Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности процессов на основе данных системы менеджмента качества АО "Гипрогазцентр"'

Оценка экономической эффективности процессов на основе данных системы менеджмента качества АО "Гипрогазцентр" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM (QMS) / МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА (МФК) / CROSS-FUNCTIONAL TEAM (CFT) / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА (ИСМ) / INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM (IMS) / ЗАТРАТЫ / COSTS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССОВ / КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / PERFORMANCE CRITERIA / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / FUNCTIONAL PROCESSES / БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / BASIC ELEMENTS / МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА / PROCESS MODEL / PROCESSES EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркина М.Б.

Методика учета, анализа и оценки эффективности процессов системы менеджмента качества (СМК) устанавливает порядок проведения мониторинга процессов менеджмента качества, работы межфункциональной команды (МФК) и экономического анализа процессов. Методика нацелена на минимизацию финансовых затрат за счет сокращения непроизводительных расходов. Основана методика на принципе минимизации трудоемкости расчетов затрат на качество процессов на основе акцентирования внимания не на особой точности расчетов, а на выявлении процессов и их базовых элементов, оказывающих наибольшее влияние на общие издержки и достижение целей. Результаты оценки эффективности процессов СМК необходимы для информационной поддержки руководства Общества при принятии управленческих решений, максимально соответствующих стратегическим целям Общества. Экономическая модель функциональных процессов и базовых элементов позволяет реализовать принцип процессного подхода в рамках всей интегрированной системы менеджмента в целях эффективного управления деятельностью и ресурсами, а также улучшения деятельности Общества. Учет и анализ затрат по каждому функциональному процессу ведется в соответствии с его структурой, основанной на классификации специальным образом учитываемых в Обществе затрат. Для оценки эффективности процессов используются действующие критерии результативности интегрированной системы менеджмента (ИСМ). Для оценки эффективности функциональных процессов и их базовых элементов в АО «Гипрогазцентр» создается МФК. В работе МФК применяются методы мозгового штурма, калькулирования, управления затратами и др. Исходными данными для анализа и оценки эффективности процессов менеджмента качества являются показатели, полученные от бухгалтерии, финансово-экономического отдела, а также результаты функционирования процессов и соответствия качества продукции, затраты на устранение несоответствий и другие, полученные от отдела управления (ОУ) ИСМ из Отчета по анализу СМК АО «Гипрогазцентр». Результатом мониторинга процессов являются рассчитанные полезные, вспомогательные, ненужные затраты, а также затраты на устранение несоответствий. При оценке каждой категории затрат на анализируемые операции определяют раздельно прямые и косвенные затраты за анализируемый период. Показателем базового элемента процесса «Производственные совещания» - процесса «Планирование производства научно-технической продукции (НТП)» - является коэффициент полезного действия. На основании оценки эффективности процессов, мероприятий по улучшению и ожидаемых результатов улучшения базовых элементов процессов высшее руководство может принимать управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маркина М.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Processes cost-effectiveness analysis based on Giprogaztsentr JSC quality management system data

The methodology of accounting, analysis and evaluation of the quality management system (QMS) processes effectiveness establishes the procedure for the monitoring of quality management processes, cross-functional team (CFT) work and the processes economic analysis. The methodology is aimed at minimizing the financial costs by reducing the non-productive expenditures. The methodology is based on the principle of minimizing the complexity of the calculations of expenditures for the processes quality based on focusing on the identification of processes and their basic elements that have the greatest impact on overall costs and objectives achievement, rather than on specific precise calculations. QMS processes effectiveness evaluation results are necessary for information support of the Company's management, when taking management decisions that in the best way meet the strategic goals of the Company. The economic model of functional processes and the basic elements allows implementing the principle of process approach within the integrated management system for the efficient management of operation and resources, as well as for improving the Company's operation. Accounting and analysis of expenditures for each functional process is performed in accordance with its structure based on the classification of specially accounted Company's expenditures. To assess the processes effectiveness the current performance criteria of the integrated management system (IMS) are used. CFT is created to assess the effectiveness of the functional processes and their base elements in Giprogaztsentr JSC. Methods of "brainstorming", calculation, cost management, and etc. are used in CFT work. Figures obtained from the accounting, financial and economic departments, as well as the processes functioning results and compliance with the products quality, the costs for eliminating inconsistencies and other figures received from IMS management department (MD) from Giprogaztsentr JSC QMS Review report are the initial data for analysis and evaluation of the effectiveness of the quality management processes. Calculated useful, additional, unnecessary costs, as well as costs for eliminating the inconsistencies are the process monitoring results. When evaluating each category costs for analyzed operations the direct and indirect costs for the period under analysis are determined separately. The indicator of "Production meetings" process base element - "Planning the production of scientific and technical products (STP)" process - is efficiency coefficient. Top management can make management decisions based on the evaluation of the processes, improvement activities and expected results of improving the processes basic elements effectiveness.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности процессов на основе данных системы менеджмента качества АО "Гипрогазцентр"»

ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.24:658.562 М.Б. Маркина1,

e-mail: markina@ggc.nnov.ru

1 Отдел управления интегрированной системой менеджмента АО «Гипрогазцентр» (Нижний Новгород, РФ).

