ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ФРУСТРАЦИОННОЙ
ТОЛЕРАНТНОСТИ
Арзикулов А.Ш., Арзибеков А.Г., Юсупов К.М.
Андижанский государственный медицинский институт
Школьная дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. Целью работы было изучение особенностей психоэмоциональных реакций у школьников с дезадаптационными нарушениями. Материалом для исследования служили школьники с дезадаптационными нарушениями 7-11 (30 мальчиков и 32 девочек) и 12-17 (26 мальчиков и 24 девочек) лет. Исследования проводились с применением методики фрустрационной толерантности S. Rosenzweig. Исследования показали, что, среди причин, определяющих дезадаптацию, ведущими являются склонность к эксплозивности, неспособность корригировать свои эмоциональные и поведенческие реакции.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, школьники, адаптация, поведенческие реакции.
ESTIMATION OF THE EMOTIONAL SPHERE OF SCHOOLBOYS BY THE METHOD OF
FRUSTRATION TOLERANCE.
School maladjustment "is a violation of the adaptation of the student's personality to the conditions of schooling, which acts as a particular phenomenon of the child's general ability to adapt to mental disorders due to any pathological factors. The aim of the work was to study the characteristics of psychoemotional reactions in schoolchildren with maladjustment disorders. The material for the study was schoolchildren with maladjustment disorders of 7-11 (30 boys and 32 girls) and 12-17 (26 boys and 24 girls) years old. determining maladjustment, the leading ones are the tendency to explosiveness, the inability to correct their emotional and behavioral reactions.
Key words: emotional sphere, schuolniki, adaptation, behavioral reactions.
У детей и подростков - школьников с реакциями дезадаптации выявляются характерные типы и направление эмоционального реагирования на фрустрацию; чаще проявляется экстрапунитивная (внешнеобвиняющая) и менее часто импунитивная (уклоняющая ) направленность.
Анализ показывает, что в существующей системе дефиниций понятие школьной дезадаптации не является ни описательным, ни диагностическим. Это понятие во многом собирательное и включает социально-средовые, психолого-педагогические, медико-биологические факторы или вернее условия развития самого явления школьной дезадаптации. Такой многофакторный подход показывает с какой долей вероятности те явления, которые относятся к школьной дезадаптации, сочетаются с теми или иными социальными, педагогическими, психологическими и патологическими признаками.
Школьная дезадаптация" - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо
патологическими факторами. (Вроно М.В., 1984; Ковалев В.В., 1984). Под этим углом зрения школьная дезадаптация и для родителей, и для педагогов, и для врачей, как правило, расстройство в рамках вектора "болезнь/ нарушение здоровья, развития или поведения".
Целью нашей работы было изучение особенностей психоэмоциональных реакций у школьников с дезадаптационными нарушениями.
Материалом и методом для исследования служили школьники с дезадаптационными нарушениями 7-11 (30 мальчиков и 32 девочек ) и 12-17 (26 мальчиков и 24 девочек) лет. Исследования проводились с применением методики фрустрационной толерантности S. Rosenzweig. Выбор данной методики обусловлен тем, что она позволяет определить в способность ребенка к психологической защите, а также характер адаптивных реакций на возможные стрессовые (фрустрирующие) ситуации.
По материально бытовым условиям, физическому развитию, заболеваемости обе группы к началу обследования детей существенно не различались.
Анализ полученных нами результатов показывает на присутствие психоэмоциональных параллелей у всех детей с проявлениями дезадаптации.
Как видно из таблицы, степени реагирования и качество изменения психоэмоционального профиля зависят от возраста обследуемых. Так, у мальчиков и девочек в возрасте 7-11 лет изменения психоэмоционального фона достоверно отмечались снижением по импунитивной «М» направленности реакции (20,4±5,11; P<0,01). В целом же наблюдается усиление снижения толерантности к фрустрации, что проявляется повышением показателя экстрапунитивных «Э» реакций (48,65±6.34) и реакций продолжения потребности «I-P» (44,45±6,31; P<0,05) .
У подростков учащихся с реакцией дезадаптации соотношение между типами реакций и их направленностью резко нарушены. Констатируется достоверный рост экстрапунитивных «Э» реакций самозащитного типа (58,25±3,5; P<0,05) по сравнению с детьми 7-11 лет и по сравнению
показателями детей 12-17 лет здоровой популяции. Также отмечается выраженная тенденция увеличения показателя реакции продолжения потребности «I-P» (21,75±2,98; P<0,001).
