Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ГОРОДОВ И ГОРОДСКИХ СИСТЕМ К РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД» В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ГОРОДОВ И ГОРОДСКИХ СИСТЕМ К РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД» В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"УМНЫЙ ГОРОД" / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / "SMART CITY" / DIGITAL ECONOMY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TERRITORIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна

В статье обоснована необходимость оценки уровня готовности городов и городских систем к реализации концепции «умный город». Выделены общемировые предпосылки и тенденции в развитии современных городов и городских систем. Выделены основные категории современных городов в зависимости от формы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE READINESS OF CITIES AND URBAN SYSTEMS TO THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT «SMART CITY» WITHIN THE FRAMEWORK OF DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

In the article substantiates the necessity to assess the level of readiness of cities and urban systems to implement the concept of “smart city”. It highlighted the global prerequisites and trends in the development of modern cities and urban systems. It identified the main categories of modern cities depending on the form of their development.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ГОРОДОВ И ГОРОДСКИХ СИСТЕМ К РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД» В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

GAPSALAMOV, ALMAZ R. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics and management, Elabuga Institute of Kazan (Volga region) Federal University ([email protected]).

УДК 332.1: 338.49

ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р. ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ ГОРОДОВ И ГОРОДСКИХ СИСТЕМ К РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД» В РАМКАХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: «умный город», цифровая экономика, устойчивое развитие территорий.

В статье обоснована необходимость оценки уровня готовности городов и городских систем к реализации концепции «умный город». Выделены общемировые предпосылки и тенденции в развитии современных городов и городских систем. Выделены основные категории современных городов в зависимости от формы их развития.

TIMIRGALEEVA, R.R.

ASSESSMENT OF THE READINESS OF CITIES AND URBAN SYSTEMS TO THE IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT «SMART CITY» WITHIN THE FRAMEWORK OF DEVELOPMENT OF THE DIGITAL ECONOMY

Keywords: "smart city", digital economy, sustainable development of the territories

In the article substantiates the necessity to assess the level of readiness of cities and urban systems to implement the concept of "smart city". It highlighted the global prerequisites and trends in the development of modern cities and urban systems. It identified the main categories of modern cities depending on the form of their development.

Социально-экономическое развитие территорий связано с наличием ряда тенденций. В числе основных отметим общемировые (влияние глобализации, усиление конкуренции между территориями), общегосударственные (административные, экономические, социальные, экологические), местные (передача большинства полномочий и ресурсов на местный уровень, повышение роли регионального и местного уровня принятия решений, усиление ответственности местных органов власти за повышение качества предоставление услуг, повышение гражданской активности в процессе решения актуальных проблем местного развития).

На региональном и местном уровне разрабатываются разные виды стратегических документов в направлении цифровой трансформации, основой которых является майский Указ Президента РФ 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», где в качестве одной из национальных целей развития страны и ее регионов определено обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере. При этом Правительству поставлена задача скорректировать совместно с органами государственной власти субъектов РФ приоритетные проекты национальной программы по направлению «цифровая экономика».

Город федерального значения Севастополь также активно включился в реализацию стратегически важной задачи по формированию цифровой экономики, для чего с ноября 2017 года в рамках принятой общероссийской программы в Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года реализуется приоритетный проект «Умный город», а в январе 2018 года правительство Севастополя утвердило концепцию формирования цифровой среды «Умный город». В этой связи актуальным направлением исследования является оценка готовности города Севастополя к реализации концепции цифровой экономики, которую следует проводить на основе международного и отечественного опыта.

В качестве одной из национальных целей развития страны сегодня определено обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, а правительству поручено совместно с органами государственной власти субъектов РФ скорректировать и до 1 октября 2018 г. представить для рассмотрения на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам национальную программу по направлению «цифровая экономика».

