Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К СТРАХОВАНИЮ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ: НАУЧНАЯ АНАЛИТИКА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЯ'

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К СТРАХОВАНИЮ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ: НАУЧНАЯ АНАЛИТИКА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / СТРАХОВАНИЕ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганебных Елена Викторовна, Савельева Надежда Константиновна, Созинова Анастасия Андреевна, Фокина Ольга Васильевна, Бурцева Татьяна Алексеевна

Предмет и тема. В статье описаны результаты исследования мнений работодателей о введении системы обязательного страхования от безработицы, а также моделей ее финансирования. Цель исследования. Оценить готовность работодателей к страхованию от безработицы. Методология исследования. В ходе исследования авторами был проведен опрос работодателей, руководителей, ведущих специалистов организаций - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В качестве пилотного региона была выбрана Кировская область как отражающая средние показатели по стране по уровню социально-экономического развития, численности рабочей силы, уровню общей безработицы (методология МОТ), уровню регистрируемой безработицы и среднему размеру заработной платы в месяц. Результаты. Результаты исследования указывают на опасения работодателей негативных последствий в случае введения такой системы за счет организаций вплоть до сокращения персонала или его заработной платы, а часть организаций даже рассматривают возможность возврата к неофициальным выплатам, а также полное закрытие организаций. Большинство работодателей считают приемлемым вариант введения взноса на обязательное социальное страхование от безработицы за счет снижения других взносов во внебюджетные фонды, при этом оценка предполагаемого размера взноса в основном варьируется в пределах до 1%. Область применения. Проведенный анализ необходим для построения финансово-экономической модели системы обязательного социального страхования от безработицы и прогнозных сценариев последствий такого введения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ганебных Елена Викторовна, Савельева Надежда Константиновна, Созинова Анастасия Андреевна, Фокина Ольга Васильевна, Бурцева Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING EMPLOYERS' READINESS FOR UNEMPLOYMENT INSURANCE: SCIENTIFIC ANALYSIS BASED ON THE OPINION SURVEY

The article describes the results of the employers' opinion survey on the introduction of a system of compulsory unemployment insurance, as well as models of its financing. The purpose of the study was to assess the employers' readiness for unemployment insurance. In the course of the study, the authors conducted a survey of chief executives, leading specialists, and individual entrepreneurs. The Kirov Region was chosen as a pilot region, reflecting the average indicators for the country in terms of socio-economic development, the number of employees, the level of general unemployment (ILO methodology), the level of registered unemployment and the average monthly salary. The results of the study indicate employers' fears of negative consequences of such a system at the expense of organizations, up to the staff reduction or salaries decrease. Some organizations are even considering the possibility of returning to informal payments, as well as the complete closure of organizations. Most employers consider it acceptable to introduce a contribution to compulsory social insurance against unemployment by reducing other contributions to extra-budgetary funds, while the estimated contribution amount mainly is about 1%. The analysis is necessary to build a financial and economic model of the compulsory social insurance system against unemployment and forecast scenarios of its consequences.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К СТРАХОВАНИЮ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ: НАУЧНАЯ АНАЛИТИКА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЯ»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 8 • Номер 12 • Декабрь 2021 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

оценка готовности работодателей

к страхованию от безработицы:

научная аналитика на основе изучения мнения

Ганебных Е.В. 1, Савельева Н.К. 1, Созинова А.А. 1, Фокина О.В. 1, Бурцева Т.А. 12, Беспятых В.И. 1

Предмет и тема. В статье описаны результаты исследования мнений работодателей о введении системы обязательного страхования от безработицы, а также моделей ее финансирования. Цель исследования. Оценить готовность работодателей к страхованию от безработицы. Методология исследования. В ходе исследования авторами был проведен опрос работодателей, руководителей, ведущих специалистов организаций - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В качестве пилотного региона была выбрана Кировская область как отражающая средние показатели по стране по уровню социально-экономического развития, численности рабочей силы, уровню общей безработицы (методология МОТ), уровню регистрируемой безработицы и среднему размеру заработной платы в месяц. Результаты. Результаты исследования указывают на опасения работодателей негативных последствий в случае введения такой системы за счет организаций вплоть до сокращения персонала или его заработной платы, а часть организаций даже рассматривают возможность возврата к неофициальным выплатам, а также полное закрытие организаций. Большинство работодателей считают приемлемым вариант введения взноса на обязательное социальное страхование от безработицы за счет снижения других взносов во внебюджетные фонды, при этом оценка предполагаемого размера взноса в основном варьируется в пределах до 1%. Область применения. Проведенный анализ необходим для построения финансово-экономической модели системы обязательного социального страхования от безработицы и прогнозных сценариев последствий такого введения.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено в рамках исполнения государственного контракта Министерством труда и социальной защиты РФ № 01951000003210000380001 от 19.10.2021 «Разработка финансово-экономического обоснования формирования системы обязательного социального страхования от безработицы».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: безработица, страхование от безработицы, рынок труда, занятость

