Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ ВТОРИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ'

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ ВТОРИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕГИРОВАННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ / МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКЦИЗОВ / УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ ВТОРИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ / АЛЛОКАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА / AGGREGATE INDICATOR OF PETROLEUM PRODUCTS QUALITY / EXCISE TAX DETERMINATION METHOD / THE GOVERNMENT INVOLVEMENT IN INVESTMENT PROJECTS FOR RECYCLING OF OIL / ALLOCATION EFFICIENCY OF THE INVESTMENT PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шилова Наталья Николаевна, Салчева Стефка Салчева

Представлена методика оценки эффективности участия государства в инвестиционных проектах вторичной переработки нефти, основанная на расчете показателя аллокационной эффективности - максимальной полезности, извлекаемой из имеющегося ограниченного нефтяного сырья. Обосновывается целесообразность государственных инвестиций посредством расчета агрегированного показателя качества нефтепродуктов и использования усовершенствованного метода определения акцизов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF GOVERNMENT INVOLVEMENT IN INVESTMENT PROJECTS FOR OIL RECYCLING

The article presents a procedure of evaluating the effectiveness of the state involvement in investment projects for recycling of oil based on calculation of allocation effectiveness, that is the maximum usefulness received from the available limited oil stock. The expediency of public investment is proved through calculating the aggregate index of oil products quality and use of the improved method of excise tax determination.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ ВТОРИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ»

Ухабина Т. Е., Черемисина Е. В. Проблемы качества обучения в условиях модернизации высшего образования // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 1. - С. 95-100.

Мехришвили Л. Л., Бараблина С. В. Социальная ответственность высших учебных заведений в сфере трудоустройства выпускников // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2012. - N° 3. - С. 91-96.

Дружилов С. А. Профессиональное здоровье трудящихся и психологические аспекты профессиональной адаптации // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 6. - С. 34-37.

Никифоров Г. С. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2006.

Хайруллина Н. Г. Свободное время: оценка и мнение тюменцев // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2011. - № 1. - С. 63-66.

Сведения об авторе

Пуртова Ирина Александровна, ассистент кафедры «Теоретическая механика», Тюменский государственный университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)200790

Purtova I. A., assistant of the chair of theoretical mechanics, Tyumen State University, phone: 8(3452)200790

УДК 330.322.212; 330.322.55

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ ВТОРИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF GOVERNMENT INVOLVEMENT IN INVESTMENT

PROJECTS FOR OIL RECYCLING

Н. Шилова, С. С. Салчева

N. N. Shilova, S. S. Salcheva

Ключевые слова: агрегированный показатель качества нефтепродуктов, метод определения акцизов, участие государства в инвестиционных проектах вторичной переработки нефти, аллокационная эффективность инвестиционного проекта

Key words: aggregate indicator of petroleum products quality, excise tax determination method, the government involvement in investment projects for recycling of oil, allocation efficiency of the investment project

Представлена методика оценки эффективности участия государства в инвестиционных проектах вторичной переработки нефти, основанная на расчете показателя аллокационной эффективности — максимальной полезности, извлекаемой из имеющегося ограниченного нефтяного сырья. Обосновывается целесообразность государственных инвестиций посредством расчета агрегированного показателя качества нефтепродуктов и использования усовершенствованного метода определения акцизов.

The article presents a procedure of evaluating the effectiveness of the state involvement in investment projects for recycling of oil based on calculation of allocation effectiveness, that is the maximum usefulness received from the available limited oil stock. The expediency of public investment is proved through calculating the aggregate index of oil products quality and use of the improved method of excise tax determination.

Высокотехнологичные и дорогостоящие инвестиционные проекты (ИП), направленные на развитие оте -чественной нефтепереработки, способствуя изменению структуры экспорта в сторону увеличения доли качест -венных нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью, представляют особую значимость для национальных интересов России.

Высокая инвестиционная стоимость проектов строительства или модернизации нефтеперерабатывающих предприятий (НПП), их масштабность требуют привлечения инвесторов государственного уровня, что актуализирует необходимость развития методических основ по оценке эффективности государственных инвестиций в процессы вторичной переработки нефти и предложения эффективных механизмов участия государства в их реализации.