Для реализации концепции цифровой экономики и достижения необходимого уровня социально-экономического развития городов и городских систем необходимо провести оценку их

готовности. Данные аспекты определяют цель статьи - оценку готовности городов и городских систем к реализации концепции «Умный город» в рамках развития цифровой экономики.

Для оценки готовности городов и городских систем к цифровой трансформации считаем необходимым сделать анализ таких показателей, как:

- факторы развития цифровой экономики;

- уровень использования цифровых технологий в государственном секторе;

- уровень использования цифровых технологий в частном секторе;

- уровень использования цифровых технологий домохозяйствами и населением;

- воздействие цифровых технологий на социально-экономическое развитие территории.

Что касается такого показателя, как факторы развития цифровой экономики, то

сгруппируем в нецифровые, цифровые и производство цифровых товаров и услуг.

Выделим прежде всего общемировые предпосылки и тенденции в развитии современных городов и городских систем, с целью реализации концепции «Умный город»: 1) присоединение территорий городом-центром; 2) сокращение экологического каркаса; 3) образование нового круга агломераций; 4) наличие вертикальных связей в агломерации при отсутствии горизонтальных; 5) социальные проблемы, вызванные монопрофильностью городов-спутников; 6) одновременное развитие города-центра и поселений-спутников; 7) смена парадигмы «завод - человек - город» на «человек - город»; 8) стихийность агломерационных поселений; 9) рост радиусов расселения.

Зарождающаяся сейчас новая парадигма городского развития и планирования в перспективе объединит прежде разрозненные измерения, такие, как комфортность, экологичность, цифровые и «умные» пространства, инновации и креативность.

Глобализация, развитие новых технологий и ряд связанных с ними факторов неизбежно ведут города к кардинальной трансформации. С этой точки зрения проблемы города рассматриваются как источники новых возможностей, а его развитие базируется на целенаправленных стратегиях, предполагающих инновационные методы управления, среди которых важное место на современном этапе получила цифровая трансформация [1, 2, 4, 6].

Переход к цифровой трансформации всех сторон экономической и социальной жизни городов и городских систем позволяет превратить процесс цифровизации из обычного метода улучшения различных сторон жизни в своего рода ускоритель мирового общественного развития, и, в связи с этим, обеспечить повышение эффективности экономики, что несомненно повлечет за собой улучшение качества жизни [8, 10].

Реализации концепции «умного города» для развития городов и городских систем возможна при условии совместного использования инфокоммуникационных технологий и Интернета вещей. При этом использование датчиков и сенсорных сетей позволяет осуществлять мониторинг в реальном времени, когда информация поступает от самих граждан или общественных устройств, которые после обработки и анализа поступают в центр обработки данных.

На сегодняшний день существует несколько методик оценки готовности субъектов разного уровня к реализации концепции цифровой трансформации. Вместе с тем, все методики в обязательном порядке в качестве одного из основных показателей определяют уровень цифровой грамотности. Актуальная методика оценки цифровой грамотности была предложена НАФИ в 2017 г. По нашему мнению, данный показатель является обязательным и важным поскольку от уровня цифровой грамотности населения зависит успешность реализации концепции цифровой трансформации, так как именно цифровая грамотность определяет набор знаний, навыков и компетенций, которые позволяют индивидам решать возникающие задачи в условиях цифровой среды [3, 5, 7, 9].

Методика Сколково предлагает использовать при оценке уровня цифровизации субъектов ряд субиндексов, среди которых отдельное место занимают такие, как: нормативное регулирование, административные показатели цифровизации, наличие и качество учебных программ, подготовленные для цифровой экономики кадры, уровень сформированных исследовательских компетенций, наличие и качество информационной инфраструктуры, уровень обеспечения информационной безопасности. Важное значение при определении уровня готовности к цифровой трансформации имеют экономические показатели, а также получаемый социальный эффект от внедрения концепции «умный город» в рамках цифровой трансформации.

