УДК 614.2:616-057.875 (470.1)
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6838-2019-21-12-83-87
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Винокурова С.П.
ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.КАммосова»,
г. Якутск, Российская Федерация
EVALUATION OF PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS (CASE OF THE NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY)
Vinokurova S.P.
North East Federal University named after M.K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation
Аннотация. В статье рассмотрены результаты исследования в случайной выборке из студентов I курса Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (п =755). Целью исследования было изучение особенностей физического здоровья студентов применительно к выявлению параметров адаптационного потенциала. По стандартной методике измеряли рост, массу тела, окружность грудной клетки, уровень артериального давления и частоту сердечных сокращений. Адаптационный потенциал системы кровообращения определяли по индексу функциональных изменений. По результатам исследования установлено, что здоровье студентов ослаблено еще до поступления в вуз. Увеличилось число студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенных по этой причине к III группе здоровья, имеющие хронические патологии. Большинство являются нездоровыми, с низкими показателями физической работоспособности, свидетельствующие о слабой физической подготовленности, и нуждаются в превентивных мероприятиях, направленных на формирование и укрепление их здоровья. У небольшого количества студентов (8%) в оценке функционального состояния системы кровообращения отмечается «напряжение механизмов адаптации», что, видимо, связано с периодом приспособления к новым условиям. Длительное сохранение подобных состояний ведет к истощению функциональных резервов организма и может способствовать развитию заболеваний. В условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов расстройства механизмов
Annotation. The article discusses the results of simultaneous research on a random selection of first-year students from North East Federal University named after M.K. Ammosov (n = 755). The aim of the research was to study what is the source of health and the Junctional state of the circulatory system. By standard methods, height, body volume, chest circumference, blood pressure and heart rate are measured. The adaptive potential of the circulatory system is determined by the index of functional changes. According to the results of the study, it was found that the health of students was weakened even before entering the university. The number of students with deviations in health status and assigned for this reason to the III group of health with chronic pathologies has increased. Most are unhealthy, with low levels of physical performance, indicating poor physical fitness, and need preventive measures aimed at shaping and strengthening their health.
A small number of students (8%), in assessing the functional state of the circulatory system showed "tension of adaptation mechanisms", which, apparently, is associated with the period of adaptation to new conditions. Long-term preservation of such conditions leads to the depletion of the functional reserves of the body and can contribute to the development of diseases. Under the influence of adverse environmental factors, maladaptive disorders can make a significant contribution to health disorders and reduced quality of life. To preserve the health of young people during the training period, a unified strategy should be implemented, including dynamic monitoring of the state of health, the organization of good nutrition, an explanation of the need to comply with sleep
—--—
~ 83 ~
адаптации могут вносить значительный вклад в нарушения здоровья и снижение качества жизни. Для сохранения здоровья молодежи в период обучения должна реализовываться единая стратегия, включающая динамическое наблюдение за состоянием здоровья, организацию полноценного питания, разъяснение необходимости соблюдения режима сна и отдыха, создание условий для активных аэробных физических нагрузок, мероприятия по коррекции факторов риска заболеваний.
Ключевые слова: студенты, физическое здоровье, состояние здоровье, физическая работоспособность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] [2]
[3]
[4]
[5]
[6]
Актуальность. Современное общество, его высочайшие темпы развития и информационная насыщенность предъявляют все более жесткие требования к подготовке высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, готового к
and rest, creating conditions for active aerobic exercise, and measures to correct disease risk factors.
Keywords: students, physical health, state of health, physical performance.
REFERENCES
Lystsova N.L. Assessment of health of student's youth//Basic researches. - 2015. - No. 2-8. - Page 1699-1702.
Vinokurova S.P., Afanas'eva O.G. Comprehensive estimation of health status of M.K.Ammosov NEFU students Jakut medical journal. - 2017. - №4. - S. 71-74.
O.G point Recreational aerobics as agent of rising of somatic health of students of special medical groups / Pivneva M.M.//Messenger of sports science. - M, 2014.-№1 - Page 58-61. Gryazeva E.D. Assessment of quality of physical development and relevant problems of physical training Students / Zhukova M.V., Kuznetsov O.Yu., Petrova G.S. - M.: Flint; Science, 2013. - 168 pages.
