Научная статья на тему 'Сравнительный анализ личностного развития младших школьников 70–80-х гг. Хх В. И начала ХХI в'

Сравнительный анализ личностного развития младших школьников 70–80-х гг. Хх В. И начала ХХI в Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА / ДЕПРИВАЦИЯ / ФРУСТРАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ / CHILDREN-ORPHANS / DEVELOPMENT OF PERSONALITY / PERSONALITY OF CHILD / DEPRIVATION / FRUSTRATION REACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Персиянцева Светлана Владимировна

Анализируются результаты многолетних многоаспектных исследований личностных особенностей детей-сирот и детей из семей. Представлены результаты особенностей реакции младших школьников на фрустрацию в конфликтных ситуациях в процессе общения. Сравнение исследований демонстрирует существенные различия и наличие сходства индивидуально-личностных особенностей учащихся начальной школы 70–80-х гг. ХХ в. и современных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PERSONAL DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN 70–80S OF 20 TH AND BEGINNING OF 21 ST CENTURY

The results of years of multifaceted studies of the personality characteristics, of children-orphans, and children from families are analyzed. The results of the peculiarities of the reaction of junior schoolchildren to frustration in conflict situations in communication are presented. Comparison of the survey data shows significant differences, but as well certain similarities, of individual peculiarities of students in primary school in the 70–80s of the last century and modern children.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ личностного развития младших школьников 70–80-х гг. Хх В. И начала ХХI в»

УДК 37.03

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 70-80-х гг. ХХ в. И НАЧАЛА ХХ1 в.

© Светлана Владимировна ПЕРСИЯНЦЕВА

Психологический институт Российской академии образования, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, кафедра общей и практической психологии,

e-mail: perssvetlana@yandex.ru

Анализируются результаты многолетних многоаспектных исследований личностных особенностей детей-сирот и детей из семей. Представлены результаты особенностей реакции младших школьников на фрустрацию в конфликтных ситуациях в процессе общения. Сравнение исследований демонстрирует существенные различия и наличие сходства индивидуально-личностных особенностей учащихся начальной школы 70-80-х гг. ХХ в. и современных детей.

Ключевые слова: дети-сироты; развитие личности; личность ребенка; депривация; фрустрацион-ные реакции.

По данным статистики, анализируя материалы всероссийских научных конференций по проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать обоснованный вывод: положение сирот за последние несколько десятков лет существенно изменилось в России.

Наряду с положительными тенденциями, такими как введение адресных государственных выплат на детей-сирот, приоритет устройства детей, оставшихся без родителей, в семьи, улучшение материальной базы закрытых детских учреждений, накопление научно-практической литературы и методических материалов для работы с детьми данной категории, существует ряд неблагоприятных

тенденций. Одно из наиболее актуальных -увеличение численности детей-сирот.

Из целого ряда исследований известно, что дети, которые воспитываются в закрытых учебных заведениях, отстают в личностном развитии от детей, проживающих в семьях [1-4]. Существуют различные гипотезы о причинах отставания воспитанников школ-интернатов. Но все они сходятся в том, что в основе задержки личностного развития у этих детей лежит дефицит общения с взрослым и в первую очередь - недостаток эмоциональных контактов с ними.

Р. Шпиц, Дж. Боулби, работая в приютах и детских домах, обнаружили, что лишение детей материнской заботы приводит не только к задержке интеллектуального, физиче-

ского, социального развития ребенка, но и к тому, что «детям наносится большой урон на всю жизнь» [5, р. 483; 6].

Психологи Й. Лангмейер и З. Матейчек (1984) на основе многолетнего изучения психического развития детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, ввели понятие психической депривации, которую они определили как психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения основных психических потребностей в течение продолжительного времени.

Депривация в отечественной психологии рассматривается как нарушение или несфор-мированность у ребенка специфической человеческой потребности в общении. Согласно культурно-исторической концепции

Л.С. Выготского, развитие происходит в процессе интериоризации культурно-исторического опыта и социальных отношений, при котором взрослый выступает для ребенка в качестве носителя этого опыта и важнейшего источника развития [7]. Отсутствие заботы, любви, внимания значимого взрослого снижают способность ребенка к интериориза-ции, это способствует торможению личностного развития.

