Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТА'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ВУЗА / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОСИСТЕМА ВУЗА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕТЕВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / UNIVERSITY / EVALUATION OF THE UNIVERSITY'S INNOVATION ACTIVITY / UNIVERSITY'S INNOVATION ECOSYSTEM / NETWORK INTERACTIONS EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарева Ольга Николаевна

В экономике знаний высшее образование становится мощным инструментом технического обновления экономики, что повышает значимость инновационной деятельности учреждений высшей школы. Мировой опыт показывает: эффективность инновационного процесса может быть повышена посредством инновационной экосистемы, где вуз является центром, вокруг которого группируют ресурсы ее участников. В связи с этим предложено оценить результативность функционирования системы через инновационную активность вуза. Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении теории управления инновационной активностью университета. Практическая - в возможности использования полученных результатов службой менеджмента вуза для снижения рисков инновационной деятельности экосистемы университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пономарева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF INTERACTION IN THE UNIVERSITY'S INNOVATION ECOSYSTEM

In the knowledge economy, higher education becomes a powerful tool for technical renewal of the economy, which increases the importance of innovation activities of higher education institutions. World experience shows that the effectiveness of the innovation process can be increased through an innovation ecosystem, where the university is the center around which the resources of its participants are grouped. In this regard, it is proposed to evaluate the effectiveness of the system through the innovative activity of the university. The theoretical significance of the research is to supplement the theory of management of innovation activity of the university. Practical significance of the research is the possibility of the obtained results application by the management service of the university to reduce the risks of the university ecosystem innovation activity.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОСИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТА»

вопросы инновационной экономики

Том 10 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

>

Первое

экономическое издательство

г.

оценка эффективности взаимодействия в инновационной экосистеме университета

Пономарева О.Н.1

1 Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В экономике знаний высшее образование становится мощным инструментом технического обновления экономики, что повышает значимость инновационной деятельности учреждений высшей школы. Мировой опыт показывает: эффективность инновационного процесса может быть повышена посредством инновационной экосистемы, где вуз является центром, вокруг которого группируют ресурсы ее участников. В связи с этим предложено оценить результативность функционирования системы через инновационную активность вуза. Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении теории управления инновационной активностью университета. Практическая - в возможности использования полученных результатов службой менеджмента вуза для снижения рисков инновационной деятельности экосистемы университета.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: университет, оценка инновационной активности вуза, инновационная экосистема вуза, эффективность сетевых взаимодействий.

Evaluating the effectiveness of interaction in the university's innovation ecosystem

Ponomareva O.N.1

1 Ural State Medical University, Russia

введение

В экономике знаний усиливается значение инновационной деятельности университета. Следует признать, что инновационная активность основной массы российских вузов не соответствует современным требованиям. Мировой опыт показывает, что повышение эффективности инновационного процесса возможно в условиях инновационной экосистемы университета. Сочетание участников (государства, вуза, науки и бизнеса) в системе может быть различным, поэтому важно знать результативность функционирования системы.

Исследования автора в области инновационной активности вуза опираются на труды И. Адизеса, Р.Р. Нельсона, С. Дж. Уинтера, Н.В. Лютченко, Ю.И. Селиверстова, К.Н. Сергеевой, Е.А. Угнич, М.А. Изотова, И.И. Волощенко [1, 7, 9, 14, 18] (Lyulyuchenko, Seliverstov, 2017; Nelson, Uinter, 2002; Sergeeva, 2015; Ugnich, Izotov, Voloshchenko,

2015). Большой вклад в формирование научных подходов к комплексной оценке потенциала и инновационной активности организации и вуза внесли В.А. Антропов, О.А. Латуха, Л.Н. Николаева, Н.В. Таганова, А.А. Трифилова [3, 6, 11, 15. 16] (Antropov, 2013; Latukha, 2007; Nikolaeva, 2012; Taganova, 2007). Цель исследования заключается в разработке инструментария оценки инновационной активности вуза как индикатора, характеризующего эффективность взаимодействия в инновационной экосистеме университета. Автором использованы статистический и логический методы анализа.

