Научная статья на тему 'Теоретический взгляд на оценку экономического потенциала организации в современных условиях'

Теоретический взгляд на оценку экономического потенциала организации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / ОЦЕНКА / АМОРТИЗАЦИЯ / ФОНДОЕМКОСТЬ / ФОНДООТДАЧА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ECONOMIC POTENTIAL / DEPRECIATION / CAPITAL RATIO / CAPITAL PRODUCTIVITY RATIO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елисеева Юлия Александровна, Антонова Виктория Геннадиевна

В статье рассматриваются основные подходы к анализу термина «экономический потенциал организации». Авторами определяются основные цели и задачи, лежащие в основе оценки экономического потенциала организации, также исследованы основные методы и инструменты его оценки.Раскрыта структура экономического потенциала организаций социально-культурной сферы. Проанализирована специфика его оценки в современных условиях хозяйствования. Рассмотрены возможные направления оценки экономического потенциала организации и показатели, которые авторы рекомендуют применять в процессе оценки потенциала организаций социально-культурной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Елисеева Юлия Александровна, Антонова Виктория Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF THE ENTERPRISE ECONOMIC POTENTIAL ESTIMATION IN MODERN CONDITIONS

The article considers the basic concepts in determining the economic potential ofan enterprise. The author determines the main goals underlying the assessment ofthe economic potential of the enterprise and studies the methodology for assessingeconomic potential. The structure of the economic potential of social and culturalorganizations is disclosed. The specificity of its assessment in modern economicconditions is analyzed. The possible directions and indicators applied in the processof assessing the potential of organizations in the socio-cultural sphere are considered.

Текст научной работы на тему «Теоретический взгляд на оценку экономического потенциала организации в современных условиях»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ОЦЕНКУ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

THEORETICAL BASES OF THE ENTERPRISE ECONOMIC POTENTIAL ESTIMATION IN MODERN CONDITIONS

УДК 332.1 DOI: 10.25631/PEJ.2018.4.15

ЕЛИСЕЕВА Юлия Александровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, yulia04@mail.ru

ELISEEVA, Julia Alexandrovna

Associate Professor at the Department of Management of Economic and Social Processes in the Film and TV Industry of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, yulia04@mail.ru

АНТОНОВА Виктория Геннадиевна

старший преподаватель кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, viki-ant@rambler.ru

ANTONOVA, Viktoriia Gennadievna

Senior Lecturer at the Department of Economic and Social Processes Management in Film and Television Industry, Saint-Petersburg state University of Film and Television, viki-ant@rambler.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются основные подходы к анализу термина «экономический потенциал организации». Авторами определяются основные цели и задачи, лежащие в основе оценки экономического потенциала организации, также исследованы основные методы и инструменты его оценки. Раскрыта структура экономического потенциала организаций социально-культурной сферы. Проанализирована специфика его оценки в современных условиях хозяйствования. Рассмотрены возможные направления оценки экономического потенциала организации и показатели, которые авторы рекомендуют применять в процессе оценки потенциала организаций социально-культурной сферы.

Ключевые слова: экономический потенциал, методы, инструменты, оценка, амортизация, фондоемкость, фондоотдача, социально-культурная сфера.

© Елисеева Ю. А., Антонова В. Г, 2018.

Abstract.

The article considers the basic concepts in determining the economic potential of an enterprise. The author determines the main goals underlying the assessment of the economic potential of the enterprise and studies the methodology for assessing economic potential. The structure of the economic potential of social and cultural organizations is disclosed. The specificity of its assessment in modern economic conditions is analyzed. The possible directions and indicators applied in the process of assessing the potential of organizations in the socio-cultural sphere are considered.

Key words: economic potential, depreciation, capital ratio, capital productivity ratio.

В условиях возрастающей конкурентной борьбы организации нуждаются в современной и эффективной системе управления внутренними ресурсами с целью максимального использования их потенциала. При этом поиск сбалансированных методов управления одинаково актуален для организаций различной отраслевой специфики и принадлежности. Глобализация и информатизация экономики диктуют свои правила: избираемые руководством инструменты управления должны обеспечивать полное использование потенциала организации, в том числе скрытого, и формирование адекватного ответа внешним вызовам, в числе которых объективное требование рынка к возрастанию скорости обработки информации организациями и также к динамике и качеству обслуживания потребителей [1].

