Научная статья на тему 'Оценка экономической безопасности Брянской области'

Оценка экономической безопасности Брянской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / Стратегия экономической безопасности Российской Федерации / показатели экономической безопасности / Брянская область / economic security / economic security Strategy of the Russian Federation / economic security indicators / Bryansk region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максим Федорович Лёвин

Для каждого уровня управления (государство, регион, муниципалитет, предприятие, личность) большое значение имеет оценка экономической безопасности. В статье определено понятие «экономическая безопасность региона», выявлены основные угрозы экономической безопасности Брянской области. Особое внимание уделено оценке показателей экономической безопасности Брянской области, выявлению основных тенденций в обеспечении и развитии региональной экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of Economic Security Bryansk Region

For each level of management (state, region, municipality, enterprise, individual) is important assessment of economic security. The article defines the concept of economic security of the region, identifies the main threats to the economic security of the Bryansk region. Special attention is paid to the assessment of indicators of economic security of the Bryansk region, identifying the main trends in the provision and development of regional economic security.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической безопасности Брянской области»

УДК 332 ББК 65

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10160

Оценка экономической безопасности Брянской области

Assessment of Economic Security Bryansk Region

Максим Федорович ЛЁВИН,

аспирант кафедры финансово-экономических дисциплин Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского

E-mail: vasyabryansky@yandex.ru Научный руководитель: Н.Н. Ковалева, кандидат экономических наук, доцент Рецензент: Е.Н. Пашкова, кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Для каждого уровня управления (государство, регион, муниципалитет, предприятие, личность) большое значение имеет оценка экономической безопасности. В статье определено понятие «экономическая безопасность региона», выявлены основные угрозы экономической безопасности Брянской области. Особое внимание уделено оценке показателей экономической безопасности Брянской области, выявлению основных тенденций в обеспечении и развитии региональной экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность; Стратегия экономической безопасности Российской Федерации; показатели экономической безопасности; Брянская область.

Abstract. For each level of management (state, region, municipality, enterprise, individual) is important assessment of economic security. The article defines the concept of economic security of the region, identifies the main threats to the economic security of the Bryansk region. Special attention is paid to the assessment of indicators of economic security of the Bryansk region, identifying the main trends in the provision and development of regional economic security.

Keywords: economic security; economic security Strategy of the Russian Federation; economic security indicators; Bryansk region.

В настоящее время как исследователями, так и управленцами все больше внимания уделяется вопросам экономической безопасности. К основным стратегическим документам, регулирующим вопросы ее обеспечения на уровне субъектов всех уровней, относится утвержденная Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», которая направлена на реализацию национальных интересов страны [1].

В Стратегии обозначены основные направления по обеспечению противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращения кризисных явлений в основных сферах экономики, недопущению снижения качества жизни населения РФ, а также она объединяет усилия всех органов власти, Центрального

банка РФ и институтов гражданского общества, направленные на защиту интересов государства и создания условий для реализации стратегических приоритетов как страны, так и отдельных ее субъектов.

Исходя из понятия «экономическая безопасность» (состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, которое обеспечивает целостность экономического пространства страны и ее экономический суверенитет, а также формирующее условия для реализации основных национальных приоритетов), огромное значение ее обеспечения в масштабах страны имеет экономическая безопасность регионального сегмента.

В Стратегии национальной безопасности перечислены основные виды угроз экономической безопасности, часть из которых актуальна и для

Брянской области. Наиболее серьезными из них являются:

■ появление новых и развитие действующих конфликтов в зоне экономических интересов и вблизи региональных границ;

■ усиление конъюнктурных колебаний товарных и финансовых рынков;

■ неравномерность развития территории Российской Федерации, усиление различий субъектов страны в социально-экономическом развитии;

■ низкая инновационная активность, недостаточный уровень квалификации и профессионализма российских кадров, отставание в области внедрения новых цифровых технологий, в том числе в экономике.

При изучении вопросов экономической безопасности региона большое значение имеет оценка ее уровня. Существуют различные методические и методологические подходы к определению оценочных индикаторов. В рамках нашего исследования мы будем использовать подход, основанный на анализе показателей социально-экономического развития региона [7].

