Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ'

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малые и средние предприятия / сфера сервиса / резильентность / экзогенные шоки / адаптационные стратегии / Россия / small and medium-sized enterprises / service / resilience / exogenous shocks / adaptation strategies / Russia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болодурина Марина Павловна, Елизарьева Елена Александровна

Сфера услуг России в значительной степени представлена малыми и средними компаниями, успешность которых во многом зависит от таких свойств, как гибкость и способность противостоять различным внешним шокам. Целью настоящего исследования являлась систематизация факторов резильентности хозяйствующих субъектов РФ для разработки адаптационных стратегий малых и средних предприятий. В результате были определены современные риски их деятельности, обобщены адаптационные практики хозяйствующих субъектов РФ, представлены направления бифуркации малых и средних предприятий (на примере сферы сервиса), разработана карта адаптационных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of resistance factors of small and medium-sized enterprises in the development of adaptation strategies

The Russian service sector is largely represented by small and mediumsized companies, the success of which largely depends on such properties as flexibility and the ability to withstand various external shocks. The purpose of this study was to systematize the factors of resilience of economic entities of the Russian Federation for the development of adaptation strategies of small and medium-sized enterprises. As a result, the current risks of their activities were identified, the adaptation practices of business entities of the Russian Federation were generalized, the directions of bifurcation of small and medium-sized enterprises (using the example of the service sector) were presented, and the map of adaptation strategies was developed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 338.12

DOI 10.31249/espr/2024.01.03

М.П. Болодурина, Е.А. Елизарьева*

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ

Аннотация. Сфера услуг России в значительной степени представлена малыми и средними компаниями, успешность которых во многом зависит от таких свойств, как гибкость и способность противостоять различным внешним шокам. Целью настоящего исследования являлась систематизация факторов резильентно-сти хозяйствующих субъектов РФ для разработки адаптационных стратегий малых и средних предприятий. В результате были определены современные риски их деятельности, обобщены адаптационные практики хозяйствующих субъектов РФ, представлены направления бифуркации малых и средних предприятий (на примере сферы сервиса), разработана карта адаптационных стратегий.

Ключевые слова: малые и средние предприятия; сфера сервиса; резильент-ность; экзогенные шоки; адаптационные стратегии; Россия.

Для цитирования: Болодурина М.П., Елизарьева Е.А. Оценка факторов резильентности субъектов малых и средних предприятий при разработке адаптационных стратегий // Экономические и социальные проблемы России. - 2024. -№ 1. - С. 43-59.

* Болодурина Марина Павловна, канд. экон. наук, доцент кафедры управления персоналом, сервиса и туризма, ФГБОУ ВО Оренбургский государственный университет (Оренбург, Россия); bolodurina@inbox.ru

Bolodurina Marina, PhD (Econ. Sci.), Associate Professor of the Department of Personnel Management, Service and Tourism, OSU (Orenburg, Russia); bolodurina@inbox.ru

Елизарьева Елена Александровна, Институт менеджмента, экономики и предпринимательства, ФГБОУ ВО Оренбургский государственный университет (Оренбург, Россия); e.e.a93@bk.ru

Elizarieva Elena, Institute of Management, Economics and Entrepreneurship, OSU (Orenburg, Russia); e.e.a93@bk.ru

43

M.P. Bolodurina, E.A. Elizarieva Assessment of resistance factors of small and medium-sized enterprises in the development of adaptation strategies

Abstract. The Russian service sector is largely represented by small and medium-sized companies, the success of which largely depends on such properties as flexibility and the ability to withstand various external shocks. The purpose of this study was to systematize the factors of resilience of economic entities of the Russian Federation for the development of adaptation strategies of small and medium-sized enterprises. As a result, the current risks of their activities were identified, the adaptation practices of business entities of the Russian Federation were generalized, the directions of bifurcation of small and medium-sized enterprises (using the example of the service sector) were presented, and the map of adaptation strategies was developed.

Keywords: small and medium-sized enterprises; service; resilience; exogenous shocks; adaptation strategies; Russia.

For citation: Bolodurina M.P., Elizarieva E.A. Assessment of resistance factors of small and medium-sized enterprises in the development of adaptation strategies // Economic and Social Problems of Russia. - 2024. - № 1. - P. 43-59.

Введение

В последние годы внешние условия создают достаточно много проблем для функционирования российского бизнеса. Значимыми внешними шоками для него стало распространение коронавирусной инфекции, а также события, связанные с проведением Российской Федерацией Специальной военной операции (СВО). Следует отметить, что данные потрясения негативно отразились не только на экономике России, но и на всей мировой экономической системе, пошатнув ее стабильность и установленный порядок. Наиболее отчетливо влияние экзогенных шоков проявилось в хозяйственной деятельности малых и средних предприятий (МСП), особенно в сфере услуг (сервиса)1.

