УДК 37.013.42+37.012.8
ББК Ч466.4+Ю991 ГРНТИ 15.31.31 Код ВАК 5.3.4
Кружкова Ольга Владимировна,
SPIN-код: 7080-7230
кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией перспективных социосредовых исследований, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Шевалдина Диана Дамировна,
SPIN-код: 7079-8910
аналитик управления научных исследований и проектной деятельности, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Робин Сергей Дмитриевич,
SPIN-код: 2943-4889
лаборант лаборатории перспективных социосредовых исследований, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Бабикова Марина Рашитовна,
SPIN-код: 3594-3307
кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации, риторики, русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К ВАНДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ: РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: школьный вандализм; мотивы вандального поведения; вандальное поведение; школьники; образовательная среда; психологическая диагностика; методы диагностики
АННОТАЦИЯ. Среда образовательных организаций достаточно часто подвергается несанкционированным преобразованиям и деструкции ее объектов со стороны обучающихся. Данный вид поведенческой активности можно описать термином школьный вандализм, под которым понимается деструктивная и преобразующая активность обучающихся по отношению к объектам материальной среды образовательной организации, не находящимся в их собственности или легитимном управлении. Для организации эффективной системы профилактики школьного вандализма крайне важно понимать его мотивационную основу и причины. Целью исследования является выявление мо-тивационной основы и общей готовности к вандальному поведению обучающихся школ в условиях образовательной среды. Исследование было проведено в 20 общеобразовательных школах среди обучающихся 8-11 классов. 907 обучающихся были опрошены с применением метода самоотчета и опросника «Мотивы вандального поведения». В результате было обнаружено, что 9% обучающихся имеют опыт вандального поведения и характеризуются повышенными показателями готовности к вандальным действиям в среде образовательной организации. При этом основными причинами вандальных действий выступают эстетический, вызванный неудобством среды, стяжательный и протестный мотивы, которые отражают актуальную, но не высказанную претензию обучающихся на участие в управлении содержанием и изменениями материальной среды образовательной организации. Таким образом, привлечение обучающихся к контролю сохранности и чистоты, к наполнению и эстетизации среды школы, предоставление возможностей сделать ее рукотворной и доступной для локальных изменений через привлечение к труду и вовлечение в управление средой может снизить риск школьного вандализма.
БЛАГОДАРНОСТИ : исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Научно-методическое обеспечение программы предупреждения и профилактики школьного вандализма».
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кружкова, О. В. Оценка готовности обучающихся к вандальному поведению: результаты диагностики / О. В. Кружкова, Д. Д. Шевалдина, С. Д. Робин, М. Р. Бабикова. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2024. - № 2. - С. 282-289.
Kruzhkova Olga Vladimirovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of the Laboratory of Advanced Socio-Environmental Research, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Shevaldina Diana Damirovna,
Analyst of the Department of Scientific Research and Project Activities, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Robin Sergey Dmitrievich,
Laboratory Assistant of the Laboratory of Advanced Socio-Environmental Research, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Babikova Marina Rashitovna,
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Intercultural Communication, Rhetoric, Russian as a Foreign Language, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
© Кружкова О. В., Шевалдина Д. Д., Робин С. Д., Бабикова М. Р., 2024
ASSESSMENT OF STUDENTS' READINESS FOR VANDAL BEHAVIOR: DIAGNOSTIC RESULTS
KEYWORDS: school vandalism; motives for vandalism; vandal behavior; pupils; educational environment; psychological diagnostics; diagnostic methods
ABSTRACT. The environment of educational organizations often suffers from unauthorized transformations and destruction of its objects by students. This type of behavioral activity can be described by the term school vandalism, which refers to the destructive and transformative activity of students in relation to objects of the material environment of an educational organization that are not in their ownership or legitimate management. To organize an effective system for the prevention of school vandalism, it is extremely important to understand its motivational basis and causes. The purpose of the presented study was to identify the motivational basis and general readiness for vandal behavior of school students in an educational environment. The study was conducted in 20 secondary schools among students in grades 8-11. 907 students were interviewed using the self-report method and the questionnaire "Motives of vandal behavior". As a result, it was found that 9% of students have experience of vandal behavior and are characterized by increased indicators of readiness for vandal actions in the environment of an educational organization. At the same time, the main causes of vandal actions are aesthetic, caused by the inconvenience of the environment, possessive and protest movements, which reflect the actual, but not expressed claim of students to participate in the management of the content and changes in the material environment of an educational organization. Thus, involving students in monitoring the safety and cleanliness, filling and aestheticizing the school environment, providing opportunities to make it man-made and accessible to local changes through involvement in labor and involvement in environmental management can reduce the risk of school vandalism.