За последние два года (2018—2019) валовый региональный продукт Брянской области увеличился на 2,0% и составил 349,7 млрд руб.

К основным направлениям экономической деятельности региона относятся: обрабатывающие производства; сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; оптовая торговля, ремонт автотранспортных средств; строительство; транспортировка и хранение, доля которых в общей структуре ВРП составляет более 70,7%.

По итогам прошлого года в результате отгрузки промышленными предприятиями области товаров собственного производства на общую сумму 272,2 млрд руб. индекс промышленного производства области увеличился на 15,2%.

В результате налаженных международных отношений в 2019 г. внешнеторговый оборот региона вырос на 12,0% и составил 1254,9 млн долл., в том числе экспорт — на 18,8% (380,1 млн долл.), импорт — на 9,2% (874,8 млн долл.). К основным экспортерам относятся: Беларусь (46,2% всего экспорта области), Монголия (9,2%), Казахстан (7,4%), Украина (5,6%) и Китай (4,7%).

Одними из крупнейших импортеров являются Беларусь (37,9% всего импорта), Китай (8,5%), Молдавия (8,7%), Нидерланды (9,3%) и Германия (6,2%).

В основной капитал региона за счет всех источников финансирования в 2019 г. инвестировано 63,9 млрд руб. В разрезе источников фи-

нансирования более половины занимают привлеченные средства, чуть менее четверти составили бюджетные средства, около 19,0% — кредиты банков.

Предприятиями (организациями) региона по итогам 2019 г. получена прибыль на общую сумму 28,6 млрд руб., в результате чего удельный вес убыточных предприятий в целом по региону составил практически треть.

Подводя итоги анализа группы экономических показателей Брянской области, можно сделать вывод, что у всех значимых индикаторов имеется положительная тенденция развития, что, в свою очередь, свидетельствует о росте уровня экономической безопасности.

Вторая группа индикаторов, характеризующих экономическую безопасность Брянской области, включает основные социально-демографические показатели развития региона [6].

Одним из ключевых показателей, характеризующих экономическую безопасность любого субъекта РФ, является постоянная численность его населения. Анализ показателя Брянской области за последние годы свидетельствует о его неуклонном сокращении.

Так, если на конец 2010 г. в регионе проживало 1275,3 тыс. человек, то в 2019 г. — только 1192,5 тыс. человек. Таким образом, коэффициент естественной убыли населения региона в 2019 г. составил 6,3 человека и вырос на 5%.

Одновременно с трехпроцентным снижением в 2019 г. в регионе коэффициента смертности на 8,0% уменьшился коэффициент рождаемости, который по итогам года составил 8,4 человека.

В силу территориальной близости столицы для Брянщины характерен высокий уровень трудовой миграции, обусловленной стремлением людей к более высокооплачиваемой работе.

Неоднозначно меняется численность занятых в экономике региона. Так, если в период с 2010 по 2014 г. этот показатель увеличился с 598,6 до 603,2 тыс. человек, то после этого наметилась тенденция снижения, и к 2019 г. количество составило 572,6 тыс. человек. При этом, если в 2010 г. доля занятых в общей численности населения региона составляла 46,9%, то к 2014 г. она возросла до 48,9% и на протяжении последующих пяти лет изменялась незначительно, составив в 2018 г. 48,0%. Следует отметить, что с учетом поэтапного повышения пенсионного возраста прогнозируется увеличение количества занятых.

На территории региона по итогам 2019 г. официально зарегистрировано 4,6 тыс. человек, в результате чего уровень регистрируемой без-

работицы составил 0,8%. В истекшем году на 7,6% и 2,2% соответственно выросли среднемесячная и реальная заработная плата.

Анализ социально-демографических показателей экономической безопасности субъекта РФ позволяет сделать вывод, что основными угрозами в этой сфере могут быть:

■ обострение конкуренции за высококвалифицированную рабочую силу и связанный с этим отток квалифицированных кадров из региона;

■ цифровизация экономики, повышение уровня использования роботов и связанный с этим рост так называемой «технологической безработицы»;

■ старение и депопуляция населения региона [2].

Еще одной группой показателей, позволяющих оценить экономическую безопасность субъекта РФ, являются индексные характеристики.