Assessing employers' readiness for unemployment insurance: scientific analysis based on the opinion survey

Ganebnykh E.V. 1, Saveleva N.K. 1, Sozinova A.A. 1, Fokina O.V. 1, Burtseva T.A. 12, Bespyatykh V.I. 1

1 Vyatka State University, Russia

2 Moscow Witte University, Russia

1 ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров, Россия

2 ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:

Введение

Парадигма развития постиндустриального общества связана с изменениями в структуре занятости в сторону все большей автоматизации и высвобождения персонала. Трансформационные изменения касаются не только организационных структур компаний, но и профессиональных обязанностей персонала [7] (Baumgarten, Galanina, Grigoryants, Zub, Zulfakarova, Kuzmin et al., 2015). Отдельные профессии уходят в небытие, другие появляются, но однозначно наличие преобразований в содержательной составляющей профессиональной занятости по всем направлениям в глобальном плане [8] (Elsebaie, Ganebnykh, 2019). Кризисные, депрессивные, рецессивные периоды в экономике всегда сопровождаются разбалансированием рынка труда, связанным с перестроением структуры занятости, сопровождающейся передвижением рабочей силы внутри компаний, между ними и трудовой миграцией [9] (Elsebaie,

ABSTRACT:_

The article describes the results of the employers' opinion survey on the introduction of a system of compulsory unemployment insurance, as well as models of its financing. The purpose of the study was to assess the employers' readiness for unemployment insurance. In the course of the study, the authors conducted a survey of chief executives, leading specialists, and individual entrepreneurs. The Kirov Region was chosen as a pilot region, reflecting the average indicators for the country in terms of socio-economic development, the number of employees, the level of general unemployment (ILO methodology), the level of registered unemployment and the average monthly salary. The results of the study indicate employers' fears of negative consequences of such a system at the expense of organizations, up to the staff reduction or salaries decrease. Some organizations are even considering the possibility of returning to informal payments, as well as the complete closure of organizations. Most employers consider it acceptable to introduce a contribution to compulsory social insurance against unemployment by reducing other contributions to extra-budgetary funds, while the estimated contribution amount mainly is about 1%. The analysis is necessary to build a financial and economic model of the compulsory social insurance system against unemployment and forecast scenarios of its consequences.

ACKNOWLEDGMENTS. The study was carried out within the framework of the state contract by the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation No. 01951000003210000380001 of 19.10.2021 "Development of financial and economic justification for the formation of a system of compulsory social insurance against unemployment.

KEYWORDS: unemployment, unemployment insurance, labour market, employment

JEL classification: J21, J28, J64, J65 Received: 05.12.2021 / published: 25.12.2021

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Ganebnyh E.V. (ganebnykh0mai1.ru)

CITATION:_

Ganebnykh E.V., Saveleva N.K., Sozinova A.A., Fokina O.V., Burtseva T.A., Bespyatykh V.I. (2021) Otsen-ka gotovnosti rabotodateley k strakhovaniyu ot bezrabotitsy: nauchnaya analitika na osnove izucheni-ya mneniya [Assessment of employers' readiness for unemployment insurance: scientific analysis based on the opinion survey]. Ekonomika truda. 8. (12). - 1621-1638. doi: 10.1833 4/et .8.12.113946

Sozinova, 2021). Данные преобразования закономерно вызывают всплески безработицы, так как не всегда переход на новую работу происходит без периодов «простоя».

Безработица граждан имеет массу негативных последствий для социально-экономической системы государства:

• снижение доходов граждан и последующий за этим спад уровня потребления;

• замедление развития предприятий и организаций, связанное со снижением спроса на продукцию и услуги;

• уменьшение налогооблагаемой базы и снижение налоговых поступлений из-за сокращения темпов развития предприятий и организаций;

• деградация квалификации граждан, находящихся в состоянии безработицы.

В совокупности с беспрецедентной продолжающейся уже третий год ситуацией с пандемией коронавируса, также оказавшей значительное влияние на структурные изменения в области занятости, очевидной становится необходимость сопровождения занятости граждан, а также переориентация программ содействия занятости в сторону помощи в повышении квалификации (переквалификации) граждан, содействия трудовой мобильности и качественно иной поддержки в периоды безработицы.

