(181). - С. 459-463.
4. Решение основных проблем в преподавании предмета «физическая культура» в общеобразовательном учреждении / С.А. Фирсин, Е.А. Башмакова, Р.Р. Айнетдинов, В.М. Савченко, А.Ю. Савкин, Е.Д. Жукова //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 5 (195). - С. 415-419.
5. Федоров И.М. Переход от образовательной среды к образовательной экосистеме / И.М. Федоров // Молодой ученый. - 2019. - № 28 (266). - С. 246-250. - URL: https://moluch.ru/archive/266/61494/ (дата обращения: 07.11.2021).
REFERENCES
1. Varlamova, D., Korichin, D., Peskov, D. and Luksha, K. (2016), Atlas of new professions 2.0., Olymp-Business, Moscow.
2. Koroleva, D.O. and Naushirvanov T.O. (2020), Ecosystem of development of innovations in Russian education: infrastructure characteristics, National Research University Higher School of Economics, Institute of Education, Moscow.
3. Firsin, S.A., Shchadilova, I.S., Savkin A.Yu. and Zhukova, E.D. (2020), "Assessment of the role of the teacher of physical culture in the future", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 459-463.
4. Firsin, S.A., Bashmakova, E.A., Ainetdinov, R.R., Savchenko, V.M., Savkin A.Yu. and Zhukova E.D. (2021), "The solution of basic problems in teaching the subject "physical culture" in a general educational institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 415-419.
5. Fedorov, I.M. (2021), "Transition from the educational environment to the educational ecosystem", Young scientist, No. 28 (266), pp. 246-250, available at: https://moluch.ru/archive/266/61494/ (date of access: 07.11.2021).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.11.2021
УДК 796.012.1
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Елена Викторовна Черкашина, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Лариса Леонидовна Платонова, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск; Наталья Геннадьевна Пряни-кова кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный университет спорта и туризма, Москва; Дмитрий Николаевич Платонов, кандидат педагогических наук, доцент, Арктический государственный агротехнологический университет, Якутск
Аннотация
Введение. Эффективность занятий по физической культуре в подготовительной медицинской группе можно повысить путем внедрения изменений в содержания учебно-тренировочных занятий. Цель исследования - оценка эффективности разработанной экспериментальной учебной программы по физической культуре для студентов подготовительной медицинской группы с учетом педагогических условий физической подготовки и региональных условий Республики Саха. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 180 студентов (юноши) 2 курса подготовительной медицинской группы, которые были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную, по 90 юношей в каждой. Педагогический эксперимент длился один учебный год. Во время педагогического эксперимента для представителей экспериментальной группы была внедрена разработанная дополнительная учебная программа со средствами общей физической подготовки и распределением учебных часов. Педагогическое тестирование проведено трижды - до, в середине и по окончании педагогического эксперимента. Результаты исследования и их обсуждение. У студентов с заболеваниями органов дыхания, входящих в состав экспериментальной группы по прошествии эксперимента выраженные изменения коснулись результатов в таких тестах как
сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон вперед стоя на гимнастической скамье (р<0,01). У студентов с заболеваниями органов зрения наиболее выражено изменились показатели в беге на 60 м, беге на 1000 м, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, наклоне вперёд стоя на гимнастической скамье (р<0,01). У студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы все шесть тестов достоверно изменились (р<0,01). У студентов подгруппы «другие заболевания» наиболее выраженные изменения коснулись показателей в сгибании и разгибание рук в упоре лёжа, тесте на определение гибкости (р<0,01). В подгруппе студентов с патологиями опорно-двигательного аппарата наиболее выраженные изменения отмечены в беге на 1000 м (р<0,01). У студентов подгруппы с нарушениями в деятельности нервной системы наиболее выраженные изменения зарегистрированы в бег на 1000 м, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, а также в тесте на определение гибкости (р<0,01). Выводы. Сравнение результатов педагогического тестирования общей физической подготовленности студентов 2 курса подготовительной медицинской группы, которые были разделены на 6 экспериментальных и 6 контрольных подгрупп с учетом заболеваний и отклонений в состоянии здоровья показала, что по прошествии педагогического эксперимента во всех шести экспериментальных подгруппах были отмечены достоверные изменения по всем шести показателям общей физической подготовленности в отличии от представителей контрольной группы (р<0,05, р<0,01).
