Научная статья на тему 'Оценка эффектов внедрения медицинской информационной системы медицинскими работниками на примере трех учреждений здравоохранения Красноярского края'

Оценка эффектов внедрения медицинской информационной системы медицинскими работниками на примере трех учреждений здравоохранения Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
472
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / HEALTH INFORMATION / ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА / ELECTRONIC MEDICAL RECORDS / ЭФФЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ / EFFECTS OF THE INTRODUCTION OF ELECTRONIC MEDICAL RECORDS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Азанов В. Г., Шахов А. В.

В статье рассматриваются результаты исследования оценки эффекта внедрения по мнениям врачей и медицинских сестер, использующих в работе комплексную медицинскую информационную систему в трех учреждениях здравоохранения Красноярского края. Проанализированы некоторые выявленные эффекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Азанов В. Г., Шахов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of the possible effects of the introduction of an integrated health information system in the health care institutions of the Krasnoyarsk Territory

The article presents the results of a study evaluating the effect of the introduction according to the doctors and nurses who work with complex medical information system in three health care institutions of the Krasnoyarsk Territory. We analyze some effects identified

Текст научной работы на тему «Оценка эффектов внедрения медицинской информационной системы медицинскими работниками на примере трех учреждений здравоохранения Красноярского края»

и информационные

технологии

>В.Г. АЗАНОВ,

руководитель отдела АСУ КГБУЗ «Краевая клиническая больница», г. Красноярск, Россия, [email protected] А. В. ШАХОВ,

заместитель начальника управления информационного обеспечения ТФОМС Красноярского края, руководитель проекта внедрения региональной медицинской информационной системы Красноярского края, г. Красноярск, Россия, [email protected]

ОЦЕНКА ЭФФЕКТОВ ВНЕДРЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ТРЕХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

УДК 002:338.2

Азанов В. Г., Шахов А. В. Оценка эффектов внедрения медицинской информационной системы медицинскими работниками на примере трех учреждений здравоохранения Красноярского края (Красноярская Краевая клиническая больница; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Красноярского края, г. Красноярск, Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются результаты исследования оценки эффекта внедрения по мнениям врачей и медицинских сестер, использующих в работе комплексную медицинскую информационную систему в трех учреждениях здравоохранения Красноярского края. Проанализированы некоторые выявленные эффекты.

Ключевые слова: информатизация здравоохранения, электронная медицинская карта, эффекты внедрения электронной истории болезни.

UDC 002:338.2

Azanov V. G. , Shakhov A. V. Research of the possible effects of the introduction of an integrated health information system in the health care institutions of the Krasnoyarsk Territory (Krasnoyarsk regional hospital; Territorial Health Insurance Fund of the Krasnoyarsk Territory, Krasnoyarsk, Russia)

Abstract. The article presents the results of a study evaluating the effect of the introduction according to the doctors and nurses who work with complex medical information system in three health care institutions of the Krasnoyarsk Territory. We analyze some effects identified.

Keywords: health information, electronic medical records, effects of the introduction of electronic medical records.

ВВЕДЕНИЕ

Региональная медицинская информационная система (РМИС) - это единая информационная база медицинского обслуживания пациентов всех клиник Красноярского края. В перспективе внедрение системы полностью исключит бумажный документооборот. Это ускорит процесс обработки информации о больном и позволит автоматизировать рабочий процесс медицинских учреждений. Врачи смогут более оперативно и точно делать необходимые назначения, ускорится оформление выпи© В.Г. Азанов, А.В. Шахов, 2016 г.

Региональные проекты информатизации www.idmz.ru

2016, № 1 ^

ски, ведение дневника пациента, регистрация результатов лабораторных исследований (вводятся электронные направления на медицинское исследование, результаты анализов будут поступать также в электронном виде). Еще одно преимущество РМИС - введение электронных медицинских карт (ЭМК), доступ к которым будет не только в той больнице, где лечится пациент, но и в любой другой, интегрированной в РМИС.