Baevskiy R.M., Berseneva A.P. Assessment of Adaptation Opportunities of an Organism and Risk of Development of Diseases [Otsenka adap-tatsionnykh vozmozhnostey organizma i risk razvitiya zabolevaniy]. Moscow: Meditsina; 1997. (in Russian).
Timofeieva A.V., Klimova T.M., Mikhailova A.E., Zakharova R.N., Vinokurova S.P., Timofeiev L.F.The characteristic of somatotype and functional state of circulatory system of student youth of the Northeast of Russia // Problems of social hygiene, public health ahd history of medicine // Scientific and practical journal No. 5 (volume 23) - 2015. - Moscow, 2015 - Page 19 - 22.
социальной и профессиональной деятельности, которая, помимо узкопрофессиональных знаний и умений, должна обеспечиваться высоким уровнем здоровья. Несомненно, студенческая среда это сфера повышенных требований, психических нагрузок и перегрузок. С
Лысцова Н.Л. Оценка здоровья студенческой [1] молодежи // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-8. - С. 1699-1702. Винокурова С.П., Афанасьева О.Г. Комплекс- [2] ная оценка уровня здоровья студентов СВФУ им. М.К.Аммосова Якутский медицинский журнал. - 2017. - №4. - С. 71-74. Румба О.Г. Оздоровительная аэробика как [3] средство повышения соматического здоровья студентов специальных медицинских групп / Пивнева М.М. // Вестник спортивной науки.- М., 2014.-№1 - С.58-61. [4]
Грязева Е.Д. Оценка качества физического развития и актуальные задачи физического воспитания студентов / Жукова М.В., Кузнецов О.Ю., Петрова Г.С. - М.: Флинта; Наука,2013.-168 с. [5]
Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. А.В. Тимофеева, Т.М. Климова, А.Е. Михайлова, Р.Н. Захарова, С.П. Винокурова, Л.Ф. Тимофеев Характеристика соматотипа и функ- [6] ционального состояния системы кровообращения студенческой молодежи Северо-Востока России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины / / Научно-практический журнал №5 (том 23) - 2015 . - Москва, 2015 г. - С. 19 - 22
—--—
~ 84 ~
ИгЧ
"Medical & pharmaceutical journal "Pulse" | "Медико-фармацевтический журнал "Пульс"
другой стороны, именно в этот период формируется будущий профессионал, состояние здоровья которого непосредственно влияет на успешность профессиональной деятельности и стиль жизни в целом и, таким образом, приобретает высокое общественное значение [1]. Отмечается, что при рассмотрении будущей профессиональной деятельности студента необходимо учитывать наличие необходимых физических и функциональных резервов организма для своевременной адаптации, эффективного уровня физической работоспособности и психофизической готовности, которые позволяют наиболее полно реализовать не только профессиональные, но и творческие возможности личности. Таким образом, большой интерес вызывают вопросы состояния здоровья студенческой молодежи, его сохранения в контексте повышения эффективности учебного процесса в вузе.
Ежегодный анализ результатов медицинского осмотра студентов Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова свидетельствует о том, что число студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья не уменьшается, а имеет тенденцию к увеличению. [2]. Особую тревогу и озабоченность вызывает тот факт, что у большинства первокурсников, выпускников средних общеобразовательных школ, имеются патологии со стороны органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем. Кроме этого, у студентов выявляется наличие нескольких хронических заболеваний.
Представленные результаты подтверждаются общеизвестным фактом увеличения доли лиц, отнесенных к специальной медицинской группе (СМГ) на занятиях физической культурой. Известно, что в целом в вузах России к СМГ относят около 35-40% обучающихся [3, 4]. Из них половина имеет ограничения по состоянию здоровья, связанные с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
В рамках настоящего исследования поставлена цель по оценке уровня физического здоровья студентов Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова
применительно к выявлению параметров адаптационного потенциала.
Материалы и методы исследования.
В научной работе проанализированы результаты одномоментного исследования в случайной выборке из студентов 1 курса, всего 755 человек, из них 482 (63,8%) девушек и 273 (36,2%) юношей. Возрастной диапазон обследуемых составляет 17-18 лет. При этом для выводов и оценки тенденций использованы сведения из ежегодных исследований физического здоровья обучающихся, проводимых в вузе.