Ключевые слова: контроль физической подготовленности, достоверные изменения показателей, педагогический эксперимент, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая система.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p499-506
EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE DEVELOPED EXPERIMENTAL PHYSICAL EDUCATION CURRICULUM FOR STUDENTS OF THE PREPARATORY MEDICAL GROUP
Elena Viktorovna Cherkashina, the candidate in physical education and sports, senior lecturer, Larisa Leonidovna Platonova, the senior teacher, North-Eastern Federal University, Yakutsk; Natalya Gennadyevna Pryanikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State University of Sports and Tourism, Moscow; Dmitry Nikolaevich Platonov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Arctic State Agrotechnological University, Yakutsk
Abstract
Introduction. The effectiveness of physical education classes in the preparatory medical group can be improved by introducing changes in the content of training sessions. The purpose of the study is to evaluate the effectiveness of the developed experimental physical education curriculum for students of the preparatory medical group, taking into account the pedagogical conditions of physical training and regional conditions of the Sakha Republic. Methodology and organization of the study. The study involved 180 students (boys) of the 2nd year of the preparatory medical group, who were divided into two groups - experimental and control, 90 boys in each. The pedagogical experiment lasted one academic year. During the pedagogical experiment for the representatives of the experimental group, a developed additional curriculum was introduced with the means of general physical training and the distribution of training hours. Pedagogical testing was conducted three times - before, in the middle and at the end of the pedagogical experiment. The results of the study and their discussion. In students with respiratory diseases who are part of the experimental group, after the experiment, pronounced changes affected the results in such tests as flexion and extension of the arms lying down and bending forward while standing on a gymnastic bench (p<0.01). Students with diseases of the visual organs had the most pronounced changes in the indicators in running for 60 m, running for 1000 m, flexion and extension of the arms lying down, leaning forward while standing on a gymnastic bench (p<0.01). In students with diseases of the cardiovascular system, all six tests significantly changed (p<0.01). In the students of the "other diseases" subgroup, the most pronounced changes affected the indicators in flexion and extension of the arms in the prone position, and the test for determining flexibility (p<0.01). In the subgroup of students with pathologies of the musculoskeletal system, the most pronounced changes were noted in the 1000 m run (p<0.01). In the students of the subgroup with disorders of the nervous system, the most pronounced changes were recorded in running at 1000 m, flexion and extension of the arms in the prone position, as well as in the test for determining flexibility (p<0.01). Conclusions. A comparison of the results of pedagogical testing of general physical fitness
of 2nd-year students of the preparatory medical group, who were divided into 6 experimental and 6 control subgroups, taking into account diseases and deviations in health status, showed that after the pedagogical experiment, significant changes were noted in all six experimental subgroups in all six indicators of general physical fitness, unlike representatives of the control group (p<0.05, p<0.01).
Keywords: control of physical fitness, reliable changes in indicators, pedagogical experiment, musculoskeletal system, cardiovascular system.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность занятий по физической культуре в подготовительной медицинской группе можно повысить путем внедрения изменений в содержание учебно-тренировочных занятий [1-3]. Появилась сложная ситуация в расхождении между требованиями, предусмотренными учебной программой высшего учебного заведения и недостаточной эффективностью проведения занятий по физической культуре студенток подготовительной медицинской группы. В исследованиях С.Л. Володкович подчеркивает эффективность комплексного интегрированного применения традиционных средств физической культуры и современных видов двигательной активности для студенток подготовительной медицинской группы. При этом наиболее эффективными комплексами считает классическую аэробику, комплекс калланетика, системы Пилатес и дыхательные упражнения [1]. Автор предлагает комплекс традиционных упражнений на занятиях по физической культуре для студентов подготовительной медицинской группы. К ним относятся: циклические беговые упражнения; ациклические упражнения с отягощениями для мышц плечевого пояса, собственным весом, для мышц туловища, брюшного пресса и спины, а также для мышц нижних конечностей; прыжковые упражнения; спортивные игры: баскетбол, волейбол [1].
