Научная статья на тему 'Оценка эффективности реализации Концепции семейной политики в России'

Оценка эффективности реализации Концепции семейной политики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1803
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / концепция семейной политики / план реализации концепции / индикаторы семейной политики / эффективность семейной политики. / family / the concept of family policy / the plan of implementation of the concept / family policy indicators / the effectiveness of family policy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности реализации Концепции семейной политики в России»

Кучмаева О.В.

д.э.н., профессор Российского экономического университета

kuchmaeva@yandex. ru

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

Ключевые слова: семья, концепция семейной политики, план реализации концепции, индикаторы семейной политики, эффективность семейной политики.

Keywords: family, the concept offamily policy, the plan of implementation of the concept, family policy indicators, the effectiveness of family policy.

Обеспечение консолидации общества становится приоритетной государственной задачей, решение которой основано на формировании устойчивой социальной структуры и воспитании личности, готовой действовать не только в собственных интересах, но и в интересах других людей, в интересах страны. Сегодня наше государство заинтересовано в простом или расширенном воспроизводстве населения, в улучшении качества трудовых ресурсов и состояния здоровья населения, в эффективной социализации детей, что обеспечивает его экономическую, политическую, военную безопасность и дальнейшее развитие1. Формирование наиболее благоприятных условий для создания семьи, рождения и воспитания детей в данном случае является предметом государственной заботы, разделением ответственности с семьей за ее будущее.

Значимым этапом в развитии государственной семейной политики является утверждение в августе 2014 года Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года2. Предыдущие стратегические документы, касающиеся реализации семейной политики, были приняты в России в 90-е годы прошлого

3

столетия .

Изменившиеся социально-политические и экономические условия в России, понимание значимости роли института семьи в жизни общества обусловили необходимость формирования новой стратегии семейной политики, учитывающей особенности жизнедеятельности современного института семьи и опирающейся на действенный механизм реализации. Принятая в 2014 г. Концепция семейной политики во многом взаимосвязана по задачам, направлениям и ожидаемым результатам с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года4, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы5, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года6. С одной стороны, это придает логичность и стройность составляющим социально-экономической политики государства. С другой, чревато дублированием мероприятий, формальным подходом к формированию системы плановой деятельности.

Отдельного внимания заслуживает оценка эффективности государственной семейной политики, которая представляет собой трудоемкий процесс в силу многогранности понятия семьи как социального института. Сегодня любая внедряемая государственная программа, доктрина, концепция, стратегия содержит четкий перечень индикаторов конечной результативности, достижение каждого из которых говорит о степени экономической и/или социальной эффективности конкретных мер.

В соответствии с Концепцией, под семейной политикой понимается целостная система принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей. В соответствии с поставленными в Концепции задачами, вводится ряд целевых индикаторов эффективности реализации (ожидаемых результатов) государственной семейной политики. Однако

1 Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России. - М., 2004. - С. 22.

Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70627660/

3 О положении семей в РФ. Научный доклад / Дармодехин С.В., Кучмаева О.В., Марыганова Е.А., Петрякова О. Л., Синельников А.Б. и др. - М.: ИСВ РАО, 2010.

4 Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165069/

5 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». - http://base.garant.ru/70183566/#ixzz3QB3nN3D0

6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_90601/

предлагаемые индикаторы не закреплены за конкретными разделами Концепции, не имеют в рамках Концепции конкретного количественного измерения, что не позволяет дать объективную оценку результативности предпринимаемых шагов. Так, доля семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума, в 2014 г. составила 62,9%, что ниже уровня 2013 г. (64%), но превышает значение за 2012 г., равное 62,2%. Отметим, что ранее показатель ежегодно увеличивался (2011 г. - 59,7%)\ С другой стороны, суммарный коэффициент рождаемости, относящийся к важнейшим демографическим показателям, подлежащим мониторингу, составил в 2015 году 1,78 ребенка на 1 женщину репродуктивного возраста, его рост начался с 2006 года, за несколько лет до принятия Концепции. Несмотря на рост коэффициента рождаемости, его значение пока далеко от уровня, обеспечивающего хотя бы простое воспроизводство населения.

Исходя из того, что официальная оценка результативности выполнения мероприятий Концепции опирается, прежде всего, на представленные в ее тексте ожидаемые результаты, можно предложить следующее распределение ожидаемых результатов по направлениям реализации Концепции и количественные значения показателей, которые могут служить ориентиром для оценки эффективности выполнения мероприятий в соответствии с поставленными задачами. При выборе целевых значений показателей брались в расчет существующие значения показателей, тенденции их изменения в последние годы и желательные значения с точки зрения благополучия семей с детьми.

1. Развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного

решения ею своей социальной функции

Ожидаемые результаты (изложенные в тексте Концепции):

- уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации - как минимум, до средне-регионального уровня бедности;

- сокращение числа неработающих родителей - не менее чем на 10%, рост доли трудоустроенных граждан с семейными обязанностями в общем числе трудоустроенных граждан - с учетом специфики региональной ситуации; увеличение уровня занятости женщин (в возрасте 20-49 лет), имеющих детей дошкольного возраста (0-6 лет), до 80%;

- увеличение численности детей в возрасте до 3 лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу - 100% от желающих посещать ДОУ;

- сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме, в общей численности детей, имеющих право на получение алиментов - не менее чем на 50%.

2. Развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей

Ожидаемые результаты:

- уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации - как минимум, до средне-регионального уровня бедности;

- сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме, в общей численности детей, имеющих право на получение алиментов - не менее чем на 50%.

3. Создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Ожидаемый результат:

- увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия, в общем числе семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий - как минимум, в 2 раза.

4. Развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов

Ожидаемый результат:

- достижение положительной динамики демографических показателей - снижение показателей младенческой и материнской смертности не менее чем на 30%.

5. Повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций

в семейных отношениях и семейном воспитании

Ожидаемые результаты:

- достижение положительной динамики демографических показателей - повышение уровня суммарного коэффициента рождаемости до 2,2 ребенка, повышение общего коэффициента брачности до 10%о (или в соответствии с региональной спецификой), увеличение доли домохозяйств с детьми в общем числе домохозяйств из 2-х и более человек до 50%, увеличение доли полных семей с детьми до 80%;

1 Данные официального сайта Росстата. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/mot ИегИоо^

- уменьшение числа разводов до 4% (или в соответствии с региональной спецификой);

- увеличение организаций и объема услуг, ориентированных на семейное проведение досуга - как минимум в 2 раза;

- уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах - как минимум в 2 раза;

- снижение числа возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - как минимум в 2 раза;

- снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения - как минимум, в 2 раза;

- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - до 95% (или в соответствии с региональной спецификой).

6. Содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи

Ожидаемые результаты:

- увеличение численности детей в возрасте до 3 лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу - 100% от желающих посещать ДОУ;

- увеличение организаций и объема услуг, ориентированных на семейное проведение досуга - как минимум в

2 раза.

7. Обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства

Ожидаемые результаты:

- снижение числа возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - как минимум в 2 раза;

- снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения - как минимум, в 2 раза;

- увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - до 95% (или в соответствии с региональной спецификой).

8. Профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности

Ожидаемые результаты:

- уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах - как минимум в 2 раза;

- снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения - как минимум, в 2 раза.

9. Повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми,

вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства

В тексте Концепции отсутствуют какие-либо ожидаемые результаты, напрямую связанные с оценкой реализации мероприятий в рамках данного направления. Для мониторинга могут быть использованы показатели, которые рассматриваются при оценке эффективности Национальной стратегии действий в интересах детей и представлены на сайте Росстата.

Прежде всего, необходимо оценить масштаб проблемы: отслеживать показатели численности доставленных несовершеннолетних в органы внутренних дел, численность осужденных, в том числе по полу, возрасту, видам преступлений и мерам наказаний. Необходимо проанализировать нарушения прав несовершеннолетних, отбывающих наказания, их динамику, тяжесть. Необходимы опросы самих несовершеннолетних, а также персонала соответствующих воспитательных учреждений.

Распоряжением Правительства РФ от 09.04.2015 № 607-р был утвержден План мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Мероприятия плана сгруппированы по девяти направлениям, отражающим основные задачи Концепции. Результаты, на которые ориентировано выполнение Плана, далеко не всегда совпадают с ожидаемыми результатами, представленными в самой Концепции.

В Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. вопросам обеспечения экономического благополучия семей уделено достаточно внимания. Акцент сделан на трех основных направлениях деятельности, которые должны обеспечить создание условий для жизнедеятельности семей с несколькими детьми: развитие экономической самостоятельности семьи; развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей; создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Концепция рассматривает как важнейшее направление деятельности развитие форм занятости, позволяющих гражданам с высокой семейной нагрузкой совмещать работу с выполнением семейных обязанностей: занятость на условиях неполного рабочего времени, работа по гибкому графику или на дому, поддержка развития семейного пред-

принимательства; создание условий для совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью. Заслуживает внимание пункт Плана, направленный на разработку механизмов поддержки бизнес-проектов, реализуемых семьями, имеющими детей. Предполагается подготовка рекомендаций по реализации работодателями положений Конвенции Международной организации труда о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Конвенция 156 от 23 июня 1981 года)1.

