Оценка эффективности рынка образовательных услуг для малого предпринимательства в Санкт-Петербурге
П. К. Кобяков,
Санкт-Петербургский межрегиональный ресурсный центр
e-mail: [email protected]
Е. А. Горин,
профессор, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
e-mail: [email protected]
Обсуждается необходимость оценки эффективности программ дополнительного профессионального образования с позиции интересов государства, региона, образовательного учреждения, слушателей программ. Предложена методика выбора показателей эффективности и рассмотрена динамика их развития за последние годы. Предложен подход, позволяющий определить состояние и возможные пути развития рынка образовательных услуг в Санкт-Петербурге.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, дополнительное профессиональное образование, показатели эффективности, оценка эффективности.
о
OJ
со 00
J
<
00 О X X
Получение новых знаний, обладание информацией и прогрессивными навыками, доминирование в общественном сознании стремления к их расширению и обновлению становятся фундаментальными характеристиками постиндустриальной экономики и реализующими ее работниками.
Экономические отношения, утверждающиеся в информационном обществе, обуславливают необходимость для работников постоянно повышать свою квалификацию, более того фактически несколько раз в течение жизни менять профессию. Сфера образования все больше соединяется с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится определяющей компонентой не только экономического, но и всего общественного развития.
Личность в информационном обществе получает новые возможности для развития и самореализации, но осуществление этих возможностей обусловлено качеством анализа эффективности действующих образовательных институтов и систематической работой по их совершенствованию с учетом специфики всех групп населения.
Изменение роли знаний и информации в общественном развитии, постепенное превращение знаний в основной капитал принципиально меняет
роль сферы образования в структуре общественной жизни. Естественно, в различных странах, регионах и даже группах населения проявляются значительные различия, образовательная система адаптируется к сложившейся общественной структуре и обеспечивает специфические требования. Однако так или иначе, неуклонное становление информационной цивилизации затрагивает все общественные слои, выдвигая сферу образования в центр общественной жизни, вызывая ее тесное переплетение со всеми основными элементами общественной структуры.
В реальной экономической ситуации величину прибыли успешно функционирующих предприятий все чаще определяют знания, инновации и способы их применения. Инвестиции в человеческий капитал, как и любые другие инвестиции, имеют своей целью увеличить будущий доход. Чем выше образовательный уровень населения, тем выше уровень внутреннего валового продукта страны [1]. Поэтому одной из задач, стоящих перед городом, является формирование кадрового потенциала для инновационной экономики способного решать современные высокотехнологичные задачи.
Не останавливаясь на сложившейся в Санкт-Петербурге системе подготовки кадров в высшей школе [2], как и на общих задачах профессионально-
го и управленческого образования, в данном случае предметом рассмотрения была весьма динамичная и, в определенной степени специфичная, сфера малого и среднего бизнеса.
В предложенном контексте помимо непосредственного влияния на финансовые результаты компании, капиталовложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышает мотивацию сотрудников, обеспечивают управленческую преемственность. Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри, так и вне своей организации. Это особенно важно в современных условиях быстрого обновления профессиональных знаний. В современном мире срок жизни технологии, специальности составляет несколько лет, кроме того, как показывает практика, без резкого изменения законодательства, регулирующего деятельность предприятий малого бизнеса, средний возраст малых предприятий составляет 2,5-3 года. Это означает, что только в Санкт-Петербурге ежегодно уходят из малого бизнеса и приходят в него вновь не менее 10 тысяч организаций. Такой поток вновь создаваемых предприятий малого бизнеса и запросы инновационной экономики формируют устойчивую потребность рынка в образовательных услугах.
