Научная статья на тему 'Оценка финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов рф в 2006 году'

Оценка финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов рф в 2006 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОДНЫЙ СТАНДАРТИЗОВАННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ / БЮДЖЕТНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ / БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СУБЪЕКТА РФ / РЕЙТИНГ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ / РЕЙТИНГ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова О. В.

В настоящее время в России, как и в других государствах, регулярно публикуются рейтинги регионов по различным критериям. Они составляются органами государственной власти, независимыми рейтинговыми агентствами, консалтинговыми организациями и т.д. В качестве критериев выступают довольно разноплановые характеристики, в зависимости от целей конкретного исследования. В РФ можно ознакомиться с ежегодно публикуемыми рейтингами субъектов РФ по уровню бюджетной обеспеченности, кредитоспособности, безопасности, качества предоставления образовательных услуг и многим другим. Возможность определения отдельных характеристик субъекта РФ относительно остальных регионов способствует более объективному принятию решений федеральными органами государственной власти при организации и реформировании системы межбюджетных отношений, инвесторами при формировании портфеля, гражданами при выборе оптимального места жительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Емельянова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF THE FINANCIAL CONDITION OF THE CONSOLIDATED BUDGETS OF THE RUSSIAN FEDERATION REGIONS IN 2006

Ratings of the regions by various criteria are regularly published in Russia like in other countries. They are compiled by government agencies, independent rating agencies, consulting organizations, etc. Rather diverse characteristics are used as criteria for such ratings, depending on the goals of a concrete research. Annual ratings of the Russian Federation regions provide comparative data on the level of budget security, credit status, safety, quality of educational services and much more. The opportunity to determine separate characteristics of Russian Federation regions in comparison to other regions enables a more objective decision-making by the federal government bodies when organizing and reforming the system of interbudget relations, by investors when forming their portfolio, by citizens when choosing the optimum place of residence.

Текст научной работы на тему «Оценка финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов рф в 2006 году»

Экономика и финансы Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 5, с. 167-176

УДК 336

ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННЫХ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ в 2006 году

© 2008 г. О.В. Емельянова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

okvladimirovna@mail. т

Поитупили в редикцию 30.06.2008

В настоящее время в России, как и в других государствах, регулярно публикуются рейтинги регионов по различным критериям. Они составляются органами государственной власти, независимыми рейтинговыми агентствами, консалтинговыми организациями и т.д. В качестве критериев выступают довольно разноплановые характеристики, в зависимости от целей конкретного исследования. В РФ можно ознакомиться с ежегодно публикуемыми рейтингами субъектов РФ по уровню бюджетной обеспеченности, кредитоспособности, безопасности, качества предоставления образовательных услуг и многим другим. Возможность определения отдельных характеристик субъекта РФ относительно остальных регионов способствует более объективному принятию решений федеральными органами государственной власти при организации и реформировании системы межбюджетных отношений, инвесторами при формировании портфеля, гражданами при выборе оптимального места жительства.

Ключевые илови: сводный стандартизованный показатель финансового состояния субъектов РФ, бюджетный коэффициент, бюджетная обеспеченность субъекта РФ, рейтинг кредитоспособности, рейтинг финансового состояния.

Рассмотрим применение методики определения сводного стандартизованного показателя (ССП), рассчитанного на основе четырнадцати бюджетных коэффициентов, входящих в систему критериев оценки финансового состояния субъектов РФ1 (далее Методика). Для оценки финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов РФ была использована открытая отчетность Федерального казначейства РФ об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за 2006 год [2].

Пошаговый расчет сводного стандартизованного показателя рассмотрим на примере Белгородской области.

Шаг 1. Доходы и расходы консолидированного бюджета Белгородской области сгруппируем согласно Методике. Как таблица 1, так и таблица 2 содержат сгруппированные суммы не только по консолидированному бюджету Белгородской области, но и по всем консолидированным бюджетам субъектов РФ. Суммы совокупных доходов и расходов будут использованы для того, чтобы перейти от индивидуальных к стандартизованным бюджетным коэффициентам.

В таблице 1 приведена структура сгруппированных доходов консолидированного бюджета Белгородской области и консолидированных

бюджетов субъектов РФ по всем федеральным округам.

В таблице 2 приведена структура сгруппированных расходов консолидированного бюджета Белгородской области и консолидированных бюджетов субъектов РФ по всем федеральным округам.

Полученные суммы выделенных групп доходов и расходов будут использованы для расчета индивидуальных бюджетных коэффициентов.

Шаг 2. Расчет индивидуальных бюджетных коэффициентов для консолидированного бюджета Белгородской области.

