Научная статья на тему 'Оценка готовности и способности проводников к корректному взаимодействию с пассажирами'

Оценка готовности и способности проводников к корректному взаимодействию с пассажирами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР И ОЦЕНКА ПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / КОРРЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / «ОФИЦАЛЬНО-ВЕЖЛИВЫЙ СЕРВИС» / «КОМФОРТНО-ВЕЖЛИВЫЙ СЕРВИС» / "OFFICIALLY POLITE SERVICE / "COMFORTABLY POLITE SERVICE." / PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT AND SELECTION OF CONDUCTORS OF PASSENGER WAGONS / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / SERVICE / ETHICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлова Татьяна Анатольевна

В статье представлен анализ зарубежных и отечественных документов по статусу проводника за рубежом и в России. Описываются специальные контрольные упражнения по технологии оценки персонала «Ассессмент-центр», приводятся выводы по результатам исследования персонала ОАО «РЖД».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of willingness and ability of conductors for ethical interaction with passengers1«Service Trans Cleaning» ltd

A comparative analysis of key documents describing and regulating activity of conductors of passenger wagons in PLC "RZhD" and responsibilities, qualifications, and training programs of conductors of foreign railways (UK, France, Canada, Australia, USA) has showed that interaction with passengers as one of main duties of a conductor and his area of responsibility is not fixed nowhere clearly in OAO "RZD" in contradistinction to foreign railways. So nothing says that an interaction with passengers is a duty and responsibility of a conductor. Conductors of passenger wagons are not considered as attendants in world practice. They are a face of the company; they interact with passengers in all matters arising in execution of obligations for provision of transport services by the company [1].

Текст научной работы на тему «Оценка готовности и способности проводников к корректному взаимодействию с пассажирами»

WWW.PRO.RSU.RU

Павлова Т.А.

Оценка готовности и способности проводников к корректному взаимодействию с пассажирами

В статье представлен анализ зарубежных и отечественных документов по статусу проводника за рубежом и в России. Описываются специальные контрольные упражнения по технологии оценки персонала «Ассессмент-центр», приводятся выводы по результатам исследования персонала ОАО «РЖД».

Ключевые слова: психологический профессиональный отбор и оценка проводников пассажирских вагонов, профессионально важные качества, сервисное обслуживание, корректное взаимодействие, «офицально-вежливый сервис», «комфортно-вежливый сервис».

В мировой практике проводники пассажирских вагонов не рассматриваются как обслуживающий персонал. Они - лицо компании, они взаимодействуют с пассажирами по всем вопросам, возникающим при выполнении компанией своих обязательств по предоставлению транспортных услуг [1].

Проведенный нами сопоставительный анализ основных документов, описывающих и регламентирующих деятельность проводников пассажирских вагонов в ОАО «РЖД» и круга ответственности, квалификационных характеристик и программ подготовки проводников зарубежных железных дорог (Англия, Франция, Канада, Австралия, США) показал, что в отличие от зарубежных железных дорог в ОАО «РЖД» взаимодействие с пассажирами как одна из основных обязанностей проводника и его зона ответственности нигде четко и ясно не зафиксировано. То есть нигде не сказано, что взаимодействовать с пассажирами - обязанность и ответственность проводника.

В нашей отечественной практике сложилось странное противоречие. С одной стороны, проводникам нигде не вменены представительская и коммуникативная функции - быть лицом компании, вежливо и корректно отвечать на вопросы пассажиров, предоставлять всю необходимую и полезную информацию по всем моментам, связанным с поездкой в поезде.

С другой стороны, сервисная функция - быть обслуживающим персоналом (застилать постель, подавать чай и т. п.) была постепенно вменена всем проводникам пассажирских вагонов, хотя четко не прописана в регламентирующих документах ОАО «РЖД».

Такая неточность, неполнота и нечеткость определения статуса, функционала и ответственности проводников пассажирских вагонов приводят к сложностям в организации деятельности, как самих проводников, так и руководителей пассажирского комплекса.