Со своей стороны, Фонд «Цифровое развитие» в 2019 г. предложил для оценки уровня цифровизации регионов Российской Федерации учитывать наличие и состояние системы и среды платформенных сервисов, созданных для обеспечения требуемого уровня качества жизнедеятельности населения, что является важным условием реализации концепции цифровой трансформации.

Говоря о таком показателе, как оценка готовности к цифровой трансформации, необходимо отдельное внимание уделить уровню развития человеческого капитала, а также степени удовлетворенности жителей конкретного региона (территории) качеством жизни [7-10]. Кроме того, необходимо учитывать динамику происходящих изменений, а также многообразием и уникальностью каждого отдельного субъекта хозяйствования - региона, территории, города. Также необходимо учесть такие факторы, как: стадия зрелости конкретной цифровой технологии, состояние цифровой среды и степень ее подвижности, наличие инфраструктурных разрывов, влияние факторов внешней среди, низкая ликвидность данных, которые являются важным ресурсом цифровой экономики.

Кроме того, важным является периодичность проведения оценки, которая должна проводиться регулярно и с обоснованным интервалом. Специалисты предлагают проводить оценку с интервалом 1 раз в полгода, считая это достаточным для выводов относительно готовности субъекта к цифровизации.

В любом случае подобная оценка позволит выявить основные барьеры для цифровой трансформации, а также регионы, имеющие как опережающее развитие цифровизации, так и отстающие, что позволит разработать необходимые корректирующие воздействия.

Необходимо также ввести новые ключевые показатели эффективности КР1, как количественные, так и качественные.

Одним из серьезных барьеров для реализации концепции «умный город» в рамках цифровой трансформации является наличие слабых коммуникаций и недостаточность финансовых средств. Для устранения данного барьера необходимо соответствующее организационное обеспечение инновационного климата на конкретной территории, основой которого может стать формируемая в региональном органе структура управления цифровой активностью (СУЦА). В соответствии с общей теорией систем, СУЦА должна стать составной частью общей системы управления развитием территории. При формировании данной организационной структуры необходимо обеспечить эффективные связи между различными организационными подразделениями.

Отдельное внимание необходимо уделить вопросам функционального построения центров управления СУЦА, которые будут иметь определенные отличия в разных городах и городских системах. Так, если речь идет о городе федерального значения Севастополе, то здесь может быть создан общий центр управления СУЦА, в состав которого будут входить руководители инвестиционных проектов отдельных районов.

Следует отметить, что формирование системы организационного обеспечения управления СУЦА предусматривает определенный порядок действий. Прежде всего необходимо выявить и проанализировать особенности функционирования отдельных структурных элементов хозяйственного комплекса города с позиций их влияния на отдельные аспекты цифровой трансформации. На следующем этапе следует определить основные типы «центров цифровизации» в разрезе в разрезе структурных элементов хозяйственного комплекса. Далее необходимо сформировать институциональную среду. Важным этапом является обеспечение контроля выполнения установленных заданий центрами СУЦА путем получения соответствующей информации (отчетов), ее анализа и установления причин отклонений.

Как известно, эффективность каждой управляющей системы и в том числе СУЦА зависит от информационного обеспечения, в том числе, от качества используемой информации при принятии управленческих решений. Предлагаем под системой информационного обеспечения СУЦА понимать процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам цифровой трансформации города и городских систем.

При этом информационная система СУЦА должна обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал, но и в первую очередь интересы широкого круга внешних пользователей. Характеризуя состав пользователей информации, входящей в систему СУЦА, следует отметить, что круг интересов внешних и внутренних потребителей этой информации значительно различается.

Что касается внешних пользователей, то они используют лишь ту часть информации, которая характеризует результаты цифровой трансформации субъектов хозяйственного комплекса и ее влияние на развитие города. Основная часть этой информации содержится в официальной финансовой отчетности.

Внутренние пользователи, наряду с вышеперечисленной, используют значительный объем информации, представляющей коммерческую тайну. Кроме того, внутренние пользователи используют значительный круг показателей, связанных с институциональной средой.

