Научная статья на тему 'Оценка эффективности способа мотивации к дистанционному обучению на курсе повышения квалификации врачей'

Оценка эффективности способа мотивации к дистанционному обучению на курсе повышения квалификации врачей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Мотивация / дистанционное обучение / эффективность обучения / медицинское образование / Motivation / remote learning / effectiveness of learning / medical education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коробейникова Анна Николаевна, Беззубцева Маргарита Владимировна, Прокопенко Лидия Николаевна

Введение. В современном образовании, в том числе медицинском, активно используются технологии дистанционного обучения. Несмотря на кажущиеся преимущества в виде удобного формата образования с возможностью учиться в удобное время практически в любом месте, онлайн обучение имеет ряд недостатков. Один из них это снижение мотивации у студентов к прохождению полной программы, которое обычно связано с отсутствием психологической поддержки и свободным графиком изучения материала. Цель: изучить эффективность способа повышения мотивации к дистанционному обучению (проведение розыгрышей) среди врачей цикла повышения квалификации по специальности «Офтальмология» и «Терапия». Материал и методы. Исследование проведено среди слушателей цикла повышения квалификации «Офтальмология» (144 часа) и «Терапия» (144 часа). Авторами курса была предложена система бонусов, реализованная в первом потоке по направлению «Офтальмология» и втором потоке по «Терапии»: среди учащихся, прошедших в установленные сроки все занятия блока и итоговое тестирование, проводился розыгрыш ценного подарка (книги, адаптера для смартфона, бонусных баллов для прохождения следующих курсов). Ученики, которые вовремя не прошли уроки в блоке, в розыгрыше не участвовали. Результаты сравнивались с данными слушателей потока, где розыгрыши не проводились. Статистическая обработка проводилась с использованием программ MS Excel и jamovi. Результаты. Всего были проанализированы результаты двух потоков обучения по программе повышения квалификации «Офтальмология» (174 человека) и двух потоков по «Терапии» (149 человек). Большинство обучающихся на данных курсах это женщины (96,7% и 96% соответственно), средний возраст составил 37,4±9,1 и 36,4±8,4 года соответственно. По итогам сравнения было показано, что все блоки по повышению квалификации по офтальмологии статистически значимо чаще своевременно проходились студентами потока, где проводились розыгрыши. По направлению «Терапия» наблюдается аналогичная тенденция, кроме первого блока («Современная профилактическая медицина») и итогового тестирования. Выводы. Высокая востребованность онлайн образования, с одной стороны, и организационно методологические риски, с другой стороны, являются предикторами появления новых подходов в дистанционном обучении, которые приведут к улучшению качества получаемого образования и повышению удовлетворенности обучающихся и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коробейникова Анна Николаевна, Беззубцева Маргарита Владимировна, Прокопенко Лидия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE METHOD OF MOTIVATION FOR REMOTE LEARNING AT THE ADVANCED TRAINING COURSE FOR DOCTORS

Remote learning technologies are actively used in modern education, including medical education. Despite the apparent advantages in the form of a convenient format of education with the opportunity to study at a convenient time almost anywhere, online learning has a number of disadvantages. One of them is a decrease in students' motivation to complete a full program, which is usually associated with a lack of psychological support and a free schedule for studying the material. The purpose is to study the effectiveness of the methodology for increasing motivation for distance learning (conducting giveaway) among doctors of the professional development cycle in the specialty "Ophthalmology" and "Therapy". Material and methods. The study was conducted among students of the advanced training cycle "Ophthalmology" (144 hours) and "Therapy" (144 hours). The authors of the course proposed a bonus system implemented in the first stream in the direction of "Ophthalmology" and the second stream in "Therapy": among the students who completed the block classes on time and passed intermediate testing, a valuable gift was drawn (a book, a smartphone adapter, bonus points for the next courses). Students who did not complete the lessons in the block on time did not participate in the giveaway. The results were compared with the data of the students of the stream, where the giveaways were not carried out. Statistical processing was carried out using MS Exel and jamovi programs. Results. In total, the results of two streams of training under the advanced training program "Ophthalmology" (174 people) and two streams of "Therapy" (149 people) were analyzed. The majority of students in these courses are women (96.7% and 96%, respectively), the average age was 37.4± 9.1 and 36.4± 8.4 years. According to the results of the comparison, it was shown that all the blocks for advanced training in ophthalmology were statistically significantly more often completed in a timely manner by students of the stream where the giveaways were held. There is a similar trend in the direction of "Therapy", except for the first block ("Modern preventive medicine") and final testing. Conclusion. The high demand for online education, on the one hand, and organizational and methodological risks, on the other hand, are predictors of the emergence of new approaches in distance learning, which will lead to an improvement in the quality of education and increase the satisfaction of students and teachers.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности способа мотивации к дистанционному обучению на курсе повышения квалификации врачей»