Мировая практика содержит немалый опыт в области реализации мер государственной поддержки граждан в случае потери занятости. Однако предпринимаемые в последнее время меры разительно отличаются от тех систем поддержки безработных, что реализовывались в периоды стабильности. В 2020 году Институтом социальной политики ВШЭ было проведено исследование международного опыта в поддержке занятости населения в условиях борьбы с пандемией коронавируса, в результате которого было выявлено, что «правительства преимущественно опираются на уже существующие подходы к организации социальной защиты, а нестраховые программы социальной помощи распространены - особенно в развивающихся странах - значительно

ОБ АВТОРАх:_

ГанебныхЕлена Викторовна, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент (ganebnykh0mai1.ru)

Савельева Надежда Константиновна, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент (nk_save1yeva0vyatsu.ru)

Созинова Анастасия Андреевна, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук, доцент (aa_sozinova0vyatsu.ru)

Фокина Ольга Васильевна, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент (fokina@vyatsu.ru)

Бурцева Татьяна Алексеевна, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук, профессор (burtseva10@mai1.ru)

Беспятых Василий Ильич, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (v.bespyatyh2011@yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ганебных Е.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Фокина О.В., Бурцева Т.А., Беспятых В.И. Оценка готовности работодателей к страхованию от безработицы: научная аналитика на основе изучения мнения // Экономика труда. - 2021. - Том 8. - № 12. - С. 1621-1638. doi: 10.18334/et.8.12.113946

чаще, чем программы социального страхования» [6] (Sinyavskaya, Gorvat, Grishchenko, Kareva, 2020). Проект закона № 10-4 от 06.12.97 г. «О государственном социальном страховании» описывает его как «систему гарантированного обеспечения застрахованных лиц пособиями, осуществляемого за счет страховых взносов в соответствии с законодательством»1.

В 2021 году Институтом экономики и менеджмента Вятского государственного университета по заказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках исполнения государственного контракта № 01951000003210000380001 от 19.10.2021 «Разработка финансово-экономического обоснования формирования системы обязательного социального страхования от безработицы» было проведено исследование зарубежного опыта социального страхования от безработицы. Исследование выявило наличие уникальных элементов во всех системах государственного страхования от безработицы, присущих отдельным странам, что указывает на невозможность полного копирования такой системы для реализации в Российской Федерации. Другим важным аспектом стало наличие системы софинансирования взносов на социальное страхование от безработицы между работодателем и работниками. Размеры долей варьируются, поэтому условно можно выделить 3 модели:

1. Модель с экстремумом в сторону работодателя, когда он оплачивает 100% взносов за своих работников.

2. Модель софинансирования в долях между работником и работодателем.

3. Модель с экстремумом в сторону работника, когда он уплачивает 100% взносов из своих доходов.

В качестве альтернативной модели первоначально предполагалось исследование модели добровольного страхования от безработицы, однако цель государственного обеспечения социально-экономической защищенности всех граждан страны в таком случае не достигается, поэтому модель в дальнейшем не исследовалась.

методы и материалы

В целях выявления отношения работодателей к введению системы обязательного социального страхования от безработицы в ноябре 2021 года был проведен опрос руководителей, ведущих специалистов организаций - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

На июнь 2021 года, согласно статистике Росстата, на территории РФ зарегистрировано 3436,6 тысяч юридических лиц, из которых 2822,5 тысяч являются коммерче-

1 Модельный закон «О государственном социальном страховании» (принят постановлением на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 6 декабря 1997 г. №10-4) // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2569031/ (дата обращения: 05.12.2021).

скими организациями и осуществляют отчисления во внебюджетные фонды, связанные с выплатами денежных средств нанимаемым работникам - физическим лицам2.

В целях учета возможной дифференциации респондентов они были разделены на 3 категории:

• численность персонала >1001 человек (крупные организации);

• численность персонала 101-1000 человек включительно (средние организации);

• численность персонала <100 человек включительно (малые и микроорганизации).

Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, на 10.10.2021 в России зарегистрировано 2072,4 тысяч микроорганизаций и 186,3 тысяч малых, общая совокупность 2258,7 тысяч организаций3' Общая совокупность крупных организаций составляет 546,2 тысячи единиц.

10%-ный доверительный интервал обусловил выборку 52 респондентов.

Метод опроса - полевое исследование, случайная выборка. Сбор информации проводился онлайн при помощи гугл-формы.

