Научная статья на тему 'Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников 11-12 лет, обучающихся по программам углубленного изучения ряда предметов'

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников 11-12 лет, обучающихся по программам углубленного изучения ряда предметов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
424
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Золотникова Г. П., Рукавкова Е. М.

Изучены показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы школьников, обучающихся в общеобразовательных, гуманитарных и математических классах. У детей в классах математического профиля к концу учебного года выявлено напряжение регуляторных механизмов системы кровообращения, что диктует необходимость в повышенном внимании со стороны медико-профилактических служб к данному контингенту учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Золотникова Г. П., Рукавкова Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL CONDITION OF CARDIOVASCULAR SYSTEM OF 11-12 YEARS OLD PUPILS, STUDIED AT THE PROGRAM OF DEEP STUDY OF SOME SUBJECTS

Indexes of cardiovascular system condition functioning of pupils studied at general education, humanitarian and mathematical classes were studied in this article. Children studied at mathematical classes had tension of regulatory mechanisms of blood circulation system at the end of studied year which dictated the necessity of higher attention from the side of medical-prophylactic services to the given contingent of students.

Текст научной работы на тему «Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы школьников 11-12 лет, обучающихся по программам углубленного изучения ряда предметов»

Золотникова Т.П., Рукавкова Е.М.

Брянский государственный университет

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ РЯДА ПРЕДМЕТОВ

Изучены показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы школьников, обучающихся в общеобразовательных, гуманитарных и математических классах. У детей в классах математического профиля к концу учебного года выявлено напряжение регуляторных механизмов системы кровообращения, что диктует необходимость в повышенном внимании со стороны медико-профилактических служб к данному контингенту учащихся.

Введение

Изучение физиологического состояния растущего организма детей и подростков является одной из актуальных проблем возрастной физиологии. В 11-13 лет происходят наиболее значительные изменения морфофункциональных характеристик сердечно-сосудистой системы и перестройки механизмов регуляции сердечной деятельности. В этом возрасте миокард детей наиболее чувствителен к различным эндо- и экзогенным факторам [5, 6, 8, 10, 12]. Возраст 11-12 лет совпадает с началом предметного обучения в пятом классе. Резкое усложнение учебной программы требует затраты больших сил для успешной учебы, особенно это касается обучения в специализированных профилированных классах школ-лицеев. Реакция организма на изменение формы обучения в значительной степени определяется функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы [9, 13]. Сочетание существенных качественных морфофункциональных преобразований миокарда и влияния внешних факторов может неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Поэтому актуальным является вопрос изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы школьников, обучающихся по программам углубленного изучения ряда предметов [2, 3, 7].

В связи с этим, целью настоящего исследования явилось изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы школьников 11-12 лет, обучающихся в классах различных профилей.

Методика

В соответствии с целью работы в начале и конце учебного года было проведено об-

следование 210 мальчиков и 180 девочек в возрасте 11-12 лет. В зависимости от профиля класса школьники были разделены на три группы: учащиеся общеобразовательных классов (I группа - контроль), гуманитарных (II группа), математических (III группа).

Функциональное состояние сердечнососудистой системы оценивали по частоте сердечных сокращений (ЧСС), систолическому (САД) и диастолическому (ДАД) артериальному давлению в состоянии относительного покоя и после дозированной физической нагрузки (проба Мартинэ) с оценкой соответствия этих данных возрастной норме [8, 1]. Рассчитывали гемодинамические показатели: пульсовое давление (ПД), систолический объем крови (СОК), минутный объем крови (МОК) [4].

Результаты исследования

Исследование функциональных показателей сердечно-сосудистой системы учащихся в общеобразовательных классах, проведенное в начале учебного года показало, что дети имеют исходные средние значения ЧСС и САД соответствующие возрастным нормативам (табл. 1).

