Научная статья на тему 'Оценка экономического потенциала и конкурентоспособности предприятий индустрии развлечений'

Оценка экономического потенциала и конкурентоспособности предприятий индустрии развлечений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ECONOMIC POTENTIAL / ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА / POTENTIAL ASSESSMENT / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE / КРИТЕРИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / CRITERIA OF COMPETITIVENESS / SHOW BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеева Юлия Александровна, Антонова Ирина Михайловна

В статье раскрыта структура экономического потенциала предприятий индустрии развлечений. Проанализирована специфика его оценки. Рассмотрены возможные направления и показатели, применяемые в процессе оценки потенциала предприятий индустрии развлечений. Кроме того, рассмотрены основные этапы анализа конкурентоспособности предприятий индустрии развлечений, особенности функционирования предприятий данной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPANIES’ ECONOMIC POTENTIAL AND COMPETITIVENESS ASSESSMENT IN THE ENTERTAINMENT INDUSTRY

The article dwells upon the structure of economic capacity of show business enterprises. It analyses specifics of its assessment. And it considers possible directions and indicators applied in the course of an assessment of capacity of the show business enterprises. Besides, it also considers the main analysis stages of competitiveness of show business enterprises, feature of functioning of the enterprises of this sphere.

Текст научной работы на тему «Оценка экономического потенциала и конкурентоспособности предприятий индустрии развлечений»

ОЦЕНКА

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНДУСТРИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ

COMPANIES' ECONOMIC POTENTIAL AND COMPETITIVENESS ASSESSMENT IN THE ENTERTAINMENT INDUSTRY

УДК 330.322.16

ЕЛИСЕЕВА Юлия Александровна

доцент кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, Yulia004@mail.ru

ELISEYEVA, Yulia Aleksandrovna

Associate Professor at the Economics of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Yulia004@mail.ru

АНТОНОВА Ирина Михайловна

доцент кафедры экономики кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, im.antonova@mail.ru

ANTONOVA, Irina Mikhailovna

Associate Professor at the Economics of Film and Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, im.antonova@mail.ru

Аннотация.

В статье раскрыта структура экономического потенциала предприятий индустрии развлечений. Проанализирована специфика его оценки. Рассмотрены возможные направления и показатели, применяемые в процессе оценки потенциала предприятий индустрии развлечений. Кроме того, рассмотрены основные этапы анализа конкурентоспособности предприятий индустрии развлечений, особенности функционирования предприятий данной сферы.

Ключевые слова: экономический потенциал, оценка потенциала, конкуренция, конкурентоспособность, индустрия развлечений, оценка конкурентоспособности предприятия, критерии конкурентоспособности.

© Елисеева Ю. А., Антонова И. М., 2016.

Abstract.

The article dwells upon the structure of economic capacity of show business enterprises. It analyses specifics of its assessment. And it considers possible directions and indicators applied in the course of an assessment of capacity of the show business enterprises. Besides, it also considers the main analysis stages of competitiveness of show business enterprises, feature of functioning of the enterprises of this sphere.

Keywords: economic potential, potential assessment, competition, competitiveness, show business, assessment of competitiveness of enterprise, criteria of competitiveness.

Индустрия развлечений в настоящее время стала одной из важнейших сфер повседневной жизни общества, с помощью которой человек не просто удовлетворяет свои духовные потребности, но и формирует представление о собственном благосостоянии и уровне развития экономики всей страны. Для успешного функционирования на рынке предприятиям индустрии развлечений необходимо систематически проводить полноценный анализ своего конкурентного положения экономического потенциала. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить не только свой экономический потенциал, но и потенциал своих конкурентов, и с учетом полученной информации разработать будущую стратегию, способную привести фирму к лидирующим позициям на рынке.

Потенциал предприятия индустрии развлечений - это его способность производить и поставлять на рынок услуги, пользующиеся спросом и обеспечивающие получение приемлемой прибыли при наиболее эффективном использовании всех необходимых ресурсов. Для организаций индустрии развлечений, как для специфической сферы деятельности, характерны определенные виды экономического потенциала, к которым относят следующие:

• потенциал менеджмента;

• ресурсный потенциал;

• кадровый потенциал;

• маркетинговый потенциал;

• сбытовой потенциал;

• финансовый потенциал;

• инновационный потенциал.

Далее рассмотрим каждый из вышеперечисленных потенциалов в отдельности. Начнем с потенциала менеджмента, как одного из главных составляющих экономического потенциала, так как эффективное функционирование предприятия индустрии развлечений зависит не только от ее финансового состояния, но и от управленческих решений высшего руководства.

