Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСОВ'

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
120
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юдочкина С.А., Корюкалов Ю.И., Лапшин М.С.

Введение. Актуальность работы обусловлена распространением аддиктивного поведения в молодежной среде на фоне социально-экономической обстановки и последствиями пандемии. Цель работы - оценить факторы риска формирования аддиктивного поведения у студентов первого и второго курсов. Полученные результаты исследований позволят разработать рекомендации для подготовки педагогов и кураторов в проведении профилактической работы асоциального поведения и адаптации студентов в вузе, а также своевременно оказывать им психологическую и педагогическую помощь. Материалы и методы. В исследованиях принимали участие 2 413 студентов первого и второго курса Южно-Уральского государственного университета г. Челябинск. Для диагностики психологической склонности к развитию зависимого поведения у студентов первого и второго курсов мы применяли «Тест склонности к аддиктивному поведению» В. Д. Менделевича. Для выявления рисков для здоровья, связанных с употреблением алкоголя, применялся адаптированный и валидизированный для Российской Федерации тест RUS-AUDIT. Тест Фагерстрема позволил оценить степень никотиновой зависимости у курящих студентов. Для оценки риска возникновения наркотической зависимости (определения наличия опыта употребления наркотических средств и наличие употребляющих в окружении испытуемого) был составлен опросник из 4 открытых вопроса. Результаты. Более 90 % студентов первого и второго курсов имеют склонность к формированию зависимого поведения. При этом 60% студентов имеют высокую и выше среднего степень склонности к формированию психосоциальных аддикций. Обсуждение. При подготовки педагогов и кураторов в проведении профилактической работы асоциального поведения необходимо учитывать высокую склонность студенческой молодежи к формированию зависимого поведения. Большинство аддикций влияют прежде всего на психологическое и физическое здоровье человека, меняется отношение к реальности, ухудшаются когнитив-ные процессы и снижаются адаптационные механизмы организма. Заключение. Выявлено, что около 60 % студентов первого и второго курсов Южно-Уральского государственного университета имеют высокую и выше среднего склонность к формированию аддиктивного поведения. Основными внешними факторами риска, которые могут способствовать формированию аддиктивного поведения студентов, связанного с употреблением психоактивных веществ (ПАВ), являются: употребление ПАВ в семье и среди друзей; наличие знакомых, употребляющих ПАВ. Основные положения: - проведена оценка факторов риска формирования зависимого поведения у студентов первого и второго курсов; - представлены основные виды зависимости у студентов первого и второго курсов; - выявлены основные внешние факторы риска, способствующие формированию аддикций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юдочкина С.А., Корюкалов Ю.И., Лапшин М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF RISK FACTORS FOR THE FORMATION OF DEPENDENT BEHAVIOR IN FIRST AND SECOND YEAR STUDENTS

Introduction. The relevance of the work is due to the spread of addictive behavior among young people against the background of the socio-economic situation and the consequences of the pandemic. The obtained research results will allow us to develop recommendations for the training of teachers and curators in carrying out preventive work of antisocial behavior and adaptation of students at the university, as well as to provide them with psychological and pedagogical assistance in a timely manner. The aim of the work is to assess the risk factors for the formation of addictive behavior in first- and second-year students of the South Ural State University of Chelyabinsk. Materials and Methods. 2,413 first- and second-year students of the South Ural State University of Chelyabinsk took part in the research. To diagnose the psychological propensity to develop dependent behavior in first- and second-year students, we used the "Propensity test for dependent behavior" by V.D. Mendelevich. To identify the health risks associated with alcohol consumption, The RUS-AUDIT test (The Russian Alcohol Use Disorders Identification Test) adapted and validated for the Russian Federation was used. The Fagerstrom test made it possible to assess the degree of nicotine dependence in smoking students. To assess the risk of drug addiction (determining the presence of drug use experience and the presence of users in the environment of the subject) a questionnaire of 4 open questions was compiled. Results. More than 90 % of first and second year students have a tendency to form dependent behavior. At the same time, 60% of students have a high and above average degree of propensity to form psychosocial addictions. Discussion . When training teachers and curators in carrying out preventive work of antisocial behavior, it is necessary to take into account the high propensity of students to form dependent behavior. Most addictions primarily affect the psychological and physical health of a person, the attitude to reality changes, cognitive processes deteriorate and the adaptive mechanisms of the body decrease. Conclusion. It was revealed that about 60% of first and second year students of South Ural State University have a high and above average propensity to form addictive behavior. The main external risk factors that can contribute to the formation of addictive behavior of students associated with the use of surfactants are: the use of surfactants in the family and among friends; the presence of acquaintances using surfactants. Highlights: An assessment of risk factors for the formation of dependent behavior in first- and second-year students was carried out; The main types of dependence in first and second year students are presented; The main external risk factors contributing to the formation of addictions have been identified.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСОВ»

