Научная статья на тему 'Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года и гармонизация частно-правовых и публично-правовых начал в сфере семейного и предпринимательско—правового регулирования'

Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года и гармонизация частно-правовых и публично-правовых начал в сфере семейного и предпринимательско—правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
405
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
семейная политика / семья / семейное предпринимательство / гармонизации частно-правовых и публично-правовых начал в сфере семейного регулирования / family policy / family / family business / harmonization of private law and public law principles in the family law regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапсугова М. Д.

В статье исследуются модели семьи, модели государственно-семейной политики, и их роль в поиске баланса публичных и частных начал в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF STATE FAMILY POLICY FOR THE PERIOD UNTIL 2025 AND HARMONIZATION OF PRIVATE LAW AND PUBLIC LAW PRINCIPLES IN THE FAMILY AND ENTREPRENEURIAL LEGAL REGULATION

The article analyzes the family model, the model of family policies, and their role in the search for balance between public and private has started in this area.

Текст научной работы на тему «Концепция государственной семейной политики на период до 2025 года и гармонизация частно-правовых и публично-правовых начал в сфере семейного и предпринимательско—правового регулирования»

140

JURISPRUDENCE /

3. Указ Президента РФ от 31.декабря.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»// СЗ РФ. 2016 № 1 (ч.2). Ст. 212.

4. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».

5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.09.2014 № 73. URL:https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/0143504/cncd_06102014_73.

6. Бодрунов С. Д. Переход к перспективному технологическому укладу: анализ с позиции концепций НИО.2 и ноономики //Экономическое возрождение России № 3 (57) 2018.С 5-13.

7. Regulation (EU) No 1291/2013 of the European Parliament and of the Council (4) established Horizon 2020 - The Framework Program for Research

and Innovation (2014-2020) (('Horizon 2020'). https://eur-lex.europa.eu/legal-

content/EN/TXT/?qid=1552451889022&uri=CELEX: 32013R1291.

8. Regulation (EU) No 910/2014 of the European Parliament and of the Council of 23 July 2014 on Electronic Identification and Trust Services for Electronic Transactions in the Internal Market and Repealing Directive 1999/93/EC // URL: http://data.eu-ropa. eu/eli/reg/2014/910/oj.

9. Report on the Regulation: http://www.euro-parl.europa.eu/sides/get-

Doc.do?type=REPORT&mode=XML&reference=A8-2018- 0401&language=EN.

10. A Digital Single Market Strategy for Europe. Brussels, 6.5.2015. URL:https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/digital-single-market-strategy-europe-com2015-192-final.

Шапсугова М. Д. Кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права

Института государства и права РАН DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10105 КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА И ГАРМОНИЗАЦИЯ ЧАСТНО-ПРАВОВЫХ И ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ НАЧАЛ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКО—ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Shapsugova M. D.

PhD, Associate Professor, Senior Researcher, Business and Corporate Law Sector, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

THE CONCEPT OF STATE FAMILY POLICY FOR THE PERIOD UNTIL 2025 AND HARMONIZATION OF PRIVATE LAW AND PUBLIC LAW PRINCIPLES IN THE FAMILY AND

ENTREPRENEURIAL LEGAL REGULATION

Аннотация

В статье исследуются модели семьи, модели государственно-семейной политики, и их роль в поиске баланса публичных и частных начал в данной сфере

Abstract

The article analyzes the family model, the model of family policies, and their role in the search for balance between public and private has started in this area

Ключевые слова: семейная политика, семья, семейное предпринимательство, гармонизации частноправовых и публично-правовых начал в сфере семейного регулирования

Keywords: family policy, family, family business, harmonization of private law and public law principles in the family law regulation

Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция). Концепция была принята в развитие положений Указа Президента РФ от 14.05.1996 № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Утверждение Концепции является безусловно важной вехой в становлении семейной политики государства. В Концепции закреплены принципы государственной семейной политики.

Анализируя Концепцию необходимо учитывать степень абстрактности ее положений, свойственную документам подобного рода. Вместе с

тем, концепция должна соответствовать критериям актуальности и реализуемости поставленных в ней целей.

