Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ'

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая безопасность / финансовая система / уровень финансовой безопасности / регион / financial security / financial system / level of financial security / region

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Строева Г. Н.

Регулярный мониторинг и оценка финансовой безопасности региона являются важным условием обеспечения стабильности его финансовой системы и своевременного выявления угроз финансовой безопасности. Представлено авторское определение финансовой безопасности региона. Проведен анализ существующих методических подходов к оценке финансовой безопасности региона. Предложена методика расчета интегрального показателя финансовой безопасности региона. Выполнена оценка финансовой безопасности Хабаровского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the Financial Security of Khabarovskiy Krai

Regular monitoring and assessment of the region's financial security is an important condition for ensuring the stability of its financial system and timely detection of threats to financial security. The author's definition of the region's financial security is presented. The analysis of existing methodological approaches to assessing the financial security of the region has been carried out. A method for calculating the integral indicator of the region's financial security is proposed. An assessment of the financial security of Khabarovskiy Krai has been carried out.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)

иг

УДК 336.02(571.620) Г. Н. Строева

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Строева Г. Н. - канд. социол. наук, доцент кафедры «Экономическая теория и национальная экономика» (ТОГУ), e-mail: gstro@mail.ru

Регулярный мониторинг и оценка финансовой безопасности региона являются важным условием обеспечения стабильности его финансовой системы и своевременного выявления угроз финансовой безопасности. Представлено авторское определение финансовой безопасности региона. Проведен анализ существующих методических подходов к оценке финансовой безопасности региона. Предложена методика расчета интегрального показателя финансовой безопасности региона. Выполнена оценка финансовой безопасности Хабаровского края.

Ключевые слова: финансовая безопасность, финансовая система, уровень финансовой безопасности, регион.

Введение

Стабильность финансовой системы региона является одним из условий реализации задач его социально-экономического развития и обеспечения безопасного функционирования всех субъектов экономики. В Стратегии экономической безопасности РФ в составе основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности обозначено устойчивое развитие национальной финансовой системы [1]. Развитие финансовой системы государства происходит под влиянием различных факторов и подвергается воздействию большого числа угроз, своевременное выявление и предотвращение которых относится числу основных задач обеспечения фи-

© Строева Г. Н., 2023

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

нансовой безопасности государства. Поэтому очень важно постоянно проводить мониторинг и оценку состояния финансовой безопасности всех подсистем финансовой безопасности государства.

Финансовая безопасность регионов, с одной стороны, является составной и неотъемлемой частью финансовой безопасности государства, обладающего финансовой безопасностью, если все его регионы защищены от опасности финансовых потерь. С другой стороны, финансовая безопасность региона представляет собой многоуровневую категорию, которую можно определить исходя из состава региональной финансовой системы и финансового потенциала региона.

В составе финансовой безопасности региона можно выделить финансовую безопасность муниципальных образований, организаций и личности. Финансовая безопасность региона должна обеспечиваться на каждом уровне управления экономикой: региональном, муниципальном, корпоративном и индивидуальном, так как финансовая система региона включает три взаимосвязанные финансовые подсистемы: государственную подсистему, которая объединяет финансовые ресурсы федеральных органов власти и субъектов РФ, муниципальную подсистему и подсистему финансов отдельных юридических и физических лиц [2].

Подходы к определению финансовой безопасности региона

На законодательном уровне в настоящее время нет определения финансовой безопасности региона. В научной литературе встречаются различные подходы к определению данного понятия, отдельные из них представлены в табл. 1.

Таблица 1

Подходы к определению финансовой безопасности региона (ФБР)

Автор Определение

Судакова А. Е., Синенко А. И. [3] ФБР - это состояние защищенности финансовой системы региона от внешних и внутренних угроз, которые нарушают ее устойчивость, выражающееся в способности региона обеспечить приемлемый уровень жизни для населения и конкурентный рынок.

Безденежных Т. И., Шарафанова Е. Е. [2] ФБР - уровень развития региональной финансовой системы, который позволяет формировать финансовый потенциал, необходимый для обеспечения устойчивости региона, соответствующих социально-экономических условий для нейтрализации угроз и вызовов

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 2 (69)

в финансовой сфере, а также для сохранения единства и целостности региональной финансовой системы.