ACKNOWLEDGMENTS: the study was carried out within the framework of the state assignment of the Ministry of Education of the Russian Federation "Scientific and methodological support for the program for the prevention and prevention of school vandalism."
FOR CITATION: Kruzhkova, O. V., Shevaldina, D. D., Robin, S. D., Babikova, M. R. (2024). Assessment of Students' Readiness for Vandal Behavior: Diagnostic Results. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 282-289.
Введение. Актуальность изучения склонности к вандальному поведению в современном обществе обусловлена необходимостью глубокого понимания этого явления в контексте социокультурных и психологических аспектов [7]. Вандализм представляет собой форму социального де-виантного поведения, которая оказывает влияние на общественный порядок, культурное наследие и психосоциальное благополучие [10].
Первые исследования вандального поведения начали проводиться в 1970-х гг. Зарубежные ученые, такие как С. Коэн, Д. Кан-тер, Дж. Деннермеер, интересовались статистическими данными, последствиями вандализма и возможностями его предотвращения [17; 18]. В свою очередь, отечественные исследователи (Ю. М. Антонян, М. И. Енике-ев, В. Ф. Пирожков) изучали личностные характеристики преступников и агрессивные реакции нарушителей закона. В 1990-х гг. большое количество исследований вандализма (С. Н. Вязов, М. М. Москаленко, О. С. Па-шутина, Л. М. Самохина, Э. Н. Харина, Н. А. Черемнова, В. А. Шурухнов) были ориентированы на правоприменительную практику и включали анализ новых законодательных норм об уголовной ответственности за вандализм в связи с изменениями законодательства, принятыми в 1996 г. [10]. В образовательной области проводились исследования по профилактике и предотвращению вандального поведения. Про-
блема вандализма и ее социально-психологический аспект были подробно исследованы Л. С. Ватовой в 2000 г. Она изучала влияние социально-психологических механизмов на поведение участников группы с агрессивными формами поведения, а также функционирование групп с вандальной деятельностью [2].
Исследования проблемы вандализма и ее обусловленности проводились И. В. Воробьевой и О. В. Кружковой. Они выявили, что неудовлетворенность потребностей, стремление к самоутверждению, желание получить новые впечатления и внимание могут быть причиной вандализма у подростков [8].
Сейчас в период мощных социальных изменений активизируются любые формы девиантного поведения, одной из таких форм является вандализм, но необходимо учитывать естественные причины вандализма, такие как подростковый возраст его основных субъектов [6]. Подростки находятся в периоде поиска своего места в мире и стремятся к получению новых впечатлений и опыта. Вандальное поведение для них выступает способом проверки социальных границ и возможностей того, насколько далеко окружающие и общество им позволяют зайти [15]. Кроме того, подростки могут проявлять агрессию и негативные эмоции через вандализм [16]. Так, вандальное поведение может быть результатом переживания потери или разочарования, стресса,
проблем в семье или в образовательной организации. Если подростки не имеют увлекающих их конструктивных занятий или возможностей раскрыть свой потенциал, они могут обратиться к вандализму как инструменту позиционирования, способу занять свое время или получить внимание, практике преобразования окружающего их пространства под собственные потребности и вкусы [3].