УДК378.М6А

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОСОБА МОТИВАЦИИ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ НА КУРСЕ ПОВЫШЕНИЯ I КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ

АЛ КоообвйнищЕв', М.В. Бв»Jyбцeив'•,. Л.И. П(хжоп»«го"'

'КОГКБУЭ "Центр кярдиолтуи и неврологии", ул. И. Попова, 41, Кирову Российская федерация, 610002;

'Инновационная академия профессионального развития «ДОКСТАРКЛАБ», ул. Одесская, д. 27 В, офис 3, помещение ХЬ5, вн.

тер. г. Ленижкий муниципальный округ, г. Севастополь. Российская Федерация.299011 ;

'Медицинский центр "Саквояж здоровья", Московский проспект, 4Йа, Всрснеж, Российская федерация, 39.4016;

"СЛ6ГУЭ Введенская больница, пер. Лазаретный, 4,г. Санкт-Петербург, Российская Оедезация. 191.181.

Аннотация

Федерация, 610002. аппа_Ьев12004£1тв1Ьи

Поступила в рвдакцжк 0Б.ОЯ.2О23; поступила после дореботхи: 13.09.2023; донята к печати 29.09.2023

MHHoeauMOHHO* paaBKTM* apwu

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE METHOD OF MOTIVATION FOR REMOTE LEARNING AT THE ADVANCED TRAINING COURSE FOR DOCTORS

A.N. KafubeynfcM', M.V. Bszziiit«™", LH. Prt*opH*o"

'Canter of Cardiology and Neuroto® L Popova str„ 41. Kirov. Kto region. Russian Federation 610002;

isskaj® str, 27 .a, office 3, room Xl-6, ext tetg. Leiiraky

'VuedensViy Hospital, I aTarelnyj alleyway; 4, Saint-Petertmnj, Russian Federation, .1.91.181.

Cotr*9t»ndhgauthor: KobeynlkovaAJi,!. Popovastr,41,Klrav1KlravraoloaRuasla,61000Zanna_be»t2004®nfflijiJ

For citation: Korobeynlkova AN, BezziJitaava MV, Profcopenko LN. Evaluation of ttie effectiveness of ttia method of motivation "for remote teaming at 1he advanced training course for doctors. Innovative doctor's development 2023; Z 43-50

Received: 05.08.2023,• n-ceivad In revised from: 13JW.2023; accepted: 2IL0 9.2023

Таблица 1. Общая характеристика учащихся на цикле повышения квалификации «Офтальмология» Table 1. General characteristics of students of training cycle in ophthalmology

Поток 1 (абс. (%)) Stream 1 (abs. (%)) Поток 2 (абс. (%)) Stream 2 (abs. (%)) Всего (Total) P

Количество обучающихся (Amount of students) 101 74 175

Мужчины (Men) 4(4%) 2 (2,7%) 6 (3,3%) 0,98

Женщины (Women) 97 (96%) 72 (97,3%) 169(96,7%) 0,87

Средний возраст (Mean age) 35,5±9,9 39,2±8,9 37,4±9,1 0,53

Россия (Russia) 71 (70,2%) 59 (79,7%) 130(74,9%) 0,113

Страны СНГ, кроме России (CIS countries, except Russia) 15(14,9%) 11 (14,9%) 26 (14,8%) 0,48

Другие страны (other countries) 15(14,9%) 4 (5,4%) 19(10,3%) 0,32

Примечание: СНГ - содружество независимых государств. % ук соответствующем потоке. Note: CIS - Commonwealth of Independent State, % is specified from the n азан от количества mber of students in the учащихся на corresponding

Таблица 2. Общая характеристика учащихся на цикле повышения квалификаци Table 2. General characteristics of students of training cycle in therapy «Терапия»

Поток 1 (абс. (%)) Stream 1 (abs. (%)) Поток 2 (абс. (%)) Stream 2 (abs. (%)) Всего (Total) Р

(Amount of students) 80 59 139

Мужчины (Men) 1 (1,3%) 5 (8,5%) 6 (4%) 0,67

Женщины (Women) 79 (98,7%) 54(91,5%) 133 (96%) 0,7

Средний возраст (Mean age) 36,2±8,2 36,6±8,6 36,4±8,4 0,93

Россия (Russia) 76 (95%) 54(91,5%) 140 (94%) 0,22

Страны СНГ, кроме России (CIS countries, except Russia) 4(5%) 5(8,5%) 9 (6%) 0,28

Другие страны (other countries)

Примечание: СНГ - содружество независимых государств. % указан от количества учащихся на соответствующем Note: CIS - Commonwealth of Independent State, % is specified from the number of students in the corresponding

i эффективности использования методик

количества слушателей, окончивших обучение своевременно в разных потоках (табл. 3,4).