При анализе индивидуальных данных было установлено, что у 64,3% мальчиков и 61,6% девочек ЧСС составляла 80-85 уд/мин и находилась в пределах возрастной нормы. У 25,7% мальчиков и 30% девочек установлена ЧСС, превышающая средневозрастную (табл. 2). Показатели САД характерные для данного возраста отмечены у 82,9% мальчиков и 71,7% девочек. 10% мальчиков и 16,6% девочек имели САД выше нормы (табл. 3). Средние значения ДАД у данной группы школьников превышали возрастные норма-

тивы на 3,5%. ПД в среднем по группе составляло 34,7 мм рт. ст. у мальчиков и 37,7 мм рт. ст. у девочек и было ниже величин, приводимым в литературе для детей 11-12 лет. Изучение направленности и характера сдвигов показателей сердечно-сосудистой системы недостаточно информативно при исследовании только в состоянии покоя, степень изменения функциональных возможностей можно оценить в достаточной мере при применении возмущающих систему воздействий. Одним из таких воздействий являются дозированные физические динамические нагрузки [3, 11]. Анализ гемодинамических показателей после предъявления функциональной пробы показал, что у 55,7% мальчиков и 48,3% девочек встречается нормотонический тип реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Гипертонический тип реакции был выявлен у 18,6% мальчиков и 23,4% девочек. Учащиеся с дистоническим типом реагирования были зарегистрированы в 25,7%

случаев среди мальчиков и 25% среди девочек. У 3,3% девочек был зафиксирован гипотонический тип реакции в ответ на физическую нагрузку (табл. 4).

Исследование, проведенное в конце учебного года, показало, что средние величины ЧСС у учащихся в общеобразовательных классах составили 82,6±0,5 уд/мин у мальчиков и 84,1 ±0,7 уд/мин у девочек и находились в пределах возрастных норм (табл. 1). При анализе индивидуальных данных было выявлено незначительное снижению к концу учебного года числа детей с нормой ЧСС и увеличение числа школьников с ЧСС выше нормы, однако данные носили недостоверный характер (табл. 2). Средние показатели САД у школьников составили 98,3±0,7 мм рт.ст. у мальчиков и 100,4±1,1 мм рт.ст. у девочек, что находится в пределах возрастных физиологических норм. Количество учащихся, имеющих САД, соответствующее норме, к концу учеб-

Таблица 1. Функциональные показатели сердечно-сосудистой системы школьников, обучающихся в классах различных профилей в состоянии относительного покоя (М±т)