ж s

к

U

«о

о

2 I

¡S3

Si «

Ж §

у о

-"О

Si ^

U

Научная статья УДК 37.032 ББК 74.00

DOI 10.25588/CSPU.2023.175.3.016

С. А. Юдочкина1, Ю. И. Корюкалов2, М. С. Лапшин3

1ORCID № 0009-0002-8305-0566 Аспирант кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Политехнического института; начальник управления по внеучебной работе, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: gryzunova.svetla@mail.ru

2ORCID № 0000-0002-4897-2613 Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории традиционной китайской и западной медицины, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: yurycorden@yandex.ru

3ORCID № 0000-0001-8290-1774 Доцент, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории традиционной китайской и западной медицины, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: lapshinl982@yandex.ru

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО КУРСОВ

Аннотация

Введение. Актуальность работы обусловлена распространением аддиктивного поведения в молодежной среде на фоне социально-экономической обстановки и последствиями пандемии. Цель работы — оценить факторы риска формирования аддиктивного поведения у студентов первого и второго курсов. Полученные результаты исследований позволят разработать рекомендации для подготовки педагогов и кураторов в проведении профилактической

© Юдочкина С. А., Корюкалов Ю. И., Лапшин М. С., 2023

работы асоциального поведения и адаптации студентов в вузе, а также своевременно оказывать им психологическую и педагогическую помощь.

Материалы и методы. В исследованиях принимали участие 2 413 студентов первого и второго курса Южно-Уральского государственного университета г Челябинск. Для диагностики пси-

о

хологическои склонности к развитию зависимого поведения у сту- е

ж §

§ я

дентов первого и второго курсов мы применяли «Тест склонности к аддиктивному поведению» В. Д. Менделевича. Для выявления рисков для здоровья, связанных с употреблением алкоголя, применялся адаптированный и валидизированный для Российской Феде-

g

о

№ g

S

О §

рации тест RUS-AUDIT. Тест Фагерстрема позволил оценить сте- о

11

пень никотиновой зависимости у курящих студентов. Для оценки „g

о

№ §

Ж

риска возникновения наркотической зависимости (определения наличия опыта употребления наркотических средств и наличие употребляющих в окружении испытуемого) был составлен опросник из 4 открытых вопроса.

Результаты. Более 90 % студентов первого и второго курсов имеют склонность к формированию зависимого поведения. и При этом 60% студентов имеют высокую и выше среднего степень склонности к формированию психосоциальных аддикций. е

Обсуждение. При подготовки педагогов и кураторов в проведении профилактической работы асоциального поведения необ-

о № Ж

№ о

ходимо учитывать высокую склонность студенческой молодежи к О

формированию зависимого поведения. Большинство аддикций вли яют прежде всего на психологическое и физическое здоровье человека, меняется отношение к реальности, ухудшаются когнитив- р ные процессы и снижаются адаптационные механизмы организма.

Заключение. Выявлено, что около 60 % студентов первого и второго курсов Южно-Уральского государственного университета имеют высокую и выше среднего склонность к формированию аддиктивного поведения. Основными внешними факторами риска, которые могут способствовать формированию аддиктивного поведения студентов, связанного с употреблением психоактивных веществ (ПАВ), являются: употребление ПАВ в семье и среди друзей; наличие знакомых, употребляющих ПАВ.