В качестве региона для анализа была выбрана Кировская область как занимающая срединное положение по уровню социально-экономического развития регионов4, уровню общей безработицы (методология Международной организации труда5), уровню регистрируемой безработицы и среднему размеру заработной платы в месяц. Состав респондентов по категориям с учетом численности персонала распределился следующим образом (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

категории респондентов по численности работников

Численность работников количество юридических лиц

менее 100 41

от 101 до 1000 7

более 1000 4

ИТОГО: 52

Источник: составлено авторами по данным исследования.

2 Институциональные преобразования в экономике // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14036 (дата обращения: 05.12.2021).

3 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения 05.12.2021).

4 Рейтинг социально-экономического положения регионов - 2021 // Исследование РИА Рейтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20210531/630201353.html (дата обращения: 05.12.2021).

5 Measuring employment and unemployment through labour force surveys in transition countries: Methodology and data // International Labour Organization [Электронный ресурс]. URL: https:// www.ilo.org/global/statistics-and-databases/WCMS_087922/lang--en/index.htm (дата обращения: 05.12.2021).

менее 100 человек от 101 до 1000 человек более 1°00челоак

Рисунок 1. Доли категорий респондентов по численности работников Источник: составлено авторами по раноым исследования.

Среднее роспределвние респондентов в соотвеествии с уровнем заработной платы представлено в таблице 2, а их структура - на рисунке 2.

Таблица 2

распределение респондентов по уровню заработной платы

средняя заработная плата количество респондентов

Менее11 тысяч рублер (менее 1 првжиточногл минилума) 1

От 11 до 222 тыояч рублой (от 1 до 2 прожитоеныых линимуиов) 255

От 22 до 32 тысяч рублей (от 2 прожиточных минимумов до средней по рсгип ону) 13

От32 до 48 тыбяч рублей (от 1до0,5 средних по региону) 12

Более 4Ы тысяч рублей 1

ИТОГО: 52

Источник: составлено авторами по данным исследования.

Менее 11 тысяч рублей (менее 1

прожиточного минимума)

От 11 до 22 тысяч рублей (от 1 до 2

прожиточных минимумов)

От 22 до 32 ТЫСЯЧ рублей [ОТ 2

прожиточных минимумов до средней

по региону)

От 32 до 48 тысяч рублей {от 1 до 1,5 средни?! по региону) Более 43 тысяч рублей

Рисунок 2. Доли категорий респондентов по уровню средней заработной платы работников Истооник: составлено авторами по данным исслодования.

В целом рактически у 50% респондентов средняя заработ ная плата на уровне от 11 до 22 тыс. рублей в месяц, у 25%% - от 22 до 32 тыс. рублейв месяц, и чуть меньше - у 23% - от 32 до 48 тыс. рублей в месяц (табл. 3).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

распределение уровня заработной платы в зависимости от категории респондента по численности работников

средняя заработная плата категории респондентов по численности работников

менее 100 от 101 до 1000 более 1000

кол-во уд.вес, % кол-во уд. вес, % кол-во уд.вес, %

Менее 11 тысяч рублей (менее 1 1 2,4 0 0,0 0 0,0

прожиточного минимума)

От 11 до 22 тысяч рублей (от 1 до 2 прожиточных минимумов) 24 58,5 1 14,3 0 0, 0

От 22 до32 тысяч рублей (от 2 про- 12 29,3 1 14,3 0 0, 0

житочных минимумов до средней по региону)

От 32 до 48 тысяч рублей (от 1 до 1,5 средних по региону) 4 9,8 5 71,4 3 75,0

Более 48 тысяч рублей 0 0,0 0 0,0 1 25,0

ИТОГО: 41 100,0 7 100,0 4 100,0

Источник: составлено авторами по данным исследования.

80 -

70 -

60 -

50 -

40 -

30 -

20 -

10 -2,4

71,4

58,5

129,3

14,3 14,3

■ 0

Менее 11 тысяч рублей

От 11 до 22 тысяч рублей

■ менее 100 чел.

От 22 до 32 тысяч рублей

от 101 до 1000 чел.

От 32 до 48 тысяч рублей

■ более 1000 чел.

Более 48 тысяч рублей

Рисунок 3. Распределение респондентов в зависимости от уровня заработной платы работников, % Источник: составлено авторами по данным исследования.

Анализ данных указывает на факт: чем крупнее организация, тем выше уровень заработной платы ее работников (рис. 3).

В течение последних двух лет в части организаций-респондентов наблюдалось сокращение персонала и заработной платы, это отметили 18 и 9 респондентов соответственно (рис. 4, 5).

75

25

00

0

00

к Г

• Да

• Нет

Были ли в Вашей организации сокращения персонала за последние 2 года?