Разработанная в рамках научного исследования методика оценки эффективности участия государства в инвестиционных проектах по строительству установок вторичной переработки нефти основана на расчете агрегированного показателя качества нефтепродуктов и оригинальном методе определения акцизов моторных топ-лив. Концептуально-логическая модель внедрения методики приведена на рисунке.

При формировании агрегированного показателя качества в расчет берется система контрольных показателей для оценки качества моторных топлив в соответствии с современным техническим регламентом (например, для зимнего дизельного топлива: содержание серы, предельная температура фильтрации, температура помутнения, температура вспышки, цетановое число, полициклические ароматические углеводороды по массе, смазывающая способность). Используется метод построения матрицы стандартизированных коэффициентов. Коэффициент значимости каждого параметра качества нефтепродуктов определяется не на основе экспертных оценок, что потенциально может привести к высокой степени субъективности получаемых результатов, а на основе классов опасности вредных веществ.

1. Этап системного мониторинга

Единый центр учета качества нефтепродуктов аккумулирует в режиме one-line исходные данные, отражающие | ' эксплуатационные и экологические характеристики выпускаемых моторных топлив по крупнейшим НПЗ. | ' В автоматизированном режиме рассчитывает для них методом эвклидовых расстояний агрегированный пока- | 1 затель качества нефтепродуктов ПО Г31.

2. Этап отбора эффективных НПЗ

I----------------------------------------1

| Отбор проводится на основании среднегодовых значений К по отобранной совокупности, в группу эффектив- | | ных НПЗ попадают заводы, демонстрирующие в течение года устойчиво высокие показатели К. НПЗ.

3. Этап рассмотрения инвестиционных проектов строительства УВП нефти

I Инвестиционные проекты НПЗ (из группы эффективных) получают финансовую поддержку от федеральных I органов власти, путем перевода НПЗ на метод определения акцизов, основанный на агрегированном показа-| теле качества (Ак) [3].

| Н основе оценки бюджетной эффективности «государственных инвестиций в стимулирование выпуска неф-| тепродуктов европейского уровня качества» с применением традиционных показателей (чистого дисконтиро-| ванного дохода, индекса доходности, срока окупаемости, внутренней нормы доходности).

4. Этап принятия инвестиционных решении

' 1. Расчет суммы недополученной часта бюджетных доходов (в результате снижения акцизов) за период строительства! 'установок вторичной переработки нефти на основе агрегированного показателя качества. Адресное направление вы-I падающих бюджетных доходов в инвестиционные проекты в формате государственного со инвестирования в эффек-1тавные НПЗ.

\2. Оценка бюджетного эффекта от стимулирования государством строшельства УВП нефти. Ранжирование и отбор (инвестиционных проектовстроительстваустановоквторичной переработки нефти группы эффективных НПЗ на основе оценки бюджетной эффективности •< инвестиций государства в развитие НПП» с применением традиционных (показателей (чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, срока окупаемости, внутренней нормы доходности).

I_________________________________________

Рисунок. Концептуальная модель участия государства в ИП вторичной переработки нефти

Предлагаемая методика оценки эффективности участия государства в инвестиционных проектах по строительству установок вторичной переработки нефти реализуется последовательностью следующих этапов:

Этап 1. Оценка величины государственного соинвестирования проекта строительства установки вторичной переработки нефти за весь срок строительства установки — К. Расчет осуществляется по формуле (1):

п

¡б = Х[( Ад1 ■ а1 ду) - (Лщ & ду)] • Тс, (1)

1=1

где ЛдI — ставка акциза ¿-го вида моторного топлива, установленная на основе классов топлива (действующий метод), руб. за тонну;

&[ду — годовые объемы выпуска ¿-го вида моторного топлива установками НПЗ (до ввода новой установки вторичной переработки нефти), тонн /год;

Лщ — ставка акциза ¿- го вида моторного топлива, установленная на основе агрегированного показателя качества нефтепродуктов (К), руб. за тонну;

Тс — срок строительства установки вторичной переработки нефти, лет (практика показывает, что Тс не более 4 лет); п — число марок моторного топлива, облагаемого акцизами, ед.

