Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта по производству безалкогольного тонизирующего напитка «Wild Cat»'

Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта по производству безалкогольного тонизирующего напитка «Wild Cat» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безалкогольные тонизирующие напитки / сырье / схема производства / экономическая эффективность / оптимизационная математическая модель / non-alcoholic tonic drinks / raw materials / production scheme / economic efficiency / optimization mathematical model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведев Алексей Викторович, Солопова Алла Николаевна, Котова Екатерина Константиновна, Котова Татьяна Вячеславовна

За последние пять лет в стране и в мире наблюдается увеличение объемов производства и потребления безалкогольных тонизирующих напитков (БТН). Представителями различных научных школ проводятся разработки новых рецептур БТН. Учитываются региональные особенности используемого растительного сырья, обладающего тонизирующим эффектом. Приоритетной задачей пищевой индустрии является проведение мероприятий, направленных на изготовление здоровых продуктов питания с учетом не только традиций и привычек населения, но и экономической эффективности внедрения их в производство. В работе рассмотрены требования нормативной документации к сырью, проработана технологическая схема производства БТН, описаны требования к маркировке и упаковке готового напитка. Внедрение в производство новых технологий – дорогостоящий процесс. Целью работы является предварительная автоматизированная оценка экономической эффективности инвестиционного проекта производства БТН на основе новых рецептур. Указанная оценка осуществляется с точки зрения традиционных показателей эффективности проектов, с использованием оптимизационного пакета программ «Карма», позволяющего выявлять экономический потенциал и находить оптимальные характеристики инвестиционной, производственной, финансовой и финансово-хозяйственной деятельности инвестиционно-производственных проектов. Изучено влияние ключевого показателя проекта (рыночной цены единицы продукции) на основные показатели эффективности инвестиционного проекта. Проанализирован жизненный цикл и выявлен экономический потенциал инвестиционного проекта на основе использования оптимизационной математической модели. Описана зависимость чистой приведенной стоимости проекта от горизонта планирования при варьировании параметра рыночной цены единицы продукции. Получены высокие характеристики экономической эффективности инвестиционного проекта. Даны практические рекомендации по рынкам сбыта, технологии производства, реализации инвестиционных проектов, связанных с производством БТН «Wild Cat».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведев Алексей Викторович, Солопова Алла Николаевна, Котова Екатерина Константиновна, Котова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the economic efficiency of the investment project for the production of non-alcoholic tonic drink «Wild Cat»

Over the past five years, in the country and in the world there has been an increase in the production and consumption of nonalcoholic tonic drinks (NTD). Representatives of various scientific schools are developing new NTD formulations. The regional characteristics of the used plant raw materials with a tonic effect are taken into account. The priority task of the food industry is to carry out activities aimed at making healthy food products, taking into account not only the traditions and habits of the population, but also the cost-effectiveness of introducing them into production. The paper considers the requirements of regulatory documentation for raw materials, elaborates the technological scheme of NTD production, describes the requirements for labeling and packaging of the finished drink. Introducing new technologies into production is an expensive process. The aim of the work is a preliminary automated assessment of the economic efficiency of an investment project for the production of NTD based on new recipes. The specified assessment is carried out from the point of view of traditional indicators of project efficiency, using the Karma optimization software package, which allows identifying the economic potential and finding the optimal characteristics of investment, production, financial activities of investment and production projects. The influence of the key indicator of the project (the market price of a unit of production) on the main indicators of the effectiveness of the investment project is studied. The life cycle is analyzed and the economic potential of the investment project is revealed through the use of an optimization mathematical model. The dependence of the net present value of the project on the planning horizon is described with a variation in the market unit price parameter. High characteristics of the economic efficiency of the investment project are obtained. Practical recommendations are given on sales markets, production technology, implementation of investment projects related to the production of NTD «Wild Cat».

