УДК 316.775
Васильева Ирина Николаевна
кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры организации деятельности органов внутренних дел Центра командно-штабных учений Академии управления МВД России https://orcid.org/0000-0003-2335-2503
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ К ВЫЗОВАМ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА
Vasilyeva Irina Nikolayevna
PhD in Social Science, Senior Lecturer, Department of Organization of Internal Affairs Bodies Activities, Center of Command and Staff Exercise, Academy of Management of the Interior Ministry of Russia https://orcid.org/0000-0003-2335-2503
ASSESSMENT OF READINESS OF PUBLIC LAW ENFORCEMENT COMMUNICATION SYSTEM FOR DIGITAL SOCIETY CHALLENGES
Аннотация:
Современное общество может поступательно развиваться только лишь в условиях безопасности, обеспечение которой осуществляется в условиях новой «цифровой» реальности. Полиция вынуждена брать на вооружение модель деятельности, ориентированной на общество - community policing, которая предполагает организацию диалога и партнерства с населением в системе публичных правоохранительных коммуникаций. Диагностика этой системы на основе экспертного опроса специалистов МВД показала, что в условиях неопределенности цифрового общества организация взаимодействия органов внутренних дел (ОВД) с гражданами, общественными объединениями и средствами массовой информации требует изменений. В первую очередь должна произойти смена стратегической цели с формирования позитивного имиджа на выстраивание диалого-парт-нерской системы отношений. Основной проблемой на этом пути является отсутствие у сотрудников ОВД навыков работы в современной системе коммуникаций.
Ключевые слова:
органы внутренних дел, цифровое общество, система публичных правоохранительных коммуникаций, экспертный опрос, экспертная оценка, вызовы современности, криминальная ситуация
Summary:
Modern society can progressively develop only under the conditions of security, which is ensured in the age of a new "digital" reality. Modern police are forced to adopt the "community policing" model, focused on developing relations with community members and which involves the organization of a dialogue and partnership with population in the system of public law enforcement communications. Diagnostics of this system based on an expert survey of specialists from the Ministry of Internal Affairs showed that, in the context of the uncertainty of a digital society, organization of interaction between the internal affairs bodies and citizens, public associations and the media requires some certain changes. First of all, there should be transformed a new strategic goal from developing a positive image to building a system of relations in a form of a dialogue and partnership. The main problem on this path is the lack of skills of police officers regarding the work in a modern communications system.
Keywords:
internal affairs bodies, digital society, system of public law enforcement communications, expert survey, expert assessment, challenges of modernity, criminal situation
Современное общество может поступательно развиваться только лишь в условиях безопасности. Социально-экономическое процветание регионов и страны в целом напрямую связано с устойчивой средой проживания граждан и низким уровнем преступности. В настоящее время ситуация по обеспечению защиты населения от угроз криминогенного характера характеризуется как непростая и противоречивая: с одной стороны, наблюдается повышение чувства защищенности у представителей отдельных социальных групп (пожилых людей и жителей крупных городов), с другой - некоторые проблемы, приобретя застойный характер, со временем усугубляются и начинают представлять серьезную опасность для общества. Так, новый экономический порядок постсоветской России привел к социальному неравенству, в том числе и в вопросах личной безопасности [1].
Обеспечение защиты граждан органами внутренних дел - государственными органами исполнительной власти, основной задачей которых является поддержание общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями, -осуществляется сегодня в условиях новой «цифровой» реальности, характеризующейся колоссальным ростом объемов информации, интенсивным развитием электронных технологий и их широким внедрением в различные сферы общественной жизни.
При этом речь идет не об освоении нового инструмента социальной деятельности, а о перестройке публичных правоохранительных коммуникаций на сетевых принципах. Вместе с тем современное состояние цифрового пространства общественного управления характеризуется недостаточным использованием функционала социальных медиа для согласования позиций и координации деятельности заинтересованных сторон [2]. В связи с этим обеспечение безопасности всех видов социальной деятельности в настоящее время настолько же важно, как и доступ к информационным ресурсам. «Обеспечение безопасности общества и человека становится первоочередной социальной проблемой», а на планете не осталось абсолютно безопасных мест, потому что глобальная «гибридная» война может настигнуть человека везде [3].
Органам внутренних дел при создании безопасной среды для граждан необходимо учитывать тот факт, что процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий разрушил и изменил многие межличностные связи, «живое общение утонуло в интернет-возможностях и перестало быть потребностью», возник «риск утраты гуманистической основы общества» [4, с. 210].
«Цифровая» реальность отразилась и на статистических показателях уровня преступности. Так, согласно данным, размещенным на официальном сайте МВД России (www.mvd.ru), в 2017 г. на территории страны было зарегистрировано 90 587 преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, в 2018 г. - 174 674, в 2019 г. - 294 409, по итогам 10 месяцев 2020 г. - 420 662.
