ЦУР-2030). Это придает такой публичной отчетности новое стратегическое измерение. Этот мировой тренд позволяет перейти от простого декларирования ЦУР к формированию набора конкретных показателей, отражающих вклад компании в достижение этих целей. Уже более 40% российских компаний, представляющих нефинансовую отчетность стали раскрывать информацию по целям устойчивого развития.

Однако, проведенное исследование крупной аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers относительно общего качества раскрытия целейустойчивого развития, свидетельствует о различиях мировых и российских компаний. Так, из 21 стран, которые были проанализированы в рамках исследования, самый низкий показатель по упоминаю ЦУР в нефинансовой отчетности показали российские компании - 43% (в среднем по миру - 72%) [5]. При этом в отчетности в основном представлена только информация описательного характера, без привязки к количественным показателям эффективности и тем более их социальному воздействию. На рис eнке 1 представлены наиболее популярные цели устойчивого развития (ЦУР) среди мировых и российских компаний, раскрываемые в отчетности. Российские компании, выбирая ЦУР 4:Качественное образование, прежде всего, имеют ввиду качественное образование своих сотрудников, повышение их квалификации и переобучение. Хотя мировая цель состоит в целом ликвидации безграмотности, доступности образования и т.п. Также к приоритетным целям среди российского менеджмента можно отнести ЦУР 9:Индустриализация, инновации, инфраструктура, и ЦУР 17:Партнерство в интересах устойчивого развития.

Наиболее популярные ЦУР мировых компаний

№ 8. Достойная работа [ экономический рост № 13. Борьба с изменением климата № 12. Ответственное потребление и производство

Наиболее популярные ЦУР среди российских компаний

№ 8. Достойная работа и экономический рост № 4. Качественное образование № 12. Ответственное потребление и производство

Рис. 1 Наиболее популярные цели устойчивого развития (ЦУР), раскрываемые в нефинансовой отчетности компаний. Источник: составлено автором по материалам [4]

Рассмотрим более подробно вопросы корпоративного управления, занимающегося вопросами устойчивого развития. Так, еще 10 лет назад в соответствие с результатами «Доклада о социальных инвестициях в России - 2008» [8] не существовало самостоятельного подразделения, курирующего вопросы корпоративной социальной ответственности и/или устойчивого развития.

Сегодня почти в каждой третьей компании (31%) имеется самостоятельный отдел (должность), ответственное за вопросы устойчивого развития, а примерно в половине компаний (45%) этими вопросами занимаются отделы по вопросам экологии. Кроме того, в большинстве крупных компаний имеется представитель топ-менеджмента, который отвечает за декомпозицию целей устойчивого развития и бизнес-стратегии компании. Это можно считать знаковым изменением в системе корпоративного управления, и прежде всего, российских компаний.

Другим важным моментом является интеграция целей устойчивого развития в бизнес-модель компании. Так, по результатам исследования ФБК «Гранд Торнтон» [5] более половины (57%) респондентов используют само понятие «стратегии устойчивого развития», а измеримых целей в

области устойчивого развития - 40%. Согласованность целей компании и коэффициентов эффективности констатируют 37% респондентов. Чуть менее половины опрошенных (47%) отмечают наличие в компании политики/стратегии по корпоративной социальной ответственности, увязанной с ЦУР. При этом утвержденная стратегия устойчивого развития (отдельно или в составе общей бизнес-стратегии) сегодня имеется только у 40% компаний. Половина компаний планирует или начала внедрять в среднесрочной перспективе стратегию, связанную с целями устойчивого развития. В свою очередь, российские подразделения международных компаний характеризуются более высоким уровнем интеграции вопросов устойчивого развития в свою бизнес-модель. А частные российские компании по сравнению с государственными также имеют лучший уровень такой интеграции.

В отношении публичной нефинансовой отчетности стандарт ГОСТ Р ИСО 26000 -2012 [7] рекомендует учитывать и отражать в содержании публичных нефинансовых отчетов ключевые темы социальной ответственности и устойчивого развития, включая вопросы управления, трудовых отношений, окружающей среды, этики, добросовестной деловой практики, противодействия коррупции, соблюдения прав человека и взаимодействия с заинтересованными сторонами, а также вклад в развитие территорий и местных сообществ.

Для примера рассмотрим содержание отчета ПАО «Газпром нефть» об устойчивом развитии за 2018 год (таблица 1), который представлен в виде брошюры на 168 страницах.

Таблица 1 .

