ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
A.M. Тимофеева, Г.В. Иванова Красноярский государственный торгово-экономический институт
В Российской Федерации в последнее десятилетие сохраняются и появляются новые негативные тенденции в формировании общественного здоровья. Одним из главных является ухудшение физического развития и состояния здоровья детей и подростков - трудового, оборонного, интеллектуального и репродуктивного потенциала общества [5]. Для детей школьного возраста рациональное питание имеет особое значение в связи с особен-
ностями роста и развития в этот период, а также с интенсивностью учебной нагрузки [2]. Поэтому оценка и характеристика структуры питания и пищевого статуса детского населения является актуальной задачей [1].
Ситуация с организацией питания школьников в российских образовательных учреждениях остается тревожной. Полноценное, сбалансированное питание, необходимое для обеспечения роста и развития детей, профилактики заболеваний и повышения работоспособности, получают далеко не все учащиеся [3]. Крайне неблагоприятная ситуация в 2004-2005 учебном году отмечена и в Красноярском крае.
Целью работы было изучение фактического питания школьников г. Красноярска для последующей его коррекции в соответствии с существующими нормами и принципами рационального питания.
В 2005 и 2006 гг. в рамках изучения организации школьного питания было проведено социологическое исследование. Для этого было выбрано пять типичных общеобразовательных учреждений, находящихся в четырех из семи районов г. Красноярска. Методом сбора информации послужил письменный опрос (анкетирование) школьников, их родителей и организаторов школьного питания г. Красноярска [6].
Около половины вопросов, входящих в анкеты школьников, их родителей и организаторов школьного питания совпадали (вилочный опрос), чтобы более детально исследовать питание детей в школах г. Красноярска.
Были изучены:
спрос на продукты питания среди учащихся школ, с учетом мнения родителей школьников и организаторов школьного питания;
структура питания учащихся школ, с учетом мнения родителей и организаторов школьного питания;
режим питания учащихся в школе и дома;
недостатки в организации школьного питания;
стоимость школьного питания и его финансирование;
состояние здоровья школьников;
мнения школьников о продуктах питания лечебно-профилактического назначения;
предложения школьников, их родителей и организаторов школьного питания по совершенствованию школьного питания.
Специально разработанные (при участии всех заинтересованных сторон) анкеты включали вопросы, характеризующие режим, структуру и характер питания детей, спрос и цены на продукцию в школьных столовых, а также частоту потребления продуктов питания в течение недели учащимися обследованных школ.
Одной из главных проблем в организации питания российских школьников является недостаточное его финансирование из бюджетов различного уровня [3]. Поэтому часть вопросов в анкетах была посвящена состоянию здоровья и питания детей в общеобразовательных школах и стоимости продукции школьного питания.
Средняя стоимость завтрака в городах России составляет 5-7 руб., обеда 20-25 руб. [3]. В обследованных общеобразовательных учреждениях г. Красноярска, по мнению организаторов школьного питания, обед в школьной столовой может стоить 15-20 руб. (64,70 %), 10-15 руб. (17,65 %) и более 20 руб. (17,65 %). Наценка на питание в школьных столовых в среднем составляет 30^4-0 %. Данные о тратах школьников и их родителей в школьных столовых в течение дня представлены на рис. 1.
Рубли
Рис. 1. Стоимость школьного питания ш день.
Из федерального бюджета выделяются средства на питание только детям, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС, и на ряде других дотационных территорий. Вместе с тем из местных бюджетов выделяются средства на питание детей только из малообеспеченных и многодетных семей. Практически на всех территориях Российской Федерации родители оплачивают горячее питание учащихся [3].
Организаторы школьного питания г. Красноярска отмечают в анкетах, что все виды дотаций выделяются в зависимости от контингента учащихся. А вот многие родители (43,48 %) воздержались от ответа, так как не проинформированы о дотациях и путях их применения. Некоторые учащиеся получают несколько видов дотаций в зависимости от социального положения семьи: 1,95 руб. - 5 % детей; 3,90 руб. - 15 %; 5 руб. - 21 %; 7 руб. - 5 %; «дотаций нет» - ответили 10 % школьников, воздержались от ответа или не знают - 44 % детей.
Хотя большинство опрошенных родителей отмечают невысокий уровень доходов в семье (52,9 % опрошенных родителей имеют доход более 2 тыс. руб. на одного члена семьи в месяц и лишь 26,09 % - более 5 тыс. руб.), питание в школе получают почти 93 % учащихся. Однако школьники редко приобретают комплексные обеды и завтраки, покупают еду по своему усмотрению, вместо той, которая необходима для полноценного роста молодого организма.
Один раз в день в школе питаются 57,1 % школьников, хотя, по мнению родителей, в школе питаются 64,5 % учащихся. Только 55,8 % опрошенных родителей уверены, что их дети тратят деньги на питание в школьной столовой, а вот 19,6 % считают, что они тратят их в соседних магазинах, и 18,8 % родителей вообще не уверены, что дети тратят деньги на питание. Анализ результатов анкетирования показал, что в целом школьные столовые посещают 92,8 % опрошенных школьников, причем ежедневно из них посещают школьную столовую около 44 % школьников (по мнению родителей, около 47 %). Несколько раз в день школьную столовую посещают 19,4 % опрошенных школьников, а вот два-три раза в неделю, по мнению родителей, в столовой питаются 23,2 % школьников, что подтверждают только 18,2 % школьников.