Никулина Н. Л., Синенко А. И. [4] ФБР - состояние защищенности финансовой системы региона, включающей бюджетный, социальный, собственно финансовый и производственный сегменты, от внешних и внутренних угроз, нарушающих ее устойчивость, т. е. способность региона обеспечить уровень доходов бюджета в объеме, необходимом для покрытия всех расходов в соответствии с потребительскими нуждами.

Жалсапова С. Б., Кораб-лева А. А. [5] ФБР - состояние экономики региона, при котором генерируется рост его конкурентоспособности, и устойчивое к воздействию внутренних и внешних угроз.

Демидова С. Е. [6] ФБР - совокупность условий и факторов, обеспечивающих целостность финансовой системы региона и ее устойчивость к воздействию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, а также угроз финансовой безопасности.

Кулагина Н. А.,Чепикова Е. М., Логачева Н. А. [7] ФБР - состояние социально-экономической системы, при котором сбалансированное развитие централизованных и децентрализованных финансов обеспечивает профицит бюджета региона, его конкурентоспособность и устойчивость к угрозам различного вида.

Финансовая безопасность региона характеризует его финансовую самостоятельность, которая проявляется в умении эффективно использовать конкурентные преимущества, поддерживать стабильность региональной экономики, организовать эффективный контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов. Все составляющие региональной экономической системы должны отличаться надежностью, обеспечивать защиту интересов организаций всех форм собственности и населения, способствовать эффективной предпринимательской деятельности, сдерживать влияние дестабилизирующих факторов. Финансовая безопасность региона также характеризует его способности самостоятельно реализовывать и защищать свои экономические интересы, обеспечивать модернизацию производства, эффективность реализации инвестиционной и инновационной политики, развивать интеллектуальный и трудовой потенциал. Поэтому финансовую безопасность региона можно определить, как состояние финансовой системы региона, позволяющее исполнять все расходные обязательства, обеспечивать эффективное развитие предпринимательской деятельности, защиту финансовых интересов всех хозяйствующих

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

субъектов и населения, повышать конкурентоспособность и успешно противостоять негативному воздействию угроз различного характера.

Методические подходы к оценке финансовой безопасности региона

Отсутствие единой методики оценки финансовой безопасности региона побуждает исследователей данной проблемы формировать наборы показателей и разрабатывать методики ее анализа и оценки. При этом методические подходы к оценке финансовой безопасности региона отличаются по составу индикаторов и их числу, по составу индикативных блоков, отражающих различные стороны обеспечения ФБР, методам расчета интегрального показателя ФБР и критериям ее оценки.

По мнению Шевелевой О. Б. и Слесаренко Е. В. провести всестороннюю и полноценную оценку ФБР можно с помощью показателей, характеризующих состояние ее ключевых сфер. На основе анализа динамики показателей авторы делают выводы о ФБР в разрезе четырех подсистем: бюджетно-налоговой (9 показателей), кредитно-банковской (9), инвестиционно-инновационной (13) и финансово-экономической безопасности хозяйствующих субъектов [8].

Судакова А. Е. и Синенко А. И. для диагностики ФБР предложили использовать 13 индикаторов, разбитых на 4 модуля: бюджетный (3 индикатора), социальный (3), финансовый (4) и производственный (3) [3]. Кулагина Н. А., Че-пикова Е. М. и Логачева Н. А. используют 19 индикаторов, разделенных на 5 групп по элементам ФБР: бюджетный (5 индикаторов), инвестиционный (2), производственно-корпоративный (4), социальный (5) и денежно-инфляционный (3) [7]. Данные группы авторов объединяет то, что они предлагают сначала проводить оценку состояния ФБР по величине и динамике отдельных индикаторов, а также их отклонениям от нормативных значений, а затем комплексную оценку по отдельным индикативным блокам и уровня ФБР в целом, путем расчета интегрального коэффициента ФБР.

Концептуальный подход к оценке ФБР предложен Головановой Л. А., считающей, что для оценки ФБР необходимо использовать микро- и макроэкономические, финансовые и социальные показатели. Автор предлагает рассчитывать интегральный показатель ФБР по четырем блокам: функциональному, ситуационному, факторному и институциональному [9].

