Научная статья на тему 'Разработка бизнес-модели управления предприятием сферы развлечения'

Разработка бизнес-модели управления предприятием сферы развлечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
771
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ / УСЛУГА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОБСЛУЖИВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / РЕЗУЛЬТАТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ / ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ВЫРУЧКА / SHOW BUSINESS / SERVICE / COMPETITIVENESS / MONITORING / FINANCIAL ANALYSIS / RESULTS OF FINANCIAL ACTIVITY OF THE ENTERPRISE / BUSINESS MODEL / FINANCIAL STATEMENTS / FINANCIAL COEFFICIENTS / PROFIT / PROFITABILITY / PRIME COST / REVENUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Евгения Петровна

Рассмотрены современные тенденции развития индустрии развлечений, проблемы оценки и управления деятельностью предприятия сферы услуг и развлечений, возможность оценки конкурентного потенциала предприятия данной сферы, предложена бизнес-модель оценки и управления предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE BUSINESS MODEL OF MANAGEMENT ENTERPRISES OF THE SPHERE OF ENTERTAINMENT

In article current trends of development of the industry of entertainments, problems of an assessment and management of activity of the enterprise of a services sector and entertainments, possibility of an assessment of competitive capacity of the enterprise of this sphere are considered, the assessment and business management business model is offered.

Текст научной работы на тему «Разработка бизнес-модели управления предприятием сферы развлечения»

УДК 657.62

РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ СФЕРЫ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Е.П. Орлова

Рассмотрены современные тенденции развития индустрии развлечений, проблемы оценки и управления деятельностью предприятия сферы услуг и развлечений, возможность оценки конкурентного потенциала предприятия данной сферы, предложена бизнес-модель оценки и управления предприятием.

Ключевые слова: индустрия развлечений, услуга, конкурентоспособность, обслуживание, мониторинг, финансовый анализ, результаты финансовой деятельности предприятия, бизнес-модель, финансовая отчетность, финансовые коэффициенты, прибыль, рентабельность, себестоимость, выручка.

В настоящее время практически сформированы основные сегменты отечественной индустрии развлечений. Это явилось следствием роста покупательной способности населения страны, ценовой политики производителей, изменением законодательной базы, накопленному опыту в развитии объектов индустрии развлечений. В тоже время рост и развитие рынка развлечений вызывает рост конкуренции в данном сегменте рынка, что требует более профессионального подхода к поиску резервов роста и разработке новых, приспособленных к современным рыночным условиям, инструментов управления данным бизнесом.

Изучение отечественного рынка развлечений показало:

- отсутствие разработанного методологического подхода к эффективному управлению предприятий сферы организации досуга;

- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы,

- слабое развитие инновационной основы;

- разрыв между органами управления и операционными бизнес -структурными единицами.

В последние годы в наиболее крупных городах России наблюдается тенденция укрупнения объектов развлекательной индустрии, открытие крупных развлекательных комплексов, оснащенных современным оборудованием. Особенностью развития индустрии развлечений в России в последние годы является расширение объектов проведения досуга в Российских регионах. Темпы привлечения инвестиций в индустрию развлечений приближаются с темпами роста торговли. Так на конец 2010 года в столице удельный вес инвестиций в отрасль развлечений приблизился к 7% всех городских инвестиций за год, в то время как доля инвестиций в промышленность составила 8%, а в банковскую сферу - 9% [1, с.106].

Рыночное положение предприятия любой сферы деятельности обеспечивается уровнем его конкурентоспособности, которая формируется

конкурентным потенциалом предприятия и рациональностью выбранной стратегии управления. Под конкурентным потенциалом организации развлечений можно понимать совокупность имеющихся ресурсов, рациональных способов их использования, которые обеспечивают способность организации успешно функционировать в конкурентной среде и обеспечивают достижение высоких финансовых результатов.

Проведенный анализ существующих инструментов оценки и управления деятельностью предприятия сферы услуг показал на их отсутствие. Наиболее часто оценка состояния организации данной сферы проводится с помощью SWOT-анализа, который позволяет выявить сильные и слабые стороны деятельности, возможные угрозы состояния равновесия. Данный способ не формализован, он не дает возможность количественно и комплексно оценить финансовое состояние исследуемой организации, сопоставить ее финансовую устойчивость по сравнению с устойчивостью конкурентов, действующих на данном рынке.