Этап 2. Оценка денежных притоков федерального бюджета за счет прироста налоговых поступлений от НПЗ, реализующего инвестиционный проект (ИП) вторичной переработки нефти. Расчет производится по формуле:

Т

Пб.нпз = Х[(Лщ • ну) + НДС ( ак) г + Нпрг + НДФЛ1 ] , (2)

г=1

где Пб.нпз — общая величина бюджетных притоков денежных средств в федеральный бюджет за счет прироста налоговых поступлений НПЗ в период эксплуатации установки вторичной переработки нефти, млн руб.; Q¿ ну — годовые объемы выпуска ¿ -го вида моторного топлива новой установкой вторичной переработки нефти, тонн;

НДС(Ак)1 — величина прироста налога на добавленную стоимость в X году при усовершенствованном методе расчета акцизов (Ак), млн руб;

Нпр( — величина прироста налога на прибыль в X году за счет ввода установки вторичной переработки нефти в эксплуатацию, млн руб.;

НДФЛ1 — величина прироста налога на доходы физических лиц в X году за счет увеличения занятости при внедрении в эксплуатацию НПЗ, млн руб.

Тэ — срок эксплуатации установки вторичной переработки нефти, лет (в расчетах принимается равным нормативному сроку эксплуатации), лет.

Этап 3. Оценка сокращения денежных притоков в федеральный бюджет в результате перехода на метод определения акцизов, основанный на уровне качества нефтепродуктов вторичной переработки.

результате перехода от действующего метода определения акцизов к усовершенствованному методу (как для производителей, так и для потребителей) в период эксплуатации установки (Тэ) имеет место снижение бюджетных притоков за счет налоговых льгот НПЗ, реализующих ИП (таблица).

Формы государственной поддержки НПЗ, реализующих инвестиционные проекты строительства установок

вторичной переработки нефти

Показатели Ед. изм. Регламент

1) Этап строительства установки вторичной переработки нефти

Сроки строительства установки вторичной переработки нефти лет от 3 до 4

Процент снижения акциза на каждую единицу прироста агрегированного показателя качества нефтепродуктов по сравнению с минимальным значением данного показателя в отобранной совокупности (а) % 3

Акциз в цене нефтепродуктов для потребителей руб./т По действующему методу Ад (на основе классов топлива)

Акциз для производителей нефтепродуктов руб./т По усовершенствованному методу Ак (на основе агрегированного показателя качества нефтепродуктов)

Разница в величине акциза (между действующим и усовершенствованным методом) (Ад - Ак) млн руб./год Целевое инвестирование недополученной части бюджетных доходов в строительство установок вторичной переработки нефти

2) Этап ввода и эксплуатации установки вторичной переработки нефти

Сроки эксплуатации установки лет Более 8 лет

% снижения акциза на каждую единицу прироста агрегированно -го показателя качества нефтепродуктов в сравнении с min значением показателя в отобранной совокупности (а) % 1,5

Акциз в цене нефтепродуктов для потребителей руб./т По усовершенствованному методу Ак

Акциз для производителей нефтепродуктов руб./т По усовершенствованному методу Ак

Снижение акцизов млн руб./год Налоговая льгота НПЗ для стимулирования выпуска нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью

Сокращение притоков денежных средств (П(-)б) рассчитывается по формуле

Т

П(-)б = Х[(Адг • Qiду) + (Адi • Qiну)] - [(Аю- Qiду) + (Ак1- &ну)] + [ НДСад- НДСак] , (3)

X =1

где П(-)б — снижение бюджетных притоков денежных средств (П(-)б) в федеральный бюджет государства в результате перехода от действующего метода определения акцизов к усовершенствованному методу в период эксплуатации установки вторичной переработки нефти, млн руб.;

НДСАд — величина НДС при действующем методе определения акцизов (Ад) моторных топлив и суммарных объемах выпуска моторного топлива, млн руб. /год;

НДСАк — величина НДС при усовершенствованном методе определения акцизов моторных топлив (Ак) и суммарных объемах выпуска моторного топлива НПЗ, млн. руб /год.

