Научная статья на тему 'Оценка формирования и раскрытия учетной политики коммерческой организации'

Оценка формирования и раскрытия учетной политики коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ACCOUNTING POLICY / COMMERCIAL ORGANIZATION / ACCOUNTING / ACCOUNTING INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лохмачев Василий Сергеевич

В сегодняшних условиях хозяйствования учетная политика коммерческой организации играет значимую роль в организации и систематизации информационно-аналитического обеспечения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, влияя на качество и результативность процесса принятия управленческих решений. Поскольку налоговая политика выступает подсистемой управления, учетная политика играет важную роль и для целей налогообложения. То есть, теоретические и методические аспекты формирования учетной политики, основаны на принципах и критериях их анализа.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n today's economic conditions, the accounting policy of a commercial organization plays a significant role in the organization and systematization of information and analytical support of financial and economic activities of the enterprise, affecting the quality and effectiveness of the management decision-making process. Since tax policy is a management subsystem, accounting policy plays an important role for tax purposes as well. That is, the theoretical and methodological aspects of accounting policy formation are based on the principles and criteria for their analysis.

Текст научной работы на тему «Оценка формирования и раскрытия учетной политики коммерческой организации»

УДК 33

Экономические науки

Лохмачев Василий Сергеевич, студент магистратуры, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Российская Федерация, г. Москва

ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАСКРЫТИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В сегодняшних условиях хозяйствования учетная политика коммерческой организации играет значимую роль в организации и систематизации информационно-аналитического обеспечения финансово-хозяйственной деятельности предприятия, влияя на качество и результативность процесса принятия управленческих решений. Поскольку налоговая политика выступает подсистемой управления, учетная политика играет важную роль и для целей налогообложения. То есть, теоретические и методические аспекты формирования учетной политики, основаны на принципах и критериях их анализа.

Ключевые слова: учетная политика, коммерческая организация, учет, учетная информация.

Annotation: In today's economic conditions, the accounting policy of a commercial organization plays a significant role in the organization and systematization of information and analytical support of financial and economic activities of the enterprise, affecting the quality and effectiveness of the management decision-making process. Since tax policy is a management subsystem, accounting policy plays an important role for tax purposes as well. That is, the theoretical and methodological aspects of accounting policy formation are based on the principles and criteria for their analysis.

Keywords: accounting policy, commercial organization, accounting, accounting information.

Современное состояние экономики требует от коммерческих организаций повышение уровня конкурентоспособности, что, в свою очередь, требует повышения оперативности и обоснованности управленческих решений, принимаемых руководством на всех уровнях управления, снижение риска за счет уменьшения степени неопределенности при оценке результатов той или иной финансово-хозяйственной операции или события [1].

Поскольку предоставление менеджерам информации для принятия взвешенных управленческих решений обеспечивает, в первую очередь, система бухгалтерского учета, перед коммерческими организациями встает проблема совершенствования методики ведения учета, в частности исследование альтернативных подходов к решению конкретных вопросов в определенных аспектах ведения учета, которые в соответствии с действующим законодательством и положениями (стандартами) бухгалтерского учета предусматривают возможность свободного выбора.

Таким образом, неотъемлемой составляющей ведения учета и управления хозяйственной деятельностью становится умело сформирована учетная политика, которая представляет собой совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности [2].

Необходимым фактором построения действенной и адаптированной к динамичным условиям управленческой системы учетной политики выступает базирование не только на принципах бухгалтерского учета, но и на специфических принципах учетной политики.

В частности, П.Е. Жистик предлагает при формировании учетной политики придерживаться таких принципов: системности, комплексности, научности и обоснованности, эффективности, планомерности и динамизма, профилактики, непрерывности, селекции, совместимости личных, региональных и государственных интересов [1].

Свирко С.В. в своих исследованиях выделяет следующие принципы: эффективности, законности, достоверности, рациональности, относительной неизменяемости [4].

По исследованиям Олексенко М.В., ключевыми выступают принципы: эффективности, законности, адекватности, единства, гласности [2].