Корректное взаимодействие персонала с клиентами является важнейшим условием работы любой компании, предоставляющей услуги. Этот принцип уже сегодня применяется на практике во многих российских компаниях, в которых разработаны стандарты и правила взаимодействия с клиентами.

Кроме того, сегодня разрабатываются и внедряются механизмы контроля соблюдения этих правил и формы поощрения и наказания за степень их соблюдения, а также схемы мотивации персонала, ориентирующие на корректную работу с клиентами.

Современная компания, предоставляющая услуги клиентам, должна нацеливать персонал на корректную работу с клиентами, стандартизировать форму взаимодействия с клиентом своего персонала и через систему обучения и мотивации внедрять современные стандарты обслуживания в повседневную работу. Необходим также эффективный механизм контроля этого аспекта (качества работы с клиентами) производственно-сервисной деятельности.

К сожалению, эту задачу - создать систему, неукоснительно обеспечивающую корректное взаимодействие персонала с клиентами - до сих пор не решила одна из крупнейших российских компаний - ОАО «РЖД». Данную цель, очевидно, она поставила для решения в ближайшей перспективе.

При этом приходится учитывать, что эта задача - лишь одна из задач в рамках большой сверхзадачи - создания современной системы предоставления услуг (сервиса) в ОАО «РЖД» и ее филиалах [2].

Поведение персонала, непосредственная коммуникация и взаимодействие с клиентами - лишь одна составляющая качественного сервиса. При построении системы сервиса (предоставления качественных услуг) приходится учитывать как минимум десять составляющих качественного сервиса.

1. Внешнее впечатление: состояние и дизайн помещений, оборудования, внешний вид персонала.

2. Безопасность: обеспечение всем необходимым для защиты жизни и здоровья клиента, его имущества и финансов [3].

3. Надежность и точность: предоставление услуг в полном соответствии с договором и точно в срок.

4. Компетентность персонала.

5. Быстрота реагирования на запрос клиента.

6. Вежливость и обходительность персонала.

7. Доверие: честность компании и ее персонала.

8. Доступность общения с менеджерами следующего уровня при возникновении недоразумений с обслуживающим персоналом.

9. Коммуникативное и информационное обеспечение клиента: активное взаимодействие компании с потенциальными клиентами, возможность клиентов иметь всю необходимую информацию для получения услуги и во время пользования услугой.

10.Учет потребностей клиентов: наличие в компании системы учета и анализа запросов клиентов, готовность персонала понимать и учитывать запросы конкретного клиента.

Перечисленные выше составляющие могут быть учтены при планировании и разработке специальной программы создания системы качественного сервиса в ОАО «РЖД».

В нашей работе, в ходе специально организованных процедур диагностики проводников пассажирских вагонов, удалось определить особое интегральное профессионально важное качество проводника - готовность к корректному взаимодействию с пассажирами. Нами оценивались:

1) профессионально необходимые коммуникативные и поведенческие навыки и умения действующих проводников при взаимодействии с пассажирами;

2) потенциал оцениваемых проводников в плане обучения способам корректного взаимодействия с пассажирами.

Таким образом, мы оцениваем сегодняшнюю готовность к корректной коммуникации и взаимодействию с пассажирами и возможность обучения этим навыкам и умениям.

Для оценки этого важнейшего профессионального качества - корректного взаимодействия с пассажирами - были разработаны специальные контрольные упражнения по технологии оценки персонала «Ассессмент-центр» («Assessment Center» (АС)). Данная технология дает возможность произвести комплексную оценку персонала, определить его профессиональный и интеллектуальный потенциал. Метод АС является наиболее достоверной технологией оценки и отбора персонала. Иностранные специалисты оценивают достоверность метода АС 70-75 % [4].

При использовании метода АС группа проводников на основе многочисленных упражнений, по точно установленным правилам, с использованием ситуаций, близких к реальным, наблюдается и оценивается специально подготовленными экспертами. К достоинствам метода следует отнести то, что с каждым участником АС проводится индивидуальное собеседование по результатам оценки, что, в свою очередь, дает возможность построения программы индивидуального развития и профессиональной карьеры [5, 6].