• Да + Нет

Было ли в Вашей организации сокращение заработной платы персонала за последние 2

года?

Рисунок 4. Доли респондентов по отношению к сокращению персонала и заработной платы Источник: составлено авторами по данным исследования.

Респонденты - менее 100 человек

Респонденты - от 101 до 1000 человек

Респонденты - более 1001 человека

Нет 78%

Да 22%

Нет 14%

Да 86%

Нет 50%

Да 50%

Рисунок 5. Распределение респондентов по наличию/отсутствию сокращений персонала, % Источник: составлено авторами по данным исследования.

В организациях среднего размера наблюдались максимальные сокращения персонала.

Сокращение заработной платы в течение последних двух лет наблюдалось в малых и средних по численности работников юридических лицах (рис. 6).

Рисунок 6. Распределение респондентов по наличию/отсутствию сокращений уровня заработной

платы, %

Источник: составлено авторами по данным исследования.

Результаты

При оценке отиошения респондента к нагрузке по уплате обязательных взноеов во внебюджетные фонды следует отметить, что только 1,9% от общего количества опрошенных респондентов (представитель всего одной организации) отметили, что нагрузка не тяжелая. Примерно поровнураспределились те организации, которые отмечают уровень нагрузки по уплате обязательных взносов во внебюджетные фонды как очень тяжелый и тяжелый! - 23,1 и 19,2% соо тветственно. Чуть более половины респондентов (55,8%) отметили, что нагрузка умеренная (рис. 7).

Ф Очень тяжелая, организация не справляется

# Тяжелая, на грани, организация с трудом справляется Уморенная, хотелось бы ниже, но в целом организация справляется

# Не тяжелая, организация уже встроилась в существующую систему

Оцените, насколько, по Вашему мнению, для Вашей организации тяжела нагрузка в виде обязательных взносов во внебюджетные фонды?

Рисунок 7. Распределение респондентов по отнзшению к уронзю нагрузки по уплате обязательных взносовво виебюджетиыз фонды Источник: составлено авторами по данным исследования.

Респонденты - менее 1000 человек

Умеренная, хотелось бы ниже, но целом организация справляется 54%

Тяжелая, на грани, организация с трудом справляется 24%

Не тяжелая, организация уже

встроилась в существующую систему 0% '

Очень тяжелая, организация не справляется 22%

Респонденты - от 101 до 1000 человек

Умеренная, хотелось бы

ниже, но в целом организация справляется 72%

Не твжелая, организация уже встр1о4и%лась в существующую систему 14%'

Очень тяжелая, организация не справляется 14%

Тяжелая, на грани, организация с трудом справляется

0%

Респонденты - более 1000 человек

Не тяжелая, организация уже встроилась в существующую систему

Умеренная, хотелось бы ниже, но в целом организация справляется Умеренная, хотелось бы ниже0, %н0о%в целом организация справляетс

Рисунок 8. Распределение организаций по отношению к уровню нагрузни по уплате обязательных взносов во внебюджетные фонды в зависимости от их размера, % Источник: составлено авторами по данным исследования.

Ф Вынуждена будет пойти на

сокращение персонала

0 Вынуждена будет пойти на

сокращение заработной платы # Вынуждена будет пойти на

сокращение длительности рабочего...

# Никак не отреагирует, будет платить, в Отрицательно, такого допустить нел... О Закрою фирму

# уход в неофициальные выплаты

Рисунок 9. Распределение организаций по отношению к возможности введения обязательного страхования от безработицы, в том числе за счет работодателя Источник: составлено авторами по данным исследования.

Сложнее всего с иагрузкяй по уплате обязателнных взносов во внебюджетные фонды справляются крупные организации (рис. 8).

При анализе отношения респондентов к возможности введения системы обязательного социального стрнхования он- безработицы, в там числе зн счет работодателя, выявлено, что лишь 21,2% реапяндентни смогут плаииен эти взносыНее негативных последствий в их деятельности, остальным придется пойти на вынужденные меры -от сокращения размера зара%отной платы сотрудников и персонала (36,5 и 28,8% соответственно) дозакрытия ор7%низации или ухода в неофициальные выплаты (рис. 9).

Приувеличениир азмера предприятия ответы смещаются в сторону того, что пред-приятиы будет платить то, что введут и это не отразится на персонале (рис. 10).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если обязательные страхование от безработицы будет введено засчет уменьшения других взносов и суммарные выплаты не изменятся, то для 80% респондентов такая ситуация не будет иметь негативно8% значения,н о даже в таком случае около 20% респонде нтов будутн егативно воспринимать эти изменения (рис. 11).