Чаще всего для оценки финансовой безопасности региона используется индикативный подход. Оценка финансовой безопасности региона в этом случае проводится путем сравнения фактических значений показателей, характеризующих финансовое состояние субъекта РФ и результаты финансовой дея-

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 2 (69)

тельности всех субъектов экономики, ведущих деятельность на его территории, с пороговыми значениями. При этом учитывается динамика показателей, характеризующих отдельные составляющие финансовой безопасности региона. Индикаторы финансовой безопасности позволяют не только оценить финансовое состояние субъекта РФ, но и выявить проблемные места в обеспечении его финансовой безопасности, определить основные направления и наиболее эффективные методы предотвращения и устранения угроз.

Комплексная оценка финансовой безопасности Хабаровского края

Сценка ФБР проводится с помощью показателей и критериев финансовой безопасности. Показатель ФБР - количественная и качественная характеристика состояния финансовой безопасности, позволяющая оценить степень её достижения на основе принятых критериев. К показателям, используемым для оценки финансовой безопасности предъявляются такие требования, как простота вычисления и понимания, а также значимость. Кроме того, вышеупомянутые показатели должны характеризовать качественное и количественное состояние финансовой безопасности в статике и динамике, быть оперативными для соответствующего реагирования на состояние финансовой безопасности, базироваться на фактических результатах хозяйственной деятельности.

Критериями выступают пороговые значения показателей, по которым проводится оценка степени достижения ФБР. В качестве пороговых значений показателей ФБР принимаются их предельные величины, отклонение от которых говорит о формировании негативных тенденций (возникновении угроз) в сфере финансовой безопасности, возникновении диспропорций в хозяйственной деятельности региона и нарушении его экономического развития. Высшая степень финансовой безопасности достигается тогда, когда значения всех показателей находятся в пределах допустимых границ пороговых значений, причем достижение пороговых значений одних показателей не приводит к ухудшению других показателей.

В данной работе для оценки финансовой безопасности региона предлагается использовать показатели, объединенные в 5 групп по элементам финансовой безопасности. Структурными элементами финансового потенциала региона являются бюджетный потенциал, налоговый потенциал, финансовый потенциал хозяйствующих субъектов (организаций и индивидуальных предпринимателей), кредитных организаций и населения. Поэтому выделены показатели, характеризующие бюджетную, корпоративно-финансовую безопасность и финансовую безопасность населения. Важным элементом финансовой безопасности региона является инвестиционная безопасность, так как возможности региона

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

привлекать инвестиционные ресурсы выступают важным фактором повышения его финансовой устойчивости и обеспечения финансовой безопасности.

Выбор показателей определен их доступностью на сайте Федеральной службы государственной статистики. Показатели ФБР, сгруппированные по элементам финансовой безопасности, и их нормативные значения представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели финансовой безопасности региона [7, 10]

Элемент ФБР Индикатор Норма Уровень

Инве- стицион- ная безопас- Доля инвестиций в основной капитал в объеме ВРП, % > 25 ДиоК < 16 - недопустимый 16 < ДиОК < 20 - низкий 20 < ДиОК < 25 - допустимый ДиОК > 25 - высокий

ность (ИБ) Доля внутренних затрат на исследования и разработки, в % к ВРП > 2 Двзир < 1,5 - недопустимый 1,5 < ДвЗИР < 1,75 - низкий 1,75 < ДвЗИР < 2 - допустимый Двзир > 2 - высокий

Доля инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, % > СРФ ДиТ < 0,5СРФ - недопустимый 0,5СРФ < Дит < 0,75СРФ - низкий 0,75СРФ < Дит < СРФ - допустимый Дит > СРФ - высокий

Корпоративно-финансовая Удельный вес убыточных организаций, % < СРФ ДУО >1,5СРФ - недопустимый 1,25СРФ < Дуо < 1,5СРФ - низкий СРФ < Дуо < 1,25СРФ - допустимый Дуо < СРФ - высокий

безопасность (КФБ) Индекс физического объема ВРП, % к предыдущему году > 105 1ВРП < 100 - недопустимый 100 < 1врп < 102,5- низкий 102,5 < 1ВРП < 105 - допустимый 1ВРП > 105 - высокий

Степень износа основных фондов, % < 60 ИОФ > 65 - недопустимый 62,5 < ИОФ < 65 - низкий 60 < ИОФ < 62,5 - допустимый ИОФ< 60 - высокий

