2008 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 123
серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов
УДК 629.735.067
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫБОРА МЕРОПРИЯТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
В АВИАПРЕДПРИЯТИИ
М.В. БЫЧКИН
Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.
В статье рассмотрены вопросы оптимизации выбора методов обеспечения летной годности при реализации инвестиционных перспективных проектов в авиапредприятии.
Появление большого числа авиакомпаний в гражданской авиации РФ вывело вопросы экономики на лидирующие позиции, оттеснив проблему обеспечения безопасности полетов. В этих условиях возникает острая необходимость по поддержанию единой политики по обеспечению безопасности полетов воздушных судов. Решение этой задачи подразумевает дальнейшее совершенствование системы обеспечения и сохранения летной годности воздушных судов, которая используется для оценки состояния безопасности полетов, выявления степени опасности неблагоприятных факторов, разработки мероприятий по предотвращению авиационных происшествий. Вопросы проектного финансирования указанных мероприятий становятся наиболее актуальными при выборе стратегии развития авиапредприятий. Проблема принятия решения об экономических вложениях в совершенствование системы летной годности состоит в оценке плана предполагаемого развития событий с точки зрения того, насколько содержание плана и вероятные последствия его осуществления соответствуют ожидаемому результату. Формы и содержание перспективных проектов могут быть самыми разнообразными - от плана строительства нового авиапредприятия и приобретения авиатехники до оценки целесообразности приобретения недвижимого имущества. Во всех случаях, однако, присутствует временная задержка между моментом начала инвестирования и моментами, когда проект становится результативным.
Ключевую роль в оценке проекта играет временной фактор. Можно выделить три основные фазы развития проекта: предынвестиционную, инвестиционную и эксплуатационную. Суммарная продолжительность этих стадий составляет срок жизни проекта (project lifetime). Стоимость проведения предынвестиционных исследований в общей сумме капитальных затрат довольно велика. Она варьирует от 0,8% для крупных до 5% при небольших объемах инвестиций [1]. В общем случае результаты прединвестиционных исследований должны дать исчерпывающую характеристику перспективного проекта. Следующий отрезок времени отводится под стадию инвестирования (investment). Здесь начинают предприниматься действия, требующие гораздо больших затрат и носящие уже необратимый характер (закупка оборудования или строительство). На данной стадии формируются постоянные активы авиапредприятия. С момента ввода в действие основного оборудования или по приобретении недвижимости начинается третья стадия развития перспективного проекта - эксплуатационная (operational). Этот период характеризуется началом производства продукции или оказания услуг и соответствующими поступлениями и текущими издержками.
На всех стадиях, несмотря на различную глубину проработки, исследования должны вестись комплексно, с возможным привлечением специалистов самого широкого профиля для уточнения технологических, технических и других вопросов. Количественный анализ мероприятий позволяет определить фактический уровень надежности авиационной техники, оценка которого производится с помощью показателей, вычисляемых по определенным математиче-
ским зависимостям [3]. Он позволяет сравнить между собой надежность авиационной техники в различные периоды эксплуатации, качество и эффективность работы инженерно - технического персонала, сопоставить фактический уровень надежности с нормируемым и определить направленность первоочередных мер перспективных проектов. Смысл оценки перспективного проекта заключается в предоставлении всей информации в виде, позволяющем лицу, принимающему решение, сделать заключение о целесообразности осуществления инвестиций. Оценка коммерческой состоятельности - заключительное звено проведения исследований. Она основывается на информации, полученной и проанализированной на всех предшествующих этапах работы. Коммерческая оценка олицетворяет собой интегральный подход к анализу перспективного проекта. Существует два общих критерия коммерческой привлекательности перспективного проекта:
- оценка финансовой самостоятельности;
- оценка эффективности инвестиций.
Основная задача, решаемая при определении финансовой состоятельности проекта, - оценка его ликвидности. Под ликвидностью (liquidity) понимается способность проекта (авиапредприятия) своевременно и в полном объеме отвечать по имеющимся финансовым обязательствам. Оценка ликвидности проекта должна основываться на «бюджетном подходе» (budgeting approach), т.е. планировании движения денежных средств. С позиции бюджетного подхода ликвидность означает положительное сальдо баланса поступлений и платежей в течение всего срока жизни проекта. Оценка финансовой состоятельности проекта основывается на трех формах финансовой отчетности: отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств, балансовый отчет. Структура базовых форм обеспечивает возможность проследить динамику развития проекта в течение всего срока его жизни. При этом могут быть рассчитаны самые различные показатели финансовой состоятельности, проведена оценка ликвидности, выполнен анализ источников финансирования проекта.
Критерием эффективности перспективного проекта является уровень прибыли, полученный на вложенный капитал. При этом под прибыльностью следует понимать не просто прирост капитала, а такой темп увеличения экономических показателей, сообразующихся с результатами по обеспечению безопасности полетов, который, во-первых, полностью компенсирует общее (инфляционное) изменение в течение рассматриваемого периода; во-вторых, обеспечит минимальный гарантированный уровень доходности и, в-третьих, покроет риск вложений, связанных с осуществлением проекта [2]. Различают два основных подхода к решению данной проблемы, в соответствии с которыми и методы оценки эффективности вложений предлагается разделить на две группы: простые (статистические и экспертные) методы; методы дисконтирования.