Этап 4. Оценка денежных притоков федерального бюджета за счет прироста налоговых поступлений от предприятий-смежников, выпускающих дополнительные объемы товарной продукции за счет реализации ИП строительства установок вторичной переработки нефти. Для расчета бюджетных притоков денежных средств в федеральный бюджет (Пб.см) предложена формула (4):

Тс

Пб.см = 2 НДС + Нпрг + НДФЛг , (4)

= 1

где НДС1 — величина прироста налога на добавленную стоимость в X году предприятий-смежников за счет работ по строительству установки вторичной переработки нефти в результате прироста объема работ, млн руб./год;

Нпр 1 — величина прироста налога на прибыль в X году предприятий-смежников в период строительства установки вторичной переработки нефти, млн руб./год;

НДФЛ1 — величина прироста налога на доходы физических лиц в t году предприятий-смежников в период строительства установки вторичной переработки нефти, млн руб./год;

Тс — срок строительства установки вторичной переработки нефти, лет.

Этап 5. Расчет суммарной величины денежных притоков в федеральный бюджет в результате строительства и эксплуатации установок вторичной переработки нефти. Величина бюджетных притоков рассчитывается путем сложения бюджетных притоков Пбнпз, Пбсм за вычетом снижения бюджетных поступлений в результате перехода от действующего метода определения акцизов к методу, основанному на расчете агрегированного показателя качества нефтепродуктов.

Далее интегральные показатели бюджетной эффективности участия государства в ИП строительства установок вторичной переработки нефти рассчитываются по традиционной схеме в следующей последовательности:

производится процедура дисконтирования с применением формулы

Фишера: • инвестиционных оттоков, рассчитанных на первом этапе методики;

• бюджетных притоков (Пб.общее), рассчитанных на пятом этапе предложенной автором методики; рассчитывается величина дисконтированного бюджетного потока как разность между дисконтированными притоками и оттоками;

на основе дисконтированного бюджетного потока определяются интегральные показатели эффективности (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности, срок окупаемости).

ИП с положительной величиной чистого дисконтированного дохода, имеющие внутреннюю норму доходности выше бюджетной нормы дисконта и индекс доходности больше единицы, являются экономически эффективными.

Этап 6. Оценка аллокационной эффективности ИП НПП с участием государства. Участвуя в ИП строительства установок вторичной переработки нефти, государство обеспечивает не только прямой финансо -вый эффект для НПП, социальный эффект (создание рабочих мест), экологический эффект (рациональное использование ограниченного нефтяного сырья), бюджетный эффект, мультипликационный эффект (для сопряженных секторов экономики), но и эффект потребителя. До настоящего времени эффект потребителя никак не учитывается в традиционных показателях эффективности.

Под аллокационной эффективностью понимается величина превышения доходов над предельными рас -ходами производителей и потребителей товаров и услуг в результате использования ограниченных ресурсов. Такой вид эффективности свидетельствует о степени использования экономического потенциала имеющихся ресурсов в обществе [2].

Следствием реализации ИП строительства установок вторичной переработки нефти с участием государства является возникновение излишков производителя (продавца) для НПЗ, работающих по схеме без процес-синга. Излишек НПП равен дополнительной величине валовой маржинальной прибыли, то есть разности между рыночной стоимостью нефтепродуктов (ценой) и их предельными издержками (издержками за дополнительный объем выпуска нефтепродуктов). Излишки производителей наблюдаются также у предприятий смежных отраслей экономики, выпускающих комплементарные товары для нефтепереработки.

Поскольку акциз является косвенным налогом и фактически его уплачивают потребители моторных топ-лив, переход от действующего метода определения акцизов (Ад) к методу (Ак), основанному на разработанном

агрегированном показателе качества выпускаемых нефтепродуктов, на стадии эксплуатации установок вторичной переработки нефти приводит к образованию излишков покупателя. Излишек потребителя (покупателя) — это разница между суммой, которую покупатели готовы заплатить за товар (цена топлива с учетом Ад), и их рыночной стоимостью (цена с учетом Ак).

