МИННИГУЛОВА Динара Борисовна,
профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса ФГКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет МВДРоссии», доктор юридических наук, доцент,
e-mail: [email protected]
ШАЙХУЛЛИН Марат Селирович,
профессор ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России», профессор кафедры теории государства и права БашГУ,
доктор юридических наук, доцент, e-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ГРАЖДАНАМИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. В статье предпринята попытка обозначить основы правового регулирования оценки эффективности деятельности глав муниципальных образований и органов местного самоуправления населением муниципалитетов. Анализируются основные проблемные вопросы правового регулирования оценки эффективности деятельности глав муниципальных образований и органов местного самоуправления населением муниципалитетов, к примеру внесение гражданами возражений результатами оценки эффективности деятельности глав муниципальных образований и органов местного самоуправления. Обозначены плюсы и минусы разных способов реализации прав граждан по оценке эффективности деятельности глав муниципальных образований и органов местного самоуправления ведь важнейшим критерием для поощрения муниципального района или городского округа является удовлетворенность граждан условиями их жизни в населенных пунктах, подлежащих аудиту.
Ключевые слова: правовое регулирование оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, оценка эффективности, органы местного самоуправления, органы государственной власти, публичная власть, оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, оценка населением эффективности деятельности глав муниципальных образований и органов местного самоуправления.
MINNIGULOVA Dinara Borisovna,
Doctor of Law, Associate Professor, Professor FGKOU VO "Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia"; Professor of the Department of Civil Law and Civil Procedure
SHAIKHULLIN Marat Selirovich,
Doctor of Law, Associate Professor, Professor of «UYul of the Ministry of Internal Affairs of Russia»;
Professor, Department of Theory of State and Law
BashSU Institute of Law
THE ASSESSMENT BY CITIZENS OF THE EFFICIENCY OF THE ACTIVITIES OF BODIES AND OFFICIALS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT: STATEMENT OF THE PROBLEM
Annotation. The article made an attempt to outline the foundations of legal regulation of assessing the effectiveness of the activities of the heads of municipalities and local self-government bodies by the population of municipalities. The main problematic issues of legal regulation of assessing the effectiveness of the activities
чтттжжжжжжжжжжжжттттттжжшжжжттттттття/жжжжеттттттт*^^
114 ПРАВО n УПРАВЛЕНИЕ - № 1 - 2023
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-114-120 NIION: 2021-0079-1/23-21 MOSURED: 77/27-025-2023-01-21
of heads of municipalities and local self-government bodies by the population of municipalities are analyzed, for example, citizens introducing objections by the results of assessing the effectiveness of the activities of heads of municipalities and local self-government bodies. The pros and cons of various ways of exercising the rights of citizens to assess the effectiveness of the activities of heads of municipalities and local self-government bodies are indicated, because the most important criterion for encouraging a municipal district or urban district is the satisfaction of citizens with the conditions of their life in settlements subject to audit.
Key words: legal regulation of performance evaluation of local self-government bodies, performance evaluation, local self-government bodies, state authorities, public authorities, performance evaluation of local self-government bodies, assessment by the population of the effectiveness of the activities of the heads of municipalities and local self-government bodies.
В целях объективного и результативного проведения мониторинга деятельности муниципальных образований в Указе Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607, предусмотрена норма, согласно которой главы местных администраций городских округов и муниципальных районов должны ежегодно предоставлять доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, которые размещаются на официальном сайте соответствующего муниципального образования или на официальном сайте субъекта Российской Федерации [1]. Представляется, что социально-правовое значение таких докладов, имеющих публичный характер заключается в том, чтобы, во-первых, реализовывать принцип гласности и транспарентности (открытости) деятельности местного самоуправления, поскольку, в конечном итоге, динамика количественных и качественных показателей необходима не для создания эффекта формальной отчетности муниципалитетов перед органами государственной власти, а для проведения СВОТ-анализа, выявления сильных и слабых сторон деятельности органов местного самоуправления по решению местных вопросов. Во-вторых, доклады глав муниципальных образований о достигнутых показателях эффективности деятельности органов местного самоуправления отражают реальное состояние дел, складывающееся в том или ином муниципалитете на текущий период.
В то же время с позиции участия населения в решении вопросов местного значения важен юридический механизм, обеспечивающий процедуры общественного обсуждения, как нормативных, ненормативных актов органов местного самоуправления, так и официальных документов, подлежащих размещению на официальном сайте муниципалитета. Если население будет несогласно с количественными и качественными показателями, изложенными в официальном докладе главы муниципального образования о достигнутых значениях показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, то граждане в порядке статьи
33 Конституции Российской Федерации [2] имеют право внести свои возражения в органы местного самоуправления, посредством направления обращений [3].