Согласно экосистемному подходу, инновационная экосистема вуза представляет собой системное сообщество, где вуз является центральным звеном, вокруг которого другие его члены объединяются и комбинируют свои ресурсы на взаимовыгодных условиях; действует на принципах самоорганизации, саморегуляции и саморазвития [4, 7, 14, 18]. Основная цель экосистемы - обеспечить условия для создания и продвижения вузовских инноваций, включая их коммерциализацию. Вуз в этой системе берет на себя функцию организатора сетевых взаимодействий между участниками инновационной экосистемы, каждый из которых имеет свои, характерные только для него показатели инновационной деятельности (табл. 1).

Если рассматривать развитие экосистемы организации с позиции эволюционных теорий инноваций и развития организации [1, 9], то можно утверждать: ее поступательное развитие определяется интенсивностью инновационной деятельности. Вуз

ABSTRACT:_

In the knowledge economy, higher education becomes a powerful tool for technical renewal of the economy, which increases the importance of innovation activities of higher education institutions. World experience shows that the effectiveness of the innovation process can be increased through an innovation ecosystem, where the university is the center around which the resources of its participants are grouped. In this regard, it is proposed to evaluate the effectiveness of the system through the innovative activity of the university. The theoretical significance of the research is to supplement the theory of management of innovation activity of the university. Practical significance of the research is the possibility of the obtained results application by the management service of the university to reduce the risks of the university ecosystem innovation activity.

KEYWORDS: university evaluation of the university's innovation activity university's innovation ecosystem, network interactions efficiency

JEL classification: o31, o32, o33, i23 Received: 05.06.2020 / published: 30.09.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Ponomareva O.N. (o[g.p2O170yandex.ru)

CITATION:_

Ponomareva O.N. (2020) Otsenka effektivnosti vzaimodeystviya v innovatsionnoy ekosisteme univer-siteta [Evaluating the effectiveness of interaction in the university's innovation ecosystem]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (3). - 171 1-1720. doi: 10.18334/vinec.10.3.1 10522

является ядром инновационной экосистемы, поэтому результат мониторинга инновационной активности вуза свидетельствует об эффективности взаимодействия между субъектами системы и позволяет выделить факторы, способствующие ее повышению.

Таблица 1

характеристика инновационной деятельности участников экосистемы

университета

субъект инновационной экосистемы показатели, характеризующие инновационную активность субъекта инновационной экосистемы

Университет Качество и количество специалистов инновационной деятельности; количество ППС* и студентов, участвующих в инновационной деятельности; величина финансовых и иных ресурсов, вовлекаемых (полученных) от инновационной деятельности; количество разработанных инноваций и др.

Государство Объем финансирования вузов(материально-техническая оснащение; пополняемость библиотек и других информационных источников, зарплата ППС* и т. п.); количество грантов и др.

Предприятие (бизнес) Количество разработанных (коммерциализованных) совместно с вузом инноваций; количество участников инновационного проекта и др.

Академическое научное сообщество Количество совместно с вузом проведенных исследований, количество участников, количество лицензий и др.

Межвузовское взаимодействие Количество студентов, подготовленных за рубежом и в других вузах страны; количество привлеченных ППС* (в том числе кандидатов наук, докторов наук, включая зарубежные); совместные проекты и исследования и др.

*ППС - профессорско-преподавательский состав Источник: составлено автором.