Бюджетная безопасность (ББ) Доля дефицита бюджета региона в объеме доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, % < 15 Ддб > 20 - недопустимый 17,5 < Ддб < 20 - низкий 15 < ДдБ < 17,5 - допустимый ДдБ < 15 - высокий

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 2 (69)

Продолжение таблицы

Элемент ФБР Индикатор Норма Уровень

Бюджетная без-опасность (ББ) Доля налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов регионального бюджета, % > 50 Дшд < 30 - недопустимый 30 < ДННД < 40 - низкий 40 < ДННд < 50 - допустимый ДННД > 50 - высокий

Доходы консолидированного бюджета субъекта РФ на душу населения, тыс. руб./чел. > СРФ Дрбдн < 0,5СРФ - недопустимый 0,5СРФ < Дрбдн < 0,75СРФ - низкий 0,75СРФ < Дрбдн < СРФ - допустимый Дрбдн > СРФ - высокий

Финансовая безопасность населения (ФБН) Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % от общей численности < 7 Дш > 12 - недопустимый 9 < ДБН < 12 - низкий 7 < ДБН < 9 - допустимый ДБН < 7 - высокий

Децильный коэффициент дифференциации доходов населения, раз < 8 ДКддН > 13 - недопустимый 10 < ДКддн < 13 - низкий 8 < ДКддн < 10 - допустимый ДКддН < 8 - высокий

Отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму, раз > 3,5 ПСсдд < 2,2 - недопустимый 2,2 < ПСсдд < 2,8 - низкий 2,8 < ПССдд < 3,5 - допустимый ПССдд > 3,5 - высокий

Денежно-инфляционная безопасность (ДИБ) Годовой темп прироста реальных доходов населения, % > 5 ТРдн < 0 - недопустимый 0 < ТРдН < 2,5 - низкий 2,5 < ТРдн < 5 - допустимый ТРдн > 5 - высокий

Индекс потребительских цен, % < 105 ИПЦ > 110 - недопустимый 107,5 < Ипц < 110 - низкий 105 < Ипц < 107,5 - допустимый ИПЦ < 105 - высокий

Уровень каждого индикатора оценивается в баллах: 1 - высокий; 2 - допустимый; 3 - низкий; 4 - недопустимо низкий.

Уровень финансовой безопасности региона определяется суммой баллов, полученных по каждому элементу финансовой безопасности

УФБР = ИБ + КФБ + ББ + ФБН + ДИБ.

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

Интегральные оценки УФБР определяются либо путем суммирования суммы баллов по элементам ФБР, либо как сумма баллов по каждому показателю. При этом, высокий уровень ФБР соответствует минимальной сумме баллов, а недопустимо низкий - максимальной.

Если оценка УФБР проводится по 5-ти элементам, рассчитываемым по 14 показателям, то минимальная сумма баллов будет равна 5 (сумма баллов по показателям 14, если все они оцениваются 1), а максимальное - 20 (сумма баллов по показателям 56, если все они оцениваются 4). Следовательно, если:

5

£ Бi = 5 - уровень ФБР высокий (14) (Значения всех индикаторов ФБР

¿=1

лучше пороговых. Положение региона является устойчивым, наблюдается экономический рост, финансовая зависимость региона от федерального центра незначительная, налоговые и неналоговые доходы растут, сокращаются объем дефицита бюджета, долг региона и расходы на его обслуживание. Инвестиционная активность региона растет, есть возможности повышения конкурентоспособности региона. Доходы и уровень жизни населения высокие.);

5

6 — £Бi — 10 - уровень ФБР допустимый (15^28) (Значения большинства

¿=1

показателей незначительно хуже пороговых. Рост экономики не отличается стабильностью. Высокий износ основных фондов, есть проблемы привлечения инвестиций. Доходы растут под влиянием инфляции. Зависимость от безвозмездных поступлений из федерального бюджета незначительная.);

5

11 — £Б — 15 - уровень ФБР низкий (29^42) (Значения значительной ча-

¿=1

сти показателей хуже пороговых почти 2 раза. У региона нет резервов для экономического роста. Инвестиционная активность в регионе низкая. Объем налоговых поступлений имеет тенденцию к снижению. Регион является дотационным. У значительной части населения нет возможностей приобретать жилье и иметь сбережения.);

5

16 — £ Б — 20 - уровень ФБР недопустимо низкий (43^56) (Значения

¿=1

большинства показателей финансовой безопасности хуже пороговых в 2 и более раза. Бюджет региона характеризуется высокой степенью дотационности. Имеет место кризис финансовой системы. Регион испытывает острую потребность в инвестициях и существенном обновлении основных фондов. Объем налоговых доходов сокращается. Бюджетные расходы растут, что приводит к увеличению

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 2 (69)

долговой нагрузки. Значительная часть населения региона находится за чертой бедности.).