В научной литературе отмечается отсутствие детализации механизма оценки эффективности и результативности деятельности органов и должностных лиц органов местного самоуправления [4, с. 281]. Действующим законодательством никак не обозначены правовые последствия несогласия населения с количественными и качественными показателями эффективности деятельности органов местного самоуправления, отраженными в докладе главы муниципального образования, в том числе в случае вступления в юридическую силу решения о поощрении муниципального образования за высокие результаты. Судя по всему, предполагается добросовестность местных органов в части освещения результатов их деятельности, отражения реальных, а не мнимых результатов деятельности муниципалитета и действительного состояния дел в нем.
По мнению Президента Российской Федерации, любые рейтинги лишь приблизительно отражают действительность [5]. Специалисты в области муниципального права справедливо отмечают, что важным фактором обеспечения безопасности является способность городской власти умело и эффективно работать в тесном взаимодействии с системой государственных органов исполнительной власти [6, с. 30].
Мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления, рейтинги муниципальных образований являются основанием для определения «лучших» практик управления городскими округами и муниципальными районами на государственном уровне. При этом важнейшим критерием для поощрения муниципального района или городского округа является создание условий комфортной жизни людей в населенных пунктах, подлежащих аудиту. А с позиции демократии важна оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления, данная именно его населением. Причем следует учитывать мнение, как большинства, так и меньшинства граждан, которые принимают уча-
стие в обсуждении местных вопросов, для чего «важно разрабатывать новые юридические конструкции, позволяющие при принятии решения выявить и учесть мнение меньшинства» [7, с. 46]. Данное суждение учитывает ценности государственного управление - это удовлетворенность граждан качеством управления и доверие институтам управления и соответствует концепции «слышащего государства».
В Правилах оценки эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления [8] установлено, что оценка населением эффективности деятельности руководителей местных органов и руководителей организаций проводится по критериям оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований.
Оценка населением осуществляется посредством опросов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий на официальном сайте субъекта Российской Федерации и официальных сайтах муниципальных образований, в сети «Интернет». При этом важно опираться не только на цифры, но и демонстрировать конкретные изменения, происходящие по результатам проверок [9, с. 32].
Между тем, уровень объективности данных, полученных в результате опроса зависит от незаинтересованности субъектов, проводящих такую процедуру. Результаты опроса, в контексте оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, могут выступать в качестве оснований применения мер поощрения или взыскания муниципальным служащим. Следовательно, опросы населения об эффективности деятельности муниципальных образований должны проводить уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации с тем, чтобы обеспечить объективность и достоверность исследований и, соответственно, выявить те муниципальные образования, которые в действительности являются эффективными по решению вопросов местного значения. В этом смысле, опросы населения, проводимые на официальных сайтах муниципальных образований не должны использоваться, как основания для применения мер поощрения со стороны органов государственной власти, а могут рассматриваться как средства самоконтроля. Правила оценки населением эффективности деятельности
руководителей местных органов допускают проведение дополнительных опросов населения, порядок организации и проведения которых определяется нормативным правовым актом высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. Такой подход, в части определения эффективных руководителей органов местного самоуправления и муниципальных образований является объективным, поскольку максимально исключает влияние органов и должностных лиц местного самоуправления на результаты опросов, проводимых с целью определения эффективности деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления и, как следствие, применяется к качестве правовых оснований для поощрения муниципальных образований, добившихся наилучших показателей в деятельности по ключевым вопросам местного значения.
Правила оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления предусматривают, что при проведении опросов с применением 1Т-техноло-гий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях получения достоверной информации рекомендуется осуществлять идентификацию респондентов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» [10]. Является ли такая методика опросов эффективной, если принять во внимание факторы активности и количественных показателей участия населения в опросах, проводимых с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации...»? Представляется, что на этот вопрос следует дать отрицательный ответ, поскольку по некоторым данным, однако требующим проверки, всего 40% опрошенных респондентов сообщили, что они активно пользуются электронными сервисами, 36 % опрошенных граждан отметили, что пока или вовсе не пользуются электронными услугами, или делают это крайне редко. 11% респондентов указали на малопонятность правил пользования электронными сервисами, а 9 % интервьюируемых не пользуются электронными сервисами получения госуслуг из опасений стать жертвой мошенничества в Интернете. И наконец, 4 % граждан сообщили, что почти не пользуются Интернетом, а получают все необходимые госуслуги лично [11]. Количество людей, пользующихся
мобильными приложениями неуклонно возрастает, что обусловливает необходимость разработки информационных механизмов, с помощью которых возможно достигать систематической и объективной оценки населением деятельности местных органов и которые, в последующем, следует использовать для применения к ним позитивных и негативных санкций.