Для определения финансового состояния консолидированного бюджета субъекта РФ необходимо рассчитать следующие группы индивидуальных бюджетных коэффициентов.

Расчет индивидуальных бюджетных коэффициентов, характеризующих степень реальной (де)централизации управления в сфере бюджетных доходов (группа коэффициентов финансовой (не)зависимости):

1) коэффициент чистой финансовой независимости:

Кчфн = (НДрм + НнД + БПТр)/ (ННнД + БПТр) = =(4462631364.22 + 2534556527.87 + +15698994.45)/ (24799333216.09 +

+ 15698994.45) = 0.2826;

2) коэффициент чистой налоговой независимости:

Кчнн = НДрм / НД =

=4462631364.22/ 22264776688.22 = 0.2004;

3) коэффициент прямой финансовой зависимости:

Кпфз = (БПдот + БПСубс)/ Д= (988927200.00 +

+ 2283679459.70)/ 29484991763.69 = 0.1110;

4) коэффициент общей финансовой зависимости:

Кофз = (НДф + БПдот + БПсубс)/ Д =

= (17802145324.00 + 988927200.00 +

+ 2283679459.70)/ 29484991763.69 = 0.7148;

5) показатель качества финансовой помощи:

Пкфп = БПсубс/ (БПдот + БПсубс) =

= 2283679459.70/ (988927200.00 +

+ 2283679459.70) = 0.6978.

Расчет индивидуальных бюджетных коэффициентов, характеризующих направленность бюджетной политики территориальных органов власти в сфере бюджетных расходов:

6) вес текущей части бюджета:

ВТчб = РЭТ/ Р =

= 25532623211.41/ 31100434823.50 = 0.8210;

7) коэффициент относительной стоимости содержания органов власти:

Ксовл = РФупр1/ Р =

= 1326864175.20/ 31100434823.50 = 0.0427;

8) коэффициент социальной ориентированности бюджета:

Ксо = РФсоц/Р =

= 16970565500.63/ 31100434823.50 = 0.5457.

Расчет индивидуальных бюджетных коэффициентов, характеризующих соотношение элементов доходной и расходной частей консолидированного бюджета (группа коэффициентов бюджетной устойчивости):

9) коэффициент собственной налоговой устойчивости:

Ксну = НДрм/ РЭТ =

= 4462631364.22/ 25532623211.41 = 0.1748;

10) коэффициент общей налоговой устойчивости:

Кону = НД/ РЭТ =

= 22264776688.22/ 25532623211.41 = 0.8720;

11) коэффициент собственной финансовой устойчивости:

Таблица 1

Структура доходов консолидированных бюджетов Белгородской области и субъектов РФ согласно отчету об исполнении за 2006 год

Введенное обозначение группы доходов Наименование группы доходов Сумма доходов, тыс. руб.

консолидированного бюджета Белгородской области консолидированных бюджетов субъектов РФ

ННнД Налоговые и неналоговые доходы 24799333216.09 3194646327282.19

НД Налоговые доходы 22264776688.22 2752329361654.22

НДф Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов по ставке, установленной для зачисления в территориальные бюджеты 17802145324.00 2379044900251.95

2 Д Н Налоговые доходы от региональных и местных налогов 4462631364.22 373284461402.27

НнД Неналоговые доходы 2534556527.87 442316965627.97

НнДпредпр Неналоговые доходы от осуществления предпринимательской деятельности 2099067045.87 367654039001.74

НнДприн Неналоговые доходы от применения мер принуждения, прочие неналоговые доходы 435489482.00 74662926626.23

БП Безвозмездные поступления 4685658547.60 603678779368.62

БПФП Финансовая помощь из федерального бюджета 3272606659.70 381525217973.51

БПдот Финансовая помощь в виде дотаций из федерального бюджета 988927200.00 296621952894.98

БПсубс Финансовая помощь в виде субсидий 2283679459.70 84903265078.53

БПсубв Компенсации дополнительно возникших расходных обязательств в виде субвенций, прочие межбюджетные трансферты из федерального бюджета 1397352893.45 200915105109.12

р Птр Б Безвозмездные поступления от третьих лиц 15698994.45 21238456285.99

Д Доходы 29484991763.69 3798325106650.81

Таблица 2

Структура расходов консолидированных бюджетов Белгородской области и субъектов РФ согласно отчету об исполнении за 2006 год

Введенное обозначение группы расходов Наименование группы расходов Сумма расходов, тыс. руб. согласно отчету об исполнении

