Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ'

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / СПЕЦИАЛИСТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ENVIRONMENTAL INSTALLATIONS / EXPERTS IN THE ECONOMIC SPHERE / ENVIRONMENTAL TRAINING OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова О.Ю., Герасимова Н.О.

Введение. В статье представлено исследование по проблеме включения в образовательные программы подготовки специалистов экономической сферы вопросов устойчивого развития. Целью статьи выступает оценка экологических установок студентов направления подготовки «Экономика» как доказательной базы для включения экологической составляющей в программы профессиональной подготовки специалиста экономической сферы. Методология. В работе использовались методы теоретического анализа научных и методологических исследований. Для оценки экологических установок обучающихся применялись следующие практические методы: «Шкала связанности с природой NRS» Э. Нисбет, Дж. Зеленски, С. Мерфи (в адаптации И. В. Кряж); опросник экологических установок «ЭкО 30» (Кряж И. В.). Для интерпретации результатов использованы графические методы анализа полученной информации. Результаты. Проведенное исследование продемонстрировало, что обучающиеся воспринимают природу как часть общественно необходимых потребностей, формирующихся с позиций ресурсопотребления. Заключение. Авторами отмечается, что результаты, полученные в ходе оценки экологических установок обучающихся, могут быть полезны в разработке практических моделей образования для устойчивого развития применительно к профессиональной подготовке специалистов экономической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова О.Ю., Герасимова Н.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF ECOLOGICAL INSTALLATIONS OF SPECIALISTS IN THE BRANCH OF THE ECONOMY

Introduction. The article presents a study on the issue of inclusion of sustainable development issues in educational programs for the training of specialists in the economic sphere. The purpose of the article is to assess the environmental attitudes of students in the Economics training area as an evidence base for including the environmental component in the professional education programs of an economic specialist. Methodology. The work used the methods of theoretical analysis of scientific and methodological research. The following practical methods were used to assess students’ ecological attitudes: “The scale of connectivity with nature NRS” E. Nisbet, J. Zelensky, S. Murphy (adapted by IV Kryazh); questionnaire of environmental installations “Eco 30” (I. Kryazh). To interpret the results, graphical methods of analysis of the obtained information were used. Results consist in the fact that the study showed that students perceive nature as part of the socially necessary needs that are formed from the standpoint of resource consumption. Conclusions. The authors note that the results obtained in the assessment of students’ environmental attitudes can be useful in developing practical models of education for sustainable development in relation to the training of specialists in the economic sphere.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ»

УДК/UDC 377.6 О. Ю. Мельникова, Н. О. Герасимова

O. Melnikova, N. Gerasimova

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

EVALUATION OF ECOLOGICAL INSTALLATIONS OF SPECIALISTS IN THE BRANCH OF THE ECONOMY

Введение. В статье представлено исследование по проблеме включения в образовательные программы подготовки специалистов экономической сферы вопросов устойчивого развития. Целью статьи выступает оценка экологических установок студентов направления подготовки «Экономика» как доказательной базы для включения экологической составляющей в программы профессиональной подготовки специалиста экономической сферы.

Методология. В работе использовались методы теоретического анализа научных и методологических исследований. Для оценки экологических установок обучающихся применялись следующие практические методы: «Шкала связанности с природой NRS» Э. Нисбет, Дж. Зеленски, С. Мерфи (в адаптации И. В. Кряж); опросник экологических установок «ЭкО 30» (Кряж И. В.). Для интерпретации результатов использованы графические методы анализа полученной информации.

Результаты. Проведенное исследование продемонстрировало, что обучающиеся воспринимают природу как часть общественно необходимых потребностей, формирующихся с позиций ресурсопотребления.

Заключение. Авторами отмечается, что результаты, полученные в ходе оценки экологических установок обучающихся, могут быть полезны в разработке практических моделей образования для устойчивого развития применительно к профессиональной подготовке специалистов экономической сферы.

Introduction. The article presents a study on the issue of inclusion of sustainable development issues in educational programs for the training of specialists in the economic sphere. The purpose of the article is to assess the environmental attitudes of students in the Economics training area as an evidence base for including the environmental component in the professional education programs of an economic specialist.