Анализ и оценка экономического потенциала может проводиться как отдельно, так и в рамках экономического анализа деятельности организации.

Авторы по-разному определяют термин «экономический потенциал». В теории и практике он появился в конце XX в. и связан с реформированием экономических отношений в государстве в целом. Сначала речь шла об экономическом потенциале страны, и он определялся как совокупная способность экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять

запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления [2].

Термин «экономический потенциал» для характеристики хозяйствующего субъекта одним из первых использовал Р. А. Белоусов в своей работе «Рост экономического потенциала». Он определил термин «экономический потенциал» следующим образом: «Экономический потенциал - это способность хозяйственной системы осваивать, перерабатывать народное богатство для удовлетворения общественных потребностей» [3].

В экономическом словаре дается следующее определение экономического потенциала предприятия: «Экономический потенциал предприятия - это совокупность ресурсов и возможностей предприятия, определяющих перспективы его деятельности при тех или иных сценарных вариантах внешних условий. Представляет собой взаимосвязанную совокупность технико-технологического, имущественно-финансового, товарно-и ресурсно-рыночного, научно-исследовательского и других видов потенциала» [4].

Профессор В. В. Ковалев определяет экономический потенциал предприятия как совокупность имущественного и финансового потенциалов предприятия, где под имущественным потенциалом понимается совокупность средств предприятия, находящихся под контролем, а финансовый потенциал - это характеристика финансового положения и

финансовых возможностей предприятия [5]. Исходя из определения В. В. Ковалева, в основном, экономический потенциал предприятия определяют имущественный потенциал и его финансовое состояние.

В первом определении не затрагиваются именно ресурсы предприятия, а говорится лишь о способности объекта вести хозяйственную деятельность за счет внешних материальных ресурсов государства, с помощью которых удовлетворяются потребности общества. Определение В. В. Ковалева так же не является полным, так как имеются в виду только имущественные и финансовые ресурсы предприятия. Для более полного определения экономического потенциала не хватает таких важных составляющих, как кадровый, производственный, маркетинговый и научно-технический потенциалы. Наиболее обобщенным можно считать определение из экономического словаря, которое затрагивает все ресурсы и возможности предприятия, при этом учитывая именно перспективы деятельности организации в различых внешних условиях.

Проведя анализ данных определений понятия «экономический потенциал предприятия», по мнению авторов, он должен включать в себя следующие элементы: экономический потенциал - это совокупность всех ресурсов и возможностей предприятия, с помощью которых осуществляется хозяйственная деятельность для удовлетворения потребностей общества на данный момент времени и в перспективе с учетом различных сценарных вариантов внешних и внутренних условий.

Экономический потенциал организации может быть охарактеризован системой показателей, которые отражают наличие, размещение и использование его капитала и других ресурсов.

Постоянное наращивание экономического потенциала в процессе функционирования организации требует обеспечения или создания условий для непрерывного развития. На это влияют и внешние, и внутренние факторы. К внешним факторам относятся экономическое состояние внешней среды, существующие техника и технологии, политика государства в сфере налогов и кредитов, законодательные

акты по контролю за деятельностью организации, внешнеэкономические связи, менталитет общества и др. Среди огромного количества внутренних факторов можно отметить структуру выпускаемой продукции (услуг), принадлежность предприятия к какой-либо отрасли, размер уставного капитала, величину издержек, их динамику по сравнению с денежными доходами, состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру. Степень влияния этих факторов во многом зависит от компетенции и профессионализма менеджеров предприятия, их умения учитывать изменения внутренней и внешней среды и оперативно на них реагировать [6].

Оценка экономического потенциала является составной частью экономического анализа. Она необходима для различных целей:

1. Оценка имеющихся ресурсов и их использования;

2. Определение эффективного функционирования предприятия в будущем;

3. Стратегическое планирование на основе результатов оценки;

4. Привлечение инвестиций со стороны.