В период пандемии СОУГО-19 малые и средние сервисные компании были вынуждены прекратить, приостановить или оптимизировать существующие бизнес-модели из-за снижения востребованности оказываемых ими услуг, сокращения совокупного спроса, а также физического ограничения передвижения населения. Предприятия должны были реагировать на агрессивную внешнюю среду путем поиска вариантов сокраще-

1 Следует напомнить, что происходящий от английского слова «service» термин «сервис» буквально обозначает «услуга, оказание услуги, обслуживание, помощь». В отечественной научной литературе «сервис» и «услуги» обычно несколько отличаются по смыслу, однако существуют и другие точки зрения [Плотников, Иваненко, 2015, с. 72]. На основании этого в данной работе понятия «сфера сервиса» и «сфера услуг» используются как синонимы.

44

ния издержек, перестройки производственной деятельности за счет ускоренной цифровизации, реализации адаптационных и инновационных программ, создания экосистем и новых бизнес-моделей.

Способность экономики полностью восстанавливаться после воздействия шоков различной природы за счет внутренних адаптивных свойств определяется как ее резильетность [Акбердина, 2021, с. 1416]. Увеличение степени устойчивости хозяйствующих субъектов к экзогенным шокам, а также их способности к восстановлению, трансформации и обновлению в целом улучшают качество предпринимательской среды и уровень ее ре-зильетности. Желаемый результат может быть достигнут путем разработки и применения целенаправленных мер (рис. 1.). На особенностях их ключевых моментов остановимся подробнее ниже.

Рис. 1. Повышение резильентности субъектов сферы услуг Источник: Составлено авторами по данным: [Алексеев, 2023, с. 187; Акбердина, 2021, с. 1414; Кузык, 2023, с. 174].

Кризис, вызванный пандемией СОУГО-19, в конечном счете позволил сервисным компаниям заложить фундамент для будущего развития и освоения новых рынков. Однако короткий временной период до следующего крупного потрясения не позволил освоить большую часть инноваций и частных предпринимательских инициатив. Расширившиеся антироссийские санкции усилили потребность предприятий сферы сервиса в инструментах,

45

которые позволяли бы удовлетворять максимальное количество потребностей клиента в рамках одной рыночной единицы. Турбулентность и высокий уровень неопределенности требуют от компаний активно трансформировать свои производственные процессы, обобщая существующие практики повышения резильетности и используя накопленный опыт с целью выработки самостоятельных адаптационных стратегий.

Специфика деятельности малых и средних предприятий

Малый и средний бизнес как специфический вид предпринимательской деятельности широко распространен в США, Китае, Европейском союзе и других странах мира (рис. 2).

К 2022 г. действующих предприятий сектора МСП в США насчитывалось 33,2 млн, и в них было занято 61,7 млн человек, при этом более 80% малых предприятий не имели наемных работников [Small Business ... , 2022]. В Китае доля общего числа занятых в малом и среднем бизнесе к 2023 г. достигла 79,4%. Причем 47,1% - доля занятых в секторе услуг. Однако этот показатель не столь высок по сравнению с Японией и США, 73% и 79% рабочей силы которых, соответственно, в 2021 г. были заняты в сфере услуг [Distribution of the ... , 2023].

В России ситуация складывается иным образом: количество МСП в разы уступает их числу в западных странах и Китае. А по масштабам занятости в малом и среднем бизнесе Россия превосходит из рассмотренных стран только Японию (рис. 2).

Рис. 2. Количество действующих МСП и численности их персонала в России и зарубежных странах за 2022 г. Источник: составлено авторами по данным: [Small Business ... , 2022; Малый и средний бизнес ... , 2022; SME Performance ... , 2023; Доклад о состоянии малого ... , 2023].

46

Отличительной особенностью российских МСП является то, что они не играют роль катализатора экономического роста. Данное обстоятельство подтверждается низкой долей малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП, отчетливо заметной на фоне других стран мира (рис. 3).

80 60 40 20 о

56,0 60,0 55,0

Щ _Ш ■ ■

20,8

США

ЕС

КНР Япония РФ

Доля в ВВ11, %

Рис. 3. Доля малого и среднего бизнеса в общем объеме ВВП в ряде стран мира за 2021 г., в % Источник: Составлено авторами по данным: [Доклад Президенту РФ - 2021 ... , 2021].