С другой стороны, очень важным вопросом является удовлетворение потребности бизнеса в образовательных услугах государством, создание системы кадрового обеспечения и предоставление качественных услуг внутри нее. Достичь оптимального баланса в этой системе в условиях ограниченных ресурсов можно путем постоянного мониторинга и оказания воздействия в нужном направлении развития. В мировой практике эффективность рынка образовательных услуг на федеральном (государственном уровне) оценивается соотношением финансовых затрат на подготовку и переподготовку кадров к соответствующему росту валового внутреннего продукта. Такой анализ в системе координат «издержки-выгода» весьма сложен и позволяет получить оценки только на промежутке нескольких лет. Вместе с тем, принятие оперативных и рациональных решений по формированию новых направлений и путей развития рынка образовательных услуг на региональном уровне может осуществляться только на основе системы объективных показателей.
Напомним, что в Санкт-Петербурге организационная работа по развитию кадрового потенциала субъектов малого предпринимательства (далее — СМП) проводится в соответствии с региональными нормативными документами [3, 4].
Для оценки эффективности рынка образовательных услуг для малого бизнеса необходимо предложить показатель эффективности образовательных услуг, базирующийся на статистических характеристиках потребителей СМП и поставщиков образовательных услуг, таких как средний возраст участников образовательного процесса, позиция в организации, уровень
образования, сфера деятельность предприятий, их возраст, а также количество работающих сотрудников. Кроме того данный показатель должен учитывать зависимость от формы обучения, продолжительности занятий, наличие стажировки в программе и прочее. Подобные статистические характеристики рынка образовательных услуг представлены в [5, 6].
В [7] предложена методика оценки индекса качества жизни городов в виде комбинации различных величин достигнутых параметров. В данной статье предлагается рассмотреть возможность использования данной методики для оценки эффективности образовательных услуг.
Для оценки индекса эффективности рынка образовательных услуг используются следующие показатели:
1. Соответствие номенклатуры образовательных услуг государственному заказу.
2. Соответствие образовательных услуг мировому уровню науки и техники.
3. Полнота удовлетворения заявок субъектов малого предпринимательства на получение образовательных услуг.
4. Эффективность (усвоение) теоретических курсов образовательных услуг.
5. Эффективность (полезность) практических курсов образовательных услуг.
Количественные значения частных показателей эффективности определялись методом экспертных оценок [8]. Это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений. Методы экспертных оценок используются в условиях отсутствия каких-либо аналитических зависимостей и по точности уступают лишь методам математического моделирования. В качестве экспертов выступали руководители предприятий, слушатели различных образовательных программ, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений Санкт-Петербурга: Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского университета управления и экономики, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-Петербургского филиала национального исследовательского университета «Высшей школы экономики».
Номенклатура предоставленных образовательных услуг в Санкт-Петербурге полностью соответствует требованиям государственного заказа [3-6], таким образом коэффициент соответствия этого показателя Кн=1,0 в 2012 и 2013 гг. Государственным заказом определена лишь номенклатура специальностей образовательных услуг. Распределение предприятий по видам деятельности [5, 6] позволяет судить о структуре предприятий малого бизнеса в Санкт-Петербурге.
Соответствие образовательных услуг мировому уровню науки и техники по 2012 и 2013 гг. составляет
Кму 2012= 0,75 и Кму 2013=0,82.
Полнота удовлетворения заявок субъектов малого
предпринимательства на получение образовательных
о
со оо
<
со О
О (N
СО 00
J <
CÛ О
Показатели эффективности образовательных услуг
услуг зависит от объема финансирования государственного заказа, особых условий оплаты образовательных услуг, соответствия и качества предоставленных заявок на образовательные услуги и т. п.
По оценке организаторов образовательных услуг средневзвешенное значение коэффициента удовлетворения заявок на получение образовательных услуг, по 2012 и 2013 гг., соответственно: Кз 2012=0,71 и
Кз 2013=0,76.
Эффективность усвоения теоретических курсов образовательных услуг зависит не только от содержания курсов, но и от формы обучения, продолжительности и периодичности занятий [5, 6].
Усредненное значение коэффициентов усвоения теоретического курса слушателями образовательных услуг по 2012 и 2013 гг., соответственно: Кт 2012=0,77
и К 2013=0,85.