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта по производству безалкогольного тонизирующего напитка «Wild Cat»»

УДК 004.94:663.6 DOI: 10.24411/0235-2486-2020-10063

оценка экономической эффективности инвестиционного проекта по производству безалкогольного тонизирующего напитка «Wild Cat»

А.В. Медведев, д-р физ.-мат. наук, профессор; А.Н. Солопова, канд. техн. наук Кемеровский филиал (институт) российского экономического университета им. Г.в. Плеханова Е.К. Котова*, гос. инспектор

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по республикам Хакасия и тыва и Кемеровской области, г. Кемерово Т.В. Котова, д-р техн. наук, профессор

Кемеровский государственный медицинский университет минздрава россии Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Дата поступления в редакцию 19.03.2020 * ket-kot12@yandex.ru

Дата принятия в печать 11.06.2020 © Медведев А.В., Солопова А.Н., Котова Е.К., Котова Т.В., 2020

Реферат

За последние пять лет в стране и в мире наблюдается увеличение объемов производства и потребления безалкогольных тонизирующих напитков (БТН). Представителями различных научных школ проводятся разработки новых рецептур БТН. Учитываются региональные особенности используемого растительного сырья, обладающего тонизирующим эффектом. Приоритетной задачей пищевой индустрии является проведение мероприятий, направленных на изготовление здоровых продуктов питания с учетом не только традиций и привычек населения, но и экономической эффективности внедрения их в производство. В работе рассмотрены требования нормативной документации к сырью, проработана технологическая схема производства БТН, описаны требования к маркировке и упаковке готового напитка. Внедрение в производство новых технологий - дорогостоящий процесс. Целью работы является предварительная автоматизированная оценка экономической эффективности инвестиционного проекта производства БТН на основе новых рецептур. Указанная оценка осуществляется с точки зрения традиционных показателей эффективности проектов, с использованием оптимизационного пакета программ «Карма», позволяющего выявлять экономический потенциал и находить оптимальные характеристики инвестиционной, производственной, финансовой и финансово-хозяйственной деятельности инвестиционно-производственных проектов. Изучено влияние ключевого показателя проекта (рыночной цены единицы продукции) на основные показатели эффективности инвестиционного проекта. Проанализирован жизненный цикл и выявлен экономический потенциал инвестиционного проекта на основе использования оптимизационной математической модели. Описана зависимость чистой приведенной стоимости проекта от горизонта планирования при варьировании параметра рыночной цены единицы продукции. Получены высокие характеристики экономической эффективности инвестиционного проекта. Даны практические рекомендации по рынкам сбыта, технологии производства, реализации инвестиционных проектов, связанных с производством БТН «Wild Cat».

Ключевые слова

безалкогольные тонизирующие напитки, сырье, схема производства, экономическая эффективность, оптимизационная математическая модель

Для цитирования

Медведев А.В., Солопова А.Н., Котова Е.К., Котова Т.В. (2020) Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта по производству безалкогольного тонизирующего напитка «Wild Cat» // Пищевая промышленность. № 6. С. 38-41.

Assessment of the economic efficiency of the investment project for the production of non-alcoholic tonic drink «Wild Cat»

A.V. Medvedev, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor; A.N. Solopova, Candidate of Technical Sciences Kemerovo branch (institute) of Plekhanov Russian University of Economics E.K. Kotova*, State inspector

Office of the Federal Service for Veterinary and Phytosanitary Surveillance for the Republics of Khakassia and Tuva and the Kemerovo Region, Kemerovo

T.V. Kotova, Doctor of Technical Sciences, Professor

Kemerovo State Medical University

Ural State University of Economics, Ekaterinburg

Received: March 19, 2020 * ket-kot12@yandex.ru

Accepted: June 11, 2020 © Medvedev A. V., Solopova A.N., Kotova E.K., Kotova T. V. , 2020

Abstract

Over the past five years, in the country and in the world there has been an increase in the production and consumption of nonalcoholic tonic drinks (NTD). Representatives of various scientific schools are developing new NTD formulations. The regional characteristics of the used plant raw materials with a tonic effect are taken into account. The priority task of the food industry is to carry out activities aimed at making healthy food products, taking into account not only the traditions and habits of the population, but also the cost-effectiveness of introducing them into production. The paper considers the requirements of regulatory documentation for raw materials, elaborates the technological scheme of NTD production, describes the requirements for labeling and packaging of the finished drink. Introducing new technologies into production is an expensive process. The aim of the work is a preliminary automated assessment of the economic efficiency of an investment project for the production of NTD based on new recipes. The specified assessment is carried out from the point of view of traditional indicators of project efficiency, using the Karma optimization software package, which allows identifying the economic potential and finding the optimal characteristics of investment, production, financial activities of investment and production projects. The influence of the key indicator of the project (the market price of a unit of production) on the main indicators of the effectiveness of the investment project is studied. The life cycle is analyzed and the economic potential of the investment project is revealed through the use of an optimization mathematical model. The dependence of the net present value of the project on the planning horizon is described with a variation in the market unit price parameter. High characteristics of the economic efficiency of the investment project are obtained. Practical recommendations are given on sales markets, production technology, implementation of investment projects related to the production of NTD «Wild Cat».