Содержание системы информационного обеспечения СУЦА, ее широта и глубина определяются отраслевыми особенностями деятельности субъектов хозяйственного комплекса, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели этой системы формируются за счет как внешних, так и внутренних источников информации. В разрезе каждой из групп этих источников вся совокупность показателей, включаемых в информационную систему СУЦА, предварительно классифицируется.

Таким образом, важной задачей реализации концепции «умный город» в рамках цифровой трансформации является разработка эффективного механизма реализации цифровых решений, что позволит реализовать общие цели цифровизации экономики городов, городских систем, регионов и, в конечном итоге, Российской Федерации в целом. Для обеспечения качества и достоверности оценки необходимо проводить объективный и своевременный мониторинг не только процессов цифровой трансформации, но и его результатов. Кроме того, необходима соответствующая законодательная основа и четкое определение и закрепление Росстатом показателей, которые будут использоваться для оценки состояния и уровня готовности субъектов хозяйствования к цифровизации.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Севастополя в рамках научного проекта № 20-410-925001 рНаставник.

Литература и источники

1. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2017. - Т.10. - №3. - С. 9-25.

2. Варнавский В.Г. Цифровые технологии и рост мировой экономики // Друкеровский вестник. - 2015. - №3(7). - С.73-80.

3. Володин В.М., Питайкина И.А., Влазнева С.А. Влияние цифровой экономики на трансформацию человеческого капитала // Экономические науки. - 2018. - № 6 (163). - С.44-48.

4. Гасанов Т.А., Гасанов Г.А. Цифровая экономика - как новое направление экономической теории // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2017. - №6(80). - С.4-10.

5. Даниловских Т.Е., Авакян А.Г. Методики оценки человеческого капитала: подходы к классификации // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 6-1. - С. 108-111.

6. Добрынин А.П., Черных К.Ю., Куприяновский В.П., Куприяновский П.В., Синягов С.А. Цифровая экономика - различные пути к эффективному применению технологий (bim, plm, cad, iot, smartcity, bigdata и другие)// International journal of openin formation technologies. - 2016. - Т.4. - №1. - С. 4-11.

7. Сайфуллина Л.Д. Управление человеческим капиталом в системе цифровых экономических отношений // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 11-1. - С. 92-96.

8. Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. Цифровая экономика: построение и оптимизация бизнес-процессов // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2016. - № 56-1 // URL: https://novainfo.ru/article/9101.

9. Цифровая экономика и ее роль в управлении современными социально-экономическими отношениями / Чижова, Л.И. Журавлева, И.А. Монастырская и др.; под ред. проф. Е.Н.Чижовой. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2015. - 392 с.

10. Чернухина Г.Н. Современные технологии управления в цифровой экономике// Вестник Академии. - 2017. - №4. - С.24-28.

References and Sources

1. Babkin A.V., Burkal'ceva D.D., Kosten' D.G., Vorob'ev YU.N. Formirovanie cifrovoj ekonomiki v Rossii: sushchnost', osobennosti, tekhnicheskaya normalizaciya, problemy razvitiya // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki. - 2017. - T.10. - №3. - S. 9-25.

2. Varnavskij V.G. Cifrovye tekhnologii i rost mirovoj ekonomiki // Drukerovskij vestnik. - 2015. - №3(7). - S.73-80.

3. Volodin V.M., Pitajkina I.A., Vlazneva S.A. Vliyanie cifrovoj ekonomiki na transformaciyu chelovecheskogo kapitala // Ekonomicheskie nauki. -2018. - № 6 (163). - S.44-48.

4. Gasanov T.A., Gasanov G.A. Cifrovaya ekonomika - kak novoe napravlenie ekonomicheskoj teorii // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2017. - №6(80). - S.4-10.

5. Danilovskih T.E., Avakyan A.G. Metodiki ocenki chelovecheskogo kapitala: podhody k klassifikacii // Fundamental'nye issledovaniya. - 2015. - № 6-1.- S. 108-111.