Место малого и среднего бизнеса в качестве драйвера экономического развития особенно заметно в таких странах, как Китай (60% ВВП), США (56% ВВП) и Япония (55% ВВП). В РФ вклад МСП в формирование ВВП за последние пять лет не превышал 20% [Доклад Президенту РФ -2021 ... , 2021].

Федеральная служба государственной статистики РФ приводит сведения по общему количеству субъектов МСП без выделения в отдельную категорию субъектов сферы услуг, что затрудняет использование этой информации в качестве эмпирической основы исследования. Согласно доступным данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства за первое полугодие 2023 г. на территории РФ насчитывалось 5659,88 тыс. компаний, из которых 2600,56 тыс. относилось к сфере услуг, составляя 45,95% от общего числа МСП (рис. 4).

7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

5659.88 5917.49

2527.45 2600.56

на 10 июля 2022 г. Общее число МСП, тыс, ед.

на 10 июля 2023 г. МСП в сфере услуг, тыс. ед.

Рис. 4. Предприятия сферы сервиса в общем количестве МСП, тыс. ед. Источник: составлено авторами по данным: [Единый реестр субъектов ... , 2023].

47

Наибольший прирост количества МСП в России за период с середины 2022 по середину 2023 г. был отмечен в сфере образования (+12,2%), гостиничного бизнеса и общественного питания (+4,8%), а также в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (+3,7%) [Единый реестр субъектов ... , 2023].

Стратегическая ориентация МСП в сфере сервиса нацелена на удовлетворение уникально-индивидуальных потребностей населения, которые не могут быть оперативно удовлетворены крупными хозяйствующими субъектами. Согласно исследованию общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» к наиболее востребованным направлениям деятельности в сфере услуг по состоянию на 10.07.2023 относятся (в % от общего числа МСП): транспортировка и хранение - 10,17% (601,73 тыс. ед.); профессиональная, научная и техническая деятельность - 7,83% (463,46 тыс.); операции с недвижимым имуществом - 6,99% (413,36 тыс. ед.); деятельность в области информации и связи - 3,79% (224,4 тыс. ед.) [Экспертиза и аналитика ... , 2023].

Следует подчеркнуть, что для сферы сервиса и услуг в целом характерна повышенная степень риска (помимо внешних шоков, оказывающих влияние на деятельность всех субъектов экономики). Это обусловлено недостаточным уровнем рыночной власти предприятий по отношению к потребителям и поставщикам, а также небольшими размерами компаний, не позволяющими получать необходимую экономию от масштаба деятельности, которая создала бы определенную «подушку безопасности» и возможность противостоять многоплановым вызовам. Кроме того, рост уровня экономической неопределенности в 2020-2022 гг. Способствовал переходу значительной части населения России (целевая аудитория предприятий МСП сферы услуг) от потребительской модели поведения к сберегательной, предполагающей сокращение потребительского спроса. Данное обстоятельство негативно сказывается на возможности получения дохода предприятиями сферы услуг и усугубляет риски их деятельности.

Условия, в которых функционируют МСП сферы сервиса, сформировали ряд их отличительных особенностей: высокую устойчивость к цикличности экономических процессов; максимальную выживаемость и адаптацию к рыночной конъюнктуре и резким внешним преобразованиям; оперативность переключения на новые виды деятельности; опору на инновационную культуру. Постоянное изменение траектории экономического развития заставляет компании повышать уровень сопротивляемости и реконфигурироваться в шоковых условиях, смягчая тем самым возможные финансовые, кадровые, инвестиционные и нематериальные (репутационные) потери.

48

Факторы и риски развития малого и среднего бизнеса в сфере сервиса в России

Сфера сервиса представляет собой смешанный экономический сектор. При этом основная часть его участников - это микропредприятия, итоги деятельности которых достаточно сложно оценить (из-за ограниченности статистических данных), несмотря на то что они являются полноправными участниками рыночных отношений.

Совместное исследование Промсвязьбанка, общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и MAGRAM Market Research предоставляет возможность дать оценку состояния малого и среднего бизнеса России путем вычисления индекса деловой активности (RSBI), который включает в себя четыре компонента - продажи, инвестиции, кадры, кредиты. Значение индекса выше 50,0 п. означает рост деловой активности, ниже 50,0 п. - снижение. Если индекс остается равен 50,0 п., - на рынке наблюдается стагнация [Индекс опоры RSBI ... , 2023]. Компонента индекса RSBI «Продажи» во многом отражает уровень экономической активности субъектов МСП сферы услуг, что позволяет использовать ее для определения динамики компаний, в частности, за период с июля 2020 г. по сентябрь 2023 г. (рис. 5).