Анализ научной литературы показал, что для оценки инновационной активности организаций и вуза, в частности, чаще всего привлекают формальный, ресурсно-затратный и результатный подходы. Применение первого позволяет выделить инновационно активные вузы, если они представлены в национальных или международных рейтингах [5] (Larionova, 2011). Привлечение последних обеспечило формирование принципов, заложенных в авторскую методику: оценка показателей, характеризующих инновационную активность, осуществляется в баллах; итоговый показатель - это

ОБ АВТОРЕ:_

Пономарева Ольга Николаевна, старший преподаватель кафедры истории, экономики и правоведения (o1g.p2O170yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Пономарева О.Н. Оценка эффективности взаимодействия в инновационной экосистеме университета // Вопросы инновационной экономики, 2020. - Том 10. - № 3. - С. 1711-1720. doi: 10.18334/утес.10.3.1 10522

результат аддитивной модели; привлечение показателей, учитывающих особенности инновационной деятельности вуза [3, 6, 11, 15, 16] (Antropov, 2013; Latukha, 2007; Nikolaeva, 2012; Taganova, 2007).

Выделим совокупность показателей инновационной активности вуза. Для этого научно-исследовательскую деятельность вуза разделим на два направления - ресурсы и результаты. Выделяются такие показатели, как количество и качество кадров, привлекаемых к инновационной деятельности; интеллектуальный потенциал; объем материальной и информационной базы инновационной деятельности [11]; объем разработанного и/или коммерциализованного инновационного продукта.

В инновационной экосистеме огромную роль играет качество корпоративной среды и менеджмента вуза, оценка которых осуществляется экспертным методом и качественными показателями [6, 10, 17]. Экспертом выступает лицо, производящее оценку, но для сглаживания субъективных факторов показатели и шкалы четко прописаны в инструментарии. В результате исследований автором выделенычетыре группы показатесей инновационной активности вуза как ядра экосистемы (рис.).

Рисунок. Показатели инновационной активности Источник: составлено автором.

Оценка по каждому показателю групп «ресурсы» и «результаты» осуществляется в баллах по шкале, предложенной автором и базирующейся на шкале Чеддока [12], которая совмещает количественные и качественные стороны показателя (табл. 2). Итоговая оценка по каждой группе определяется по аддитивной модели.

Показатели корпоративной среды и менеджмента имеют качественный характер, поэтому привлекается экспертный метод и шкала желательности Е. Харрингтона. [17], расширенная автором графой баллов (табл. 3). Интегральная оценка инновационной активности вуза (КИАВ) есть средняя арифметическая из четырех ранее полученных результатов. Согласно полученному результату, определяют тип инновационной активности вуза (табл. 2) и направления ее развития (табл. 4).

Таблица 2

типология инновационной активности вуза

Шкала для оценки (шкала Чедокка) 0,10 - 0,29 0,30 - 0,49 0,50 - 0,69 0,70 -0,89 0.90-0,99

Интегральная оценка инновационной активности вуза, КИАВ, балл. 0,00 0,01 -0,99 1,00-1,99 2,00-2,99 3,00-4,00

Тип инновационной активности вуза отсутствует низкая средняя высокая максимальная

Источник: составлено автором по данным [12, 15, 16 .

Таблица 3

Шкала желательности Е. харрингтона

Желательность отметки на шкале желательности количество баллов

Очень хорошо 0,800-1,000 4

Хорошо 0,630-0,799 3

Удовлетворительно 0,370-0,629 2

Плохо 0,200-0,369 1

Очень плохо 0,000-0,199 0

Источник: составлено автором по данным [17].

Эффективное взаимодействие между субъектами экосистемы вуза характеризуется положительной тенденцией инновационной активности университета. В связи с этим проведено исследование инновационной деятельности 25 вузов, входящих в национальный рейтинг по версии ЭКСПЕРТ РА (вуз отбирался, если представлен в рейтинге 2017-2019 гг.). В результате выделены факторы, способствующие повышению и снижению инновационной активности вуза, а также перспективные направления ее наращения (табл. 4). Аналогичный анализ также необходим для выявления методов управления, которые направлены на повышение величины инновационной активности университетов. Этот вопрос автор уже рассматривал в других своих работах, но с других позиций: управление научно-образовательным потенциалом вуза [8] (Kozlova, Ponomareva, 2017) и типология университетов и их влияние на качество человеческого капитала [13] (Ponomareva, 2019).

