Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К СТРАХОВАНИЮ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ: НАУЧНАЯ АНАЛИТИКА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЯ'

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К СТРАХОВАНИЮ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ: НАУЧНАЯ АНАЛИТИКА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / СТРАХОВАНИЕ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ганебных Елена Викторовна, Савельева Надежда Константиновна, Созинова Анастасия Андреевна, Фокина Ольга Васильевна, Бурцева Татьяна Алексеевна

Предмет и тема. В статье описаны результаты исследования мнения граждан РФ (работающих и безработных) на введение системы обязательного страхования от безработицы, а также моделей ее финансирования. Цель исследования. Оценить готовность граждан страны к страхованию от безработицы. Методология исследования. В ходе исследования авторами был проведен опрос работающих и безработных граждан РФ. В качестве пилотного региона была выбрана Кировская область как отражающая средние показатели по стране по уровню социально-экономического развития, численности рабочей силы, уровню общей безработицы (методология МОТ), уровню регистрируемой безработицы и среднему размеру заработной платы в месяц. Результаты. Результаты исследования указывают на неудовлетворенность граждан размером пособия по безработице, а также длительностью периода его выплаты. Почти половина респондентов заинтересована в системе страхования от безработицы, при этом 78% заинтересованных согласны на уплату взносов за свой счет. Примерно треть граждан подвержены риску социального иждивенчества при увеличении размера и сроков выплаты пособия. Область применения. Проведенный анализ необходим для построения финансово-экономической модели системы обязательного социального страхования от безработицы и прогнозных сценариев последствий такого введения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ганебных Елена Викторовна, Савельева Надежда Константиновна, Созинова Анастасия Андреевна, Фокина Ольга Васильевна, Бурцева Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE RUSSIAN CITIZENS' READINESS FOR UNEMPLOYMENT INSURANCE: SCIENTIFIC ANALYSIS BASED ON THE ATTITUDE SURVEY

The article describes the results of the Russian citizens attitude survey on the introduction of a system of compulsory unemployment insurance, as well as models of its financing. Both working and unemployed people took part in the survey. The purpose of the study was to assess the readiness of the country's citizens for unemployment insurance. In the course of the study, the authors conducted a survey of working and unemployed citizens of the Russian Federation. The Kirov Region was chosen as a pilot region as reflecting the average indicators for the country in terms of socio-economic development, the work-force size, the level of general unemployment (ILO methodology), the level of registered unemployment and the average monthly salary. The results of the study indicate that citizens are dissatisfied with the amount of unemployment benefits, as well as the duration of its payment period. Almost half of the respondents are interested in the unemployment insurance system. At the same time, 78% of those interested agree to pay contributions at their own expense. Approximately one third of citizens are at risk of social dependency with an increase in the amount and timing of benefits payment. The analysis carried out is necessary to build a financial and economic model of the system of compulsory social insurance against unemployment and forecast scenarios of the consequences of such an introduction.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К СТРАХОВАНИЮ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ: НАУЧНАЯ АНАЛИТИКА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЯ»

Ганебных Е.В. 1, Савельева Н.К. 1, Созинова А.А. 1, Фокина О.В. 1, Бурцева Т.А. 12, Беспятых В.И. i

1 Вятский государственный университет, Киров, Россия

2 ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», Москва, Россия

Оценка готовности граждан Российской Федерации к страхованию от безработицы: научная аналитика на основе изучения мнения

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:

Ганебных Е.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Фокина О.В., Бурцева Т. А., Беспятых В.И. Оценка готовности граждан Российской Федерации к страхованию от безработицы: научная аналитика наоснове изучения мнения//Креативная экономика. - 2021. - Том 15. - № 12. - С. 4541-4556. Сок 10.18334/се.15.12.1 13993