Ключевые слова: зависимое поведение; девиантное поведение; студенты; профилактика.

Основные положения:

- проведена оценка факторов риска формирования зависимого поведения у студентов первого и второго курсов;

- представлены основные виды зависимости у студентов первого и второго курсов;

- выявлены основные внешние факторы риска, способствующие формированию аддикций.

1 Введение (Introduction)

В последние годы система вне учебной и воспитательной работы со студентами в вузах испытывает кризис, связанный с экономической обстановкой, последствиями ковида, антипатриотическими настроениями среди молодежи, а также со слабой подготовкой института кураторства в современных условиях [1; 2].

ж а

к

и ^

со

0 «

2

1

Вместе с тем в литературе практически отсутствуют данные, свя-| занные с современным воспитанием в вузе. Педагогам приходится

у

взаимодействовать с современным поколением так называемого

Ю U

цифрового формата [3]. Необходимость корректировки воспитательного процесса вуза также обусловлена ростом асоциального

поведения в студенческой среде [4; 5]. По мнению Ц. П. Короленко, аддиктивное поведение — одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении избежать реальности посредством приема некоторых веществ или устойчивой концентрации внимания на определенной деятельности, что сопровождается изменениями в эмоциональной сфере и когнитивных процессах [6]. В работах Ц. П. Короленко и В. Д. Менделевича зависимое пове- №

ж §

§ я

дение рассматривается как реакция дезадаптации. В студенческой и молодежной среде различные формы зависимого поведения свя-

рассматривается как устойчивое поведение личности, отклоняю-

3

заны с понятием отклоняющегося от нормы поведения, которое §

3

ж

о §

щееся от общепринятых и устоявшихся общественных норм. По ^

ж

3

о

§

§ ж

мнению А. Коэна, асоциальное поведение — это «такое поведение, которое идет вразрез с определенными ожиданиями, признаваемыми законными внутри социальной системы» [7; 8].

Отмечено, что к разного рода аддикциям подвержены пред-

§ §

ж

0

1

ставители молодого поколения с низким уровнем стрессоустой- о

о ж

о §

№ ж

ж о

ным статистики, за последнее время число представителей моло- V

№ ж

чивости и тревожно-депрессивными расстройствами. Всё это приводит к значительному повышению уровня никотиновой зависимости, алкоголизации и наркотизации общества [9; 10]. По дан-

дежи, которые находятся на учете в наркологической клинике,

о §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ о

о о

выросло в 4,5 раза, по токсикомании — в 5 раз. Около 50 % студен- №

тов имеют опыт употребления ПАВ, а 87 % из них употребляют алкогольную продукцию. По итогам 2022 года в Челябинской области остается высокий уровень смертности от наркотиков (2018 °

о о

год — 178 человек; в 2019 году — 262 человека; в 2020 году — 387 у

человек; 2021 — 582 человека). Установлено, что неоднократное §

ж а

к

О

со о

потребление наркотиков допускает не менее 41 000 южноуральцев, а на наркологическом учете таковых состоит около 9 000 человек. При этом наряду с наркотиками в регионе распространена нелегальная торговля алкоголем: на душу населения Челябинской области приходится 10,8 литров алкоголя. При этом не только перечисленные выше факторы содействуют развитию зависимого поведения, этому способствуют и различные установки и убеждения, а также неумение и нежелание жить в настоящем. Порой ад-диктивное поведение обнаруживается у очень успешных людей, которые добиваются немыслимых результатов в спорте, творчестве, в карьере. В зависимое поведение они прежде всего попадают из интереса, так как свою жизнь они начинают воспринимать словно как «день сурка» [11; 12].

Студенческий период, по утверждению Б. Г. Ананьева, является наиболее сенситивным периодом для развития основных социальных способностей человека [13]. Л. Д. Столяренко отмечает, что наиболее важным периодом для студентов считаются первые два курса, именно в это время происходит адаптация студентов в вузе, складывается студенческий коллектив, осознается выбор будущей профессиональной деятельности и вырабатывается наиболее оптимальный ритм учебы и досуга.

