ОКТЯБРЬ №10 (271) ЗНиСО
23
УДК 613.95:616-053.5/6-071.3
g
g
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Э.Т. Ялаева, А.Т. Зулькарнаева, Т.Р. Зулькарнаев
ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа, Россия
Разработана программа для ЭВМ «Комплексная оценка физического развития методом процентильных шкал». Программа предназначена для быстрой и точной оценки физического развития школьников, осуществления контроля за динамикой изменений антропометрических показателей по возрастным группам. Апробация программы на контингенте из 1 759 подростков 14—18 лет показала ее высокую эффективность. Программа может применяться в практической медицине в деятельности школьных врачей и участковых педиатров.
Ключевые слова: компьютерная программа, физическое развитие, школьники.
E.T. Yalaeva, A.T. Zulkarnaeva, T.R. Zulkarnaev □ ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN WITH APPLICATION OF THE COMPUTER PROGRAM □ SBEI HBE «Bashkir State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Ufa, Russia.
The computer program «A complex assessment of physical development by method the percentile of scales» is developed. The program is intended for a fast and exact assessment of physical development of school students, control of dynamics of changes of anthropometrical indicators on age groups. An approbation of the program on the contingent from 1 759 teenagers of 14—18years showed its high efficiency. It can be applied in applied medicine in activity of school doctors, local pediatricians.
Key words: computer program, physical development, school students.
Большое признание и широкое распространение в области гигиены детей и подростков и педиатрической практике получили методы изучения физического развития как одного из важнейших и информативных критериев состояния здоровья растущего организма [2, 6, 7].
В детском и подростковом возрасте индивидуальные показатели физического развития постоянно меняются, отражая влияние всей совокупности факторов внешней среды, характера питания, образа жизни. Отклонения в темпах прибавки роста и массы тела, нарушения оптимальных пропорций телосложения и другие особенности физического развития часто могут быть первыми признаками комплекса морфо-функциональной перестройки в организме [3, 5, 8, 9].
В связи с этим актуальной задачей является получение точных и объективных данных о каждом ребенке, его антропометрических показателях, степени их соответствия стандартам физического развития. Перспективным направлением решения этой задачи в настоящее время является применение информационных технологий. Компьютерные программы становятся неотъемлемым рабочим инструментом в
различных сферах медицинской деятельности, позволяющим обеспечить высокую точность и скорость проведения различных исследований [4].
Цель исследования — оценить физическое развитие школьников подросткового возраста с применением компьютерной программы.
Материал и методы. На первом этапе исследования разработана собственная компьютерная программа (свидетельство о государственной регистрации № 20151611524), базирующаяся на объектно-ориентированном языке программирования Delphi 7.0. Использование данного языка обосновывается тем, что он является мощным и в то же время простым инструментом для создания автономных программ. Созданная программа обеспечивает автоматизированное выполнение следующих функций:
— оценку соответствия индивидуальных антропометрических показателей детей и подростков региональным стандартам физического развития;
— определение центильных «коридоров» по массе, росту и окружности грудной клетки и формирование заключения об уровне физического развития детей и подростков;
24
ЗНиСО ОКТЯБРЬ №10 (271)
40.00
девушки
ниже среднего
Уровень физического развития
очень низкое
Рис. 1. Распределение школьников г. Уфы по уровню физического развития в зависимости от пола, %
— расчет гармоничности физического развития по разности между максимальным и минимальным номерами центильных «коридоров» исследуемых антропометрических параметров;
— возможность экспортирования полученных данных в единую компьютерную базу, которая в последующем может быть использована для создания новых стандартов физического развития;
— возможность выдачи обследуемым персональных заключений о характере их физического развития в распечатанном виде.
Результаты и обсуждение. С применением компьютерной программы изучено физическое развитие 1759 обучающихся в 8—11-х классах общеобразовательных учреждений г. Уфы. Антропометрические измерения проводились согласно общепринятой унифицированной методике [7]. Измерение массы и длины тела осуществлялось в первой половине дня, без обуви и одежды. Массу тела измеряли при помощи медицинских весов с точностью до 0,1 кг, длину — при помощи стандартного ростомера с точностью до 0,5 см. Оценка уровня и гармоничности физического развития проведена с помощью региональных центильных таблиц по общепринятым критериям [1, 10].
При анализе материала о физическом развитии школьников было установлено, что 44,29 % обследованных от общего числа подростков имели средний уровень физического развития, 23,0 % — выше среднего, 11,95 % — высокий уровень и 10,44 % — очень высокий уровень физического развития. Показатели у 6,77 % детей оценивались как ниже среднего, 2,57 % — как низкие
и у 0,98 % детей и подростков — как очень низкие.
Установлено наличие существенных гендерных различий. Так, доля юношей с очень высокими показателями физического развития оказалась в 2 раза больше, чем доля девушек с подобными данными (16,61 против 8,28 % соответственно; р < 0,05). В то же время школьников со средним уровнем физического развития выявлено достоверно больше среди девушек (46,87 против 38,00 % соответственно; р < 0,05). Другие варианты физического развития встречались примерно с одинаковой частотой как у юношей, так и у девушек (рис. 1).
При оценке гармоничности физического развития выяснилось, что гармоничное физическое развитие имели 66,08 % учащихся, в то время как у 29,07 % учащихся физическое развитие оценивалось как дисгармоничное, а у 4,86 % — как резко дисгармоничное.