Дополнительным инструментом выступает бенчмаркинг. Бенчмаркером выбирают вуз, имеющий максимальную инновационную активность в данной группе, стране (регионе). В этом случае университеты можно разделить не только по уровню инновационной активности, но и определить критичность взаимоотношений в инновационной экосистеме и определить целесообразность ее функционирования. Процентное соотношение по критичности принято в соответствии с общепринятыми параметрами коэффициентов взаимосвязи (табл. 5) [12].

Таблица 4

направления развития инновационной активности университета

к иав, балл/ тип иав характеристика иав* Факторы, снижающие иав Факторы, повышающие иав перспективные направления развития иав

3,0- 4,0 Максимальная 1. Расширение структуры вуза за счет создания новых инновационных структур. 2. Вуз разрабатывает стратегии развития инновационной активности для системы высшего образования в целом. 3. Вуз имеет узнаваемый бренд Незначительные 1. Реализация ИА в нескольких направлениях. 2. Определяет стратегии развития ИА для системы высшего образования в целом. 3. Возможность создания новых инновационных структур 1. Участие в нескольких крупных инновационных проектах. 2. Подготовка специалистов по организации инновационной деятельности ИЭВ. 3. Взаимодействие с бизнесом и академической наукой

2,0-2,99 Высокая 1. Работает по нескольким независимым приоритетным направлениям ИА. 2. Проникновение на рынок инноваций и закрепление на нем за счет реализации инновационных проектов. 3. Инновационная инфраструктура вуза задействована максимально, поэтому обсуждается вопрос создания новой 1. Недостаток долгосрочных ресурсов. 2. Требуется наблюдение за динамикой величины корпоративной среды и менеджмента 1. Использует достижения собственного опыта ИА и других вузов. 2. Продвижение вузовских инноваций. 1. Разработка и освоение новых и (или) инновационных технологий, включая образовательные. 2. Самостоятельно работать над сравнительно небольшим количеством инновационных проектов. 3. Взаимодействие с бизнесом и академической наукой

1,0-1,99 Средняя 1. Величина инновационной активности имеет неустойчивый характер, но положительную тенденцию. 2. Разработанные инновации субъекты ИЭВ пытаются продвинуть и (или) коммерци-ализовать, но только некоторые из них достигают поставленной цели 1. Требуется привлечение дополнительных ресурсов из внешних источников. 2. Состояние корпоративной среды и менеджмента не устойчивое, поэтому требуется постоянное наблюдение 1. Вуз выбирает и сосредотачивается на решении одной конкретной проблемы. 2. Вуз способен анализировать большое количество информации с целью выбора наилучшего варианта для решения какой-либо задачи 4. Коммерциализация наиболее удачных инновационных проектов. 5. Постоянная апробация методов, способствующих повышению инновационной активности с целью выявления наиболее эффективного

Окончание табл. 4

1 2 3 4 5

2. Формируются идеи 1. Дефицит 1. Вуз не нуждается 1. Концентрация на

по развитию иннова- или отсутствие в детальном пони- ограниченном коли-

ционной активности, ресурсов. мании проблемы в честве инноваций.

на основании которых 2. Состояние целом, чтобы при- 2. Расширение

9 определяется круг корпоратив- ступить к работе над участников сущест-

9я о 2 задач развития ИЭВ. ной среды и частью инновацион- вующей инноваци-

1и 3. Поиск дополнитель- менеджмента ного проекта онной экосистемы

5 = ных ресурсов через переменчивое,

привлечение других поэтому появ-

субъектов ИЭВ ляется сильная

угроза для

инновационной

активности

Источник: составлено автором.