В Красноярске к внедрению данной системы приступили три года назад. Она уже запущена и успешно практикуется в восьми пилотных клиниках города: Красноярской краевой клинической больнице № 1, Красноярской краевой больнице № 2, Красноярском краевом клиническом онкологическом диспансере им. А.И. Крыжановского, Красноярском краевом клиническом центре охраны материнства и детства, Красноярском краевом госпитале для ветеранов войн, Красноярской межрайонной клинической больнице скорой медицинской помощи им. Н. С. Карповича, Красноярской межрайонной клинической больнице № 20 им. И. С. Берзона, Красноярской межрайонной клинической больнице № 4. Сейчас в проекте 27 медицинских организаций Красноярского края, использующих медицинскую информационную систему (МИС) qMS.

Вопросы об эффективности внедрения МИС начинают более настойчиво задавать на всех возможных уровнях управления от федерального центра до муниципальных структур.

Жалоб пациентов на удлинение времени приема, осмотра врачами становится больше, многие врачи и медицинские сестры в разговорах говорят об отвлечении внимания от пациентов в сторону документооборота, который, естественно, не должен являться основным процессом.

Согласно некоторым данным, подготовка документа «Осмотр врача» с помощью медицинской информационной системы может ускорить создание документа в 5,8 раза[1].

В целях найти ответ на вопрос, а что же действительно считают врачи, лаборанты и медицинские сестры о появлении в их работе МИС, насколько изменилось время подготовки тех или иных документов, было проведено анкетирование в трех крупных учреждениях здравоохранения Красноярского края.

Заметим, что фактор времени относительно затрат на подготовку документов при внедрении МИС может рассматриваться как определенный экономический эффект[2], что при отдельном исследовании может дать дополнительную полезную информацию.

МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

В анкетировании приняли участие 302 сотрудника трех учреждений: Краевой клинической больницы, Краевой больницы № 2, Городской больницы Красноярска № 4. В опросе участвовали различные категории медицинских работников: заведующие отделениями, врачи, старшие медицинские сестры отделений, медицинские сестры, лаборанты.

Возраст опрашиваемых фактически составил от 23 до 61 года. Образование от средне-специального до высшего, также среди опрашиваемых было несколько кандидатов и докторов медицинских наук. Половой состав получился следующим: 64% - представительницы прекрасной половины человечества и 36% - мужчины. Опыта работы с другими медицинскими системами большинство не имеет, в основном знакомство с компьютерами сводилось к работе в интернет-браузерах и немного офисных приложений в домашних условиях, рабочие места в больницах были оснащены в результате выполнения программы модернизации здравоохранения 2011 — 2012 годах.

Выборка случайна, предварительного отбора исследуемых не проводилось.

В этих учреждениях эксплуатация системы qMS ведется более 20 месяцев и достигнут

и информационные

технологии

высокий уровень внедрения по сравнению с другими больницами региона.

Тип опроса - открытое, прямое анкетирование. Анкета содержала один вопрос: «Что изменилось после внедрения системы дМБ в вашей работе, пожалуйста, оцените в количественных (минуты, часы, количество и др.) параметрах как было и как стало». Образец заполненной анкеты представлен на рисунке 1.

После анкетирования были проведены следующие исследования: группировка ответов из заполненных анкет, вычисление средних значений по каждой выявленной подобной группе ответов. При анализе полученных данных были выявлены как положительные, так и отрицательные изменения в работе специалистов. Ниже представлены наиболее популярные ответы, имеющие максимальный вес по количеству опрашиваемых (таблицы 1-3).

Анкета-исследование промежуточных результатов внедрения системы с|1\/18 в ККБ (просим писать Разборчиво)

ФИО:

Должность: Отделение:

Коллеги! Очень просим вашей помощи в проведении исследования о позитивных и негативных факторах внедрения медицинской информационной системы дМБ. Нам требуется экспертная оценка, которую можно «оцифровать». Просим оценить в часах, днях, людях и т.д. улучшения/ухудшения, которые произошли после внедрения дМЭ в соотношении с тем, что было.