Рис. 5. Изменение индекса Я8Б1 сферы услуг по компоненту «Продажи»

за 2020-2023 гг., пункты Источник: составлено авторами по данным: [Индекс опоры ЯЗВ! ... , 2023].

Минимальные значения индекса Я8Б1 по компоненту «Продажи» наглядно отражают влияние крупных потрясений последнего времени.

49

Так, в период коронавирусной инфекции его значение было рекордно низким (14,8 п. вместо планируемых 43,8 п.), потом наблюдался рост показателя до момента наступления очередного шока (начала СВО и расширения антироссийских санкций). Таким образом, индекс Я8Б1 является индикатором, оперативно реагирующим на происходящие изменения в функционировании МСП сферы услуг.

Качественный анализ деятельности субъектов МСП сферы услуг дает возможность выявить (в соответствии со спецификой) существующие риски и их систематизировать (табл. 1).

Таблица 1

Современные риски деятельности субъектов МСП сферы услуг*

Риски Причина возникновения

Снижение потребительского спроса на услуги Сокращение реальных доходов населения и переход к «сберегательной» поведенческой модели, а также снижение инвестиционной активности со стороны юридических лиц

Снижение рентабельности Снижение спроса на услуги, повышение конкуренции, а также изменение предпочтений потребителей в сторону разнообразия спектра предоставляемых услуг с одной стороны, и их кастомизации - с другой

Потеря ключевых бизнес-партнеров Введенные санкции со стороны США и ЕС заставляют предприятия сферы сервиса переключаться на альтернативных поставщиков в дружественных странах, что не всегда позитивно влияет на качество и скорость предлагаемых услуг

Логистические трудности Невозможность использования традиционных логистических маршрутов, необходимость поиска новых транзитных маршрутов, удорожание логистики

Потеря квалифицированных кадров Внутренняя и внешняя миграция персонала, перетекание кадров в крупные предприятия обрабатывающей промышленности и частичная мобилизация обнажили проблему дефицита профессиональных кадров в стране

Увеличение мошеннических схем Нарастание напряженности геополитической обстановки ведет к росту мошеннических операций, увеличивая вероятность финансовых потерь и утраты жизнеспособности хозяйствующими субъектами

*Источник: составлено авторами.

Отечественные предприятия сферы услуг во время рыночных потрясений показывают различный уровень сопротивляемости. Хотя фирмы, внедрявшие инновации и экспортировавшие свою продукцию в предшествовавший второй волне санкций период, оказались лучше подготовлены к усилению санкционного давления [Кузык, 2023, с. 178]. В общем виде от степени резильетности (способности минимизировать и смягчать потери) каждого хозяйствующего субъекта зависит, насколько быстро он может адаптировать свою деятельность к меняющимся внешним условиям.

50

При выработке соответствующей адаптационной стратегии МСП сферы сервиса необходимо предварительно изучить и учесть факторы ре-зильетности предпринимательской среды, попытка систематизировать которые представлена в табл. 2.

Таблица 2

Адаптивные факторы резильетности предпринимательской среды в РФ*

Фактор Параметры

Стимулирование и развитие предпринимательства путем государственной поддержки - поддержка предпринимательства за счет субсидирования банковского сектора с целью развития антикризисных программ (ПСК1 «Инвестиционная», ПСК «Оборотная», программа 1764, льготный кредит, государственное поручительство); - консультационная, информационная, образовательная поддержка предпринимательской деятельности; - упрощение процедур в части государственных закупок; - налоговые льготы, упрощенные учет и представление налоговых деклараций

Релевантное поведение других участников рынка - переход предприятий от потребительско-посреднической деятельности (торговля, закупка основных комплектующих у других компаний - чаще всего иностранных) к созидательному предпринимательству (умению создавать блага самостоятельно); - постоянное совершенствование системы внутреннего управления крупными предприятиями для стабилизации всех производственных процессов и предотвращения регресса; - активная трансформация и создание новых российских брендов за счет локализации зарубежных марок, выход российских игроков в новые рыночные сегменты; - активная цифровизация бизнес-моделей

Деятельность институтов развития - создание государственных и частных организаций, нацеленных на поддержку бизнес-среды (ВЭБ.РФ, Мойбизнес.РФ, МСП.РФ, ООР «РСПП» - социальное предпринимательство, «Опора России» - поддержка МСП; разнообразные банковские продукты, направленные на повышение информационной грамотности предпринимателей); - ускоренный процесс запуска новых технологий путем предоставления грантов на создание опытных образцов, по результатам испытаний которых появляется основание для создания частных компаний для их производства и масштабирования

Территориальные (региональные) инициативы по поддержке предпринимательства - использование резервов и мобильность капитала между финансовым и промышленным секторами; преодоление существующих разрывов между предпринимателями на межрегиональном уровне; развитие различных адаптивных стратегий, связующих антикризисную политику государства и региональные рыночные позиции

*Источник: составлено авторами по данным: [Аналитический обзор рынка ... , 2023; Болодурина М.П., 2023, с. 70; Доклад Президенту РФ ... , 2021].