Исходные данные для расчета показателей ФБР, для которых в качестве пороговых берутся средние значения по Российской Федерации, и требуются дополнительные расчеты приведены в табл. 3. Расчет уровня финансовой безопасности Хабаровского края проведен в табл. 4.

Таблица 3

Отдельные показатели финансовой безопасности Хабаровского края и Российской Фе-

дерации в 2018-2020 гг.

Показатель Субъект 2018 2019 2020

Доля инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, % (Дит) ХК 21,3 10,9 18,2

РФ 6,5 5,3 5,7

ХК/РФ 3,3СРФ 2,1СРФ 3,2СРФ

Удельный вес убыточных организаций, % (Дуо) ХК 44,1 43,3 45,2

РФ 33,1 32,5 32,7

ХК/РФ 1,33СРФ 1,33СРФ 1,38СРФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доходы бюджета субъекта РФ на душу населения, тыс. руб./чел. (Дрбдн) ХК 76,60 84,30 97,88

РФ 132,50 137,56 127,81

ХК/РФ 0,58СРФ 0,61СРФ 0,77СРФ

Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц ХК 39084 41459 41740

Прожиточный минимум, руб. в месяц ХК 13295 14328 15307

Отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму, раз (ПССдд) ХК 2,94 2,89 2,73

Рассчитано по данным Росстата.

Таблица 4

Расчет уровня финансовой безопасности Хабаровского края в 2018-2020 гг.

Элемент ФБР Индикатор 2018 2019 2020

Значение Балл Значение Балл Значение Балл

Диок 18,9 3 22,1 2 28,3 1

ИБ Дзир 0,31 4 0,27 4 0,24 4

Дит 3,3СРФ 1 2,1СРФ 1 3,2СРФ 1

Уровень(X баллов) Низкий (8) Низкий (7) Допустимый (6)

Дуо 1,33СРФ 3 1,33СРФ 3 1,38СРФ 3

КФБ 1врп 101,8 3 99,6 4 100,4 3

Иоф 41,8 1 42,9 1 42,8 1

Уровень(X баллов) Низкий (7) Низкий (8) Низкий (7)

ББ Ддб 13,1 1 4 1 5,5 1

Дннд 72,97 1 71,94 1 61,61 1

ВЕСТНИКТОГУ. 2023. № 2(69)

| Дрбдн 0,58СРФ | 3 0,61СРФ | 3 0,77СРФ | 2

Уровень (X баллов) Допустимый (5) Допустимый (5) Допустимый (4)

ФБН Дбн 12,2 4 12,2 4 12 3

ДКДДН 6,2 1 6,0 1 5,5 1

пссдд 2,94 2 2,89 2 2,73 3

Уровень (X баллов) Низкий (7) Низкий (7) Низкий (7)

ДИБ трдн 1,5 3 0,7 3 -3,8 4

Ипц 104,0 1 104,2 1 104,9 1

Уровень (X баллов) Допустимый (4) Допустимый (4) Допустимый (5)

УФБР (X баллов) Низкий (31) Низкий (31) Низкий (29)

Рассчитано по данным Росстата и [11].

Полученные результаты позволяют оценить уровень финансовой безопасности Хабаровского края как низкий. Значения только 6 из 14 показателей финансовой безопасности в 2018 и 2019 гг. были лучше пороговых, а в 2020 г. таких показателей стало 7. Лучше всего обстоят в крае дела с обеспечением бюджетной и денежно-инфляционной безопасности. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме бюджетных доходов, несмотря на постепенное сокращение, превышает 50%. Существенно сократилось отставание Хабаровского края от среднероссийского значения по показателю «доходы регионального бюджета на душу населения».

Также следует отметить повышение в 2020 г. уровня инвестиционной безопасности края, что стало возможным благодаря постепенному росту объема инвестиций в основной капитал.