Для оценки данного вида потенциала используется большое количество показателей, однако, применительно к индустрии развлечений, можно выделить следующие, наиболее значимые из них:

1) эффективность использования собственного основного капитала;

2) эффективность использования собственного оборотного капитала;

3) эффективность использования заемного капитала;

4) эффективность использования имеющихся площадей;

5) коэффициент эффективности использования рабочего времени основного и вспомогательного персонала.

Все это показатели напрямую зависят от принятых управленческих решений, а именно поэтому отражают потенциал менеджмента предприятия.

Еще одной не менее важной составляющей экономического потенциала является ресурсный потенциал организации.

Под ресурсным потенциалом предприятия индустрии развлечений понимается интегральная числовая оценка эффективности

использования в процессе предпринимательской (коммерческой) деятельности различных видов ресурсов, необходимых для осуществления и реализации услуг данного предприятия.

Для удобства изучения ресурсный потенциал принято разделять на два вида: кадровый и технико-технологический потенциал.

Для оценки кадрового потенциала на предприятиях используют схожий по набору перечень показателей, который не зависит от сферы деятельности фирмы. Основными из них можно назвать следующие показатели:

• число высококвалифицированных работников к общему числу занятых на предприятии (коэффициент образовательного уровня);

• коэффициент текучести кадров;

• уровень мотивации;

• коэффициент стабильности персонала;

• совокупная стоимость кадров предприятия.

Второй составляющей ресурсного потенциала является технико-технологический потенциал компании, применительно к индустрии развлечения можно рассмотреть такие показатели, как:

• стоимость основных производственных фондов и их износ;

• коэффициент обновления основных производственных фондов;

• коэффициент выбытия основных производственных фондов;

• рентабельность использования основных производственных фондов;

• удельный вес современных технологий, используемых в процессе коммерческой деятельности.

В настоящее время существует высокая конкуренция на рынке индустрии развлечений, в связи с чем одним из ключевых факторов успеха в отрасли является успешная маркетинговая стратегия фирмы. Поэтому оценка маркетингового потенциала - это неотъемлемая часть деятельности любой компании.

Потенциал маркетинга - это количественная и качественная оценка наличия у предприятий реальных возможностей своевременно реагировать на изменения в ее макро- и микрорыночной среде.

В конечном итоге эффективное использование маркетингового потенциала должно максимизировать прибыль предприятия в тех областях, на которые маркетинг оказывает непосредственное влияние.

При оценке маркетингового потенциала целесообразно использовать следующие критерии:

1) объем клиентской базы;

2) суммарные расходы на рекламную кампанию (стимулирование сбыта, продвижение товара, поддержание имиджа компании);

3) потенциальный объем товарооборота;

4) уровень цен и система скидок;

5) уровень конкуренции на целевом рынке и завоеванная на нем доля;

6) наличие и развитость системы коммуникаций;

7) уровень лояльности клиентов;

8) эффективность проведения рекламной кампании;

9) коэффициент эффективности маркетинговых затрат.

Таким образом, при интегральной оценке вышеуказанных показателей можно составить полное представление о маркетинговом потенциале предприятии индустрии развлечений и о его эффективном использовании.

Наряду с маркетинговым, ресурсным и потенциалом менеджмента, для индустрии развлечений, как и для любой другой сферы деятельности, характерен сбытовой потенциал.

Сбытовой потенциал - это имеющиеся рыночные, интеллектуальные, коммуникационные, управленческие и организационно-технические ресурсы, которые можно использовать для решения задач в области сбыта.

Данный вид потенциала нередко относят к системе маркетинга, однако для более детальной оценки, на наш взгляд, его целесообразно вынести на отдельное рассмотрение.

При исследовании уровня сбытового потенциала на предприятии принято использовать следующие показатели:

1) объем продаж товара (оказания услуг) в течение определенного периода времени;

2) наличие и охват дистрибьюторской сети и ее эффективность;

3) затраты на стимулирование продаж продукции (как и в случае оценки маркетингового потенциала);

4) количество каналов сбыта;

5) количество посредников;

6) расходы на мотивацию посредников.

Сложные экономические условия, обострение социальных и экологических проблем, нестабильная правовая база требуют от предприятий индустрии развлечений создания такой системы, которая бы дала возможность эффективно использовать все имеющиеся и потенциально возможные финансовые ресурсы, а также быстро реагировать на изменения внешней среды и обеспечивать достижение высоких финансовых результатов не только в текущем периоде, но и в долгосрочной перспективе. Именно такие параметры характеризует финансовый потенциал компании.

Для оценки этого вида потенциала на практике принято использовать следующие коэффициенты, ряд из них имеют свое нормативное значение:

1) величина чистой прибыли;

2) коэффициент абсолютной ликвидности (нормативное значение 0.2);

3) коэффициент текущей ликвидности (нормативное значение менее 2.0);

4) коэффициент обеспеченности собственными средствами (нормативное значение не менее 0,1);

5) коэффициент финансовой независимости;

6) эффект финансового рычага (рекомендуемое значение 0,33-0,5).