консолидированного бюджета Белгородской области консолидированных бюджетов субъектов РФ

РФупр Расходы на управление территорией 2347551577.70 283289180945.89

РФупр1 Расходы на содержание органов власти и управления 1326864175.20 151330481254.08

РФупр2 Расходы на обслуживание долговых обязательств 281565746.41 30188160215.72

РФупр3 Прочие 739121656.09 101770539476.09

РФбез Расходы на обеспечение безопасности, правопорядка на территории 1030663633.31 165544680086.56

РФрег Расходы на межотраслевое и межтер-риториальное перераспределение 10751654111.86 1219614041764.95

РФсоц Расходы социального характера 16970565500.63 1990019615000.46

Р Общая сумма расходов бюджета 31100434823.50 3658467517797.86

в т.ч.

РЭТ Текущие расходы 25532623211.41 2863513058774.04

РЭК Капитальные расходы 5567811612.09 794954459023.82

Ксобфу = ИСД/ РЭТ = (4462631364.22 +

+ 2534556527.87 +

+ 15698994.45)/ 25532623211.41 = 0.2747;

12) коэффициент текущей финансовой устойчивости:

Ктфу = (ННнД + БПТр)/ РЭТ =

= (24799333216.09 +

+ 15698994.45)/ 25532623211.41 = 0.9719;

13) коэффициент совокупной финансовой устойчивости:

Ксовфу = Д/ РЭТ =

= 29484991763.69/ 25532623211.41 = 1.1548;

14) коэффициент общего покрытия расходов:

Копр = Д/ Р =

= 29484991763.69/ 31100434823.50 = 0.9481.

Шаг 3. Расчет стандартизованных бюджетных коэффициентов для Белгородской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формула для расчета стандартизованного бюджетного коэффициента зависит от характера влияния j-го индивидуального бюджетного коэффициента на финансовое состояние субъекта РФ.

Рассчитаем стандартизованные бюджетные коэффициенты для Белгородской области, соответствующие таким индивидуальным бюджетным коэффициентам, рост которых означает улучшение финансового состояния субъекта РФ. Такими коэффициентами являются коэффициент чистой финансовой независимости, коэффициент чистой налоговой независимости, показатель качества финансовой помощи, коэффициент собственной налоговой устойчиво-

сти, коэффициент социальной ориентированности (направленности) бюджета, коэффициент собственной финансовой устойчивости, коэффициент общей налоговой устойчивости, коэффициент текущей (общей) финансовой устойчивости, коэффициент совокупной финансовой устойчивости, коэффициент общего покрытия расходов.

СБКчфн = Кчфн/ Кчфн рф =

= 0.2826/ 0.2602 = 1.0860;

СБК = К / К рф =

^-иГЧ-чнн А'-чнн' -Т'-чнн

= 0.2004/ 0.1356 = 1.4779;

СБПкфп = Пкфп/ Пкфп рф =

= 0.6978/ 0.2225 = 3.1357;

СБК = К / К рф =

сну сну сну

= 0.1748/ 0.1304 = 1.3408 ;

СБКСо = КСо/ КСо рф = 0.5457/ 0.5439 = 1.0032;

СБК = К / К рф =

собфу собфу собфу

= 0.2747/ 0.2922 = 0.9398;

СБК = К / К рф =

ону ону ону

= 0.8720/ 0.9612 = 0.9072;

СБК = К / К рф =

тфу тфу тфу

= 0.9719/ 1.1231 = 0.8654;

СБК = К / К рф =

ч_/.1_)1Чсовфу А'-совфу -^совфу

= 1.1548/ 1.3265 = 0.8706;

рф =

= 0.9481/ 1.0382 = 0.9131.

СБКопр Копр/ Копр

Рассчитаем стандартизованные бюджетные коэффициенты для Белгородской области, соответствующие таким индивидуальным бюджетным коэффициентам, рост которых означает

Сопоставление рейтинга на основе сводного стандартизованного показателя финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов РФ

и существующих рейтинговых оценок субъектов РФ за 2006 год

Номер по уровню БО (сопоставимый) Номер по рейтингу кредитоспособности, присвоенный АК&М Присвоенный номер в рейтинге по ССП (сопоставимый) Присвоенный номер в рейтинге по ССП Наименование субъекта РФ Сводный стандартизованный показатель финансового состояния субъектов РФ (ССП) Присвоенный субъекту РФ класс