Особенностям развития личности детей-сирот посвящены труды отечественных психологов Л.И. Божович (1968), И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной (1982), В.С. Мухиной (1989), А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых (1982), для которых общей является идея дефици-тарности развития ребенка вследствие различных видов депривации (стимульной, когнитивной, эмоциональной, социальной и др.). Так, А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в школах-интернатах, приходят к выводам, что в процессе воспитания вне семьи у ребенка-сироты формируются специфические черты характера, поведения. Возможными причинами искаженного личностного развития могут быть:

- частая сменяемость взрослых в школах-интернатах, в результате чего у ребенка не формируются устойчивые эмоциональные связи, что способствует развитию эгоцентризма и незаинтересованности в социальных отношениях;

- групповой подход к детям со стороны взрослых, что влечет недифференцирован-ность, неосознанность ребенком своего «Я»;

- жесткая регламентация всех действий ребенка в учреждении, не оставляющая возможности выбора и ответственности.

Обобщая результаты исследований психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, можно сделать вывод, что, по мнению отечественных и зарубежных ученых, сироты имеют ряд особенностей, отличающих их от сверстников из массовых школ:

- пониженная любознательность;

- наличие примитивности, негибкости, обедненности сферы общения детей;

- отсутствие сопереживания, сочувствия;

- отсутствие стремления к самостоятельности, что приводит в дальнейшем к не-сформированности навыков планировать свое будущее;

- низкий уровень социально-личностной компетентности, т. е. отсутствие знаний, умений, необходимых личности для моделирования своего поведения и ориентирования в социальном пространстве; умения адекватно воспринимать окружающую действительность; строить систему отношений и общения с окружающими людьми с учетом социальной ситуации; умения конструктивно реагировать в ситуации фрустрации.

Ситуация фрустрации возникает в результате таких жизненных обстоятельств, когда удовлетворение потребности, желания или достижения цели наталкивается на воображаемые или реальные препятствия [8]. Ситуации фрустрации возникают в жизни у каждого ребенка, но реагируют на них дети по-разному. Возможны конструктивные формы реагирования, когда школьник пытается правильно понять ситуацию и найти из нее разумный выход. Но возможна и иная форма реагирования, часто называемая защитной, деструктивной. Тип реагирования на фруст-рационную ситуацию дает нам сведения об индивидуально-личностных особенностях

школьников, их зрелости, силе, степени сформированности у них фрустрационной толерантности. Психологическое изучение фрустрации позволяет также понять и прогнозировать поведение ребенка в сложных, конфликтных ситуациях.

Результаты и их обсуждение

В исследовании особенностей реакций на фрустрацию участвовали учащиеся вторых классов школ-интернатов. Полученные данные сопоставили с данными детей из общеобразовательных школ. Анализ профилей фрустрационных реакций в нашем исследовании детей младшего школьного возраста выявил, что если у сирот абсолютно преобладают экстрапунитивные реакции (11,1) в ситуации конфликта, то у школьников из семей, во-первых, достоверно меньше таких реакций (6,2), чем в интернате (р < 0,001), а во-вторых, почти в такой же степени представлены импунитивные реакции (11,2). Таких реакций в школе значительно больше, чем в интернате (р < 0,01).

Анализ оценочных факторов методики Розенцвейга показывает, что для школьников массовой школы наиболее характерны ин-тропунитивные реакции (I) и импунитивные реакции по самозащитному типу (М), а также импунитивные реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» (т) (4,3; 4; 4 соответственно). По типу - более выражена реакция «с фиксацией на самозащите» (11), чуть меньше степень выраженности реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» (7,8). Наши результаты отличаются от нормативных показателей, полученных Е.Е. Даниловой [8]. Показатели импунитив-ности самозащитного типа, импунитивности «с фиксацией на удовлетворении потребности» и в целом импунитивного направления реакции нашей выборки выше нормы, полученной Даниловой.

