Научная статья на тему 'Информационная программа контроля уровня летной годности воздушных судов в авиапредприятии'

Информационная программа контроля уровня летной годности воздушных судов в авиапредприятии Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
153
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Агеев Александр Сергеевич, Бычкин Матвей Вячеславович

В статье рассмотрен метод оценки программы автоматизированного вычисления ЛГВС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Агеев Александр Сергеевич, Бычкин Матвей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная программа контроля уровня летной годности воздушных судов в авиапредприятии»

2008 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 135

серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов

УДК 629.735.067

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В АВИАПРЕДПРИЯТИИ

А.С. АГЕЕВ, М.В. БЫЧКИН Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.

В статье рассмотрен метод оценки программы автоматизированного вычисления ЛГВС

Предлагаемая информационная программа рубежного контроля уровня летной годности воздушных судов с учетом эксплуатационных условий может быть использована в любой из рассматриваемых типов авиакомпаний, т.е. при наличии разного уровня развития информационного обеспечения и представляет собой базу данных, созданную в среде Access 2000. Основным требованием при выборе данной среды программирования рассматривалась возможность готового продукта обладать наглядным интерфейсом с целью облегчения процесса обучения работы в данной программе широкого спектра пользователей. Выбор остановился на среде Microsoft Access.

Microsoft Access - самая популярная система управления базами данных (СУБД) для персональных компьютеров. Благодаря тому, что продукт принадлежит компании Microsoft, он обладает привычным для пользователя интерфейсом и не предполагает наличие серьёзных системных требований. Для работы с Access 2000 достаточно обладать элементарными знаниями о компьютере и об операционной системе Windows. При этом от пользователя требуется:

- наличие в персональном компьютере одной из операционных систем Microsoft Windows 98, 98 SE, ME, 2000 или NT 4, а также Access 2002 для Windows (неплохо, если он располагает полным пакетом Office 2000);

- обладать навыками работы с установленной версией Windows.

Для работы с базами данных таких, как в Fox Pro, Oracle, Paradox или Access 2000, необходимо знать и понимать следующие термины:

- данные - это тот материал, который СУБД хранит, сортирует и складирует;

- поля - места, где положено прибывать данным. В одном поле содержаться данные одного типа;

- записи - выполняют функцию приведения беспорядочного набора данных к чёткой структуре. Все поля, содержащие информацию об одном определённом объекте в Access 2000, представляют собой запись;

- таблица представляет собой набор записей, описывающих однотипные данные;

- база данных Access 2000, или файл базы данных (это взаимозаменяемые термины) -представляет собой набор данных из определённой предметной области. База данных содержит все таблицы, запросы, отчёты, формы (основные органы для управления базами данных) и другие структурные элементы, которые можно создать и которыми можно управлять с помощью СУБД. Вместо того чтобы хранить данные на диске отдельно, где их можно потерять, забыть или просто стереть, они группируются и хранятся в одном общем файле.

При открытии файла базы данных Access на экране монитора появляется диалоговое окно, аналогичное представленному на рис. 2. С его помощью пользователь сможет управлять элементами базы данных, получить доступ ко всем средствам базы данных, включая инструменты для создания новых и изменения уже содержащихся в ней структурных элементов.

Рис. 1. Блок-схема программы автоматизированного контроля уровня ЛГ ВС

db1 : база данных (формат Access 2000) В® 3

Открыть Конструктор J3Создать -а U -и - и »•и* hi |

Объекты

п Таблицы

Запросы

т Формы

& Отчеты

Страницы

С2 Макросы

Модули

Группы

±i Избранное

Со мание таблицы в режиме конструктора

Создание таблицы с помощью мастера Создание таблицы путем ввода данных

Рис. 2. Диалоговое окно базы данных

Кнопки панели объекты в левой части окна соответствуют объектам (таблицам, запросам, формам, и т.д.), составляющим базу данных. В верхней части окна расположены четыре кнопки для работы с этими объектами: открыть - выводит на экран текущий объект; конструктор — позволяет изменить объект; создать - создаёт новый объект. Структурно база данных состоит из трёх подсистем:

- подсистема «Характеристика ВС» - предназначена для определения номенклатуры функциональных отказов эксплуатируемого парка воздушных судов. Вся информация, необходимая для идентификации отказов/неисправностей с учетом налета ВС, заключена в таблицу. В этой таблице также содержится информация о количестве нарушений и отклонений, возникших за время полета на данном типе ВС.

Рис. 3. Характеристика ВС базы данных

Вторая подсистема «Статистические данные» обладает возможностью обработки первоначальной статистической информации об отказах и неисправностях ВС (табл. Я), а также получения экспертной оценки о тяжести последствий событий с точки зрения летной годности ВС (табл. Б) (рис. 4).

Рис. 4. Обработка статистических данных и получение экспертной оценки

Комбинированная оценка летной годности ВС, результаты которой представлены на рис. 5, представляет собой расчет пороговых значений ЛГ для конкретных типов ВС с учетом созданных для них эксплуатационных условий.

Рис. 5. Получение пороговых значений летной годности ВС

В заключение можно сказать, что созданная база данных обладает всеми необходимыми средствами для совершенствования системы обеспечения безопасности полетов и летной годности ВС. Она позволяет решить следующие задачи:

- осуществлять контроль эксплуатации ВС в авиакомпании (причём учёт можно вести как по отдельному типу, так и по всему эксплуатационному предприятию);

— осуществлять анализ возникновения отказов и неисправностей в системах самолета (это мощнейшее средство базы данных, которое позволяет анализировать не только уже состоявшиеся нарушения, но и привлекать экспертную оценку специалистов);

— осуществлять рубежный контроль летной годности ВС с целью выработки стратегии реализации мероприятий по повышению безопасности полетов ВС в авиапредприятиях.

Рис. 6. Состояние летной годности ВС

Решая эти задачи, авиапредприятия и авиакомпании, за короткий интервал времени, смогут достичь снижения внеплановых материальных потерь за счет сокращения негативных авиационных событий и тяжести последствий их развития в будущем. Причём, на обучение экспертов с работой в данной системе потребуется небольшой временной интервал. Это обусловлено тем, что Access 2000 совместима с такими программами, как текстовый редактор Microsoft Word, и программой Microsoft Excel. Другими словами пользователь сможет заносить все данные в табл. Excel, а анализировать их при помощи основных средств базы данных, или, создавая Отчёт, текст добавлять в редакторе Microsoft Word. Примерная форма отчета представлена в приложении 1.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сакач Р.В., Зубков Б.В. и др. Безопасность полетов. - М.: Транспорт, 1989. - 240 с.

2. Корнилов В.Н. Сборник документов по авиационной безопасности. - М.: «ИнфАвиа, 2007.

3. Киселев О.С., Коротких В.Е. Современные средства технической безопасности // Новое знание, 2006.

INFORMATION PROGRAM CONTROL OF AIRWORTHINESS OF AIRCRAFT IN THE AIRLINE

Ageev A.S., Bychkin M.V.

This article describes the method of evaluation of the program of automated computing LGVS.

Сведения об авторе

Агеев Александр Сергеевич, 1984 г.р., окончил МГТУ ГА (2008), магистр МГТУ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов - безопасность полетов, управление качеством работы авиапредприятий.

Бычкин Матвей Вячеславович, 1981г.р., окончил МГТУ ГА (2003), аспирант МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - безопасность полетов, управление качеством работы авиапредприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.