^ Таким образом, возникает необходимость совершенствова-

. ния деятельности педагогических сообществ, обновления методо-2> логических и организационных основ профилактики асоциального | поведения (аддиктивного поведения) обучающихся в образовательной среде. При этом концептуальные основы по профилактики различных форм аддиктивного поведения студентов в современных условиях должны строиться на накопленном опыте и новых тре-

бованиях социума. В связи с этим целью нашей работы явилось изучение предрасположенности к зависимому поведению студентов первого и второго курсов Южно-уральского государственного университета и формирования рекомендаций для организации воспитательной работы в вузе.

2 Материалы и методы (Materials and Methods) В исследованиях принимали участия 2 413 студентов пер- ^

ж §

§ я

вого и второго курсов ЮУрГУ г. Челябинск.

Для диагностики психологической склонности к развитию зависимого поведения у студентов первого и второго курсов мы применяли «Тест склонности к аддиктивному поведению» В. Д. Мен-

3

о

Ж

О §

делевича. Для выявления рисков для здоровья, связанных с упот- о

Ж

о

о

№ §

Ж

реблением алкоголя, применялся адаптированный и валидизиро-ванный для Российской Федерации тест RUS-AUDIT (The Russian Alcohol Use Disorders Identification Test). Данный тест предназначен для выявления рисков для здоровья, связанных с употреблением алкоголя, на уровне первичной медико-санитарной помощи. Заполнение теста RUS-AUDIT строго проводился медицинским

§

№ Ж

О g

о

г о

ж

о

№ д

работником в форме интервью. Тест Фагерстрема позволил оце- ж

So

нить степень никотиновой зависимости у курящих студентов. ^

Для оценки риска возникновения наркотической зависимо- & сти (наличие опыта употребления наркотических средств и наличие употребляющих в окружении испытуемого) составлен опросник из 4 открытых вопросов.

3 Результаты (Results)

Результаты проведенного тестирования (тест В. Д. Менде-

3 о

г о

левича) показали, что из 2 413 студентов высокий риск формиро- 3

О о

вания зависимого поведения имеют 506 человек (21 %). Для данной

н и

в о

категории характерна высокая направленность на употребление ПАВ, а также черты личности, которые значительно увеличивают риск формирования различных форм аддикций, в том числе и алкогольной.

Признаками повышенной склонности к аддиктивному поведению обладают 915 человек (38 %). Студенты данной группы имеют склонность к аддиктивному поведению выше средней, что говорит об определенной направленности на употребление ПАВ и риске развития психологической зависимости.

777 человек (32 %) имеют склонность к аддиктивному поведению средней выраженности, что говорит о том, что у студентов при определенных социальных условиях имеется риск развития определенной формы зависимости.

Малой вероятностью развития аддиктивного поведения, отсутствием личностных качеств, способствующих формированию зависимости, обладают 215 студентов (9 %). Преобладают личностные черты, которые исключают риск формирования различного рода аддикций (рисунок 1).

^ Весьма интересные результаты получены при оценке риска

и

алкогольной зависимости, злоупотреблением наркотическими ве-

ществами и степени никотиновой зависимости у студентов с уче-

ка

2 том степени склонности к зависимому поведению. У студентов с

ро

. высокой вероятностью формирования зависимого поведения (506 человек) у 4-х человек имеются также высокие показатели риска | формирования наркотической зависимости и признаки сформированное™ алкогольной зависимости. Как минимум, единожды употребляли наркотики 12 человек (не считая указанных четырёх). У 192 (помимо 4-х выше) человек есть знакомые, употребляющие

наркотики. При этом у 6-ти человек есть употребляющие и в семье, и среди знакомых (друзей). Высокие показатели никотиновой зависимости присутствуют у 8-ми человек (рисунок 2).