Стабильно низкий уровень безопасности отмечается в Хабаровском крае Стабильно низкий уровень безопасности отмечается в Хабаровском крае по двум блокам: корпоративно-финансовой безопасности и финансовой безопасности населения.

Хабаровский край имеет низкие темпы роста ВРП, а в 2019 г. его производство сократилось на 0,4%. Доля убыточных предприятий в крае значительно выше, чем в среднем по стране. Благодаря увеличению объема инвестиций в основной капитал износ объектов основных фондов не превышает 43%, что значительно лучше установленного норматива.

Низкий уровень финансовой безопасности населения обусловлен прежде всего высоким процентом бедного населения. Значения данного показателя в 2018 и 2019 гг. находились на недопустимом уровне. Несмотря на то, что по величине среднедушевых денежных доходов населения Хабаровский край в 2018-2020 гг. находился на 13 месте в России, в течение этих трех лет наблюдается устойчивое снижение покупательной способности денежных доходов

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)

населения. Основной причиной сложившейся ситуации стало постоянное сокращение темпов роста реальных денежных доходов населения (в 2020 г. они не выросли, а сократились на 3,8%). Уровень темпа прироста реальных доходов населения в течение 2018-2019 гг. был низким, а в 2020 г. стал недопустимо низким.

Заключение

Методика комплексной оценки ФБР соответствует основным требованиям, предъявляемым к системам показателей: она имеет оптимальное количество входных показателей, число которых не превышает 25; в ней достигается разумный баланс между так называемыми диагностическими и стратегическими показателями. Рассчитанный по данной методике интегральный показатель ФБР позволяет проводить межрегиональные сравнения. Данная методика дает возможность не только оценить финансовую безопасность региона, но и выявить его сильные и слабые стороны, за счет возможности сравнивать фактические значения показателей финансовой безопасности с единой пороговой величиной.

Библиографические ссылки

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.

2. Безденежных Т. И., Шарафанова Е. Е. Финансовая безопасность в системе региональной экономической безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 3. С. 3238.

3. Судакова А. Е., Синенко А. И. Финансовая безопасность в контексте устойчивого развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 24. С. 35-41.

4. Никулина Н. Л., Синенко А. И. Диагностика финансовой безопасности региона // Управленец. 2013. № 4. С. 54-59.

5. Жалсапова О.Б., Кораблева А. А. Понятие и сущность финансовой безопасности региона // Актуальные вопросы развития экономики : материалы междунар. науч.-практ. конф., Омск, 9 дек. 2016 г. Омск : Омский фил. Финансового ун-та при Правительстве РФ, 2016. С. 354-358.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 2 (69)

6. Демидова С. Е. Типология регионов по уровню развития финансовой системы и состоянию финансовой безопасности // Конкурентоспособность регионов. Стратегия устойчивого развития : III Междунар. науч.-практ. конф., 25-27 окт. 2017 г. : сб. статей. Псков : Псковский гос. ун-т, 2017. С. 142-153.

7. Кулагина Н. А., Чепикова Е. М., Логачева Н. А. Анализ финансовой безопасности Брянской области в условиях развития проектного управления // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 9 (ч. 1). С. 67-74.

8. Шевелева О. Б., Слесаренко Е. В. Оценка финансовой безопасности Кемеровской области // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 4. С.34-45.

9. Голованова Л. А. Методический подход к оценке финансовой безопасности региона // Вестник ТОГУ. Хабаровск, 2021. № 1. С. 117-126.

10. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Российская газета. 1998. 12 авг. ; 2023. 18 апр.

11. Отчеты об исполнении краевого бюджета Хабаровского края за 2019-2020 гг. // Официальный сайт Министерства финансов - Хабаровский край. URL: https://minfin.khabkrai.ru/portal/Show/Category/265?ItemId=1125 (дата обращения 03.05.2023).

Title: Assessment of the Financial Security of Khabarovskiy Krai Authors' affiliation:

Stroeva G. N. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: Regular monitoring and assessment of the region's financial security is an important condition for ensuring the stability of its financial system and timely detection of threats to financial security. The author's definition of the region's financial security is presented. The analysis of existing methodological approaches to assessing the financial security of the region has been carried out. A method for calculating the integral indicator of the region's financial security is proposed. An assessment of the financial security of Khabarovskiy Krai has been carried out.

Keywords: financial security, financial system, level of financial security, region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.