Что изменилось Было до рМЭ (минут, часов, штук, людей ...) Стало с qMS (минут, часов, штук, людей ...) Влияние (негативное / позитивное)

ПИМмй, * ¿¿¿¿У с^мг^А

<¿£¿2- /Ц^гМ^ ¿¿¿¿¿Л/ ? ¿елбр 3 ^

Рисунок 1. Образец заполненной опросной анкеты

201 6, № 1

Таблица 1. Отрицательные изменения

Группировка Потеря времени,% Число человек, указавших факт потери времени

Оформление осмотра 17,5 46

Оформление протокола исследования/операции 15,1 41

Прием и оформление пациента в отделение 18,6 35

Назначение исследования 85,9 21

Время на общение с пациентом 59,4 16

Оформление температурного листа 33,4 12

Таблица 2. Позитивные изменения

Число человек,

Группировка Экономия времени,% указавших факт

экономии времени

Оформление дневника 38,2 73

Доступ и просмотр исследований (открытый эпизод) 85,2 70

Назначение медикаментозного лечения 10,7 51

Оформление выписки 13,5 43

Доступ и просмотр электронной медицинской карты (открытый эпизод) 70,5 33

Регистрация результатов анализов 41,5 9

Доступ к электронной медицинской карте выписанного пациента (закрытый эпизод) 74,1 9

Таблица 3. Позитивные изменения без оцифровки показателей

Группировка Число человек, отметивших

данный показатель

Читаемость электронной медицинской карты (почерк) 12

Возможность исправлять ошибки 2

Как видно из представленных выше таблиц, после внедрения МИС qMS сотрудники клиник отметили позитивные и негативных изменения в своей работе и работе медицинского учреждения. Заметим, что эти мнения часто диаметрально противоположные у разных групп специалистов (рисунок 2), кроме того, один и тот же опрашиваемый мог высказать мнение положительные по какому-либо одному аспекту и отрицательное по другому аспекту.

Из диаграммы, представленной на рисунке 2, видно, что количество положительных из-

менений больше, чем отрицательных. По всем категориям специалистов преобладают положительные эффекты, однако в категории «Старшие медицинские сестры» отмечается некоторое превышение отрицательных отзывов над положительными. Вероятно, это связано с тем, что при внедрении МИС на старших медицинских сестер возлагается большая работа, которой ранее не было в таких масштабах: ведение персонифицированного учета, контроля за движениями в медицинской системе, ведение ряда документов постовыми сестрами.

и информационные

технологии

Рисунок 2. Соотношение положительных и отрицательных отзывов разных категорий специалистов исследуемых медицинских учреждений

НЕКОТОРЫЕ МНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

При опросе врачи могли указать свои мнения, вот несколько мнений врачей: Врач кардиологии № 1 ККБ: «Дневники и ИБ всегда писались у кровати пациента, а не в другом кабинете, так можно более точно оценить состояние больного и его статус, нужна мобильность системы».

Старшая сестра Кардиологии № 1 ККБ: «Можно посмотреть информацию о пациенте, не выходя из кабинета».

Заведующий приемным отделением, Городская больница № 4:

«В целом система несет много удобств: 1. Быстро. 2. Многофункционально. 3. Уже

на первичном этапе обследований удается провести дифференцированную диагностику. 4. Построить новые отчеты».

Врач отделения Травматологии ККБ:

«Печатные протоколы удобно просматривать. Есть возможность в любое время посмотреть медицинскую карту пациента».

Врач-уролог КБ № 2:

«Появилась возможность просмотра анализов, возможность записывать на консультацию к другим специалистам, могу быстро выписывать льготные рецепты и направлять на госпитализацию в другие учреждения».

Старшая медицинская сестра приемного отделения ГБ № 4:

«Отношение к программе позитивное. Есть возможность отследить поступление медикаментов со склада и произвести списание, тем самым четко следить, что пришло на отделение и что имеется в наличии».

Врач отделения Ортопедии ККБ: «Уменьшилась потребность амбулаторной карты и истории болезни «в руках» (на столе), что сократило визиты на посты к мед. сестрам и в кабинеты приема».

201 6, № 1

ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ИТ-СОПРОВОЖДЕНИЯ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

В ходе данного исследования обнаружилось, что в одной из больниц изменения, о которых говорили анкетируемые, по большинству показателей были в отрицательной зоне, и при дополнительных вопросах становилось

МИС медицинской организации (с внедренной структурой модуля «Сценарий лечения»)

МИС врача-исследователя

Система для статистического анализа данных

Рисунок 3. Соотношение положительных и отрицательных отзывов по результатам опроса медицинских работников в больнице 1

Рисунок 4. Соотношение положительных и отрицательных отзывов по результатам опроса медицинских работников больницы 2

>

технологий

9 9 9

>

Рисунок 5. Соотношение положительных и отрицательных отзывов по результатам опроса медицинских работников больницы 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Врач на

' и информационны

ясно, что имеет место влияние качества работы ИТ-службы учреждения.