Key words

non-alcoholic tonic drinks, raw materials, production scheme, economic efficiency, optimization mathematical model For citation

MedvedevA.V., Solopova A.N., Kotova E.K., Kotova T.V. (2020) Assessment of the economic efficiency of the investment project for the production of non-alcoholic tonic drink «Wild Cat» // Food processing industry = Pischevaya promyshlennost'. 2020. No. 6. P. 38-41.

38 6/2020 пищевая ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ISSN 0235-2486

Введение. Современный рынок БТН стремительно развивается, что подтверждается результатами исследований известной международной аналитической компании Euromonitor International [1]. В табл. 1-3 приведена динамика реализации и потребления БТН за 2014-2018 гг. в Белоруссии - ближайшем экономическом партнере России, а также в Китае и Казахстане - ближайших соседях по региону, имеющих потенциально большой потребительский рынок.

Анализ данных в таблицах позволяет сделать ряд предварительных выводов о производстве БТН. В период с 2014 г. по 2018 г. наблюдается повышение общей выручки от продажи БТН. Это объясняется растущими объемами продаж, а также повышением спроса потребителей и рациональными товарными предложениями производителей. Для всех стран характерно равномерное незначительное увеличение объема розничной продажи в анализируемый период, причем самый низкий показатель наблюдается для Белоруссии -0,28 млн долл. Объем потребления БТН в России увеличился на 125% и составил 1,8 л в год на 1 чел. С 2017 г. наблюдается стабильное увеличение потребления БТН. По прогнозам в 2019 г. среднестатистический россиянин будет употреблять 2,3 л, а в 2020 г. - 2,9 л.

Желание потребителей обладать физической выносливостью, повышенной умственной работоспособностью, мобильностью побуждает изготовителей БТН к разработке новых рецептур и технологий. Производят их не только профильные предприятия, такие как Red Bull GmbH, но и лидеры безалкогольной индустрии -компании PepsiCo и Coca-Cola [2].

В Сибирском регионе наряду с известными мировыми производителями ООО «Мегапак» и Red Bull GmbH изготовлением тонизирующих напитков занимаются небольшие предприятия: ИП Цири-хидзе О. О. (г. Омск), ООО «Аква-Вита» (г. Юрга, Кемеровская обл.). Конкурировать небольшим предприятиям с гигантами производства непросто, но возможности для продвижения российских торговых марок на отечественном рынке все же существуют, и довольно неплохие. Вопрос заключается в первоначальных вложениях, в позиционировании и в качестве такой продукции [3].

Практически все БТН, независимо от торговой марки, под которой они выпускаются, производятся на территории России. Потребители отдают предпочтение местным маркам, а также полезным для здоровья продуктам питания. Комбинируя экстракты, наполнители, эликсиры, соки, ароматизаторы и другие рецептурные ингредиенты, производителям удается моделировать напитки согласно потребительским предпочтениям.

Расширение ассортимента БТН происходит за счет использования добавок:

выжимок винограда, смеси чая (черного байхового или зеленого), листьев черники, крапивы, черной смородины, плодов шиповника, рябины обыкновенной, рябины черноплодной, цветков гибискуса, меда, экстракта мумие, сиропа шиповника, ягодных, фруктовых и травяных сиропов, фруктовых или овощных соков, муки овса, продуктов переработки молока и т. д. [4].

