Научная статья на тему 'Клинико-психологическая оценка школьной дезадаптации'

Клинико-психологическая оценка школьной дезадаптации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
146
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Арзикулов А. Ш., Солиева М. О., Пазилжанова М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Клинико-психологическая оценка школьной дезадаптации»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

© Коллектив авторов, 2003

А.Ш. Арзикулов, М.О. Солиева, М.П. Пазилжанова

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШКОЛЬНОЙ

ДЕЗАДАПТАЦИИ

Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан, Республика Узбекистан

Целью нашей работы было изучение особенностей психоэмоциональных реакций у школьников с дезадапта-ционными нарушениями. Материалом для исследования служили школьники с дезадаптационными нарушениями 7—12 лет (30 мальчиков и 32 девочки) и 13—17 лет (26 мальчиков и 24 девочки). Исследования проводили с применением методики фрустрационной толерантности Б. Коземше1§. Обследуемому предъявляли 24 рисунка, на каждом из которых изображено 2 или 3 говорящих человека. Содержание рисунков включает ситуации препятствия и ситуации обвинения. Ответы ребенка оценивают по направлению и типу реакций. Возможные направления реакций: 1) внешнеобвинительные реакции (Е), для которых характерно осуждение, порицание, негодование, упреки, направленные на других людей или объекты внешнего мира; 2) самообвинительные (I), для которых характерно чувство собственной вины, угрызение совести, агрессия направлена на самого себя; 3) безобвинительные (М), когда наблюдается отсутствие обвинения как самого себя, так и окружающих. Возможные типы реакций:

1) препятственно-доминантные реакции (О—Д), когда в ответах ребенка подчеркивается наличие препятствия;

2) самозащитные (Е—Д), когда в ответах подчеркивается осуждение кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонение от упрека; 3) разрешающие реакции (I—Р), когда ответ направлен на разрешение фрустриру-ющей ситуации.

Метод адаптирован и стандартизирован у 550 здоровых школьников. Выбор данной методики обусловлен тем, что она позволяет определить в эксперименте способность ребенка к психологической защите, а также характер адаптивных реакций на возможные стрессовые (фруст-рирующие) ситуации. По материально-бытовым условиям, физическому развитию, заболеваемости обе возрастные группы детей к началу обследования существенно не различались.

Степень реагирования и качество изменения психоэмоционального профиля зависят от возраста обследуемых. Так, у мальчиков и девочек 7—12 лет изменения психоэмоционального фона имели импунитивную направленность реакции «М» (21,0 и 19,7 соответственно у мальчиков и девочек). В целом наблюдается усиление снижения толерантности к фрустрации, что проявляется повышением показателя экстрапунитивных «Е» реакций (48,1 и 49,2 соответственно у мальчиков и девочек)

и реакций продолжения потребности «I—Р» (42,7 и 46,2 соответственно у мальчиков и девочек).

У учащихся-подростков с реакцией дезадаптации соотношение между типами реакций и их направленностью было резко нарушено. Имеет место достоверный рост экстрапунитивных «Е» реакций самозащитного типа по сравнению с детьми 7—12 лет и по сравнению с показателями детей 13—17 лет здоровой популяции. Также отмечается выраженная тенденция увеличения показателя реакции продолжения потребности «I—Р».

Реакция по типу «О—Д» — доминирования препятствия — была снижена по сравнению со здоровой популяцией.

Результаты исследования свидетельствуют, что на стрессовую ситуацию школьники с дезадаптацией склонны реагировать агрессией на окружающих, излишней самозащитой и их эмоциональные реакции отличаются неадекватностью.

Низкий уровень реакции «О—Д» в обеих возрастных группах (7—12 и 13—17 лет) свидетельствует о снижении критичности и самооценки. Препятствие, вызвавшее фрустрацию, детьми оценивается как не имеющее серьезного значения, или они ищут источник конфликта вне себя.

Несколько реже, чем в норме, отмечались ответы импу-нитивной направленности и несколько чаще — интрапуни-тивные.

Оценка эмоциональной сферы детей и подростков с дезадаптацией методом Роршах также указывает на характерные признаки, свидетельствующие о повышенной аффективнос-ти, слабо контролируемой интеллектом, и сниженных возможностях адекватной адаптации к окружающей среде.

Как известно, интерпретации стимульного материала обследуемыми, в которых учитывается цвет изображения (СЕ, ЕС, с), относятся к оценке эмоциональной сферы, причем степень участия формы указывает на различные виды контроля со стороны интеллекта. СЕ-ответы (7,2 и 6,6; 8,1 и 8,9 в 7—12 и 13—17 лет соответственно у мальчиков и девочек) у дезадаптированных школьников отмечались чаще, чем в здоровой популяции. Соотношения ЕС> (СЕ+с) были преимущественно правосторонними, что лишний раз указывает на неустойчивую эффективность и сниженные возможности адаптации.

Таким образом, среди причин, определяющих дезадаптацию, ведущими являются склонность к эксплозив-ности, неспособность корригировать свои эмоциональные и поведенческие реакции. В результате дети создают

А.Ш. Арзикулов, М.О. Солиева, М.П. Пазилжанова

111

вокруг себя конфликтные ситуации и сами реагируют на них усугублением психопатоподобного поведения.