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА АО «ГИПРОГАЗЦЕНТР»

Методика учета, анализа и оценки эффективности процессов системы менеджмента качества (СМК) устанавливает порядок проведения мониторинга процессов менеджмента качества, работы межфункциональной команды (МФК) и экономического анализа процессов. Методика нацелена на минимизацию финансовых затрат за счет сокращения непроизводительных расходов. Основана методика на принципе минимизации трудоемкости расчетов затрат на качество процессов на основе акцентирования внимания не на особой точности расчетов, а на выявлении процессов и их базовых элементов, оказывающих наибольшее влияние на общие издержки и достижение целей.

Результаты оценки эффективности процессов СМК необходимы для информационной поддержки руководства Общества при принятии управленческих решений, максимально соответствующих стратегическим целям Общества.

Экономическая модель функциональных процессов и базовых элементов позволяет реализовать принцип процессного подхода в рамках всей интегрированной системы менеджмента в целях эффективного управления деятельностью и ресурсами, а также улучшения деятельности Общества. Учет и анализ затрат по каждому функциональному процессу ведется в соответствии с его структурой, основанной на классификации специальным образом учитываемых в Обществе затрат.

Для оценки эффективности процессов используются действующие критерии результативности интегрированной системы менеджмента (ИСМ). Для оценки эффективности функциональных процессов и их базовых элементов в АО «Гипрогазцентр» создается МФК. В работе МФК применяются методы мозгового штурма, калькулирования, управления затратами и др. Исходными данными для анализа и оценки эффективности процессов менеджмента качества являются показатели, полученные от бухгалтерии, финансово-экономического отдела, а также результаты функционирования процессов и соответствия качества продукции, затраты на устранение несоответствий и другие, полученные от отдела управления (ОУ) ИСМ из Отчета по анализу СМК АО «Гипрогазцентр».

Результатом мониторинга процессов являются рассчитанные полезные, вспомогательные, ненужные затраты, а также затраты на устранение несоответствий. При оценке каждой категории затрат на анализируемые операции определяют раздельно прямые и косвенные затраты за анализируемый период. Показателем базового элемента процесса «Производственные совещания» - процесса «Планирование производства научно-технической продукции (НТП)» - является коэффициент полезного действия.

На основании оценки эффективности процессов, мероприятий по улучшению и ожидаемых результатов улучшения базовых элементов процессов высшее руководство может принимать управленческие решения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК), МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КОМАНДА (МФК), ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА (ИСМ), ЗАТРАТЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССОВ, КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ, БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА.

Разработанная в АО «Гипрогазцентр» методика учета, анализа и оценки эффективности процессов СМК устанавливает порядок проведения мониторинга процессов менеджмента качества, работы МФК и экономического анализа процессов.

Методика нацелена на минимизацию финансовых затрат -сокращение непроизводительных расходов. Основана на принципе минимизации трудоемкости расчетов затрат на качество процессов на основе акцентирования внимания не на особой точности расчетов, а на выявлении процессов и их базовых элементов, оказывающих наибольшее влияние на общие издержки и достижение целей.

M.B. Markina1, e-mail: markina@ggc.nnov.ru

1 Management Department of Integrated Management System of Giprogaztsentr JSC (Nizhny Novgorod, RF).

Processes cost-effectiveness analysis based on Giprogaztsentr JSC quality management system data

The methodology of accounting, analysis and evaluation of the quality management system (QMS) processes effectiveness establishes the procedure for the monitoring of quality management processes, cross-functional team (CFT) work and the processes economic analysis.

The methodology is aimed at minimizing the financial costs by reducing the non-productive expenditures. The methodology is based on the principle of minimizing the complexity of the calculations of expenditures for the processes quality based on focusing on the identification of processes and their basic elements that have the greatest impact on overall costs and objectives achievement, rather than on specific precise calculations.