В качестве упаковки используются три основных вида: из полиэтилентерефта-лата (ПЭТ), жестяная банка, стеклянная бутылка [5]. Наибольшей популярностью пользуется жестяная банка (59%). На втором месте пластиковая бутылка (19 %), а затем стеклянная бутылка. Для 12% потребителей упаковка не имеет значения, однако с каждым годом все большую популярность завоевывает стеклянная тара. По мнению потребителей, этот вид упаковки считается более экологичным.

Сырье и вспомогательные материалы, применяемые для изготовления БТН на растительной основе, должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов и иметь разрешение органов Роспотребнадзора России для использования при производстве данного вида продукции.

Не допускается в переработку сырье, не соответствующее по санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим показателям требованиям Технического регламента Таможенного Союза № 021/2011.

Готовый напиток, кроме того, должен быть проверен по органолептическим и физико-химическим показателям (титруемой кислотности, массовой доле сухих веществ), контролируют также объем налива и правильность этикетирования и маркировки. Упаковки с напитками

следует хранить в чистых, сухих, крытых, хорошо вентилируемых складских помещениях при температуре от 0 °С до 18 °С и относительной влажности не более 75% [6].

Производство БТН - достаточно дорогостоящий процесс, поэтому важной задачей анализа инвестиционного проекта по производству БТН является необходимость предварительной оценки его экономической эффективности [7]. Таким образом, целью исследования является автоматизированная оптимизационная оценка экономической эффективности проекта производства БТН с точки зрения традиционных показателей, с использованием оптимизационного пакета программ [8], позволяющего выявлять экономический потенциал и находить оптимальные характеристики инвестиционной, производственной, финансовой и финансово-хозяйственной деятельности инвестиционно-производственных проектов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• изучить рынок торговли и потребления БТН;

• проанализировать процесс производства БТН «Wild Cat» на основе новой технологии;

• применить математическую модель автоматизированной оптимизационной оценки экономической эффективности проектов на основе технико-экономических данных производства БТН «Wild Cat».

Объекты и методы исследований.

Для автоматизированной оптимизационной оценки экономической эффективности проекта по производству БТН используем математическую модель ра-

Таблица 1

Объем розничной торговли БТН, 2014-2018 гг., млн долл.

Страна 2014 2015 2016 2017 2018

Китай 98,94 109,69 119,13 124,70 133,02

Казахстан 0,51 0,57 0,62 0,67 0,73

Белоруссия 0,20 0,23 0,24 0,26 0,28

Россия 9,88 11,76 13,46 13,41 14,42

Выручка от продажи БТН, 2014-2018 гг., млн долл. Таблица 2

Страна 2014 2015 2016 2017 2018

Китай 1934,7 2381,7 2760,9 3150,1 3547,8

Казахстан 37,5 41,9 51,6 56,6 64,5

Белоруссия 16,5 14,2 15,4 18,6 21,6

Россия 678,1 774,0 868,9 968,2 1066,3

Таблица 3

Объем потребления БТН, 2014-2018 гг., л в год на 1 чел.

Страна 2014 2015 2016 2017 2018

Китай 0,8 0,9 0,9 1 1,2

Казахстан 0,4 0,4 0,4 0,4 0,3

Белоруссия 0,2 0,3 0,3 0,4 0,4

Россия 0,8 1 1,1 1,4 1,8

Таблица 4

Входные данные аналитической модели

№ п/п Показатель, единица измерения Значение пессимистическое Значение базовое Значение оптимистическое

Характеристики основных производственных фондов (ОПФ)

1 Стоимость единицы ОПФ, К млн 10 9,425 9

2 Производительность единицы актива, бут/комплект ОПФ 5000000 5920000 7000000

3 Срок службы единицы актива, лет 3 5 7

Характеристики продукции

4 Стоимость единицы продукции (бутылка), К 20 35 50

5 Уровень спроса на продукцию, К млн 150 210 250

Характеристики условий производства

6 Трудоемкость (доля фонда оплаты труда в суммарных производственных затратах), доля 0,1 0,05 0,03

7 Материалоемкость (доля сырья и материалов в суммарных производственных затратах), доля 0,91 0,84 0,77

Характеристики внешней среды и финансирования проекта

8 Горизонт планирования, лет 5 5 5

9 Ставка дисконтирования, доля 0,25 0,2 0,15

10 Максимальные инвестиции, К млн 1 10 100

11 Максимальные кредиты, К млн 0

12 Максимальные дотации, К млн 0

Характеристики налогообложения (упрощенная форма)

13 Единый налог «Процент от прибыли», доля 0,06 0,06 0,06

NPV, R

гтаэ^- |_|_|_|_|_| мшчмпи ЩЩ.........