АННОТАЦИЯ:_

Предмет и тема. В статье описаны результаты исследования мнения граждан РФ (работающих щ и безработных) на введение системы обязательного страхования от безработицы, а также моделей ее финансирования. Цель исследования. Оценить готовность граждан страны к страхованию от безработицы. Методология исследования. В ходе исследования авторами был проведен опрос работающих и безработных граждан РФ. В качестве пилотного региона была выбрана Кировская область как отражающая средние показатели по стране по уровню социально-экономического развития, численности рабочей силы, уровню общей безработицы (методология МОТ), уровню регистрируемой безработицы и среднему размеру заработной платы в месяц. Результаты. Результаты исследования указывают на неудовлетворенность граждан размером пособия по безработице, а также длительностью периода его выплаты. Почти половина респондентов заинтересована в системе страхования от безработицы, при этом 78% заинтересованных согласны на уплату взносов за свой счет. Примерно треть граждан подвержены риску социального иждивенчества при увеличении размера и сроков выплаты пособия. Область применения. Проведенный анализ необходим для построения финансово-экономической модели системы обязательного социального страхования от безработицы и прогнозных сценариев последствий такого введения.

ФИНАНСИРОВАНИЕ:

Исследование выполнено в рамках исполнения государственного контракта Министерством труда и социальной защиты РФ № 01951000003210000380001 от 19.10.2021 «Разработка финансово-экономического обоснования формирования системы обязательного социального страхования от безработицы».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: безработица, страхование от безработицы, рынок труда, занятость

издательство

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

ОБ АВТОРАХ_

Ганебных Елена Викторовна, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент (ganebnykh@mail.ru)

Савельева Надежда Константиновна, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент (nk_savelyeva@vyatsu.ru)

Созинова Анастасия Андреевна, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук, доцент (aa_sozinova@vyatsu.ru)

Фокина Ольга Васильевна, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга, кандидат экономических наук, доцент (fokina@vyatsu.ru)

Бурцева Татьяна Алексеевна, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук, профессор (burtseva10@mail.ru)

Беспятых Василий Ильич, профессор кафедры менеджмента и маркетинга, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ (v.bespyatyh2011 @ yandex.ru)

- 4541 -

Ganebnyh E.V. 1, Saveleva N.K. 1, Sozinova A.A. 1, Fokina O.V. 1, Burtseva T.A.12, Bespyatyh V.I. 1

1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State University» (FSBEI HE «VyatSU»), Russia

2 Moscow Witte University, Russia

10

i Assessment of the Russian citizens' readiness for unemployment insurance: scientific analysis based on the attitude survey

CITE AS:_

Ganebnyh E.V., Saveleva N.K., Sozinova A.A., Fokina O.V., Burtseva T.A., Bespyatyh V.I. (2021 ) Otsenka gotovnosti grazhdan Rossiyskoy Federatsii k strakho-vaniyu ot bezrabotitsy: nauchnaya analitika na osnove izucheniya mneniya [Assessment of the Russian citizens' readiness for unemployment insurance: scientific analysis based on the attitude survey]. Kreativnayaekonomika. 15. (12). - 4541-4556. doi: 10.18334/ce.1 5.1 2.1 1 3993

ABSTRACT:_

The article describes the results of the Russian citizens attitude survey on the introduction of a system of compulsory unemployment insurance, as well as models of its financing. Both working and unemployed people took part in the survey. The purpose of the study was to assess the readiness of the country's citizens for unemployment insurance. In the course of the study, the authors conducted a survey of working and unemployed citizens of the Russian Federation. The Kirov Region was chosen as a pilot region as reflecting the average indicators for the country in terms of socio-economic development, the workforce size, the level of general unemployment (ILO methodology), the level of registered unemployment and the average monthly salary. The results of the study indicate that citizens are dissatisfied with the amount of unemployment benefits, as well as the duration of its payment period. Almost half of the respondents are interested in the unemployment insurance system. At the same time, 78% of those interested agree to pay contributions at their own expense. Approximately one third of citizens are at risk of social dependency with an increase in the amount and timing of benefits payment. The analysis carried out is necessary to build a financial and economic model of the system of compulsory social insurance against unemployment and forecast scenarios of the consequences of such an introduction. ACKNOWLEDGMENTS:

The study was carried out within the framework of the state contract by the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation No. 01951000003210000380001 of 19.10.2021 "Development of financial and economic justification for the formation of a system of compulsory social insurance against unemployment".