Показатели Мальчики Девочки

I II III I II III

Начало 81,9 81,4 80,9 83,8 82,3 84,5

ЧСС года ±0,5 ±0,5 ±0,5 ±0,6 ±0,6 ±0,5

уд/мин Конец 82,6 82,0 88,2 84,1 80,0 91,7

года ±0,5 ±0,5 ±0,5* ±0,7 ±0,6* ±0,6*

Начало 97,4 98,7 99,9 99,5 102,0 100,9

САД года ±0,9 ±0,8 ±0,9 ±1,0 ±0,9 ±0,9

мм рт. ст. Конец 98,3 102,2 104,6 100,4 103,5 102,2

года ±0,7 ±0,8* ±0,7* ±1,1 ±1,1 ±0,9

Начало 62,7 63,5 63,9 61,8 63,5 62,9

ДАД года ±0,6 ±0,6 ±0,7 ±0,6 ±0,7 ±0,7

мм рт. ст. Конец 63,4 62,1 64,2 61,9 63,3 64,1

года ±0,6 ±0,6 ±0,7 ±0,6 ±0,6 ±0,7*

Начало 34,7 35,2 36,0 37,7 38,5 38,0

ПД Года ±0,4 ±0,4 ±0,3* ±0,4 ±0,4 ±0,3

мм рт. ст. Конец 34,9 40,1 40,4 38,5 40,2 38,1

года ±0,4 ±0,4* ±0,4* ±0,4 ±0,4* ±0,4

Начало 54,9 54,7 54,9 57,0 56,4 56,5

СОК года ±0,3 ±0,3 ±0,3 ±0,3 ±0,3 ±0,3

мл Конец 57,8 61,2 60,1 60,5 60,5 59,0

года ±0,3 ±0,3* ±0,3* ±0,3 ±0,3 ±0,3*

Начало 4496,3 4452,6 4441,4 4776,6 4641,7 4774,3

МОК года ±23,6 ±23,5 ±24,0 ±29,8 ±32,3* ±30,5

мл/мин Конец 4774,3 5018,4 5300,8 5088,1 4840,0 5410,3

года ±20,1 ±24,6* ±28,9* ±27,5 ±25,3* ±32,3*

Примечание: * - достоверность различий показателей по сравнению с I группой (р<0,05)

Таблица 2. Динамика ЧСС у школьников, сравниваемых групп (%)

ЧСС общеобразовательный гуманитарный математический

мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки

Начало учебного года

Соответствует норме 64,3 ±5,7 61,6 ±6,3 60,0 ±5,9 58,3 ±6,4 57,1 ±5,9 50,0 ±6,5

Выше нормы 25,7 ±5,2 30,0 ±5,9 32,9 ±5,6 35,0 ±6,2 28,6 ±5,4 41,7 ±6,4

Ниже нормы 10,0 ±3,6 8,4 ±3,6 7,1 ±3,1 6,7 ±3,2 14,3 ±4,2 8,3 ±3,6

Конец учебного года

Соответствует норме 55,7 ±5,9 51,7 ±6,5 52,9 ±6,0 46,6 ±6,4 34,3 ±5 7*, ** 18,3 ±5 0*, **

Выше нормы 35,7 ±5,7 43,3 ±6,4 42,8 ±5,9 50,0 ±6,5 61,4 ±5 8* ** 80,0 ±5 2* **

Ниже нормы 8,6 ±3,4 5,0 ±2,8 4,3 ±2,4 3,3 ±2,3 4,3 ±2,4** 1,7 ±1,7

Примечание: * - достоверность различий показателей по сравнению с I группой (р<0,05)

** - достоверность различий показателей по сравнению с данными в начале учебного года (р<0,05)

ного года осталось без изменений и составило 78,6% среди мальчиков и 70% среди девочек (табл. 3). Средние по группе показатели ПД были ниже величин, приводимых в литературе для детей данного возраста. В литературе по исследованию функциональных возможностей миокарда данные широко варьируют. Так, по литературным данным уровень СОК у детей 11-12 лет составляет в среднем 53 мл у мальчиков и 47 мл у девочек. МОК у детей данного возраста составляет 4,0 л/мин у мальчиков и 3,8 л/мин у девочек [4]. Результаты, полученные в нашем исследовании, показывают, что среднегрупповые значения СОК и МОК как в начале, так и в конце учебного года в состоянии относительного покоя у школьников превышали возрастные нормы. Анализ распределения школьников по типам реакции на дозированную физическую нагрузку показал, что число учащихся с различными типами реагирования достоверно не изменилось по сравнению с данными, полученными в начале учебного года. Число учащихся с нормотонической реакцией сердечно-сосудистой системы на функциональную пробу составило 57,1% среди мальчиков и 45% среди девочек. У 14,3% мальчиков и 25% девочек был выявлен гипертонический тип реакции. 28,6% мальчиков и 26,7% девочек имели реакцию сердечно-сосудистой систе-

мы по дистоническому типу. У 3,3% девочек встречалась гипотоническая реакция в ответ на физическую нагрузку (табл. 4).