Одним из показателей, характеризующих доступность продовольствия для жителей региона, является индекс потребительских цен, который в среднегодовом исчислении за 2019 г. увеличился на 5,3% по отношению к 2018 г.

Индекс цен производителей сельхозпродукции значительно возрос в 2010 г. (на 25,4%) и еще в большей мере в 2014 г., что связано со снижением конкуренции на этом рынке в связи с введением контрсанкций в отношении иностранных сельхозпроизводителей. Однако начиная с 2015 г. наблюдается тенденция его снижения, в результате в 2019 г. он составил 99,4% (к уровню 2018 г.).

Отмечается положительная динамика индекса цен на продукцию инвестиционного назначения, представляющего собой интегрированный показатель из индексов цен на оборудование и машины инвестиционного назначения, строительную продукцию и прочие подобные услуги и затраты. Максимальный прирост данного показателя наблюдался в 2015 г. — 8,7%, в 2019 г. рост составил 6,3%.

Еще одним фактором, позитивно влияющим на экономическую безопасность региона, является реализация указанных в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» национальных проектов и государственных программ.

Национальные проекты на Брянщине реализуются в рамках 21 госпрограммы и 43 региональных проектов десяти приоритетных направлений: «Демография», «Безопасные и качествен-

ные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Здравоохранение», «Культура», «Малый и средний бизнес», «Международная кооперация и экспорт», «Образование», «Цифровая экономика», «Экология». Кроме того, с 2021 г. планируется включение региона в реализацию нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости».

По итогам 2019 г. израсходовано 7,04 млрд руб. бюджетных средств, полученных в рамках финансирования национальных проектов. Наиболее бюджетоемкими являются следующие направления:

■ развитие сельского хозяйства (12,3 млрд руб.), здравоохранения (10,6 млрд руб.), физической культуры и спорта (2,1 млрд руб.), топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (2,1 млрд руб.), образования (1,2 млрд руб.), культуры и туризма (1,0 млрд руб.), лесного хозяйства Брянской области (910,2 млн руб.);

■ социальная и демографическая политика (10,5 млрд руб.);

■ строительство и развитие дорожного хозяйства (6,8 млрд руб.);

■ экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика (871,7 млн руб.);

■ создание новых мест в общеобразовательных организациях (478,2 млн руб.);

■ формирование современной городской среды (380,8 млн руб.);

■ охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов (202,1 млн руб.).

Реализация указанных национальных проектов и программ позволит поднять на новый уровень качество жизни населения, что окажет позитивное влияние на состояние экономической безопасности Брянской области.

По результатам исследования можно сделать вывод, что экономическая безопасность субъекта РФ заключается в способности его экономики противостоять внешним и внутренним угрозам, предотвращать их, обеспечивать эффективное функционирование региона и высокое качества жизни его населения.

При этом фундаментальными угрозами экономической безопасности региона являются снижение потенциала ресурсно-производственной сферы, рост социальной напряженности и ухудшение финансового благополучия.

Анализ представленных в исследовании данных позволяет сделать вывод, что с точки зре-

ния трех обозначенных пунктов Брянская область является достаточно устойчивым регионом. Практически для всех экономических, социально-демографических и индексных показателей экономической безопасности данного субъекта характерна положительная тенденция развития. Тем не менее региональным властям следует больше внимания уделять формированию условий для роста уровня экономической безопасности.

Список литературы

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683) // URL: http://www.consultant.ru

2. Стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2030 года (утверждена постановлением Правительства Брянской

области от 26 августа 2019 г. № 398-п) // URL: http://www.bryanskobl.ru

3. Гафарова О.В., Лапшов Д.В. Economic security of the region on the example of Rostov region // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2018. Т. 20. № 4-2 (10). С. 21—23.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // URL: http:// www.gks.ru

5. Официальный сайт администрации Брянской области // URL: http://www.bryanskobl.ru

6. Холчева ИА., Кисова А.Е. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» // Дневник науки. 2019. № 5 (29). С. 96.

7. Шафиева А.Р. Экономическая безопасность. Факторы, представляющие угрозу экономической безопасности РФ // Вестник современных исследований. 2019. № 1.5 (28). С. 325—328.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.

Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.

ISBN 978-5-238-03162-0

Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.

Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.