QMS processes effectiveness evaluation results are necessary for information support of the Company's management, when taking management decisions that in the best way meet the strategic goals of the Company.

The economic model of functional processes and the basic elements allows implementing the principle of process approach within the integrated management system for the efficient management of operation and resources, as well as for improving the Company's operation. Accounting and analysis of expenditures for each functional process is performed in accordance wi th its structure based on the classification of specially accounted Company's expenditures.

To assess the processes effectiveness the current performance criteria of the integrated management system (IMS) are used. CFT is created to assess the effectiveness of the functional processes and their base elements in Giprogaztsentr JSC. Methods of "brainstorming", calculation, cost management, and etc. are used in CFT work.

Figures obtained from the accounting, financial and economic departments, as well as the processes functioning results and compliance with the products quality, the costs for eliminating inconsistencies and other figures received from IMS management department (MD) from Giprogaztsentr JSC QMS Review report are the initial data for analysis and evaluation of the effectiveness of the quality management processes.

Calculated useful, additional, unnecessary costs, as well as costs for eliminating the inconsistencies are the process monitoring results. When evaluating each category costs for analyzed operations the direct and indirect costs for the period under analysis are determined separately. The indicator of "Production meetings" process base element - "Planning the production of scientific and technical products (STP)" process - is efficiency coefficient.

Top management can make management decisions based on the evaluation of the processes, improvement activities and expected results of improving the processes basic elements effectiveness.

KEYWORDS: QUALITY MANAGEMENT SYSTEM (QMS), CROSS-FUNCTIONAL TEAM (CFT), INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM (IMS), COSTS, PROCESSES EFFECTIVENESS, PERFORMANCE CRITERIA, FUNCTIONAL PROCESSES, BASIC ELEMENTS, PROCESS MODEL

Базовым элементом процессного подхода является по -нятие модели процесса (рис. 1). Модель процесса является подосновой рассмотрения любых действий, операций, функций и других составляющих производственно-хозяйственной деятельности.

Экономическая модель функциональных процессов и базовых элементов (рис. 2) позволяет реализовать принцип процессного подхода в рамках всей интегрированной системы менеджмента в целях эффектив -ного управления деятельностью, ресурсами и улучшения деятельности Общества.

Иерархическая структура процессов системы менеджмента качества Общества (рис. 3) основана на классификации специ -

Рис. 1. Базовая модель процесса

Входная информация и данные по технологическим цепочкам функциональных процессов

Административное, функциональное, ресурсное и другие виды управления на основе действующих положений, инструкций, приказов, распоряжений руководства Общества

Функциональный процесс (базовый элемент процесса)

Имеющиеся постоянные, переменные и необходимые ресурсы для обеспечения работы функциональных процессов

Выходная информация, продукция (работа, услуги) для других функциональных процессов

Рис. 2. Экономическая модель функционального процесса в Обществе

Рис. 3. Иерархическая структура процессов ИСМ Общества

альным образом учитываемых затрат. Учет и анализ затрат по каждому функциональному процессу ведется в соответствии с его структурой.

Главной целью учета, анализа затрат и оценки эффективности функциональных процессов и базовых элементов процессов менеджмента качества являет-

ся экономическое обоснование и информационная поддержка руководства Общества в области принятия решений, которые бы в наибольшей степени соответ-

Базовый элемент процесса ^Производственные совещания»

Параметр Описание

Базовый элемент процесса (границы процесса) Производственные совещания

Входные данные (состав, требования, поставщики) Состав: результаты сбора исходных данных, отчеты по опросным листам. Задание на производство работ, протокол готовности объекта к запуску

Требования: наличие всех необходимых исходных данных

Поставщики: -

Выходные данные (состав, -требования, поставщики) Состав: график производства Hill

Требования: согласованность действий

Поставщики: -

Управляющие воздействия СМК-И 10

Описание ресурсов (состав, требования, поставщики) Состав: трудовые ресурсы участников совещания (чел *час ), накладные (общехозяйственные) расходы

Требования: готовность участников совещания к обсуждению

Поставщики: -

Критерии результативное! и и эффективности процесса КЗУГ • КЗ

Критерии качества продукции КУГ-КГСС** К" АУТ

Владелец Зам. генерального директора по производству

Участники гип, ПО, ПДС

* КЗ - общее количество запусков

КЗУГ - количество запусков с утвержденным графиком "КУГ - количество утвержденных графиков КГСС - количество графиков со сжатыми сроками

Рис. 4. Пример построения базовой модели процесса

ствовали стратегическим целям Общества.