KEYWORDS: unemployment, unemployment insurance, labour market, employment

JEL Classification: J21, J64, J65

Received: 17.12.2021 / Published: 25.12.2021 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Ganebnyh E.V. (ganebnykh@mail.ru)

- 4542 -

Введение

В Российской Федерации вопросы формирования системы государственной социальной поддержки граждан в случае потери занятости начали подниматься практически с момента образования государства. Еще за полгода до образования РФ как независимого государства в июле 1991 года был создан Государственный фонд занятости населения «для финансирования мероприятий, связанных с обеспечением занятости населения, в том числе оказанием гражданам помощи в трудоустройстве, организацией профессиональной подготовки, переобучения и профориентации незанятого населения, выплаты пособий по безработице, стипендий на период обучения, содержания органов государственной службы занятости населения» [1]. Бюджет фонда формировался за счет обязательных отчислений работодателей, в том числе за счет удержаний с заработка работников, и государственного бюджета. Несмотря на то, что идея фонда опиралась на ведущий мировой опыт и была весьма правильной, экономические реформы и становление рынка труда 1990-х годов не способствовали нормальному управлению денежными та потоками фонда. Таким образом, в 2001 году фонд был упразднен, а финансирование социальной помощи безработным стало осуществляться за счет федерального бюджета.

Начиная с 2019 года в рамках национальных проектов «Производительность труда и поддержка занятости» [2] и «Демография» [3] снова назрела необходимость проанализировать существующие меры социальной поддержки безработных граждан РФ, а также саму модель финансирования такой системы.

Сложившаяся в РФ система государственной социальной поддержки граждан в случае временной потери занятости представляет собой гарантии выплаты пособия по безработице, возможности участия в оплачиваемых общественных работах и сохранения трудового стажа, что закреплено в законе «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021). Финансирование системы происходит за счет средств федерального бюджета.

На 2021 год величина пособия по безработице варьируется в рамках от 1500 рублей (минимальный размер выплат) до 12 130 рублей (максимальный размер выплат) при средней заработной плате по стране 51 344 рубля [4]. Несмотря на то, что в законе устанавливается предельный размер выплат пособия, рассчитанный в процентном соотношении от средней зарплаты, получаемой гражданином до периода безработицы (75% в первые 3 месяца и 60% в следующие 3 месяца), в реальности максимальный размер пособия составляет 23,6% от средней зарплаты по стране. Дифференциация доходов

- 4543 -

<n

граждан по регионам РФ достигает 3,8 раз: максимальная среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников - 111 216 рублей в Ямало-Ненецком автономном округе, а минимальная - 29 083 рубля в gj Ивановской области [5]. Несмотря на наличие районных коэффициентов (в ЯНАО 1,4-1,8 по различным территориям и категориям работников [6]), очевидно, что существующий размер выплат непропорционален доходам граждан, а значит, не может обеспечивать сглаживание уровня потребления в периоды безработицы.

Одновременно повышение размера пособия может спровоцировать риски социального иждивенчества и увеличить категорию так называемых профессиональных безработных. Справедливым видится формирование такой персонализированной системы страхования от безработицы, когда размеры пособия зависят от доходов каждого конкретного гражданина, а бюджет формируется за счет взносов, рассчитанных в пропорциях от его заработка. Открытым остается вопрос модели финансирования такой системы: будет ли она по-прежнему финансироваться из государственного бюджета или возможен возврат к системе 1990-х годов в формате софинансирования со стороны граждан (удержание из заработка) и работодателей (взносы на обязательное социальное страхование от безработицы).

В 2021 году Институтом экономики и менеджмента Вятского государственного университета по заказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках исполнения государственного контракта № 01951000003210000380001 от 19.10.2021 «Разработка финансово-экономического обоснования формирования системы обязательного социального страхования от безработицы» было проведено исследование мнения работодателей на введение системы обязательного социального страхования от безработицы, результаты которого описаны в статье «Оценка готовности работодателей к страхованию от безработицы: научная аналитика на основе изучения мнения» [7] (Ganebnyh, Saveleva, Sozinova, Fokina et al, 2021). Результаты исследования показали, что большинство организаций считают приемлемым вариант введения взноса на обязательное социальное страхование от безработицы за счет снижения других взносов во внебюджетные фонды. При этом оценка предполагаемого размера взноса в основном варьируется от 0 до 1%. Также работодатели считают, что модель с финансированием системы за счет удержаний из заработка работников обязательно вызовет негативные последствия у персонала.