В основе вандализма может лежать и конформный мотив. Подростки часто стремятся поддерживать свой статус внутри группы друзей [1], если вандализм рассматривается как «крутое» или «протестное» поведение, они могут подчиниться этому влиянию, чтобы быть принятыми своими сверстниками. В силу возраста подросткам может быть сложно осознать последствия своих действий [9]. Они могут не понимать, что их вандальное поведение может причинить серьезный ущерб имуществу, например, образовательной организации, где чаще всего происходят акты мелкого вандализма [4]. При этом А. Голдштейн указывает, что на исправление последствий школьного вандализма в некоторых случаях тратится больше средств, чем на оплату труда педагогов [19].
Школьный вандализм - это деструктивная и преобразующая активность обучающихся по отношению к объектам материальной среды образовательной организации, не находящимся в их собственности или легитимном управлении. Проявления школьного вандализма многообразны. Они могут принимать как вид преобразующей активности (рисунки и надписи легко смывающимися пишущими средствами, перенос указателей в иные места, мусор на малодоступных поверхностях, наклейка сти-керов), так и деструктивные формы (разбитие окон, санфаянса, хрупких предметов, проламывание поверхностей, надписи и рисунки на поверхностях, не подлежащих очистке, поломка мебели, процарапывание и разрезание разнообразной поверхности). Изучение школьного вандализма позволяет понять причины и мотивы такого поведения, что может помочь в предотвращении и профилактике подобных случаев в будущем, в разработке более эффективных методов борьбы с этим явлением в условиях образовательной организации [8; 14].
Методы исследования. Целью исследования стало выявление мотивацион-ной основы и общей готовности к вандаль-ному поведению обучающихся школ в условиях образовательной среды. В рамках реализации поставленной цели было сформулировано несколько исследовательских вопросов:
1. Какова группа риска среди обучающихся, имеющих повышенную готовность к школьному вандализму?
2. Каковы ведущие мотивы школьного вандализма обучающихся?
3. Имеет ли значение фактор пола в готовности обучающихся к школьному вандализму?
В исследовании приняли участие 907 обучающихся 8-11 классов двадцати общеобразовательных школ Москвы, Оренбургской области, Пермского края, Ростовской области, Санкт-Петербурга, Свердловской области, Татарстана, Тюменской области. Распределение по полу составило 53% представителей мужского пола, 47% - женского. Средний возраст - 15,6 лет (о = 2,29).
Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью доработанного опросника «Мотивы вандального поведения» [11] в Яндекс Формах. Данный опросник состоит из 80 утверждений, описывающих различные действия вандального характера и их мотивационную основу. Респонденты отмечают степень своего одобрения данных действий по шкале от 1 (совершенно неприемлемо) до 4 (совершенно приемлемо). Опросник диагностирует 10 мотивов ван-дального поведения:
- стяжательный вандализм - вандаль-ные действия совершаются ради присвоения себе части объекта вандализма;
- агрессивный вандализм - вандаль-ные действия используются как реактивная агрессия, в том числе мщение;
- тактический вандализм - вандальные действия совершаются ради достижения иных целей, используются как инструмент давления на других;
- любопытствующий вандализм - ван-дальные действия являются результатом «разрушительного экспериментаторства», в основе которого лежит исследовательский интерес;
- эстетический вандализм - вандаль-ные действия связаны с получением удовольствия от процесса или результата вандализма;
- экзистенциальный вандализм - ван-дальные действия используются как средство привлечения внимания к себе, заявления о субъекте вандализма в социальной среде;
- протестный вандализм - вандальные действия применяются как инструмент борьбы с несправедливостью, которую субъективно ощущает субъект;
- конформный вандализм - вандальные действия производятся «за компанию» под давлением группы или в подражание ей;
- вандализм, вызванный неудобством среды, - вандальные действия являются
следствием неэргономичности окружающей среды или ее неудобства для использования субъектом;
- вандализм, вызванный скукой, - ван-дальные действия являются следствием и инструментом борьбы со скукой для субъекта вандализма [5].