0 3 6 9 Т, лет

Зависимость NPV (в рублях) проекта от горизонта планирования при варьировании параметра Р рыночной цены единицы продукции

Таблица 5

Характеристики экономической эффективности проекта при проведении P-B-O-анализа по параметру рыночной цены единицы продукции

Показатель Значение показателя

Прямое инвестиционное финансирование, К млн 9,425

Период реинвестирования в проект (Р-В-О), лет 4,5-8-м

Чистая приведенная стоимость проекта/NPV (Р-В-О), К млн 217-463-716

Внутренняя норма доходности/^ (Р-В-О), % 700-1490-2120

Срок окупаемости (РР) с момента начала реализации продукции (Р-В-О), недель 4-3-2

боты [9], положенную в основу анализа проекта [10], по производству сельскохозяйственной продукции на мезоуровне. Входная информация в указанную модель для проведения РОВ-анализа (pessimistic-optimistic-basic-analysis) представлена в табл. 4.

Отметим ряд отраженных в табл. 4 особенностей рассматриваемого проекта по производству БТН. Относительно невысокая стоимость основных фондов (порядка 10 К млн) усугубляется характерными для подобных проектов [10] высокими показателями материалоемкости производства, определяемой, соответственно, высокой стоимостью используемого сырья и материалов. Производство БТН осуществляется в условиях малого и среднего предпринимательства, облагаемого, как правило, налогами в упрощенной форме. Кроме того, предполагается заемное финансирование основных средств (учитывается в ставке дисконтирования) и отсутствие кредитования для финансирования текущих затрат, что обусловлено зачастую малым сроком окупаемости подобных проектов. Уровень спроса на продукцию оценивается из региональных рыночных условий (на примере Кемеровской области). В частности, предполагается, что вся произведенная продукция будет реализована по указанной базовой рыночной цене.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автоматизированная оценка экономической эффективности проекта по производству БТН осуществляется с использованием пакета программ [8], позволяющего провести оперативный, многопараметрический оптимизационный анализ проектов по всем указанным в табл. 1 параметрам. Рассмотрим влияние на экономическую эффективность проекта такого ключевого показателя, как рыночная цена единицы продукции. На рисунке представлены параметрические зависимости добавленной (к осуществленным инвестициям) стоимости проекта от горизонта планирования, при варьировании параметра рыночной цены Р единицы продукции (бутылки 0,350 см3).

Результаты и обсуждение. Из рис. 1 аналитик может, например, оценить особенности жизненных циклов проекта, потенциал (максимальные значения) его добавленной стоимости, период окупаемости, оптимальные моменты реинвестирования, а также получить другую информацию, в зависимости от того, влияние какого параметра на рассматриваемое распределение изучается. В частности, на рисунке видно, что при цене единицы продукции Р=50 К наблюдается характерная зависимость жизненного цикла проекта, абсолютно устойчивого на всем горизонте планирования, при Р=35 К на графике жизненного цикла возникает точка оптимума Т=8 лет, что свидетельствует о целесообразности реинвестирования

в проект в данный момент его развития. Дальнейшее снижение рыночной цены (Р=20 К) ведет к снижению экономического потенциала проекта и смещению оптимального момента реинвестирования (Т=5 лет) в него. При Р=10 К график приведенной зависимости свидетельствует

уже об исчерпании потенциала проекта на горизонте планирования, а при Р=5 К проект становится неокупаемым (на практике убыточным).

В табл. 5 приведены характеристики экономической эффективности проекта по производству БТН при проведе-

40 6/2020 ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ISSN 0235-2486

нии P-B-O (pessimistic-basic-optimistic)-анализа по параметру рыночной цены единицы продукции Р=20-35-50 R.