Рузмайкина И. В. подчеркивает значимость: системности, эффективности, актуальности, вариантности, стабильности при построении учетной политики

[3].

Разные пользователи требуют разноплановую учетную информацию, которая обеспечивала бы их запросы в соответствии с особенностями деятельности в ракурсе круга интересов. При этом максимальное удовлетворение потребностей пользователей отчетной информации предопределяет формулирование задач ее расширения и структуризации. Однако, необходимо отметить, что есть объективные и субъективные факторы, которые противодействуют со стороны предприятий по вопросам предоставления такой информации.

Особое внимание уделяется такому аспекту, что это противодействие приводится в равновесие при условии, когда система отчетных показателей формируется с соблюдением ряда критериев, удовлетворяющих общие интересы органов управления и других пользователей отчетной информации, с одной стороны, так и экономических агентов, обеспечивающих ее, с другой стороны. Эти разногласия в интересах относительно объема и содержания отчетности, сущность которых выражается в минимизации системы показателей с точки зрения субъекта хозяйствования и максимизации со стороны пользователей, требует разработки обоснованных критериев ее формирования, что соответствовало бы единой ключевой цели - обеспечению информацией.

То есть, фокусировка в учетной политике предприятия на узком круге показателей, необходимых для управления текущей деятельностью, является нерациональной. Целесообразно провести соответствующую работу для

накопления таких учетных данных, роль которых будет возрастать в перспективе. Это обусловлено тем фактом, что система отчетных показателей, которая освещает результаты деятельности предприятий в их динамике за длительный период, формируется, исходя из единой методики их исчисления. При этом выдвигается обязательное условие по соблюдению одинаковых сроков представления отчетности, непрерывности во времени и т.д. В то же время это не исключает возможностей корректировки методики определения отчетных показателей, так и изменения подходов к совершенствованию учетного обеспечения их формирования [5].

Компания Konica Minolta (таблица 1) с 2014 года занимается улучшением учетной политики и аудита на своих основных производственных площадках, в первую очередь внедряя сторонний аудит RBA (VAP audit). Основываясь на этих знаниях, Konica Minolta CSR аудит был внедрен на предприятиях, которые производят основные блоки для многофункциональных периферийных устройств (МФУ)/печатного оборудования. В 2017 финансовом году цель аудита была расширена, чтобы охватить не только компанию, производящую основной блок МФУ, но и материалы для МФУ, в том числе компанию, производящую расходные материалы, такие как тонер-картриджи и т. д. и был проведен аудит КСО. Эти проверки КСО выявили ряд проблем, таких как управление общим рабочим временем, внедрение обучения в таких областях, как труд и этика, и построение системы внутреннего аудита. Для решения этих проблем аудируемая компания разработала и внедрила план улучшения, а последующий аудит показал, что улучшения были завершены.

Таблица 1 - Характеристика основных критериев учетной политики компании Konica Minolta

[1]

Критерии Признаки критериев Условия соответствия критериям

Уместность Существенность Значимой и сущностной является информация, отсутствие или неправильная оценка которой может негативно повлиять на процесс принятия решения пользователями отчетности.

Своевременность Соблюдение законодательных сроков представления отчетности.

Надежность Достоверность Полнота и адекватность первичного, текущего учета и отчетности. Представление в отчетности исчерпывающей и существенной информации.

Содержательность Приоритет экономического содержания операций над юридической формой, установленными нормативными актами, при условии их согласованности.

Объективность / нейтральность Обеспечение свободного обращения и беспристрастности отчетной информации.

Осмотрительность Приоритет учета убытков, затрат и обязательств.

Проверяемость Независимый аудит отчетности. Публикация отчетности.

Сравнительность Постоянство Последовательность и раскрытие учетной политики.

Понятность Доступность Четкость и ясность формулировок отчетных статей, показателей и объяснений.