Анализ затрат и оценка эффективности функциональных процессов и их базовых элементов в рамках интегрированной системы менеджмента начинается с описания (построения модели) процесса (рис. 4). Для оценки эф -фективности процессов либо используются действующие критерии результативности ИСМ, либо вводятся новые, наиболее точно отражающие суть рассматриваемого процесса.

Порядок учета, анализа затрат и оценки эффективности процессов менеджмента качества, используемый в настоящей методике, базируется на следующих основных принципах и положениях:

• затраты являются следствием осуществления процессов, в результате которых создается продукция определенного качества;

• ориентироваться следует не на формальное снижение затрат, обеспечивающих качество отдельного процесса, а на оптимизацию общих издержек организации с целью повышения производительности труда, повышения эффективности процессов;

• внимание необходимо акцентировать не только на оценке очевидных затрат, но и на скры -тых издержках, которые могут не отражаться в традиционных формах бухгалтерского учета;

• трудоемкость расчетов затрат на качество процессов минимизируется за счет акцентирования внимания не на особой точности расчетов, а на выявлении процессов, оказывающих наибольшее влияние на общие издержки и достижение стратегических целей Общества;

• обязательна систематизация, создание и ведение базы данных по затратам на качество процессов, максимально увязанной и скоординированной с базой данных бухгалтерского учета Общества;

• в качестве инструментов для ранжирования проблем и выде -ления приоритетов при проведении анализа затрат на качество процессов применяются статистические методы анализа (ведение баз данных) в соответствии с ч. II СТО Газпром 9004-2007;

• при расчетах необходимо ори -ентироваться на конкретный процесс и связанные с ним накладные расходы, даже если их часть в общих накладных расхо -дах незначительна.

Оценка эффективности по предмету анализа в рамках функциональных процессов и их базо -вых элементов в общем случае включает следующие этапы:

• мониторинг процессов;

• выбор процесса, требующего улучшения;

• выделение базовых элементов процесса для последующего анализа;

• идентификация и классификация затрат по предмету анализа;

• оценка эффективности по предмету анализа затрат;

• анализ возможностей улучшения по предмету анализа затрат;

• оценка эффективности мероприятий по улучшению базового элемента процесса;

• предложения по улучшению базового элемента процесса.

Ненужные затраты выявляются в ходе мониторинга. Выяв-

Наблюдение за прооессамп СЛГК (производственные совещания)

Запуск объекта

Дата 13.09.2010 г.

Наименование базового элемента процесса (мероприятия) Производственное совещание

Шифр Разработка КД по проведению открытого конкурса «■База Амурского ЛПУ, Хабаровского ЛПУ, Приморского ЛПУ. СП ЛЭС К9. АВП КС4. ОП ЛЭС КС2»

ГИЛ А.И.Кожевников

Количество участников 13

Продолжительность 30 мин.

Описание обсуждаемого вопроса Запуск объекта в производство. Рассмотрение сроков сдачи материалов.

Процесс, операция, вид деятельности СМК-И 10. Планирование производства научно-технической продукции Подписание «Протокола готовности объекта к запуску» (п.п. 12.2,12.3) Составление графика разработки Hill (п.п. 12.9)

Уровень подготовки совешання Участники совещания обладали необходимой информаци ей

Необходимость совешання Совещание необходимо

Присутствие ПДС Присутствовал

Составление графика График составлен

Соответствие процессов СМК Соответствует процессу СМК

Наличие сжатых сроков Нет

Воздействие со стороны заказчика Нет

Примечание ГИП отметил сжатые сроки выполнения работ, указал, что состав проекта и новый штамп будут направлены в отделы на следующий день

Выводы Предлагается принять данные затраты полезными, т.к. процесс происходит в соответствии с процессами СМК.

Классификация затрат Вспомога- Ненуж- Устранение Полг!Г; тельные ные несоответ-/ ствии

Подго товлено: _ПП.Петров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИО исполнителя

Рис. 5. Пример оформления информации о базовом элементе процессов по результатам наблюдений

ленные ненужные затраты по функциональным процессам и базовым элементам процессов за соответствующий период включаются в Отчет по анализу ИСМ Общества.

ПРИ ВЫБОРЕ ПРОЦЕССА УЧИТЫВАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ФАКТОРЫ:

• степень удовлетворенности внешних потребителей качеством продукции Общества;

• степень удовлетворенности внутренних потребителей (участников другого процесса на следу -ющем этапе работ) результатами процесса;

• общие результаты хозяйственной деятельности Общества;

• количество, значимость и тенденция изменения несоответствий, выявленных при проведении внутренних и внешних аудитов ИСМ Общества;

• уровень совершенства и результативности процесса;

• анализ достижения намеченных показателей;

• значительное изменение показателей результативности процесса;

• результаты мониторинга процессов;

• другие факторы.