Характерной особенностью предприятия развлекательной инфраструктуры, как и сферы услуг является отсутствие в настоящее время разработанных инструментов количественного измерения их потенциала. На конкурентный потенциал таких предприятий влияет большое количество факторов. Сущность и характер услуг определяют процесс обслуживания. Анализ литературных источников, освещающих сферу услуг, позволяет сделать вывод, что в Российской практике, в отличие от западной отсутствует общепринятая модель оказания услуги. Так, например, используя теорию Ф. Котлера предоставление услуги можно охарактеризовать тремя подсистемами:

1 - «Фирма - потребитель»;

2 - «Фирма - персонал»;

3 - «Персонал - потребитель».

Каждая из систем должна иметь стратегическую направленность.

Так первой подсистеме соответствует стратегия, связанная с вопросами ценообразования, коммуникации и распределения.

Второй подсистеме соответствует стратегия внутреннего управления.

Третьей - стратегия, связанная с реализацией услуг.

Для оценки качества услуг высоко зарекомендовала себя зарубежная модель «^ЕЯУриАЬ» [2], которая является в настоящее время единственным универсальным исследовательским инструментом в различных секторах рынка услуг. С ее помощью можно провести оценку качества сервиса на предприятии вне зависимости от конкретного сектора сферы услуг.

Алгоритм оценки состояния конкурентного потенциала предприятия индустрии развлечений [3] можно представить в виде следующей схемы (рис. 1.)

Рис. 1. Оценка состояния конкурентного потенциала предприятия развлекательной индустрии

Комплексная оценка состояния удовлетворенности клиентов и персонала предприятия развлекательной индустрии проводится по следующей формуле:

X р = 0.51 + 0.511

где: КР - количественная оценка конкурентного потенциала предприятия; I - индекс качества услуг предприятия; и - индекс удовлетворенности персонала; 0,5 - коэффициент, учитывающий вклад частных оценок в комплексный показатель. Численное значение данного коэффициента обозначает пропорциональное участие индекса качества услуг и индекса удовлетворенности персонала.

Оценка потребительской удовлетворенности характеризует состояние внешней среды, а оценка удовлетворенности персонала характеризует эффективность функционирования внутренней системы организации. В перечень показателей, характеризующих конкурентный потенциал предприятия сферы развлечения должны быть включены показатели, учитывающие специфику их деятельности, поскольку потенциал кинотеатров, кафе, концертных залов, аквапарков и казино по своей природе различен.

Инструментом эффективного функционирования и управления может служить бизнес-модель, основанная на блочной структуре, принцип реализации которой состоит из различных блоков (рис. 2.):

На входе бизнес модели - оценка внешних и внутренних факторов функционирования ООО "Городской Центр Досуга" в г.Туле:

- анализ услуг, оказываемых организацией в сфере отдыха, культуры и развлечений;

- анализ суммы издержек;

- анализ финансового состояния;

- анализ движения денежных средств;

- прогноз возможного банкротства;

- оценка динамики коэффициента экономического роста;

- имитационное моделирование различных сценариев адаптации и развития.

На выходе должен быть разработан комплекс рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия сферы развлечений, обеспечивающий рост финансовых результатов деятельности организации. Иными словами, осуществляется диагностирование, на базе которого разрабатываются рекомендации, мероприятия по совершенствованию управления и формированию финансовой стратегии ООО "Городской Центр Досуга".

В рамках эффективного управления необходимо сравнение альтернативных вариантов с учетом наиболее вероятных изменений цен реализации услуг в сфере отдыха и развлечений, материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, объемов работ и расходования ресурсов. Это можно представить в блочном виде.

Блок 1. Анализ внешних факторов, т.е. макроэкономических параметров экономического развития и их изменения: конкуренция, цены на рынке данных услуг, спрос на тульском рынке, предложение, нормативно-правовое поле, государственный контроль и регулирование, политика местных органов власти.

Блок 2. Анализ внутренних факторов. Он отражает качество и методы работы и позволяет оценить результаты принимаемых решений и действий руководителей различных уровней, меру контроля и управления ресурсами и процессами.

Блок 3. Анализ состава и динамики себестоимости работ и услуг, поиск резервов снижения затрат; поиск резервов роста валовой и маржинальной прибыли, аккумулирование денежных средств для адаптации и развития компании, моделирование различных стратегий управления и их влияния на эффективность функционирования. Осуществляется оценка изменения прибыли.

Блок 4. Модель дает возможность адаптироваться к конъюнктурным и сезонным колебаниям спроса и находить дополнительные конкурентные возможности. Осуществляется оптимизация производственных программ с учетом изменения объемов работ и цен.

Блок 5. Анализ финансового состояния. Прогноз возможного банкротства с использованием российских и зарубежных технологий. Формирование финансового результата, оценка сохранности активов, источников финансирования, изучение динамики движения денежных средств, на основании чего реализуется возможность составления прогнозного баланса. Оценка динамики коэффициента устойчивости экономического роста.