Для воспитанников школ-интернатов наиболее характерны экстрапунитивные реакции самозащитного типа (Е - 6,7). Следующей по степени выраженности у этой группы детей является интропунитивная реакция самозащитного типа (I - 3,8). На третьем месте по степени представленности стоят экстрапунитивные и импунитивные реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» (е = т - 3,3). По типу реакции у данной группы детей более выражена реакция «с фиксацией на самозащите» (13,3). По отдельным видам реакции достоверные различия между семейными детьми и детьми из интерната обнаружены по следующим показателям: Е (р < 0,001); М (р < 0, 01); М (р < 0, 01); е (р < 0,01). Экстрапунитивных

реакций самозащитного типа и по типу фиксации на удовлетворении потребностей у сирот значимо больше, чем у школьников из массовых школ.

Таким образом, анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что дети из массовых школ, осознавая свою вину, пытаются разрешить данную ситуацию тем или иным способом. В сложной ситуации дети лишены какой-либо агрессии, реакции обвинения. Они считают, что время и нормальный ход событий разрешат проблему, а взаимопонимание и взаимоуступчи-вость сведут на нет фрустрирующую ситуацию. Следует отметить, что у детей-сирот доминируют ответы, содержащие враждебность, обвинения, угрозы, упреки по отношению к окружающим людям. Реакции субъекта сосредоточены на защите своего «Я». Согласно традиционной методике интерпретации результатов, такой тип поведения является защитным и соответствует слабости «Я» личности, что выражается в неумении эмоционально переключиться от травмирующей ситуации, самостоятельно найти решение, неспособности взять на себя ответственность, стремлении переложить ответственность на окружающих или обвинить их в случившихся бедах.

Сопоставляя результаты исследований детей ХХ-ХХ1 вв., можно на основании профиля числовых данных составить образцы фрустрационных реакций в ситуации конфликта. Образцы выражают относительную частоту направлений, типов реакций на фрустрацию, а также наиболее часто встречающие факторы. Так, в исследованиях А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых, проведенных в 70-80-х гг. XX в., частота реакций на фрустрацию у детей из семей и детей, проживающих вне семьи схожи: по направлению реакции: Е > I > М; по типу реакции: Е - В > N - Р > О - В.

Исходя из данных исследований детей XXI в., обнаружено, что образцы по типу реакции одинаковы в двух группах испытуемых: Е - В > N - Р > О - В. При этом образцы по направлению реакций у детей из массовых школ и детей-сирот различны. Образец, который характерен для детей из семей, М > I > Е, а для учащихся из школ-интернатов - Е > М > I. Следует отметить, что частота импунитивных реакций увеличи-

лась (на 27,5 % у детей из семей и на 11,б % у сирот) у детей XXI в. по сравнению с детьми XX в. Противоположное соотношение характеризует экстропунитивное и интропу-нитивное направления: уменьшилось количество реакций экстропунитивного направления (на 15,8 % у школьников из общеобразовательных школ, на 9,9 % у воспитанников интернатов), интропунитивного направления (на 11,7 % у детей из семей и незначительно у детей-сирот на 2 %).

Анализ профилей реакций демонстрирует, что для учащихся XX в., проживающих в семьях, наиболее характерны интропунитив-ные реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» (i), однако они не абсолютно доминируют, поскольку столь же часты реакции Е, е, I, М (различия статистически незначимы). Образец частоты факторов для данной группы детей: i > Е > e. В группе воспитанников школы-интерната доминируют экстрапунитивные реакции по самоза-щитному типу (Е). Эти реакции встречаются достоверно чаще (p < Q,QQ1), чем следующие по частоте экстрапунитивные реакции по типу фиксации на удовлетворении потребности (е), при этом образец частоты факторов выглядит следующим образом: Е > e > i.

Сопоставление частоты реакций, различных по факторам, раскрывает несколько иную картину у детей XXI в. Так, образец частоты реакций по факторам у школьников из массовых школ представляет:

I >M = m >M5; а у детей-сирот E > I > e = m.

