Научная статья на тему 'Оценка хозяйственного рационализма студенческой молодежи Иркутской области'

Оценка хозяйственного рационализма студенческой молодежи Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
124
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принятие хозяйственных решений / региональная экономика / склонность к "расчетливости" / склонность к независимости и целеполаганию / экономический рационализм / склонность к самостоятельности / economic decision-making / regional economy / tendency to prudence / inclination for self-dependence / inclination for independence and goal-setting / economic rationalism

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паскевская Наталья Андреевна

Дается оценка хозяйственного рационализма домохозяйств на примере студенческой молодежи Иркутской области, определяется склонность студентов к «расчетливости», самостоятельности, независимости и целеполаганию в области принятия хозяйственных решений. Делается вывод о низком уровне развития хозяйственного рационализма у основной массы студентов, составляющих будущее региональной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the evaluation of the economic rationalism of households by the example of the students of the Irkutsk region. The tendency to prudence, selfdependence, independence and goal-setting in the sphere of economic decision-making is determined. It is concluded that the level of the economic rationalism development among the majority of the students, who are the future of the regional economy, is low.

Текст научной работы на тему «Оценка хозяйственного рационализма студенческой молодежи Иркутской области»

H.A. ПАСКЕВСКАЯ

УДК 338.4:316.344.34(571.53) H.A. ПАСКЕВСКАЯ

ББК 65.050.11(2 Сиб) аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

ОЦЕНКА ХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЦИОНАЛИЗМА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Дается оценка хозяйственного рационализма домохозяйств на примере студенческой молодежи Иркутской области, определяется склонность студентов к «расчетливости», самостоятельности, независимости и целеполаганию в области принятия хозяйственных решений. Делается вывод о низком уровне развития хозяйственного рационализма у основной массы студентов, составляющих будущее региональной экономики.

Ключевые слова: принятие хозяйственных решений, региональная экономика, склонность к «расчетливости», самостоятельности, независимости и целеполага-нию, экономический рационализм.

N.A. PASKEVSKAYA

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]

EVALUATION OF ECONOMIC RATIONALISM OF IRKUTSK REGION'S STUDENTS

The article presents the evaluation of the economic rationalism of households by the example of the students of the Irkutsk region. The tendency to prudence, self-dependence, independence and goal-setting in the sphere of economic decision-making is determined. It is concluded that the level of the economic rationalism development among the majority of the students, who are the future of the regional economy, is low.

Keywords: economic decision-making, regional economy, tendency to prudence, inclination for self-dependence, inclination for independence and goal-setting, economic rationalism.

Особенности российской хозяйственной культуры и уровень развития хозяйственного рационализма населения не позволили нашей стране пойти по пути развития западных стран. Устойчивые тенденции, сложившиеся в общественном сознании россиян, и сейчас могут существенно осложнить переход страны к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. В связи с этим особую актуальность представляют выявление тенденций развития хозяйственного рационализма домохозяйств Иркутской области и оценка их влияния на региональную экономику.

Степень развития хозяйственного рационализма в стране определяют следующие факторы:

- склонность/несклонность к «расчетливости» в сфере принятия хозяйственных решений для обеспечения соответствия между доходами и расходами;

- склонность/несклонность к независимости и ответственности в сфере принятия хозяйственных решений;

- склонность/несклонность к целепола-ганию в сфере принятия хозяйственных решений.

Целью настоящего исследования является изучение уровня развития хозяйственного рационализма домохозяйств Иркутской области на примере студенческой молодежи. Выбор данной категории обусловлен в первую очередь тем, что нынешние студенты — это дети поколения, сознание

© НА. Паскевская, 2011

которого сформировалось уже в период перехода к рыночной экономике. Кроме того, именно от современной молодежи зависит, в известной степени, социально-экономическое процветание страны и региона в будущем.