результате действия инфляционной спирали, так как цены топлив учитываются в транспортных расхо-дах, а транспортная составляющая присутствует в ценах практически всех товаров, услуг и работ, излишек по-требителей будет увеличиваться. Таким образом, участие государства в ИП НПП, согласно предлагаемой нами схеме инвестирования (см. рис., табл.), приводит к образованию аллокационного эффекта. Расчет показателя аллокационной эффективности (Эа) ИП НПП с участием государства целесообразно рассчитывать по формуле (6):

^а к

Пр .марж .нпз ¡. + ^ Пр марж см. + ''У.АПпотр )а

Эа = -^-=!- , (6)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I . . .

где Пр.марж. нпз.1 — излишек производителя, то есть маржинальная (валовая) прибыль НПЗ в году г, за счет реализации ИП строительства установок вторичной переработки нефти с участием государства, руб.;

q — число нефтеперерабатывающих заводов, реализующих ИП строительства установок вторичной пе -реработки нефти с участием государства;

Пр.марж. см. г — излишек производителей смежных секторов экономики, выпускающих комплементар-ные товары для нефтепереработки в году г, за счет реализации ИП строительства установок вторичной переработки нефти с участием государства, руб.;

— число предприятий-смежников, задействованных в реализации ИП строительства установок вторичной переработки нефти с участием государства;

А Ппотр.1 — излишек потребителя в году г, руб.; к — число потребителей;

I в.пj.д — дисконтированные валовые автономные инвестиции в глубокую переработку нефти (на внедрение j-го вторичного процесса НПЗ), руб.; а — коэффициент дисконтирования.

Излишек у потребителя в году г рассчитывается по формуле

А Пп0тр. i= [(Ад - Ак) • Оп.т. 1] + А НДС!, (7)

где Qп.т. I — объем потребляемого топлива в году г, руб.;

НДС I — снижение величины налога на добавленную стоимость в результате перехода к определению размера акцизов в зависимости от агрегированного показателя качества нефтепродуктов в году г, (А НДС =

НДСад - НДСАк), млн руб.

Показатель аллокационной эффективности инвестиций в глубокую переработку нефти показывает пря -мую зависимость между инвестициями во вторичные процессы переработки нефти с участием государства и приростом потенциала экономики за счет возникающих эффектов производителей как в нефтеперерабатывающем производстве, так и в сопряженных секторах экономики и эффекта потребителей. Значение данного показателя свидетельствует о высокой или низкой эффективности использования экономического потенциала имеющегося нефтяного сырья.

Приращение научных знаний в виде использования метода определения объемов государственного со-инвестирования проектов строительства установок вторичной переработки нефти на основе учета агрегирован -ного показателя качества выпускаемых нефтепродуктов обеспечит стимулирующую функцию государства в части повышения качества моторных топлив. Дополнение традиционной схемы оценки эффективности инвестиций в глубокую переработку нефти новым параметром — показателем аллокационной эффективности позволит учитывать полноту проявления всей совокупности эффектов, обусловленных реализацией инвестиционных проектов в ПНП.

Список литературы

Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: (Вторая редакция) / Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, ГК РФ по строительству, архитектуре и жилищной политике / рук.авт. кол. В. В. Коссов, В. Н. Лившиц, А. Г. Шахназаров. - М.: Экономика, 2000. - 794 с.

Садчиков И. А., Сомов В. Е., Балукова В. А. Экономика нефтегазовой отрасли: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф.

А. Садчикова. - СПб.: ХИМИЗДАТ, 2014. - 256 с.

Салчева С. С. Эффективность инвестиций в переработку нефти с учетом качества выпускаемых нефтепродуктов // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. Научно-экономический журнал. - 2014. - № 2.- С. 27-35.

