Научная статья на тему 'ОЦЕНКА И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТИПА РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ОЦЕНКА И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТИПА РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯЦИЯ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ДЕВОЧКИ / МАЛЬЧИКИ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мищенко И.В., Лебедева М.П., Шаренкова Л.А., Смолина В.С.

Цель исследования - определение типа регуляции сердечного ритма младших школьников как показателя адаптированности к школьным нагрузкам, в том числе и к занятиям физическими упражнениями на уроках по физической культуре и в спортивных секциях. Методика и организация исследования. Проведен анализ вариабельности сердечного ритма у школьников 7-10 лет, в котором приняли участие 156 школьников (70 мальчиков и 86 девочек). Исследование проводилось аппаратом «Варикард» с программным обеспечением «Интегрированная система кардиоинтервалометрии» (ИСКИМ), версия 6.2. Результаты исследования и выводы. В возрастной группе 7-8 лет преобладает третий тип регуляции (умеренное преобладание парасимпатической активности). Третий тип регуляции преобладает как у мальчиков, так и у девочек. Треть обследованных школьников в данной возрастной группе имеет первый тип регуляции, что указывает на умеренное напряжение регуляторных систем. Школьникам, имеющим первый тип регуляции, рекомендуется ограничить эмоциональные нагрузки, занятия физической культурой без ограничений. В возрастной группе 9-10 лет также преобладает третий тип регуляции как у мальчиков, так и у девочек. В общей группе это составляет 60,5%. В этой возрастной группе с первым типом регуляции девочек в два раза больше, чем мальчиков. В результате исследования выяснили, что 81,4% школьников в возрасте 7-10 лет могут заниматься физической культурой без ограничений. А 18,6% школьникам показаны занятия физической культурой в оздоровительном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мищенко И.В., Лебедева М.П., Шаренкова Л.А., Смолина В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION AND COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TYPE OF HEART RATE REGULATION FOR LOAD DETERMINATION IN PHYSICAL CULTURE LESSONS

Objective of the study was to determine the type of heart rate regulation of younger schoolchildren as an indicator of adaptation to school loads, including physical exercises in physical education lessons and in sports sections. Methods and structure of the study. The analysis of heart rate variability in schoolchildren aged 7-10 years was carried out, in which 156 schoolchildren (70 boys and 86 girls) took part. The study was carried out with the apparatus "Varicard" with the software "Integrated system of cardiointervalometry", version 6.2. Indicators of heart rate variability are objective indicators of the tone of the autonomic nervous system (its sympathetic and parasympathetic divisions). Results and conclusions. In the age group of 7-8 years, the third type of regulation predominates (moderate predominance of parasympathetic activity). The third type of regulation prevails in both boys and girls. A third of the surveyed schoolchildren in this age group has the first type of regulation, which indicates a moderate tension of regulatory systems. Schoolchildren with the first type of regulation are advised to limit emotional stress, physical education without restrictions. In the age group of 9-10 years, the third type of regulation also prevails in both boys and girls. In the general group, this is 60.5%. In this age group with the first type of regulation, there are twice as many girls as boys. As a result of the study, it was found that 81.4% of schoolchildren aged 7-10 years old can engage in physical education without restrictions. And 18.6% of schoolchildren are shown physical education classes in a health-improving mode.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТИПА РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ОЦЕНКА И СРАВНИТЕЛЬНЫМ АНАЛИЗ ТИПА РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC [612.172.2+612.176] - 053.5

Поступила в редакцию 25.03.2023 г.

Информация для связи с автором: i.mischenko@narfu.ru

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Мищенко1 Кандидат педагогических наук, доцент М.П. Лебедева1 Кандидат биологических наук, доцент Л.А. Шаренкова2 Кандидат медицинских наук, доцент В.С. Смолина2 Юеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск

2Северный государственный медицинский университет, Архангельск

EVALUATION AND COMPARATIVE ANALYSIS OF THE TYPE OF HEART RATE REGULATION FOR LOAD DETERMINATION IN PHYSICAL CULTURE LESSONS

PhD, Associate Professor I.V. Mishchenko1 PhD, Associate Professor M.P. Lebedeva1 PhD, Associate Professor L.A. Sharenkova2 PhD, Associate Professor V.S. Smolina2 1Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk 2North State Medical University, Arkhangelsk

Аннотация

Цель исследования - определение типа регуляции сердечного ритма младших школьников как показателя адаптированности к школьным нагрузкам, в том числе и к занятиям физическими упражнениями на уроках по физической культуре и в спортивных секциях.