искл искл искл 1 90 - Ямало-Ненецкий АО 64.0365 1-й класс

2 1 1 2 73 - г. Москва 63.3793 1-й класс

искл искл искл 3 84 - Ненецкий АО 59.3234 1-й класс

искл искл искл 4 87 - Ханты-Мансийский АО 42.3186 1-й класс

6 3 2 5 72 - г. Санкт-Петербург 37.1498 1-й класс

1 2 3 6 67 - Тюменская область 37.0069 1-й класс

7 4 4 7 56 - Пермская область 22.5592 1-й класс

5 7 5 8 30 - Вологодская область 22.4389 1-й класс

14 5 6 9 62 - Свердловская область 22.0242 1-й класс

10 11 7 10 07 - Республика Коми 21.1916 1-й класс

8 13 8 11 42 - Самарская область 20.9414 1-й класс

18 14 9 12 45 - Ленинградская область 20.1036 1-й класс

13 6 10 13 69 - Челябинская область 20.0553 1-й класс

12 38 11 14 71 - Ярославская область 19.8926 1-й класс

4 9 12 15 46 - Липецкая область 17.5453 2-й класс

24 22 13 16 48 - Московская область 16.8531 2-й класс

15 28 14 17 53 - Оренбургская область 16.8160 2-й класс

22 34 15 18 26 - Белгородская область 16.3845 2-й класс

16 16 16 19 65 - Томская область 16.3611 2-й класс

20 18 17 20 32 - Нижегородская область 15.9551 2-й класс

29 32 18 21 51 - Новосибирская область 15.8968 2-й класс

21 25 19 22 39 - Кемеровская область 15.4813 2-й класс

11 55 20 23 25 - Астраханская область 15.4240 2-й класс

3 17 21 24 11 - Республика Татарстан (Татарстан) 15.2462 2-й класс

17 8 22 25 01 - Республика Башкортостан 15.0178 2-й класс

32 12 23 26 18 - Краснодарский край 15.0069 2-й класс

39 29 24 27 28 - Владимирская область 14.9459 2-й класс

25 24 25 28 35 - Калининградская область 14.6615 2-й класс

40 46 26 29 37 - Калужская область 14.5969 2-й класс

19 19 27 30 13 - Удмуртская Республика 14.3528 2-й класс

26 52 28 31 66 - Тульская область 14.1576 2-й класс

27 26 29 32 29 - Волгоградская область 14.0478 2-й класс

45 44 30 33 36 - Тверская область 14.0369 2-й класс

ТрдоотепОЛ З

Нмр пурнкЮ (апсиаи-ьі) НмрораГну квдтотймии пивннйА&М Гршннй нмр врйиге іоСП (сисаимы) Гршннй нмрврй тнепСП НменишушкаРР (Зодійсадриоїн нйіоазтзьфнкоого сатяиксбватвРФ (®Г Грсонш (уатуРФас