В настоящее время у многих студентов диагностируются такие отклонения в состоянии здоровья, как лишний вес, слабая физическая подготовленность и заболевания опорно-двигательного аппарата, что необходимо учитывать при построении занятий по физической культуре для студентов подготовительной медицинской группы [1-5]. Однако в настоящее время существует дефицит работ о дифференциации физической нагрузки для студентов подготовительной медицинской группы с учетом патологий, а также особенностей регионов их проживания.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В педагогическом эксперименте приняли участие 180 студентов (юношей) СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова, обучающихся на 2 курсе в подготовительной медицинской группе. Данных студентов разделили на две группы -экспериментальную и контрольную, по 90 юношей в каждой. Как в экспериментальной, так и контрольной группе в равной степени присутствовали студенты с различными заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. По 15 человек в группе были студенты с заболевания органов зрения, органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, патологиями опорно-двигательного аппарата, нарушениями в деятельности нервной системе, а также с другими заболеваниями. Сформированные группы были проверены на однородность по антропометрическим, некоторым спирографическим показателям, а также возрасту студентов, принимающих участие в педагогическом эксперименте.
На протяжении этого периода две группы - контрольная и экспериментальная, занимались по двум учебным программам. Студенты, входящие в состав контрольной группы, занимались по традиционной программе, представители экспериментальной группы - по разработанной учебной программе, которая отличалась от традиционной соотношением объема, интенсивностью физических нагрузок и контрольными нормативами. Контроль физической подготовленности проводился трижды - в сентябре для определения исходного уровня, в декабре во время зимней экзаменационной сессии и в мае -по окончанию семестра, в период летней экзаменационной сессии.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Следует отметить, что первое педагогическое тестирование не выявило отличий на статистически достоверном уровне в показателях физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной группы (р>0,05).
Анализ межгрупповых отличий результатов тестирования студентов 2 курса подготовительной медицинской группы с заболеваниями органов дыхания (таблица 1), входящих в состав контрольной и экспериментальной группы в процессе педагогического эксперимента показал, что во время второго обследования, в декабре, показатели представителей экспериментальной группы в четырех тестах - бег 60 м, бег 1000 м, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (отжимания\0, а также наклон вперед стоя на гимнастической скамье (гибкость) достоверно отличаются от данных, показанных студентами контрольной группы (р<0,05). По прошествии ещё одного семестра, а именно в период летней экзаменационной сессии проведённое педагогическое тестирование продемонстрировало, что во всех шести тестах показатели на статистически значимом уровне отличаются у представителей экспериментальной группы от студентов контрольной группы (р<0,05, р<0,01). Значительные отличия определены в такие тестовые упражнения как бег 1000 м, где результаты между показателями студентов экспериментальной и контрольной группы разнятся в 39,78 с, что соответствовало 14,6%, в тесте сгибание и разгибание рук в упоре лежа результаты между группами отличаются на 6,92 раза, что составило 31,1%.
Выраженные отличия были зарегистрированы в заключительном тесте на определение гибкости, при выполнении которого разница в результатах составила в среднем по группе 3,30 см, что соответствовало 59,6%.
Таблица 1 - Показатели общей физической подготовленности студентов 2 курса подготовительной медицинской группы с заболеваниями органов дыхания, входящих в состав контрольной и экспериментальной группы в процессе педагогического эксперимента
Тест Результат тестирования, xx± о Расчетные величины
Экспериментальная группа (15) Контрольная группа (15) Величины различий ЭГ-КГ сентябрь 1 Величины различий ЭГ-КГ декабрь 1 Величины различий ЭГ-КГ май 1
сентябрь декабрь май сентябрь декабрь май
Бег 60 м (с) 9,92± 0,65 9,51± 0,42 9,41± 0,42 9,89± 0,72 9,92± 0,23 9,87±0 ,14 0,03 -0,42 -0,41* 4,67 -0,46* 5,68
Бег 1000 м (с) 311,40 ±3,26 300,01 ±4,26 272,42 ±5,18 312,32 ±4,34 313,22 ±5,14 312,2± 5,38 -0,92 0,82 -13,21* 3,28 -39,78* 4,45
Челночный бег 4х9 м (с) 10,41± 0,34 10,20± 0,12 9,86± 0,22 10,39± 0,18 10,37± 0,33 10,32± 0,43 0,02 -0,95 -0,17 0,45 -0,45* 3,26
Прыжок в длину с места (м) 2,08± 0,18 2,11± 0,08 2,16± 0,16 2,08± 0,22 2,09± 0,20 2,07±0 ,22 0 0,14 0,02 -0,84 0,09* -6,32
Отжимания (кол-во раз) 13,64± 2,18 18,46± 2,42 22,2± 2,3 13,88± 4,10 14,67± 1,68 15,32± 2,12 -0,24 1,12 3,79* -4,32 6,92** -10,2
Гибкость (см) 1,73± 0,14 3,46± 0,47 5,54± 0,47 1,78± 0,10 1,82± 0,22 2,24±0 ,31 -0,05 0,28 1,64* -4,46 3,30** -9,24
Примечание: * - р<0,05, ** - р<0,01, 1 - критерий Стьюдента
Анализ межгрупповых отличий студентов 2 курса подготовительной медицинской группы с заболеваниями органов зрения также показал, что у представителей экспериментальной группы в сравнении со студентами контрольной группы в декабре отмечены достоверные различия в таких тестах как бег 60 м, бег 1000 м, челночный бег, а также в тесте сгибание и разгибание рук в упоре лежа (р<0,05).
