Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР'

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНАЛИЗ-ФАКТОРЫ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ОЦЕНКА КОМПАНИЙ ЦИФРОВОГО И ИТ-СЕКТОРА / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саченок Л.И.

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в условиях рыночной экономики анализ доходов, расходов и финансовых результатов предпринимательских структур позволяет дать оценку эффективности деятельности, а также выявить основные тенденции его развития и пути совершенствования хозяйственной деятельности. В работе автором проведен структурно-динамический анализ доходов, расходов и финансовых результатов телекоммуникационного рынка Российской Федерации. А соответственно проанализированы динамика и структура количества пользователей широкополосным доступом к сети Интернет в России. Исследована и дана оценка эффективности деятельности организации для разработки направлений по совершенствованию и развитию телекоммуникационного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF COMPANIES’ ACTIVITIES AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION IN CONDITIONS OF INSTABILITY OF THE SOCIO-ECONOMIC ENVIRONMENT AND RESTRICTIVE MEASURES

The relevance of the research topic is due to the fact that in a market economy, the analysis of income, expenses and financial results of business structures allows us to assess the effectiveness of activities, as well as to identify the main trends in its development and ways to improve economic activity. In this paper, the author conducted a structural and dynamic analysis of income, expenses and financial results of the telecommunications market of the Russian Federation. And accordingly, the dynamics and structure of the number of users with broadband Internet access in Russia are analyzed. The effectiveness of the organization’s activities for the development of directions for the improvement and development of the telecommunications market is investigated and evaluated.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР»

Вестник НГУЭУ. 2023. № 1. С. 158-168 Vestnik NSUEM. 2023. No. 1. P. 158-168

Научная статья УДК 334

DOI: 10.34020/2073-6495-2023-1-158-168

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР

Саченок Людмила Ивановна

Севастопольский государственный университет Lyudmila.sachenok@mail.ru

Аннотация. Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в условиях рыночной экономики анализ доходов, расходов и финансовых результатов предпринимательских структур позволяет дать оценку эффективности деятельности, а также выявить основные тенденции его развития и пути совершенствования хозяйственной деятельности. В работе автором проведен структурно-динамический анализ доходов, расходов и финансовых результатов телекоммуникационного рынка Российской Федерации. А соответственно проанализированы динамика и структура количества пользователей широкополосным доступом к сети Интернет в России. Исследована и дана оценка эффективности деятельности организации для разработки направлений по совершенствованию и развитию телекоммуникационного рынка.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, финансовая деятельность, анализ-факторы, доходы, расходы, оценка компаний цифрового и ИТ-сектора, телекоммуникации

Для цитирования: Саченок Л.И. Оценка экономической эффективности деятельности компаний как фактора устойчивого развития региона в условиях нестабильности социально-экономической среды и ограничительных мер // Вестник НГУЭУ. 2023. № 1. С. 158-168. DOI: 10.34020/2073-6495-2023-1-158-168.

Original article

ASSESSMENT OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF COMPANIES' ACTIVITIES AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION IN CONDITIONS OF INSTABILITY OF THE SOCIO-ECONOMIC ENVIRONMENT AND RESTRICTIVE MEASURES

Sachenok Lyudmila I.

Sevastopol State University Lyudmila.sachenok@mail.ru

© Саченок Л.И., 2023

Abstract. The relevance of the research topic is due to the fact that in a market economy, the analysis of income, expenses and financial results of business structures allows us to assess the effectiveness of activities, as well as to identify the main trends in its development and ways to improve economic activity. In this paper, the author conducted a structural and dynamic analysis of income, expenses and financial results of the telecommunications market of the Russian Federation. And accordingly, the dynamics and structure of the number of users with broadband Internet access in Russia are analyzed. The effectiveness of the organization's activities for the development of directions for the improvement and development of the telecommunications market is investigated and evaluated.

Keywords: socio-economic development, financial activity, analysis of factors, income, expenses, valuation companies in the digital and IT sectors, telecommunications

For citation: Sachenok L.I. Assessment of the economic efficiency of companies' activities as a factor of sustainable development of the region in conditions of instability of the socio-economic environment and restrictive measures. Vestnik NSUEM. 2023; (1): 158-168. (In Russ.). DOI: 10.34020/2073-6495-2023-1-158-168.

Доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия являются ключевыми показателями результативности предпринимательской деятельности и определяют уровень развитости производственной базы, эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия, а также главным индикатором конкурентоспособности предприятия на рынке функционирования. Посредством данных показателей можно определить перспективы развития предприятия в будущем, возможности расширения и воспроизводства основных фондов, развития социальной базы на предприятии и основные тенденции его производственной и коммерческой деятельности [1].

В современных условиях, с целью обеспечения успешности ведения бизнеса предпринимательские структуры стремятся развивать деятельность по различным направлениям, поэтому источники их доходов отличаются многообразием. Расходы, связанные с получением таких доходов, разнообразны. В этой связи анализ доходов предприятия позволяет выявить наиболее перспективные направления деятельности, определить структуру доходов и отследить тенденции роста или снижения тех или иных доходов [2].

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в условиях рыночной экономики анализ доходов, расходов и финансовых результатов предпринимательских структур позволяет дать оценку эффективности деятельности, а также выявить основные тенденции его развития и пути совершенствования хозяйственной деятельности.

Существующие на сегодняшний день методики анализа доходов и затрат позволяют комплексно и поэтапно оценить результаты деятельности предприятия, выявить резервы повышения эффективности его деятельности и разработать рекомендации по улучшению финансовых показателей.

Расходы любого предприятия являются одним из определяющих факторов его прибыльности. От величины расходов и их структуры зависит конечный финансовый результат и прибыльность деятельности. Рациональность использования ресурсов предприятия и оптимизация расходов возможны только при качественном проведении экономического анализа.

Размер доходов, расходов и финансовых результатов телекоммуникационных компаний обусловлен большим числом факторов.

На уровень доходов телекоммуникационных компаний влияет востребованность данных услуг. Так, современное развитие информационных технологий, внедрение их во все сферы управления, коммерческой деятельности и обычную жизнь населения приводят к росту востребованности услуг средств телекоммуникаций.

Важным фактором объема и динамики доходов телекоммуникационных компаний является географическое месторасположение компании. Так, в промышленно развитых регионах сфера телекоммуникационных технологий существенно более востребована и технические возможности развития материально-техническую базы телекоммуникационных компаний гораздо больше, что позволяет создать крупную инфраструктуру телекоммуникационных сетей, охватить значительный объем абонентов и, таким образом, получить существенный объем доходов. В то же время в сельской местности востребованность на телекоммуникационные услуги значительно ниже. Одновременно с этим в сельской местности ввиду значительного расстояния между населенными пунктами требуются существенные инвестиции в создание телекоммуникационной сети, которые не будут покрыты последующим доходом от оказания услуг телекоммуникационной связи и телевидения [3].

Объем доходов телекоммуникационной компании также зависит от наличия компаний смежных услуг. Так, вышки мобильной связи могут быть использованы для установки оборудования для распространения спутникового телевидения, что позволяет существенно сократить инвестиции в установку оборудования (вышек), одновременно с этим охватить существенный пласт абонентов без дополнительных расходов.

Важное значение для уровня доходности телекоммуникационной компании имеет уровень конкуренции. Наличие в одном населенном пункте нескольких компаний - провайдеров сети Интернет или предоставляющих услуги кабельного и спутникового телевидения способствует распределению абонентов среди них, а следовательно, ограничивает возможность увеличения дохода и приводит к необходимости применения различных программ лояльности для абонентов, что отрицательно сказывается на уровне доходности компании.

Исследование проводилось по материалам телекоммуникационных компаний Крыма и телекоммуникационного рынка в России.

В 2020 г. существенное влияние на уровень доходности телекоммуникационных компаний оказала пандемия коронавируса. Пандемия COVID-19 и перспективы повторения вспышек вирусных инфекций в будущем формируют общественный запрос на изменение существующего уклада жизни, сложившихся социальных и экономических процессов, подходов к ведению бизнеса.

Такие изменения приводят к необходимости быстрого и массового перехода людей к общению в онлайн-режиме и автономной удаленной работе. Они могут способствовать усилению роли компаний цифрового и ИТ-сектора в экономике, будут являться стимулом к развитию технологий

и сетей связи, инфраструктуры обработки и хранения данных, которые способны абсорбировать лавинообразный рост потребления трафика, обеспечить достаточную пропускную способность сети, стабильность сетевого подключения, а главное - предоставить широкий спектр востребованных цифровых сервисов населению, бизнесу и государству.