Уровень развития хозяйственного рационализма студенческой молодежи Иркутской области изучался методом анкетирования. Респонденты представляют собой группу студентов вузов Иркутска преимущественно экономических специальностей. Результаты анкетирования обработаны статистически. Анкета включала 18 вопросов, позволяющих определить:

- портрет респондента (пол, возраст, получаемая специальность);

- склонность/несклонность к «расчетливости» в сфере принятия хозяйственных решений для обеспечения соответствия между доходами и расходами (наличие сбережений, опыт инвестирования, планирование и контроль доходов и расходов);

- склонность/несклонность к независимости и ответственности в сфере принятия хозяйственных решений (совмещение учебы с работой, источники дохода, от кого зависит благосостояние);

- склонность/несклонность к целеполага-нию (планирование финансового будущего);

- источники информации об управлении экономикой домашнего хозяйства и потребность в дополнительных знаниях и навыках по данной теме.

В результате проведенного анкетирования установлено следующее.

Возраст респондентов составляет 1821 год. Три четверти опрошенных не работают, четверть совмещают работу с учебой.

Источниками дохода современного студента являются: материальная помощь родителей — ее получают 83% респондентов, для 26,9% — зарплата и другие источники дохода, стипендию получают чуть больше 20% студентов.

Около 40% опрошенных уже имеют сбережения. В будущем планируют иметь сбережения почти все — 93,1%, а 6,9% не считают это актуальным.

Некоторые студенты, участвовавшие в исследовании, уже имеют незначительный опыт инвестиционной деятельности. В основном это хранение денег в «тумбочке»,

инвестиции в бизнес, брокерский счет на бирже и банковский депозит. Буквально единицы имеют полис накопительного страхования жизни, обладают опытом инвестирования в драгоценные металлы, доверительного управления и работы с взаимными фондами, опытом вложений в недвижимость.

Контролируют и заранее планируют свои расходы около 90% студентов; 85,5% студентов уверены, что собственное финансовое благополучие зависит он них самих; 29,0% полагаются на родителей; 19,8% респондентов считают, что их благосостояние зависит от государства; 19,5% предполагают наличие других факторов. Считают, что свое финансовое будущее необходимо планировать, 95% опрошенных, остальные полагают, что их финансовое будущее в планировании не нуждается.

Современные студенты планируют в первую очередь расходы по содержанию себя или своей семьи — 70,7%, затем дорогостоящие покупки — 54,5% и обеспечение жильем — 54,0%. Пенсионное обеспечение планируют только 18,1% опрошенных, а страховую защиту — лишь 5,9%. Следует отметить, что 11,2% студентов вообще не планируют свое финансовое будущее.

Только 60% опрошенных ответили, что они обладают знаниями о том, как планировать финансовое будущее и управлять им, однако на контрольный вопрос о применении сложного процента в финансовой сфере правильный ответ дали менее 20%. Отсутствие необходимых знаний признали 40% респондентов.

Информацию о необходимости управлять собственным благосостоянием 64,3% опрошенных получали в семье; 41,3% изучали вопрос самостоятельно; 35,3% указали, что получали знания в вузе; 28,2% почерпнули знания из средств массовой информации; 14,7% опрошенных познакомились с этой темой в школе.

Более 70% респондентов считают, что навыки управления экономикой домохозяйств должны прививаться в первую очередь в семье. Как студенты, приобретающие экономические специальности, они ожидают получить знания и навыки в вузе. На школу и средства массовой информации рассчитывают около 30% студентов. Среди респондентов в получении дополнительных знаний

Н.А. ПАСКЕВСКАЯ

об управлении экономикой домохозяйств нуждаются около 70%.

В процессе статистической обработки полученных результатов было выявлено пять групп респондентов, имеющих существенные различия по основным признакам, характеризующим уровень развития хозяйственного рационализма.

Наиболее четкую позицию занимают члены самой малочисленной группы (21 чел.), которая определена нами как эталонная. Студенты этой группы отличаются активной жизненной позицией, совмещают работу с учебой, все считают основным источником дохода заработную плату. Имеют сбережения 100%. Планируя свое финансовое будущее, молодые люди предполагают содержание семьи (70%), пенсионное (40%) и страховое (35%) обеспечение, обеспечение жильем (40%), дорогостоящие покупки (37%). Половина опрошенных указывает, что информацию об управлении экономикой домашнего хозяйства они изучали самостоятельно, 40% назвали источником информации семью и 40% — средства массовой информации. Только 30% отмечают, что необходимые знания они получили в вузе, и 10% — в школе. Считают, что обладают знаниями, необходимыми для эффективного управления своим благосостоянием, 100% участников, однако только 20% правильно ответили на контрольный вопрос. При этом все отмечают, что нуждаются в получении дополнительных знаний по этой теме.