Выводы. 1. Представленные в табл. 5 характеристики проекта в качественном плане вполне согласуются с оценками проекта по производству БТН, полученными в работе [6]. В частности, наблюдаются высокие значения NPV и IRR проектов, малые сроки окупаемости, что свидетельствует о высокой экономической эффективности указанного типа проектов в случае реализации в будущем сложившихся в настоящее время их технико-экономических и рыночных характеристик.

2. По мнению экспертов в области питания и биотехнологии, объем потребления БТН имеет тенденцию к повышению, количество производителей данной продукции растат [1]. В условиях существующей высокой конкуренции только разработка нового вида продукции потенциально позволит занять сегмент рынка БТН.

3. Поиск каналов сбыта проводится на региональном уровне. Следуя данным табл. 1-3, потребителем продукции «Wild Cat» может быть Казахстан, как ближайший сосед по региону, имеющий потенциально большой потребительский рынок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследования компании Euromonitor International [Электронный ресурс]/ URL: http://www.foodmarket.spb.ru/current. php? articLe=1204. (Дата обращения: 04.04.2020).

2. ALaa Bani Hani. What Is the Cost of Soft Energy Drinks to Our Health and Economy?/ALaa Bani Hani, Jinous F. Tahmassebi // Sports and Energy Drinks. - 2019. - P. 39-63.

3. Производство энергетических напитков - заявка поиска инвестиций на startupnetwork.ru [Электронный ресур^/URL: https: //startupnetwork.ru/projects/353120. html (Дата обращения: 04.04.2020).

4. Ashurst, Ph.R. Chapter 3: Ingredientsin Soft Drinks/Philip R. Ashurst, Robert Hargitt, Fiona Palmer // Soft Drink and Fruit Juice Problems Solved (Second Edition). - 2017. - P. 29-66.

5. Wilson José Fernandes Lemosunior. Reuse of refiLLabLe PET packaging: Approaches to safety

and quality in softdrink processing/ WiLson José Fernandes Lemosunior, Luana Pereira do AmaraL dos Reis, Vanessa Sales de OLiveira [et aL.] // Food ControL. - 2019. - VoL. 100. - P. 329-334.

6. Котова, Т.В. Анализ качества энергетических напитков на соответствие требованиям стандартов/Т.В. Котова, А.С. Черемичкина // Техника и технология пищевых производств. -2012. - № 2 (25). - С. 148-154.

7. Pinna, С. How Soft Drink SuppLy Chains drive sustainabiLity: Key Performance Indicators (KPIs) identification/С. Pinna, М. Demartini, F. ToneLLi, S. Terzi // Procedia CIRP. - 2018. -VoL. 72. - P. 862-867.

8. Свидетельство 2018617155. Генерализа-тор и компоновщик программного обеспечения поддержки принятия решений в ситуационных центрах социально-экономического развития/ правообладатели: А. В. Медведев, М. Н. Рослов, А. С. Ухов (RU); заявл. 05.08.2016; опубл. 10.01.2017. 536 Кб. URL: http://www1.fips.ru/Archive/EVM/2016/.

9. Медведев, А. В. Модель оптимального финансово-инвестиционного планирования деятельности производственного предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. -№ 9 (4). - С. 622-625.

10. Fedulova, E.A. ModeLing of the agribusiness enterprise activity on the basis of the baLanced scorecard/ E.A. FeduLova, A.V. Medvedev, P.D. Kosinskiy [et aL.] // Foods and Raw MateriaLs. - 2016. - VoL. 4. - No. 1. -P. 154-162.

REFERENCES

1. IssLedovaniya companii Euromonitor InternationaL [Company Euromonitor InternationaL Research]. - [ELectronic resourse] URL: http://www.foodmarket.spb.ru /current. php? articLe=1204 (Date of the appLication: 04.04.2020).

2. ALaa Bani Hani, Jinous F. Tahmasseb. What Is the Cost of Soft Energy Drinks to our HeaLth and Economy? Sports and Energy Drinks. 2019. P. 39-63.

3. Proizvodstvo energeticheskih napitkov - zayavka poiska investicij na startupnetwork.ru [Energy drink production -investment search appLication for

startupnetwork.ru]. - [Electronic resourse]/URL: https: //startupnetwork.ru/projects/353120. html (Date of the application: 04.04.2020).

