Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)'

ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСЫ / УСТАВНОЙ ФОНД / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АУДИТ / ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ЗАКУПКИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоусов С. В.

В современных условиях все большее внимание уделяется процессам, связанным с использованием и реализацией финансовых активов и ресурсов. Именно поэтому в статье проведен анализ актуального вопроса оценки и управления финансовыми активами унитарного предприятия в контексте проблем и подходов к определению. 2Автор выделяет главную причину малоэффективной деятельности муниципальных унитарных предприятий, в основе которой лежит неэффективное управление активами и ресурсами, что вкупе с отсутствием контроля либо формальностью осуществления контрольных функций собственником (учредителем) и руководством унитарного предприятия зачастую приводит к низкой конкурентоспособности, хроническим убыткам и зависимости от финансовой помощи из средств местного бюджета. В статье приведены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность муниципальных унитарных предприятий, раскрыты два пути проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия. Кроме аудита, который проводится самим предприятием за счет собственных средств, аудитирование осуществляется самим учредителем (собственником) в лице уполномоченного органа муниципалитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белоусов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF FINANCIAL ASSETS OF MUNICIPAL UNITARY ENTERPRISE, PROBLEMS AND APPROACHES (BY EXAMPLE OF MUNICIPAL FORMATION OF URBAN DISTRICT OF CITY-RESORT SOCHI, KRASNODAR REGION)

In modern conditions, more and more attention is paid to processes associated with use and sale of financial assets and resources. That is why article analyzes the actual issue of assessing and managing financial assets of enterprise in context of problems and approaches to definition. Author identifies the main reason for inefficient activity of municipal unitary enterprises, which is based on inefficient asset and resource management. This, coupled with lack of control or formality of exercising control functions by owner (founder) and management of unitary enterprise, often leads to low competitiveness, chronic losses and dependence on financial assistance from local budget. Article presents regulatory legal acts regulating the activities of municipal unitary enterprises, reveals two ways of conducting a mandatory audit of financial (accounting) statements of enterprise. In addition to audit, which is carried out by company itself at its own expense, audit is carried out by founder (owner) himself in person of authorized body of municipality.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)»

7. Концепция молодежной политики ФНПР. — URL: http://www.msfnpr.ru/article/ 4/koncepciya-molodezhnoi-politiki-fnpr.

8. Котляров, И. Д. Нестандартные формы занятости // Общество и экономика. — 2020. — № 1-2. — С. 203-218.

9. Кудрин, А. С. Реализация концепции достойного труда в современной России: социологический анализ // Вопросы управления. — 2020. — № 3 (28). — С. 206-211.

10. Коруненко, В. Д. Современные требования, предъявляемые к молодым специалистам на рынке труда // Российский журнал менеджмента и качества. — 2020. — № 5. — С. 32-46.

11. Бондаренко, В. А., Гузенко Н. В. Цифровизация сферы здравоохранения России: умные технологии в обеспечении качества жизни // Вестник ЮРГТУ (НПИ). — 2021. — Т. 14. — № 1. — С. 103-113.

Bibliographic list

1. Strategy of innovative development of Russian Federation for period up to 2020 (approv. by order of Government of Russian Federation from 08.12.2011 № 2227-r). — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70006124/#ixzz2yYgFgN5K.

2. Strategy for development of youth of Russian Federation until 2025. — URL: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/2e4/ 140319_Project%20of%20Strategy.pdf.

3. Federal State Statistics Service. — URL: http://www.gks.ru

4. Tsygankova, I. V. Flexible forms of employment in youth labor market // Bulletin of INGECON. Series: Economy. — 2019. — № 6. — P. 16-24.

5. Fedchenko, A. A. Conceptual foundations of decent wages // Bulletin of Voronezh State University. Series: Economics and Management. — 2020. — № 1. — P.119-125.

6. Yanchenko, E. V. Transformations of social and labor relations // Labor and social relations. — 2019. — № 2. — P. 23-32.

7. Concept of youth policy of FNPR. — URL: http://www.msfnpr.ru/article/4/kon cepciya-molodezhnoi-politiki-fnpr.

8. Kotlyarov, I. D. Non-standard forms of employment // Society and economy. — 2020. — № 1-2. — P. 203-218.

9. Kudrin, A. S. Implementation of concept of decent work in modern Russia: sociological analysis // Issues of management. — 2020. — № 3 (28). — P. 206-211.