П.А. Астафичев отмечает, что контрольная деятельность на муниципальном уровне должна основываться на достоверных сообщениях, а не на толках населения [12, с. 161]. Но одно дело мнение специалистов, другое - общественное мнение. Поэтому целесообразно проводить опросы общественного мнения, как посредством опросного листа, так и с использованием возможностей официальных сайтов органов государственной власти и муниципальных образований. Так, в случае, если в отношении руководителей муниципалитетов показатели по важнейшим направлениям деятельности не превышают порог в 30%, в отношении таких руководителей специально созданная муниципальная комиссия должна проводить служебное расследование, по итогам которого выносится заключение с последующим представлением рекомендаций губернатору, главе (президенту) республики. Вместе с этим более эффективным способом выявления проблемных аспектов в решении важнейших вопросов местного значения будет являться непосредственное участие населения в оценке эффективности деятельности глав муниципальных образований, глав местных администраций по решению особо важных муниципальных вопросов. К таким вопросам следует отнести: развитие малого и среднего предпринимательства, определение объема инвестиций в основной капитал, жилищно-коммунальную, дорожную сферы и др. В свою очередь, организационный механизм участия населения в оценке эффективности деятельности глав муниципальных образований, глав местных администраций включает в себя следующие способы его реализации.
Во-первых, участие населения в оценке эффективности деятельности глав муниципалитетов по решению важнейших вопросов местного самоуправления обеспечивается за счет наблюдения, которое является методом контроля. Во-вторых, с целью объективности такой оценки важно, чтобы она проводилась всеми возможными способами, в том числе с использованием информационных технологий, средств современной мобильной связи, поскольку, таким образом, возможно увеличить охват респондентов. В-третьих, процесс организации участия населения в оценке эффективности деятельности глав городских, сельских поселений, обработки поступившей от граждан информации, а также размеще-
ние итогов опроса населения должны обеспечиваться уполномоченными органами государственной власти в области информационных технологий и / или органами местного самоуправления - обладателями информации, с использованием государственных (ГИС) и муниципальных информационных систем (МИС) [13], поскольку это позволит предотвратить риски вмешательства в этот процесс субъектов - обладателей информации, не уполномоченных проводить такие важные мероприятия публичного характера, гарантировать ответственность уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления за обработку, сбор и хранение информации о персональных данных, неизменность результатов, полученных в ходе информационного опроса населения об оценке эффективности деятельности глав муниципалитетов по решению важнейших вопросов местного значения. В-четвертых, преимущества участия населения в оценке эффективности деятельности глав муниципальных образований, глав местных администраций с использованием информационных технологий и средств современной связи заключается в том, что в оперативном режиме и без значительных финансовых затрат обеспечивается сочетание принципов гласности (открытости) местного самоуправления и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством, достигается учет мнения населения по решению важнейших вопросов местного значения, происходит коммуникация населения и органов публичной власти, необходимая для преодоления проблемных вопросов, непосредственно затрагивающих граждан и требующих незамедлительного разрешения. В-пятых, основными способами оценки деятельности глав муниципальных образований, глав местных администраций должны быть: а) передача коротких текстовых сообщений с помощью беспроводных средств телефонной связи (СМС-сообщения), поскольку с использованием такого способа обеспечивается безотрывное от работы и других бытовых дел участие большого количества населения в оценке эффективности деятельности главы городского, сельского поселения.