Выводы

Таким образом, сопоставление средних данных по группам детей из общеобразовательных школ и школ-интернатов XX-XXI вв. обнаруживает следующие различия между ними:

- по направлению реакции у воспитанников школ-интернатов достоверно преобладают экстрапунитивные реакции, а по фактору реакции для данных групп детей характерны экстрапунитивные реакции самоза-щитного типа;

- в группе массовых школ у детей XX в. преимущественно встречаются экстра- и ин-тропунитивные реакции с одинаковой частотой, у данной группы детей XXI в. доминируют импунитивные формы реагирования в ситуации конфликта;

- у младших школьников XX в., проживающих в семьях, преобладают интропу-нитивные реакции по типу фиксации на удовлетворении потребности (i), свидетельствующие о том, что дети прошлого столетия в сложных жизненных ситуациях стремились самостоятельно найти конструктивный выход;

- у современных детей из общеобразовательных школ наиболее часто встречаются интропунитивные реакции и импунитивные реакции самозащитного типа, а также импу-нитивные реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» с одинаковой частотой, что свидетельствует о том, что школьники XXI в. признавая свою вину, проявляют вежливость, просят прощения, они верят, что в дальнейшем не будут допускать промахов, к тому же зачастую для данной группы учащихся фрустрационные ситуации не являются столь значимыми;

- для учащихся из массовых школ XXI в. интропунитивные реакции по типу «фиксации на удовлетворении потребности» (i) единичны, как и для детей-сирот XX в. и XXI в. (8, 14 и 6 % соответственно).

Таким образом, наше исследование показывает, что способы поведения детей-си-рот XX-XXI вв. в ситуациях фрустрации в целом неконструктивны. При возникновении затруднений в ситуациях межличностного взаимодействия испытуемые склонны демонстрировать агрессивность по отношению к окружающим. Такое поведение младших школьников носит весьма устойчивый характер. Общая неконструктивность поведения, его высокая ригидность определяют низкую социальную адаптацию испытуемых, что может служить причиной повышенной конфликтности, напряженности во взаимоотношениях как со сверстниками, так и с взрослыми. Выявленное у младших школьников доминирование самозащитного способа реагирования на фрустрацию может указывать на их внутреннюю конфликтность, неадекватную самооценку. У учащихся массовых школ поведение носит конструктивный характер и прежде всего направлено на осознание своей вины и желания найти выход из фрустрирующей ситуации. Однако если семейные дети XX в. стремились самостоятельно решать возникшие жизненные трудности, то современные дети ведут себя совершенно иначе, они считают, что набрав-

1Q4

шись терпения и выждав время, конфликт урегулируется сам собой, без какого-либо вмешательства с их стороны («надо пойти спать - хорошо я пойду спать»; «сломалась игрушка - не страшно, поиграю другой»; «не дали покачаться на качелях - ну и ладно, покачаюсь потом или пойду, поиграю в компьютерные игры»). Таким образом, можно сделать вывод, что школьники, проживающие с родителями, не придают большого значения фрустрационной ситуации или даже вообще ее не замечают.

Дальнейшим этапом нашего исследования является выявление особенностей мотивации, специфики и степени адаптированно -сти-дезадаптированности младших школьников ХХ-ХХІ вв. в процессе общения.

1. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982. С. 3-18.

2. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

3. Мухина В. С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 32-39.

4. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 80-86.

5. Bowlby J. Childhood Mourning and Its Implications for Psychiatry // Am. J. of Psychiat. 1961. Vol. 118 (6).

6. Spitz R.A. The Influence of the Mother-Child Relationship and its Disturbances // Mental Health and Infant Development. Vol. 1. N. Y., 1956.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. М., 1983.

8. Данилова Е.Е. С. Розенцвейг. Детская форма. Методики рисуночной фрустрации // Психологическая диагностика. 2007. № 2.

Поступила в редакцию 24.08.2012 г.

UDC 37.03

COMPARATIVE ANALYSIS OF PERSONAL DEVELOPMENT OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN 70-80S OF 20th AND BEGINNING OF 21st CENTURY

Svetlana Vladimirvna PERSIYANTSEVA, Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation, Post-graduate Student, General and Practical Psychology Department, e-mail: perssvetlana@yandex.ru

The results of years of multifaceted studies of the personality characteristics, of children-orphans, and children from families are analyzed. The results of the peculiarities of the reaction of junior schoolchildren to frustration in conflict situations in communication are presented. Comparison of the survey data shows significant differences, but as well certain similarities, of individual peculiarities of students in primary school in the 70-80s of the last century and modern children.

Key words: children-orphans; development of personality; personality of child; deprivation; frustration reaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.