10. Korunenko, V. D. Modern requirements for young professionals in the labor market // Russian Journal of Management and Quality. — 2020. — № 5. — P. 32-46.

11. Bondarenko, V. A., Guzenko, N. V. Digitalization of health care in Russia: smart technologies in quality of life // Bulletin of South-Russian State Technical University. — 2021. — Vol. 14. — № 1. — P.103-113.

Б0110.54220М^ив.1991-0533.2022.78.2.021

С. В. Белоусов

ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Аннотация

В современных условиях все большее внимание уделяется процессам, связанным с использованием и реализацией финансовых активов и ресурсов. Именно поэтому в статье проведен анализ актуального вопроса оценки и управления финансовыми активами унитарного предприятия в контексте проблем и подходов к определению.

Автор выделяет главную причину малоэффективной деятельности муниципальных унитарных предприятий, в основе которой лежит неэффективное управление активами и ресурсами, что вкупе с отсутствием контроля либо формальностью осуществления контрольных функций собственником (учредителем) и руководством унитарного предприятия зачастую приводит к низкой конкурентоспособности, хроническим убыткам и зависимости от финансовой помощи из средств местного бюджета.

В статье приведены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность муниципальных унитарных предприятий, раскрыты два пути проведения обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия. Кроме аудита, который проводится самим предприятием за счет собственных средств, аудитирование осуществляется самим учредителем (собственником) в лице уполномоченного органа муниципалитета.

Ключевые слова

Оценка, финансовое состояние, муниципальное унитарное предприятие, предприятие, финансово-хозяйственная деятельность, финансы, уставной фонд, аудиторская деятельность, аудит, централизованные закупки, нормативно-правовые акты.

S. V. Belousov

EVALUATION OF FINANCIAL ASSETS OF MUNICIPAL UNITARY ENTERPRISE, PROBLEMS AND APPROACHES (BY EXAMPLE OF MUNICIPAL FORMATION

OF URBAN DISTRICT OF CITY-RESORT SOCHI, KRASNODAR REGION)

Annotation

In modern conditions, more and more attention is paid to processes associated with use and sale of financial assets and resources. That is why article analyzes the actual issue of assessing and managing financial assets of enterprise in context of problems and approaches to definition.

Author identifies the main reason for inefficient activity of municipal unitary enterprises, which is based on inefficient asset and resource management. This, coupled with lack of control or formality of exercising control functions by owner (founder) and management of unitary enterprise, often leads to low competitiveness, chronic losses and dependence on financial assistance from local budget.

Article presents regulatory legal acts regulating the activities of municipal unitary enterprises, reveals two ways of conducting a mandatory audit of financial (accounting) statements of enterprise. In addition to audit, which is carried out by company itself at its own expense, audit is carried out by founder (owner) himself in person of authorized body of municipality.

Keywords

Assessment, financial condition, municipal unitary enterprise, enterprise, financial and economic activity, finance, authorized capital, audit activity, audit, centralized procurement, regulatory and legal.

Введение

Система управления муниципальным сектором экономики, представленным в основном муниципальными унитарными предприятиями, в последние годы показывает снижение финансово-экономической эффективности и качества управленческих решений. С одной стороны, это объясняется его отраслевой

структурой: ЖКХ, транспорт, социальная сфера, которые, как правило, характеризуются высоким износом основных фондов, отсутствием развитой инфраструктуры, высокой налоговой нагрузкой и объемом задолженности. С другой стороны, именно неэффективное управление или его отсутствие приводит к убыткам, банкротству, потере муниципальной соб-

ственности. Ввиду специфичной формы управления муниципальные унитарные предприятия фактически не мотивированы на повышение рентабельности, внедрение новых технологий, оптимизацию управленческих процессов, так как в случае снижения финансовой устойчивости могут воспользоваться различными мерами государственной и муниципальной поддержки (субсидирование, льготное кредитование). Именно возможность получить от учредителя дополнительное финансирование (финансовую помощь) мало способствует повышению производственной и финансово-экономической эффективности деятельности.