В группе студентов с повышенной склонностью к зависимому поведению (777 человек) 6 человек демонстрируют рискованное употребление алкоголя, из них пять человек также знакомы с употребляющими наркотические вещества, один человек курит ^

ж §

§ я

траву. Показатели 2-х человек свидетельствуют о наличии алкогольной зависимости, из них один человек также имеет опыт употребления наркотических веществ. Высокие показатели никотиновой зависимости присутствуют у 11 человек. У 215 студентов

3

о

Ж

О §

есть знакомые, употребляющие наркотики. При этом у 8-ми чело- о

Ж

о

о

№ §

ж

век есть употребляющие и в семье, и среди знакомых или друзей (рисунок 3).

Среди студентов из группы со средним риском формирования зависимого поведения (915 человек) у 5-ти человек есть употребляющие и в семье, и среди знакомых (друзей). Имеют друзей и знакомых, употребляющих наркотики, 109 человек. Употреблял

§

№ Ж

О §

о

г о

ж

о

№ се

наркотики единожды только один человек. Показатели 8-ми чело- ж

О

век по степени выраженности никотиновой зависимости достигают высоких значений. Рискованное и вредное употребление ал- С коголя не встречается в этой группе (рисунок 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В группе студентов с низким риском формирования зависимого поведения один человек единожды пробовал наркотическое вещество. При этом 17 человек знакомы с кем-то, употребля-

3

ющим наркотики. И только у 2-х человек есть употребляющие и о

о

в семье, и среди знакомых (друзей) (рисунок 5). 3

О

о

1 AAA

900 onn 915

700 600 g 500 8 400 к щ >r :nn

506

£ 200 0 1 100 0 A 215

У Малая вероятность (9 %) Средняя вероятность (32 %) Повышенная вероятность (38 %) Высокая вероятность 21 %

Рисунок 1 — Оценка факторов риска формирования зависимого поведения у студентов первого и второго курсов Figure 1 — Assessment of risk factors for the formation of dependent behavior in first- and second-year students

и и еэ О

4

Г

О

5

О

О

и

200 150 100 50 0

192

4 12 1 1 6 8 i-1 i i

Признаки формирования высокой наркотической и алкогольной зависимости

Один раз употребляли наркотики

Есть знакомые, Уитребляющие ПАВ Высокие показатели употребляющие ПАВ в семье и среди никотиновой

друзей зависимости

Рисунок 2 — Оценка факторов риска у студентов первого и второго курсов при высокой степени формирования аддиктивного поведения

Figure 2 — Assessment of risk factors in first- and second-year students with a high degree of addictive behavior formation

Рисунок 3 — Оценка факторов риска у студентов первого и второго курсов с повышенной степенью формирования аддиктивного поведения

Figure 3 — Assessment of risk factors in first- and second-year students with an increased degree of addictive behavior formation

Рисунок 4 — Оценка факторов риска у студентов первого и второго курсов со средней степенью формирования аддик-тивного поведения

Figure 4 — Assessment of risk factors in first- and second-year students with an average degree of addictive behavior formation

Рисунок 5 — Оценка факторов риска у студентов первого и второго курсов с низкой степенью формирования аддиктивного поведения

Figure 5 — Assessment of risk factors in first- and second-year students with a low degree of addictive behavior formation

4 Обсуждение (Discussion)

Результаты исследования показали, что среди студентов первого и второго курсов в группу риска формирования аддиктив-ного поведения той или иной степени, попали 2198 человек (91 %). При этом около 60 % студентов имеют высокую и выше среднего степень формирования зависимости и акцентуации характера, ко-

о

торые значительно увеличивают риск аддиктивного поведения. -к

ж §

§ S

Весьма интересно получить данные исследований, отражающие связь аддикций с определенными типами акцентуации характера в зависимости от этнических особенностей и вероисповедания.

У 554 из 2 198 студентов присутствуют не только внутренние факторы, способствующие формированию зависимости, но и о внешние факторы, такие как употребление ПАВ среди знакомых друзей и родственников. В повседневной жизни нередко наблюдаются комбинации этих факторов. Чем больше факторов риска сцеплено друг с другом, тем больше возрастает вероятность того, что индивид начнет употреблять психоактивные вещества. Но в то же время влияние защитных факторов может ослабить влияние факторов риска, и тогда вероятность употребления ПАВ снижается.