У слушателей цикла «Офтальмология» показатели

вовремя у слушателей потока, где были использованы меры для дополнительной мотивации (за исключением блока «Современная профилактическая медицина»)

Таким образом, в для направления «Офтальмология»; на потоке, на котором регулярно

обучения выше на потоке, на котором проводились

мотивированы на прохождение соотв

Таблица 3. Количество обучающихся, квалификации «Офтальмология»

Table 3. The number of students who completed the sections of the training cycle "Ophthalmology" on time

Рефракция (Refraction) Косоглазие (Strabismus)

Глаукома (Glaucoma)

(Retinopathy)

Нейроофтальмология (Neurophthalmology)

Обсуждение

82(81,2%) 71 (70,3%) 78 (77,2%) 73 (72,3%) 69 (68,3%) 62 (61,4%)

33 (44%) 31 (41,3%) 31 (41,3%) 33 (44%) 33 (44%) 31 (41,3%)

<0,001 <0,001 <0,001 <0,001 0,001

В исследовании Ш.С. Калиевой и соавт. был проведен опрос среди студентов медицинского ВУЗа об их взгляде на дистанционное обучение. Среди

алгоритмизацией работы врача уровень познавательной активности врачей снижается. Хотя совмещать учебу и работу (62,3%), именно стремление к самосовершенствованию - это

(55,756),

обучение как новый форк образования [10]. Другой проблемой, характерной не только для медицинского онлайн-образования, является низкая культура образования в нашей стране. В поле решения этой проблемы также лежит повышение уровня мотивации, развитие дисциплины.

По данным опроса Российской

информации (41%). Главным недостатком такого образования студенты видят зависимость от технического оснащения (51%), снижение мотивации ввиду отсутствия качественного контроля со стороны преподавателя (39,3%) [14].

Основной мотивацией для самостоятельного аучения дистанционных прог стремление к познанию, то есть природная тяга к изучению всего нового в силу некоторых особенностей социальных,

хозяйства и государственной службы при Президенте педагогических факторов) [15]. Не

Российской Федерации среди 12 201 студента пол-

а достижение: на этом строится

Информация об авторах

KjiCH, врач-КОГКВУЗ "Центр кардиологии и и", Киров, Российская Федерация. 30-0002-4357-1757

W-0002-3661-6212

1. Candidate of Medical Science, MD, Canter of Cardiology and Neurology, Kirov, Russian

Federation.

ORC1D: 0000-0002-4357-1757

te oí Medical Sclanca, MD, Director of the Institute of Additional Professional Education, Innovative Academy of Professlona Development ■DOCSTARCLUB", Sevastopol; Russian

3D: 0000-0002-3661-6;

ORCB: 0000-0006-2966-6606

Lidlya N. Pmkopenko, MD, the Head of methodological department, Innovative Academy of Professional ■DOCSTARCLUB", Sevastopol Russian Federation.

ORC1D: 0009-0005-2955-8605

Вклад авторов в статью

ЛЛ. Прокопенко - сбор материала, написание статьи.

LN. Prokopenko - data collection, writing an article.

Список литературы

1. Антонович М.Ю., Любченко MJO. Дистанционное Nna.m-.i22. еиич"н еДич"на

2. Впяхман ФА, Тепешеа ВА Нужен ли нам новый образовательный стандарт в медицинском образовали // Высшее образование в России. 2013. N•7.0.1.45-447.

3. Андркиценка И.В., Мвлининв ЕЛ. Инновационные обучающие технологии клитчесхой кафедры И Высшее обрааованиа в России. 2013. N*1 С. 89-92.

4. Толылвак А., Ибраева Г., Хаджиева А^ и др. Дистанционное обучение как новая образовательная технология и аталы аго организации И Вестник КааНМУ. 2013. Т. 5, №2. С, 78-02.

5. Owens J4 Hardcastla L, Richardson В. Learning from a Distance: The Experience of Remote Students II Journal of Distance Education. 2009. VoL 23, №3. P.53-74.

В. Крылова MH Способы иотивацш учебной деягв/ьности студентов ВУЗа И Перспективы науки и образовагшя. 2013. №3. С. ВВ-94. 7. Новикова EJO. Эмоции в электронном образователь-

ном пространстве II Высшее образование в Роеочи. 2021 те. С. 108-110. dot 1031092/ 0889-3617-2021-30-6-108-119 В. ВвЕродная ГА, Сееостъянов ДА, Шпике ТА Принципы компвтентностного подхода в медицинском вузе II Медицина и образование в Сибири: электронный научный журнал. 2008. №2. С. 6-9.