Актуальность исследования, представленного в статье, обусловлена следующими факторами. Несмотря на проводимую оптимизацию количества существующих унитарных предприятий, многие муниципальные унитарные предприятия будут функционировать в перспективе. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятия необходим эффективный внешний контроль за планированием и принятием управленческих решений, что требует новых подходов, инструментов и механизмов управления. Важно понимать особенности формирования имущественной базы и финансовых потоков унитарных предприятий. Оценка финансовых активов может служить качественным индикатором эффективности использования муниципального имущества и финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий.

Обсуждение

В соответствии с Федеральным законом РФ № 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [1] муниципальное унитарное предприятие является коммерческой организацией, которая преследует основную цель — получение прибыли.

К основным финансовым активам муниципального унитарного предприятия, помимо его уставного фонда (капитала), относят имущество, а также денежные средства предприятия.

Имущество унитарного предприятия передано ему собственником на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Законодательством определено, что собственник осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества; утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение; принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Например, в муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края создана и функционирует система управления муниципальным сектором, которая распределяет полномочия между структурными органами муниципалитета. Среди них полномочия по управлению имуществом, администрированию уплаты части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, ведению кадрового делопроизводства в отношении руководителей предприятий, соблюдению интересов муниципалитета в процессе процедур банкротства. Но главным органом, курирующим деятельность унитарного предприятия, является отраслевой (функциональный) орган муниципалитета, который и осуществляет управление производственной и финансово-экономической деятельностью.

Результаты

Как показала практика, ведомственный контроль, проводимый отраслевыми (функциональными) органами муниципалитета, не в полной мере выявляет проблемы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий. По состоянию на 01.01.2022 из 20 сочинских муниципальных унитарных предприятий в стадии банкротства (несостоятельности) находятся 2 предприятия, еще 8 предприятий отразили убытки за отчетный период1.

1 По данным администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.

Таким образом, для повышения эффективности работы муниципальных унитарных предприятий особое внимание следует уделять его финансово-хозяйственной деятельности, а именно организации и осуществлению внутреннего и внешнего контроля.

Более действенной мерой является ежегодный обязательный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций, который осуществляется в соответствии с федеральным законодательством об аудиторской деятельности, другими федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности.

Ранее в городе Сочи контракты на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заключали сами муниципальные унитарные предприятия, как правило, подходя к этому вопросу формально, исключительно с целью соблюдения положений закона (№ 161-ФЗ от 14.11.2002) [1].

С целью исключения данной ситуации администрацией города Сочи разработана система контроля со стороны органов исполнительной власти.

С 2021 г. в городе Сочи муниципальные контракты на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципальных унитарных предприятий от имени муниципалитета заключают отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, за которыми муниципальным правовым актом закреплены соответствующие муниципальные унитарные предприятия [5]. Такой подход делает процедуру аудита муниципальных унитарных предприятий более прозрачной и достоверной, при этом позволяет заказчику аудита (муниципалитету) делать объективные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении муниципальных унитарных предприятий и принимать базирующиеся на этих выво-

дах обоснованные решения. Кроме того, мнение аудиторской организации может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности муниципальных унитарных предприятий.

Актуализированы нормативно-правовые акты администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в части усиления ответственности отраслевых (функциональных) органов администрации и установлены обязанности муниципальных унитарных предприятий во время проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

По завершению аудиторской проверки проводится заседание комиссии по анализу и оценке деятельности муниципальных унитарных предприятий, в рамках которой подводят итоги деятельности предприятия за отчетный финансовый год и дают оценку работе руководителя предприятия.

Отдельно выделен контроль уполномоченным отраслевым органом за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержавших нормы трудового права в подведомственном унитарном предприятии [7]. К примеру, распоряжением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 23.12.2021 № 441 -р утвержден план проверок на 2022 г. за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержавших нормы трудового права в отношении МУП города Сочи «Учебно-курсовой комбинат» [8].

Требование о необходимости сдачи отчетной документации регулярно в течение года установлено разделом 3 «Контроль за выполнением плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий «Порядка разработки, утверждения и установления планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий» [6].

Таким образом, разработанная в городе Сочи система контроля за показателями деятельности муниципальных унитарных предприятий как совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых органами местного самоуправления, позволит обеспечить законность и эффективность использования муниципальных ресурсов, выявлять, исправлять и предотвращать нарушения и недостатки при их использовании, а также не допускать необоснованных расходов, и в частности выплат различных вознаграждений и премирования руководителей и сотрудников муниципальных унитарных предприятий.