Плюсами этого способа являются большой охват населения, участвующего в голосовании, оперативность проведения мероприятия по указанной оценке. К минусам такого способа следует отнести сложность применения критериев оценки, т. е. гражданин, оценивающий эффективность работы главы муниципалитета по решению важнейших вопросов местного значения, ограничен в выборе оценки направлений деятельности главы городского или сельского поселения, поэтому при СМС-голосовании в основном возможна
оценка по следующим критериям: «эффективно»; «неэффективно»; «затрудняюсь ответить». Также СМС-сообщения, даже если они относятся к вопросу об оценке эффективности деятельности глав муниципальных образований, глав местных администрация, являются платными. Но и этот вопрос можно разрешить в положительном смысле, если собранные в результате СМС-голо-сования денежные средства будут в обязательном порядке передаваться на лечение детей, больных тяжелыми формами заболеваний и иные подобные нужды; б) если же оценку эффективности деятельности глав городских и сельских поселений проводить с использованием специально разработанного мобильного приложения (его можно условно назвать «Электронный муниципалитет), то такой способ имеет преимущества в выборе населением критериев оценки эффективности деятельности глав муниципалитетов, которые можно устанавливать по конкретным вопросам местного значения (дорожная, коммунальная, предпринимательство и т. п.), а также в совокупности, по всем предлагаемым вопросам. Также к минусам такого способа участия населения в оценке эффективности деятельности глав городских и сельских поселений следует отнести то обстоятельство, что многие граждане, особенно престарелого возраста, не активны в использовании современных беспроводных средств телефонной связи типа «Смартфон» [14].
Актуальный этап государственного строительства требует конкретизации установления правовых гарантий организации участия населения в оценке эффективности деятельности глав городских, сельских поселений по решению важнейших вопросов местного значения, в данном направлении следует, во-первых, обеспечить участие граждан, достигших 16-летнего возраста; во-вторых, гарантии такого участия можно закрепить как на регионально-субъектном уровне, так и в муниципальных нормативных правовых актах с тем, чтобы установить круг субъектов, уполномоченных на осуществление информационной оценки населением эффективности деятельности глав муниципальных образований и ответствен-
ных за организацию и проведение таких мероприятий, в-третьих, определить круг лиц, ответственных за передачу и сохранение информации о результатах информационной оценки эффективности деятельности глав муниципалитетов с тем, чтобы обеспечить неизменность результатов указанной оценки и гарантии невмешательства в деятельность уполномоченных учреждений, осуществляющих функционирование государственных информационных систем (ГИС) и муниципальных информационных систем (МИС).
Какая информационная система будет обеспечивать осуществление мероприятий, относящихся к оценке населением эффективности деятельности глав муниципальных образований и глав местных администраций? Ведь если доверить проведение такого мероприятия учреждению, обслуживающему муниципальную информационную систему, то возникают риски вмешательства в эту деятельность должностных лиц местного самоуправления. Ученые справедливо отмечают, что критерии оценки деятельности главы муниципального образования могут быть использованы в политико-конъюнктурных целях [15, с. 98].
В таком аспекте важно, чтобы уполномоченные органы государственной власти в области информационных технологий и средств связи были наделены контрольными полномочиями в отношении нижестоящих государственных учреждений, обеспечивающих работу государственных информационных систем, которые отвечают за проведение оценки эффективности деятельности глав муниципальных образований с использованием средств связи и современных информационных технологий. Данный подход позволит предотвращать неправомерное вмешательство в деятельность уполномоченных органов государственной власти в области информационных технологий и связи. Только объективная оценка деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, основанная на принципах гласности, законности, демократизма, должна выступать в качестве основания применения к ним позитивных и негативных санкций.
Список литературы:
[1] Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 18. Ст. 2003.
[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. 04 июля.
[3] Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060.
[4] Муниципальный контроль: от реальной практики к идеальной модели / под ред. Е. С. Шугри-ной, М.П. Ряшина. М., 2019. С. 281.
[5] Пресс-конференция с Президентом Российской Федерации. https://tass.ru/arhiv/654020(ßaTa обращения: 27.10. 2022).
[6] Город в теории и практике: правовые и урбанологические аспекты: монография, коллектив авторов / под общ. ред. В.В. Таболина — М.: Юстицинформ, 2020. С. 30.
[7] Нарутто С.В., Шугрина Е.С. Муниципальная демократия: от теории к практике. М., 2020. С. 46.
[8] Правила оценки населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применения результатов указанной оценки (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1317) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 52. Ст. 7490.
[9] Шугрина Е. С., Кабанова И. Е., Иванова К. А. О состоянии муниципального контроля в Российской Федерации: Спецдоклад. - М.: Изд-во «Проспект», 2018. С. 32.
[10] Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 584 (ред. от 20.10.2022) «Об использовании федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (вместе с «Правилами использования федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 30 (2 ч.). Ст. 4108.
[11] Электронные сервисы для получения госуслуг. ИПП Гарант.ги. Источник: http://www.garant.ru/ ia/research/921272/ (дата обращения: 27.10.2022).
[12] Астафичев П.А. Система органов местного самоуправления как объект правового регулирования в муниципальном праве современной России // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. № 14. С. 161.