6. Dobrynin A.P., Chernyh K.YU., Kupriyanovskij V.P., Kupriyanovskij P.V., Sinyagov S.A. Cifrovaya ekonomika - razlichnye puti k effektivnomu primeneniyu tekhnologij (bim, plm, cad, iot, smartcity, bigdata i drugie)// International journal of openin formation technologies. - 2016. - T.4. - №1. -S. 4-11.

7. Sajfullina L.D. Upravlenie chelovecheskim kapitalom v sisteme cifrovyh ekonomicheskih otnoshenij // Fundamental'nye issledovaniya. - 2018. - N° 11-1.-S. 92-96.

8. Timirgaleeva R.R., Grishin I.YU. Cifrovaya ekonomika: postroenie i optimizaciya biznes-processov // NovaInfo.Ru (Elektronnyj zhurnal.) - 2016. -№ 56-1 // URL: https://novainfo.ru/article/9101.

9. Cifrovaya ekonomika i ee rol' v upravlenii sovremennymi social'no-ekonomicheskimi otnosheniyami / CHizhova, L.I. ZHuravleva, I.A. Monastyrskaya i dr.; pod red. prof. E.N.CHizhovoj. - Belgorod: Izd-vo BGTU, 2015. - 392 s.

10. Chernuhina G.N. Sovremennye tekhnologii upravleniya v cifrovoj ekonomike// Vestnik Akademii. - 2017. - №4. - S.24-28.

ТИМИРГАЛЕЕВА РЕНА РИНАТОВНА - доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и управления (филиал) в г. Ялте, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского ([email protected]). TIMIRGALEEVA, RENA R. - Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Economics and Management in Yalta, Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky.

УДК 336.144

МАТЮНИНА М.В., ПОШЕЧЕНКОВ П.С. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

Ключевые слова: планирование бюджета, расходы бюджета, методы планирования, нормативное регулирование.

В статье рассматриваются теоретические основы формирования расходов бюджета, их значение и классификация, изучается сущность и принципы бюджетного планирования, а также проводится анализ основных методов планирования расходов бюджета.

MATYUNINA, M.V., POSHECHENKOV, P. S. METHODOLOGICAL BASES OF PLANNING BUDGET EXPENDITURES

Keywords: budget planning, budget expenses, planning methods, normative regulation.

In the article considers the theoretical foundations of the formation of budget expenditures, its significance and classification, studies the essence and principles of budget planning, and analyzes the main methods of budget expenditure planning.

Расходы бюджета представляют собой ведущее звено финансовой системы государства. Они занимают важное место в политической и экономической жизни любой страны. Бюджетные отношения - это отношения между органами любого уровня власти бюджетной системы, касающихся вопросов закрепления и разграничения бюджетных полномочий, а также соблюдения всех прав и обязанностей, ответственности в области составления, утверждения, исполнения бюджета и бюджетных процессов. Благодаря бюджету любое государство может сосредотачивать финансовые ресурсы на наиболее важных участках социального и экономического развития, использовать бюджет как инструмент государственного регулирования экономики.

Расходы бюджета представляют собой денежные средства, которые направлены на финансовое обеспечение функций и задач государственного управления и местного самоуправления. Расходы бюджета играют важнейшую роль в регулировании экономики страны. На структуру и величину расходов бюджета влияет множество факторов:

- государственное устройство;

- политика государства (внешняя и внутренняя);

- общий уровень экономики;

- уровень благосостояния населения и др.

Большое значение расходы бюджета имеют в решении социальных проблем. Многие важные отрасли социального обслуживания граждан (здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение) финансируются из бюджетных средств.

Планирование расходов бюджета помогает государству оценивать состояние развития экономики, учитывая роль расходов бюджета и его влияние на разные стороны хозяйствования, так как расходы страны способствуют обновлению производственных фондов, разработке и внедрению передовых достижений науки в производство.

Согласно положениям ст. 6 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации -основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.