Дополнительно собирались анкетные данные респондентов (пол, возраст, класс, место проживания), в том числе их самоотчет по опыту вандальных действий (не было никогда; было однократно или пару раз; совершаю время от времени; делаю достаточно часто; постоянно).
Полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики в пакете статистического анализа JASP 0.18.1.0. Применялись частотный анализ, описательная статистика, сравнительный анализ, таблицы сопряженности.
Результаты исследования. Для ответа на первый исследовательский вопрос выборка была разделена на подгруппы, с учетом опыта вандального поведения респондентов. Таким образом, первая группа,
Таблица
Процентное распределение респондентов с отсутствием опыта вандалънъх действий по баллам методики «Мотивы вандального поведения»
составляющая 824 человека, характеризовалась отсутствием или единичным (случайным) опытом вандализма и вандальных действий. Вторая группа включала в себя 83 человека и отличалась наличием не единичного опыта вандальных действий, в том числе присутствием систематического опыта (райтеры). Фактически вторая группа представляет обучающихся с повышенным риском вандальных действий и составляет 9% от числа опрошенных респондентов.
Первая группа респондентов (с отсутствием опыта вандальных действий) характеризуется преимущественно низкими значениями показателей по всем шкалам методики «Мотивы вандального поведения». Поскольку в выборке данной группы наблюдается существенное отклонение от нормального распределения (показатели асимметрии и эксцесса по всем шкалам превышают |i| [13]), то был проведен частотный анализ по баллам методики, представленный в виде процентного распределения (табл.).
Мотивы вандального поведения Процентное распределение респондентов по баллам
8-11 баллов 12-15 баллов 16-9 баллов 20-23 балла 24-27 баллов 28-32 балла
Стяжательный вандализм 78,8 12,4 5,0 2,5 0,8 0,5
Агрессивный вандализм 88,2 4,4 4,2 1,9 0,5 0,7
Тактический вандализм 87,4 5,2 3,5 2,2 1,0 0,7
Любопытствующий вандализм 88,3 4,4 3,4 2,1 1,0 0,8
Эстетический вандализм 69,2 18,2 8,7 2,5 0,4 1,0
Экзистенциальный вандализм 89,7 3,4 2,5 2,7 1,0 0,7
Протестующий вандализм 83,7 8,0 4,7 2,3 0,5 0,7
Конформный вандализм 88,6 4,5 3,4 2,3 0,5 0,7
Вандализм, вызванный неудобством среды 78,0 12,7 5,8 2,2 0,5 0,7
Вандализм, вызванный скукой 90,7 3,0 3,3 1,9 0,5 0,6
Минимальный балл в диапазоне 8-11 баллов по всем шкалам методики выявлен у подавляющего числа респондентов. В частности, по шкале агрессивного вандализма указанный диапазон наблюдается у 88,2% участников. Аналогично, тактический вандализм характеризует 87,4% респондентов, экзистенциальный вандализм - 89,7%, а любопытствующий вандализм - 88,3%. Протестующий вандализм приводит к оценке в 8-11 баллов у 83,7% респондентов. Касательно конформного вандализма, данный уровень характерен для 88,6% участников. Отсутствие готовности к вандализму, вызванному скукой, преобладает среди 90,7% респондентов. Общая оценка в пределах 811 баллов, полученная по данной методике, свидетельствует о том, что респонденты указанной группы в большинстве своем проявляют негативное отношение к ван-
дальному поведению, не одобряют его и не имеют мотивационной готовности к его совершению. Результаты исследования указывают на наличие негативной позиции по отношению к вандализму.