Нормативные значения этих показателей могут незначительно колебаться в зависимости от специфики деятельности предприятия.

В современном мире технический прогресс стремительно идет вперед, и любое предприятие в той или иной мере должно ему соответствовать. Поэтому изучение инновационного потенциала в настоящих условиях актуально. Инновационный потенциал предприятия - это его готовность выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. мера готовности к реализации инновационного

проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации.

К основным показателям, характеризующим инновационный потенциал предприятия, возможно отнести следующие:

1) количество внедренных инновационных технологий (проектов) в течение определенного периода времени;

2) объем затрат на реализацию инновационных проектов;

3) суммарный экономический эффект и эффективность от реализации внедренных в течение определенного периода инновационных проектов.

Не многие предприятия на сегодняшний день рассматривают данную составляющую потенциала, однако для успешного функционирования и развития она является одной из ключевых.

Экономический потенциал предприятия не является постоянной величиной и подвержен изменениям под влиянием внешней и внутренней среды фирмы, поэтому его оценку рекомендуется проводить с определенной периодичностью, что позволит своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию.

Далее перейдем к оценке конкурентоспособности предприятий индустрии развлечений.

В настоящее время для оценки конкурентоспособности предприятий существует огромное количество всевозможных методик.

В целом их можно объединить в две большие группы.

Первая группа - это методики, которые оценивают конкурентоспособность предприятия на основе финансовых показателей его деятельности. К основным показателям, позволяющим оценить конкурентоспособность предприятия, в данном случае относят [1]:

1. Показатели экономической эффективности и потенциала (уровень прибыли, уровень рентабельности, доля на рынке, объем продаж).

2. Показатели финансового состояния (коэффициенты рентабельности, коэффициенты ликвидности, кредитоспособность, коэф-

фициенты устойчивости, инвестиционные критерии).

3. Показатели состояния трудовых ресурсов (уровень квалификации, текучесть кадров).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Показатели производственного и сбытового потенциала (производственные и сбытовые мощности; наличие доступа к ресурсам; размер и направление капитальных вложений).

Вторая группа - это методики, основанные на оценке конкурентных преимуществ предприятия при помощи экспертных оценок. Данная группа включает в себя огромное количество разнообразных методик, основные из которых следующие:

1. SWOT-анализ, позволяющий сформулировать стратегию предприятия с учетом воздействия факторов внешней среды.

2. Модель Мак-Кинзи, с помощью которой можно оценить внутренние факторы компании с точки зрения их противодействия конкурентным силам.

Следует отметить, что большинство из перечисленных методик разрабатывались для предприятий, действующих в самых разнообразных отраслях, и они не учитывают основополагающие для предприятий индустрии развлечений конкурентные преимущества, такие как инновационная активность, организационная культура, система управления качеством, лояльность потребителя.

Также стоит отметить, что большинство предприятий индустрии развлечений в основном принадлежат к малому и среднему бизнесу, которые не обладают большими свободными финансовыми и человеческими ресурсами для проведения масштабных мероприятий по оценке конкурентоспособности фирмы, например, с помощью SWOT-анализа, который при огромном потоке обрабатываемой информации становится крайне трудным в применении [2].

Соответственно возникает необходимость в создании такой методики оценки конкурентоспособности, которая, с одной стороны, будет учитывать специфику функционирования предприятий индустрии развлечений, а с другой стороны, будет простой для пони-

мания, не требующей применения сложного математического аппарата и дорогостоящих исследований.

На наш взгляд, оценку конкурентоспособности предприятия индустрии развлечений можно провести в несколько этапов.

Первый этап - принятие решения о проведении оценки уровня конкурентоспособности предприятия индустрии развлечений.

Второй этап - оценка общего состояния конкурентной среды и привлекательности рынка.

Третий этап - анализ показателей деятельности и показателей конкурентоспособности услуги. На данном этапе в первую очередь необходимо оценить текущее положение предприятия на рынке. С этой целью в индустрии развлечений могут быть использованы такие показатели, как доля рынка, показатели рентабельности и оборачиваемости активов, ассортимент предоставляемых услуг конкурентов, уровень цен, эффективность рекламно-информационной деятельности.

Четвертый этап - оценка состояния основных резервов устойчивых конкурентных преимуществ предприятия индустрии развлечений, в качестве которых могут выступать:

1. Информационные технологии.

Современная экономическая ситуация диктует новые правила, в которых информационные технологии стали неотъемлемой частью работы любой организации. На сегодняшний день любое предприятие, действующее в сфере индустрии развлечений, обязано следить за последними тенденциями в области информационных технологий. Оценить уровень развития предприятия индустрии развлечений с точки зрения оснащенности информационными технологиями позволяют следующие показатели: регулярное обновление сайта предприятия, наличие локальные сетей, online бронирование и использование ресурсов электронной коммерции [3].