Салчева С. С. Оценка бюджетной эффективности участия государства в инвестиционных проектах модернизации нефтепереработки с учетом качества выпускаемых нефтепродуктов / С. С. Салчева // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: материалы конференции (16 мая 2014 г., Тюмень): ТюмГНГУ, 2014. - С. 143-146.

Салчева С. С. Совершенствование методов оценки экономической эффективности инвестиций в нефтеперерабатывающей промышленности / С. С. Салчева // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: материалы конференции (16 мая 2014 г., Тюмень): ТюмГНГУ, 2014. - С.147-150.

Шилова Н. Н. Саморегулирование в реальном секторе экономики: поиск рациональных компромиссов / Федосеев И. В., Шилова Н. Н. // Мир экономики и права. - 2013. - № 6. - С. 40-45.

Гайсина Л. М. Персонал новой формации: нефтегазовый комплекс России // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2008. - № 1. - С. 9-12.

Сведения об авторах

Шилова Наталья Николаевна, д. э. н, профессор кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень тел. 8(3452)208456

Салчева Стефка Салчева, аспирант, Тюменский нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 89042082749

Shilova N. N., Doctor of Economics, professor of the chair «Marketing and municipal management», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)208456

Salcheva S. S., postgraduate of the Tyumen State Oil and Gas University, phone: 89042082749

УДК 338.534

УСЛОВНЫЙ ПОРТФЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АГЕНТА НА РЫНКЕ АКЦИЙ

NOMINAL PORTFOLIO OF THE ECONOMIC AGENT AT THE MARKET OF SHARES

А. Хромченко

A. Khromchenko

Ключевые слова: инвестор, условная вероятность, портфельная теория, арбитраж Key words: investor, conditional probability, portfolio theory, arbitrage

Рассматривается подход к формированию взвешенного портфеля инвестора при условии зависимости доходности от значения предыдущего дня. Рассуждения, сделанные в предыдущей статье, остаются в силе. В данной статье описывается подход к определению долей активов в портфеле и условная доходность портфеля в новых условиях, делаются выводы по результатам анализа, и проверяется гипотеза о существовании арбитража в моделируемом портфеле.

The article continues to consider the approach to the formation of the investor's weighted portfolio, however on the assumption of the profitability dependence on the value of the previous day The considerations made earlier remain in force. This paper describes the approach to determination of assets shares in the portfolio and the conditioned profitability of the portfolio in new conditions, аt the end of the article certain conclusions are drawn on the analysis results and the hypothesis of arbitrage existence in the modeled portfolio is tested.

Поиск эффективного портфеля. Данная статья является продолжением статьи А. А. Хромченко [1]. Далее будут произведены расчеты эффективного портфеля при условии зависимости доходности от предыдущего дня. Если доходность соответствовала «хорошему» состоянию мира, то будет считаться условная доходность в текущем дне (доходность при условии, что сегодня наблюдалось «хорошее» состояние мира). Если состояние мира изменяется при наступлении события, то вероятность будет агрегироваться с предыдущими днями, когда была аналогичная доходность.

Далее представлена последовательность определения оптимальных долей распределения активов в портфеле инвестора. Эта задача должна решаться методом Лагранжа:

Г 2 2

\EU = ERp - а*ERP- a*ap ^ max

\а/ = (ERpi - ERp ) 2 * pi + ( ERp 2 - ERp ) 2 * n

Было получено следующее соотношение между коэффициентом предпочтения риска инвестора («альфа») и доходностью:

ЕЯ = 1_оа= 1 . - 2 а 2ЕЯ п

По приведенной выше формуле был определен средний коэффициент «альфа» за рассматриваемый период: а= 254,02 . Дальнейшие расчеты строились на данных из табл. 1, 2.

Корреляция активов в портфеле равна единице, то есть активы полностью повторяют поведение друг друга. В такой ситуации может получиться, что состав эффективного портфеля может быть поделен поровну между активами. Это один из возможных вариантов, потому что в данной ситуации между активами существует единичная корреляция, которая предполагает создание реплицирующих портфелей в комбинациях активов 1:0, 0:1 или 50:50. Все комбинации будут повторять доходность портфеля. Отклонение комбинаций портфеля

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.