Значительные изменения коснулись показателя в беге на 1000 м, который изменился на 40,23 с и был ниже у студентов экспериментальной группы по прошествии 4 месяцев (таблица 2).
Таблица 2 - Показатели общей физической подготовленности студентов 2 курса подготовительной медицинской группы с заболеваниями органов зрения, входящих в состав контрольной и экспериментальной группы в процессе педагогического эксперимента_
Тест Результат тестирования, х ± о Расчетные величины
Экспе г риментальная руппа (15) Контрольная группа (15) Величины различий ЭГ-КГ сентябрь 1 Величины различий ЭГ-КГ декабрь 1 Величины различий ЭГ-КГ май 1
сентябрь декабрь май сентябрь декабрь май
Бег 60 м (с) 9,87± 1,18 9,41± 0,33 9,21±0, 12 9,88± 0,86 9,87± 0,65 9,90± 0,67 -0,01 0,22 -0,46* 5,21 -0,69** 6,12
Бег 1000 м (с) 312,43 ±5,79 272,41 ±4,26 264,3± 5,42 310,83 ±4,46 312,64 ±5,34 312,2± 4,46 1,6 -0,11 -40,23** 4,55 -47,90** 7,23
Челночный бег 4х9 м (с) 10,67± 1,14 10,10± 0,11 9,74±0, 34 10,68± 0,25 10,62± 0,42 10,52 ±0,18 -0,01 0,14 -0,52* 3,44 -0,78* 5,56
Прыжок в длину с места (м) 2,24± 0,13 2,28± 0,11 2,37±0, 18 2,25± 0,18 2,24± 0,28 2,25± 0,36 -0,01 -0,12 0,04 -0,62 0,12* -7,11
Отжимания (кол-во раз) 20,88± 5,04 22,50± 4,56 28,10± 4,16 20,67± 3,44 21,21± 4,74 21,4± 2,38 0,21 -0,64 1,29* -2,77 6,7** -8,22
Гибкость (см) 5,38± 0,46 5,48± 0,22 9,25±0, 43 5,42± 0,28 5,68± 0,34 5,87± 0,22 -0,04 0,31 -0,2 0,88 3,38** 10,08
Примечание: * - р<0,05, ** - р<0,01, 1 - критерий Стьюдента
Также по прошествии одного учебного года была определено, что все 6 показателей педагогического тестирования достоверно изменились на статистически значимом уровне у представителей экспериментальной группы (р<0,05, р<0,01). Наиболее выраженные изменения коснулись показателей в таких тестах, как бег 60 м, бег 1000 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, а также наклон вперёд стоя на гимнастической скамье, где были выявленные наивысшие показатели критерия Стьюдента, который находился в диапазоне от 6,12 10,08 (р<0,01).
В подгруппе студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы также было выявлено, что во время второго тестирования один показатель физической подготовленности достоверно изменился у студентов экспериментальной группы (таблица 3).