Для оценки степени готовности проводников к качественному сервису были подобраны два упражнения. Выполнение этих упражнений каждым проводником было записано на видеокамеру. Затем выполнение упражнений проанализировано экспертами по сервису и психологии общения, которые отвечали на два вопроса: 1) показывает ли сейчас оцениваемый навыки и умения корректного обслуживания пассажиров или нет, 2) есть ли у него потенциал освоить эти навыки и умения. Таким образом, каждому прошедшему упражнения была дана оценка по критериям готовности-неготовности и способности-неспособности к корректному взаимодействию с клиентами.

1-е упражнение - проводнику предлагается продемонстрировать, как он может приветствовать пассажиров, будучи представителем и лицом компании по следующей схеме: вежливое приветствие - представиться пассажиру (в т. ч. назвать свое имя и фамилию) - кратко сообщить минимальную информацию о поезде и дополнительных услугах.

2-е упражнение - проводнику предлагается продемонстрировать в двух стилях (официально-вежливом и комфортно-вежливом), как он взаимодействует

с пассажиром в конкретной ситуации (например, пассажир курит в неположенном месте, действия проводника).

Каждый проводник оценивался экспертами по критериям:

1) оцениваемый демонстрирует минимальные навыки и умение корректного приветствия пассажиров - 1 балл, не демонстрирует - 0 баллов;

2) оцениваемый демонстрирует минимальные навыки и умение корректного взаимодействия с пассажирами как официальный представитель компании (стиль «официально-вежливый сервис») - 1 балл, не демонстрирует - 0 баллов;

3) оцениваемый демонстрирует минимальные навыки и умение корректного взаимодействия с пассажирами в рамках сервиса высокой комфортности (стиль «комфортно-вежливый сервис») - 1 балл, не демонстрирует - 0 аллов;

4) оцениваемый демонстрирует минимальные навыки и умение различать и переключаться с одного стиля взаимодействия с пассажирами на другой - 1 балл, не демонстрирует - 0 баллов.

Предварительные выводы.

1. Несмотря на общую производственно-техническую ориентацию коллективов вагонных участков, достаточно высокий процент проводников демонстрирует готовность и способность к обучению взаимодействию с пассажирами в плане корректного сервиса.

2. «Природная» корректность и вежливость отдельных проводников является ценным ресурсом для формирования коллективов в стиле «официально-вежливого сервиса».

3. «Природная» бойкость и резкость некоторых проводников является потенциальным источником мелких конфликтов, требует специальной корректировки поведения. У данных работников присутствует в интонациях и действиях неконтролируемые элементы агрессивного, доминирующего и вызывающего поведения, что нередко приводит к конфликтам «психологической» природы. Необходимо обучать проводников сдерживать свои эмоции и вести себя корректно.

4. Необходимо разработать и внедрить стандарты взаимодействия проводников с пассажирами, а также подготовить программу обучения поведению в рамках этих стандартов.

5. Способность к обучаемости у подавляющего большинства проводников достаточна для освоения ими необходимых форм взаимодействия с пассажирами.

Литература

1. Иловайский Н.Д., Киселев А.Н. Сервис на железнодорожном транспорте: учебник

для вузов. - М.: Маршрут, 2003.

2. Бородкин А. Российские железные дороги меняют имидж // Бизнес-журнал

Онлайн. - 2007.

3. Нерсесян Л.С. Железнодорожная психология. - М.: Реинфор, 2005.

4. Иен Баллантайн, Найджел Пова. Ассессмент-центр. Полное руководство. -М.: Гиппо, 2008.

5. Гуревич А.М. Ассессмент: принципы, подготовка и проведение. - Санкт-Петербург: Речь, 2005.

6. Даринская В.М., Чаплыгин И.Н. Оценка и развитие персонала методом «Ассесмент-центр». - Санкт-Петербург: Речь, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.