Содержание отчета ПАО «Газпром нефть» об устойчивом развитии за 2018 год*

Позиция отчета Содержание

Вводная часть Обращение Председателя правления ПАО по общему состоянию компании за прошедший год

Экономическая эффективность Обзор показателей в натуральных измерителях по основным видам добываемых природных ресурсов и их реализации. Указаны основные элементы инновационной структуры компании, развитие импортозамещения и обеспечение качества продукции. Раскрыта цепочка поставок и взаимоотношение с потребителями.

Стратегия устойчивого развития Раскрыто создание ценности для заинтересованных сторон: акционеров, потребителей, персонала, региона, государства. Раскрыта новая стратегия компании до 2030 года. Интеграция целей компании с Целями устойчивого развития ООН (ЦУР)

Управление в сфере устойчивого развития и взаимодействие с за интересова нными сторонами Указаны основные инициативы корпоративного управления за 2018 год, структура органов управления ПАО, деятельность Совета Директоров. Отражены подходы к управлению устойчивым развитием. Раскрыты этапы внедрения системы управления операционной деятельностью «Эталон». Раскрытие информации, этика и противодействие коррупции. Взаимодействие с заинтересованными сторонами. Внутренний контроль. Управление рисками. Корпоративная культура. Система корпоративных коммуникаций.

Производственная безопасность, энергоэффективность и энергосбережение Раскрыты подходы к управлению персоналом компании. Ответственная работа с подрядчиками. Указаны мероприятия производственной и экологической безопасности, энергопотребления и энергоэффективности.

Региональная политика и развитие местных сообществ Раскрыты проекты по поддержке регионального развития «Родные города», взаимодействие с коренными малочисленными народами Севера. Социальная деятельность за рубежом. Общественное признание компании в различных всероссийских конкурсах.

Приложения Раскрыта дополнительная информация и показатели в области устойчивого развития. Свидетельство о независимом заверении отчета независимым аудитором.

*Источник: составлено автором по материалам [13].

Проанализировав раздел отчета ПАО «Газпром нефть», посвященный стратегии устойчивого развития, следует отметить, что в первой части отчета отражены выполненные задачи в области устойчивого развития Общества, а именно: развитие кадрового потенциала (рост заработной паты

и снижение коэффициента текучести); инвестиции в производственную безопасность и снижение показателей травматизма; снижение воздействия на окружающую среду; рост социальных инвестиций в проекты регионов деятельности компании; повышение энергоэффективности и экономия энергии при добыче, что подтверждается данными энергетического аудита. Все задекларированные меры подтверждены соответствующими цифрами и показателями.

Во втором разделе отчетности указано, что утвержденная компанией долгосрочная стратегия (Стратегия-2030) интегрируется с Целями устойчивого развития ООН (ЦУР). Имеется точный перечень приоритетных ЦУР, на которые ориентирована бизнес-модель ПАО «Газпром нефть», а именно: ЦУР 8 «Достойная работа и экономический рост», ЦУР 9 «Индустриализация, инновации и инфраструктура», ЦУР 12 «Ответственное потребление и производство»; ЦУР 3 «Хорошее здоровье и благополучие»; ЦУР 6, 7, 13, 14, 15 - в области экологии; ЦУР 4, 5 и 8 - в области поддержки и развития сотрудников; ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты», ЦУР 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития» - развития социальной инфраструктуры в регионах деятельности; ЦУР 5 «Гендерное равенство», ЦУР 16 «Мир, правосудие и эффективные институты» - в области соблюдения прав человека и борьбы с коррупцией.

Следует напомнить, что единого формата отчета об устойчивом развитии не установлено. Поскольку проект «О публичной нефинансовой отчетности» не принят до сих пор и подлежащие раскрытию в отчете показатели не установлены, то каждая компания самостоятельно структурирует отчетность. Напомним, что в оригинале руководство GRI позиции отчета об устойчивом развитии представлены в виде вопросов [18]. Вызывает интерес раскрытие финансовых показателей, характеризующих взнос компании в устойчивое развитие. В отчете ПАО «Газпром нефть» - это показатели созданной прямой и распределенной экономической стоимости, в том числе выплаты акционерам, персоналу, государству.

ВЫВОДЫ

Таким образом, раскрытие практики стратегического планирования в сфере устойчивого развития и повышения открытости компаний в этой области могут рассматриваться как еще одно свидетельство последовательной работы менеджмента, что соответствует современным мировым тенденциям. И результаты этой работы могут быть количественно отражены в модельных фондовых индексах устойчивого развития, рассчитываемых Московской биржей и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Также приоритетное значение должна составлять интеграция стратегии компании и целей устойчивого развития ООН.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Перспективами дальнейших исследований являются вопросы исследования практики корпоративного управления в области устойчивого развития в российских компаниях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов: 2017-2018 гг. выпуска [Текст]. Е. Н. Феоктистова, Л. В. Аленичева, Г. А. Копылова, М. Н. Озерянская, Д. Р. Пуртова, Н. В. Хонякова. - М.: РСПП, 2019. - 104 с.