Methodology. The work used the methods of theoretical analysis of scientific and methodological research. The following practical methods were used to assess students' ecological attitudes: "The scale of connectivity with nature NRS" E. Nisbet, J. Zelensky, S. Murphy (adapted by IV Kryazh); questionnaire of environmental installations "Eco 30" (I. Kryazh). To interpret the results, graphical methods of analysis of the obtained information were used.

Results consist in the fact that the study showed that students perceive nature as part of the socially necessary needs that are formed from the standpoint of resource consumption.

Conclusions. The authors note that the results obtained in the assessment of students' environmental attitudes can be useful in developing practical models of education for sustainable development in relation to the training of specialists in the economic sphere.

Ключевые слова: образование для устойчивого развития, экологические установки, специалисты экономической сферы, экологическая подготовка специалистов.

Keywords: education for sustainable development, environmental installations, experts in the economic sphere, environmental training of specialists.

Введение

Профессиональное образование при подготовке специалистов экономической отрасли выступает определяющим фактором устойчивого развития экономических систем, обуславливающим реализацию концепции социально ориентированного инновационного развития региона и страны в целом. По данным Федеральной службы государственной статистики, выпуск специалистов, бакалавров и магистров организациями среднего и высшего образования по направлению «Экономика и управление» составлял в 2017 году 265,9 тыс. человек, в 2018 году -254,3 тыс. человек соответственно. Это направление

подготовки стабильно занимает одно из первых мест по востребованности [15].

Во многих бизнес-школах, колледжах и университетах по всему миру одной из приоритетных задач выступает задача подготовки специалистов для устойчивого развития. В нашей стране тема включения вопросов устойчивого развития в образовательные программы не так активно обсуждается в научных публикациях, что делает тему данной статьи особенно актуальной.

Современная экономическая ситуация в стране и мире, запросы рынка труда требуют новых подходов к профессиональной подготовке специалистов социально-экономической сферы всех уровней. Вопросы устойчивого развития в части его экологической составляющей должны быть включены в результаты образовательных программ и на среднем и на высшем уровне образования. Необходимость внесения изменений в образовательный процесс должна быть обоснована результатами опытно-экспериментальной работы.

Основной целью данной статьи является оценка экологический установок студентов 1-го курса направления подготовки «Экономика» как доказательной базы для включения экологической составляющей в программы профессиональной подготовки специалиста экономической сферы в системе СПО и ВО.

Обзор научной литературы по данной проблеме позволяет нам утверждать, что исследованиям на эту тему посвящены многие зарубежные работы. Например, Гордон Рэндс и Марк Старик (2009) подчеркивали, что «вместо того, чтобы переводить подготовку экологически устойчивых менеджеров на отдельный курс по этой теме, альтернативный подход заключается в том, чтобы сделать устойчивость доминирующей подтемой для курса и проиллюстрировать концепции и принципы с помощью экологических примеров» [7].

С. Максвилд рассматривает преподавание экономики с учетом практики корпоративного гражданства и устойчивости [5].

В другой статье приведены результаты анализа профессиональных программ в области устойчивого развития, которые могут способствовать инновациям или практическим изменениям [9].

У студентов должны быть сформированы умения практической реализации принципов устойчивого развития в профессиональной деятельности. Принятие решений с учетом экологической составляющей выступает важной частью профессиональной подготовки. Об этом в своих работах говорят многие эко-

номисты. Например, М. Гатто рассматривает вопрос использования ресурсов без ущерба для будущих поколений [3]. В. А. Кретинин и Е. С. Бодряшов обсуждают экономическую устойчивость хозяйственной системы региона с учетом экологического фактора [12].

Все перечисленное выше ставит перед исследователями такой вопрос: какими качествами должен обладать специалист, чтобы соответствовать вызовам современного времени, способствовать устойчивому развитию?

Такие вопросы поднимались учеными и философами уже несколько веков назад, начиная с классика экономики Адама Смита [14].

В экономической науке есть теория, которая рассматривает психологические и социальные факторы, лежащие в основе принятия человеком решений. Была создана модель homo economicus, согласно которой «человек ведет себя рационально, обладает полнотой информации и совершенными познавательными способностями, что позволяет ему получить максимальную полезность в условиях заданных ограниченных ресурсов» [11, с. 138]. Получается, что в основе поведения человека лежат прежде всего экономические интересы без учета этических и духовных факторов [11, с. 134].