Однако мероприятия Плана, направленные на развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции, во многом носят формальный характер. В плане предлагается оказывать содействие в трудоустройстве лицам с семейными обязанностями путем подготовки рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, без указания конкретных механизмов. Среди ожидаемых результатов Плана нет показателей, ориентированных на расширение гибких условий труда для работников с несовершеннолетними детьми.

К 2015 г. зафиксировано сокращение численности безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов: в 2012 г. их численность составляла 272 тыс. человек, в 2013 г. и 2014 г. она не изменялась и была равной 244 тыс. человек. Однако данный показатель не позволяет осуществить качественного сравнения изменений, так как нет возможности сопоставить его с общей численностью родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.

В информации о ходе выполнения в 2015 году плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики, представленной на сайте Минтруда РФ2, говорится об увеличении с 1 января 2016 года стандартного налогового вычета на каждого ребенка-инвалида родителям и усыновителям, на обеспечении которых находится ребенок (до 12 000 рублей), а опекунам, попечителям и приемным родителям - до 6000 рублей. Для всех налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети, увеличен до 350 000 рублей предельный размер дохода, по достижении которого налоговый вычет не предоставляется. Однако реализация плана не предусматривала никаких шагов по введению модели семейного налогообложения, о котором говорилось в тексте самой Концепции.

В контексте разработки механизмов поддержки бизнес-проектов, реализуемых семьями с детьми, в 2015 году по итогам конкурсного отбора субъектов из федерального бюджета на поддержку бизнес-проектов, реализуемых семьями, предоставлены субсидии в рамках грантовой поддержки малого предпринимательства на сумму 795,547 млн. рублей 37 субъектам Российской Федерации. В пересчете на 1 регион это около 21 млн. рублей, что вряд ли значимым образом скажется на расширении масштабов семейного бизнеса. В настоящее время, по данным обследований бюджетов домашних хозяйств, проводимых Росстатом, доля доходов от предпринимательской деятельности составляет лишь 8,4% в общей сумме доходов населения (2014 г.). Доля работающих не по найму в современной России в последние годы колеблется в пределах 7,0-7,3% (по данным выборочных обследований занятости населения), в том числе доля помогающих на семейном предприятии составляет 0,4% и не менялась с 2012 года. Это крайне незначительная величина, которая не позволяет говорить о благоприятных условиях для семейного малого предпринимательства.

Ощущается потребность в развитии гибкого рынка труда для лиц с семейными обязанностями. По данным Комплексного обследования условий жизни населения, проведенного Росстатом, 16% населения, ищущего новую работу (в том числе 23% женщин), хотели бы работать неполное рабочее время.

В контексте обеспечения экономической самостоятельности семьи предполагается предпринять меры для обеспечения доступности дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до 3 лет. Планируется подготовка рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию механизмов поддержки негосударственных организаций дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за детьми, системы предоставления указанных услуг, в том числе на принципах государственно-частного партнерства. Причем ожидаемым результатом реализации этой меры является увеличение численности детей, получающих услуги по дошкольному образованию и присмотру и уходу в частных организациях, а также в семейных группах по уходу и присмотру за детьми, в 1,5 раза к концу 2018 года по сравнению с 2013 годом. Однако неясно, каков стартовый уровень показателя, сколько детей охвачено негосударственной системой дошкольного образования в настоящее время. Росстат не публикует данную информацию на своем сайте. Подобная ситуация не позволяет оценить планируемые масштабы деятельности по развитию сектора негосударственных услуг дошкольного образования. Данный недостаток в формировании системы показателей, характеризующих ожидаемые результаты, характерен для большинства пунктов Плана.