Выводы

Рассмотренные подходы к оценке производственной и финансово-экономической деятельности муниципального унитарного предприятия через инструменты аудита и других контрольных мероприятий позволяют собственнику видеть не искаженное по разным причинам финансовое состояние предприятия. Это не только исключает возможности преднамеренного банкротства и потери муниципального имущества, но и выстраивает систему эффективного управления муниципальным сектором экономики. Кроме того, аудитирование управленческих процессов и результатов деятельности мотивирует само предприятие исключить формальный подход и иждивенчество, повысить конкурентоспособность и в конечном итоге значительно пополнить бюджет муниципалитета и финансовую отдачу от использования муниципального имущества.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. и доп.).

2. Постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 18.02.2022 № 313 «Об усиле-

нии контроля за экономической эффективностью деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ город-курорт сочи Краснодарского края».

3. Постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 02.03.2021 № 266 (ред. от 21.03.2022) «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и установления планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края».

4. Постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Краснодарского края от 07.06.2021 № 1057 «О стратегиях развития муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края».

5. Постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Краснодарского края от 18.02.2021 № 196 (в ред. от 01.03.2022) «О проведении аудита, анализа и оценки деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края».

6. Постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 02.03.2021 № 266 (ред. от 21.03.2022) «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и установления планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края».

7. Постановление администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 30.04.2021 № 775 «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных норматив-

ных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края».

8. Распоряжение администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 23.12.2021 № 441-р «Об утверждении ежегодного плана проверки на 2022 г. за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводимой департаментом экономики и стратегического развития администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в отношении муниципального унитарного предприятия «Учебно-курсовой комбинат» г. Сочи».

Bibliographic list

1. Federal Law № 161-FZ from 14.11.2002 «On State and Municipal Unitary Enterprises» (with amend. and add.).

2. Resolution of Administration of Municipal Formation of City District of Resort City of Sochi of Krasnodar Territory from 18.02.2022 № 313 «On Strengthening Control over Economic Efficiency of Municipal Unitary Enterprises of Municipal Formation of City Sochi resort city district of Krasnodar Territory».

3. Resolution of Administration of Municipal Formation of Sochi Resort City of Krasnodar Krai from 02.03.2021 № 266 (ed. from 21.03.2022) «On approval of Procedure for development, approval and establishment of plans (programs) of financial and economic activities of municipal Unitary enterprises of Municipal Formation of Sochi Resort City of Krasnodar Krai».

4. Resolution of Administration of municipal formation of city district of resort

city of Krasnodar Krai from 07.06.2021 № 1057 «On development strategies of municipal unitary enterprises of municipal formation of city district of resort city of Sochi of Krasnodar Krai».

5. Resolution of Administration of municipal formation of city district of resort city of Krasnodar Krai from 18.02.2021 № 196 (as amended. from 01.03.2022) «On conducting an audit, analysis and evaluation of activities of municipal unitary enterprises of Municipal Formation of city district of resort city of Sochi of Krasnodar Territory».

6. Resolution of Administration of Municipal Formation of Sochi Resort City of Krasnodar Krai from 02.03.2021 № 266 (ed. from 21.03.2022) «On approval of Procedure for development, approval and establishment of plans (programs) of financial and economic activities of municipal Unitary enterprises of Municipal Formation of Sochi Resort City of Krasnodar Krai».

7. Resolution of Administration of Municipal Formation of Sochi Resort City of Krasnodar Krai from 30.04.2021 № 775 «On Departmental Control over Compliance with Labor Legislation and Other Regulatory Legal Acts Containing Labor Law Norms in Municipal Formation of Sochi Resort City of Krasnodar Krai».

8. Order of Administration of Municipal Formation of City District of Sochi Resort City of Krasnodar Territory from 23.12.2021 № 441-r «On Approval of Annual Inspection Plan for 2022 for Compliance with Labor Legislation and Other Normative Legal Acts Containing Labor Law Norms Conducted by Department of Economics and Strategic Development of Administration of Municipal Formation of City the Sochi resort city district of Krasnodar Territory in relation to municipal unitary enterprise «Educational and Course Combine», Sochi».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.