Исследования выполнены поэтапно по комплексной программе, при этом на начальном этапе работы проводились анкетирование и анализ объективного статуса студента (жалобы, анамнез жизни и заболевания, физ-культурно-спортивный анамнез, состояние здоровья). Следующим этапом исследования было изучение физического развития студентов, которое проводилось с использованием антропометрических методик: соматометри-ческих - рост стоя, рост сидя, масса тела, окружность и экскурсия грудной клетки, фи-зиометрических - динамометрия кисти и становая динамометрия, оценка состояния резервов дыхательной системы (ЖЕЛ, пробы Штанге, Генчи), оценка уровня физической работоспособности (Проба Руффье). На завершающем этапе комплексного исследования проведен анализ структуры заболеваемости студентов, обучающихся по разным специальностям.
Известно, что ведущую роль в обеспечении адаптационных возможностей организма имеет система кровообращения, функция которого состоит в транспорте кислорода и питательных веществ [5]. Адаптационный потенциал (АП) оценивали по индексу функциональных изменений (индекс ФИ), рассчитанному по формуле:
Индекс ФИ= (0,011*ЧСС)+ (0,014*АДС)+ (0,008*АДД)+ (0,014 *возраст)+ (0,009 *масса
тела)-(0,009*рост)-0,27, где ЧСС - частота сердечных сокращений в минуту; АДС, АДД - систолическое и диастоличе-ское артериальное давление; возраст - полных лет; масса тела в кг; рост в см.
—--—
~ 85 ~
Критериями оценки адаптационного потенциала использовали следующие: значения индекса ФИ до 2,59 балла - удовлетворительная адаптация; 2,60-3,09 балла - напряжение механизмов адаптации; 3,10-3,49 балла -неудовлетворительная адаптация; 3,50 балла и выше - срыв адаптации [6, с. 21].
Статистическая обработка полученных результатов проведена с использованием пакета IBM SPSS Statistics 22.
Результаты и обсуждения. По данным анкетирования выявлено, что порядка 32,5% студентов придерживаются режимов питания, при этом 74 % респондентов считают, что рациональное питание является составной частью здорового образа жизни. Отмечается, что главными причинами нарушения режима питания студенты считают небольшой перерыв между занятиями, нехватку посадочных мест и большие очереди в пунктах питания, имеет место и необходимость экономии из- за отсутствия стипендии. Режима сна придерживаются только 21 % опрошенных студентов. Нарушения режима сна, в основном, происходят из-за больших учебных нагрузок и неравномерности планирования личного времени. Выявлено, что в структуре заболеваемости лидирующие позиции занимают нарушения опорно-двигательного аппарата (28,4%) и
При сопоставлении с результатами исследований физического состояния
желудочно-кишечного тракта (19,7%), а также, заболевания сердечно-сосудистой системы (14,8%) и дыхательной системы (9,6%). Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа студентов с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Прослеживая динамику заболеваемости, необходимо отметить увеличение количества студентов, имеющих в анамнезе более четырех заболеваний. При этом, большинство из опрошенных студентов не преследуют четкой мотивации на здоровый образ жизни. В результате анкетирования выяснилось, что половина респондентов употребляли алкогольные напитки, а около 1/5 часть - курят по 7-10 сигарет в сутки.
Для следующего этапа исследования выполнено распределение студентов на группы здоровья следующим образом:
I группа (здоровые и практически здоровые) -44,2%,
II группа (студенты, имеющие функциональные отклонения) - 41,2%,
III группа (студенты, имеющие хронические патологии) - 14,6%.
Основные показатели физического здоровья обследованных студентов представлены в таблице.