Согласно отчетам ведущих мировых телекоммуникационных компаний, негативный финансовый эффект, непосредственно связанный с пандемией COVID-19, в среднем составил 4-8 % от объема выручки. Наиболее пострадавшим сегментом бизнеса операторов стал роуминговый бизнес в связи с сокращением клиентами числа поездок. Также снизилось количество покупок продвинутых моделей смартфонов: как следствие закрытия ряда розничных магазинов и сетей.

При этом вынужденная удаленная работа в совокупности с повышенным спросом на домашние развлечения в условиях самоизоляции привела к устойчивому росту трафика данных, в основном по оптоволокну, а также по мобильной связи [3].

На уровень расходов телекоммуникационных компаний оказывают влияние такие внешние факторы, как курс рубля, степень развитости материально-технической базы и количество обслуживаемых абонентов. Поскольку на сегодняшний день телекоммуникационные компании используют в основном импортное оборудование и комплектующие, падение курса рубля приводит к росту стоимости запасных частей, приборов и комплектующих, которые необходимы для текущего технического обслуживания и ремонта технической инфраструктуры компании.

В современных создавшихся условиях в связи с санкциями и эмбарго на поставку импортного телекоммуникационного оборудования объем расходов телекоммуникационных компаний существенно увеличится, поскольку закупать оборудование предприятия будут вынуждены через третьи страны, что ведет к существенному удорожанию телекоммуникационного оборудования (по оценкам специалистов на треть) [4].

Определенное влияние на уровень расходов телекоммуникационных компаний оказывает цена на цветные металлы, поскольку от этого зависит цена на кабельную продукцию, которая является основой телекоммуникационных сетей. Кроме того, влияние на объем расходов оказывает местонахождение телекоммуникационной компании и ореола его обслуживания, при обслуживании абонентов в крупных многоквартирных районах города объем использованных кабельной продукции, приборов и установок существенно меньше, чем в тех районах, где уровень заселения ниже, а расстояние между домовладениями значительно.

На уровень расходов телекоммуникационных компаний также оказывает влияние собственная материально-техническая база. Способность оборудования одновременно оказывать услуги и сети Интернет, и кабельного телевидения приводит к снижению совокупных расходов, поскольку для этого может использоваться смежное оборудование.

Следовательно, факторами влияния на доходы и расходы телекоммуникационных компаний являются географическое положение компании, уровень востребованности телекоммуникационных технологий, обуслов-

ленный ростом промышленного производства и активным внедрением информационных технологий во все сферы промышленного производства, коммерческую и управленческую деятельность субъектов экономики. Важное значение для уровня доходов и расходов также имеет уровень конкуренции - чем большее количество телекоммуникационных компаний в одном населенном пункте, тем ниже доходы от оказания телекоммуникационных услуг, и тем выше расходы на оказание дополнительных услуг и внедрение программ лояльности для привлечения абонентов. На уровень расходов существенное влияние оказывают объем обслуживаемых абонентов, курс рубля, внешнеполитические факторы и состояние материально-технической базы. Чем больше объем обслуживаемых абонентов, тем больше расходов несет предприятие на их обслуживание. Падение курса рубля и санкции последних месяцев ведут к удорожанию материалов и комплектующих импортного производства, что негативно скажется на уровне расходов предприятия [5].

Основные тенденции телекоммуникационного рынка России в современных условиях

Телекоммуникационный рынок России, как и другие отрасли экономики нашей страны, подвержен влиянию общеэкономических факторов мировой и отечественной экономики. Так, в период пандемии COVID-19 сфера телекоммуникаций, как и большинство других отраслей экономики, подверглась негативному влиянию ее последствий.

Необходимость внедрения удаленной работы для офисных работников, перевод обучающихся на дистанционное обучение, сферу ритейла - в сеть Интернет вызвала повышенную нагрузку на операторов связи.