Приответе на вопрос, какой взнос на обязательное ст%ахование о% безрабо%ицы будет приемлем, есин он будет введен за счет средств работодателя путем добавления его сверх существующих взносов, 73,1% работодателей отметили полную неприемлемость такого воносе (рис. 12, 13е.

Подавляющее большиниово предстовителий организаций (92,3%), которые прошли опрос, отметили, что если обязательное стрехдвание от беграбодицы будет осуществляться за счет средств граждан, это вызовет негативные последствия (рис. 14).

обсуждение

Многие работодатели спрогнозировали последствия введения обязательного страхования от безработицы за счет средств граждан, которые сведены в таблице 15.

Работодатели - менее 100 человек

0,0%

17,1%

I

Вынуждена Вынуждена Вынуждена Никак не Закрою фирму Отрицательно, Уход в будет пойти на будет пойти на будет пойти на отреагирует, такого неофициальные

сокращение сокращение сокращение будет платить допустить

персонала заработной длительности то, что нельзя

платы рабочего дня положено, на персонале это не отразится

60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

Работодатели - от 101 до 1000 человек

57,1°%

0,0°%

28,6% I

Вынуждена Вынуждена Вынуждена Никак не

будет пойти на будет пойти на будет пойти на отреагирует,

сокращение сокращение сокращение будет платить

персонала заработной длительности то, что

платы рабочего дня положено, на

не отразится

0,0% 0,0% Закрою фирму Отрицательно, допустить

Уход в официальные

60,0% 50,0% 40,0%

Работодатели - более 1001 человек

30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

25,0% 25,0%

0,0% Вынуждена

0,0%

25,0% 25,0%

Вынуждена Вынуждена Вынуждена Никак не

будет пойти на будет пойти на будет пойти на отреагирует,

сокращение сокращение сокращение будет платить

персонала заработной длительности то, что

платы рабочего дня положено, на

не отразится

0,0%

Закрою фирму Отрицательно, допустить

Уход в официальные

9,8%

2,4%

2,4%

14,3%

0,0%

50,0%

0,0%

Рисунок 10. Распределение организаций по отношению к возможности введения обязательного страхования от безр аботицы, в том числе за сч ет работодателя, в зав исимости от их размера, % Источник: составлен о авторами по данным исследования.

Если суммарные выплаты не изменятся, то для организации это не имеет негативного значения Любые изменения сопровоыдаптся новыми затратами, поэтому наша организация все равно будет негапивно воспринимав это

Рисунок 11. Распределение организаций по отношению к введению обязательного страхования от безработицы за счет уменьшения других взносов Источник: составлено авторами по данным исследования.

Л

Г

Никакой, такие взносы в целом неприемлемы

Взнос в размере не более 1 % от

фонда оплаты труда

Взнос в размере не более 1,5% от

фонда оплаты труда

Взнос в размере не более 2% от

фонда оплаты труда

Взнос в размере более 2% от фонда

оплаты труда

Еслп обязательное страхование оп безраблтицы Пудет введено путем добавления дпполнительннго взноса,ллшачиваемого работодателем на наботников, пакой размер этого взноса будет приемлем,

на Ваш взгляд?

Рисунок 12. Распределение респондентов по отношению к уровню взноса на обязательное страхование от безработицы, если он будет введен за счет средств работодателя путем добавления его

сверх существующих взносов Источник: составлено авторами по данным исследования.

Работодатели - менее 100 человек

0,0% 0,0%

Никакой, такие Взнос в размере Ее Взнос в размере Ее Взнос в размере Ее Взнос в размере взносы в более 1% отфонда более 1,5% более 2% отфонда более 2% от целомнеприемлемы оплаты труда отфонда оплаты оплаты труда фондаоплаты труда труда

Работодатели - от 101 до 1000 человек 60,0% 57,1%

50,0% -

40,0%

28,6% I

0,0% 0,0%

Никакой, такие Взнос в размере не Взнос в размере не Взнос в размере не Взнос в размере взносы в более 1% отфонда более 1,5% более 2% отфонда более 2% от целомнеприемлемы оплаты труда отфонда оплаты оплаты труда фондаоплаты труда труда

Работодатели - от 101 до 1000 человек

25,0% 25,0%

I I

0,0% 0,0%

Никакой, такие Взнос в размере не Взнос в размере не Взнос в размере не Взнос в размере взносы в более 1% отфонда более 1,5% более 2% отфонда более 2% от целомнеприемлемы оплаты труда отфонда оплаты оплаты труда фондаоплаты труда труда

Рисунок 13. Распределение оргаиизаций по отношению к уровню взно са на обязательное страхование от безработицы, если он будет введен за счет средств работодателя путем добавления его сверх %существующих взносов, % Источник: составлено авторами по данным исследования.