Стремление к выгоде и личной пользе - это основа хозяйственной деятельности человека. «„В глубине души мы все хотя бы немного homo economicus, но стараемся вести себя прилично потому, что это в конце концов выгодно» [11, с. 138].

В дальнейшем многие экономисты (А. Смит, Г. Бек-кер, К. Эрроу, П. Самуэльсон и др.) ставили под сомнение принцип "Homo homini lupus est" в экономических взаимодействиях [1]. Г. Беккер в своей теории «экономического империализма» использовал «экономический подход к социальным вопросам» и определил, что в основе поведения человека лежат 3 принципа:

- максимализация личной выгоды - использование альтруистического или эгоистического мотива в зависимости от ситуации;

- рыночное равновесие - наличие «неявных издержек», т. е. упущенных возможностей в поведении человека;

- стабильность предпочтений - потребности людей могут изменяться только под действием внешних факторов (например, влияние моды).

Он отмечал, что факты существования благотворительных организаций, альтруистические поступки говорят о том, что в основе человеческой натуры заложены духовные принципы, жажда справедливости и забота о благополучии других [10].

Как доказательную базу можно привести исследования Э. Фера с соавторами, в котором ученые на основе методов психологии, физиологии и нейро-экономики доказали, что альтруизм - это часть человеческой природы [2].

В целом же, анализ различных моделей поведения в экономической теории доказывает, что большинство из них выделяет основным принципом всех экономических взаимодействий - рациональность человеческого выбора, который делается под воздействием субъективных потребностей и желаний. В определении Г. Саймона - ограниченная рациональность, т. е. достижение не максимального, а удовлетворительного варианта, основанного на когнитивных ограничениях homo economicus (доступность информации, особенности ситуации, личные интересы субъекта). По определению К. Поланьи, рациональность в экономическом понимании «относится к взаимообмену человека с природной и социальной средой постольку, поскольку этот обмен снабжает его средствами для удовлетворения материальных потребностей» [6].

Итак, мы кратко рассмотрели классическую модель экономического поведения, представленную в экономической теории. Современный же экономист должен решать задачи в контексте целей устойчивого развития. В процессе принятия профессиональных решений находить баланс между экономической,

экологической и социальной подсистемами единой социо-эколого-экономической системы [4].

В данной ситуации актуальными для экономиста выступают умения практической реализации принципов устойчивого развития и экологические установки, которые позволяют принять оптимальное решение.

Методология

В нашем исследовании мы использовали методы теоретического анализа научных и методологических исследований по данной теме. Для обоснования разработки и включения системы экологической подготовки в образовательные программы для специалистов экономической отрасли на уровне СПО и ВО проведено практическое исследование экологических установок студентов. Для этого нами выбраны 2 опросника, релевантных целям исследования. Описание инструментов исследования приведено в таблице 1.

В ходе эксперимента был проведен опрос 18 выпускников СПО, которые обучаются в настоящее время на 1-м курсе бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика». Средний возраст группы - 19 лет. Интересы большинства учащихся соответствуют профильной направленности их обучения. Общая успеваемость - средняя, при этом явно отстающих студентов нет. Выборка может считаться репрезентативной, так как студенты обучались в системе СПО по одной образовательной программе.

Таблица 1

Описание инструментов исследования

Название «Шкала связанности с природой NRS» Э. Нисбет, Дж. Зеленски, С. Мерфи (в адаптации И. В. Кряж) Опросник экологических установок «ЭкО 30» (И. В. Кряж) [13]

Описание Методика исследует три аспекта субъективной связи с природой - эмоциональный (идентификация с природой), когнитивный (экологическая субъектность) и физический, базирующийся на индивидуальном опыте взаимодействия с природой. Методика включает три субшкалы и одну интегральную: 1. Шкала идентификации с природой. 2. Шкала экологической субъектности. 3. Шкала опыта взаимодействия с природой. 4. Общий показатель измеряет познавательную, эмоциональную и физическую связь с природой Методика содержит четыре субшкалы: 1. Отрицание экологических угроз. 2. Экологическая интернальность. 3. Биоцентризм. 4. «Деньги» (финансово-экономические приоритеты) и интегральный показатель общей озабоченности экологическими проблемами