- 4544 -

Настоящее исследование посвящено аналитике оценки готовности граждан РФ на введение системы обязательного социального страхования от безработицы.

Методы и материалы

Для оценки мнения граждан РФ на введение системы обязательного социального страхования от безработицы был проведен опрос как работающих, так и безработных граждан.

Общая совокупность исследуемой группы работающих граждан (численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет) на июль 2021 года составила 75 196,2 тысячи человек, а неработающих, относящихся к категории безработных (численность безработных в возрасте 15-72 лет) - 3558,7 тысяч человек [8]. Репрезентативная выборка с доверительной вероятностью (точностью) 95% и доверительным интервалом (погрешностью ±) 10% составляет 96 человек по каждой категории (итого 198 респондентов)1. Доверительная вероятность отражает, насколько точно доверительный интервал накроет неизвестное истинное значение параметра, оцениваемого по выборочным данным. В практике исследований чаще всего используют 95%-ную доверительную вероятность. Доверительный интервал можно понимать как погрешность полученных данных, предлагаемый размер погрешности является стандартным при анализе больших совокупностей с относительно однородными признаками.

Оценка уровня солидарности в оплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от безработицы производилась на основании опроса 240 работающих граждан, из которых 109 человек на момент опроса находились в статусе безработных (табл. 1).

Таблица 1

Структура респондентов

Всего респондентов

240 человек

Из них работающие граждане Из них безработные граждане

131 человек 109 человек

Источник: составлено авторами по данным исследования.

1 Онлайн калькуляторы для расчета выборки: https://socioline.ru/rv.php , https:// allcalc.ru/node/100 , https://www.aatc.top/raschet-oshibki-vyborki

- 4545 -

от

IN

от

Ю

от

ОТ

1Л 1Л

2/3 всех работающих респондентов в целом никогда в жизни не были статусе безработных (рис. 1). Из общего числа респондентов, имеющих опыт безработицы, мужчины составляют 1/3, а женщины, соответственно, 2/3.

Были ли вы когда-либо в жизни безработным?

Рисунок 1. Опыт нахождения в статусе безработного Источник: составлено авторами по данным исследования.

Рассматривая длительность пребывания в статусе безработных, можно заметить, что 12,5% все респондентов пребывали в этом статусе менее 1 месяца, 25% - от 1 до 3 месяцев, 20% - от 3 до 6 месяцев, еще 20% - от 6 месяцев до 1 года, 5% - от 1 года до 2 лет, столько же % - от 2 до 3 лет и 12,5% -более 3 лет. Диаграмма распределения представлена на рисунке 2.

3 мес - 6 мес 20%

Рисунок 2. Диаграмма распределения долей по периоду нахождения в статусе безработного

Источник: составлено авторами по данным исследования.

- 4546 -

У мужчин распределение периодов безработицы практически равномерно - по 14,3% мужчин указали каждый из предложенных периодов, за исключением периода от 3 до 6 месяцев - 28,6%. Среди респондентов-женщин почти половина (46,2%) были безработными от 3 до 6 месяцев, еще 23,1% - от 6 месяцев до 1 года и 11,5% - менее 1 месяца. Таким образом, суммарно 80,8% женщин были безработными менее 1 года против 71,4% у мужчин.

Результаты

Почти половина всех респондентов (49%) заинтересовались возможностью страхования от безработицы (рис. 3). При этом и работающие, и безработные граждане проявили солидарность в этом вопросе (табл. 2).

Если бы у вас была возможность застраховать себя от безработицы - платить ежемесячно небольшой взнос, но в случае потери работы получать доход, который позволит не снижать привычный уровень жизни - заинтересовала ли бы вас такая возможность?

Е о с о

и

ш .>

ГС

си

Рисунок 3. Заинтересованность возможностью страхования от безработицы Источник: составлено авторами по данным исследования.

Таблица 2

Заинтересованность возможностью страхования от безработицы

Заинтересованность Работающие граждане, человек Безработные граждане, человек

Да 68 49

Нет 63 60

Источник: составлено авторами по данным исследования.