Простые методы оперируют отдельными статистическими и экспертными значениями исходных показателей. Статистические показатели безопасности полетов являются объективными критериями и в этом их главная ценность. Вместе с тем эти критерии имеют и ряд существенных недостатков: они оценивают безопасность полетов уже после совершения авиационного происшествия, и не учитывают особенностей новой техники, изменения условий ее эксплуатации. При их использовании не учитываются вся продолжительность срока жизни проекта, а также неравнозначность денежных потоков, возникающих в различные моменты времени. Среди простых методов определения целесообразности помещения капитала в перспективный проект чаще всего используют два: расчет простой нормы прибыли и расчет срока окупаемости.
Методы дисконтирования оперируют понятием «временных рядов» и требуют применения специального математического аппарата и более тщательной подготовки исходных данных. Дисконтирование представляет собой операцию приведения денежных поступлений и платежей к настоящему моменту времени [1]. Смысл коэффициента дисконтирования заключается в измерении темпа снижения ценности денежных ресурсов с течением времени. Величина ставки сравнения (Ст.ср.) складывается из трех составляющих:
$дЖ= Оё +1 ,,г.+ В,
где Ти - темп инфляции;
Мрнп. - минимальная реальная норма прибыли;
Р - коэф., учитывающий степень риска.
Для действующих предприятий в качестве коэффициента рекомендуется использовать средневзвешенную стоимость постоянного (акционерного и долгосрочного заемного) капитала, определяемую на основании величины дивидендных и процентных выплат. Методы дисконтирования с наибольшим основанием могут быть отнесены к стандартным методам анализа инвестиционных перспективных проектов. В практике оценки используются различные их модификации, однако наибольшее распространение получили расчеты показателей чистой текущей стоимости проекта и внутренней нормы прибыли. Чистая текущая стоимость проекта представляет собой сумму дисконтированных чистых доходов в течение всего срока его жизни. Внутренняя норма прибыли - это такая ставка сравнения, применение которой для расчета чистой текущей стоимости проекта обращает последнюю в ноль.
Общий порядок работы по оценке перспективного проекта, независимо от степени сложности последнего, может быть разбит на следующие этапы:
- подготовка (сбор и верификация) исходных данных;
- выполнение предварительных расчетов, выявление «узких мест» проекта и оценка его финансовой состоятельности;
- корректировка или дополнение исходных данных по результатам предварительных расчетов и финансовой оценки;
- выполнение окончательных расчетов, развернутый анализ полученной информации, оценка эффективности инвестиций и оценка риска;
- интерпретация результатов анализа и подготовка отчета (заключения) о целесообразности осуществления проекта.
Для оценки большого числа проектов необходима четкая организация такой работы. Это в свою очередь предполагает определенную унификацию подходов к сбору и анализу первичной информации, а также единство методики, используемой для получения и интерпретации результирующих показателей [2]. Можно предложить в качестве методической основы сравнительного подхода в оценке следующую последовательность действий:
1 этап - выявление главной и вспомогательной функций;
2 этап - выбор аналогов по критерию функционального сходства;
3 этап - определение классификационной однородности выбранных аналогов и перспективного проекта;
4 этап - построение иерархии значащих параметров главной и вспомогательной функций;
5 этап - определение корректирующих коэффициентов по соотношению значащих параметров аналога и перспективного проекта;
6 этап - определение эффективности проекта путем применения корректирующих коэффициентов.
Предлагаемый алгоритм действий по реализации сравнительного подхода изображен на рисунке.
В заключение следует обратить внимание на необходимость для оценки коммерческой состоятельности перспективного проекта в совершенствование системы летной годности использовать следующие блоки исходной информации:
- эффективность от реализации;
- инвестиционные и текущие затраты;
- источники финансирования.
Рисунок. Алгоритм реализации сравнительного подхода к оценке альтернативных проектов
Они должны применяться при выработке стратегии развития авиапредприятия, при подготовке предложения о предоставлении средств на финансирование мероприятий по совершенствованию системы обеспечения и сохранения летной годности воздушных судов. Несмотря на сложившиеся определенные условия, сегодня для осуществления активной деятельности в сфе-
ре реальных инвестиций использование специальных методов оценки состоятельности перспективных проектов является особенно актуальным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инвестиционное проектирование: практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных факторов / Под ред. С.И.Шумилина. - М.: АО Финстатинформ, 1995. - 240 с.
2. Дж.Фридман, Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости. - М.: Партнер, 1995. - 304 с.
3. Сакач Р.В., Зубков Б.В. и др. Безопасность полетов. - М.: Транспорт, 1989. - 240 с.
THE ESTIMATION OF EFFICIENCY OF THE ACTIONS CHOICE TO PROVIDE AIRCRAFTS
AIRWORTHINESS AT THE AIR COMPANY
Bychkin M.V.
We have considered Questions of optimization of a choice of methods providing airworthiness at realization of investment perspective projects at the Air Companies.
Сведения об авторе
Бычкин Матвей Вячеславович, 1981г.р., окончил МГТУ ГА (2003), аспирант МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - безопасность полетов, управление качеством работы авиапредприятий.