2. Бабенко, И. И. Стандартизация в области устойчивого развития на современном этапе становления корпоративной отчетности [Текст] / И.И. Бабенко // Инновации и инвестиции -2018. - № 10. - С. 141-143.

3. Бариленко, В. И. Информационно-аналитическое обеспечение устойчивого развития экономических субъектов. Монография. [Текст] / В.И. Бариленко, О.В. Ефимова, Е.В. Никифорова и др. -М.: RUScience, 2015. -160 с.

4. Басова, М. М. Содержательный анализ нефинансовой отчетности российских компаний в области устойчивого развития [Текст]/ М. М. Басова // Вестник САМГУПС. - 2016. -№ 4(34). - С. 52-56.

5. Брошюра «Итоги опроса российских компаний о текущем уровне и перспективах их вовлеченности в реализацию Целей устойчивого развития ООН».- URL: http://www.globalcompact.ru/upload/iblock/0dc/Itogi-oprosa_broshyura.pdf

6. Воробьева, О. Нефинансовая отчетность компаний: эволюция понятия и виды [Текст]/ О.Воробьева // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 1. -С. 293-296.

7. ГОСТ Р ИСО 26000-2012 «Руководство по социальной ответственности». Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г № 1611-ст.- URL: http://docs.cntd.ru/document/1200097847 (дата обращения: 22.10.2020).

8. Доклад о социальных инвестициях в России [Текст]. - М: Ассоциация Менеджеров, 2008. - с. 23-27.

9. Ефимова, О. В. Построение системы показателей для оценки и мониторинга устойчивого развития хозяйствующего субъекта [Текст] / О. В. Ефимова // Инновационное развитие экономики. - 2014. - № 4 (21). - С. 42-46.- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22255108 (дата обращения: 27.10.2020).

10. Ефимова, О. В. Формирование отчетности об устойчивом развитии [Текст]/ О.В. Ефимова // Учет. Анализ. Аудит - 2018. - № 3. - С. 40-53.- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35257299 DOI: 10.26794/2408-9303-2018-5-3-40-53 (дата обращения: 27.10.2020).

11. Концепция развития публичной нефинансовой отчетности. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2017 № 876-р.- URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/49565.html/ (дата обращения: 22.10.2020).

12. Мохов, В. Г. Программа устойчивого развития «Coca-Cola HBC Россия» [Текст]/

B. Г. Мохов, М. И. Рябухин // Южно-уральский государственный университет - 2017. - № 4. -

C. 68-72..- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30782188 (дата обращения: 27.10.2020).

13. Отчет об устойчивом развитии ПАО «Газпром нефть». - 2018. - 168 с.

14. Пожарицкая, И. М. Экологическая составляющая нефинансовой отчетности [Текст]/ И. М. Пожарицкая // Экономика строительства и природопользования. - 2016. - № 1. - С.50-53 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29243650 (дата обращения: 10.10.2020).

15. Проект Федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» (подготовлен Минэкономразвития 28.11.2017).- URL: https://base.garant.ru/56740141/ (дата обращения: 17.10.2020).

16. Никифорова, Е. В. Методические подходы к подготовке отчетности об устойчивом развитии хозяйствующего субъекта [Текст] / Е. В. Никифорова // Учет. Анализ. Аудит. - 2015. -№ 4. - С.75-80. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24398140 (дата обращения: 27.10.2020).

17. Соломахин, К. Н. Обзор отчетов европейских компаний о деятельности в области устойчивого развития за 2010 год [Текст] / К. Н. Соломахин // Сибирская финансовая школа. - 2011. - № 4. - С. 119-123.- URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17672199 (дата обращения: 27.10.2020).

18. Corporate Citizenship. Advancing the Sustainable Development Goals: Business action & Millennials' views (2016) https://corporate-citizenship.com/wp-content/uploads/Advancing-the-

15. Sustainable -Development-GoalsBusiness - Action-and -Millennials -Views.pdf.

REPORT ON THE COMPANY'S SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A GLOBAL TREND

Pozharitskaya I. M.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea

Annotation. At the current stage of development of the world economy, the requirement to comply with the company's sustainable development strategy is unquestionable. One of the elements of such a strategy is the preparation of a sustainable development report as a type of non-financial reporting of economic entities. The article considers the priority goals of sustainable development in the strategy of global and Russian companies. The practical aspects of drawing up a sustainable development report on the example of a Russian company are studied.

Keywords: management, sustainable development, non-financial reporting, corporate social responsibility, strategic planning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.