Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ'

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
индекс Кердо / коэффициент выносливости / показатель качества / младшие школьники / средние школьники / физическая нагрузка / Kerdo index / endurance coefficient / quality index / primary students / middle school / physical activity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лучшева О.А., Шаханова А.В.

В работе представлено исследование сердечно сосудистой и дыхательной систем учащихся 4 и 5 классов. Изучены адаптационные возможности учащихся, проведен анализ функционального состояния школьников в начале и конце учебного года. Отмечена двигательная активность учащихся в течение учебного и внеучебного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лучшева О.А., Шаханова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF FUNCTIONAL STATE OF CARDIORESPIRATORY SYSTEM OF PRIMARYAND SECONDARY SCHOOL STUDENTS

The paper presents a study of the cardiovascular and respiratory systems of students in grades 4 and 5. The adaptive capabilities of students were studied, the analysis of the functional state of schoolchildren at the beginning and end of the school year was carried out. The motor activity of students during academic and extracurricular time was noted.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

УДК 612.13 Лучшева О.А., Шаханова А.В.

Лучшева О.А.

Адыгейский государственный университет (г. Майкоп, Россия)

Научный руководитель: Шаханова А.В.

докт. биол. наук, профессор кафедры физиологии Адыгейский государственный университет (г. Майкоп, Россия)

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация: в работе представлено исследование сердечно сосудистой и дыхательной систем учащихся 4 и 5 классов. Изучены адаптационные возможности учащихся, проведен анализ функционального состояния школьников в начале и конце учебного года. Отмечена двигательная активность учащихся в течение учебного и внеучебного времени.

Ключевые слова: индекс Кердо, коэффициент выносливости, показатель качества, младшие школьники, средние школьники, физическая нагрузка.

Определение резервных возможностей позволяет осуществлять донозологическую диагностику адаптационных реакций в условиях непрерывного обновления и изменения требований в процессе школьного обучения.

Исследование проводилось на базе МБОУ МО ГК «ООШ № 14 имени героя Советского Союза Кучерявого Г.Е.» в ст. Имеретинской. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 и 5 классов. Количество учеников 4 класса - 10

1551

человек: 3 девочки и 7 мальчиков. Учащихся 5 класса - 17: 8 девочек и 9 мальчиков.

Для оценки функционального состояния сердечно сосудистой и дыхательной систем определяли следующие показатели: ЧСС, АДС, АДД, пульсовое давление (ПД), коэффициент выносливости (КВ), вегетативный индекс Кердо (ВИК), показатель качества реакции (ПКР).

Проба Мартине - позволяет судить о реакции ССС на физическую нагрузку. Данная проба позволила определить каким образом детский организм реагирует на физическую нагрузку.

5

4,5 « 4

0

Л 3,5

1 3

° 2 5

[3 2,5

Начало года

Конец года

2 1,5 1

0,5 0

Мальчики I Нормотоноческая

Девочки

Удовлетворительная астеническая Ступенчатая

И

Мальчики Девочки

I Нерациональная астеническая

■ Гипертоническая

Рисунок 1. Типы реакций учащихся 4 класса на физическую нагрузку в начале и конце учебного года.

1552

5

4,5 3 4

I 3,5

I 3

^ 2,2

0 2

и ^

1 1,5 £ 1

0,5 0

Начало года

Конец года

Мальчики Девочки

I Нормотоноческая

Удовлетворительная астеническая

Ступенчатая

I

Мальчики Девочки

Нерациональная астеническая

Гипертоническая

Рисунок 2. Типы реакций учащихся 5 класса на физическую нагрузку в начале и конце учебного года.

Адаптацию сердечно-сосудистой системы к нагрузке характеризует показатель качества реакции. Он характеризует изменение работы сердца при нагрузке не только по динамике ЧСС, но и пульсовому давлению. Поэтому более информативно и точно характеризует, насколько согласованно и гармонично сердечно-сосудистая система за счет изменения ЧСС И АД обеспечивает приспособление организма к выполнению физической нагрузки

[4].

Среднее значение качества реакции к концу года достоверно не изменилось у всех групп испытуемых. Однако при индивидуальном анализе отмечены некоторые сдвиги в результатах исследования. В 5 классе всего 30 % в начале года учащихся имели нормотонический тип реакции, к концу года эта цифра возросла до 35%. В 4 классе данный тип реакции был выявлен лишь у мальчиков и составлял 10% в начале года и 20 % в конце.

Нормотонический тип реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку наблюдается у здоровых людей с достаточным уровнем физической подготовленности. Чем меньше сдвиги

1553

изучаемых показателей и короче восстановительный период, тем выше уровень тренированности человека [2].

Гипотонический (астенический) тип реакции обусловлен слабостью сердечной мышцы, которая может быть вызвана разными причинами. Увеличение систолического объема невелико и рост минутного объема крови происходит в основном за счет повышения ЧСС. [2].

Учащихся с удовлетворительной и нерациональной астенической реакцией в 4 и 5 классах выявлено большинство. Причиной этому может служить недостаток физической нагрузки на уроках физкультуры, а также отсутствие спортивных кружков и секций в жизни школьников, не исключается факт массовой гиподинамии.

При гипертоническом типе реакции на физическую нагрузку происходит повышение периферического сопротивления артериол: вместо необходимого расширения возникает их спазм. Значительно возрастает работа сердечной мышцы. Пульсовое давление и ударный объем изменяется менее выраженно, чем при нормотоническом типе реакции. Данный тип реакции был выявлен в 4 классе среди мальчиков у одного и того же человека среди за все периоды исследования. В 5 же классе у мальчиков от начала года процент учащихся с гипертонической реакцией возрос, что говорит о перенапряжении и переутомлении к концу учебного года.