Тем не менее стоит отметить, что наблюдается увеличение готовности к ван-дальной деятельности по нескольким шкалам. Например, по шкале эстетического вандализма 18,2% респондентов достигают уровня 12-15 баллов. Что касается стяжательного вандализма, то 12,4% респондентов достигают уровня 12-15 баллов. По шкале вандализма, вызванного неудобством окружающей среды, 12,7% респондентов достигают уровня 12-15 баллов. Оценка в пределах 12-15 баллов свидетельствует о тенденции к одобрению и в некоторых случаях осуществлению вандального поведения. Вероятно, катализатором могут
выступать определенные факторы, такие как ситуация конформного поведения, где допустимость вандального акта у других создает предпосылки для его совершения субъектом, а также ситуация протеста, когда невозможность выражения протеста вербально может привести к выбору альтернативных форм, в том числе вандальных. Кроме того, возможны ситуации накопления эмоций, как негативных, так и в редких случаях положительных, требующих разрядки, выхода, который может принимать форму вандальных актов. Эти проявления могут быть обусловлены также несоответствием окружающей среды
субъективным эстетическим предпочтениям респондентов и общей негативной оценкой удобства, комфорта и безопасности школьного пространства.
Вторая группа респондентов с наличием опыта вандальных действий характеризуется повышенными показателями по всем шкалам методики «Мотивы вандального поведения». Поскольку во второй группе присутствует нормальное распределение (показатели асимметрии и эксцесса не превышают |i|), то представление результатов возможно с использованием показателя среднего арифметического (рис.).
Рис. График средних значений по шкалам методики «Мотивы вандального поведения» в группе респондентов с наличием опыта вандализма
Примечание: СтВ — стяжательный вандализм, АгВ — агрессивный вандализм, ТкВ — тактический вандализм, ЛбВ — любопытствующий вандализм, ЭсВ — эстетический вандализм, ЭкВ — экзистенциальный вандализм, ПрВ — протестный вандализм, КфВ — конформный вандализм, СрВ — неудобство окружающей среды, СкВ — вандализм, вызванный скукой
Наиболее высокие показатели мотива-ционной готовности к вандальным действиям во второй группе респондентов с наличием опыта вандализма характерны в отношении эстетического вандализма (М = 16,97), вандализма, вызванного неудобством окружающей среды (М = 16,67), стяжательного вандализма (М = 16,15), а также протестного вандализма (М = 15,59). Полученные данные свидетельствуют о том, что вандальные действия, одобряемые и принимаемые (а иногда используемые) респондентами, в данном контексте ориентированы на изменение пространственной среды как внутри, так и за пределами образовательных организаций. Вероятно, через акты вандализма осуществляется своего рода «декларация» права на пространство или заявление, направленное на возможность управления и трансформации окружающей среды с целью придания ей более соответствующего вида, исходя из субъективных
предпочтений респондентов. Стяжательная форма вандализма, вероятно, проявляется в виде присвоения материальной среды образовательной организации, когда субъекты вандализма считают себя вправе завладеть ее элементами потому, что они постоянно находятся в этом пространстве, оно в субъективном представлении принадлежит им. Протестная форма вандализма всегда связана с ущемленным чувством справедливости, что возможно вследствие неудовлетворения личностных потребностей в условиях пространства образовательной организации, в результате чего проявляется «бунт» посредством нарушения существующих норм поведения.
Таким образом, в рамках второго исследовательского вопроса стоит отметить, что пиковые показатели по мотивам ван-дального поведения идентичны в обеих группах респондентов (как имеющих опыт вандальных действий, так и с отсутствием
данного опыта). Повышенные показатели по эстетическому, вызванному неудобством среды, стяжательному, протестному вандализму могут служить маркерами неудовлетворенности обучающихся качеством материальной среды образовательной организации, с одной стороны, и нереализованной потребности участвовать в управлении ею и ее изменением, с другой.