Чтобы избежать необъективных обвинений в неэффективности работы конкретных ИТ-служб, из результатов анкетирования были убраны названия медицинских учреждений, далее это просто больница 1, больница 2, больница 3. Соотношения положительных и отрицательных отзывов, полученные по каждому из этих трех учреждений отдельно, приведены на рисунках 3-5 соответственно.

Рисунки 3, 5 демонстрируют тот факт, что ни по одной из категорий анкетируемых сотрудников больниц 1 и 3 нет превышения негативных эффектов над позитивными. Однако в больнице 2 (рисунок 4) отмечается превышение негативных отзывов над позитивными отзывами практически по всем группам сотрудников. В анкетах, заполненных сотрудниками больницы 2, были обнаружены жалобы

на несвоевременность решения технических вопросов, невозможность обратиться к техническим сотрудникам, отвечающим за сопровождение системы.

Поскольку во всех трех больницах установлена одна и та же медицинская информационная система, то проведенный анализ свидетельствует о том, что на эффективность внедрения медицинских информационных систем существенно влияет качество работы ИТ-служб.

ВЫВОДЫ

Выявлены значительные улучшения по следующим факторам:

- оформление дневниковых записей, время подготовки которых с помощью МИС сократилось на 38%,

- доступ и просмотр инструментальных исследований ускорился на 85%,

201 6, № 1

f3

- доступ и просмотр истории болезни ускорился более чем на 70%.

Некоторые позитивные факторы обусловлены также тем, что получение результирующих выходных форм из информационной системы значительно проще их рукописного создания. Количество человек, указавших эти положительные изменения, говорит об их несомненном значении.

В свою очередь негативные факторы определены в двух направлениях: ведение первичной документации в электронном виде (назначения, осмотры, протокола исследования/операции...) и скорость работы на компьютере (время на общение с пациентом). На наш взгляд, это неизбежно при работе с любыми информационными системами. Остается вопрос: а должен ли первичную информацию (историю болезни) заносить врач или это должен за него делать прикрепленный к нему «секретарь»?, как, например, происходит сейчас в клиниках Германии.

Во всех исследуемых учреждениях при устном общении с врачами выявляются сложности, связанные с качеством заполнения медицинских документов. Бывают случаи формального создания температурных листов (Боткинский лист) с заранее заполненными данными по часто распространенным случаям, или дневниковые записи в каком-то объеме ведутся формально, без достаточного описания медицинских событий и состояний.

Частота и глубина проблемы требует отдельного изучения. Эту тему авторы постараются исследовать подробнее в следующих статьях, где постараются отразить частоту проблем и другие аспекты.

Также отметим, что необходимо обратить серьезное внимание на методы работы ИТ-служб медицинских учреждений, возможно, даже с унификацией методов их работы (стандартизации работы). Мы согласны с БЬеке11е Р.Э., Оо1с^е1д С±., которые в своих исследованиях указывали на то, что управление процессом внедрения МИС влияет на экономический результат^].

Кроме этого, необходима доработка МИС в направлении проблемно-ориентированной адаптации и максимально благоприятного интерфейса (с целью снижения нагрузки для работы врачей и медицинских сестер при работе с МИС). Изложенные в работе результаты касаются исследования отношения «МИС дМБ - медицинский работник как пользователь системы».

В дальнейшем целесообразно провести исследование прямых замеров временных затрат для выявления изменения точного временного фактора в позиции как было и как стало. Такое исследование сможет более точно показать экономические результаты внедрения МИС, а также показать разницу между ощущением врачей и фактическими замерами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмина О.М. Модель компьютеризации клинического документооборота для оптимизации лечебно-диагностического процесса // Врач и информационные технологии. -2014. - № 2. - С. 6-13.

2. Гулиев Я. О., Гулиева И.Ф., Рюмина Е.В. Оценка экономической эффективности в медицинских информационных системах // Общероссийский математический портал Math-Net. Ru. - 2012. - № 4(13). - С. 3-16.

3. Shekelle P.G., Goldzweig C.L. Costs and benefits of health technology information: an updated systematic review. - Southern California Evidence-based Practice Centre, RAND Corporation, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.