Методика и организация исследования. Проведен анализ вариабельности сердечного ритма у школьников 7-10 лет, в котором приняли участие 156 школьников (70 мальчиков и 86 девочек). Исследование проводилось аппаратом «Варикард» с программным обеспечением «Интегрированная система кардиоинтервалометрии» (ИСКИМ), версия 6.2. Результаты исследования и выводы. В возрастной группе 7-8 лет преобладает третий тип регуляции (умеренное преобладание парасимпатической активности). Третий тип регуляции преобладает как у мальчиков, так и у девочек. Треть обследованных школьников в данной возрастной группе имеет первый тип регуляции, что указывает на умеренное напряжение регулятор-ных систем. Школьникам, имеющим первый тип регуляции, рекомендуется ограничить эмоциональные нагрузки, занятия физической культурой без ограничений. В возрастной группе 9-10 лет также преобладает третий тип регуляции как у мальчиков, так и у девочек. В общей группе это составляет 60,5%. В этой возрастной группе с первым типом регуляции девочек в два раза больше, чем мальчиков. В результате исследования выяснили, что 81,4% школьников в возрасте 7-10 лет могут заниматься физической культурой без ограничений. А 18,6% школьникам показаны занятия физической культурой в оздоровительном режиме.

Ключевые слова:регуляция сердечного ритма, младшие школьники, девочки, мальчики, работоспособность, физическая нагрузка.

Abstract

Objective of the study was to determine the type of heart rate regulation of younger schoolchildren as an indicator of adaptation to school loads, including physical exercises in physical education lessons and in sports sections. Methods and structure of the study. The analysis of heart rate variability in schoolchildren aged 7-10 years was carried out, in which 156 schoolchildren (70 boys and 86 girls) took part. The study was carried out with the apparatus "Varicard" with the software "Integrated system of cardiointervalometry", version 6.2. Indicators of heart rate variability are objective indicators of the tone of the autonomic nervous system (its sympathetic and parasympathetic divisions).

Results and conclusions. In the age group of 7-8 years, the third type of regulation predominates (moderate predominance of parasympathetic activity). The third type of regulation prevails in both boys and girls. A third of the surveyed schoolchildren in this age group has the first type of regulation, which indicates a moderate tension of regulatory systems. Schoolchildren with the first type of regulation are advised to limit emotional stress, physical education without restrictions. In the age group of 9-10 years, the third type of regulation also prevails in both boys and girls. In the general group, this is 60.5%. In this age group with the first type of regulation, there are twice as many girls as boys. As a result of the study, it was found that 81.4% of schoolchildren aged 7-10 years old can engage in physical education without restrictions. And 18.6% of schoolchildren are shown physical education classes in a health-improving mode.

Keywords: heart rate regulation, junior schoolchildren, girls, boys, working capacity, physical activity.

Введение. В настоящее время государством уделяется особое внимание сохранению здоровья подрастающего поколения, повышению привлекательности занятиями физической культурой и спортом. Неблагоприятные климатические условия Европейского Севера предъявляют высокие требования к адаптационным системам организма человека в целом, и тем более при занятиях физическими упражнениями в возрасте 7-10 лет (младшие школьники), когда адаптационные системы организма формируются.

Цель исследования - определение типа регуляции сердечного ритма младших школьников как показателя адапти-рованности к школьным нагрузкам, в том числе и к занятиям физическими упражнениями на уроках по физической культуре и в спортивных секциях.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 156 школьников от 7 до 10 лет, в том числе 86 девочек и 70 мальчиков. Все школьники были разделены на 2 группы: 7-8 лет и 9-10 лет. Исследование вариа-

№10 • 2023 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

бельности сердечного ритма (ВСР) проводилось не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды, в помещении с температурой 20-22 градуса. В момент обследования были устранены все помехи, приводящие к эмоциональному возбуждению, также до наблюдения не проводилась физическая нагрузка (урок физической культуры или спортивная тренировка). При анализе ВСР осуществлялся индивидуальный подход с учетом типа вегетативной регуляции, согласно классификации Н. И. Шлык умеренное преобладание центральной регуляции (I тип), выраженное преобладание центральной регуляции (II тип), умеренное преобладание автономной регуляции (III тип), выраженное преобладание автономной регуляции (IV тип). Исследование проводилось аппаратом «Варикард» с программным обеспечением «Интегрированная система кардиоинтервалометрии» (ИСКИМ), версия 6.2.