Таблица
обучающихся, выполненных в прежние периоды, наблюдается увеличение количества
Основные показатели физического здоровья студентов
№ Показатели Юноши (n=482) Девушки (n=273)
(M±m) (M±m)
1 Рост (см) 171,12±1,11 159,51±0,77
2 Масса тела (кг) 63,41±1,23 53,66±0,54
3 Окружность грудной клетки на вдохе (см) 91,24±1,59 84,58±0,81
4 Окружность грудной клетки на выдохе (см) 86,11±1,04 80,30±0,84
5 ЖЕЛ (мл) 3523,0±104,57 2483,08±62,29
6 Динамометрия правой кисти (кг) 39,09±1,02 23,79±0,58
7 Динамометрия левой кисти (кг) 36,29±0,93 20,65±0,51
8 Становая сила (кг) 126,15±2,97 53,21±0,82
9 ЧСС (уд.в мин.) 74,96±1,55 76,37±1,26
10 АДС (мм.рт.ст.) 118,05±2,03 105,59±1,51
11 АДД (мм.рт.ст.) 74,67±1,42 67,43±1,14
12 Проба Штанге (сек) 44,22±3,38 37,26±1,93
13 Проба Генчи (сек) 24,96±1,25 21,48±1,06
14 Индекс ФИ 2,09 1,98
—--—
~ 86 ~
ИгЧ
"Medical & pharmaceutical journal "Pulse" | "Медико-фармацевтический журнал "Пульс"
студентов, отнесенных к III группе здоровья, что происходит к старшему курсу, главным образом, за счет возникновения соматических заболеваний на фоне интенсификации учебного процесса, нарастающего темпа жизни, нерационального режима труда и отдыха, информационных, психоэмоциональных перегрузок в процессе учебно-познавательной деятельности, отсутствия элементарных сведений о своем физическом состоянии и потенциальных возможностей организма. Кроме того, в условиях вуза усугубляется влияние гиподинамии и гипокинезии на здоровье студенческой молодежи.
При оценке адаптационного потенциала системы кровообращения по индексу ФИ установлено, что в среднем величина индекса ФИ у девушек составляла 1,98 (1,8-2,4) балла, что является хорошим показателем адаптации системы кровообращения. При этом, у 90,8% девушек адаптационный потенциал оценивается как удовлетворительное (индекс ФИ в среднем 1,98 балла), у 8% студенток выявлено напряжение механизмов адаптации (2,7 балла), у 1,09% определяется как неудовлетворительная адаптация (3,1 балла).
Величина индекса ФИ в среднем у юношей составила 2,09 (1,86-2,5) балла, что является показателем хорошей адаптации. У 91,9% студентов адаптационный потенциал оценивается как удовлетворительный (индекс ФИ в среднем составил 2,09 балла), у 6, 02% выявлено, как напряжение механизмов адаптации (2,643 балла), у 1,24% определяется, как неудовлетворительная и 0,62% - как срыв адаптации.
Определены медицинские группы занятий физической культурой: в основной группе занимаются 502 студента, что составила 66,49%, в специальной медицинской группе - 138 (18,28%) и в группе ЛФК (СМГ-2) - 115 (15,23%).
Анализ результатов оценки общей физической работоспособности в группе девушек свидетельствует, что наибольшее количество девушек (53,02%) обладают «удовлетворительными» показателями физической работоспособности, 34,23% студенток имеют
«плохую» работоспособность, 9,23% - «посредственную» и только 3,36% девушек отличились «хорошей» работоспособностью. В группе юношей получены следующие результаты: 52,45% студента характеризуются «удовлетворительной» физической работоспособностью, 25,17% - «посредственной», 17,48% -«плохой» и 4,9% имеют «хорошую» работоспособность.
Заключение. Анализ результатов исследования физического здоровья студентов-первокурсников на примере Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова свидетельствует о том, что здоровье студентов ослаблено еще до поступления в вуз. Увеличилось число студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и отнесенных по этой причине к III группе здоровья, имеющие хронические патологии. При этом, большинство являются нездоровыми, с низкими показателями физической работоспособности, свидетельствующие о слабой физической подготовленности, и нуждаются в превентивных мероприятиях, направленных на формирование и укрепление их здоровья.
Присутствуют студенты, функциональное состояние системы кровообращения которых оценивается как напряжение механизмов адаптации, что, видимо, связано с периодом приспособления к новым условиям. Длительное проявление подобных состояний может привести к истощению функциональных резервов организма, а также способствовать развитию заболеваний.
В условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов расстройства механизмов адаптации могут отрицательно влиять на показатели здоровья и способствовать снижению качества жизни. Для сохранения здоровья молодежи в период обучения необходимо применение единого стратегического подхода, включающего динамическое наблюдение за состоянием здоровья, организацию полноценного питания, разъяснение необходимости соблюдения режима сна и отдыха, создание условий для активных аэробных физических нагрузок, мероприятия по коррекции факторов риска заболеваний.
—--—
~ 87 ~