- 4547 -

<n

IN

o>

Ю

o>

<J\

Обоснование уровня солидарности в оплате взноса на обязательное социальное страхование от безработицы производилось через анализ отношения респондентов к следующим моделям:

- выплата взносов работодателем за работника 100% за счет работодателя;

- выплата взносов 100% работником с удержанием взноса из заработной платы работодателем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- выплата взноса совместно работником и работодателем в долях;

- модель добровольного страхования граждан от безработицы по принципу «кто платит, тот и получает».

Мнения работающих и безработных граждан в отношении каждой из моделей представлены в таблице 3.

Таблица 3

Отношение респондентов к различным моделям финансирования взносов на обязательное социальное страхование от безработицы

Модель Работающие Безработные

За Против За Против

100% работодатель 77 54 71 38

100% работник 70 61 50 69

Работодатель и работник в долях 81 50 49 70

Добровольное страхование за счет работника 102 29 65 44

Источник: составлено авторами по данным исследования.

Среди работающих граждан 53,4% респондентов (70 человек) согласны на удержание работодателем небольшой суммы из их доходов для страхования от безработицы (рис. 4).

- 4548 -

Если ваш работодатель предложит вам удерживать небольшую сумму из вашей зарплаты автоматически и перечислять на страхование от безработицы (например, 300 рублей при зарплате 30 тысяч рублей),

согласились ли бы вы на это?

Нет, не согласен 47%

Да, согласен 53%

Рисунок 4. Согласие работающих граждан на удержание части доходов работодателем в пользу страхования от безработицы

Источник: составлено авторами по данным исследования.

61,8% респондентов (81 человек) согласны на софинансирование взносов на страхование от безработицы в долях с работодателем (рис. 5).

Е о с о

и

ш .>

"+■>

та си

Если ваш работодатель предложит застраховать вас от безработицы, а взносы платить совместно с вами часть платите вы сами (удерживают из зарплаты), а часть за вас работодатель -согласились ли бы вы на это?

Рисунок 5. Отношение работающих граждан к софинансированию взносов на обязательное социальное страхование от безработицы

Источник: составлено авторами по данным исследования.

58% респондентов (77 человек) согласны на страхование от безработицы, если взносы лягут на плечи работодателя (рис. 6).

- 4549 -

Как вы относитесь к идее, если страхование от безработицы будет обязательным для работодателей, когда каждая организация будет обязана перечислять за свой счет взносы за своих работников?

0%

Рисунок 6. Отношение работающих граждан к обязательному социальному страхованию от безработицы за счет работодателя

Источник: составлено авторами по данным исследования.

77,8% (102 респондента) согласны с идеей страхования от безработицы, если оно будет добровольным и взносы будут перечислять только желающие застраховаться (рис. 7).

Вопрос: как вы относитесь к идее добровольного страхования от безработицы, когда желающие могут делать добровольные взносы, а в случае потери работы получать доход, который позволит не снижать привычный уровень жизни, а те, кто не желают - не делают взносы и получают минимальное пособие от государства?

Рисунок 7. Отношение работающих граждан к добровольному страхованию от безработицы

Источник: составлено авторами по данным исследования.

- 4550 -

45,9% безработных (50 человек) согласны на удержание работодателем небольшой суммы из их доходов для страхования от безработицы. 45,0% респондентов (49 человек) согласны на софинансирование взносов на страхование от безработицы в долях с работодателем. 65,1% респондентов (71 человек) согласны на страхование от безработицы, если взносы лягут на плечи работодателя. 59,6% (65 респондента) согласны с идеей страхования от безработицы, если оно будет добровольным и взносы будут перечислять только желающие застраховаться.

Оценка приемлемости размеров взносов на страхование от безработицы распределилась следующим образом (табл. 4).

Таблица 4

Оценка респондентами приемлемости размеров взносов на страхование

от безработицы

Модель Работающие Безработные

чел % чел %

Не более 0,5% 18 26,5 18 34,6

0,5-1% 32 47,1 14 26,9

1-1,5% 5 7,4 5 9,6

1,5-2% 7 10,2 9 17,4

Более 2% 6 8,8 6 11,5

Е о с о

и

ш .>

'+->

го ш

Источник: составлено авторами по данным исследования.