В 2020 г. во всем мире насчитывалось около 7,9 млрд действующих абонентов мобильной связи, во многом за счет активного развертывания сетей 4G ЦГЕ. В 2021 г. количество действующих абонентов увеличилось до 8,2 млрд человек. Мобильные технологии и подключения доминируют в телекоммуникациях сегодня, и в перспективе этот тренд будет иметь тенденцию к росту в связи с потенциалом развертывания сетей следующего поколения (5G).

По состоянию на 2020 г. в мире насчитывалось более 1,1 млрд абонентов фиксированной широкополосной связи; в 2021 г. их количество выросло на 3,2 %. В сегменте широкополосного доступа в Интернет (ШПД) имеются перспективы для роста, особенно в странах, где до сих пор низкий охват абонентов.

Так как стандартными услугами глобальный рынок телекоммуникаций уже насыщен, основные телеком-операторы вынуждены формировать новые сегменты, в том числе и сети следующего поколения.

Несмотря на то, что перспективы внедрения каналов связи 5G пока до конца неизвестны, аналитики предполагают, что они станут драйвером существенного роста отрасли, прежде всего с точки зрения возможностей расширения абонентской базы, дальнейшего проникновения новых технологий, капитальных вложений и доходов операторов.

По мнению аналитиков, основными мировыми трендами развития телекоммуникационных технологий на сегодняшний день являются следующие:

- сближение телекома с контентом: видео и игры;

- смещение роста в смежные направления: информационная безопасность, ЦОД и IoT;

- работа с новыми для телекома отраслями: финтех, умный дом, цифровая медицина и образование;

- развитие новых направлений вокруг потребностей клиента: дом, мобильность, безопасность, работа, общение [5].

При этом основными тенденциями развития мировых телекоммуникационных компаний являются:

- рост спроса на цифровые (ИКТ) сервисы в постковидной реальности;

- сближение фиксированного и мобильного доступа - конвергенция. Рост спроса на вертикальные (отраслевые) решения и частные сети (LTE, а затем и 5G);

- активная цифровизация государственных органов управления;

- снижение доходности на инвестиции (ROIC) и усиливающееся давление на затраты.

В динамике объем доходов телекоммуникационных услуг в России на протяжении последних семи лет постоянно увеличивался за исключением 2020 г. (рис. 1).

1850-

1800 1750170016501600-

1550 — 1500 — 1450-

1804

1739

1728

1694

1641

587

1597

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Год

Рис. 1. Динамика доходов российского телекоммуникационного рынка, млрд руб. [6]. Income dynamics of the Russian telecommunications market, billion rubles

Постоянный рост доходов телекоммуникационных компаний в России вызван ростом востребованности широкополосной сети Интернет, поскольку интернет-технологии проникли практически во все сферы жизни населения и экономики страны.

Наиболее высокие темпы роста доходов телекоммуникационных компаний в России наблюдаются в 2017 г. - темп прироста составил 2,76 %, в 2018 г. - 3,23 % и в 2019 г. - 2,65 %. В 2020 г., несмотря на рост востребованности телекоммуникационных услуг в связи с карантинными мерами, объем доходов телекоммуникационных компаний сократился на 0,63 %, что связано с насыщением рынка и попытками экономии субъектами хозяйствования практически на всем, включая интернет-связь.

Однако уже в 2021 г. доходы телекоммуникационных компаний снова увеличились - темп прироста составил 4,4 %, что вызвано как восстановлением экономики, так и переориентацией многих торговых предприятий на интернет-площадки с учетом предыдущего опыта интернет-ритейла в 2020 г. и расширением продвижения торговых интернет-площадок, видеоканалов для просмотра фильмов и игр, последовавшим за этим продвижением рекламного контента в интернет-ресурсах.

В структуре российского телекоммуникационного рынка самую большую долю порядка 57 % занимают услуги мобильной связи (рис. 2).

□ Мобильная связь

■ Интернет-доступ

□ Почтовая связь

■ Платное ТВ

□ Фиксированная телефонная связь

□ Межоператорские услуги

Рис. 2. Структура телекоммуникационного рынка в России за 2021 г, % [6] The structure of the telecommunications market in Russia in 2021, %

В 2020-2021 гг. наблюдается прирост наиболее современных видов телекоммуникационных технологий (рис. 3).