При обследовании школьников в классах гуманитарного профиля в начале учебного года было выявлено, что средние значения ЧСС и САД у школьников находились в пределах средневозрастной нормы и составляли 81,4±0,5 уд/мин у мальчиков и 82,3±0,6 уд/мин у девочек (табл. 1). Анализ индивидуальных данных показал, что у 32,9% мальчиков и 35% девочек встречается превышение средневозрастной частоты пульса (табл. 2). Превышение возрастной нормы САД отмечено у 8,6% мальчиков и 21,7% девочек. САД, соответствующее возрастной норме, было зарегистрировано у 90% мальчиков и 66,7% девочек (табл. 3). Средние значения ПД у учащихся были ниже средневозрастных. Показатели ДАД, СОК и МОК как у мальчиков, так и у девочек были выше возрастных нормативов. В ответ на предъявление функциональной пробы у 60,0% мальчиков и 41,7% девочек в гуманитарных классах был выявлен нормотонический тип реакции сердечно-сосудистой системы, о чем свидетельствуют благоприятные изменения артериального давления и сердечного ритма. У 14,3% мальчиков и 20,0% девочек отмечена гипертоническая реакция на физическую нагрузку. Дистонический тип

Таблица 3. Динамика САД у школьников, сравниваемых групп (%)

САД общеобразовательный гуманитарный математический

мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки

Начало учебного года

Соответствует норме 82,9±4,5 71,7±5,8 90,0±3,6 66,7±6,1 77,1±5,0 80,0±5,2

Выше нормы 10,0±3,6 16,6±4,8 8,6±3,4 21,7±5,3 10,0±3,6 13,3±4,4

Ниже нормы 7,1±3,1 11,7±4,1 1,4±1,4 11,6±4,1 12,9±4,0 6,7±3,2

Конец учебного года

Соответствует норме 78,6±4,9 70,0±5,9 80,0±4,8 63,3±6,2 71,4±5,4 65,0±6,2

Выше нормы 15,7±4,3 25,0±5,6 15,7±4,3 26,7±5,7 22,9±5,0* 31,7±6,0*

Ниже нормы 5,7±2,8 5,0±2,8 4,3±2,4 10,0±3,9 5,7±2,8 3,3±2,3

Примечание: * - достоверность различий показателей по сравнению с данными в начале учебного года (р<0,05)

Таблица 4. Распределение учащихся по типам реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (%)

Тип общеобразовательный гуманитарный математический

реакции мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки

Начало учебного года

Нормотонический 55,7±5,9 48,3±6,5 60,0±5,9 41,7±6,4 64,3±5,7 50,0±6,5

Гипертонический 18,6±4,7 23,4±5,5 14,3±4,2 20,0±5,2 17,1±4,5 25,0±5,6

Дистонический 25,7±5,2 25,0±5,6 20,0±4,8 33,3±6,1 18,6±4,7 23,3±5,5

Гипотонический 0 3,3±2,3 5,7±2,8 5,0±2,8 0 1,7±1,7

Конец учебного года

Нормотонический 57,1±5,9 45,0±6,4 62,9±5,8 46,7±6,4 52,9±6,0 38,3±6,3

Гипертонический 14,3±4,2 25,0±5,6 14,3±4,2 16,7±4,8 27,1±5,3* 35,0±6,2

Дистонический 28,6±5,4 26,7±5,7 21,4±4,9 35,0±6,2 20,0±4,8 26,7±5,7

Гипотонический 0 3,3±2,3 1,4± 1,4 1,7±1,7 0 0

Примечание: * - достоверность различий показателей по сравнению с I группой (р<0,05)

реакции был зарегистрирован у 20,0% мальчиков и 33,3% девочек. Учащиеся с гипотоническим типом реакции были зарегистрированы в 5,7% случаев среди мальчиков и 5,0% среди девочек (табл. 4).

Анализ динамики функциональных показателей сердечно-сосудистой системы показал, что в конце учебного года средние значения частоты пульса и САД у школьников в гуманитарных классах соответствовали возрастным значениям нормы. У девочек среднегрупповые значения ЧСС составляли 80,0±0,6 уд/мин и были достоверно ниже показателей в группе контроля. В группе мальчиков средние данные САД оказались выше таковых у школьников в общеобразовательных классах и составили 102,2±0,8 мм рт.ст. (р<0,05) (табл. 1). Анализ индивидуальных показателей учащихся выявил незначительное снижение к концу учебного года