1 Программа стимулирования кредитов.

51

Стимулирование развития предпринимательства мерами государственной поддержки в отечественной экономике наиболее масштабно реализуется с начала пандемии в 2020 г. В истории России данный опыт государственной поддержки бизнеса беспрецедентен, а его пик приходится на момент введения санкционных ограничений. Если в период карантина во время пандемии поддержку получили 38,5% предпринимателей, то в условиях следующего кризиса - от 70 до 90% малых предприятий [МСП: Восстановление отложено ... , 2022].

В период с 15.01.2022 по 15.01.2023 получателями государственной помощи стали 311 381 субъект малого и среднего бизнеса (табл. 3). При этом 69,46% из них являлись индивидуальными предпринимателями, которые в основной своей массе относятся к микропредприятиям.

Таблица 3

Количественная характеристика адаптационных мер поддержки МСП в условиях экзогенных шоков*

Показатель 15.01.202115.01.2022 15.01.2022 -15.01.2023 Изменение (+/-)

абсолютное, ед. относительное, %

Факты поддержки, ед. 1 803 876 1 849 863 45 987 2,5

Получатели поддержки, ед. 369 620 311 381 -58 239 -15,8

Размер оказанной помощи, трлн руб. 0,41 0,62 0,21 51,2

*Источник: составлено авторами по данным: [Аналитический обзор рынка ... , 2023].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обширный комплекс адаптационных мер в России был направлен на удовлетворение потребностей МСП в консультационных (консультации по различным аспектам ведения бизнеса, таким как маркетинг, управление персоналом, налогообложение), финансовых (льготные кредиты, гарантии, субсидии и компенсация процентных ставок по кредитам), имущественных (предоставление государственного и муниципального имущества на льготных условиях), информационных (доступ к актуальной информации о мерах поддержки и изменениях в законодательстве) и образовательных (обучающие программы, семинары, тренинги) услугах, а также в создании необходимых объектов инфраструктуры, в разработке новых технологий и развитии научно-технического потенциала. В течение 2022 и 2023 гг. МСП могли пользоваться различными видами государственной поддержки, характеристика которых представлена на рис. 6.

Все эти меры были разработаны и реализованы государством с целью оказания помощи МСП в условиях нестабильной экономической ситуации. Согласно реестру, наибольшая доля пришлась на финансовую

52

поддержку - ее получили около 57,8% от 1,85 млн МСП в 2022 г. [Аналитический обзор рынка ... , 2023].

Рис. 6. Меры государственной поддержки МСП, % от общего количества получателей Источник: составлено авторами по данным: [Аналитический обзор рынка ... , 2023].

Значимой помощью для МСП стали кредитные каникулы. В период с 1 марта и до 30 сентября 2022 г. субъекты, работающие в наиболее пострадавших от санкций сферах (наука, искусство, туризм, общественное питание, медицина, информационные технологии, авиаперевозки и т.д., всего более 70 кодов ОКВЭД), имели право обратиться к своим кредиторам с просьбой отсрочить платежи по всем кредитам и займам, полученным до 1 марта 2022 г. (максимальный срок заморозки кредитных обязательств составлял 6 месяцев).

В 2016-2022 гг. при участии Минэкономразвития России, Минфина России, ФАС России, Федерального казначейства и АО «Корпорация «МСП» были реализованы системные меры по расширению доступа МСП к закупкам крупнейших заказчиков. В результате, несмотря на пандемию, санкционные ограничения и связанные с ними последствия, в отечественной экономике наблюдается устойчивый рост объема закупок крупнейших заказчиков у малого и среднего бизнеса: с 3,913 трлн руб. в 2020 г. до 4,381 трлн руб. в 2021 г. В 2022 г. прирост объема закупок составил более чем 60%, или 2,6 трлн руб., и впервые этот показатель превысил 7 трлн руб. [Закупки госкомпаний ... , 2023].