Услшшпньй 14000

34 33 31 34 65-CоIЫкв0лшв 13Ф42 2йыаЕ

45 39 32 35 3-Врншffld;шсв 13759 2йыаЕ

42 48 33 35 6Kайnшш(^raэв Г.7В0 2йыаЕ

$ 51 34 37 В-ЧвшаРпбш-Чвои В725 2йыаЕ

48 42 35 38 68-¥внвкlв0lїаIв 134745 3йкас

35 23 35 39 83-РсушаХася 13427 3йкас

45 35 37 40 22-^§зрвкякй1 133825 3йкас

37 36 38 41 5?-їиlшG;^аIв 13351 3йкас

50 21 39 42 58-0сошаI(Iлlсв 13307 3йкас

44 4) 4) 45 44-y^кв0лшв 132502 3йкас

31 45 41 44 06-есулкКрля 132130 3йкас

30 37 42 45 34-руштись 13201 3йкас

51 31 45 45 21—CTвn^овсIйlра^ ВВЮ 3йкас

9 ю 44 47 19-ртясм^я В1Е2 3йкас

38 55 45 48 54-CрIBIаI0Iазь ECU 3йкас

65 58 45 4? 55-[ыыкlвnлlсв 12894 3йкас

28 15 47 50 61-(азшкв0лшв 12885 3йкас

55 57 48 51 64-Емвкиолісь 205 3йкас

64 56 4? 52 33-ИиnїK0O;^аIв Ш54 3йкас

23 20 50 55 49-\yмыкв:(Iлшв 12474 3йкас

65 67 51 54 08-ЄсУікЗМїОі Щ945 3йкас

52 54 52 55 40-Крвкнолиь 21795 3йкас

58 45 55 56 57-свкволісь 12092 3йкас

4) 27 54 57 20-Грмркя5їй 12050 3йкас

72 75 55 58 04-Кбр0о!якркн1епбиа 1248 3йкас

35 41 56 5? 5)-h0Iоnша^0лlCв 12032 3йкас

47 D 57 6) 41-fnт(мк0Oл^св 119185 3йкас

41 30 58 61 52-мийоісь 11841 3йкас

62 ® 5? 62 27-рнкиолиь 1171 3йкас

6? 6) 6) 65 17-^лискЙЕрй 11796 3йкас

ил икл иш 64 81-АнкйуяккйА) И78В 3йкас

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

57 47 61 65 16-іесулкі(аа(Яуяи) 11796 3йкас

33 40 62 56 24-А^)аы0всаIO^аIв Ш325 3йкас

54 61 65 67 23-АуркнШясь 11485 3йкас

ОоттОл З

Нмр пункЮ (спсазмы) Кезоратну кеиопзсбот, пивннйА&М Пшонш нмр врйиге пСП (спсавмы) Грсоньй нмрврй тнепСП ]1ЗмывIиШїнт^PP (ЗПнйсидриивн нйіоазтзьфнноЕГО (от:яiИI(сбватвPD (СП Грівннй суетРйлсс

50 65 64 68 09-РсуішМдви 11365 3йыас

икл икл ил 6? 85-УI:>(Cднк^^Бртк^^А) 11307 3йыас

61 65 65 70 43-Крас^обась 11229 3йыас

70 77 65 71 05-РсушКлы Ю817 3йыас

35 62 67 72 !)-Чщикблсь 10757 3йыас

74 64 68 73 95-lесУлк^/Дь0^(Дь0^) Ю5375 3йыас

71 50 6? 74 78-ірйкнА) 10435 3йыас

67 53 70 75 0-епбиаБртя D456 3йыас

икл икл ил 75 82-КмПрмщйА) 1069 3йыас

53 68 71 77 4-МзднкнОлиь 1)529 3йыас

73 63 72 78 0B—еспбиаДетн 964 3йыас

6? 74 73 7 10-Нп6ікі(ЄнніОтя-Аня 9554 3йыас

75 79 74 80 79-ЗpзанnЧкшаIPсУлlа 9408 3йыас

73 73 75 81 7-есулкАтй 95410 3йыас

икл икл ил 82 83-КрккйА) 9011 3йыас

77 72 75 83 еспбиаТш 8950 3йыас

73 75 77 84 38-Кімаіааі(бась 3йыас

79 78 78 85 ]4--есулкшИгузанЕя; 85Z25 3йыас

65 71 7 85 88-ЧкткйА) 8296 3йыас

икл икл ил 87 94-ЧесзаРауиа '7256 3йыас

ухудшение финансового состояния субъекта РФ. К ним относятся коэффициент прямой финансовой зависимости, коэффициент общей финансовой зависимости, коэффициент относительной стоимости содержания органов власти и управления, вес текущей части бюджета.

СБКпфз = Кпфз рф/ Кпфз =

= 0.1004/0.1110 = 0.9050 ;

СБКофз = Кофз рф/ Кофз =

= 0.7268/ 0.7148 = 1.0168 ;

СБКСовл = КСовл рф/ КСовл =

= 0.0414/ 0.0427 = 0.9695 ;

СВтчб = Втчб рф/ Втчб = 0.7827/ 0.8210 = 0.9534.

Шаг 4. Расчет укрупненных стандартизованных показателей для Белгородской области по каждой из трех групп стандартизованных бюджетных коэффициентов:

1) укрупненный стандартизованный показатель финансовой (не)зависимости

УСП = СБКчфн + СБКчнн + СБКпфз +

+ СБКофз + СБПкфп = 1.0860 + 1.4779 +

+ 0.9050 + 1.0168 + 3.1357 = 7.6214;

2) укрупненный стандартизованный показатель направленности бюджетной политики территориальных органов власти в сфере бюджетных расходов

УСП2 = СВТчб + СБКсовл + СБКсо =

= 0.9534 + 0.9695 + 1.0032 = 2.9261;

3) укрупненный стандартизованный показатель бюджетной устойчивости

УСП3 = СБКсну + СБКону + СБКсобфу + СБКтфу + + СБКопр + СБКсовфу = 1.3408 + 0.9072 + 0.9398 +

0.8654 + 0.9131 + 0.8706 = 5.8370.

Шаг 5. Расчет сводного стандартизованного показателя для Белгородской области:

ССП = УСП + УСП2 + УСП3 = 7.6214 +

+ 2.9261 + 5.8370 = 16.3845.

Полученному значению сводного стандартизованного показателя соответствует восемнадцатое место в общем рейтинге субъектов РФ по данным об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2006 год.