числа детей, у которых ЧСС и САД соответствуют возрастной норме (табл. 2, 3). Показатели ДАД превышали возрастные нормативы на 5%, как у мальчиков, так и у девочек. Среднегрупповые значения ПД были ниже нормы. Показатели СОК и МОК в течение всего периода наблюдения были выше средневозрастных величин, указываемых в литературе. Анализ распределения учащихся по типам реагирования сердечно-сосудистой системы на предъявление функциональной пробы не выявил достоверных изменений по сравнению с данными в начале учебного года (табл. 4). Число учащихся с нормотонической реакцией составило 62,9% среди девочек и 46,7% среди мальчиков. Гипертонический тип реагирования на физическую нагрузку был зарегистрирован у 14,3% мальчиков и 16,7% девочек. У 21,4% мальчиков и 35% девочек была выявлена дистоническая

реакция сердечно-сосудистой системы на предъявление функциональной пробы. Гипотоническая реакция зарегистрирована у 1,4% мальчиков и 1,7% девочек.

Исследование гемодинамических показателей школьников, обучающихся в классах математического профиля, в начале учебного года выявило, что средние по группе показатели ЧСС и САД соответствовали средневозрастным значениям (табл. 1). При анализе индивидуальных данных было установлено, что у 28,6% мальчиков и 41,7% девочек ЧСС превышала допустимые величины. У 57,1% мальчиков и 50,0% девочек ЧСС находилось в пределах 80-85 уд/мин, и соответствовала норме (табл. 2). Анализ распределения числа учащихся по данным САД в сравнении с возрастной нормой показал, что САД, соответствующее норме было выявлено у 77,1% мальчиков и 80,0% девочек (табл. 3). Установлено, что среднегрупповые значения ДАД, СОК и МОК у учащихся в математических классах превышали возрастные нормы. ПД в среднем по группе было ниже величин, характерных для возраста 11-12 лет. После выполнения функциональной пробы нормотоническая реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку была отмечена у 64,3% мальчиков и 50,0% девочек. Гипертонический тип реакции был зарегистрирован у 17,1% мальчиков и 25,0% девочек. У 18,6% мальчиков и 23,3% девочек была зафиксирована дистоническая реакция сердечно-сосудистой системы в ответ на функциональную пробу и у 1,7% девочек встречалась гипотоническая реакция (табл. 4).

При обследовании учащихся в математических классах в конце учебного года выявлено, что средняя величина частоты сердечных сокращений превышала нормативные значения ЧСС для детей данной возрастной группы, была достоверно выше данных в группе контроля и составляла 88,2±0,5 уд/мин у мальчиков и 91,7±0,6 уд/мин у девочек (табл. 1). Анализ динамики ЧСС показал достоверное снижение к концу учебного года числа учащихся с ЧСС, соответствующей средневозрастной. Из обследованных детей только у 34,3% мальчиков и 18,3% девочек ЧСС находилась в пределах возрастной нормы, что

достоверно ниже по сравнению с данными, полученными в общеобразовательных классах. В то же время к концу учебного года выявлено увеличение в 2 раза числа школьников с ЧСС, превышающей допустимые значения (р<0,05). Данный показатель составил 61,4% в группе мальчиков и 80,0% в группе девочек и был достоверно выше такового в группе контроля (табл. 2). Анализ годовой динамики САД в сравнении с возрастной физиологической нормой показал, что у школьников в математических классах к концу учебного года произошло увеличение в 2 раза числа детей с САД выше нормы. ДАД превышало возрастные нормативы, и у мальчиков было достоверно выше данных в общеобразовательных классах. Средние по группе значения ПД были ниже показателей, приводимых в литературе для детей данного возраста. СОК и МОК у учащихся превышали возрастные значения нормы. После выполнения функциональной пробы выявлено снижение в 1,3 раза числа детей с нормотонической реакцией на дозированную физическую нагрузку и увеличение в 1,5 раза числа школьников с гипертоническим типом реагирования, который ряд авторов рассматривают как маркер функционального напряжения сердечно-сосудистой системы [2, 9].