[13] Федеральный закон от27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
[14] Какие телефоны выбирают в России и почему. https://www.iphones.ru/iNotes/beeline-smartphone-russia-stats-2016 (дата обращения: 27.10. 2022).
[15] Глава муниципального образования: теория, законодательство, правоприменение: монография. - М.: Юрлитинформ, 2019. - С. 98.
Spisok literatury:
[1] Ukaz Prezidenta RF ot 28.04.2008 № 607 «Ob ocenke effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskih okrugov i municipal'nyh rajonov» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Feder-acii. 2008. № 18. St. 2003.
[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Rossijskaya gazeta. 2020. 04 iyulya.
[3] Federal'nyj zakon «O poryadke rassmotreniya obrashchenij grazhdan Rossijskoj Federacii» ot 02.05.2006 № 59-FZ// Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2006. № 19. St. 2060.
[4] Municipal'nyj kontrol': ot real'nojpraktiki k ideal'noj modeli/pod red. E.S. SHugrinoj, M.P. Ryashina. M., 2019. S. 281.
[5] Press-konferenciya s Prezidentom Rossijskoj Federacii. https://tass.ru/arhiv/654020(data obrash-cheniya: 27.10. 2022).
[6] Gorod v teorii i praktike: pravovye i urbanologicheskie aspekty: monografiya, kollektiv avtorov / pod obshch. red. V.V. Tabolina — M.: YUsticinform, 2020. S. 30.
[7] Narutto S.V., SHugrina E.S. Municipal'naya demokratiya: ot teorii kpraktike. M., 2020. S. 46.
[8] Pravila ocenki naseleniem effektivnosti deyatel'nosti rukovoditelej organov mestnogo samoupravleniya, unitarnyh predpriyatij i uchrezhdenij, dejstvuyushchih na regional'nom i municipal'nom urovnyah,
'^mmmmmmmmmmmmiiimmmmmsmmmmm^
akcionernyh obshchestv, kontrol'nyj paket akcij kotoryh nahoditsya v sobstvennosti sub"ektov Rossijskoj Fed-eracii ili v municipal'noj sobstvennosti, osushchestvlyayushchih okazanie uslug naseleniyu municipal'nyh obrazovanij, a takzhe primeneniya rezul'tatov ukazannoj ocenki (utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 17 dekabrya 2012 g. № 1317) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2012. № 52. St. 7490.
[9] SHugrina E.S., Kabanova I.E., Ivanova K.A. O sostoyanii municipal'nogo kontrolya v Rossijskoj Federacii: Specdoklad. - M.: Izd-vo «Prospekt», 2018. S. 32.
[10] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.07.2013 N 584 (red. ot 20.10.2022) "Ob ispol'zovanii feder-al'noj gosudarstvennoj informacionnoj sistemy "Edinaya sistema identifikacii i autentifikacii v infrastrukture, obespechivayushchej informacionno-tekhnologicheskoe vzaimodejstvie informacionnyh sistem, ispol'zuemyh dlya predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug v elektronnoj forme" (vmeste s "Pravilami ispol'zovaniya federal'noj gosudarstvennoj informacionnoj sistemy "Edinaya sistema identifikacii i autentifikacii v infrastrukture, obespechivayushchej informacionno-tekhnologicheskoe vzaimodejstvie informacionnyh sistem, ispol'zuemyh dlya predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug v elektronnoj forme")// Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2013. № 30 (2 ch.). St. 4108.
[11] Elektronnye servisy dlya polucheniya gosuslug. IPP Garant.ru. Istochnik: http://www.garant.ru/ia/ research/921272/ (data obrashcheniya: 27.10.2022).
[12] Astafichev P.A. Sistema organov mestnogo samoupravleniya kak ob"ekt pravovogo regulirovaniya v municipal'nom prave sovremennoj Rossii // Nauch. vedomosti Belgorod. gos. un-ta. Seriya: Filosofiya. Soci-ologiya. Pravo. 2010. № 14. S. 161.
[13] Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ (red. ot 14.07.2022) «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2006. № 31 (1 ch.). St. 3448.
[14] Kakie telefony vybirayut v Rossii i pochemu. https://www.iphones.ru/iNotes/beeline-smart-phone-russia-stats-2016 (data obrashcheniya: 27.10. 2022).
[15] Glava municipal'nogo obrazovaniya: teoriya, zakonodatel'stvo, pravoprimenenie: monografiya. -M.: YUrlitinform, 2019. - S. 98.
'■¡mmmmmmmmmmmmmmmm^