Результаты исследования и их обсуждение. Вариабельность или изменчивость, в том числе и сердечного ритма, отражает воздействие сигналов управления, перенастраивающих органы или системы в интересах сохранения гомеоста-за или адаптации организма к новым условиям. Показатели вариабельности сердечного ритма являются объективными индикаторами тонуса вегетативной нервной системы (ее симпатического и парасимпатического отделов). Они также отражают оценку выраженности адаптационного ответа организма на внешние раздражители (учебная нагрузка, физическая нагрузка, бытовые условия, погода и другие стрессоры).

В спектре коротких записей (от 2 до 5 минут), для оценки неспецифических механизмов адаптации, принято выделять три главных спектральных компонента общей мощности (ТР) ВСР: а) очень низких (VLF), б) низких и в) высоких частот По полученным данным рассчитывался вегетативный показатель и тип регуляции. Функциональное состояние оценивалось по 4-балльной системе (4 типа регуляции).

В возрастной группе 7-8 лет преобладает третий тип регуляции (умеренное преобладание парасимпатической активности). Его имеют 51,4% (36 чел.), принявших участие в обследовании. Третий тип регуляции преобладает как у мальчиков - 48,3% (14 человек), так и у девочек - 53,7% (22 человека). Функциональное состояние очень хорошее, оптимальное состояние регуляторных систем. Этим школьникам показаны занятия физической культурой, двигательные нагрузки без ограничений. Обращает на себя внимание, что треть обследованных школьников в данной возрастной группе имеет первый тип регуляции, что указывает на умеренное напряжение регуляторных систем. Это мальчики - 34,5% (10 чел.) и девочки - 31,7% (13 чел.). Школьникам с первым типом регуляции сердечного ритма рекомендуется ограничить эмоциональные нагрузки, занятия физической культурой без ограничений. Школьникам со вторым типом регуляции (сниженное функциональное состояние регуляторных систем) 10% (7 чел.) показаны занятия физической культурой в оздоровительном режиме, исключая упражнения высокой интенсивности. Такой тип регуляции сердечного ритма, возможно, отражает выраженное утомление организма. Четвертый тип регуляции 5,7% (4 чел.) может быть «физиологическим» или отражать переутомление и перенапряжение организма. Этим школьникам по физической культуре показана лечебная группа здоровья низкой интенсивности.

В возрастной группе 9-10 лет также преобладает третий тип регуляции как у мальчиков - 63,4% (26 человек), так и у девочек - 57,8% (26 чел.). В общей группе это составляет 60,5% (52 чел.). В этой возрастной группе с первым типом регуляции девочек в два раза больше, чем мальчиков (24,4% и 12,2% соответственно). Обращает на себя внимание, что школьников с четвертым типом регуляции в возрастной группе 9-10 лет почти в три раза больше, чем в группе 7-8 лет

(15,1% и 5,7% соответственно). Возможно, это связано с возрастающей учебной нагрузкой, увеличением времени игры на компьютере и мобильном телефоне, нарушением режима труда и отдыха. Данное исследование еще раз подтверждает, что количество детей, занимающихся в лечебной группе здоровья, от года к году увеличивается.

Вывод. Проведенное исследование выявило, что 81,4% школьников (127 чел.) в возрасте 7-10 лет могут заниматься физической культурой без ограничений. Это 56,4% (88 человек) с третьим типом регуляции сердечного ритма и 25% (39 человек) с первым типом регуляции сердечного ритма. Школьникам со вторым и четвертым типом регуляции (18,6%, 29 чел.) показаны занятия физической культурой в оздоровительном режиме. Это необходимо учитывать на уроках по физической культуре для сохранения здоровья подрастающего поколения.