Аналогичные расчеты были произведены по данным отчетов об исполнении консолидированных бюджетов всех субъектов РФ. В таблице 3 представлен рейтинг субъектов РФ, составленный по полученным значениям сводных стандартизованных показателей субъектов РФ. Так как этот итоговый показатель агрегирует

влияние трех групп бюджетных коэффициентов, это означает, что в таблице 3 субъекты РФ упорядочены по уровню финансового состояния консолидированных бюджетов: от наиболее устойчивого до неудовлетворительного.

Результаты мониторинга консолидированных бюджетов субъектов РФ по сводному стандартизованному показателю финансового состояния выглядят следующим образом.

По расчетным данным в 2006 году финансо-

3

вое состояние лучше условно эталонного имели 33 субъекта РФ из 87. Условно эталонная величина сводного стандартизованного показателя (ССПРФ) составляет 14.

К субъектам РФ с финансовым состоянием первого класса (ССП1 составляет 18 и выше) были отнесены четырнадцать субъектов РФ: Ямало-Ненецкий АО, Москва, Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Санкт-Петербург, Тюменская область, Пермская область, Вологодская область, Свердловская область, Республика Коми, Самарская область, Ленинградская область, Челябинская область, Ярославская область. Это наиболее финансово самостоятельные регионы, которые благодаря ряду факторов и особенностей обеспечивают основную часть доходных поступлений бюджетной системы РФ, то есть эти субъекты РФ обеспечивают бюджетные ресурсы, необходимые для осуществления межрегионального перераспределения.

К субъектам РФ с финансовым состоянием второго класса (ССП1 составляет 13.5 и выше, но менее 18) были отнесены двадцать три субъекта РФ: Липецкая область, Московская область, Оренбургская область, Белгородская область, Томская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Астраханская область, Кемеровская область, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Башкортостан, Краснодарский край, Владимирская область, Калининградская область, Калужская область, Удмуртская Республика, Тульская область, Тверская область, Волгоградская область, Смоленская область, Чувашская Республика - Чувашия, Воронежская область, Саратовская область. Это регионы с удовлетворительным финансовым состоянием региональных и местных органов власти, однако они в некоторой степени зависят от финансовой помощи из федерального бюджета. Дотации из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ в 2006 году среди этих регионов не получали Липецкая область, Оренбургская область, Томская область, Астраханская область, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Башкортостан.

К субъектам РФ с финансовым состоянием третьего класса (ССП1 менее 13.5) были отнесены пятьдесят субъектов РФ: Ульяновская область, Ростовская область, Республика Хакасия, Хабаровский край, Рязанская область, Курская область, Ставропольский край, Республика Карелия, Иркутская область, Орловская область, Пензенская область, Красноярский край, Тамбовская область, Сахалинская область, Ивановская область, Республика Марий Эл, Мурманская область, Кабардино-Балкарская Республика, Кировская область, Псковская область, Приморский край, Алтайский край, Новгородская область, Костромская область, Брянская область, Омская область, Усть-Ордынский Бурятский АО, Республика Саха (Якутия), Архангельская область, Амурская область, Агинский Бурятский АО, Республика Мордовия, Курганская область, Коми-Пермяцкий АО, Республика Калмыкия, Читинская область, Республика Адыгея (Адыгея), Еврейская АО, Республика Бурятия, Магаданская область, Республика Дагестан, Республика Алтай, Республика Северная Осетия - Алания, Корякский АО, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Республика Ингушетия, Камчатская область, Чукотский АО, Чеченская Республика. Это регионы с неудовлетворительным финансовым состоянием консолидированных бюджетов, они ежегодно нуждаются в финансовой помощи из федерального бюджета в большей степени, нежели регионы второй группы.

Необходимо доказать достоверность расчетов и результата, полученных в результате апробации предложенной Методики, а также возможность применения разработанной Методики на практике.

Для этого были сопоставлены два ежегодно публикующихся рейтинга субъектов РФ и полученный рейтинг на основе сводного стандартизованного показателя финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Министерство финансов РФ каждый год рассчитывает уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ для распределения дотаций из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Порядок расчета этого показателя определяется ежегодно утверждаемой Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ4.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ до распределения дотаций определяется по формуле

БОї = ИНПі / ИБРі ,

где БО1 - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ до распределения до-

таций; ИНП1 - индекс налогового потенциала субъекта РФ; ИБР1 - индекс бюджетных расходов субъекта РФ.

Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценка налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, определяемая с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта РФ. Индекс налогового потенциала применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и не является прогнозируемой оценкой налоговых доходов субъектов РФ в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Индекс бюджетных расходов - относительная (по сравнению со средним по РФ уровнем) оценка расходов консолидированного бюджета субъекта РФ по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг в расчете на душу населения, определяемая с учетом объективных региональных факторов и условий. Индекс бюджетных расходов применяется для сопоставления уровней расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и не является прогнозируемой оценкой расходов субъектов РФ в расчете на душу населения или в абсолютном размере.

Также для сопоставления результатов был использован независимый рейтинг относительной кредитоспособности субъектов РФ, составленный ЗАО «Рейтинговое агентство АК&М» при поддержке Совета Федерации ФС РФ. Методика этого исследования аудирована ЗАО БДО «Юникон». Рейтинг кредитоспособности составляется АК&М ежегодно уже более пяти лет. Для оценки взаимосвязи с рейтингом на основе сводного стандартизованного показателя был использован рейтинг относительной кредитоспособности субъектов РФ, составленный Рейтинговым агентством АК&М по итогам

2006 года5.

Исследование Рейтингового агентства АК&М основано на анализе ряда формальных показателей 79 субъектов РФ. При построении рейтинга оцениваются относительные возможности субъектов РФ по выполнению своих долговых обязательств.

Исследование АК&М заключается в анализе двух групп критериев:

- критериев, определяющих финансовое состояние региона (базируются на данных месячных отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ по состоянию на 1 января 2007 года);

- критериев, определяющих уровень экономического развития региона и создаю-

щих предпосылки формирования доходной части бюджета (базируются на данных Росстата по состоянию на 1 января

2007 года).

В результате АК&М представляет интегрированный уровень относительной кредитоспособности субъектов РФ, а также списки регионов, ранжированные по значениям рассмотренных критериев.

Так как в исследование Рейтингового агентства АК&М не вошли Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Агинский Бурятский АО, Усть-Ордынский Бурятский АО, Коми-Пермяцкий АО, Корякский АО и Чеченская Республика, то все три рассматриваемых рейтинга были приведены к сопоставимому виду. То есть эти субъекты РФ были исключены из массивов субъектов РФ по каждому из рейтингов, а оставшимся 79 субъектам РФ были присвоены сопоставимые номера.

В таблице 3 приведены исходные данные для сопоставления рейтинга на основе сводного стандартизованного показателя финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов РФ и существующих рейтинговых оценок субъектов РФ за 2006 год. Сопоставление осуществляется с помощью расчета коэффициентов парной корреляции.

Абсолютной корреляции между рейтингом по уровню бюджетной обеспеченности и рейтингом на основе сводного стандартизованного показателя быть не может. Это объясняется двумя очевидными причинами.

Во-первых, расчет бюджетной обеспеченности субъектов РФ производится по трем последним отчетным годам. То есть при расчете бюджетной обеспеченности субъектов РФ Министерство финансов РФ использует данные о состоянии экономики субъектов РФ по отчетным данным за 2002-2004 годы. Расчет сводного стандартизованного показателя, согласно предложенной методике, осуществляется по данным отчета Об исполнении консолидированных субъектов РФ за 2006 год.

Во-вторых, построенный рейтинг субъектов РФ по уровню бюджетной обеспеченности до распределения дотаций отражает не реальное финансовое состояние субъектов РФ, а потенциальное. В показатель бюджетной обеспеченности сознательно закладывается такой смысл, этим Министерство финансов РФ пытается заинтересовать регионы в стремлении к максимально возможным результатам по управлению бюджетным потенциалом в сложившейся экономической ситуации. Все бюджетные коэффи-

циенты, дающие свой вклад при расчете сводного стандартизованного показателя, рассчитаны по фактическим данным, содержащимся в официальной отчетности.

Поэтому корреляция между этими рейтингами должна быть положительной, но меньше единицы.

Для оценки статистической взаимосвязи между этими рейтингами был рассчитан коэффициент парной корреляции. Полученная величина коэффициента составила 0.8857, что говорит о наличии достаточно тесной положительной взаимосвязи.

При сопоставлении предложенного рейтинга на основе сводного стандартизованного показателя финансового состояния субъектов РФ с рейтингом кредитоспособности субъектов РФ необходимо понимать, что они также заведомо не могут дать абсолютной корреляции. Это вызвано следующими причинами.

Во-первых, при расчете относительной кредитоспособности субъектов РФ Рейтинговое агентство АК&М использует данные об исполнении бюджетов субъектов РФ, а величина сводного стандартизованного показателя определяется по данным отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ. То есть производится оценка кредитоспособности только государственных органов власти субъекта РФ, без учета аналогичных характеристик бюджетов органов местного самоуправления.