Для оценки эффективности функциональных процессов и базовых элементов процессов в АО «Гипрогазцентр» создается МФК, применяющая в своей работе методы мозгового штурма, калькулирования,управления затратами и др. Для эффективной работы общее число членов МФК должно быть не более семи чело -век, включая модератора. В состав МФК могут входить начальники подразделений либо лица, имеющие необходимую квалификацию для формулирования и идентификации проблем, установления причинно-следственных связей, подготовки предложений по оптимизации процессов.

При необходимости на совеща -ние МФК могут дополнительно приглашаться специалисты в

области рассматриваемого базового или функционального процесса. Общее руководство МФК осуществляет модератор -ОУИСМ.

МФК готовит ориентировочный перечень вопросов для интервьюирования участников процесса, обсуждается тема, рассматриваются этапы процесса «Оценка эффективности процесса/базового элемента».

По результатам совещания МФК оформляется протокол, в котором обозначаются цель встречи, обсуждаемая проблема, а также предложенные пути ее решения.

Сбор данных об исследуемом элементе/процессе ведут специалисты отдела технико-экономических обоснований и планирования (ОТЭОП).

СБОР ИСХОДНЫХ ДАННЫХ О ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ:

• наблюдения за протекающими процессами с их идентификацией, статистической обработкой данных и фиксацией информации в базе данных (рис. 5);

• анализа данных бухгалтерского учета;

• собеседования и анкетирования участников процесса;

Таблица 1. Объекты и способы мониторинга

п/п Базовый элемент процесса Процессы ИСМ Способы мониторинга

Производственные Планирование производства НТП,

1. совещания, производство НТП, управление Наблюдение

организованные договорами, управление

ГИПами несоответствующей продукцией

2.

Таблица 2. Данные по количеству и тематике производственных совещаний

№ п/п Темы производственных совещания Общее количество совещаний Количество совещаний по графикам Количество графиков со сжатыми сроками

1. Участие в конкурсах на выполнение ПИР 5 5

2. Запуск объекта в производство 5 5 3

3.

• анализа данных программы уче -та рабочего времени «Рабтайм» (программа предназначена для ведения работниками Общества оперативного планирования своей трудовой деятельности, отчетности о проделанной работе, планирования руководством деятельности отделов и групп, а также для получения комплексных отчетов по проделанной работе) и др.

Результаты наблюдений используются для выполнения экономических расчетов.

Предоставление исходных данных в ОТЭОП для анализа эф -фективности процессов менеджмента качества осуществляется в соответствии с установленной информацией, получаемой от бухгалтерии и финансово-экономического отдела, а также с использованием данных от ОУИСМ из Отчета по анализу СМК АО «Гипрогазцентр».

Отчет по анализу СМК АО «Гипрогазцентр» - это отдельная тема, поскольку основополагающими результатами для оценки эффективности процессов является анализ СМК Общества.

Рабочие материалы по мониторингу базовых элементов процессов и продукции предоставляются ответственному за ИСМ от руководства АО «Гипро-

газцентр» для принятия управленческих решений на уровне высшего руководства.

Результатом мониторинга базовых элементов процессов и соответствия продукции являются рабочие материалы, включающие следующие показатели.

1. Объекты и способы мониторинга (табл. 1).

2. Результаты мониторинга производственных совещаний (табл. 2).

3. Затраты на проведение производственных совещаний (табл. 3).

В последней категории выделяются следующие виды затрат: • полезные затраты - трудозатраты по производственным совещаниям, проводимым в соответствии с регламентированными процессами ИСМ, результатом которых явился определенный продукт- график производства НТП, график разра -ботки конкурсной документации, согласованный с отделами срок

Таблица 3. Затраты на проведение производственных совещаний

Показатель Полезные Вспомогательные Ненужные На устранение несоответствий Всего (затраты)

Трудозатраты, чел/час

Таблица 4. Анализ причин ненужных затрат на проведение производственных совещаний

п/п Причины ненужных затрат на проведение производственных совещаний Трудозатраты, чел./час

1. Отсутствие необходимости проведения совещания (вопросы можно было решить в рабочем порядке, по телефону, по системе «Директум» и т.д.) 9

2. Неподготовленность совещания (участники совещания не информированы по данному вопросу, отсутствуют необходимые исходные данные или документы) 12,5

3. Несогласие отделов с предлагаемыми условиями выполнения работ (сжатые сроки разработки НТП; требования заказчика, выходящие за рамки технического задания и т.д.) 16

4. Присутствие специалистов отделов, не принимающих участия в совещании (излишне приглашенные специалисты) 1

ИТОГО: 38,5

Таблица 5. Сводные результаты показателей эффективности процессов

Наименование Июль 2015 г. Авг. 2015 г. Сент. 2015 г.