Таблица 3 - Показатели общей физической подготовленности студентов 2 курса подготовительной медицинской группы с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, входящих в состав контрольной и экспериментальной группы в процессе педагогического экс-
Тест Результат тестирования, х± о Расчетные величины
Экспе г риментальная руппа (15) Контрольная группа (15) Величины различий ЭГ-КГ сентябрь 1 Величины различий ЭГ-КГ декабрь 1 Величины различий ЭГ-КГ май 1
сентябрь декабрь май сентябрь декабрь май
Бег 60 м (с) 9,63± 0,58 9,40± 0,41 9,16±0, 16 9,61± 0,44 9,60± 0,25 9,58± 0,48 0,02 -0,24 -0,2 1,06 -0,42** 12,16
Бег 1000 м (с) 264,81 ±6,05 268,27 ±5,34 252,3± 4,49 265,45 ±6,17 301,83 ±9,54 300,6± 7,77 -0,64 0,10 -33,56** 5,74 -48,30** 9,20
Челночный бег 4х9 м (с) 10,35± 0,35 10,08± 0,22 9,62±0, 56 10,33± 0,65 10,26± 0,34 10,22± 0,33 0,02 -0,17 -0,18 1,24 -0,6** 7,12
Прыжок в длину с места (м) 2,15± 0,11 2,18± 0,06 2,33±0, 18 2,14± 0,16 2,12± 0,09 2,15± 0,21 0,01 -0,11 0,06 -0,36 0,18** 13,05
Отжимания (кол-во раз) 25,33± 7,04 26,78± 3,55 29,76± 6,88 25,76± 4,58 25,98± 2,43 26,19± 4,10 -0,43 0,82 0,8 -2,39 3,57** 10,17
Гибкость (см) 7,22± 2,24 7,55± 1,54 9,25±0, 43 7,36± 2,04 7,62± 1,36 7,85± 1,08 -0,14 0,26 -0,07 0,26 14** -8,52
Примечание: * - р<0,05, ** - р<0,01, 1 - критерий Стьюдента
Тестирование проводимое в мае показало, что в 6 тестах показатели достоверно изменились у студентов экспериментальной группы (р<0,05, р<0,01). Значительные отли-
чия выявлены в прыжке в длину с места, где результаты между показателями студентов экспериментальной и контрольной группы разнятся в 18 см, что соответствовало 7,7%, в тесте сгибание разгибание рук в упоре лежа результаты между группами отличаются на 3,57 раза, что составило 12,0%, в тесте на определение гибкости отличия были равны 1,4 см, что составило 15,1%.
Таблица 4 - Показатели общей физической подготовленности студентов 2 курса подготовительной медицинской группы, отнесенных по состоянию здоровья к подгруппе «другие заболевания», входящих в состав контрольной и экспериментальной группы в процессе педагогического эксперимента_
Тест Результат тестирования ± о Расчетные величины
Экспе г риментальная руппа (15) Контрольная группа (15) Величины различий ЭГ-КГ сентябрь 1 Величины различий ЭГ-КГ декабрь 1 Величины различий ЭГ-КГ май 1
сентябрь декабрь май сентябрь декабрь май
Бег 60 м (с) 9,39± 0,26 9,29± 0,18 9,11±0, 23 9,38± 0,42 9,40± 0,38 9,44± 0,44 0,01 -0,12 -0,11 1,17 -0,33* 4,45
Бег 1000 м (с) 268,27 ±6,13 261,04 ±5,31 250,8± 6,36 267,61 ±7,27 267,45 ±5,22 265,8± 6,31 0,66 -0,11 -6,41 1,36 -15,00* 3,12
Челночный бег 4х9 м (с) 9,54± 0,31 9,48± 0,17 9,19±0, 10 9,55± 0,25 9,60± 0,34 9,52± 0,26 -0,01 0,16 -0,12 1,15 -0,33* 5,34
Прыжок в длину с места (м) 2,27± 0,12 2,31± 0,11 2,39±0, 09 2,26± 0,08 2,26± 0,22 2,28± 0,12 0,01 -0,11 0,05 -1,12 0,11** 10,10
Отжимания (кол-во раз) 20,21± 5,12 24,60± 4,18 31,45± 4,68 20,34± 4,24 21,37± 6,32 23,4± 4,27 -0,13 0,91 3,23 3,15* 8,05** -7,61
Гибкость (см) 8,14± 3,65 9,24± 1,66 10,45± 0,64 8,28± 2,46 8,36± 3,42 8,55± 2,18 -0,14 1,78 0,88 6,59* 1,9** -6,33
Примечание: * - р<0,05, ** - р<0,01, 1 - критерий Стьюдента