При оценке экономического потенциала

организации следует провести анализ в следующих направлениях:

1. Имущественный потенциал;

2. Финансовый потенциал;

3. Производственный потенциал;

4. Научно-технический потенциал;

5. Кадровый потенциал;

6. Организационно-управленческий потенциал;

7. Маркетинговый потенциал.

Если все направления экономического потенциала организации находятся на должном уровне, имеет место быть синергетический эффект. То есть в совокупности элементы приносят больше пользы, чем по отдельности, а эффективное использование всех видов потенциала делает организацию конкурентоспособной. Эффективная реализация общего (совокупного) потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей совокупного потенциала является основным

условием полной его реализации, так как отставание одной из них выступает сдерживающим фактором для других. Имущественный потенциал можно наращивать заменой старого оборудования на более технологичное, эффективным использованием арендуемых или имеющихся помещений (субаренда, расширение деятельности,продажа) и т. д. В каждом конкретном случае решения принимаются с учетом особенностей организации.

Финансовый потенциал характеризуется финансовыми показателями деятельности (прибыльностью, ликвидностью, платежеспособностью), имеющимися инвестиционными возможностями. Существуют также и другие показатели, необходимые для описания финансового потенциала. Например, финансовая устойчивость организации, рентабельность по нескольким факторам ( по товарам, регионам, каналам сбыта и посредникам), соотношение собственных и заемных средств и другие показатели, характеризующие финансовую составляющую деятельности.

Производственный потенциал отражается в потенциальном объеме произведенных товаров, потенциальных возможностях использования сырья и материалов и др. Этот потенциал тесно связан с имущественным потенциалом, так как от основных средств, их мощности зависит объем выпускаемой продукции. При анализе производственного потенциала так же важна и структура производства.

Научно-технический (инновационый) потенциал в настоящее время имеет большое влияние на деятельность организации и ее конкурентоспособность. Некоторые авторы не выделяют его как отдельную составляющую экономического потенциала, считая, что он неразрывно связан с другими элементами, т. е. новые технологии необходимо учитывать во всех видах потенциала. Здесь инновационый потенциал выделен, так как этому должно уделяться должное внимание для обеспечения эффективного функционирования организации. Это целое направление в деятельности любой современной организации. Научно-технический потенциал выражается и в технологической новизне, и в новых приемах

менеджмента, и в использовании передовых коммуникационных технологий, и во многом другом.

Организационно-управленческий потенциал напрямую связан с кадровым потенциалом. Этот потенциал характеризуется уровнем менеджмента, лидерскими качествами руководителей, умением менеджера как высшего, так и низшего звена организовать работу сотрудников. Профессионально выстроенная система менеджмента в организации влияет на работу всего персонала и организации в целом.

Маркетинговый потенциал включает в себя анализ потенциального объема спроса на товар и анализ доли рынка, занимаемой организацией, организация и рынок труда, организация и рынок факторов производства. Это направление характеризует взаимодействие организации с его внешней средой [7].

Экономический потенциал (в том числе и входящие в его состав элементы) и механизм его развития необходимы для поддержания конкурентоспособности организации. Тогда как совокупный потенциал рассматривает организацию в целом, затрагивая все аспекты с различных точек зрения, экономический потенциал отвечает за исследование и развитие организации с экономических позиций. В то же время в рамках совокупного потенциала организации могут быть исследованы и другие виды потенциалов (такие как правовой, экологический и т. д.).

С точки зрения именно экономического развития организации наиболее важными составляющими экономического потенциала организации являются финансовый, имущественный и производственный потенциалы.

Исследования экономического потенциала проводятся в рамках классических методологий. Все многообразие методов оценки экономического потенциала объясняется тем, что разные авторы по-своему предлагают определение экономического потенциала. Как следствие, они используют и разные методики.

Т. Г. Шешукова в своей монографии «Совершенствование методики анализа экономического потенциала хозяйствующего субъекта» считает, что самым распространенным и ре-

зультативным методом, который применяется в экономике, является факторный анализ. Он необходим для исследования экономического потенциала как сложной многокомпонентной категории [8].