Почти половина работающих респондентов, заинтересовавшихся данным видом страхования, указали в качестве приемлемого взнос 0,5-1% от заработной платы (47,1% опрошенных), чуть более четверти респондентов (26,5%) указали на приемлемость взноса в размере не более 0,5% от заработной платы, 10,2% отметили приемлемым взнос от 1,5 до 2% от зарплаты, 8,8% - более 2% от заработной платы и 7,4% - от 1 до 1,5%.

Общее мнение работающих и безработных респондентов отображено на рисунке 8.

- 4551 -

Какой размер взноса был бы для вас приемлемым? Более 2%

0,5-1%

Рисунок 8. Распределение мнений о размере взноса на обязательное страхование от безработицы

Источник: составлено авторами по данным исследования.

Структура распределения мнения безработных в отношении взноса на обязательное страхование от безработицы отличается от аналогичной у работающих граждан: 34,6% респондентов считают, что этот взнос не должен превышать 0,5% от заработной платы, 26,9% - что он должен составлять 0,5-1%, размер от 1 до 1,5% считают приемлемым 9,6% респондентов этой категории, еще 17,4% были бы удовлетворены взносом в размере 1,5-2%, и размер взноса выше 2% подходит 11,5% опрошенных.

Обсуждение

Высокая волатильность рынка труда связана не только с кризисными явлениями в экономике последних лет. Потребность в мобильных высококвалифицированных кадрах, часто обладающих очень разнородными компетенциями, в целом характерна для постиндустриального общества [9] (Baumgarten, Galanina, Grigoryants, Zub, Zulfakarova, Kuzmin et al, 2015). Общее старение населения, усугубляемое потребностью в непрерывном обучении, трансформацией технологий производства товаров и услуг, а также в целом коммуникационных методов, актуализирует необходимость сопровождаемого трудоустройства граждан, в том числе пересмотра системы страхования от безработицы [10, 11] (El-Sibai, Ganebnyh, 2019).

Новая система выплат должна обеспечивать более высокий размер пособия по безработице, при этом частое обращение за пособием должно стать

- 4552 -

невыгодным для снижения рисков социального иждивенчества. Отдельной темой для исследования является вовлечение в систему обязательного страхования от безработицы индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан.

Результаты опроса граждан указывают на их озабоченность возможной потерей работы и желание обеспечить более мягкое прохождение кризисного периода в жизни. Интересно, что большинство работодателей посчитали, что работники крайне негативно отреагируют на идею вычета сумм взносов на обязательное социальное страхование от безработицы из их заработка [7] (Ganebnyh, Saveleva, Sozinova, Fokina et al., 2021), в то время как работники намного более благосклонно отнеслись к данной идее.

Заключение

о

Почти половина всех респондентов (49%) заинтересовались возможностью страхования от безработицы. При этом и работающие, и безработные граждане проявили солидарность в этом вопросе. В целом отношение работающих и безработных граждан достаточно ровное к любым моделям уплаты взносов, в том числе и за свой счет. Доля респондентов, согласных с системой обязательного страхования, варьируется в рамках 45-65%. С точки зрения респондентов, как работающих, так и безработных, нет большого отличия между уплатой взносов за счет работника, работодателя или того и другого в долях. Вероятно, это связано с предположительно небольшим размером страховых взносов в глазах граждан. Треть всех респондентов (33,3%) считают приемлемым взнос на обязательное страхование от безработицы в размере от 0,5 до 1%, еще четверть (26%) считают, что взнос не должен превышать 0,5%, остальные размеры взносов распределились почти равномерно в пределах 7,2-11,5%.

Значительное число работающих граждан благосклонно относятся к системе добровольного страхования от безработицы за счет работника (78%). При этом работники, уплачивающие добровольные взносы, хотят в случае безработицы получать доход, позволяющий не снижать привычный уровень жизни. Минимальное пособие в таком случае должно быть получено гражданами, не уплачивающими взносы за счет государства.

Работающие мужчины содержат больше иждивенцев, чем работающие женщины, в то время как безработные женщины содержат больше иждивенцев, чем безработные мужчины. Безработные мужчины чаще не имеют иждивенцев (в половине случаев), чем работающие (только в четверти случаев). С женщинами же ситуация обратная: 75% работающих женщин не имеют

- 4553 -

иждивенцев, в то время как безработные в основном имеют хотя бы одного (66,4%). Из этого можно сделать вывод, что мужчины, имея кого-нибудь на иждивении, реже находятся в состоянии безработных, чем женщины.