Полагаем модель семейной политики должна строиться из функций семьи и существующих моделей семьи. Традиционно выделяют следующие функции семьи: репродуктивную, воспитательную, психологическую, экономическую. Семья является базовой ячейкой общества, с экономической точки зрения - домохозяйством. Семья также является источником удовлетворения основных потребностей личности (безопасность, принадлежность, продолжение рода и др.). К моделям семьи относят патри-

<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#Щ29)),2(0]9 / .Тим8РКиБЕМСБ

архальную (традиционную), детоцентристскую, супружескую, в которой стираются границы тендерных ролей супругов, получающую все большее распространение.

Модели семейной политики [1, с. 74]

1. Либеральная. Политика невмешательства государства; жизнь семьи и ее благополучие как частное дело граждан; поддержка традиционной модели семьи как стратегия уменьшения социального напряжения. Основной тип господдержки семьи - налоговые льготы

2. Консервативная. Просемейная ориентация; поддержка традиционной модели семьи с мужчиной-кормильцем и женщиной-домохозяйкой. Основной тип господдержки семьи - материальная (пособия, декретный отпуск, отпуск по уходу за ребенком, услуги по уходу за ребенком от 3 до 6 лет)

3. Социально- демократическая. Гендерное равенство; эффективное совмещение профессиональных и семейных ролей для мужчин и женщин. Основной тип господдержки - сервисная.

Граница невмешательства во внутреннюю жизнь семьи исторически подвижна. Именно в модели семейной политики, основанной на модели и функции семьи заложены принципы гармонизации публичного и частного в сфере семейных отношений.

Кроме того, при разработке Концепции необходимо учитывать универсальные закономерности в развитии института семьи. Универсальные закономерности в изменении семьи объясняются в концепции второго демографического перехода как результата движения общественного сознания от консерватизма к прогрессивности, при этом последняя понимается как толерантность и восприимчивость к новым ценностям и моделям поведения. В результате перехода наряду с универсальной традиционной семьей получают распространение разнообразные альтернативные формы совместной жизни, при этом, благодаря повышению эффективности контрацепции, осуществляется сознательное планирование рождения каждого ребенка. В условиях второго демографического перехода происходят глубинные изменения непосредственно в системе ценностей и потребностей как личности, так и семьи. Противостоять данным изменениям невозможно, однако, их особенности необходимо знать и учитывать при проведении государственной семейной и демографической политики в современных условиях. Политика должна заключаться, во-первых, в обеспечении как можно менее болезненного перехода к новым функциям семьи, а, во-вторых, в исправлении временных, специфических негативных явлений, сопровождающих переход [2, с. 8].

Таким образом, изменение потребностей личности ведет к изменению функций и моделей семьи и неизбежно должно находить отражение в семейной политике государства.

Концепция ориентирована на поддержку традиционных семейных ценностей. Однако такая семейная политика не учитывает современные универсальные тенденции в развитии института семьи.

141

С одной стороны, государство отдает приоритет традиционной патриархальной семье, с другой не предоставляет соответствующих данной модели семейной политики материальных гарантий. В Концепции не заложены механизмы материальной поддержки традиционной семьи. Концепция предполагает трудовую занятость обоих родителей, и не содержит механизмы преодоления гендерного неравенства, предоставления системы налоговых льгот семьям с детьми. Расходы на поддержку семьи в России по разным источникам составляют около 1,5% ВВП, что в несколько раз ниже показателей развитых стран (в Германии около 9%).

Изучение базы данных по семейной политике государств стран Совета Европы позволяет сделать вывод, что соответствующие документы стран-участниц, посвященные семейной политике затрагивают следующие вопросы:

1. Организационное обеспечение семейной политики (самоорганизация семей, семейная политика государства и политика государства в других сферах взаимодействие государственных органов и общественных организаций).

2. Цели семейной политики.

3. Финансовая политика направленная на семьи (налоговая политика и формы финансовой поддержки семьи). Расходы на семейную политику.

4. Рождаемость и репродуктивное здоровье. Профилактика абортов, в том числе ранних.

5. Защита материнства на рабочем месте.

6. Баланс семья-работа, организация семейного и детского досуга.

7. Услуги семьям.

8. Состояние семейного права (правовое регулирование современных форм брака, сожительства (коабитация и конкубинат) и прав детей, медиация.

9. Сложные семейные ситуации (насилие в семье, телесные наказания детей, психологическая помощь, поддержка родителей, политика в отношении лишения родительских прав и их ограничения).