Последствия аддикций могут быть нейтральными, а могут V

о

быть разрушительными. Различные виды аддикций прежде всего ^

л ж

влияют на здоровье человека, снижают его жизненный тонус и

адаптационную устойчивость, меняют отношение человека к ре- Л

альности, а также искажают ее, человек становится пассивным и ®

' о

инфантильным.

Таким образом, описанные тенденции отражают общую °

о

ситуацию в обществе, связанную с неустойчивостью молодых <з людей к различным видам зависимостей. Полученные результаты §

со о

у

необходимо учитывать в подготовке педагогов и кураторов, а также в проведении профилактической работы асоциального поведения и адаптации студентов начальных курсов.

5 Заключение (Conclusion)

Выявлено, что около 60% студентов первого и второго курсов Южно-Уральского государственного университета имеют высокую и выше среднего склонность к формированию аддиктивного поведения. Основными внешними факторами риска, которые могут способствовать формированию аддиктивного поведения студентов, связанного с употреблением ПАВ, являются: употребление ПАВ в семье и среди друзей; наличие знакомых, употребляющих ПАВ. Полученные результаты позволят разработать рекомендации для подготовки педагогов и кураторов в проведении профилактической работы асоциального поведения и адаптации студентов в вузе. На следующем этапе исследования планируется составить социальный портрет куратора и выявить его эффективность в профилактической работе девиантного поведения студентов.

ж

S §

§ Библиографический список

¡j 1. Sirotina O.A. (2014) "Criteria for assessing the effectiveness of

civic education of students of Russian universities", Council of Rectors, No. 4, pp. 47-54. DOI 10.51379/KPJ.2022.154.4.026.

2. Летягина Е. Н., Кутасин А. Н., Сударикова И. А. О негативных по-^ следствиях организации учебного процесса в условиях пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2021. fcsj № 3. DOI 10.17513/spno.30825. g) 3. Садыкова Л. Р., Икрамова Л. Р. Исследования особенностей девиа-

нтного поведения студентов вуза // Казанский педагогический журнал. 2022. g № 4 (153). С. 216-224.

^ 4. Пашков А. Г. К проблеме формирования и оценки эффективности

Sj воспитательной системы вуза // Ученые записки : электронный журнал Кур-

^ ского государственного университета. 2006. № 2. URL: http://scientific-

^ notes.ru/magazine/archive/number/2 (дата обращения: 10.04.2023).

5. Власова Н. В. Психологические особенности профилактики аддик-тивного поведения современной молодежи // Мир образования — образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 178-185.

6. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрической и медицинской психологии. 1991. № 1. С. 27-49.

7. Степанова Е. В. Профилактика аддиктивного поведения студенческой молодежи [Электронные ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3 (131). URL: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97823 (дата обращения: 10.05.2023).

8. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. М., 1965. С. 520-521. ^

9. Павлов Н. В., Калабухов Д. А. Психосоциальная профилактика ад- § диктивного поведения молодежи // Социальная работа в современном мире: » взаимодействие науки, образования и практики : материалы VIII международ- § ной научно-практической конференции, 30 ноября - 01 декабря. Белгород, & 2016. С.357-359. |

10. Ежов О. Ю., Клопов Д. С. Аддикции у студентов медицинского c вуза // Образовательный вестник «Сознание», 2017. Том 19 (12). - С. 118-120. &

11. Голованова Т. Н. Особенности склонности к различным видам за- o висимости у студентов вузов // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (21). С. 69-73.

12. Wasserman D. (2016), "Review of health and risk -behaviours, mental health problems and suicidal behaviours in young Europeans on the

S. A. Yudochkina1, Yu. I. Koryukalov2, M. S. Lapshin

Candidate of Biological Sciences, it the Laboratory of Traditional C ith Ural State University, Chelyal E-mail: yurycorden@yandex.ru

л &

о

basis of the results from the EU-funded saving and empowering young lives n in Europe (SEYLE) study", Psychiatria Polska, Vol. 50, no. 6, pp. 1093- d 1107. DOI 10.12740/PP/66954. e

13. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Совре- §1 менные психологические проблемы высшей школы. Л., 1974. - 280 с.