базового элемента Назначенный критерий Фактический показатель Фактический показатель Изменение показателя

процесса результативности результативности результативности за период

Производственные совещания 1 0,74 0,79 0,05

х,хх х,хх х,хх х,хх

Таблица 6. Сводные результаты показателей качества продуктов

Наименование продукта Июль 2015 г. Авг. 2015 г. Сент. 2015 г.

Назначенный критерий Фактический показатель Фактический показатель Изменение показателя за период

1. График выпуска НТП 0,55 0,43 0,47 0,04

2. ... х,хх х,хх х,хх х,хх

Таблица 7. Ожидаемые результаты улучшения базовых элементов процесса «Производственные совещания»

Описание базового элемента Затраты, обусловленные ненужной работой и несоответствиями, руб. Отклонение, руб.

процесса и операций до улучшений (фактические) после улучшений (ожидаемые)

Производственные совещания 14 420 3640 10 780

Итого: 14 420 3640 10 780

подготовки ответа на замечания и т.д. Также к полезным затратам отнесены производственные совещания, вызванные необходимостью выполнения дополнительных требований со стороны заказчика или экспертных органов;

• вспомогательные затраты -

трудозатраты по производственным совещаниям, не связанным с выполнением конкретного проекта (в отчетном периоде отсутствовали);

• ненужные затраты (табл. 4) -трудозатраты по производственным совещаниям, цель которых не была достигнута либо порядок подготовки и проведения которых противоречил регламентированным процессам ИСМ. Причины ненужных производственных совещаний анализировались отдельно;

• затраты на устранение несоответствий - трудозатраты по производственным совещаниям, вызванным необходимостью ответов на замечания экспертных

органов и внесением изменений в НТП по причине несоответствия продукции Общества установленным требованиям. В случае если необходимость внесения изменений в НТП вызвана дополнительными требованиями заказчика или экспертных органов, трудозатраты отнесены к полезным.

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАТРАТ НА КАЖДУЮ ОПЕРАЦИЮ ПРОЦЕССА ИСМ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ:

• подготовка опросных листов структурным подразделениям Общества и рассмотрение полученных данных;

• интервьюирование;

• предварительные собеседования и анкетирование участников процесса;

• наблюдение по предмету анализа с фиксацией результатов (время выполнения, ресурсы, простои, перемещения и т.д.);

• мозговой штурм членами МФК;

• распределение накладных расходов на операции, в которых эти расходы возникли (АВС-метод);

• пропорциональное распределение накладных расходов.

• экспертные оценки.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАСЧЕТОВ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ:

• точные отчетные данные;

• нормативные показатели;

• статистические данные;

• удельные показатели;

• экспертные оценки.

При оценке каждой категории затрат на анализируемые операции определяют раздельно прямые и косвенные затраты за анализируемый период.

ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ ВКЛЮЧАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ:

• затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников, занятых выполнением данного действия;

Таблица 8. Стоимость затрат на устранение замечаний

2-е полугодие 2015 г.

Стоимость затрат на устранение замечаний, тыс. руб. 1-е полугодие 2014 г. 2-е полугодие 2014 г. 1-е полугодие 2015 г. Стоимость работ, выполненных собственными силами, тыс. руб. Стоимость затрат на устранение замечаний, тыс. руб. % от стоимости выполненных договоров Трудозатраты в чел/днях

Затраты на устранение существенных замечаний 371,257 22,9 197,7 2136036 289,40 0,014% 93,35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затраты на устранение несущественных замечаний 67,85 65,693 52,71 800,77 0,037% 165,4

Затраты на устранение существенных замечаний 2,14 234,38 5,60 5,00 0,000% 0,96

Затраты на устранение несущественных замечаний 35,16 108,91 34,93 40,68 0,00% 10,66

Итого: 476,41 431,88 290,94 2 136 036 1135,85 0,05% 270,37

• затраты на содержание и эксплуатацию используемого оборудования и оснастки;

• затраты на потребляемые энер -гоносители;

• затраты на содержание и эксплуатацию производственных помещений;

• прочие затраты (включая командировочные расходы, расходы на услуги сторонних организаций, транспортные расходы и др.).

Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды работников, занятых выполнением данного действия, в общем случае определяются по формуле:

.

ОТ1 оти и и и

(1)

Р1 ^расхи

(2)

•100%=

действия, в общем случае опре -деляется по формуле:

3 .¿М аЫ ]=1 ЮО-Г. '

(3)

Косвенные затраты включают

такие статьи, как общецеховые и общехозяйственные расходы. Для распределения косвенных затрат по анализируемым операциям (действиям) в качестве базы распределения используются факторы ресурсных издержек, определяемые МФК.

Суммарные затраты на каждую операцию, осуществляемую в рамках анализируемого процесса, определяются по формуле:

З =З* +Зi

& прям к

(4)

Затраты на сырье, материалы и комплектующие изделия, используемые при выполнении данного действия, в общем случае определяются по формуле:

Амортизация основных производственных фондов, используемых при выполнении данного

Суммарные затраты на каждую операцию распределяются по категориям затрат: полезные, вспомогательные, ненужные затраты и затраты на несоответствия процесса.

4. Расчет показателей базового элемента процесса «Производственные совещания».

Коэффициент полезного действия базового элемента «Про-

35224 руб.

изводственные совещания» процесса «Планирование производства НТП» рассчитывается по формулеформуле (5), где ЗПР - полезные затраты; ЗВР - вспомогательные затраты; ЗНР - ненужные затраты; ЗНО - затраты, обусловленные несоответствиями процесса.

Коэффициент результативности и эффективности базового элемента процесса рассчитывается по формуле:

к _КСУГ_15_П7д

(6)

Коэффициент качества продукции определен в соответствии со следующей формулой:

к =КУГ-КГСС=15-8=0 47

КУГ

15

(7)

Выводы. Коэффициент результативности и эффективности базового элемента процесса «Производственные совещания» составил 79% (табл. 5). Это гово -рит о том, что 79% всех производственных совещаний закончились положительно (запуск состоялся, согласован график выпуска НТП).

35224 руб.+О руб.+10780 руб.+3640 руб

,

(5)

Всего трудозатрат, чел*час 22,0

Участие в конкурсах на выполнение ПИР

Запуск объекта в производство

Перенос сроков выпуска НТП

Корректировка НТП по замечаниям экспертных органов

Ответы на замечания экспертных органов

Решение рабочих моментов

Рис. 6. Анализ трудозатрат по тематике производственных совещаний

Полезные

Вспомогательные

Ненужные

Устранение несоответствий

Рис. 7. Анализ трудозатрат по характеру производственных совещаний

Коэффициент качества продукции отражает долю утвержденных графиков без сжатых сроков в общем количестве утвержденных графиков. Коэффициент качества продукции со -ставил 47% (табл. 6), что говорит о значительной доле графиков со сжатыми сроками разработки и выпуска НТП. Таким образом, 53% работ производственные отделы выполняют со сжатыми сроками.

5. Сводные результаты показателей эффективности процессов (табл. 5).

На основании построенной модели базового элемента (рис. 4) делаются сводные результаты показателей эффективности.

6. Сводные результаты показателей качества продуктов (табл. 6).

7. Мероприятия по улучшению базового элемента процесса.

Предварительная оценка эффективности предлагаемых мероприятий рассчитывается по формуле:

3 -3

2 _ НР(НО)нач НР(НО)конеч (д)

КДплан

КД

где ЗнР(но)нач - затраты обновленные ненужной работой (ЗНР) и несоответствиями (ЗНО) до реализации предлагаемых корректирующих действий;

ЗНР(НО)конечн - затраты1, обуСл°в-

ленные ненужной работой (ЗНР) и несоответствиями (ЗНО) после реализации предлагаемых мероприятий;

ЗКД - затраты на реализацию предлагаемых корректирующих действий.

Накладные расходы определены исходя из структуры затрат Общества - 100% ФОТ.

8. Мероприятия по улучшению качества продукции.

9. Ожидаемые результаты улучшения базовых элементов процессов.

9.1. Результаты улучшения базовых элементов процесса «Производственные совещания» (табл. 7).

Предварительная оценка эффективности предлагаемых мероприятий (проводится по формуле (9).

9.2. ...

9.3. ...

Основным производственным инструментом, позволяющим оценить соответствие качества проектной продукции и эффективность процессов производства, является анализ СМК Общества со стороны руководства, базирующийся на Отчете по анализу СМК АО «Гипрогазцентр».

В Отчете по анализу СМК, пре -доставляемом руководству для принятия управленческих решений по улучшению процессов, данные систематизируются следующим образом.