По А. Д. Шеремету факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Он может быть прямым (собственно анализ), который заключается в выделении составных частей результативного показателя, и обратным (синтез), который заключается в соединении отдельных элементов в общий результативный показатель [9].

Наибольший интерес представляют методики оценки финансового, имущественного и производственного потенциала.

По А. И. Алексеевой методика оценки уровня финансового потенциала организации включает в себя определенную последовательность шагов.

Первый этап - оценка финансового потенциала по финансовым показателям. А. И. Алексеева на этом этапе предлагает провести экспресс-анализ основных показателей, которые характеризуют ликвидность, платежеспособность и финансовую устойчивость организации. Рекомендуется проводить интегральную рейтинговую оценку финансового потенциала организации. Этот вид оценки включает в себя подготовительный и расчетный этапы.

Подготовительный этап предполагает определение набора финансовых показателей, по которым будет производиться оценка, а также определение их пороговых значений в целях отнесения их к тому или иному уровню. На расчетном этапе производится определение значений финансовых показателей организации, характеризующих уровень финансового потенциала предприятия организации, а затем определяют их уровень.

Второй этап - составление кривой по финансовым показателям и определение уровня финансового потенциала организации.

Третий этап - оценка финансового потенциала по критерию «наличие эффективной системы управления финансами». Эффективная

система управления финансами - это технология составления плана работы организации, скоординированного по всем подразделениям или функциям. Этот план базируется на комплексном анализе прогнозов изменения внешних и внутренних параметров и получении посредством расчета экономических и финансовых индикаторов деятельности организации. Эффективная система управления финансами включает в себя также механизм оперативно тактического управления, который обеспечивает решение возникающих проблем и достижение заданных целей (объемов производства, прибыли, инвестиций) с минимальными отклонениями (не более 20%).

Четвертый этап - комплексная оценка финансового потенциала организации. Данный этап рекомендуется проводить экспертным путем на основании значимости каждой составляющей [10].

По Т. Г. Шешуковой анализ финансового потенциала производится с использованием двух систем: системы показателей объекта анализа и системы целевых значений, выступающих в качестве критерия. Критерии представляют собой динамическую систему, которая изменяется с течением времени под влиянием различных факторов [8]. Для таких основных показателей, как ликвидность, финансовая устойчивость, платежеспособность, эффективность деятельности и инвестиционная привлекательность, в качестве критериев выступают требования кредитных организаций или показатели предприятий-лидеров, отраслевая статистика. При анализе ликвидности используются различные частные показатели, такие как коэффициент текущей ликвидности; коэффициент быстрой ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности.

При анализе финансовой устойчивости рассчитывается соотношение собственного капитала и валюты баланса. Этот показатель в литературе имеет несколько названий: коэффициент автономии, коэффициент концентрации собственного капитала, коэффициент финансовой независимости.

В рамках изучения инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности предприятия как одного из компонентов

финансового потенциала целесообразно обратить внимание на величину и структуру его денежных потоков. Для достижения поставленных целей проводится анализ отчета о движении денежных средств [8].

Следующим важным элементом экономического потенциала организации является его имущественный потенциал.

По В. В. Ковалеву финансовая оценка имущественного потенциала предприятия представлена в активе баланса [5]. Здесь идет речь о средствах предприятия, которые либо принадлежат ему на праве собственности, либо перейдут права собственности в некотором будущем в соответствии с договором, и поэтому поставлены на баланс предприятия (объекты лизинга). Следовательно, в оценке имущественного потенциала предприятия используется ряд показателей, рассчитываемых по данным бухгалтерской отчетности. Наиболее информативными являются следующие показатели:

• сумма хозяйственных средств, находящихся на балансе предприятия;

• стоимость чистых активов предприятия;

• доля основных средств в валюте баланса;

• соотношение внеоборотных и оборотных активов;

• доля активной части оборотных средств.