Интерпретация результатов На каждый признак опросника нужно дать ответ: «категорически не соглашусь», «пожалуй, не соглашусь»; «затрудняюсь ответить»; «пожалуй, соглашусь»; «соглашусь однозначно». В результате подсчета данных определяется средний балл по каждой субшкале и по всем ответам, полученные результаты переводятся в проценты На каждый признак опросника нужно дать конкретный ответ: «совсем не согласен»; «пожалуй, не согласен»; «затрудняюсь с ответом»; «пожалуй, согласен»; «полностью согласен». В результате подсчета данных опросника определен средний балл по каждой шкале, который переводился в проценты

Результаты

Для большей наглядности полученные результаты эксперимента представлены в графической форме на рисунках 1 и 2.

Результаты по шкале идентификации с природой показывают, что 73,06 % опрашиваемых демонстрируют сформированную идентификацию с природой, отражают чувства и мысли о личной связи с природой.

Шкала экологической субъектности (в оригинале The Perspective subscale - готовность оценивать действия людей с точки зрения их значимости для мира природы) измеряет ощущение субъектности (ответственности) относительно индивидуальных человеческих действий и их воздействия на все живые существа. Среднее значение по данной шкале 66,51 %. Это говорит о том, что большая часть опрошенных не готова к практическому улучшению состояния среды обитания в процессе выявления, решения и предупреждения экологических проблем.

Результаты по шкале опыта взаимодействия с природой показывают, что только 58,15 % опрошенных проявляют дружественные отношения с миром

природы, уровень комфорта пребывания в природной среде, а остальная часть респондентов показала отсутствие желания взаимодействовать с природой. Общий показатель по данному опросу выявил, что 69,52 % опрошенных показали эмоциональную и физическую связь с природой, что в целом можно отметить как положительный результат. Далее приведем результаты опросника экологических установок (рис. 2).

Отрицание экологических угроз характеризует, что 20,14 % опрошенных выражают готовность к осмыслению экологических изменений как малозначимых, не зависящих от людей и преувеличенных. Это проявляется в том, что молодое поколение не задумывается о завтрашнем дне, так как в обществе культивируется модель ресурсопотребления. Поэтому возникает необходимость проведения мер по переходу политики потребления в зону «зеленой экономики».

Биоцентризм указывает, что 34,26 % опрошенных не готовы к осмыслению экологических угроз с позиций биоцентризма, что соответствует содержанию биосферного беспокойства.

Общий показатель Опыт взаимодействия с природой Экологическая субъектность Идентификация с природой

69,52

73,06

Рис. 1. Значение суммарной величины проявления признаков по опроснику «Шкала связанности с природой NRS», %

Общий показатель озабоченности глобальными экологическими проблемами

«Деньги»,

финансово-экономические приоритеты Биоцентризм

Экологическая интернальность

Отрицание экологических проблем

43,25

Рис. 2. Значение суммарной величины проявления признаков по опроснику «ЭкО - 30», %

«Экологическая интернальность» показывает, что 35,42 % респондентов, поддерживают человеческую ответственность за разрушение природного мира ради наращивания потребления. Данные опроса показывают, что обучающиеся получили первые умения и знания в области использования биоэкоресурсов, которые, как и все общественные блага, ограничены.

Шкала «деньги» характеризует, что 43,25 % респондентов ставят финансово-экономические приоритеты в вопросах ценностей и убеждены в том, что экономические проблемы следует решать прежде экологических. Потребление в экономике ставится в главный стимул хозяйственной деятельности, однако необходимо соотносить темпы изменения производства с темпом восполнения природной среды, являющейся основным поставщиком ресурсов. В целом интегральный показатель характеризует, что 30,26 % респондентов имеют общую озабоченность экологическими проблемами.

Заключение

Проведенное исследование наглядно показало, что обучающиеся воспринимают природу как часть общественно необходимых потребностей, формирующихся с позиций ресурсопотребления.

Для формирования ресурсосберегающих установок и реализации целей устойчивого развития необходимо готовить будущих специалистов экономической сферы к использованию экологических установок в профессиональной деятельности.