Охват учащихся 5-11 классов горячим питанием в 2005-2006 учебном году в среднем по России составил 52,7 % [3]. Результаты нашего исследования показывают, что только 26,2 % обследованных красноярских школьников предпочитают получать в школе скомплектованные завтраки и обеды, а 84,3 % школьников устраивает свободный выбор блюд, и с этим согласны 76,1 % родителей и 82,4 % организаторов школьного питания. Это связано в первую очередь с тем, что школьники предпочитают буфетную продукцию, в ассортименте которой газированная вода, пицца, сосиска в тесте, пирожные, шоколад, печенье, чипсы, конфеты, мороженое, т. е. продукты, имеющие как низкую пищевую плотность, так и высокую энергоценность [3].
Больше половины школьников предпочитают получать в школьных столовых сок и сосиску в тесте, а также пиццу (48,8 %), пирожные (46,6 %) и газированную воду (42,9 %). Радует, что 41,4 % школьников предпочитают салаты и 38,0 % - фрукты, однако чуть меньше школьников (35,5 %) любят шоколад и печенье, горячие напитки, пирожки, беляши. Таким образом, исследования показали неодинаковое отношение детей к еде. Одной из причин этого является недостаточный уровень знаний основ здорового питания среди школьников [3].
Полезные для здоровья продукты пользуются спросом менее чем у 30 % детей. Бобовые желают получать только 7,7 % опрошенных школьников, яйцо, кашу и рыбу - только 10-13 %. Макароны готовы использовать в питании 20 %, супы - 22,5 %, а картофель и овощи - только 23,5 %. Огорчает, что чипсы желают получать в школьной столовой практически столько же респондентов (29,3 %), сколько и мясо (30 %). Однако мнение организаторов школьного питания не всегда совпадает с мнением школьников. Организаторы считают, что больше всего школьники предпочитают пиццу (94 %), что подтверждается фактом продаж пиццы в школьных столовых. В остальном мнение школьников совпадает с мнением организаторов школьного питания. Курицу, мясо и чипсы предпочитают 64,7 % школьников, а супы, молоко, каши, яйцо и бобовые они не любят совсем (более 20 % школьников не едят яиц, творога, круп и рыбы).
Респондентам-родителям задавался вопрос, разделяют ли они мнение коммерсантов, что в школах можно продавать газированную воду, чипсы,
жевательную резинку и другую покупную продукцию, на что около 20 % родителей ответили утвердительно.
Недостаточное обеспечение школьников горячим питанием ведет к ряду заболеваний, в том числе к болезням желудочно-кишечного тракта. Рационы школьников перегружены углеводами за счет избытка кондитерских и хлебобулочных изделий, сахара. Энергоценность рационов обеспечивается за счет углеводсодержащих продуктов [3]. Избыток углеводов приводит к появлению избыточной массы тела, способствует развитию нарушений углеводного обмена, кариеса. Витаминами и минеральными веществами рационы питания детей также обеспечены недостаточно [4].
Большинство опрошенных школьников считают, что они не имеют никаких заболеваний: в Октябрьском районе - 67,35 %, в Советском -66 %, в Железнодорожном - 72,73 %, в Центральном - 75 %. Хотя в Октябрьском районе родители отмечают, что только 2 % школьников имеют хорошее здоровье, обычное здоровье современного ребенка - 41,6 %, заболевания пищеварительной системы - 20,8 %, другие хронические заболевания - 16,6 %. В Советском и Железнодорожном районах соответственно 35,2 и 20,7 % родителей отвечают, что дети имеют заболевания пищеварительной системы и другие хронические заболевания. Самая низкая заболеваемость хроническими заболеваниями - в Центральном районе, заболеваниями пищеварительной системы страдают, по мнению родителей, 2 % школьников. Хорошее здоровье (11,76-15,58 %) и обычное здоровье современного ребенка (35,29-55 %) отмечают родители детей Советского, Железнодорожного и Центрального районов.
Большинство родителей считают, что уровень организации работы школьных столовых зависит от директора школы (59,4 %) и районного отдела образования (43,4 %), однако 15,2 % родителей отмечают важность участия федеральной власти в вопросах питания школьников (рис. 2).
От всех служб и организаций От организаторов питания От работников столовой От коммерсантов От родительского комитета От директора школы От Райно От губернатора От федеральной власти
Рис. 2. Структура ответов родителей на вопрос: «От кого зависит уровень организации работы школьных столовых?».
Социологический опрос ярко показал, что для формирования у населения принципов и навыков здорового питания необходимо ликвидировать информационный дефицит в вопросах культуры питания путем разработки и внедрения в школьный курс специальных обучающих программ, проведения постоянной пропаганды здорового питания.
Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о неудовлетворительной организации горячего питания в школьных столовых г. Красноярска. Это выражается в невысоком качестве пищи, неудовлетворительном санитарном состоянии столовых, низком уровне осведомленности школьников о здоровом питании, проблемах оплаты школьного питания.
В свете реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по улучшению организации питания школьников [3], а также на основании результатов наших исследований считаем необходимым принять следующие меры:
разработать и внедрить в школах обучающие программы здорового питания;
разработать ассортимент продукции повышенной пищевой плотности и энергетической ценности для реализации в буфетах и в составе скомплектованных рационов;
шире использовать местную сырьевую базу;
разработать доступную по цене витаминизированную продукцию для школьного питания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батурин А.К. Разработка системы оценки и характеристика структуры питания и пищевого статуса населения России. Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1998.
2. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. М.: Медицина, 2001. 181 с.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 июля 2006 г. № 18 «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях».
4. Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Суханов Б.П., Кудашева В.А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека. Справочное руководство по витаминам и минеральным веществам. М.: Колос, 2002. 424 с.
5. Проблемы санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны //Здоровье населения и среда обитания. 2005. № 6. С. 1-3.
6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросовет, 2000. 596 с.