C6 S

№ №

3 ^

3 a

g

3'

1ORCID No. 0009-0002-8305-0566 s-

i

Postgraduate at the Department «Life Safety» of the Polytechnic Institute 3

Head of the Department for Extracurricular Work, South Ural State Uni- n

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

versity, Chelyabinsk, Russia. s

E-mail: gryzunova.svetla@mail.ru o

s

2ORCID No. 0000-0002-4897-2613 y

a

3 t

Senior Researcher at the Laboratory of Traditional Chinese and Western S

Medicine, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia. S

3ORCID No. 0000-0001-8290-1774 Docent, Candidate of Biological Sciences, Senior Researcher at the Laboratory of Traditional Chinese and Western Medicine, South Ural State University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: lapshinl982@yandex.ru

EVALUATION OF RISK FACTORS FOR THE FORMATION OF DEPENDENT BEHAVIOR IN FIRST AND SECOND YEAR STUDENTS

Abstract

Introduction. The relevance of the work is due to the spread of addictive behavior among young people against the background of the socio-economic situation and the consequences of the pandemic. The obtained research results will allow us to develop recommendations for the training of teachers and curators in carrying out preventive work of antisocial behavior and adaptation of students at the university, as well as to provide them with psychological and pedagogical assistance in a timely manner. The aim of the work is to assess the risk factors for the formation of addictive behavior in first- and second-year students of the South Ural State University of Chelyabinsk.

Materials and Methods. 2,413 first- and second-year students of the South Ural State University of Chelyabinsk took part in the research. To diagnose the psychological propensity to develop dependent behavior in first- and second-year students, we used the "Propensity test for dependent behavior" by V.D. Mendelevich. To identify the health risks associated with alcohol consumption, The RUS-AUDIT test (The Russian Alcohol Use Disorders Identification Test) adapted and validated for the Russian Federation was used. The Fagerstrom test made it possible to assess the degree of nicotine dependence in smoking students. To assess the risk of drug addiction (determining the presence of drug use experience and the presence of users in the environment of the subject) a questionnaire of 4 open questions was compiled.

Results. More than 90 % of first and second year students have a tendency to form dependent behavior. At the same time, 60% of students have a high and above average degree of propensity to form psychosocial addictions.

Discussion. When training teachers and curators in carrying out preventive work of antisocial behavior, it is necessary to take into account the high propensity of students to form dependent behavior. Most addictions primarily affect the psychological and physical health of a person, the attitude to reality changes, cognitive processes deteriorate and the adaptive mechanisms of the body decrease. a

Conclusion. It was revealed that about 60% of first and |

ti

second year students of South Ural State University have a high § and above average propensity to form addictive behavior. The r main external risk factors that can contribute to the formation of addictive behavior of students associated with the use of surfactants are: the use of surfactants in the family and among friends; the presence of acquaintances using surfactants.

Keywords: Dependent behavior; Deviant behavior; Students; Prevention.

Highlights:

An assessment of risk factors for the formation of dependent behavior in first- and second-year students was carried out; p

The main types of dependence in first and second year § students are presented; ent

The main external risk factors contributing to the formation of addictions have been identified.

1. Sirotina O.A. (2014) "Criteria for assessing the effectiveness of

2 5'

o &

&

№ 3

o s

Cs-№ h

a &

3

References s

2

civic education of students of Russian universities", Council of Rectors, §

No. 4, pp. 47-54. DOI 10.51379/KPJ.2022.154.4.026. C

2. Letyagina E.N., Kutasin A.N. & Sudarikova I.A. (2021), O neg- §

ativnyh posledstviyah organizacii uchebnogo processa v usloviyah pan- e

C6

a

3 5

demii COVID-19 [About the negative consequences of the organization of the educational process in the conditions of the COVID-19 pandemic], Sov- g-remennyeproblemy nauki i obrazovaniya, no 3. DOI 10.17513/spno.30825. § (In Russian).