82,9%

14,6%

14,3%

50,0%

# Нет. не выэсеет 4 Да. вызовет

Как Вы считаете, если обязательное страхование от безработицы будет осуществляться за счет средств граждан, вызовет ли это какие-либо негативные последствия?

Рисунок 14. Распределение мнений работодателей по отношению к последствиям введения обязательного страхования от безработицы за счет средств граждан Источник: составлено авторами по данным исследования.

Таблица 15

прогнозируемые последствия введения обязательного страхования от безработицы за счет средств граждан

прогнозируемые последствия количество процент ответив-

ответивших ших от общего

респондентов, числа респонден-

чел. тов, %

Будут недовольства со стороны работников 13 31,7

Это дополнительная нагрузка на граждан, снижение их 10 24,4

дохода

Работники будут против, им не понравится уменьшение 4 9,8

дохода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Миграция в серую заработную плату 4 9,8

Не будут платить, так как нечем 3 7,3

Работники будут просить повышения зарплат 3 7,3

Негативное отношение к власти 2 4,9

Будут увольнения 2 4,9

Люди не захотят трудоустраиваться официально 1 2,4

Снижение потребительского спроса и покупательской способности граждан 1 2,4

Негативное отношение к безработным (живут на чужие деньги) 1 2,4

Источник: составлено авторами по данным исследования.

Это говорит в целом о негативном видении работодателями результатов реализации системы обязательного страхования от безработицы. С одной стороны, организации перегружены текущими взносами во внебюджетные фонды с фонда оплаты

труда, с другой стороны, осознают недостаточность выплат персоналу и прогнозируют волнения в случае необходимости еще больше урезать эти выплаты.

Интересен тот факт, что в случаях, когда опрос проходили не собственники компаний, а ведущие специалисты, рассуждая о себе лично как о наемном работнике, они в целом были заинтересованы в участии в такой системе, причем были не против производить взносы самостоятельно, без участия работодателя. Один из респондентов даже указал, что уже имеет подобную страховку от одного из банков. Налицо диссонанс мнений, поэтому для выявления мнений работающих граждан, а также тех, кто на момент проведения исследования состоял в статусе безработного, был проведен дополнительный опрос с целью выявить мнение граждан о введении системы обязательного страхования от безработицы, а также приемлемой модели финансирования взносов. Результаты исследования описаны в серии статей по результатам работы по государственному контракту.

Практический опыт показывает, что не всегда в случаях ожидания негатива работодателями развивается пессимистический сценарий. Так, после начала пандемии значительно сократились потоки трудовых мигрантов из-за рубежа. Работодатели прогнозировали кризис отраслей, в которых традиционно были заняты мигранты -строительная, розничная торговля, бытовое обслуживание, транспорт. Однако отрасль быстро реанимировалась, стала использовать более наукоемкие технологии и повысила уровень доходов сотрудников.

Одной из важных проблем государственного материального обеспечения безработных пособиями и льготами является наличие целого класса так называемых профессиональных безработных. Эта категория граждан, даже исчерпав финансовую выгоду в виде пособия, продолжает оставаться в статусе безработных для получения льгот (компенсации расходов) по оплате коммунальных услуг, стоимости детского сада, бесплатного питания школьников (члены семьи безработного) и прочих мер социальной поддержки малоимущим гражданам. На сегодняшний день сложилась беспрецедентная ситуация, когда количество вакансий превышает количество безработных граждан. Например, в Кировской области начиная с 2019 года количество вакансий вдвое превышает количество безработных (39,8 тысяч человек в год и 90,3 тысячи вакансии в год6). Вероятно, кроме пересмотра системы выплаты пособий по безработице необходим также пересмотр системы социальной поддержки безработных.

заключение

Работодатели в целом достаточно единодушны в оценке текущей финансовой нагрузки по уплате взносов во внебюджетные фонды - она тяжелая, либо находится на грани, либо организация уже сейчас ощущает, что не справляется с ней.

6 Рынок труда и деятельность областной службы занятости населения за 2019 год // Государственная служба занятости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trudkirov.ru/cms_data/usercontent/ regionaleditor/аналитика/2020%20год/инф.2019г.pdf (дата обращения 12.12.2021).

Треть работодателей были вынуждены сокращать персонал за последние 2 года, а 1/6 сокращали заработную плату.