Производственный потенциала предприятия тесно связан с имущественным. Он имеет более практическую направленность и более полно выражает производственный процесс. Кроме производственных основных средств (активной части), непосредственно он характеризует и материально-сырьевую базу. Наиболее значимыми показателями являются коэффициенты износа, обновления и выбытия, фондоотдача и фондоемкость, доля переменных затрат в себестоимости товара, соотношение изменения цен на сырье, материалы и изменения цен на товар, материалоотдача.

Все показатели следует анализировать в динамике, тогда целостно можно увидеть состояние организации, сделать выводы по причинам текущего состояния и прогнозы о будущем организации. Но самое важное - найти проблемы, скорректировать политику организации и принять рациональные решения.

Оценку экономического потенциала следует проводить регулярно, чтобы рассмотреть его в динамике, представлять текущее состояние предприятия и использовать его возможности. Оценка потенциала необходима при принятии управленческих решений, которые должны быть обоснованными и рациональными.

Что касается экономического потенциала организаций социально-культурной сферы, как специфической составляющей сферы услуг, то это их способность производить и поставлять на рынок услуги, пользующиеся спросом и обеспечивающие получение приемлемой прибыли при наиболее эффективном использовании всех необходимых ресурсов. Для организаций данной сферы характерны определенные виды экономического потенциала, к которым относят следующие:

• потенциал менеджмента;

• ресурсный потенциал;

• кадровый потенциал;

• маркетинговый потенциал;

• сбытовой потенциал;

• финансовый потенциал;

• инновационный потенциал.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных

потенциалов в отдельности. Начнем с потенциала менеджмента, как одного из главных составляющих экономического потенциала, так как эффективное функционирование организаций социально-культурной сферы зависит не только от ее финансового состояния, но и от управленческих решений высшего руководства.

Для оценки данного вида потенциала используется большое количество показателей, однако применительно к данной сфере, можно выделить следующие, наиболее значимые из них:

1) эффективность использования собственного основного капитала;

2) эффективность использования собственного оборотного капитала;

3) эффективность использования заемного капитала;

4) эффективность использования имеющихся площадей;

5) коэффициент эффективности использования рабочего времени основного и вспомогательного персонала.

Все это показатели напрямую зависят от принятых управленческих решений, а именно поэтому отражают потенциал менеджмента предприятия.

Еще одной не менее важной составляющей экономического потенциала является ресурсный потенциал организации.

Под ресурсным потенциалом организаций социально-культурной сферы понимается интегральная числовая оценка эффективности использования в процессе предпринимательской (коммерческой) деятельности различных видов ресурсов, необходимых для осуществления и реализации услуг данной организации.

Для удобства изучения ресурсный потенциал принято разделять на два вида: кадровый и технико-технологический потенциал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для оценки кадрового потенциала используют схожий по набору перечень показателей, который не зависит от сферы деятельности фирмы. Основными из них можно назвать следующие показатели:

• число высококвалифицированных работников к общему числу занятых в организации (коэффициент образовательного уровня);

• коэффициент текучести кадров;

• уровень мотивации;

• коэффициент стабильности персонала;

• совокупная стоимость кадров организации.

Второй составляющей ресурсного потенциала является технико-технологический потенциал компании, применительно к социально-культурной сфере можно рассмотреть следующие показатели:

• стоимость основных производственных фондов и их износ;

• коэффициент обновления основных производственных фондов;

• коэффициент выбытия основных производственных фондов;

• рентабельность использования основных производственных фондов;

• удельный вес современных технологий, используемых в процессе коммерческой деятельности.

В настоящее время существует высокая конкуренция в социально-культурной сфере, в связи с чем одним из ключевых факторов

успеха в отрасли является успешная маркетинговая стратегия фирмы. Поэтому оценка маркетингового потенциала - это неотъемлемая часть деятельности любой компании.

Потенциал маркетинга - это количественная и качественная оценка наличия у предприятий реальных возможностей своевременно реагировать на изменения в ее макро- и микрорыночной среде.

В конечном итоге эффективное использование маркетингового потенциала должно максимизировать прибыль предприятия в тех областях, на которые маркетинг оказывает непосредственное влияние.