Таблица 5 - Показатели общей физической подготовленности студентов 2 курса подготовительной медицинской группы с патологиями опорно-двигательного аппарата, входящих в состав контрольной и экспериментальной группы в процессе педагогического эксперимента
Тест Результат тестирования, х ± о Расчетные величины
Экспе г риментальная руппа (15) Контрольная группа (15) Величины различий ЭГ-КГ сентябрь 1 Величины различий ЭГ-КГ декабрь 1 Величины различий ЭГ-КГ май 1
сентябрь декабрь май сентябрь декабрь май
Бег 60 м (с) 9,30± 0,86 9,25± 0,54 8,63±0, 18 9,28± 0,22 9,32± 0,38 9,19± 0,17 0,02 -1,42 -0,07 1,21 -0,56* 4,01
Бег 1000 м (с) 252,12 ±8,22 241,83 ±6,42 210,5± 5,71 250,80 ±7,17 250,17 ±6,15 251,4± 6,26 1,32 -0,91 -8,38* 3,74 40,90** 10,81
Челночный бег 4х9 м (с) 9,42± 0,24 9,32± 0,26 9,10±0, 15 9,39± 0,31 9,37± 0,33 9,44± 0,18 0,03 0,87 -0,05 1,06 -0,34* 4,22
Прыжок в длину с места (м) 2,31± 0,12 2,34± 0,21 2,43±0, 10 2,29± 0,13 2,29± 0,25 2,31± 0,12 0,02 -1,10 0,05 -1,22 0,12* -8,43
Отжимания (кол-во раз) 24,47± 5,10 27,32± 5,15 30,45± 3,52 24,56± 5,10 25,23± 4,48 25,0± 3,52 -0,09 1,22 2,09* 4,17* 5,45** -8,31
Гибкость (см) 9,17± 2,23 9,33± 1,24 12,85± 0,34 9,26± 1,23 9,41± 2,11 9,86± 1,58 -0,09 1,52 -0,08 3,42* 2,99** -7,85
Примечание: * - р<0,05, ** - р<0,01, 1 - критерий Стьюдента
Анализ межгрупповых отличий студентов 2 курса подготовительной медицинской группы, отнесенных по состоянию здоровья к подгруппе «другие заболевания» продемонстрировал, что во время второго тестирования не было выявлено достоверных отличий между показателями студентов экспериментальной и контрольной группы (р>0,05, Таблица 4). Однако анализ результатов третьего педагогического тестирования показал, что во всех шести тестах отмечено достоверное изменение показателей у представителей
экспериментальной группы (р<0,05, р<0,01). Результат в бега на 60 м и челночном беге снизился на 0,33 с, что в обоих случаях составило 3,6% (р<0,05), в бега на 1000 м также отмечено снижение результата, в среднем по группе он снизился на 15 с, что составило 6% (р<0,05). В прыжке в длину в среднем по группе результат вырос на 11 см, что соответствовало 4,6% (р<0,01). А наиболее выраженные изменения коснулись показателей в таких тестах как сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, где результат вырос на 8,05 раза и тесте на определение гибкости, где результат вырос на 1,9 см, что соответствовала 25,6% и 18,2% соответственно (р<0,01).
В подгруппе студентов с патологиями опорно-двигательного аппарата также была определена положительная динамика общей физической подготовленности у представителей экспериментальной группы в отличие от контрольной группы (таблица 5). Уже второе тестирование позволило выявить достоверные отличия в беге на 1000 м, сгибании и разгибании рук в упоре лежа у студентов экспериментальной группы (р<0,05). Третье тестирование, проводимое по прошествии педагогического эксперимента, показало, что во всех шести тестах результаты изменились на достоверно значимом уровне у студентов экспериментальной группы (р<0,05, р<0,01). В беге на 1000 м в среднем по группе показатель ниже на 40,9 с , что составило 19,4% (р<0,01).