В научной литературе достаточно часто упоминается значение фактора пола в совершении вандальных действий [12]. При ответе на третий исследовательский вопрос был проведен сравнительный анализ между юношами и девушками как по опыту ван-дальных действий, так и по выраженности мотивов вандального поведения. В результате сравнительного анализа по фактору пола установлено, что пол не связан с разделением на группы по уровню опыта вандализма (х2 = 3,42 при р = 0,064 Фи и V Крамера = 0,061), и слабо связан с наличием опыта вандальных действий (х2 = 11,24 при р = 0,024 Фи и V Крамера = 0,111, где преобладание присутствует в мужской выборке). При проведении сравнительного анализа дифференцированно в выделенных группах обнаружено единственное различие по фактору пола в группе респондентов, имеющих опыт вандальных действий: девушки данной группы имеют более высокие показатели по шкале «эстетический вандализм», чем юноши (t = 2,497 при р = 0,015, Хср_м = 15,30, Хср_ж = 19,17).
Выводы. В результате проведенной диагностики с применением опросника «Мотивы вандального поведения» и на основе самоотчета 907 обучающихся из 20 образовательных организаций РФ была выделена группа риска с повышенной готовно-
стью к вандальным действиям, которая составила 9% от общего числа опрошенных.
Наиболее представленными мотивами вандального поведения среди обучающихся выступают эстетический, связанный с неудобством среды, стяжательный и про-тестный. Преобладание данных мотивов как в группе с наличием опыта вандализма, так и в группе с его отсутствием подтверждает значимость данных мотивов и отражает позицию обучающихся по отношению к среде образовательной организации как принадлежащей им и на управление которой они через инструмент вандализма заявляют свое право.
Фактор пола практически не имеет значения в выраженности готовности к ван-дальному поведению, в том числе с учетом наличия опыта вандальных действий. Таким образом, вандальное поведение может демонстрироваться как представителями мужского пола, так и представительницами женского. Однако различия могут проявляться не в мотивационной основе, а в характере вандальных действий и их масштабе.
Подводя итог, можно отметить, что профилактика школьного вандализма возможна через понимание его причин. Учитывая наиболее выраженные мотивы ван-дального поведения обучающихся, в качестве эффективной формы профилактической работы можно выделить привлечение школьников к участию в контроле чистоты и сохранности среды, в планировании и осуществлении ее изменений (эстетических, содержательных и пр.), предоставление возможностей ее рукотворной оптимизации и позитивной трансформации, учет мнения обучающихся при проводимых инновациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиев, Н. Р. Взаимоотношения со сверстниками как важный фактор формирования личности подростка / Н. Р. Алиев. - Текст : непосредственный / / International scientific review of the problems and prospects of modern science and education : LXVI International correspondence scientific and practical conference, Boston, 2020. - Boston : PROBLEMS OF SCIENCE, 2020. - С. 114-116.
2. Ватова, Л. С. Социально-психологический феномен молодежного вандализма / Л. С. Ватова. -Текст : непосредственный // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 7. - С. 25-26.
3. Волкова, Е. Н. Обзор психологических исследований вандализма детей и подростков как основа проектирования программ профилактики в образовательной среде / Е. Н. Волкова, Е. А. Митицина. -Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, № 3(32). - DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-3-6.
4. Воробьева, И. В. Вандализм подростков в образовательной среде мегаполиса и малого города / И. В. Воробьева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. -С. 70-75. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_01_09.
5. Воробьева, И. В. Психология вандального поведения / И. В. Воробьева, О. В. Кружкова. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2015. - 304 с. - Текст : непосредственный.
6. Гурова, О. В. Вандальное поведение подростков как правовая и психологическая проблема / О. В. Гурова. - Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2018. - Т. 20, № 10. - С. 76-94. - DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-76-941.
7. Гурова, О. В. Проблема несанкционированной графической активности в школах: специфика восприятия авторами / О. В. Гурова. - Текст : непосредственный // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2020. - № 2. - С. 81-89. - DOI: 10.24411/2712-827X-2020-10209.
8. Гурова, О. В. Молодежный вандализм как форма познания социального пространства и коммуникации в нем / О. В. Гурова, И. В. Воробьева, О. В. Кружкова. - Текст : непосредственный // Психология когнитивных процессов. - 2017. - № 6. - С. 127-133.