0

1 s

b 3

£ g £

3. Sadykova L.R., Ikramova L.R. (2022), Issledovaniya osoben-nostej deviantnogo povedeniya studentov vuza [Studies of the features of deviant behavior of university students], Kazanskiy pedagogicheskiy zhur-nal, 4 (153), 216-224. (In Russian).

4. Pashkov A.G. (2006), K probleme formirovaniya i ocenki effek-tivnosti vospitatel'noj sistemy vuza [On the problem of formation and evaluation of the effectiveness of the educational system of the university], Uchenye zapiski. Elektronnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo univer-siteta, no 2, Available at: http://scientific-notes.ru/magazine/archive/num-ber/2 (Accessed: 10.04.2023). (In Russian).

5. Vlasova N.V. (2018), Psihologicheskie osobennosti profilaktiki addiktivnogo povedeniya sovremennoj molodezhi [Psychological features of the prevention of addictive behavior of modern youth], Mir obra-zovaniya — obrazovaniye v mire, 1 (69), 178-185. (In Russian).

6. Korolenko Ts.P. (1991), Addiktivnoe povedenie. Obshchaya harakteristika i zakonomernosti razvitiya [Addictive behavior. General characteristics and patterns of development], Obozrenie psihiatricheskoj i medicinskoj psihologii, 1, 27-49. (In Russian).

7. Stepanova E.V. (2022), Profilaktika addiktivnogo povedeniya studencheskoj molodezhi [Prevention of addictive behavior of students], Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii, 3 (131). Available at: https://web.snauka.ru/issues/2022/03/97823 (Accessed: 10.05.2023) (In Russian).

8. Cohen A. (1965), Issledovanieproblem social'noj dezorganizacii i otklonyayushchegosya povedeniya [Research of problems of social disorganization and deviant behavior], Sociologiya segodnya, 520-521. (In Russian).

9. Pavlov N.V. & Kalabukhov D.A. (2016), Psihosocial'naya profilaktika addiktivnogo povedeniya molodezhi [Psychosocial prevention of addictive behavior of youth], Materialy VIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Sotsial'naya rabota v sovremennom mire: vzai-modeystviye nauki, obrazovaniya i praktiki", 30 noyabrya - 1 dekabrya 2016 goda [Materials of the VIII international scientific and practical conference "Social work in the modern world: the interaction of science, education and practice"], Belgorod, November 30 - December 1, 2016, 357359. (In Russian).

10. Yezhov O.Yu. & Klopov D.S. (2017), Addikcii u studentov medicinskogo vuza [Addictions in medical university students], Obra-zovatel'nyy vestnik "Soznaniye", 19 (12), 118-120. (In Russian).

11. Golovanova T.N. (2016), Osobennosti sklonnosti k razlichnym vidam zavisimosti u studentov vuzov [Features of the propensity to various

types of dependence among university students], VestnikMarijskogo gosu-darstvennogo universiteta, 1(21), 69-73. (In Russian).

12. Wasserman D. (2016), "Review of health and risk -behaviours, mental health problems and suicidal behaviours in young Europeans on the basis of the results from the EU-funded saving and empowering young lives in Europe (SEYLE) study", Psychiatria Polska, Vol. 50, no. 6, pp. 10931107. DOI 10.12740/PP/66954.

13. Ananyev B.G. (1974), K psihofiziologii studencheskogo voz-rasta [On psychophysiology of student age], Sovremennye psihologiches-kie problemy vysshej shkoly, 280 p. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 10.04.2023; одобрена после ре-

v

цензирования 12.05.2023; принята к публикации 16.05.2023. а

a

The article was submitted 10.04.2023; approved after reviewing § 12.05.2023; accepted for publication 16.05.2023. r

Cc

c

0

2 r

r h

r

a

a

1 o'

n f

p e n

e n

b e

h

a

i o

r n

r

t ^

a n

d

s e

c o n

d

a a

r s

u

e n

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.