С учетом новых вызовов времени силами одних лишь ОВД, равно как и созданием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, нельзя сформировать безопасное пространство граждан. Полиция вынуждена брать на вооружение модель community policing - деятельности, ориентированной на общество, ставя своей целью обеспечение партнерских отношений с населением.
В России данная идея отражена в Федеральном законе Российской Федерации № З-ФЗ от 7.02.2011 «О полиции», где определены задачи по вовлечению органами внутренних дел представителей заинтересованных сторон (стейкхолдеров) и граждан в совместную работу по обеспечению общественной безопасности, основанную на принципах открытости, взаимного уважения и социального партнерства.
В марте 2020 г. для диагностики системы публичных правоохранительных коммуникаций органов внутренних дел в условиях неопределенности цифрового общества и выработки сценарных описаний вероятного развития коммуникационных процессов нами был применен метод экспертного опроса. В качестве экспертов выступили слушатели Академии управления МВД России (N = 100), которые до поступления на обучение занимали должности сотрудников центрального аппарата МВД России или руководителей территориальных органов МВД России различных уровней (окружного, межрегионального, регионального, районного). Их квалификация подтверждалась высоким стажем службы в органах внутренних дел (в среднем около 18 лет). Среди экспертов преобладали (72 %) мужчины, средний возраст составил 38 лет.
Оценка степени обеспечения существующей системой взаимодействия между гражданами, общественными объединениями, масс-медиа и органами внутренних дел выполнения стоящих перед последними задач по противодействию преступности и охране общественного порядка представлена на рисунке 1. Как видим, у экспертов нет единой позиции: мнения разделились примерно поровну между положительными (4б %) и отрицательными вариантами ответов (50 %).
Затрудняюсь ответить 4 Нет 6 44
::: : г. да „
Да 14 32
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
Рисунок 1 - Обеспечение системой взаимодействия с гражданами, общественными объединениями и СМИ выполнения стоящих перед ОВД задач, %
Обращает на себя внимание высокая доля экспертов, считающих, что в настоящий момент система организации взаимодействия ОВД с гражданами, общественными объединениями и
средствами массовой информации нуждается в изменениях (88 %), причем острую необходимость перемен - «да, нуждается в значительных изменениях» - подчеркнули более трети респондентов (38 %).
Вектор на преобразование является своеобразным ответом на усиливающуюся в общественном сознании обеспокоенность существующими недостатками управления и все более явно проявляющуюся потребность в необходимости осуществления коренных изменений всей системы государственного управления [5].
Для понимания тенденций взаимодействия органов внутренних дел и населения с целью обеспечения безопасного пространства несомненный интерес представляет целеполагание руководящего состава среднего звена правоохранительного субъекта (МВД). Для достижения прогнозируемого результата общественной безопасности на обслуживаемой территории необходим максимально точный «перевод» руководителями органов внутренних дел стратегических целей, заданных главной системой (МВД России), в практическую плоскость (см. рис. 2).
Создание безопасной среды для развития социума
Снижение статистических показателей уровня преступности
Формирование правосознания граждан Установление партнерских отношений с гражданами
Информирование граждан о текущей работе ОВД
Формирование позитивного имиджа сотрудника ОВД
44
10
62
32
40
70
0
10
20 30
40
50
60
70
80
Рисунок 2 - Стратегическая цель, которую должен ставить руководитель ОВД перед сотрудниками при организации взаимодействия с гражданами, общественными объединениями и масс-медиа*, %
Ответы экспертов показывают, что формирование позитивного имиджа сотрудника органов внутренних дел выдвигается сегодня на передний план. Данное обстоятельство заставляет задуматься о целеполагании начальников территориальных органов МВД России. Несмотря на то, что имидж сотрудника органа внутренних дел является одним из показателей уровня общественного доверия и поддержки граждан, утверждение его руководством органа внутренних дел в качестве стратегической цели вряд ли может сказаться на результативности служебной деятельности.
Чуть менее значимо желание экспертов формировать правосознание граждан (62 %).
Практически каждый третий респондент в качестве стратегической цели отметил «установление партнерских отношений с гражданами» и «создание безопасной среды для развития социума». Есть основания полагать, что при увеличении количества руководителей, осуществляющих свою практическую деятельность на принципах открытости, взаимного уважения и социального партнерства, повысится эффективность правоохранительных органов по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений.
Вместе с тем необходимо различать оценку состояния преступности и оценку деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Состояние и изменение качества преступности в значительной мере определяются общими социальными условиями, не зависящими в полной мере от качества работы правоохранительных органов. Поэтому увеличение преступности нельзя автоматически понимать как следствие ослабления деятельности правоохранительных субъектов по борьбе с ней и наоборот [6].