При оценке маркетингового потенциала целесообразно использовать следующие критерии:

1) объем клиентской базы;

2) суммарные расходы на рекламную кампанию (стимулирование сбыта, продвижение товара, поддержание имиджа компании);

3) потенциальный объем товарооборота;

4) уровень цен и система скидок;

5) уровень конкуренции на целевом рынке и завоеванная на нем доля;

6) наличие и развитость системы коммуникаций;

7) уровень лояльности клиентов;

8) эффективность проведения рекламной кампании;

9) коэффициент эффективности маркетинговых затрат.

Таким образом, при интегральной оценке вышеуказанных показателей можно составить полное представление о маркетинговом потенциале организаций социально-культурной сферы и о его эффективном использовании.

Наряду с маркетинговым и ресурсным потенциалом менеджмента, для рассматриваемой сферы, как и для любой другой сферы деятельности, характерен сбытовой потенциал.

Сбытовой потенциал - это имеющиеся рыночные, интеллектуальные, коммуникационные, управленческие и организационно-технические ресурсы, которые можно использовать для решения задач в области сбыта.

Данный вид потенциала нередко относят к системе маркетинга, однако для более деталь-

ной оценки, на наш взгляд, его целесообразно вынести на отдельное рассмотрение.

При исследовании уровня сбытового потенциала в организации принято использовать следующие показатели:

1) объем продаж товара (оказания услуг) в течение определенного периода времени;

2) наличие и охват дистрибьюторской сети и ее эффективность;

3) затраты на стимулирование продаж продукции (как и в случае оценки маркетингового потенциала);

4) количество каналов сбыта;

5) количество посредников;

6) расходы на мотивацию посредников.

Сложные экономические условия, обострение социальных и экологических проблем, нестабильная правовая база требуют от организаций социально-культурной сферы создания такой системы, которая бы дала возможность эффективно использовать все имеющиеся и потенциально возможные финансовые ресурсы, а также быстро реагировать на изменения внешней среды и обеспечивать достижение высоких финансовых результатов не только в текущем периода, но и в долгосрочной пер-

спективе. Именно такие параметры характеризует финансовый потенциал компании.

Экономический потенциал организации не является постоянной величиной и подвержен изменениям под влиянием внешней и внутренней среды фирмы, поэтому его оценку рекомендуется проводить с определенной периодичностью, что позволит своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию.

По мнению авторов, учет резервов экономического потенциала организации социально-культурной сферы, а также комплексная оценка конкурентоспособности будут способствовать продвижению организации на рынке услуг, в частности, в социально-культурной сфере.

Таким образом, существуют разные мнения о том, как именно следует оценивать экономический потенциал организации. В настоящее время можно ознакомиться с достаточно значительным количеством работ о методах оценки экономического потенциала и его составляющих, но у всех методик есть и общие черты, которые позволяют использовать их для различных сфер организаций и предприятий национальной экономики, в том числе в социально-культурной сфере.

Список литературы

1. Евменов А. Д., Булочников П. А. Управление качеством процессов функционирования организаций как резерв повышения конкурентоспособности // Петербургский экономический журнал. 2016. № 3. С. 40-48.

2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2015. 479 с.

3. Белоусов Л. А. Рост экономического потенциала. М.: Экономика, 2013. 65 с.

4. Коллекция словарей и энциклопедий: Экономический потенциал. URL: http://gufo. me/content_eco/jekonomicheskij-potencial-18648.html (дата обращения: 10.09.2018).

5. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2013. 560 с.

6. Глубокова Н. Ю. Налоговое планирование. М.: Издат. центр ЕАОИ, 2015. 64 с.

7. Заболотская Н. В., Козлова Т. В. Оценка экономического потенциала. М.: Экономика, 2014. 51 с.

8. Шешукова Т. Г. Совершенствование методики анализа экономического потенциала хозяйствующего субъекта. Пермь, 2013. 196 с.

9. Шеремет А. Д. Управленческий учет. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2014. 512 с.

10. Алексеева А. И., Васильев Ю. В., Малеева А. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Кнорус, 2015. 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.