9. Белоэвроаа, ЕА, Кристальный Б.В., Натшаон МЛ. Дистанционное обучение я ялеюронном здравоохранении И Информационное общество. 2007. N"1-2. С. 85-93.

10. КаВулбекова АА, Оспанова СА, Сатвалдиева АД. Иьновационные технологии в подготовке врача в системе последипломного образования II Веспеи» КазНМУ. 2013, Т. .5, N»2, С, 84-86.

11 Цыгалов ЮМ. Эффекты и риски дистанционного образования в высшей школе // Угфавленчесхое консультирован». 2020, N»10. С. 81-73, dot 10J2394/1728-1130-2020-10-81-73. 12. Яппарова ДИ. Анализ тенденций снижения спроса на рынке высшего обрааоеания II Экономика и управ-

ление: научно-практический журнал. 2019. Т. 6, N450. С. .176-180.

13. Кубряк ОД^ Ермакова АН, Айдинов АА К проблематике постдипломного обучения и самоабраэоватшя врачей в области медицинской реабилитации II Мониторинг общественного мнения. 2015. Т. 1, N»125. С. 01 - 98. dot 1014515/ monitoringJ015.107

14. Калиева Ш.С., Корниенко KJJCL, Абушахманова АХ, и др. Проблемы дистанционного образования в медицшском вуэе И Медицина и апология. 202t №1. ,С. 70-71

.15. Алиева РРГуауева Э.Р. Роль дистанционного обучемчя в современном образовании. Актуальные вопросы истории и развития литературы народов РФ.

Международная научно-практическая конферещия. Грозный, 2021, .18-22.

18. Коркмааое А.В., Рашидханова АА, Маллагов B.C. Осовенности формирования мотивации студентов при дистанционном режиме обучения // .Проблемы современного педагогического образованна 2021. №71. С. 155-158.

17. Савенков АЛ Педагогическая психология. Mj

ЮраЯт; 2020.186 с.

18. Муратова Д.Р., Яппарова Д.И, Методы повышения вовлеченности обучающихся в абрвзовятвлышй процесс в условиях удаленного формата обучения // Развитие теории и практики управления социальшлш и экономическими системами. 2021, N40. С. 24-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MYu, LyubchenKo MYu. И

Vyaahae obrazovanla v Rosafl. 2013; .7:145-147 tin RusaJ. 3. Andryushcher*o W, MaHlna obuchayushchle teWinoVagll kUnlcheskol Kafedry. V й 2013;1:89г92 (In Ruas.).

5. Owens J, Hard castle L, Richardson B. Learning from a Distance: The Experience of Remote Students. Journal of Distance Education. 2009; 23(3); 53-74. 6 Kiylova MN. Spoaoby motlvacIT ucheBnof .dayalal'noatl studantov vuza. Perapektlvy nauld I obrazovanlya, 2013; (3): 68-94 (InRussJ.

7. Navikova EYu. Emocll v alektronnom ohrazovalalYtfm proatranatve. Vyashae obrazovanle v RosalL 2021; t6J: 108-119 On RussJ. dot .1031982/ 0889-3817-2021-30-8-108-119

B. Bezrodnaya GV, Savosfyanov DA, Shplka TA. Prtrx^ry

zfiurna). 2008; 2: B-9 (In Rusa.). 9. Balozarova EA, Krlstal'ny] BV, Natwrzon MYa.

.1.1 Tsygalov YuM Effects and risks of distance leamlna In higher education. Administrative conaiting. 2020; .10; 81-73 (In Ruse.), dot .10.22394/1726-1139-2020-10.-61-73 12. Yapparova Dl. Anallz tendencfl snlzhenlya aprosa na rynke vysshego obrazovanlya. Ekonomika I upravlenfe nauchno-praktlchasldj zhurnaL 2019,- 8 (150)1176-180 (In RuasJ.

,13. Kubryak QV, EnnaKova AN, AJdlnov AA. Problems of

mnenlya. 2015; 1(125); 81 - 98 (In Russ.). dot 10.14515/ monitori-igJOI 5.Ю7

.1.4. KaUeva ShS., Komlenko YüYu, Abuahahmanova AH, it aL Problems of distance educetlon h a medical university, Medklne end ecology. 2021,1:70-71 (In Russ.). .15. ADeva RR, Guzueva ER. Roi' distaneionrtogo obuchanlya v sovramennom obrazovanlL AWual'nya

nL 2021; 10:24-28 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.