Использованная литература

1. Баевский Р. Анализ вариабельности сердечного ритма: физиологические основы и основные методы проведения / Р. Баевский, А. Черникова // Cardiometry; Выпуск 10; Май 2017; С. 66-76; DOI: 10.12710/cardiometry.-2017.6676 Онлайн-доступ: www.cardiometry. net/issues/no10-may-2017/heart-rate-variability-analysis

2. Грибанов А.В. Сезонные изменения церебрального энергообмена при разном уровне тревожности у молодых людей в арктической зоне Российской Федерации / А.В. Грибанов, О.Н. Котцова, Н.Ю. Аникина, М.Н. Панков, И.Е. Корельская // Человек. Спорт. Медицина. - 2021. - Т. 21. - № 4. - С. 73-80.

3. Игишева Л.Н. Влияние умеренной физической нагрузки на ВСР у детей младшего и среднего школьного возраста / Л.Н. Игишева, Э.М. Казин, А.Р. Галеев // Физиология человека. - 2006. - № 3. -С. 55-61.

4. Лаврова Н.Ю. Особенности сердечного ритма у детей младшего школьного возраста в осенний и весенний периоды под влиянием учебной деятельности: автореферат дис. ... канд. биол. наук / Н.Ю. Лаврова. - Казань. - 2003. - 23 с.

5. Мурашко Е.В. Современные аспекты синдрома вегетососудистой дистонии у детей и подростков. Клиника, диагностика, подходы к терапии / Е.В. Мурашко, Г.Г. Осокина // Вестник аритмологии. -2000. - № 18. - С. 49-50.

6. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов / Н.И. Шлык. - Ижевск: Удмуртский университет, 2009. - 259 с.

7. Шумихина И.И. Особенности адаптивных возможностей организма у студентов с учетом анализа ВСР / И.И. Шумихина - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2016. - С. 289-293.

References

1. Baevsky R., Chernikova A. Analiz variabelnosti serdechnogo ritma: fiziologicheskiye osnovy i osnovnyye metody provedeniya [Analysis of heart rate variability: physiological basis and basic methods]. Cardiometry. Issue 10. May 2017. pp. 66-76; DOI: 10.12710/cardiom-etry.-2017.6676 Online access: www.cardiometry.net/issues/no10-may-2017/heart-rate-variability-analysis

2. Gribanov A.V., Kotsova O.N., Anikina N.Yu., Pankov M.N., Korelskaya I.E. Sezonnyye izmeneniya tserebralnogo energoobmena pri raznom urovne trevozhnosti u molodykh lyudey v arkticheskoy zone Rossiyskoy Federatsii [Seasonal changes in cerebral energy exchange at different levels of anxiety in young people in the Arctic zone of the Russian Federation]. Chelovek. Sport. Meditsina. 2021. Vol. 21. No. 4. pp. 73-80.

3. Igisheva L.N., Kazin E.M., Galeev A.R. Vliyaniye umerennoy fiziches-koy nagruzki na VSR u detey mladshego i srednego shkolnogo voz-rasta [Influence of moderate physical activity on HRV in children of primary and secondary school age]. Fiziologiya cheloveka. 2006. No. 3. pp. 55-61.

4. Lavrova N.Yu. Osobennosti serdechnogo ritma u detey mladshego shkolnogo vozrasta v osenniy i vesenniy periody pod vliyaniyem ucheb-noy deyatelnosti [Features of the heart rhythm in children of primary school age in the autumn and spring periods under the influence of educational activities]. PhD diss. abstract. Kazan. 2003. 23 p.

5. Murashko E.V., Osokina G.G. Sovremennyye aspekty sindroma veg-etososudistoy distonii u detey i podrostkov. Klinika, diagnostika, pod-khody k terapii [Modern aspects of the syndrome of vegetovascular dystonia in children and adolescents. Clinic, diagnostics, approaches to therapy]. Vestnik aritmologii. 2000. No. 18. pp. 49-50.

6. Shlyk N.I. Serdechnyy ritm i tip regulyatsii u detey, podrostkov i sports-menov [Heart rate and type of regulation in children, adolescents and athletes]. Izhevsk: Udmurtskiy universitet publ., 2009. 259 p.

7. Shumikhina I.I. Osobennosti adaptivnykh vozmozhnostey organizma u studentov s uchotom analiza VSR [Features of the adaptive capabilities of the body in students, taking into account the analysis of HRV]. Izhevsk: Udmurtskiy gosudarstvennyy universitet publ., 2016. pp. 289-293.

http://www.teoriya.ru

№10 • 2023 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.