В процессе реализации образовательных программ возникает необходимость расширения требований к результатам их освоения в части профессиональных компетенций. Обобщающий анализ целей устойчивого развития позволяет сформулировать умения обучающихся в оценке финансово-хозяйственной деятельности в рамках устойчивого развития, осуществлении анализа информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, минимизации рисков в социо-эколого-экономических системах на различных уровнях развития.

Авторы статьи показали в своем исследовании, что одно из главных противоречий современного общества состоит в том, что идеи охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологических катастроф и восстановления биоразнообразия не учитывают факта экономической деятельности. Назрела необходимость перестройки сознания в части принятия экономических решений с учетом экологического фактора. Такие изменения прежде всего должны быть осуществлены на уровне подготовки специалистов

экономической сферы. Проведенное исследование может быть полезно в разработке практических моделей образования для устойчивого развития применительно к профессиональной подготовке специалистов экономической сферы.

Литература

1. Arrow Kenneth J. Optimal and Voluntary Income Redistribution // Economic Welfare and the Economics of Soviet Socialism: Essays in Honor of Abram Bergson / ed. Steven Rosenfield. Cambridge : Cambridge University Press, 1981. P. 267-288. DOI: https://doi. org/10.1017/CBO9780511895821.012.

2. Fehr E., Schmidt K. Theories of Fairness and Reciprocity -Evidence and Economic Applications // Advances in Economics and Econometrics - 8th World Congress, Econometric Society Monographs. Cambridge, 2002. DOI: 10.5167/uzh-51976.

3. Gatto M. Sustainability: is it a well defined concept? // Ecological Applications. 1995. Vol. 5 (4). P. 1181-1183.

4. Latsis S. A Research Programme in Economics // Method and Appraisal in Economics. Cambridge, 1976. P. 1-41.

5. Maxfield S. Teaching economics to business students through the lens of corporate social responsibility and sustainability // The Journal of Economic Education. 2011. № 42 (1). P. 60-69. DOI: 10.1080/00220485.2011.536490.

6. Polanyi K. The Economy as Instituted Process // The Sociology of Economic Life / eds. M. Granovetter, R. Swedberg. Boulder, 1992. P. 29.

7. Rands G. P., Starik M. The short and glorious history of sustainability in North American management education // Management education for global sustainability / eds. C. Wankel, J. A. F. Stoner. New York, 2009.

8. Samuelson Paul A. Altruism as a Problem Involving Group versus Individual Selection in Economics and Biology // The American Economic Review. 1993. Vol. 83, No. 2. Papers and Proceedings of the Hundred Fifth Annual Meeting of the American Economic Association. P. 143-148.

9. Yue Li, Marianne E. Krasny Practice change in environmental education: lessons from professional development // Environmental Education Research. 2019. Vol. 25, iss. 7. P. 1119-1136. DOI: 10.1080/13504622.2018.1540033

10. Беккер Г С. Человеческое поведение: экономический подход // Избранные труды по экономической теории. М., 2003. 670 c.

11. Гуриев С. Три источника - три составные части экономического империализма // Общественные науки и современность. 2008. № 3. C. 134-141.

12. Кретинин В. А., Бордяшов Е. С. Теоретические аспекты устойчивого развития региона и критерии его оценки [Электронный ресурс] // Экономика региона. 2007. № 18. URL: http:// journal.vlsu.ru/index.php?id=16.

13. Кряж И. В. Психология смысловой регуляции экологически релевантного поведения [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра психол. наук. Харьков, 2013. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=42436395.

14. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2007. 956 c.

15. Труд и занятость в России. 2019 : стат. сб. M., 2019. Т. 78. 135 c.

References

1. Arrow Kenneth J. Optimal and Voluntary Income Redistribution. Economic Welfare and the Economics of Soviet Socialism: Essays in Honor of Abram Bergson. Ed. Steven Rosenfield. Cambridge, Cambridge University Press, 1981, pp. 267-288. DOI: https://doi. org/10.1017/CBO9780511895821.012. (In English).

2. Fehr E., Schmidt K. Theories of Fairness and Reciprocity -Evidence and Economic Applications. Advances in Economics and

Econometrics - 8th World Congress, Econometric Society Monographs. Cambridge, 2002. DOI: 10.5167/uzh-51976. (In English).

