Научная статья на тему 'Оценка экономическоко потенциала предприятий'

Оценка экономическоко потенциала предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / МАТРИЦА ADL / APPRAISAL ECONOMIC POTENTIAL / MATRIX ADL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остроухов В. М.

Рассмотренные основные методические подходы к оценке потенциала предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT ECONOMIC POTENTIAL OF ENTERPRISE

Examine basic methodological approach to assessment economic potential of enterprise.

Текст научной работы на тему «Оценка экономическоко потенциала предприятий»

четыре компоненты конкурентоспособности - потребительскую полезность, имидж, качество и цену продукции, функции бизнеса, которые обеспечивают требуемое состояние этих компонент и три вида процессов деятельности предприятия, обеспечивающих требуемый уровень конкурентоспособности. К этим процессам отнесены - процессы производства обуви, представленные в виде цепочки создания ценности, процессы обеспечения и обслуживания и процессы стратегического управления, направленные на развитие деятельности предприятия и, соответственно, представленной системы управления конкурентоспособностью продукции.

Литература:

1. А.А.Беляев, Э.М.Коротков. Системология организации. М.: ИНФРА - М, 2000 - 182 с.

2. Дафт Ричард Л. Менеджмент. Теория и практика менеджмента / Пер. с англ. - Сп.б.: Питер, 2000. - 832 с.

3. Официальный сайт компании «Экономика» .http:// www.econika.ru/ru/main/shoes/analytics). 2009

4. Электронный журнал Allshoes.ru, 2009

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОКО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИИ

Остроухов В.М., канд. экон. наук, профессор РосЗИТЛП Рассмотренные основные методические подходы к оценке потенциала предприятий.

Ключевые слова: оценка экономического потенциала, матрица ADL.

ASSESSMENT ECONOMIC POTENTIAL OF ENTERPRISE

Ostroukhov V.M., Ph.D. in Economics, Professor, RosZITLP Examine basic methodological approach to assessment economic potential of enterprise.

Key words: appraisal economic potential, matrix ADL.

Суть экономического потенциала предприятий может быть охарактеризована как совокупность концептуальных способностей предприятия, которые не могут быть воспроизведены конкурентами, что и обеспечивает предприятию возможность адекватного ответа на разнонаправленные воздействия внешней среды, а также дает возможность ее формирования, оказывая на неё соответствующие воздействия.

Таким образом, оценка экономического потенциала предприятия должна быть направлена на раскрытие сути данных специфических особенностей, находящих свое количественное выражение в ряде показателей, которые могут быть описаны и измерены.

Одним из таких показателей может служить стоимость предприятия, с точки зрения инвестора, который оценивает капитализацию предприятия на рынке ценных бумаг. Однако для отечественных предприятий этот способ применим только для тех из них, акции которых обращаются на фондовых рынках, а как известно число таких предприятий ограничено. Кроме этого на стоимость предприятия в этом случае могут оказывать влияние и спекулятивные, а в ряде случаев и неэкономические факторы.

Для оценки стоимости предприятия, может быть, применим и такой показатель как приведенная стоимость ожидаемых денежных потоков. То есть бизнес стоит столько, сколько он может принести денег собственнику в будущем. Чем ценнее специфические особенности предприятия, обеспечивающие его конкурентные преиму-

Ведущее Сильное Заметное Прочное Слабое

A

A f/j I

'A VA ?

/4 // //a z T J / /

100

Относительное положение на рынке

0

Рис. 1 Общая схема строения матрицы ADL Источник http://www.cfin.ru/press/management/1998-1/ 09.shtml

щества, тем этот показатель будет выше. Однако отметим, что на величину этого показателя могут оказывать влияние инфляционные составляющая, а также финансовые и экономические риски, которые могут искажать получаемый результат.

Для оценки экономического потенциала могут использоваться специальные матрицы, в которой каждый из видов бизнеса или выпускаемой продукции оценивается с точки зрения относительного положения на рынке и стадии жизненного цикла товара - так называемая матрица ADL (рис. 1).

От состояния вида бизнеса, который отражается на соответствующем поле матрицы, вырабатываются необходимые стратегические решения, включающие в себя три этапа на каждом из которых их точность увеличивается.