Таблица 5

типология экосистемы вуза по уровню развития инновационной активности

университета

тип экосистемы вуза по уровню развития инновационной активности университета характеристика экосистемы вуза

1 группа Если текущее значение инновационной активности вуза составляет не менее 80% от выбранного значения-эталона, то это свидетельствует о том, что величина инновационной активности вуза меняется незначительно, поэтому состав участников экосистемы не требует изменений

2 группа Если текущее значение инновационной активности вуза составляет 50-80% от значения-эталона, что свидетельствует о значительном ее изменении, поэтому требуется замена субъектов экосистемы, имеющих низкую инновационную активность

3 группа Если текущее значение составляет менее 30-50% и менее от значения-эталона, что свидетельствует о критическом изменении величины инновационной активности вуза, поэтому необходима замена всех участников инновационной экосистемы и формирование новой

Источник: составлено автором.

заключение

В экономике знаний большое значение приобретает инновационная деятельность учреждений высшей школы, которая выходит на новый уровень реализации. Ранее каждый вуз самостоятельно разрабатывал методы, повышающие инновационную активность, но теперь этого недостаточно. В экономике знаний необходимо совмещать ресурсы участников инновационной деятельности, чтобы увеличить ее

интенсивность. В таких обстоятельствах положительная тенденция инновационной активности вуза выступает индикатором эффективности взаимодействия участников в инновационной экосистеме университета. Проводя мониторинг инновационной активности с помощью авторского инструментария, вуз имеет возможность оценить качество экосистемы и тем самым предупредить замену ее участников; выделить факторы, положительно (отрицательно) влияющие на ее интенсивность, а значит, снизить риск ведения инновационной деятельности; определить перспективные направления развития экосистемы, что позволяет целесообразно использовать ее ресурсы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСТОЧНИКИ:

1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. [Электронный ресурс]. URL: http://adizec.pdf (дата обращения: 10.01.2020).

2. Антоненко И.В. Типология и классификация инновационного потенциала экономических систем // Проблемы современной экономики, 2010. - № 2(34).

3. Антропов В.А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013.

4. Боргес Н.М. Принципы управления вузом на основе самоорганизации. [Электронный ресурс]. URL: ssc.smr.ru>media/ ipuss_conf/ 13/4_07.pdf (дата обращения: 10.01.2020).

5. Ларионова М.В. Сравнительный анализ опыта оценки исследовательского потенциала университетов // Вестник международных организаций, 2011. - № 1(32).

6. Латуха О.А. Комплексная оценка деятельности вуза: теоретические и методические аспекты: Автореф. диссертации Комплексная оценка деятельности вуза: теоретические и методические аспекты канд. экон. наук: 08.00.05. - Новосибирск, 2007.

7. Люлюченко М.В., Селиверстов Ю.И. Инновационная экосистема вуза как фактор инновационного развития государства // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт, 2017. - № 12.

8. Козлова О.А., Пономарева О.Н. Комплексный подход к моделированию системы управления научно-образовательным потенциалом вуза // Экономическая теория, 2017. - № 4.

9. Нельсон Р.Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Нельсон Р.Р., Уинтер С. Дж. - М.: Дело, 2002.

10. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура. [Электронный ресурс]. URL: http://masters.domtu.org (дата обращения: 10. 03. 2020)).

11. Николаева Л.Н. Методологические основы оценки инновационного потенциала вузовского сектора науки и его влияние на развитие бизнес-среды: Автореф. диссертации Методологические основы оценки инновационного потенциала вузовского сектора науки и его влияние на развитие бизнес-среды доктора эк. наук: 08.00.05. - Владивосток, 2012.

12. Общая теория статистики: Статистическая методология изучения коммерческой деятельности. / Учебник / Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. - 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2000.

13. Пономарева О.Н. Роль современных моделей университетов в формировании человеческого капитала // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы, 2019. - № 5(22). - doi: 10.15350/24097616.2019.5.31.

14. Сергеева К.Н. Формирование конкурентоспособной инновационной экосистемы университета: Автореф. дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05. - М.: 2015.

15. Таганова Н.В. Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса: Автореф. дис. .канд. экон. наук: 08.00.05. - М.: 2007.

16. Трифилова А.А. Оценка инновационной активности предприятия. [Электронный ресурс]. URL: http:// innov.etu.ru> innov/actual.nsf/ /.../.../$FILE/_..._.doc (дата обращения: 20.03.2020).