Рис. 2. Бизнес модель оценки и управления предприятием

Как показывает практика рынка развлечений, в арсенале современных менеджеров должны быть как системные научные подходы, так и набор методов воздействия - сугубо практических рекомендаций, приносящих быстрый эффект. Исходя из симптомов, менеджер может вовремя предпринять нужные действия - воздействовать на больную точку, и возможно, эффект от данного действия превзойдет эффект дорогостоящего и глубокого исследования. К тому же никакое исследование не является стопроцентно надежным, независимо от теоретических основ, квалификации менеджеров и т.п. Особенно это касается бизнеса индустрии развлечений, где всегда присутствует элемент риска.

Таким образом, можно предложить «карту точек повышенного внимания» для руководства центра и методы воздействия через них на процессы функционирования интегрированной структуры, и менеджер сможет благотворно повлиять на эффективность деятельности организации, проконтролировав и изменив отдельные критические моменты, и, возможно, получив быстрый экономический эффект, в результате чего могут высвободиться средства и ресурсы.

Регулирование потоков используется в методологии организации основных компонентов бизнес - процесса (workflow) менеджмента. Для финансового потока критическими точками будут являться механизмы платежей и расчетов по договорам и услугам, привлечения инвестиций и кредитных средств, взыскания дебиторской и иной задолженностей. Однако следует уделять большее внимание развитию процессов внутри организации, обеспечивающих рост конкурентного потенциала, равновесию между различными видами деятельности. Так, например, если компания имеет большие финансовые обороты, но при этом недостаточно отлажен механизм управления материальными потоками, управляемость информационными потоками различных уровней иерархии и наличие обратной связи в системе управления, или подводит человеческий фактор, то это может привести к недополучению части расчетной прибыли.

Результатом является разработка плана конкретных мероприятий по повышению эффективности управления предприятием, учитывающего изменения на внешнем рынке, изменения бизнес-процессов внутри компании, осуществляется моделирование основных параметров деятельности компании, разрабатывается стратегия развития предприятием.

Постоянный мониторинг эффективности управления позволит выявить сильные и слабые стороны деятельности компании, возможности и риски, связанные с внешней и внутренней средой, что позволит выработать стратегию по снижению угроз и последствий выявленных рисков.

Список литературы

1. Стальная В.А. Оценка конкурентного потенциала предприятий индустрии развлечений.// Маркетинг №5, 2010.

2. Багиев Г.Л., Алексеев А.А. Основы проведения маркетинговых исследований. Модели «SERVQUAL» и «SERVPERF» - режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/m1/005.htm, свободный. - Загл. с экрана.

3. Стальная В.А. Оценка конкурентного потенциала предприятий индустрии развлечений.// Маркетинг №6, 2010.

Орлова Евгения Петровна, канд. экон. наук, доцент РЭУ, Тула, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

DEVELOPMENT OF THE BUSINESS MODEL OF MANAGEMENT ENTERPRISES OF THE SPHERE OF ENTERTAINMENT

E.P. Orlova

In article current trends of development of the industry of entertainments, problems of an assessment and management of activity of the enterprise of a services sector and entertainments, possibility of an assessment of competitive capacity of the enterprise of this sphere are considered, the assessment and business management business model is offered.

Keywords: show business, service, competitiveness, service, monitoring, financial analysis, results of financial activity of the enterprise, business model, financial statements, financial coefficients, profit, profitability, prime cost, revenue.

Orlova Evgeniya Petrovna, Candidate of Economic Sciences, associate professor, REU Tula, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov

УДК-339.732.4:338.22(73)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД КАК ИНСТРУМЕНТ

ПОЛИТИКИ США

Л.Г. Чувахина

Статья посвящена вопросам реформирования Международного валютного фонда (МВФ). Анализируются основные проблемы, стоящие перед организацией. Ставится вопрос о роли США в принятии решений МВФ и в системе управления Фондом. Делается вывод, что сегодня политику МВФ в большей степени определяют национальные интересы США, нежели мировое сообщество. Автор подчеркивает растущую зависимость МВФ от Федеральной резервной системы США, фактически финансирующей МВФ.

Ключевые слова: Международный валютный фонд, реформа МВФ, перераспределение квот, система управления, Федеральная резервная система.

В условиях глобальной нестабильности деятельность МВФ по упорядочению международных финансовых отношений вызывает противоречивое отношение. Во многом это объясняется достаточно выраженной позицией «подчинения» МВФ политике США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.