Обсуждение

Изучение динамики основных параметров сердечно-сосудистой системы в сравниваемых группах выявило ряд особенностей. У школьников в трех группах средние значения ДАД, СОК и МОК превышали средневозрастные нормы. Возможно, это является проявлением гетерохронного развития организма в целом и сердечно-сосудистой системы в частности. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы учащихся в общеобразовательных классах, как в начале, так и в конце учебного года характеризуется нормальными величинами САД и ЧСС в состоянии относительного покоя и адекватной их реакцией на физическую нагрузку. Эти данные свидетельствуют о том, что у данного контингента учащихся не выявлено напряжения механизмов регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы

в процессе возрастного развития и адаптации к учебной нагрузке.

Основные показатели функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся в гуманитарных классах в течение всего периода наблюдения соответствовали возрастным нормативам. После физической нагрузки, как в начале, так и в конце учебного года у незначительного числа учащихся (15%) был выявлен гипертонический тип реакции. Полученные результаты можно рассматривать как выражение положительных компенсаторно-адаптационных возможностей организма школьников, обучающихся в классах гуманитарного профиля.

Функциональные показатели сердечнососудистой системы контингента школьников в математических классах в конце учебного года характеризуются превышающей возрастную физиологическую норму частотой сердечных сокращений. К концу учеб-

ного года выявлено достоверное увеличение числа детей с ЧСС и САД выше нормы, снижение числа школьников с нормотоническим типом реагирования на функциональную пробу и повышение числа учащихся, имеющих гипертонический тип реакции на дозированную физическую нагрузку. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о напряжении регуляторных механизмов системы кровообращения у данной группы школьников, что может способствовать возможному развитию функциональной кардиоваскулярной патологии. Это диктует необходимость в организации дополнительных профилактических мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащиеся, обучающиеся в классах математического профиля и повышенном внимании к состоянию здоровья школьников со стороны медицинских служб.

Список использованной литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С. А. Физиология человека. - СПб.: СОТИС, 1998. - 528 с.

2. Василенко С.Г., Беренштейн Г.Ф. Функциональные возможности организма подростков в зависимости от индекса массы тела // Гигиена и санитария.-2003.-№3.-С. 53-55.

3. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников / Под ред. А.Г. Хрипковой - М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. - 112 с.

4. Гуминский А.А, Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1990. - 240 с.

5. Кмить Г.В., Рублева Л.В. Основные результаты многолетних исследований функционального состояния миокарда детей // Новые исследования.-2003.-№1.-С 192-199.

6. Матюшонок М.Т., Турик Г.Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. - Минск: Высшая школа, 1975. - с. 288.

7. Минасян С.М., Геворкян Э.С., Ксаджинян Н.Н. Гемодинамические показатели школьников при экзаменационном стрессе // Гигиена и санитария.-2005.-№5.-С. 46-49.

8. Петрова Р.Ф. Методические указания к самооценке состояния здоровья. - Орел, 1998.-74 с.

9. Псеунок А.А. Адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы детей, обучающихся по новым образовательным программам // Педиатрия.-2005.-№6.-С. 77-79.

10. Физиология развития ребенка (теоретические и прикладные аспекты) / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер - М.: Издательство НПО «Образование от А до Я», 2000.-319 с.

11. Физиология развития человека. Материалы международной конференции посвященной 55-летию Института возрастной физиологии РАО. - М.: Издательство НПО «Образование от А до Я», 2000.-544 с.

12. Hansen J., Jacobsen T., Amtorp O. The exercise presser response to sustained handgrip does not augment blood flow in the contracting forearm skeletal muscle // Acta physiology scandinavica-1993.-№4-Р.419-423.

13. Nishiyasu T. et al. Relationship between mean arterial pressure and muscle cell pH during forearm ischemia after sustained handgrip // Acta physiology scandinavica-1994.-№4-Р. 143-148.

Статья рекомендована к публикации 30.03.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.