В 2015 г. в сравнении с 2014 г. возросла численность воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми. В 2014 г. она составляла 6813,6 тыс. человек, охват детей дошкольным образованием - 64,6%. В 2015 г. число воспитанников достигло 7151,6 тыс. человек, что составило 66,2% всех детей. Отметим снижение доли нуждающихся в устройстве в дошкольную образовательную организацию (по данным Комплексного наблюдения условий жизни населения в 2011 г. среди детей в возрасте до 3-х лет нуждались в устройстве в дошкольную образовательную организацию

1 Конвенция Международной организации труда о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Конвенция 156 от 23 июня 1981 года). Ратифицирована Федеральным законом РФ от 30 октября 1997 года № 137-ФЗ. - http://docs.cntd.ru/document/901763236

2 Информация от 16 февраля 2016 года «О ходе выполнения в 2015 году плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р». - http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ protection/281

53,4%, в 2014 г. - 48,9%1). Однако такая проблема, как дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях (в 2015 г. на 1000 детей в возрасте 1-6 лет приходится только 626 мест), несмотря не только на проводимую государственную политику, но и на изменения в учете числа дошкольных образовательных учреждений, до настоящего времени остается нерешенной.

Мероприятия, направленные на развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей, во многом связаны со стратегией преодоления бедности. Результатом должно стать снижение дефицита располагаемых ресурсов (доходов) малоимущих семей с детьми (в % от среднедушевых располагаемых ресурсов) с 36,2% в 2013 году до 32% к концу 2018 года. Безусловно, важно обеспечить экономическую самостоятельность семей с детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет как одной из социально уязвимых групп семей, для которых характерен повышенный уровень бедности. Однако в качестве ожидаемого результата в Плане представлена «подготовка предложений о дополнительной поддержке семей, воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет». Во-первых, экономическая самостоятельность и дополнительная поддержка - это не одно и то же. Во-вторых, непонятно, насколько можно оценить результативность выполнения мероприятия Плана по наличию предложений.

Доля детей в возрасте до 16 (18) лет, в отношении которых имеется задолженность с выплатой алиментов увеличилась с 2011 г. к 2014 г. с 20,2% до 21,1% (в % к общей численности детей, которым назначены алименты). По сути, проблема выплаты задолженности по алиментам никак не решается. Однако План не содержит никаких шагов по улучшению материального положения детей в семьях после развода родителей, хотя об этом говорилось в тексте самой Концепции. Проблема создания алиментного фонда дискутируется в различных совещательных органах уже более 5 лет.

Жилищные условия российских семей оставляют желать лучшего на протяжении многих десятилетий, несмотря на принятие ряда целевых программ. В ходе реализации Плана предполагается действовать в различных направлениях: формирование специальных ипотечных продуктов для молодых семей и семей, имеющих детей; создание и развитие региональных систем субсидированного жилищного найма для семей с детьми; расширение практики предоставления временного жилья семьям с детьми. Отдельные пункты Плана касаются защиты жилищных прав детей-сирот и детей в случае распада семьи.

Вызывает некоторое недоумение включение в состав Плана мероприятий Концепции семейной политики пункта «Реализация и оценка эффективности в части повышения доступности жилья для семей с детьми государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 323. Представляется крайне нелогичным, чтобы оценка реализации целевой программы входила в план реализации другого государственного концептуального документа.

В разделе «IV. Мероприятия, направленные на развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов», к сожалению, отсутствуют мероприятия, направленные на обеспечение репродуктивного здоровья, развитие семейного отдыха, поддержание жизнеохранительной функции семьи, ее усилий по поддержанию здоровья членов семьи. Необходима разработка Концепции охраны репродуктивного здоровья семьи в РФ и соответствующей модельной региональной Концепции. Важно учесть вклад семьи в обеспечение здоровья и благополучия членов своей семьи, использовать опыт европейских стран по перераспределению услуг между семьей и социальными службами при оказании помощи больным и нетрудоспособным.

Мероприятия, направленные на повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, оказание содействия в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи включают цикл информационных и просветительских мероприятий, не имеющих, однако, системного характера. Предполагается проведение ряда конкурсов и проектов, мероприятий по просвещению родителей в области педагогики и возрастной психологии, а также формирование методической и организационной поддержки приемных семей.

К сожалению, традиционно в Плане ничего не говорится о создании системы подготовки молодежи к браку, разработке обучающих программ и методик для образовательных учреждений, необходимости внесения изменений в образовательные стандарты общего среднего, начального профессионального и среднего специального образования с целью формирования системы подготовки к семье и браку подростков и юношества. Кроме того, непонятно, каким образом реализуемые мероприятия приведут к повышению ценности семейного образа жизни, каким образом оценивать результативность предпринимаемых мер.

