Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С УЧЕТОМ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ'

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С УЧЕТОМ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С УЧЕТОМ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА

References

1. Balandin S.I., Balandina I.Yu., Zaiko D.S., Dmitriev I.V. Biome-khanicheskiye parametry tekhniki bega po distantsii sprinterov final-istov chempionata mira [Biomechanical parameters of the distance running technique of sprinters of the World Championship finalists]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2022. No. 8. pp. 3-5.

2. Balandin S.I., Balandina I.Yu., Dmitriev I.V., Maslennikov A.V. Sravnitelnyy analiz osnovnykh kharakteristik tekhniki preodoleniya distantsiy 100 s/b i 110 s/b silneyshimi bar'yeristami i baryeristkami mira [Comparative analysis of the main characteristics of the technique of overcoming distances of

100 hurdling and 110 hurdling by the strongest hurdlers and hurdlers of the world]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 7. pp. 32-35.

3. Walker J., Pollitt L., Paradisis G.P., Bezodis I., Bissas A., and Merlino S. (2019) Biomechanical Report for the IAAF World Championships 2018: 60 Metres Hurdles Men. Birmingham, UK: International Association of Athletics Federations.

4. Walker J., Tucker C.B., Paradisis G.P, Bezodis I., Bissas A., and Merlino S. (2019) Biomechanical Report for the IAAF World Championships 2018: 60 Metres Men. Birmingham, UK: International Association of Athletics Federations.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С УЧЕТОМ ОБЪЕКТИВНЫХ И СУБЪЕКТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Минникаева1 Юеверо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, Санкт-Петербург

УДК/ШС 796.01

Ключевые слова: физический потенциал, студенты специальной медицинской группы, физическая культура в вузе.

Введение. Физический потенциал студента специальной медицинской группы (СМГ) - это комплексная характеристика двигательных способностей и функциональных возможностей, с помощью которых обеспечивается эффективность его повседневной деятельности [1]. Задача формирования физического потенциала студента СМГ реализуется и на основе оздоровительной тренировки, поэтому важно оценить физическую подготовленность, функциональное состояние органов и систем организма, с тем чтобы оптимально планировать физические нагрузки.

Цель исследования - оценить физический потенциал студентов специальной медицинской группы на основе данных тестирования физической подготовленности и субъективного мнения об уровне функционального состояния.

Методика и организация исследования. Были проведены педагогическое тестирование, пульсометрия и опрос у студентов специальной медицинской группы (СМГ) первого курса, занимающихся физической культурой (ФК) в вузе. Нами была проведена оценка физического потенциала студентов, всего приняли участие 128 человек, из них 82 девушки и 46 юношей, средний возраст на момент исследования - 18,2 года.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время в РАНХиГС к специальной медицинской группе относится 13,4% студентов от общей численности контингента в вузе. Анализ показателей физического потенциала студентов СМГ выявил, что по всем тестам получены результаты на уровне «отлично» и «хорошо». Вместе с тем, результаты опроса в ходе выполнения тестов, оценивающих физическую подготовленность, свидетельствуют о том, что их выполнение дается студентам «физически тяжело» 76,1%.

Учитывая то обстоятельство, что студенты зачислены в СМГ в связи с ограничениями в состоянии здоровья, можно предположить, что успешность выполнения тестовых упражнений обеспечивается за счет личностных качеств обучающихся, прежде всего, морально-волевых. Данное обстоятельство, возможно косвенно, подтверждается высокими значениями ЧСС, которые были зарегистрированы в ходе испытаний, при этом такие показатели могут скорее навредить, чем нести оздоровительный и общеукрепляющий эффект.

Примечательно, что ответы на вопрос «Что вас мотивирует к занятиям физическими упражнениями?» демонстрируют

ASSESSMENT OF THE PHYSICAL POTENTIAL OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP, TAKING INTO ACCOUNT OBJECTIVE AND SUBJECTIVE INDICATORS

PhD, Associate Professor N.V. Minnikayeva1 1The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, North-Western Institute of Management, St. Petersburg

Поступила в редакцию 05.05.2023 г.

позитивные смыслы и желание заниматься. Так, на первом месте по частоте ответов прозвучало: «Поддержать тело в тонусе и общее оздоровление», на втором месте «Психологическая разгрузка после пар», «Помогает снять напряжение и расслабиться», а на третьем месте «Общение в процессе занятий двигательной деятельностью», как социальное взаимодействие.

Таким образом, возникает противоречие, которое заключается в том, что, с одной стороны, реализация дисциплины «Физическая культура» с данной категорией студентов направлена на общее оздоровление, коррекцию имеющихся отклонений и их профилактику, а также формирование устойчивой потребности в систематических занятиях, а с другой - имеется формальная необходимость сдавать зачетные требования, которые, по определению студентов, являются «физически непосильными» для выполнения.

Вывод. Результаты исследования показали, что физический потенциал студентов СМГ, по данным результатов тестирования, находится на достаточно высоком уровне, однако выполнение этих упражнений сопровождается значительным увеличением ЧСС и субъективным переживанием трудностей в выполнения зачетных требований. В ходе опроса выяснилось, что студенты выполняют тестовые упражнения посредством напряжения личностных качеств, в том числе морально-волевых.

В связи с вышеизложенным полагаем, необходим поиск инновационных путей разрешения сложившейся ситуации, одним из таких может стать создание педагогической технологии на основе биопсихосоциального подхода, который предполагает формирование биологической, психологической и социальной адаптации человека на основе потенциала его физических и психических сил.

Используя данный подход как среду, формирующую гармоничную личность студента СМГ, отмечаем, что первично в этом процессе должно быть чувство удовлетворения от занятий физической культурой в условиях социального взаимодействия и только на этой основе возможно бережное, безопасное приращение физического потенциала, обеспечивающего, в конечном счете, физическое, психическое и социальное здоровье.

Литература

1. Юдина Н.М. Методика определения и оценки физического потенциала студентов вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.М. Юдина // Волгогр. гос. акад. физ. культуры. - Волгоград, 2006. - 22 с.

Информация для связи с автором: minnikaeva@yandex.ru

8

http://www.teoriya.ru

№Б • 2023 Июнь | June

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.