Предприятие обладает достаточным экономическим потенциалом, если его бизнес - портфель сбалансирован, т.е. соответствует следующим основным требованиям:

1. Виды бизнеса находятся в различных стадиях своего жизненного цикла.

2. Доходы от «зрелых» видов бизнеса способны покрыть расходы, связанные с освоением зарождающихся видов бизнеса.

3. Норма прибыли на чистые активы ^ОКА) соответствует стратегическим целям деятельности предприятия.

4. Объем видов бизнеса, занимающих ведущее или благоприятное положение в общем объеме бизнес портфеля, стремится к превалированию.

Для балансировки бизнес - портфеля используется специальный RONA - граф. По оси У откладывается стадия зрелости отрасли бизнеса, а по оси X - конкурентное положение вида бизнеса.

RONA - граф отображает эффективность данного вида бизнеса, а также уровень инвестиций, произведенных в этот вид бизнеса. Для этого определяется показатель внутреннего перераспределения как процент инвестиций предприятия в данный вид бизнеса. Обычно выделяют четыре типа перераспределения (табл. 1)

Вклад каждого вида бизнеса в деловой успех предприятия в смысле показателя RONA и уровня внутреннего перераспределения денежной наличности) отображается с помощью RONA-гpафа (рис. 2).

Зарождающиеся виды бизнеса имеют низкий или даже отрицательный RONA и поэтому являются активными потребителями денежной наличности

Если бизнес - портфель сбалансирован, то он должен иметь виды бизнеса во всех четырех типичных категориях. В этом случае наличности генерируется больше, чем расходуется, а средневзвешенный показатель RONA соответствует стратегическим целям деятельности предприятия. При сбалансированном портфеле, визуально проверяя RONA - граф необходимо убедиться, что виды бизнеса находятся на нужных позициях

Таблица 1. Типы перераспределения

Величина показателя внутреннего перераспределения Типы перераспределения

Значительно ниже 100 Генератор денежной наличности

Значительно выше 100. Потребитель денежной наличности

Приблизительно равен 100. Инвариант денежной наличности

Сумма реинвестиций отрицательна. Отрицательный внутренний перераспределитель

HcT04HHKhttp://amt-training.ra/articles/index.php

^ пит V і і

і І ' _ Бизнес С 1 О .

-^ЗїИЗНСС ау 1

/// ■ / / Бизнес А /4 / ° - : %

< 1 л-)

300 200 100 0

Размещение

прибыли Потребитель денег Производитель

Рис. 2 Пример построения RONA-гpафа для видов бизнеса предприятия Источник http://www.cfln.ru/press/management/1998-1/09.shtml

Рассматриваемая модель ADL позволяет, как определить конкурентное состояние каждого вида бизнеса и то на какой стадии жизненного цикла он находиться, так и для разработки конкретных стратегий балансировки своего бизнес - портфеля, а также продемонстрировать его финансовый вклад в корпоративный портфель.

С помощью данной модели можно показать распределение продаж, чистого дохода, активов и RONA в зависимости от стадии жизненного цикла и конкурентного состояния отрасли. Например, относительный вклад ячейки, характеризующий данный вид бизнеса по объёму продаж в объёме продаж определяется как: [] продажи от бизнеса в ячейке (ден. ед.) : • продажи от бизнеса в портфеле (ден. ед.).

Характеристику сбалансированности портфеля дает относительное распределение финансовых индикаторов по оси жизненного цикла. Например, если виды бизнеса в стадии старения значи-

тельно превалируют в общем объёме, то такой бизнес - портфель несбалансирован.

Поскольку матрица ADL использует подход, основанный на концепции жизненного цикла, то она может быть применена к различным типам бизнеса. Кроме этого, данная концепция позволяет осуществлять более конкретное, а не усреднённое стратегическое планирование. В свою очередь это дает возможность для объективной и достаточно точной оценки экономического потенциала предприятия.

Литература:

1. Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC. http://www.cfin.ru/press/ management/1998-1/09.shtml

2. http://market-pages.ru/strategmarketing/17.html

3. Менеджмент / Курс лекций по дисциплине “Стратегический менеджмент организации”

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.