Отдельный раздел Плана посвящен Механизмам и ресурсам реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации. Однако в разделе ничего не сказано про формирование ресурсного обеспечения реализации Концепции, формирование системы подготовки специалистов для работы с семьей, разработке и реализации семейной политики, в системе среднего и высшего профессионального образования, повышения квалификации специалистов. При реализации Концепции семейной политики регионы разрабатывают планы, ориентируясь на социально-экономический потенциал регионов. В том числе именно на регионы возложено развитие кадрового потенциала сферы помощи семье и детям, организацию переподготовки, повышения квалификации специалистов, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав семьи и детей. Отсутствуют мероприятия по созданию механизмов финансирования, информационно-аналитического и кадрового обеспечения, системы правового обеспечения государственной семейной политики.

1 Данные официального сайта Росстата. Выборочные обследования «Комплексного наблюдения условий жизни населения». -http://www.gks.ru/free_doc/new_site/K0UZ14/survey0/index.html

Между тем, организация управления напрямую влияет на эффективность реализации семейной политики. В плане отсутствуют меры контроля за реализацией Концепции, в том числе общественного, включая общественный мониторинг, экспертизу нормативных правовых актов и решений. Механизмы, обеспечивающие функцию управления, частично прописаны для регионального, но не федерального уровня.

В частности, для целей управления необходимо предусмотреть:

- увеличение доли расходов на семейные и материнские пособия к величине ВВП и ВРП до 2,2%, как предполагалось еще в Указе об основных направлениях государственной семейной политики от 1996 г.1.

- разработку в составе бюджетов всех уровней семейно-детских бюджетов с выделением расходов на реализацию государственной семейной политики;

- совершенствование деятельности Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, Пенсионного фонда России в отношении граждан с семейными обязанностями, выделение в составе их расходов, направленных на обеспечение реализации мер государственной семейной политики.

Текст Концепции прямо указывает на то, что государственная семейная политика формируется и реализуется как многосубъектная деятельность. Однако участие других, помимо государственных, субъектов в реализации политики слабо отражено в Плане: региональные власти, бизнес и НКО прописаны только как соисполнители мероприятий. Отсутствуют мероприятия по координации их деятельности на федеральном уровне.

В целом количественный и содержательный состав показателей (индикаторов), выступающих в качестве ожидаемых результатов выполнения мероприятий Плана, не является достаточным для объективной и полноценной оценки достижения целей и задач первого этапа Концепции. Этих недостатков необходимо избежать при разработке дальнейших планов реализации Концепции (после 2018 года).

Зачастую показатели подобраны таким образом, что по ним невозможно оценить эффективность реализации мероприятий. К сожалению, многие мероприятия завершаются подготовкой докладов в Правительство, что не дает возможность оценить эффективность предлагаемых технологий. Из 65 пунктов Плана для 10 мероприятий в качестве отчетного документа выступает доклад, 6 - аналитические материалы.

Для успешного выполнения Плана реализации Концепции семейной политики необходимо на начальном этапе обеспечить формирование действенного механизма его реализации и мониторинг выполнения мероприятий на основе системы количественных и качественных индикаторов. Ожидаемые результаты должны быть увязаны с мероприятиями конкретных разделов и иметь количественную оценку.

На Федеральную службу государственной статистики возложена разработка системы индикаторов для мониторинга эффективности мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей и организация мониторинга его эффективности2, однако специального мониторинга выполнения Концепции государственной семейной политики не проводится. Необходимо использовать возможности выборочных обследований для оценки результативности выполнения мероприятий Концепции с помощью качественных индикаторов. В ряде случаев для оценки достижения ожидаемого результата необходимо проводить специальные обследования (выборочные исследования), которые требуют средств, соответствующего финансирования, однако это в Плане не отражено. Так, мониторинг эффективности мероприятий раздела «Мероприятия, направленные на повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, на оказание содействия в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи» во многом должен основываться на опросах общественного мнения.

Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения, проведение которого предполагается Росстатом сделать периодическим, дает ответы на вопросы об удовлетворенности российскими домохозяйствами различными видами услуг, предоставляемыми учреждениями социальной инфраструктуры. Программа Выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, проведенного Росстатом в 2013 году, содержала вопросы, направленные на выявление ценностных ориентаций россиян, их репродуктивных планов и состояния репродуктивного здоровья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, подводя итоги можно сказать, что для проведения объективной оценки эффективности семейной политики необходимо шире использовать возможности статистической отчетности и выборочных обследований. Для ликвидации разночтений и дублирований индикаторов, оценивающих результативность конкретных мер, необходимо разработать сводную статистическую оценку эффективности государственного управления институтом семьи, что на современном этапе представляет серьезную научно-практическую проблему, не имеющую единственного и всеми признанного решения.

1 Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной

политики». - http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm

2

Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.». - http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70142628/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.