Наиболее близка к эталонной группе третья группа респондентов (35 чел.). Студенты этой группы также рассчитывают в жизни на себя (90%). Совмещают работу с учебой 20%. Кроме заработной платы, они получают материальную помощь от родителей, чуть меньше половины получают стипендию (в остальных группах этот показатель колеблется в районе 15-22%). У 60% опрошенных есть сбережения, и, в отличие от представителей остальных групп, они имеют наибольший опыт инвестирования. В будущем все молодые люди планируют содержание семьи, 80% — обеспечение жильем, пенсионное (40%) и страховое (40%) обеспечение, дорогостоящие покупки (37%). Информацию об управлении семейной экономикой 90% получали в семье и изучали самостоятельно, 83% опрошенных

указали на СМИ, 70% получили знания в вузе и 50% — в школе. Пятая часть данной группы считает, что обладает необходимыми знаниями, а на контрольный вопрос правильный ответ дали 50% студентов, при этом большинство (80%) испытывают потребность в получении дополнительных знаний.

Самой дальней от эталонной является четвертая группа респондентов (52 чел.), в которой пятая часть опрошенных совмещает работу с учебой, имеет сбережения, 30% контролируют свои доходы и расходы (в остальных группах этот показатель равен 100%). У них полностью отсутствует опыт инвестирования. Основным источником дохода помощь родителей считают 90%. Причем и в будущем 50% респондентов связывают свое благосостояние с помощью родителей. В данной группе лишь 30% опрошенных планируют свое финансовое будущее (в остальных планируют все), из них 10% предполагают в будущем содержание семьи, приобретение жилья и пенсионное обеспечение. В качестве источников информации 30% назвали семью и вуз, 20% — СМИ, а 10% изучали вопрос в школе и самостоятельно. Треть опрошенных считает, что имеет необходимые знания, 20% правильно ответили на контрольный вопрос, и половина студентов указывает на потребность в получении дополнительных знаний.

В остальных группах (первая — 184 чел. и вторая — 124 чел.), несмотря на имеющиеся различия, можно отметить следующие общие тенденции: работающие студенты составляют 20% опрошенных, 90% в качестве источника дохода указывают родителей и около 30% связывают с ними свое будущее благосостояние. Тем не менее большинство молодых людей (90%) в будущем рассчитывают на себя и планируют содержание семьи (80%), обеспечение жильем (60%), пенсионное обеспечение (26 и 10% соответственно), дорогостоящие покупки (20 и 50%). Студенты этих групп указывают разные источники информации: школа — 15 и 10%, вуз — 40 и 20%, семья — 60 и 30%, СМИ — 30 и 20%, 40% опрошенных изучали вопрос самостоятельно. Наличие необходимых знаний предполагают в первой группе 50%, а во второй 20%, при этом на контрольный вопрос правильно ответили 25 и 2% соответственно. В первой группе все

респонденты испытывают потребность в дополнительных знаниях, во второй — только треть.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. В среде современной студенческой молодежи Иркутской области лишь незначительная часть молодых людей — 13,3% — предпринимает реальные шаги к созданию своего будущего благосостояния и планирует в дальнейшем формировать его самостоятельно. Среди них мы можем наблюдать склонность к целеполаганию, стремление к независимости и ответственности, а также «расчетливости» в сфере принятия хозяйственных решений.

2. Знания, способствующие развитию хозяйственного рационализма, студенты получают из различных источников, наиболее доверяя при этом стереотипу поведения, сложившемуся в семье. При этом уровень знаний свидетельствует о сформировавшейся в обществе экономической культуре. Очевидно отсутствие единой системы соответствующего образования молодежи в школе, вузах и недостаток информации в СМИ.

3. Повышению уровня развития хозяйственного рационализма домохозяйств может способствовать разработка региональной программы, направленной на повышение экономической грамотности молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.