2. Инновационная активность предприятия.

К данной группе резервов можно отнести:

• систематические экспериментальные исследования и разработки новых видов услуг;

• проектирование и внедрение новых методов управления на предприятии;

• создание и продвижение программ обучения, способствующих творческому и интеллектуальному развитию персонала;

• наличие всех условий для создания персоналом инновационных продуктов (услуг);

• количество приобретенных прав на использование патентов [4].

3. Деловая репутация и имидж предприятия. В настоящее время имидж предприятия играет существенную роль в его успешном функционировании на рынке индустрии развлечений и оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность предприятия в целом. Здесь основным показателем, характеризующим уровень имиджа компании, является лояльность потребителя и его желание рекомендовать данное предприятие другим потенциальным клиентам. В настоящее время наиболее распространенным методом оценки отношения клиентов к предприятию является анкетирование.

4. Качество услуги. Для качества можно использовать методику «взвешенный БЕКУ^иЛЬ» [5], в ходе которой клиента просят сначала оценить свои ожидания относительно качества услуг и только потом фактическое восприятие. Если разность между фактическим восприятием и ожиданием больше нуля, значит, качество услуги оценивается на высоком уровне, если равно нулю, то качество услуги можно считать удовлетворительным, и, наконец, если полученное число меньше нуля - качество услуг расценивается как неудовлетворительное и необходимо применять меры для устранения данной проблемы.

5. Уровень развития организационной культуры предприятия сферы услуг. Для их изучения применятся целая группа коэффициентов, в частности уровень мотивации, уровень производительности труда, степень доверия персонала руководству, уровень креативности, срок адаптации персонала, уровень текучести кадров [6].

Стоит отметить, что могут быть использованы и другие показатели, отражающие динамику изменения организационной культуры предприятия, однако, на наш взгляд, именно при-

веденные выше показатели являются наиболее важными при оценке конкурентоспособности предприятий индустрии развлечений.

Проводя оценку, необходимо также помнить, что одним из важнейших критериев конкурентоспособности предприятия индустрии развлечений является его способность незамедлительно реагировать на динамично изменяющиеся условия внешней среды. Поэтому следующим этапом при оценке конкурентоспособности организации, действующей в сфере индустрии развлечений, является анализ адаптивности предприятия. Существуют следующие виды реакции предприятий на изменения во внешней среде:

1. Сохранение устойчивой позиции на рынке.

2. Способность диверсифицировать производство.

3. Оперативное использование открывшихся возможностей.

После того, как сформирована и проанализирована система критериев оценки конкурентоспособности предприятия индустрии развлечений, необходимо определить методы оценки и время, отведенное на полноценный анализ.

Конкуренция, которая существует между организациями данной сферы, выступает как высшая побудительная сила, которая заставляет предприятия повышать качество предоставляемых услуг, снижать затраты на их предоставление, повышать производительность труда. В этой связи к числу дополнительных показателей управленческого потенциала индустрии развлечений, на взгляд авторов, целесообразно отнести креативность руководства предприятия, под которым понимается совокупность и взаимодействие трех следующих компонентов: компетентности, умения творчески мыслить и мотивации.

На взгляд авторов, результатом комплексной оценки конкурентоспособности предприятия индустрии развлечений должна стать полноценная система мер развития предприятия, учитывающая выявленные проблемы и недостатки, а также резервы экономического потенциала, способствующие продвижению предприятия на рынке развлечений.

Список литературы

1. Сапелко С. Н., Елисеева Ю. А. Проблемы финансирования кинопроектов в современных условиях // Петербургский экономический журнал. 2015. № 3. С. 100-107.

2. Елисеева Ю. А., Антонова И. М. Инвестирование кинематографии в современных условиях // Проблемы финансирования кинопроектов в современных условиях // Петербургский экономический журнал. 2015. № 3. С. 76-82.

3. Евменова Н. И., Русу Ю. И. Информационная сущность управленческих решений // Петербургский экономический журнал. 2014. № 2. С. 21-27.

4. Костин И. М., Фасхиев Х. А. Измерение конкурентоспособности предприятий // Менеджмент организации XXI века: тез. докл. Междунар науч.-практ. конф. Наб. Челны: КамПИ, 2014. С. 115-117.

5. Багиев Г. Л., Алексеев А. А. Основы проведения маркетинговых исследований. Модели «SERVOUAL» и «SERVPERF». URL: http://www.marketing.spb.ru/read/ml/005. htmp (дата обращения: 20.06.2016).

6. Индустрия развлечений сегодня. URL: http://www.avrtech.ru/index.php?page= articles&num=3 (дата обращения: 21.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.