Стимулирование развития субъектов малого предпринимательства поддерживается также фискальными мерами. В частности, в Налоговый кодекс РФ включены специальные налоговые режимы (ст. 12 п. 7 НК РФ),

53

предусматривающие налоговые льготы, упрощенный учет и представление налоговых деклараций [Надеждина, 2022, с. 130].

Возросшая геополитическая неопределенность, неравномерность экономического роста по различным направлениям российской экономики и возникающие более жесткие бюджетные ограничения требуют от государства проведения долгосрочной экономической политики с использованием специализированных институтов развития [Галазова, 2023, с. 11]. В результате в последние годы принципиально изменилось значение ВЭБ.РФ, выполняющего теперь роль делегированного органа по управлению всеми институтами развития (в качестве единоличного исполнительного органа) и реализующего функции как координатора, так и гаранта их финансовой устойчивости (в том числе осуществляющего управление рисками институтов развития по проектному принципу).

Региональные власти, старясь повысить резильентность действующих предприятий, также применяют различные меры для их поддержки. Часть из них обеспечивает способность экономики сопротивляться с возвратом на исходную позицию. Тогда как другая направлена на адаптацию с выходом на новую траекторию развития [Чернова, 2023, с. 396].

Минэкономразвития РФ на форуме центров «Мой бизнес» выделило лучшие региональные практики по поддержке бизнеса, среди которых стоит особо отметить: вовлечение в предпринимательскую деятельность в образовательной среде (Алтайский край - «Фабрика бизнес-идей», Тюменская область - «Капитаны бизнеса», Пермский край - «Начни свое дело»), создание экосистем (Московская область - создание бизнес-центров «Мой бизнес» во всех муниципалитетах) и различных кейсов (поддержка креативной индустрии, социального предпринимательства, женского предпринимательства и пр.) [Минэкономразвития России ... , 2022].

Адаптационные стратегии МСП в сфере сервиса

Выбор адаптационных стратегий МСП является важной составляющей в достижении их максимальной резильентности. Обеспечение устойчивости функционирования при сложившейся форме организации деятельности представляет собой системную адаптацию, тогда как переход к новой форме организации, происходящий в зоне бифуркации в соответствии с перестройкой внешнего окружения - это средовая адаптация [Алексеев, 2023, с. 186].

Современные направления бифуркации МСП (в том числе сферы сервиса), т.е. приобретение нового качества в ходе развития, трансформации и обновления при незначительном изменении параметров, представлены на рисунке 7.

54

Рис. 7. Бифуркация субъектов МСП (составлено авторами)

Сложившиеся геополитические условия и особенности функционирования МСП сферы сервиса внутри страны ведут к появлению различных практик решения актуальных проблем производственной деятельности. Подобные практики могут быть объединены в некоторые типологические группы (управление ресурсами компаний, кадровые и цифровые решения) в целях систематизации, обобщения опыта и разработки карты возможных адаптационных стратегий (табл. 4).

Управление ресурсами МСП сферы сервиса в настоящее время выгодно осуществлять, используя электронную коммерцию, аутсорсинг и лизинг. С целью поддержки роста объемов e-commerce в РФ в период с 2019 по 2024 г. создан нацпроект «Цифровая экономика» [Цифровая экономика РФ ... , 2023]. Активное распространение e-commerce уже получило в области образовательных (онлайн-проекты по обучению школьников и студентов, профессиональная переподготовка, приобретение знаний по маркетингу, трейдингу, копирайтингу и другим направлениям) и транспортных услуг (такси, каршеринг, грузоперевозки).

Аутсорсинг бизнес-процессов МСП (в том числе в сфере услуг) в целях повышения их резильетности направлен на сокращение затрат на ведение бухгалтерского учета, маркетинг и рекламу, решение логистических задач и юридическое обслуживание и даже на поиск клиентов. Одновременно это позволяет уменьшить численность персонала. В свою очередь лизинг в условиях структурного кризиса является одним из наиболее

55

привлекательных инструментов повышения уровня обеспеченности МСП основными средствами.

Таблица 4

Карта адаптационных стратегий субъектов МСП

(составлено авторами)

Управления ресурсами компаний Электронная коммерция (e-commerce) Активное развитие маркетплейсов и электронных площадок по предоставлению услуг

Аутсорсинг Особое развитие в последние годы в сфере услуг получил IT-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов

Лизинг Льготный лизинг (6% для российского оборудования, 8% - для зарубежного) до 50 млн руб.