Во-вторых, наборы индивидуальных коэффициентов, используемых при составлении рейтингов, отличаются. Рейтинговое агентство, кроме группы бюджетных коэффициентов, включает показатели, характеризующие экономическую ситуацию в регионе. Предложенный рейтинг по сводному стандартизованному показателю не учитывает потенциально возможные бюджетные доходы. В то же время финансовое состояние консолидированного бюджета субъекта РФ во многом определяется экономической ситуацией в регионе.

Следует отметить, что финансовое состояние субъекта РФ во многом определяет его кредитоспособность, поэтому между рейтингом на основе сводного стандартизованного показателя финансового состояния субъектов РФ и рейтингом относительной кредитоспособности должна существовать положительная статистическая взаимосвязь, но, по выше названным причинам, меньше единицы.

Для оценки статистической взаимосвязи между этими рейтингами был рассчитан коэффициент парной корреляции. Полученная величи-

на коэффициента составила 0.8299, что говорит о наличии достаточно тесной положительной взаимосвязи.

Коэффициент корреляции между рейтингом по уровню бюджетной обеспеченности субъектов РФ и рейтингом кредитоспособности субъектов РФ составил 0.8734. Интересно, что корреляция между рейтингом по сводному стандартизованному показателю и рейтингом по уровню бюджетной обеспеченности (0.8857) несколько выше, чем корреляция между рейтингом кредитоспособности субъектов РФ и рейтингом по уровню бюджетной обеспеченности (0.8734).

Эти расчеты дают основание полагать, что предложенная Методика оценки финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов РФ позволяет получать достаточно достоверные результаты.

Выводы

Апробированная методика определения финансового состояния консолидированного бюджета субъекта РФ достаточно проста, а значит, прозрачна, требует данных, содержащихся в официально публикуемой отчетности. Полученные относительные оценки финансового состояния субъектов РФ позволяют построить достаточно достоверный рейтинг субъектов РФ по выбранному критерию. Рейтинг финансового состояния субъектов РФ может быть применен как федеральными органами государственной власти, так и инвесторами при принятии оперативных решений. В частности, сводный стандартизованный показатель может быть использован при совершенствовании Методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ с целью создания (усиления) стимулов к улучшению финансового состояния для ряда регионов.

Примечания

1. Методика определения финансового состояния субъектов РФ на основе сводного стандартизованного показателя изложена в работе [1].

2. Здесь и далее под территориальными бюджетами следует понимать бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, под территориальными органами власти - органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Соответственно под территорией в данном контексте понимается субъект РФ.

3. Условно эталонный бюджетный коэффициент рассчитывается аналогично соответствующему индивидуальному бюджетному коэффициенту по сгруппированным доходам и расходам консолидированных бюджетов субъектов РФ по всем федеральным округам. То есть это среднее значение индивидуального бюджетного коэффициента по всем субъектам РФ.

4. Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации разрабатывается Министерством финансов РФ и утверждается Федеральным собранием РФ вместе с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период). Текст этой методики вместе с расчетами объемов распределяемых дотаций из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ находится в открытом доступе на сайте Министерства финансов РФ [3].

5. Методика и результаты исследования Рейтинговым агентством АК&М относительной кредитоспособности субъектов РФ по итогам 2006 года представлены на сайте [4].

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Яшина Н.И., Емельянова О.В. Методика оценки финансового состояния консолидированных бюджетов субъектов РФ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 5.

2. Официальный сайт Федерального казначейства РФ www.roskazna.ru.

3. Официальный сайт Министерства финансов РФ www1 .minfin.ru.

4. Материалы на сайте Рейтингового агентства АК&М http://www.akmrating.ru/ioksrf_070615.stm.

ESTIMATION OF THE FINANCIAL CONDITION OF THE CONSOLIDATED BUDGETS OF THE RUSSIAN FEDERATION REGIONS IN 2006

O. V. Emelyanova

Ratings of the regions by various criteria are regularly published in Russia like in other countries. They are compiled by government agencies, independent rating agencies, consulting organizations, etc. Rather diverse characteristics are used as criteria for such ratings, depending on the goals of a concrete research. Annual ratings of the Russian Federation regions provide comparative data on the level of budget security, credit status, safety, quality of educational services and much more. The opportunity to determine separate characteristics of Russian Federation regions in comparison to other regions enables a more objective decision-making by the federal government bodies when organizing and reforming the system of interbudget relations, by investors when forming their portfolio, by citizens when choosing the optimum place of residence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.