В своей оценке перспектив при введении системы обязательного социального страхования работников от безработицы только 1/5 организаций считают, что смогут обойтись без негативных последствий. Остальные организации выражают опасения в таком случае в необходимости сокращать персонал или его заработную плату, а часть организаций даже рассматривают возможность возврата к неофициальным выплатам, а также полное закрытие организации. В малых организациях негативное отношение выражено более ярко, чем в крупных.

Большинство организаций (80%) считают приемлемым вариант введения взноса на обязательное социальное страхование от безработицы за счет снижения других взносов во внебюджетные фонды. При этом оценка предполагаемого размера взноса в основном варьируется от 0 до 1%.

Перекладывание бремени уплаты взносов на обязательное социальное страхование от безработицы на плечи работников также вызвало негативную реакцию у работодателей. 92,3% организаций считают, что такая модель обязательно вызовет негативные последствия у персонала. Основными последствиями работодатели считают по-разному выраженное недовольство граждан, требования об увеличении заработной платы и отказ от официального оформления трудовых отношений.

Необходимо исследование мнений граждан о введении системы обязательного страхования от безработицы, а также приемлемой модели финансирования взносов.

Существующие меры социальной поддержки безработных провоцируют появление категории «профессиональных безработных», поэтому кроме пересмотра системы выплаты пособий по безработице необходим также пересмотр системы социальной поддержки безработных.

ИСТОЧНИКИ:

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 05.12.2021).

2. Институциональные преобразования в экономике. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14036 (дата обращения: 05.12.2021).

3. Рейтинг социально-экономического положения регионов - 2021. РИА Рейтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/infografika/20210531/630201353.html (дата обращения: 05.12.2021).

4. Модельный закон «О государственном социальном страховании» (принят постановлением на десятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 6 декабря 1997 г. № 10-4). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2569031 (дата обращения: 05.12.2021).

5. Рынок труда и деятельность областной службы занятости населения за 2019 год. Trudkirov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trudkirov.ru/cms_data/ usercontent/regionaleditor/аналити ка/2020%20год/инф.2019г^£

6. Синявская О.В., Горват Е.С., Грищенко Н.Б., Карева Д.Е. Обзор международного опыта в поддержке занятости и населения в условиях борьбы с пандемией коронавируса. Hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/ data/2020/06/03/1603921348/HSE_Covid_02_2020_2_1.pdf.

7. Баумгартэн М.И., Галанина Т.В., Григорьянц К.С., Зуб А.Т., Зульфакарова Л.Ф., Кузьмин С.С. и др. Устойчивость и конкурентоспособность социально-экономических систем. / Монография. - Москва: Ист файненшиэл сервисиз энд консалтинг, 2015. - 172 с.

8. Эль-Сибаи Н.М., Ганебных Е.В. Мамы-предприниматели: причины женской самозанятости и скрытый потенциал // Экономика, предпринимательство и право. -2019. - № 4. - с. 541-556. - doi: 10.18334/epp.9.4.41487.

9. Эль-Сибаи Н.М., Созинова А.А. Индикаторы социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики // Экономика и предпринимательство. -2021. - № 7(132). - с. 72-75. - doi: 10.34925/EIP.2021.132.7.009.

10. Measuring employment and unemployment through labour force surveys in transition countries: Methodology and data. International Labour Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/global/statistics-and-databases/WCMS_087922/lang--en/index.htm (дата обращения: 05.12.2021).

references:

Baumgarten M.I., Galanina T.V., Grigoryants K.S., Zub A.T., Zulfakarova L.F., Kuzmin S.S. i dr. (2015). Ustoychivost i konkurentosposobnost sotsialno-ekonomicheskikh sistem [Sustainability and competitiveness of socio-economic systems] Moscow: Ist faynenshiel servisiz end konsalting. (in Russian). Elsebaie N.M., Ganebnykh E.V. (2019). Mamy-predprinimateli: prichiny zhenskoy samozanyatosti i skrytyy potentsial [Mompreneurs: the reasons of female self-employment and hidden potential]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 541-556. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41487 . Elsebaie N.M., Sozinova A.A. (2021). Indikatory sotsialno-ekonomicheskoy bezopasno-sti v sfere migratsionnoy politiki [Socio-economic security: defining and developing indicators to assess the effectiveness of migration policy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (7(132)). 72-75. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2021.132.7.009 . Measuring employment and unemployment through labour force surveys in transition countries: Methodology and dataInternational Labour Organization. Retrieved December 05, 2021, from https://www.ilo.org/global/statistics-and-databases/ WCMS_087922/lang--en/index.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.