Таким образом, у детей и подростков-школьников с реакциями дезадаптации выявлены характерные типы и направления эмоционального реагирования на фрустрацию, которые чаще проявляются экстрапунитивной

(внешнеобвиняющей) и менее часто импунитивной (уклоняющей) направленностью. Недостаточный уровень сформированное™ личности детей с дезадаптацией может приводить к нарушению установления межличностных отношений в системах ребенок — ребенок и ребенок — взрослый.

© Коллектив авторов, 2002

А.Я. Поляков, A.B. Сорокина, К.П. Петруничева

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ШКОЛЬНИКОВ КРУПНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ЦЕНТРА

Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены МЗ РФ, г. Новосибирск, РФ

Одной из причин роста заболеваний системы кровообращения наряду с другими отклонениями в состоянии здоровья является неблагополучная экологическая ситуация в сочетании с резким ухудшением социальных условий жизни.

Исходя из этого, в задачу исследований, проводимых в рамках социально-гигиенического мониторинга, входила оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) школьников. Исследования проводили в 5 школах, расположенных на территориях с различным уровнем и характером загрязнения окружающей среды. Основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят такие токсиканты, как свинец, формальдегид, диоксид азота, сажа, аммиак, марганец, хлористый водород. В загрязнение почвы существенный вклад вносят свинец, кадмий, цинк, хром, медь, никель и др.

О функциональном состоянии ССС судили по данным ангиотонометрии и пульсометрии в состоянии покоя и после физической нагрузки (проба Мартине), типам саморегуляции аппарата кровообращения.

Обследован 2631 школьник (1237 мальчиков и 1394 девочки) в возрасте 7—17 лет.

Возрастная динамика средних величин ЧСС у учащихся обследованных школ характеризовалась постепенным снижением с возрастом. Наиболее интенсивное снижение ЧСС у лиц обоего пола отмечалось в возрастном промежутке от 8 до 11 лет. У девочек на фоне снижения ЧСС наблюдалась тенденция к некоторому увеличению средних величин в возрасте 12—13 лет. В возрастных группах 9—10, 13—14 и 16—17 лет у девочек и в 15 лет у мальчиков средние величины ЧСС были более высокими по сравнению с физиологическими нормативами. Тахикардия встречалась в 35,6% (у девочек — 39,6%, у мальчиков — 31% ). Наиболее часто тахикардия регистрировалась в возрастном промежутке 12—14 лет, которому свойственна высокая лабильность пульса, но оставалась на довольно высоком уровне и у старших школьников. У 15% школьников нарушения ритма проявлялись бради-кардией, которая чаще встречалась у мальчиков (17,3% ) по сравнению с девочками (13,1%).

У обследованных нами учащихся отмечался растянутый по времени первый скачок увеличения АД (вместо

7—9 лет это происходило до 10 лет), и характерное для 10-летнего возраста некоторое снижение АД наблюдалось в 11 лет у мальчиков и в 12 лет у девочек. Второй период заметного повышения средних величин АД вместо 12— 14 лет был сдвинут на более поздний срок. У мальчиков значительное повышение систолического АД (САД) происходило после 14 лет, а у девочек, несколько повысившись в 13 лет, в дальнейшем находилось практически на одном уровне. Кроме того, у обследованных учащихся отмечалось снижение средних величин САД в период наиболее интенсивного роста и развития (11—14 лет). Начало половой дифференциации АД происходило на год позже (в 11 лет вместо 10), когда САД у девочек становится более высоким по сравнению с мальчиками (первый перекрест на возрастной кривой). Второй перекрест, когда АД у мальчиков становится более высоким, отмечался в 14 лет.

Снижение средних величин АД в пубертатном возрасте и увеличение ЧСС при снижении средних величин САД характерны для учащихся всех обследованных школ, что можно расценить как компенсаторный эффект, направленный на поддержание минутного объема кровообращения в ответ на неблагоприятное влияние средовых факторов.

Средние величины САД находились в пределах средневозрастных величин, однако прослеживается гипотензивная направленность их динамики (средние значения не превышали 95,6±0,9 — 107,1±1,3 мм рт. ст. у мальчиков и 93,2±1,8 — 100,4±0,9 мм рт. ст. у девочек). Гипотензивная направленность динамики средних величин САД наиболее четко проявляется при сравнении с данными 1996 г., причем более выраженная у школьников старших возрастных групп.

Низкий уровень средних величин САД является результатом высокой распространенности гипотензивных состояний у обследованных учащихся. Так, число детей с пониженным АД составляет около 30% (31,7% среди девочек и 27,6% среди мальчиков). Высокая распространенность гипотензивных состояний регистрируется с 11-летнего возраста, достигая своего максимума в 13, 14 и 16 лет у мальчиков и в 16—17 лет у девочек. Лица с повышенным АД встречались с одинаковой частотой как среди мальчиков, так и среди девочек (2,4%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.