Стремясь побудить поставщиков участвовать в самостоятельной деятельности по КСО, Konica Minolta объясняет поставщикам социальные ожидания в отношении закупок КСО, включая требования клиентов, и предоставляет обучение, связанное со стандартами аудита РБА, необходимыми для проведения аудита КСО. Кроме того, по результатам аудита группа оказывает поставщикам поддержку в совершенствовании, используя знания Konica Minolta.

В фискальной деятельности 2018 года китайский производитель Dong Guan Konka Mould Plastic Co, которое было реализовано Konica Minolta CSR Audit в 2016 финансовом году была оказана поддержка в проведении собственного внутреннего аудита, включая обучение своих внутренних

аудиторов. Эта поддержка помогает компании создать основу для собственного непрерывного совершенствования.

Konica Minolta может достичь целей своей деятельности только при наличии правильно организованной и эффективно функционирующей системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которая, в свою очередь, зависит от выбранных методов учета и правильного распределения прав и обязанностей персонала.

Следует отметить, что качественная учетная политика компании Konica Minolta положительно влияет на эффективность деятельности, обеспечивает эффективную работу бухгалтерии, однако сам процесс формирования учетной политики достаточно сложный, важный и трудоемкий. Приказ об учетной политике должен рационально сочетать в себе наставления государственных законодательных и нормативных актов и реальные условия деятельности коммерческой организации.

Первые проблемы возникают при определении приоритетных направлений построения системы учета для условий деятельности компании Konica Minolta. Отдельной проблемой является формальное отношение бухгалтеров-практиков к формированию учетной политики, что может привести не только к искажению финансового результата деятельности организации и недостоверности показателей его финансовой отчетности, но и к негативным налоговым последствиям. Причинами такого формального отношения являются, с одной стороны, сжатые сроки на процесс разработки проекта приказа об учетной политике, и, с другой стороны, сложность выбора наиболее целесообразного варианта методики учета из возможных, законодательно разрешенных альтернатив (метод начисления амортизации, метод учета выбытия запасов и т.д.).

Для решения указанных проблем руководство компании Konica Minolta должно постоянно осуществлять контроль за созданием, совершенствованием и применением учетной политики, как неотъемлемого элемента системы внутреннего контроля по подготовке финансовой отчетности.

Важной составляющей решения проблем формирования учетной политики в компании Konica Minolta может стать создание информационного приложения-справочника, в котором будет раскрываться сущность элементов учета. В дополнение к указанному приложении справочника должны быть созданы аналитические таблицы с характеристиками отдельных методов учета (преимущества, недостатки и рекомендации по применению) и расчетные таблицы с ожидаемыми результатами применения этих методов. Такие таблицы должны быть разработаны для каждого элемента учетной политики, который может быть установлен самостоятельно, и который имеет влияние на финансовый результат, например, методы выбытия запасов или исчисления резерва сомнительных долгов.

Таким образом, предложены пути решения проблем формирования учетной политики как теоретического, так и прикладного характера, должно обеспечить в компании Konica Minolta повышение качества системы бухгалтерского учета, а, следовательно, роста эффективности финансово-хозяйственной деятельности в целом.

Библиографический список:

1. Жистик П.Е. Организационно-методологические основы формирования учетной политики предприятия / П.Е. Жистик // Бухгалтерский учет и аудит. - 2018. - №3. - С. 3-10.

2. Олексенко М.В. Улучшение формирования учетной политики как совершенствование учета в коммерческих организациях / М.В. Олексенко // Вестник менеджмента и бизнеса. - 2019. - № 4 (8). - С.126-129.

3. Рузмайкина И. Учетная политика как составная общей стратегии управления предприятием / И. Рузмайкина // Экономист. - 2018. - №5. - С. 3641.

4. Свирко С.В. Принципы бухгалтерского учета как элемент учетной политики организаций / С.В. Свирко // Экономические проблемы и

перспективы стабилизации экономики. Сборник научных трудов. - 2018. - - 3 2. - С.364-377.

5. Сторожук Т.М. Теоретико-методологические аспекты формирования учетной политики предприятий / Т.М. Сторожук // Экономист. - 2019. - № 4. -С. 46-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.