Раздел 1. Анализ выполнения решений предыдущего заседания постоянно действующей комиссии по анализу и оценке СМК АО «Гипрогазцентр» (Прото -кол № 32 от 08.04.2015 г.). Статус действий.

КДплан

3 -3

_ НР(НО)нач НР(НО)конеч_

(10780 руб.+3640 руб.)-3640 руб.

,кд (31х140+4340)+(0,33х19x140+878) руб.

Стоимость затрат на устранение замечаний в сравнении со стоимостью работ, выполненных собственными силами, тыс. руб

136036,00

2500000,00 2000000,00 1500000,00 1000000,00 500000,00

0,00 2вТло800,77

II полугодие 2015 года

— Внешние замечания - Затраты на устранение сущ. замечаний

— Внешние замечания - Затраты на устранение несущ, замечаний

— Внутренние замечания - Затраты на устранение сущ. замечаний

— Внутренние замечания - Затраты на устранение несущ, замечаний

Стоимость выполненных работ собственными силами, тыс. руб.

200 150 100 50 0

сущ.

Трудозатраты, в чел./днях

93,35

165,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

0,96

несущ. сущ. I полугодие 2015 года

10,66

несущ.

Рис. 8. Стоимость затрат на устранение замечаний

Раздел 2. Анализ пригодности политики в области качества.

Раздел 3. Анализ выполнения целей в области качества на 2015 г.

Раздел 4. Анализ результатов аудитов.

Раздел 5. Критерии результативности процессов.

Раздел 6. Анализ соответствия качества продукции.

6.1. Замечания, выявленные в процессе проектирования.

6.2. Замечания заказчика и внешних экспертиз.

6.3. Сводная стоимость затрат на устранение замечаний.

Раздел 7. Анализ удовлетворенности потребителей.

Раздел 8. Оценка поставщиков НТП, МТРиУ.

Раздел 9. Изменения, влияющие на СМК.

Раздел 10. Выполнение планов мероприятий по качеству, влияющих на производство продукции (график разработки планов мероприятий по качеству на 2015 г., утв. 30.12.2014 г.).

Раздел 11. Стоимость затрат на качество.

Раздел 12. Экономический ана -лиз эффективности процесса «Производство НТП», «Производство ИИ»», «Производство СИД».

Раздел 13. Мероприятия, направленные на улучшение ИСМ (СМК).

К отчету прилагаются «Замечания в процессе производства НТП», «Замечания Заказчика и внешних экспертиз», «Рейтинг

поставщиков НТП», «Рейтинг по -ставщиков МТРиУ».

Расчет результативности процессов по установленным показателям и критериям проводится методами, описанными в стандарте АО «Гипрогазцентр». Допустимые значения при расчете критерия и процесса в целом равны:

У (выше 91%) - высокий уровень результативности процесса, корректирующие и предупреждающие действия не требуются;

ПД (71-90%) - средний уровень результативности процесса, необходимо проведение анализа, разработки предупреждающих действий;

КД (51-70%) - низкий уровень результативности процесса, требуются корректирующие действия;

ВР (менее 50%) - очень низкий уровень результативности процесса, процесс функционирует нерезультативно, нужно вмешательство руководства.

Одними из показателей для расчета оценки эффективности процессов производства продукции являются затраты на устранение существенных и несущественных замечаний, выявленных как в процессе про -изводства продукции, так и по результатам внешних экспертиз.

ВЫВОДЫ

Главной целью учета, анализа затрат и оценки эффективности функциональных процессов и

базовых элементов процессов менеджмента качества являются экономическое обоснование и информационная поддержка для принятия решений руководством Общества.

На основании проведенного анализа и оценки эффективности процессов, базовых элементов процессов, разработанных в связи с этим мероприятий по улучшению полученных показателей, а также рассчитанных ожидаемых результатов улучшения процессов, базовых элементов процессов на основании предложенных мероприятий по ихулуч -шению руководство принимает управленческие решения, которые в максимальной степени соответствуют стратегическим целям Общества. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. СТО Газпром 9004-2007. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Часть VI. Рекомендации по применению методов экономического анализа эффективности процессов менеджмента качества.

2. СТО Газпром 9004-2007. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению. Часть II. Руководство по применению методов обработки анализа данных.

REFERENCES

1. STO Gazprom 9004-2007. Quality management system. Recommendations on improvement. Part VI. Recommendations on use of quality management processes effectiveness economic analysis methods. (In Russ.)

2. STO Gazprom 9004-2007. Quality management system. Recommendations on improvement. Part II. Guidance on use of data analysis processing methods. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.