Анализ периодичности занятости и состояния статуса безработного пока-^ зал, что чем большее количество раз человек был безработным, тем короче периоды занятости, а также чем чаще человек оказывается в статусе безра-2 ботного, тем дольше в нем находится и получает меньший размер пособия.

Анализ риска нарастания социального иждивенчества как возможной реакции на улучшение условий компенсации временного отсутствия работы у трудоспособного населения показал наличие такого риска примерно у 1/4-1/3 части граждан, однако он может быть снижен за счет ограничения периода выплат пособия.

ИСТОЧНИКИ:

1. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 60 (дата обращения: 03.12.2021).

2. Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 319210/255df9ea62631b6 fa734e900b886d1db71cef358 (дата обращения: 05.12.2021).

3. Паспорт национального проекта «Национальный проект «Демография». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 384857 (дата обращения: 05.12.2021).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 г. № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год». Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/docs/all/126928 (дата обращения: 05.12.2021).

5. Рынок труда, занятость и заработная плата. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labor market employment salaries?print=1 (дата обращения: 05.12.2021).

6. Районные коэффициенты и надбавки. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 118861/1ea02 01bc82acef7337b804b40ced52393ef4f81 (дата обращения: 05.12.2021).

7. Ганебных Е.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Фокина О.В. и др. Оценка готовности работодателей к страхованию от безработицы: научная аналитика на основе изучения мнения // Экономика труда. - 2021. - № 12. - doi: 10.18334/et.8.12.113946.

— 4554 -

8. Трудовые ресурсы. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labour force (дата обращения: 08.11.2021).

9. Баумгартэн М.И., Галанина Т.В., Григорьянц К.С., Зуб А.Т., Зульфакарова Л.Ф., Кузьмин С.С. и др. Устойчивость и конкурентоспособность социально-экономических систем. - Москва: Ист файненшиэл сервисиз энд консалтинг, 2015. - 172 с.

10. Эль-Сибаи Н.М., Ганебных Е.В. Мамы-предприниматели: причины женской самозанятости и скрытый потенциал // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - № 4. - с. 541-556. - doi: 10.18334/epp.9.4.41487 .

11. Эль-Сибаи Н.М., Созинова А.А. Индикаторы социально-экономической безопасности в сфере миграционной политики // Экономика и предпринимательство. - 2021. - № 7(132). - с. 72-75. - doi: 10.34925/EIP.2021.132.7.009 .

REFERENCES:

E o c o

u

a> .>

"+J

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Baumgarten M.I., Galanina T.V., Grigoryants K.S., Zub A.T., Zulfakarova L.F., Kuzmin S.S. i dr. (2015). Ustoychivost i konkurentosposobnost sotsialno-eko-nomicheskikh sistem [Sustainability and competitiveness of socio-economic systems] Moscow: Ist faynenshiel servisiz end konsalting. (in Russian).

El-Sibai N.M., Ganebnyh E.V. (2019). Mamy-predprinimateli: prichiny zhenskoy samozanyatosti i skrytyy potentsial [Mompreneurs: the reasons of female self-employment and hidden potential]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (4). 541-556. (in Russian). doi: 10.18334/ epp.9.4.41487 .

El-Sibai N.M., Sozinova A.A. (2021). Indikatory sotsialno-ekonomicheskoy bezo-pasnosti v sfere migratsionnoy politiki [Socio-economic security: defining and developing indicators to assess the effectiveness of migration policy]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (7(132)). 72-75. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2021.132.7.009 .

Ganebnyh E.V., Saveleva N.K., Sozinova A.A., Fokina O.V. i dr. (2021). Otsenka gotovnosti rabotodateley k strakhovaniyu ot bezrabotitsy: nauchnaya anali-tika na osnove izucheniya mneniya [Assessment of employers' readiness for unemployment insurance: scientific analysis based on the study of opinion]. Russian Journal of Labor Economics. 8 (12). (in Russian). doi: 10.18334/ et.8.12.113946.

- 4555 -

- 4556 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.