Кадровые решения для малых и средних компаний Аутстаффинг Аренда персонала через специализированные агентства (в своей деятельности используют такие сферы услуг, как клининг и общепит)

Обучающие платформы Например, цифровая платформа МСП.РФ

Цифровые решения Инновационные платежные инструменты Применение технологий API, NFC-технологий, QR-кодов, смарт-контракты

Цифровые технологии Чат-боты, собственные мобильные приложения, облачные технологии, искусственный интеллект

Цифровые инфраструктурные проекты Например, «цифровой профиль предпринимателя»

Оценивая произошедшие изменения в обеспечении кадрами МСП в шоковые периоды, необходимо отметить массовый переход на дистанционный формат работы и поиск надежных способов найма персонала, одним из которых стал аутстаффинг1. Максимальную заинтересованность в аутстаф-финге демонстрируют МСП сферы услуг, которые имеют сезонный или неравномерный спрос на свои услуги (гостиницы и рестораны, клининг). Кроме того, преобразования структуры спроса на труд и требования эффективного перераспределения рабочей силы создали предпосылки для развития системы подготовки и переподготовки кадров, направленной на повышение цифровой грамотности сотрудников [Карпунина, 2022, с. 162].

Экономические потрясения последнего времени резко ускорили темпы внедрения цифровых технологий в работу компаний. В результате появляются совершенно новые подходы к ведению бизнеса, изменяется сама

1 Аренда персонала - способ организации работы с разными сотрудниками, при котором агентство-аутстаффер оформляет специалиста к себе в штат, но фактически он работает на другого работодателя (заказчика).

56

организационная культура компаний, расширяется набор цифровых решений для практического использования, возникает возможность общения между потребителями и производителями в уникальной цифровой среде.

К способам повышения резильетности предприятий сферы услуг можно отнести применение инновационных платежных инструментов, применение цифровых технологий и осуществление инфраструктурных проектов. В частности, МСП сферы услуг активно внедряют в свою практику такие цифровые инструменты, как КБС-технологии1, ОЯ-коды, смарт-контракты, а также используют чат-боты на своих сайтах и разрабатывают собственные мобильные приложения, применяют облачные технологии и искусственный интеллект. Компании, которые не следуют современным цифровым трендам, проигрывают своим конкурентам не только в экспансии на пользовательском рынке, но и в рекламе и сбыте своей продукции [Сазонов, 2022, с. 311].

В конечном счете реализация адаптационных стратегий МСП ведет к положительной трансформации самой сферы услуг.

Заключение

В современном мире сформировалось понимание необходимости массового предпринимательства, которое способствует устойчивому экономическому росту и стимулирует инновационную активность. В первую очередь массовое предпринимательство связано с деятельностью МСП, получивших наибольшее распространение в сфере услуг. Согласно выводам китайских исследователей, «активный рост сервисных компаний и постоянное расширение сферы обслуживания привело к количественному увеличению малых и средних предприятий, что является основной силой в защите национальной экономики и обеспечении возможностей трудоустройства, а также важной основой для построения современной экономической системы» [Го Юнь, 2023, с. 353].

Релевантная современным вызовам оптимизация деятельности характерна не только для бизнес-процессов крупных предприятий, но и служит направлением развития МСП, в том числе и сферы сервиса. При этом целесообразно повышение резильентности хозяйствующих субъектов, под которой предлагается понимать способность преодолевать возникающие экзогенные потрясения и адаптироваться к динамичным изменениям экономической системы без ущерба для возможностей развития. Хотя оценить свойство резильентности предприятий, функционирующих в условиях повышенной экономической неопределенности, можно только на постсобытийной основе.

1 Технология беспроводного обмена данными между устройствами малого радиуса действия (на расстоянии до 10 см).

57

В современных сложных условиях отечественные МСП сферы сервиса уже продемонстрировали свойство резильентности: помимо изменений в стандартных процессах (сокращение издержек, инвестиций, невостребованных услуг) преобразуя свою деятельность. Систематизация и обобщение существующих практик, а также разработка на их основе собственных стратегий адаптации помогает субъектам российской экономики противостоять многоплановым вызовам.

Список литературы

1. Акбердина В.В. Факторы резильентности в российской экономике: сравнительный анализ за период 2000-2020 гг. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2021. - Т. 17, № 8(401). - С. 1412-1432.

2. Алексеев М.А. Типология адаптации сложностных социально-экономических систем в ракурсе организменного подхода // Вестник НГУЭУ. - 2023. - № 1. - С. 184-205.

3. Аналитический обзор рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. По итогам 2022 года // Банк России. - 2023. - 19.07. - URL: https://cbr.ru/ Collection/Collection/File/45145/inf_material_msp_2022.pdf (дата обращения: 19.11.2023).