9. Гурова, О. В. Содержательный и функциональный аспекты школьного графического вандализма / О. В. Гурова, О. В. Кружкова. - Текст : непосредственный // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2014. - № 9. - С. 204-213.
10. Гурова, О. В. Школьный графический вандализм: механизм возникновения и реализации / О. В. Гурова. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. -2017. - № 56-9. - С. 284-295.
11. Кружкова, О. В. Методика диагностики мотивов вандального поведения для обучающихся подросткового и юношеского возраста: результаты доработки / О. В. Кружкова, И. В. Воробьева, А. И. Матвеева. - Текст : непосредственный // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2024. - № 1.
12. Кружкова, О. В. Личностные детерминанты вандального поведения школьной и студенческой молодежи мегаполиса с учетом фактора пола / О. В. Кружкова, И. В. Девятовская, М. С. Кривощекова. -Текст : непосредственный // Образование и наука. - 2021. - Т. 23, № 10. - С. 155-181. - DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-155-181.
13. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / А. Д. Наследов. - 4-е изд., стер. - СПб. : Речь, 2012. - 392 с. - Текст : непосредственный.
14. Нефедова, В. Д. Особенности вандализма в школьной среде / В. Д. Нефедова. - Текст : непосредственный // Психологическая студия : сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры психологии ВГУ имени П. М. Машерова. Выпуск 15. - Витебск : Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2022. - С. 154-156.
15. Стренева, Н. В. Некоторые аспекты графической репрезентации студенческих граффити / Н. В. Стренева. - Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. -2006. - № 11(61). - С. 152-159.
16. Стренева, Н. В. Пространство студенческой парты и тексты-граффити / Н. В. Стренева. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - № 26. - С. 138-141.
17. Canter, D. Psychology for Architects / D. Canter. - London : Applied Science, 1974. - Text : immediate.
18. Cohen, S. Destruction of property: Motives and meanings / S. Cohen. - Text : immediate // Vandalism / ed. by C. Ward. - London : The Architectural Press, 1973.
19. Goldstein, A. P. Controlling vandalism: The person-environment duet / A. P. Goldstein. - Text : immediate // School violence intervention: A practical handbook / ed. by J. C. Conoley, A. P. Goldstein. - The Guilford Press, 2004. - Р. 324-356.
REFERENCES
1. Aliev, N. R. (2020). Vzaimootnosheniya so sverstnikami kak vazhnyi faktor formirovaniya lichnosti po-drostka [Relationships with Peers as an Important Factor in the Formation of a Teenager's Personality]. In International scientific review of the problems and prospects of modern science and education: LXVI International correspondence scientific and practical conference, Boston, 2020. Boston, PROBLEMS OF SCIENCE, pp. 114-116.
2. Vatova, L. S. (2009). Sotsial'no-psikhologicheskii fenomen molodezhnogo vandalizma [Socio-Psychological Phenomenon of Youth Vandalism]. In Srednee professional'noe obrazovanie. No. 7, pp. 25-26.
3. Volkova, E. N., Mititsina, E. A. (2020). Obzor psikhologicheskikh issledovanii vandalizma detei i po-drostkov kak osnova proektirovaniya programm profilaktiki v obrazovatel'noi srede [Review of Psychological Studies of Vandalism in Children and Adolescents as a Basis for Designing Prevention Programs in the Educational Environment]. In VestnikMininskogo universiteta. Vol. 8. No. 3(32). DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-3-6.
4. Vorobyeva, I. V. (2021). Vandalizm podrostkov v obrazovatel'noi srede megapolisa i malogo goroda [Vandalism by Teenagers in the Educational Environment of a Metropolis and a Small Town]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 1, pp. 70-75. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_01_09.
5. Vorobyeva, I. V., Kruzhkova, O. V. (2015). Psikhologiya vandal'nogo povedeniya [Psychology of Vandal Behavior]. Ekaterinburg, Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. 304 p.