4. Philip R. Ashurst, Robert Hargitt, Fiona Palmer. Chapter 3: Ingredientsin Soft Drinks. Soft Drink and Fruit Juice Problems Solved (Second Edition). 2017. P. 29-66.

5. Wilson José Fernandes Lemosunior, Luana Pereira do AmaraL dos Reis, Vanessa Sales de OLiveira, Léo OLiveira Lopes, Karen Signori Pereira. Reuse of refiLLabLe PET packaging: Approaches to safety and quality in softdrink processing. Food Control. 2019. VoL. 100. P. 329-334.

6. Kotova TV, C eremickina AS. AnaLiz kac estva è nergetic eskih napitkov na sootvetstvie trebovaniâm standartov [AnaLysis of the quaLity of energy drinks in accordance with the requirements of the standards]. Tehnika i tehnologiâ pisevyh proizvodstv [Food technoLogy and technoLogy]. 2012. No. 2 (25). P. 148-154.

7. Pinna C, Demartini M, ToneLLi F, Terzi S. How Soft Drink SuppLy Chains drive sustainabiLity: Key Performance Indicators (KPIs) identification. Procedia CIRP. VoL. 72. 2018. P. 862-867.

8. SvideteL'stvo 2018617155. Medvedev AV, RosLov MN, Ukhov AS. GeneraLizator i komponovshchik programmnogo obespecheniya podderzhki prinyatiya resheniy v situatsionnykh tsentrakh sotsiaL'no-ekonomicheskogo razvitiya [GeneraLizer and Linker of decision support software in situationaL centers of socio-economic deveLopment]; statement 05.08.2016; pubLished 10.01.2017. 536 Kb. URL: http://www1.fips.ru/Archive/EVM/2016/.

9. Medvedev AV. ModeL' optimaL'nogo finansovo-investicionnogo pLanirovaniya deyateL'nosti proizvodstvennogo predpriyatiya [ModeL of optimaL financiaL and investment pLanning of a manufacturing enterprice]. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [InternationaL journaL of appLied and fundamentaL research]. 2015. No. 9 (4). P. 622-625.

10. FeduLova EA, Medvedev AV, Kosinskiy PD. ModeLing of the agribusiness enterprise activity on the basis of the baLanced scorecard. Foods and Raw Materials. 2016. VoL. 4. No. 1. P. 154-162.

Авторы

Медведев Алексей Викторович, д-р физ.-мат. наук, профессор,

Солопова Алла Николаевна, канд. техн. наук

Кемеровский филиал (институт) Российского экономического

университета имени Г.В. Плеханова, 650992, Россия, г. Кемерово,

пр-т Кузнецкий, д. 39, a1exm_62@mai1.ru, allaslp@mail.ru

Котова Екатерина Константиновна, гос. инспектор

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитар-

ному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области,

650001, Россия, г. Кемерово, ул. Муромцева, д. 2б,

ket-kot12@yandex.ru

Котова Татьяна Вячеславовна, д-р техн. наук, профессор Кемеровский государственный медицинский университет Минздрава России, 650029, Россия, г. Кемерово, ул. Ворошилова, д. 22А

Уральский государственный экономический университет 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, д. 62/45, t_kotova@inbox.ru

Authors

Alexey V. Medvedev, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor

Alla N. Solopova, Candidate of Technical Sciences

Kemerovo branch (institute) of Plekhanov Russian University of Economics, 39, Kuznetsk avenue, Kemerovo, Russia, 650992, a1exm_62@ mail.ru, a11as1p@mai1.ru Ekaterina K Kotova, State inspector

Office of the Federa1 Service for Veterinary and Phytosanitary Survei11ance for the Repub1ics of Khakassia and Tuva and the Kemerovo region, 2b, Muromtseva str., Kemerovo, Russia, 650001, ket-kot12@yandex.ru Tatyana V. Kotova, Doctor of Technical Sciences, Professor Kemerovo State Medica1 University, 22a, Voroshi1ova str., Kemerovo, Russia, 650029

Ura1 State University of Economics, Russia, Ekaterinburg, 62/ 45, 8 March/ Narodnaya Vo1ya str., Ekaterinburg, Russia, 620144, t_kotova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.