4. Болодурина М.П., Елизарьева Е.А. Государственная поддержка инвестиционной привлекательности предприятий сферы сервиса в новых геополитических условиях // Экономические и социальные проблемы России. - 2023. - № 2. - С. 60-78.

5. Галазова С. С. Новый этап оптимизации российских институтов развития // Вестник НГУЭУ. - 2023. - № 2. - С. 10-18.

6. Го Юнь, Ли Чжэньюй. Исследование факторов, влияющих на поведение малых и средних предприятий провинции Шаньси в области приобретения разведывательной информации - на примере индустрии программного обеспечения и услуг информационных технологий // Data Mining. - 2023. - № 13(4). - С. 352-365.

7. Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019-2022 гг. // Министерство экономического развития Российской Федерации. - 2023. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/ 24f01970a69e33b47c3142da6f3be5d9/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rossiyskoy_federacii_i_ merah_po_ego_razvitiyu_za_20192022_gg.pdf (дата обращения: 07.12.2023).

8. Доклад Президенту РФ - 2021. МСП / Постковид // Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. - 2021. - URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/ 2021/7.pdf (дата обращения: 15.11.2023).

9. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба. - 2023. - URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 18.11.2023).

10. Закупки госкомпаний у МСП резко выросли // Коммерсантъ - 2023. - 15.05. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/5985614 (дата обращения: 18.11.2023).

11. Индекс опоры RSBI // Общероссийская общественная организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». - 2023. - URL: https://opora.ru/projects/indeks-opory-rsbi/ (дата обращения: 18.11.2023).

58

12. Карпунина Е.К., Моисеев С.С., Карпунин К.Д. Трансформация рынка труда в период пандемии: новые риски экономической безопасности // Друкеровский вестник. - 2022. -№ 1. - С. 156-165.

13. Кузык М.Г. Стратегии адаптации российских компаний к санкциям 2022 г // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2023. - № 3(60). - С. 172-179.

14. Малый и средний бизнес в Китае // Российско-азиатский союз промышленников и предпринимателей. - 2022. - 11.08. - URL: https://raspp.ru/business_news/Malyy-i-sredniy-biznes-v-Kitaye/ (дата обращения: 10.11.2023).

15. Минэкономразвития России назвало лучшие региональные практики в поддержке бизнеса // Минэкономразвитие. - 2022. - 16.07. - URL: https://www.economy.gov.ru/ material/news/minekonomrazvitiya_rossii_nazvalo_luchshie_regionalnye_praktiki_v_podder zhke_biznesa.html (дата обращения: 10.12.2023).

16. МСП: Восстановление отложено на 4 года // Национальное рейтинговое агентство. -2022. - 21.10. - URL: https://www.ra-national.ru/analitika/msp-vosstanovlenie-otlozheno-na-4-goda/ (дата обращения: 19.11.2023).

17. Надеждина С. Д. Налоговое стимулирование малого предпринимательства как одно из направлений экономической политики государства российского // Вестник НГУЭУ. -

2022. - № 1. - С. 127-137.

18. Плотников В.А., Иваненко М.Г. Подходы к анализу понятий «сервис» и «услуга» // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2015. - № 3(33). - С. 69-72.

19. Сазонов А. А. Цифровые трансформации как импульс всестороннего развития малого и среднего бизнеса // Московский экономический журнал. - 2022. - № 8. - С. 303-314.

20. Цифровая экономика РФ // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - 2023. - 01.03. - URL: https://digital.gov.ru/ ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f (дата обращения: 12.12.2023).

21. Чернова О. А. Резилиентность регионов России в условиях восстановительного роста: скачок вперед или отскок назад? // Journal of Applied Economic Research. - 2023. - Vol. 22, N 2. - P. 381-403.

22. Экспертиза и аналитика // Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». - 2023. - 10.07. - URL: https://opora.ru/ analytics/ (дата обращения: 18.11.2023).

23. Distribution of the workforce across economic sectors in China from 2012 to 2022 // Statista. -

2023. - 29.09. - URL: https://www.statista.com/statistics/270327/distribution-of-the-workforce-across-economic-sectors-in-china/ (дата обращения: 10.11.2023).

24. SME Performance Review // An official website of the European Union. - 2023. - 27.06. -URL: https://single-market-economy.ec.europa.eu/smes/sme-strategy/sme-performance-review_ en (дата обращения: 12.11.2023).

25. Small Business Statistics Of 2023 // Forbes Advisor. - 2022. - 07.12. - URL: https:// www.forbes.com/advisor/business/small-business-statistics/ (дата обращения: 12.11.2023).

Статья получена: 19.12.2023 Одобрена к публикации: 11.01.2024

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.