17. Шляхто И.В. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия// Вестник Брянского университета. [Электронный ресурс]. URL: http://www. tu-bryansk.ru/doc/vestnik/1_2006/shlyahto.doc (дата обращения: 30.07.2013).

18. Угнич Е.А., Изотов М.А., Волощенко И.И. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в университетах: концепция инновационной экосистемы // Интернет-журнал «Науковедение», 2015. - № 4.

REFERENCES:

Obshchaya teoriya statistiki: Statisticheskaya metodologiya izucheniya kommercheskoy deyatelnosti [General theory of statistics: Statistical methodology for the study of commercial activity] (2000). (in Russian). Antonenko I.V. (2010). Tipologiya i klassifikatsiya innovatsionnogo potentsiala eko-nomicheskikh sistem [Typology and classification of the innovation potential of the economic system]. Problems of modern economics. (2(34)). (in Russian). Antropov V.A. (2013). Problemy modernizatsii i innovatsiy v rossiyskom professional-nom obrazovanii [Problems of modernization and innovation in the Russian professional education] (in Russian). Kozlova O.A., Ponomareva O.N. (2017). Kompleksnyy podkhod k modelirovaniyu sistemy upravleniya nauchno-obrazovatelnym potentsialom vuza [An integrated approach to the modeling of the system of management of scientific-educational potential of the university]. Ekonomicheskaya teoriya. (4). (in Russian). Larionova M.V. (2011). Sravnitelnyy analiz opyta otsenki issledovatelskogo potentsiala universitetov [Comparative analysis of the experience of evaluating the research potential of universities]. International organisations research journal. (1(32)).(in Russian).

Latukha O.A. (2007). Kompleksnaya otsenka deyatelnosti vuza:teoreticheskie i metod-icheskie aspekty [Complex estimation of activity of higher education institution: theoretical and methodological aspects] (in Russian).

Lyulyuchenko M.V., Seliverstov Yu.I. (2017). Innovatsionnaya ekosistema vuza kak faktor innovatsionnogo razvitiya gosudarstva [Innovation ecosystem of the university as a factor of innovative development of the state]. Aktualnyeproblemy iperspektivy razvitiya ekonomiki: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt. (12). (in Russian).

NelsonR.R., Uinter S.Dzh. (2002). Evolyutsionnaya teoriya ekonomicheskikh izmen-eniy [An evolutionary theory of economic changes] (in Russian).

Nikolaeva L.N. (2012). Metodologicheskie osnovy otsenki innovatsionnogo potentsiala vuzovskogo sektora nauki i ego vliyanie na razvitie biznes-sredy [Methodological basis for assessing the innovative potential of the university science sector and its impact on the development of the business environment] (in Russian).

Ponomareva O.N. (2019). Rol sovremennyh modeley universitetov v formirovanii che-lovecheskogo kapitala [The role of contemporary models of universities in human capital]. Tsentr innovatsionnyh tekhnologiy i sotsialnoy ekspertizy. (5(22)). (in Russian). doi: 10.15350/24097616.2019.5.31.

Sergeeva K.N. (2015). Formirovanie konkurentnosposbnoy innovatsionnoy ekosistemy universiteta [Formation of a competitive innovation ecosystem of the university] (in Russian).

Taganova N.V. (2007). Sovremennye metody otsenki innovatsionnogo potentsiala nauch-noy deyatelnosti universitetskogo kompleksa [Modern methods of estimation of innovative potential of scientific activity of the university complex] (in Russian).

Ugnich E.A., Izotov M.A., Voloschenko I.I. (2015). Kommertsializatsiya rezultatov intellektualnoy deyatelnosti v universitetakh: kontseptsiya innovatsionnoy ekosistemy [Commercialization of intellectual activity results in universities: concept of innovation ecosystem]. Internet-zhurnal «Naukovedenie». (4). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.