Оценка вегетативных влияний на функциональное состояние миокарда осуществлялась по индексу Кердо.

1554

4 класс

5 класс

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

I Симпатическая ■ Парасимпатическая

Рисунок 3. Динамика показателей вегетативного индекса Кердо у учащихся 4 и 5 класса в начале учебного года до нагрузки.

1

0

Длительная гиперактивность симпатического отдела ВНС может привести к серьезным заболевания ССС, таким как метаболический синдром, ишемия миокарда, снижение порога фибрилляции желудочков [3]. Во избежание данных последствий необходимо увеличить физическую активность согласно возрасту испытуемых не только на уроках в школе, но и во внеучебное время.

Преобладание симпатического влияния наблюдается у всех испытуемых после нагрузки во все периоды исследования. Парасимпатическое влияние было выявлено лишь до нагрузки в начале года в 4 классе только у мальчиков и в 5 у обеих групп испытуемых.

Коэффициент выносливости характеризует функциональное состояние тренированности сердечно-сосудистой системы. Увеличение коэффициента, связанное с уменьшением пульсового давления, является показателем детренированности сердечно-сосудистой системы, и также свидетельствует об ослаблении сердечной деятельности, о слабости миокарда, а уменьшение - об утомлении миокарда [1].

1555

Исходя из полученных данных, и сравнив их с нормами определи, что у учащихся 4 и 5 класса у мальчиков и девочек во все периоды обучения выявлены недостаточные функциональные возможности системы кровообращения.

Анализируя данные, полученные в результате исследования, можно сделать вывод о полной детренированности обоих классов ка среди мальчиков, так и среди девочек. С увеличением физической нагрузки коэффициент лишь возрастает, а также данный показатель достоверно выше в начале года до нагрузки у мальчиков и девочек 4 класса. Данный факт может говорить об общем врабатывании школьников в учебную деятельность.

Таблица 1 - интегративные показатели (М±т) вегетативного баланса, качества реакции кровообращения, выносливости и адаптивных возможностей сердечно сосудистой системы.

Критерий / показатель Начало года 4 класс Конец года 4 класс Начало года 5 класс Конец года 5 класс

Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики

Показатель качества реакции (ПКР) 0,3 ± 0,1 0,2 ± 0,1 1,2 ± 1,0 0,2 ± 0,4* 0,6 ± 0,60 0,4 ± 0,3 0,4 ± 0,3 0,5 ± 0,4

Вмемя восстановления, мин 5,0 ± 0,0 2,7 ± 1,5* 4,0 ± 1,4 4,7 ± 1,5 6,6 ± 2,6 4,7 ± 2,1 4,0 ±1,0 4,0 ± 1,4

Вегетативный индекс Кердо до нагрузки, % -13,1 ± 0,1 4,0 ± 16,8 * 18,5 ± 9,3 24,3 ± 1,7 0,3 ± 13,3 -9,0 ± 13,8 19,0 ± 11,5 20,9 ± 9,8

1556

Коэффициент выносливости до нагрузки 30,0 ± 3,4 26,5 ± 4,0* 24,0 ± 4,4 22,0 ±2,9 28,5 ± 9,3 23 ± 2,5 37,1 ± 7,1 24 ± 2,3*

Вегетативный индекс Кердо после нагрузки, % 29,9 ± 12,7 36,4 ± 9,7 40,3 ± 5,9 44,7 ± 10,7 33,7 ± 9,1 28,1 ± 10,5 30,1 ± 10,2 49,8 ± 16,9*

Коэффициент выносливости после нагрузки 33,7 ± 7,5 34 ± 8,9 31,4 ± 13,1 27 ± 6,1 27,1 ± 8,2 27 ± 6,4 30,1 ± 5,6 24 ± 6,0*

Примечание: * - достоверность различий (р<0,05)

Данная форма лонгитюдных исследований значительно углубляет изучение проблемы адаптации, позволяет более эффективно решать практические задачи в современной системе образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антонец К.В., Чурукова Н.М. Исследование функций сердечнососудистой системы при выполнении физической нагрузки // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 2. С. 20-25;

2. Вейн А.М., Вознесенская Т.Г., Голубева В.Л. Заболевания вегетативной нервной системы. М.: Медицина, 1991. 624 с;

3. Дорофеева Г.Б., Дорофеев В.И., Трофимова Ю.В. Роль гиперактивности симпатической нервной системы в развитии сердечно-сосудистых заболеваний и возможности фармакологической коррекции // Системные гипертензии. 2012. №1. С. 18-23;

4. Куликова С.В. Оценка функциональных резервов организма студентов по результатам пробы Мартине-Кушелевского // Физическая культура, спорт, наука

1557

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и образование. Материалы I всероссийской научной конференции с международным участием. 2017. Том I Часть I. С. 357-361

Luchsheva O.A., ShakhanovaA.V.

Luchsheva O.A.

Adyge State University (Maykop, Russia)

Scientific advisor Shakhanova A.V.

Adyge State University (Maykop, Russia)

ASSESSMENT OF FUNCTIONAL STATE OF CARDIORESPIRATORY SYSTEM OF PRIMARY AND SECONDARY SCHOOL STUDENTS

Abstract: the paper presents a study of the cardiovascular and respiratory systems of students in grades 4 and 5. The adaptive capabilities of students were studied, the analysis of the functional state of schoolchildren at the beginning and end of the school year was carried out. The motor activity of students during academic and extracurricular time was noted.

Keywords: Kerdo index, endurance coefficient, quality index, primary students, middle school, physical activity.

1558

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.