Реакция по типу «О-Д» (21,95±2,99; P<0,01) - доминирования препятствие снижена по сравнению со здоровой популяцией.
Результаты исследования свидетельствуют, что на стрессовую ситуацию школьники с дезадаптацией склонны реагировать агрессией на окружающих, излишней самозащитой и их эмоциональные реакции отличаются неадекватностью.
Психоэмоциональное реагирование школьников с дезадаптационными __нарушениями (в%)_
Тип 7-11 ЛЕТ 12-17 ЛЕТ
Реагировани Здоровые (n=178) Дезадаптацией Здоровые Дезадаптацией
я (n=62) (n=191) (n=50)
I 24,2±3,21 30,9±5,86 20,55±2,92 23,8±3,08
Э 38,45±3,64 48,65±6,34 48,2±3,61 58,25±3,56*
М 37,35±3,62 20,4±5,11* 31,45±3,35 17,95±2,77*
I-P 37,18±3,62 44,45±6,31 13,1±2,44 21,75±2,98*
О-Д 24,72±3,23 19,2±5,0 37,5±3,50 21,95±2,99*
Э-Д 38,1±3,63 36,35±6,10 49,45±3,61 56,3±3,58
Отмеченные звездочкой (*) - данные достоверны по отношению к показателям здоровой популяции школьников.
Низкий «О-Д» в обеих возрастных группах (19,2±5,0 и 21,95±2,99; P<0,001) 7-11 и 12-17 лет свидетельствует о снижении критичности и самооценки. Препятствие, вызвавшее фрустрацию, детьми оценивается как не имеющее серьезного значения или дети ищут источник конфликта вне себя.
Достоверно реже, чем в норме, ответы импунитивной направленности и несколько чаще -интрапунитивные (23,8±3,08; Р<0,05).
Оценка эмоциональной сферы детей и подростков с дезадаптацией методом Роршах также указывает на характерные признаки, свидетельствующие о повышенной аффективности, слабо контролируемой интеллектом и сниженных возможностях адекватной адаптации к окружающей среде.
Как известно интерпретации стимульного материалов обследовании в которых учитывается цвет изображения (CF, FC, е), относятся к оценке эмоциональной сферы, причем степень участия формы указывает на различные виды контроля со стороны интеллекта . CF- ответы (7,2 и 6,6; 8,1 и 8,9 в 7-11 и 12-17 лет соответственно у мальчиков и девочек) у дезадаптированных школьников больше, чем в популяции здоровых. Соотношения FC> (CF+c) преимущественно правосторонняя, что лишний раз доказывает о неустойчивой аффективности и сниженных возможностях адаптации.
Заключение. Таким образом, среди причин, определяющих дезадаптацию, ведущими являются склонность к эксплозивности, неспособность корригировать свои эмоциональные и поведенческие реакции. В результате дети создают вокруг себя конфликтные ситуации и сами реагирует на них усугублением психопатоподобного поведения.
У детей и подростков - школьников с реакциями дезадаптации выявляются характерные типы и направление эмоционального реагирования на фрустрацию; чаще проявляется экстрапунитивная (внешнеобвиняющая) и менее часто импунитивная (уклоняющая ) направленность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Арзикулов А.Ш., Махсумов М.М., Арзикулова Д.А. Личностные ососбенности детей и подростков кзбекской популяции при некоторых соматических заболеваниях // Современные проблемы науки и образования.-2020.-№5. Стр 50-55
2. Печера К.Л. Психологическая готовность детей к школе.// Российский педиатрический журнал.-2014.- №3, С.60-62.
3. Румянцев А.Г., Панков Д.Д. Актуальные проблемы подростковой медицины.- М.,2002, 230 с.
4. Румянцев А.Г., Панков Д.Д.,Чечельницкая С.М. Новые подходы к мониторингу здоровья школьников. // Российский педиатрический журнал.-2004.-№3, С.4-7.
5. Сетко Н. П., Кузько Н. Н., Кирнасюк Е.В. и др. Физиолого-гигиенические аспекты сохранения индивидуального здоровья школьников. // Российский медицинский журнал, 2003, №2, с.48-49.
6. Шмакова О.П. Влияние школьного фактора на клиническую компенсацию подростков с формирующимися расстройствами личности. // Материалы 3-ймеждународной научно-практической конференции «здоровье и образование в 21 веке», 29-31 май, 2002, с.435-436.