При изучении гармоничности физического развития в зависимости от пола установлено наличие некоторых гендерных отличий. Так, доля гармонично развитых юношей составила 62,70 %, дисгармонично развитых — 31,85 %, а доля с резко дисгармоничным развитием — 5,45 %, тогда как распределение девушек по этим вариантам составило соответственно 69,45; 26,29; 4,26 % (рис. 2).
У обследованных школьников дисгармоничность физического развития была обусловлена дефицитом массы тела в 9,18 % случаев, в то время как доля детей с избытком массы тела составила 18,35 %, что в 2 раза превышает показатели дефицита (р < 0,05). Такая картина являлась характерной как для юношей, так и для девушек.
При анализе показателей физического развития школьников в зависимости от таких критериев, как пол и возраст обследуемых,
80.00 70.00 60.00 50.00 40.00 30.00 20.00 10.00 0.00
69.45
26.29
5.45 _4 26
гармоничное дисгармоничное резко-дисгармоничое
Гармоничность физического развития
Рис. 2. Распределение школьников г. Уфы по гармоничности физического развития в зависимости от пола, %
§
&
ОКТЯБРЬ №10 (271) ЗНиСО
25
g
g
установлено, что разница в росте 14-летних юношей от 18-летних составляет 13,69 см, масса тела выросла за это время на 14,57 кг, окружность грудной клетки — на 11,73 см.
У девушек антропометрические данные изменяются гораздо в меньшей степени. Прибавка в длине тела у них за этот период составила всего 3,3 см, в массе тела — 2,64 кг, окружность грудной клетки увеличивается на 2,45 см.
Наибольшие погодовые прибавки в длине тела юношей составляют 6,75 см в возрасте от 14 до 15 лет, а у девушек — 1,86 см в этом же возрасте. По темпам ежегодной прибавки роста юноши всегда опережают своих сверстниц. Это привело к тому, что разница между показателями юношей и девушек постепенно прогрессирует от 3,46 см в возрасте 14 лет (р < 0,001) до 13,85 см к 18 годам (р < 0,001).
Что касается остальных антропометрических показателей, то масса тела юношей достоверно выше, чем у девушек во всех возрастных группах. Окружность грудной клетки у юношей оказалась также больше, чем у их сверстниц.
Выводы.
1. Разработана компьютерная программа для оценки физического развития детей и подростков. Апробация программы на группе в составе 1750 школьников показала, что она является эффективным средством оптимизации сбора и обработки массива индивидуальных антропометрических данных.
2. Программа обеспечивает автоматизированное выполнение ряда функций: оценку отклонений от нормы, определяемых по введенным антропометрическим показателям, определение «коридоров» по массе, росту и окружности грудной клетки, возможность экспортирования полученных данных и вывода на печать результатов расчетов.
3. Программа позволяет проводить контроль за динамикой изменений параметров физического развития каждого обучающегося в течение всего периода пребывания его в школе, давать оценку эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий, проводимых в случаях отклонений в состоянии здоровья. Пользуясь несложной инструкцией к пользованию программой, школьные врачи получают реальную возможность охватить весь контингент подлежащих медицинским обследованиям обучающихся по всем возрастным группам.
4. Согласно данным, полученным с применением разработанной программы, только 66,08 % учащихся имеют гармоничное физиче
ское развитие. У 29,07 % учащихся физическое развитие оценено как дисгармоничное, а у 4,86 % — как резко дисгармоничное. Установлено наличие возрастно-половых различий по показателям физического развития у школьников подросткового возраста г. Уфы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ануфриева Н.В. и др. Региональные особенности физического развития подростков на Среднем Урале / Н.В. Ануфриева, Н.В. Ножкина, Г.М. На-сыбуллина //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 9. С. 27—29.
2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации //Педиатрия. 2012. № 3. С. 9—14.
3. Бокарева Н.А. и др. Современные тенденции физического развития детей и подростков / Н.А. Скоблина, В.Р. Кучма, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8. С. 9—12.
4. Есева Т.В. О разработке компьютерной программы для подсчета индивидуального фактического питания //Фундаментальные исследования. 2011. № 1. С. 56—61.
5. Кучма В.Р. и др. Физическое развитие московских и киевских школьников / В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина, А.Г. Платонова //Гигиена и санитария. 2011. № 1. С. 75—78.
6. Матвеева Н.А. и др. Актуальность разработки региональных нормативов физического развития сельских школьников в системе социально-гигиенического мониторинга / Н.А. Матвеева, Л.В. Назарова, М.М. Назарова //Здоровье населения и среда обитания. 2011. № 8. С. 33—36.
7. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: Руководство для врачей / Под ред. А.А. Баранова и В.Р. Кучмы. М., 1999. 230 с.
8. Сухарева Л.М. и др. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 3.С. 28—30.
9. Сухинин М.В. Состояние здоровья детского населения мегаполиса в современных условиях //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 5. С. 23—25.
10. Поварго Е.А. и др. Центильные таблицы для оценки физического развития школьников г. Уфы: Методические рекомендации / Е.А. Поварго, А.Т. Зулькарнаева, Т.Р. Зулькарнаев, Л.Б. Овсянникова, А.И. Агафонов, Р.А. Ах-метшина, И.А. Мусина, Р.К. Хидиятуллина, Р.М. Шакирова, Р.В. Хасанов, И.А. Ахметова. Уфа, 2014. 24 с.
Контактная информация: Ялаева Эрма Талгатовна, тел.: +7 (927) 085-28-21, e-mail: [email protected] Contact information: Yalaeva Erma, рИопе: +7 (927) 085-28-21, e-mail: [email protected]