В 2020 г. объем доходов мобильной связи увеличился на 0,9 %, в 2021 г. на 4,4 %. Рост дохода интернет-доступа в 2020 г. составил 3,0 %, в 2021 г. -3,5 %.

По итогам 2020 г. количество абонентов мобильной связи несколько сократилось - на 1,3 %, что связано с карантинными мерами и невозможностью посещать салоны мобильной связи для оформления сим-карт, а также в связи с тем, что в результате закрытия границ сократилось коли-

%

Телеком-рынок в целом Мобильная связь Интернет-доступ Платное ТВ Фиксированная телефония Межоператорские услуги

: о,5

□ 0,9

-11,7

-8,1

-1,2

-4,0

3,2

4,4

3,0 ] 3,5

1,5 ] 2,1

■ 2021 г. □ 2020 г.

Рис. 3. Динамика доходов телекоммуникационных компаний в 2020-2021 гг, % [6] Dynamics of income of telecommunication companies in 2020-2021, %

чество трудовых мигрантов, которые пользовались услугами российских туроператоров.

В 2021 г. доходы от мобильной связи увеличились незначительно - всего лишь на 4,4 %, что связано с отсутствием карантинных мер.

Российский рынок широкополосного доступа в 2020 г. составил 20,1 млрд руб., в 2021 г. увеличился незначительно - на 3 %. Охват рынка широкополосного доступа в 2021 г. составил 61 %. Абонентская база увеличилась на 0,8 %.

В В2С-сегменте увеличение числа абонентов в первую очередь было обусловлено распространением конвергентных продуктов операторов, однако на фоне высокого насыщения рынка темпы роста замедлились.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основную долю российского рынка широкополосного доступа сети Интернет занимают домохозяйства (73 %), что вызвано как востребованностью наличия сети Интернет в каждой семье, так и ростом числа подключений в связи с перспективами продолжения пандемии коронавируса и ожиданиями работы и учебы на дому.

Количество пользователей увеличилось на 2,1 %, до 36,1 млн человек, из них корпоративных пользователей - 1,6 млн организаций, частных пользователей - 34,5 млн абонентов (рис. 4).

36,5 36 35,5 35 34,5 34 33,5 33 32,5

Рис. 4. Динамика количества пользователей широкополосным доступом к сети Интернет в России, млн чел. [6] Dynamics of the number of users of broadband access to the Internet in Russia, million people

Охват рынка России широкополосным доступом к сети Интернет в 2021 г. составил 61 %, т.е. на сегодняшний день существуют еще широкие перспективы для расширения данного рынка. Помимо расширения покрытия операторами, росту числа клиентов способствовало подключение в период самоизоляции абонентов, пользовавшихся до этого исключительно мобильным интернетом. Основными технологиями платного телевидения в России являются спутниковое, кабельное и интерактивное.

Если на мировом рынке платного ТВ по итогам 2020 г. наблюдалось сокращение вследствие оттока абонентов в связи с пандемией, то в России положительная динамика платного ТВ сохранилась. Операторы ТТТПД успешно осваивали потенциал перевода своих пользователей на пакетные тарифы с интерактивным ТВ (IPTV), количество отключений сократилось.

2017 2018 2019 2020 2021 Год

Повышенный спрос на услугу платного ТВ, вызванный вынужденным карантином, многие крупные операторы поддержали акциями для новых абонентов.

В результате в 2020 г. количество абонентов увеличилось и превысило 46,4 млн человек (рис. 5).

48

38-

36-

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Год

Рис. 5. Динамика развития рынка кабельного телевидения в России в 2015-2021 гг, млн чел. [6] Dynamics of development of the cable television market in Russia in 2015-2021, million people

Услугами платного телевидения по состоянию на 2020 г. охвачено 81 % населения.

По итогам 2021 г. рынок платного телевидения приостановился - абонентская база увеличилась всего лишь на 0,5 %, количество абонентов составило 46,4 млн человек. Рынок кабельного телевидения охвачен на 82 %.

Доходы от услуг кабельного телевидения увеличились на 1,5 % и составили 106,1 млрд руб. (рис. 6).

120

100

80

60

40

20

0

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Год

Рис. 6. Динамика доходов рынка кабельного телевидения в России в 2015-2021 гг, млн чел. [6] Dynamics of income of the cable television market in Russia in 2015-2021, million people

При этом необходимо отметить, что темпы роста доходов кабельного телевидения в 2021 г. сократились, что связано не только с сокращением притока новых абонентов, но и повышением тарифов на кабельные телевидение.