Обучение практическим навыкам работы включает в себя (анализ рынка, разработку стратегий развития предприятий, оценку конкурентно способности продукции, деловой этики и т. п.) Коэффициент эффективности практических курсов образовательных услуг по 2012 и 2013 гг., соответственно: K 2012 = 0,8 и
Кпр 2013 = 0,7
Индекс эффективности рынка образовательных
услуг Эоу для субъектов малого предпринимательства определим как средневзвешенное значение частных показателей эффективности. При равенстве весовых коэффициентов показателей эффективности рынка образовательных услуг индекс эффективности определяется как:
Эоу 2013 = 1/« 2 Kl = 0,82 (Эоу 2012 = О^Х
где Эоу — индекс эффективности образовательных услуг, п — количество частных показателей эффективности, К — частные показатели эффективности.
Результаты оценки показателей эффективности образовательных услуг представлены на рисунке в
виде пентаграммы. На рисунке приведены значения частных показателей за 2 года (2012 и 2013 гг.), а также значения индекса эффективности образовательных услуг по годам. Отклонение формы пентаграммы от правильного пятиугольника дает наглядное представление (при равенстве весовых коэффициентов показателей эффективности рынка образовательных услуг) о предпочтительных направлениях совершенствования рынка образовательных услуг.
Процессы формирования и развития новой образовательной системы активизируются во многих странах, представленный подход позволяет определить возможные пути развития рынка образовательных услуг, что повысит результативность планирования данной сферы, за счет более эффективного распределения ресурсов для ее развития. В условиях ограниченных ресурсов: финансовых и временных, постоянная диагностика жизненного состояния рынка образовательных услуг и публикация ее результатов необходима, с одной стороны, для предпринимателей, чтобы понимать, где они могут качественно обучить сотрудников вновь потребовавшимся от них компетенциям, с другой стороны, государству для регулирования системы кадрового обеспечения и предоставления тех услуг, которые пользуются спросом у потребителя.
С учетом анализа динамики развития представленных показателей появляется возможность объективного прогноза происходящих в региональной экономике процессов и, соответственно, определения потребностей в сфере образования и реализацией гибкой системы профессиональной переподготовки.
Список использованных источников
1. А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О. П. Молчанова. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-Пресс, 1998.
2. С. М. Коростелев, А. С. Максимов. Кадровое обеспечение промышленности: возможности получения качественного профессионального образования в Северо-Западном федеральном округе (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)//Экономические науки, № 7, 2012.
3. Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга от 30.04.2008 г. № 368-р «Об утверждении специальной программы «Региональный университет малого бизнеса».
4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.10.2012 г. № 1061 «О совершенствовании системы подготовки управленческих кадров в Санкт-Петербурге».
5. П. К. Кобяков. Статистические характеристики рынка образовательных услуг для субъектов малого предпринимательства/^ARGET, № 8, 2012.
6. П. К. Кобяков, И. К. Кобяков. Статистика рынка образовательных услуг для субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге// Материалы XIV международной конференции «Экология и развитие общества», СПб., 2012.
7. State of the World's Cities 2012/2013. Prosperity of Cities. UN Habitat. For a Better Urban Future.
8. А. И. Орлов. Экспертные оценки//Заводская лаборатория, т. 62, № 1, 1996.
Evaluation of the effectiveness of the educational services market for small business in St. Petersburg P. K. Kobyakov, State Budgetary Institution «St.Petersburg Interregional Resource Center».
E. A. Gorin, professor, St.Petersburg State Economical University. The need to evaluate the effectiveness of programs of additional professional education from the standpoint of the interests of the state, region, educational institutions and students is presented. Methodology for the selection of performance indicators and consideration of the dynamics of their development for last years is proposed. The approach allows the situation and possible directions of educational services development.
Keywords: educational services market, additional professional education, performance indicators, evaluation of effectiveness.