Следовательно, нецелесообразно для органов внутренних дел в качестве стратегических целей обозначать снижение статистических показателей уровня преступности в стране, регионе и конкретно взятом населенном пункте, поскольку они (органы внутренних дел) могут повлиять лишь на два - два с половиной десятка из двухсот факторов, от которых зависит преступность [7]. Так, «снижение статистических показателей уровня преступности» в качестве стратегической цели, которую должен ставить руководитель ОВД перед подчиненными при организации взаимодействия с гражданами, общественными объединениями и СМИ, указали 10 % экспертов.
* Вопрос предусматривал несколько вариантов ответов.
Для устойчивого диалога и взаимодействия с населением необходимо в пространстве публичных правоохранительных коммуникаций обеспечить эффективное функционирование обратной связи. По мнению экспертов, решению стоящих перед ОВД задач способствует целый ряд форм обратной связи (рис. 3).
Подсчет количества обращений к определенным
информационным сообщениям ОВД на сайте Анализ оценки гражданами деятельности ОВД в социальных сетях
Анализ обращений граждан
Анкетирование, телефонные опросы граждан
Опросы сотрудников ОВД по вопросам повышения
эффективности ведомства Оценка сотрудниками ОВД ключевых сообщений в СМИ
3
10
14
20 19
0
5
15
20
25
30
34
35
40
Рисунок 3 - Формы обратной связи, способствующие решению стоящих перед ОВД задач, %*
Одним из ключевых вопросов проведенного исследования был вопрос о препятствиях развитию системы коммуникаций с гражданами, общественными объединениями и СМИ (рис. 4). 44 % экспертов в качестве такового отметили отсутствие у сотрудников органов внутренних дел навыков работы в современной системе правоохранительных публичных коммуникаций.
44
36
34
30 30
Отсутствие навыков работы в современной системе коммуникаций
Риск утечки конфиденциальной информации
Недостаточная инициативность сотрудников
Внутренние трудности, инертность в принятии решений
Отсутствие материального стимулирования
Недостаток технического оснащения
Недостаточная поддержка вышестоящего руководства
Отсутствие специалистов в данной сфере
Недостаточное развитие законсдательной/нормативной базы
Таких препятствий нет 0
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
Рисунок 4 - Препятствия развитию системы коммуникаций с гражданами, общественными объединениями и СМИ, %**
и 6
24
Подводя итоги, стоит отметить, что исследование системы социальных коммуникаций органов внутренних дел в условиях неопределенности методом экспертного опроса выявило ряд аспектов, характеризующих взаимодействие полиции с гражданами, общественными объединениями и СМИ по вопросам обеспечения общественной безопасности. Диагностика этой системы на основе экспертного опроса специалистов МВД показала, что в условиях неопределенности цифрового общества организация взаимодействия ОВД с гражданами, общественными объеди-
* Вопрос предусматривал до 3 вариантов ответа.
** Вопрос предусматривал несколько вариантов ответов.
нениями и средствами массовой информации требует изменений. В качестве основной стратегической цели, которую должен ставить руководитель ОВД перед подчиненными, эксперты отмечают формирование позитивного имиджа полицейского. Но такая ориентация может сказаться на результативности служебной деятельности сотрудников. Прежде всего должна произойти смена стратегической цели с формирования позитивного имиджа на выстраивание диалого-парт-нерской системы отношений. Основной проблемой на этом пути является отсутствие у сотрудников ОВД навыков работы в современной системе коммуникаций.
Ссылки:
1. Козырева П.М., Смирнов А.И. (Без) опасный квартал: как оценивается уровень уличной преступности // Россия реформирующаяся. Вып. 17. М., 2019. С. 474-475. https://doi.org/10.19181/ezheg.2019.19.
2. Зотов В.В., Губанов А.В. Формирование пространства публичных коммуникаций субъекта РФ в условиях превалирования социальных медиа // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 3 (59). С. 57-61. https://doi.org/10.24158^.2019.3.8.
3. Яницкий О.Н. Вызовы и риски глобализации. Семь тезисов // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 29-39. https://doi.org/10.31857^013216250003745-2.
4. Удальцова М.В., Абрамова Е.А. Социальное благополучие как фактор свободы // Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2020. № 54. С. 208-217.
5. Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. № 2: Отношение населения пилотных регионов Российской Федерации к работе органов власти и управления: сравнительный анализ 2015-2019 гг. М., 2019. 116 с.
6. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. М., 2011. 667 с.
7. Голубец П.В. Некоторые вопросы управления органами внутренних дел // Стратегические цели и приоритетные задачи МВД России, основные направления и средства их реализации. Ч. 1. М., 1996. С. 28-32.
Редактор: Ситникова Ольга Валериевна Переводчик: Герасимова Валентина Евгеньевна