6. Gurova, O. V. (2018). Vandal'noe povedenie podrostkov kak pravovaya i psikhologicheskaya problema [Vandal Behavior of Adolescents as a Legal and Psychological Problem]. In Obrazovanie i nauka. Vol. 20. No. 10, pp. 76-94. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-76-941.
7. Gurova, O. V. (2020). Problema nesanktsionirovannoi graficheskoi aktivnosti v shkolakh: spetsifika vos-priyatiya avtorami [The Problem of Unauthorized Graphic Activity in Schools: The Specifics of the Authors' Perception]. In Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya. No. 2, pp. 81-89. DOI: 10.24411/2712-827X-2020-10209.
8. Gurova, O. V., Vorobyeva, I. V., Kruzhkova, O. V. (2017). Molodezhnyi vandalizm kak forma poznaniya sotsial'nogo prostranstva i kommunikatsii v nem [Youth Vandalism as a Form of Knowledge of Social Space and Communication in It]. In Psikhologiya kognitivnykh protsessov. No. 6, pp. 127-133.
9. Gurova, O. V., Kruzhkova, O. V. (2014). Soderzhatel'nyi i funktsional'nyi aspekty shkol'nogo graficheskogo vandalizma [Content and Functional Aspects of School Graphic Vandalism]. In Vestnik Tyumenskogo gosudar-stvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. No. 9, pp. 204-213.
10. Gurova, O. V. (2017). Shkol'nyi graficheskii vandalizm: mekhanizm vozniknoveniya i realizatsii [School Graphic Vandalism: Mechanism of Occurrence and Implementation]. In Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. No. 56-9, pp. 284-295.
11. Kruzhkova, O. V., Vorobyeva, I. V., Matveeva, A. I. (2024). Metodika diagnostiki motivov vandal'nogo povedeniya dlya obuchayushchikhsya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta: rezul'taty dorabotki [Methodology
for Diagnosing the Motives of Vandal Behavior for Adolescent and Young Adult Students: Results of Refinement]. In Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Psikhologiya. No. 1.
12. Kruzhkova, O. V., Devyatovskaya, I. V., Krivoshchekova, M. S. (2021). Lichnostnye determinanty van-dal'nogo povedeniya shkol'noi i studencheskoi molodezhi megapolisa s uchetom faktora pola [Personal Determinants of Vandal Behavior of School and Student Youth in a Metropolis, Taking Into Account the Gender Factor]. In Obrazovanie i nauka. Vol. 23. No. 10, pp. 155-181. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-155-181.
13. Nasledov, A. D. (2012). Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya: analiz i inter-pretatsiya dannykh [Mathematical Methods of Psychological Research: Analysis and Interpretation of Data]. 4th edition. Saint Petersburg, Rech'. 392 p.
14. Nefedova, V. D. (2022). Osobennosti vandalizma v shkol'noi srede [Features of Vandalism in a School Environment]. In Psikhologicheskaya studiya: sbornik nauchnykh statei studentov, magistrantov, aspirantov, molodykh issledovatelei kafedry psikhologii VGU imeni P. M. Masherova. Issue 15. Vitebsk, Vitebskii gosudar-stvennyi universitet im. P. M. Masherova, pp. 154-156.
15. Streneva, N. V. (2006). Nekotorye aspekty graficheskoi reprezentatsii studencheskikh graffiti [Some Aspects of Graphic Representation of Student Graffiti]. In Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 11(61), pp. 152-159.
16. Streneva, N. V. (2008). Prostranstvo studencheskoi party i teksty-graffiti [Space of Student Parties and Graffiti Texts]. In Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 26, pp. 138-141.
17. Canter, D. (1974). Psychology for Architects. London, Applied Science.
18. Cohen, S. (1973). Destruction of Property: Motives and Meanings. In Ward, C. (Ed.). Vandalism. London, The Architectural Press.
19. Goldstein, A. P. (2004). Controlling Vandalism: The Person-Environment Duet. In Conoley, J. C., Goldstein, A. P. (Eds.). School violence intervention: A practical handbook. The Guilford Press, pp. 324-356.