В соответствии с Концепцией целесообразно для граждан с высокой семейной нагрузкой развивать формы занятости, позволяющие совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, такие, как занятость на условиях неполного рабочего времени, работа по гибкому графику или на дому, а также оказывать поддержку развитию семейного предпринимательства и фермерства.

Следует отметить что статус семейного предпринимательства не определен. Законодательное регулирование семейного предпринимательства отсутствует, а семья не является субъектом предпринимательского права. В связи с изложенным рассматриваются концепции семейного предпринимательства как организационно-правовой формы ведения бизнеса, как правовой режим семейного имущества, правовой режим деятельности.

Две цели - повышение уровня женской занятости и рост рождаемости - могут показаться взаимоисключающими. Но это предубеждение; в действительности, уровень рождаемости выше в тех странах, где также выше уровень занятости женщин [3,

142

JURISPRUDENCE / <<Ш^ШМУМ~^®УГМа1>#Щ29)),2©]]9

с. 2]. Традиционная же модель приводит к сдвигу календаря рождений.

И, наконец, в Концепции не заложен механизм ее реализации, не обозначены субъекты исполнения. В соответствии с Концепцией, основным ее исполнителем по сути является субъект РФ. Однако не все направления реализации Концепции реализуемы в рамках компетенции субъекта РФ.

Указ Президента РФ от 14.05.1996 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» во исполнение которого принята Концепция, предусматривал иной механизм ее реализации. Он предусматривал ее реализацию прежде всего на федеральном уровне, в том числе создание в составе федеральных органов исполнительной власти социальной направленности специальные подразделения для разработки и реализации мер государственной семейной политики (раздел V Указа). Указ предусматривал обеспечение господдержки деятельности общественных объединений, благотворительных фондов, занимающихся проблемами семьи, также, в отличие от Концепции предусматривал создание механизма финансирования государственной семейной политики.

Участие российских семей в реализации государственной семейной политики предполагает, согласно Концепции, их активную роль в партнерстве с властью, бизнесом и общественностью. Сама идея партнерства семьи и бизнеса, развитие корпоративной семейной политики, социальной ответственности предпринимательства, представляется удачной. Однако, в Концепции не обозначены механизмы такого взаимодействия, не предусмотрены прямые и косвенные меры стимулирования работодателей к участию в государственной семейной политике.

В соответствии с поставленными в Концепции задачами вводятся целевые индикаторы эффективности реализации государственной семейной политики:

уменьшение доли семей с детьми до 16 лет в общей численности семей, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации; сокращение числа неработающих родителей, рост доли трудоустроенных граждан с семейными обязанностями в общем числе трудоустроенных граждан; увеличение численности детей в возрасте до 3 лет, охваченных дошкольным образованием и услугами по присмотру и уходу; достижение положительной динамики демографических показателей; уменьшение числа разводов; увеличение организаций и объема услуг, ориентированных на семейное проведение досуга; увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия, в общем числе семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий; сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме, в общей численности детей, имеющих право на получение алиментов; уменьшение числа отказов от новорожденных в родильных домах; снижение числа возвратов детей из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения; увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, в общем числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исследователями отмечается, что по ряду причин изменение демографических статистических показателей не может в полной мере отражать результативность семейной политики, следовательно, необходимо выбирать другие индикаторы оценки. Успешная семейная политика предполагает улучшение институциональной среды на многих рынках: труда, социальных услуг и жилья, потребительских и проч. Показателями успешности для рынка труда станут: рост занятости и снижение безработицы, занятость на льготных условиях, неполный рабочий день, уровень подготовленности мужчин и женщин, показатели гендерной дискриминации при приеме на работу и в заработной плате, развитие семейного предпринимательства. Успешность политики в области обеспечения доходов и благосостояния семей определяется величиной совокупного дохода семьи (из различных источников) и дохода на душу, соотношением доходов семей с прожиточным минимумом, долей бедных семей различных социально-демографических типов, долей в ВВП средств на поддержку семей, долей семей - получателей пособий [2, с. 17].

Эффективность развития и работы служб по планированию семьи может характеризоваться динамикой числа абортов (тенденция к сокращению) и распространенностью и доступностью современных средств контрацепции (рост), что особенно важно в условиях второго демографического перехода [2, с. 18].