3. Gatto M. Sustainability: is it a well defined concept? Ecological Applications, 1995, vol. 5 (4), pp. 1181-1183. (In English).

4. Latsis S. A Research Programme in Economics. Method and Appraisal in Economics. Cambridge, 1976, pp. 1-41.

5. (In English).

6. Maxfield S. Teaching economics to business students through the lens of corporate social responsibility and sustainability. The Journal of Economic Education, 2011, no. 42 (1), pp. 60-69. DOI: 10.1080/00220485.2011.536490. (In English).

7. Polanyi K. The Economy as Instituted Process. The Sociology of Economic Life. Eds. M. Granovetter, R. Swedberg. Boulder, 1992, pp. 29. (In English).

8. Rands G. P., Starik M. The short and glorious history of sustainability in North American management education. Management education for global sustainability. Eds. C. Wankel, J. A. F. Stoner. New York, 2009. (In English).

9. Samuelson Paul A. Altruism as a Problem Involving Group versus Individual Selection in Economics and Biology. The American Economic Review, 1993, vol. 83, no. 2. Papers and Proceedings of the Hundred Fifth Annual Meeting of the American Economic Association, pp. 143-148. (In English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Yue Li, Marianne E. Krasny Practice change in environmental education: lessons from professional development. Environmental

Education Research, 2019, vol. 25, iss. 7, pp. 1119-1136. DOI: 10.1080/13504622.2018.1540033. (In English).

11. Becker G. S. Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskij podhod [Human behavior: economic approach]. Selected works on economic theory. Moscow, 2003. 670 p. (In Russian).

12. Guriev S. Tri istochnika - tri sostavnye chasti ekonomicheskogo imperializma [Three sources - three components of economic imperialism]. Social sciences and modernity, 2008, no. 3, pp. 134-141. (In Russian).

13. Cretinin V. A., Bordyashov E. S. Teoreticheskie aspekty ustojchivogo razvitiya regiona i kriterii ego ocenki [Theoretical aspects of sustainable development of the region and criteria for its evaluation]. Regional Economy, 2007, no. 18. Available at: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=16. (In Russian).

14. Kryazh I. V. Psihologiya smyslovojregulyacii ekologicheski relevantnogo povedeniya [Psychology of semantic regulation of ecologically relevant behavior]. Doctor's degree dissertation. Kharkov, 2013. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=42436395. (In Russian).

15. Smith A. Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva narodov [Study of the nature and causes of wealth of peoples]. Moscow, 2007, 956 c. (In Russian).

16. Trud i zanyatost' v Rossii. 2019. Statisticheskij sbornik [Labor and employment in Russia. 2019. Statistical collection]. Moscow, 2019, vol. 78, 135 p. (In Russian).

УДК/UDC 377.5

О. Г. Пахневская, М. К. Романченко

O. Pakhnevskaya, M. Romanchenko

НАСТАВНИЧЕСТВО: ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

MENTORING: EXPERIENCE IN SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

Введение. В статье раскрыты основные проблемы организации наставничества в профессиональных образовательных организациях, предложены пути решения указанных недочетов на примере Новосибирского колледжа пищевой промышленности и переработки. Освещается ситуация кадровой обеспеченности предприятий региона, наставничество анализируется как деятельность образовательных организаций и предприятий в решении проблемных вопросов, связанных с обеспечением востребованными специалистами. Определяются и оцениваются перспективные направления деятельности и усилия работодателей и образовательных учреждений в аспекте внедрения института наставничества. Также рассматривается возможность повышения эффективности образовательного процесса как приоритетной задачи современного общества.

Методология. Исследование проводится на основе практической методологии, ориентируется на решение практических проблем и вопросов организации наставничества в профессиональных образовательных организациях региона в целях обеспечения эффективной работы выпускников среднего профессионального образования. В статье предлагается рассмотреть организацию работы колледжа в качестве ресурсного центра как современной инновационной структуры, направленной на создание действенного механизма сетевого взаимодействия с социальными партнерами в вопросах наставничества.

Результаты заключаются в распространении опыта организации наставничества в образовательной организации в рамках Сибирского региона, способствующего созданию ситуации успеха у молодых специалистов, позволяющего обеспечить мотивацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.