Итак, проведенный анализ рынка телекоммуникационных услуг показал, что данный рынок является перспективным. Наблюдается постоянный прирост практически всех сегментов телекоммуникации, за исключением устаревших форм (стационарных средств телефонной связи и почтовых услуг). Наибольшие темпы роста показывает мобильная связь, широкополосный доступ к сети Интернет и кабельное телевидение. Данные сегменты становятся все более востребованными как в связи с более активным внедрением их в повседневную жизнь населения и деятельность коммерческих предприятий, так и в связи с развитием информационных технологий. Необходимо отметить, что темпы роста доходов от мобильной связи сокращались в 2020 г. в связи с карантинными мерами и невозможностью подключать новых абонентов, в то же время темпы роста доходов от услуг кабельного телевидения и широкополосного доступа к сети Интернет в 2020 г. увеличивались. В 2021 г. наблюдалась обратная картина - темпы роста доходов услуг мобильной связи увеличивались, в то время как темпы роста кабельного телевидения и широкополосного доступа к сети Интернет сокращались, что связано с насыщением рынка.

Список источников

1. Агарков А.П., Голов Р.С., Теплышев В.Ю. и др. Экономика и управление на предприятии: учебник для бакалавров / под ред. д.э.н., проф. А.П. Агаркова. М.: Дашков и К, 2019. 400 с.

2. Афонин И.В. Управление развитием предприятия. Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2018. 380 с.

3. Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы): учебник / изд. 3-е, перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2015. 601 с.

4. Лысенко Д.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2019. 320 с.

5. Телекоммуникационный рынок России: влияние пандемии и перспективы развития. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/telekommunikatsionnyy-rynok-rossii-vliyanie-pandemii-i-perspektivy-razvitiya/

6. «ТМТ Консалтинг»: российский рынок телекоммуникаций 2021. URL: https:// www.cableman.ru/article/tmt-konsalting-rossiiskii-rynok-telekommunikatsii-2021/

References

1. Agarkov A.P., Golov R.S., Teplyshev V.Ju. et al. Jekonomika i upravlenie na pred-prijatii: uchebnik dlja bakalavrov [Economics and management at the enterprise: Textbook for bachelors]. Pod red. d.je.n., prof. A.P. Agarkova. Moscow, Dashkov i K, 2019. 400 p.

2. Afonin I.V. Upravlenie razvitiem predprijatija. Strategicheskij menedzhment, innovacii, investicii, ceny: uchebnoe posobie [Enterprise development management. Strategic management, innovations, investments, prices. Tutorial]. Moscow, Dashkov i K, 2018. 380 p.

3. Volkov O.I., Devjatkin O.V. Jekonomika predprijatija (firmy): uchebnik [Economics of an enterprise (firm): textbook]. Izd. 3-e, pererab. i dop. Moscow, INFRA-M, 2015. 601 p.

4. Lysenko D.V. Kompleksnyj jekonomicheskij analiz hozjajstvennoj dejatel'nosti: uchebnik dlja vuzov [Comprehensive economic analysis of economic activity: a textbook for universities]. Moscow, INFRA-M, 2019. 320 p.

5. Telekommunikacionnyj rynok Rossii: vlijanie pandemii i perspektivy razvitija [Russian telecommunications market: the impact of the pandemic and development prospects]. Available at: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/telekommunikatsionnyy-rynok-rossii-vliyanie-pandemii-i-perspektivy-razvitiya/

6. «TMT Konsalting»: rossijskij rynok telekommunikacij 2021 ["TMT Consulting": Russian telecommunications market 2021]. Available at: https://www.cableman.ru/ article/tmt-konsalting-rossiiskii-rynok-telekommunikatsii-2021/

Сведения об авторе:

Л.И. Саченок - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Российская Федерация.

Information about the author:

L.I. Sachenok - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit, Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 03.01.2023 Одобрена после рецензирования 20.01.2023 Принята к публикации 17.02.2023

The article was submitted 03.01.2023 Approved after reviewing 20.01.2023 Accepted for publication 17.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.