В целом, Концепция противоречива. В ней не заложена последовательно проводимая через всю Концепцию модель семейной политики, формирующая баланс частных и публичных отношений в этой сфере. Провозглашаемая традиционная модель семьи требует значительной материальной поддержки семьи со стороны государства, однако механизмы такой поддержки в Концепции не обозначены. В то же время предлагаемые в Концепции меры скорее ориентированы на модель супружеской семьи. Несмотря на обозначенные недостатки, разработка Концепции является важной вехой на пути к совершенствованию модели государственной семейной политики в России. Концепция требует дальнейшей разработки программ, в которых будут прописаны механизмы ее реализации (организационные, финансовые и проч.).

В Концепции отсутствует видение конечной цели реализации семейной политики. По нашему мнению, это удовлетворенность семейной жизнью, счастье в семье, а не только демографические показатели. Уже есть примеры государств, озаботившихся счастьем своих граждан, и создавших Министерства счастья (ОАЭ и Бутан).

Список литературы:

<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#Щ29)),2(0]9 / JURISPRUDENCE

143

1. Чернова Ж.Б. Семейная политика в Европе и России: гендерный анализ. - СПб.: Норма, 2008.

2. Козлов В.А. Институциональный подход к разработке семейной политики — М.: Институт экономики РАН, 2010.

3. Olivier Thevenon. Family policies in developed countries: contrasting models// Population and Societies № 448, September 2008. P. 2 // [Электронный ресурс]

http://www.ined.fr/en/publications/population-and-societies/family-policies-in-developed-countries-contrasting-models-en/ (дата обращения 20.02.2019)

УДК 346. 2

Шапсугова М. Д.

Кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права

Института государства и права РАН РР!: 10.24411/2520-6990-2019-10106 МАШИНО-МЕСТА: ТЕНДЕНЦИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Shapsugova M. D.

PhD, Associate Professor, Senior Researcher, Business and Corporate Law Sector, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

PARKING SPACE: THE TRENDS OF LEGAL REGULATION

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные проблемы правового регулирования машино-мест, судебная практика в данной сфере, а также законопроекты. Abstract

The article deals with topical issues of legal regulation ofparking spaces, judicial practice in this area and

bills.

Ключевые слова: машино-место, правовой режим. Key words: parking space, legal regime.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 315-Ф3) в п. 21 ст. 1 ГрК РФ были внесены изменения: текст «зданий, строений или сооружений» исключили из понятия парковки. В п. 29 ст. 1 ГрК РФ, который закреплено понятие машино-места, которым является предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Границы машино-места в соответствии с п. 6.2 ст. 24 Закона о государственной регистрации недвижимости, определяются проектной документацией здания (сооружения) и обозначены или закреплены лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания (сооружения), либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами).

На данный момент машино-места отнесены ГК РФ к объектам недвижимого имущества (ст. 130) [1].

Поскольку долгое время статус машино-места оставался неопределенным, интересно рассмотреть

каким образом развивался подход к правовому регулированию их статуса.

Согласно Нормам и правилам проектирования планировки и застройки г. Москва МГСН 1.01-99 п. 9.3.1 Для территории города, округа, района, микрорайона общую потребность в машино-местах для хранения легковых автомобилей физических лиц следует принимать в количестве не менее 320 машино-мест на 1000 жителей. Исходя из этих нормативов нетрудно представить объем вводимых в эксплуатацию машино-мест. В таких условиях казалась странной неопределенность правового режима машино-мест в российском законодательстве.

Следует отметить, что термин «машино-место» не являлся единственно используемым по отношению к местам хранения автомобилей, не имеющим стен. Также применялся термин «парковоч-ное место», «машиноместо». Термин парковочное место встречался в Градостроительном кодексе РФ.

В СП 113.13330.2012. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99* для обозначения мест хранения автомобилей используются разные термины, обозначающие различные типы таких мест: автостоянка, автостоянка с полумеханизированной парковкой, гараж, гараж-стоянка, механизированная стоянка, надземная автостоянка открытого типа, надземная автостоянка закрытого типа, обвалованная автостоянка, плоскостная автостоянка, подземная автостоянка, помещение для хранения. Под автостоянкой (автостоянка, гараж-стоянка) понимается здание,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.