Таблица 6 - Показатели общей физической подготовленности студентов 2 курса подготовительной медицинской группы с нарушениями в деятельности нервной системы, входящих в состав контрольной и экспериментальной группы в процессе педагогического эксперимента_
Тест Результат тестирования, х ± о Расчетные величины
Экспе г риментальная руппа (15) Контрольная группа (15) Величины различий ЭГ-КГ сентябрь г Величины различий ЭГ-КГ декабрь г Величины различий ЭГ-КГ май г
сентябрь декабрь май сентябрь декабрь май
Бег 60 м (с) 8,77± 0,35 9,51± 0,26 8,34±0, 12 8,82± 0,42 8,80± 0,20 8,74± 0,26 -0,05 1,27 0,71* 3,55 -0,4* 3,24
Бег 1000 м (с) 260,40 ±7,56 240,55 ±7,22 200,5± 6,45 259,76 ±8,36 258,00 ±6,42 252,3± 6,43 0,64 -0,78 -17,45* 5,65 -51,8** 9,65
Челночный бег 4х9 м (с) 9,45± 0,31 9,41± 0,22 9,07±0, 13 9,45± 0,31 9,48± 0,23 9,39± 0,27 0,00 0,92 -0,07 1,10 -0,32* 3,76
Прыжок в длину с места (м) 2,35± 0,08 2,37± 0,12 2,46±0, 11 2,35± 0,08 2,36± 0,07 2,36± 0,11 0,00 -0,34 0,01 -1,11 0,10* -8,53
Отжимания (кол-во раз) 24,94± 4,52 29,14± 4,37 34,23± 3,16 25,24± 5,32 25,92± 5,52 26,14± 6,36 -0,30 1,36 3,22* 3,22* 8,09** -9,17
Гибкость (см) 7,00± 1,18 8,32± 1,10 13,66± 0,24 7,00± 1,18 7,65± 0,67 8,11± 1,10 0,00 1,11 0,67* 2,49* 5,55** -5,33
Наивысшие показатели общей физической подготовленности были зарегистрированы у студентов подготовительной медицинской группы по состоянию здоровья отнесенных к подгруппе с нарушениями в деятельности нервной системы (таблица 6). Межгрупповой анализ показателей общей физической подготовленности студентов 2 курса данной подгруппы, входящих в состав контрольной и экспериментальной группы в процессе педагогического эксперимента, показал, что уже после четырех месяцев отмечались достоверные изменения у студентов экспериментальной группы в четырех тестах - бег 60 м, 1000 м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклон вперед стоя на гимнастической скамье (р<0,05). По прошествии одного учебного года было явленно достоверное изменение показателей во всех шести теста у представителей экспериментальной группы (р<0,05, р<0,01). Наиболее выраженные изменения коснулись результатов в таких тестах как бега на 1000 м, где средний по группе результат снизился на 51,8 с, что отвечало 25,8% (р<0,01), в сгибании и разгибании рук в упоре лежа - средний показатель вырос на 8,09 раз, что соответствовало 23,6% (р<0,01), а также в тесте на определение гибкости показатель вырос на 5,55 см в сравнении с данными студентов контрольной группы, что
составило 40,6% (р<0,01).
ВЫВОДЫ
Сравнение результатов педагогического тестирования общей физической подготовленности студентов 2 курса подготовительной медицинской группы, которые были разделены на 6 экспериментальных и 6 контрольных подгрупп с учетом заболеваний и отклонений в состоянии здоровья показала, что по прошествии педагогического эксперимента во всех шести экспериментальных подгруппах были отмечены достоверные изменения по всем шести показателям общей физической подготовленности в отличии от представителей контрольной группы (р<0,05, р<0,01).
ЛИТЕРАТУРА
1. Володкович С. Л. Структура и содержание оздоровительно-развивающих занятий по физической культуре студенток подготовительной медицинской группы педагогических специальностей : дис. ... канд. пед. наук / Володкович Стелла Леонидовна. - Гомель, 2011. - 175 с
2. Платонова Л.Л. Особенности функционирования системы внешнего дыхания студентов подготовительной медицинской группы в условиях Республики Саха / Л.Л. Платонова, Е.В. Черка-шина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 10 (176). - С. 272-277.
3. Постол О. Л. Методика оздоровления студенток вузов на занятиях по физическому воспитанию с применением традиционных и нетрадиционных средств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Постол Ольга Львовна. - Хабаровск, 2004. - 22с.
4. Черкашин, И.А. Интеграция духовного и физического воспитания в формировании личности / И.А. Черкашин // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 6. - С. 115-120.
5. Юсупов, Н.А. Педагогические условия реализации индивидуально дифференцированного подхода в физическом воспитании студентов с ослабленным здоровьем : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Юсупов Насиб Абдулмагомедович. - Махачкала, 2013. - 25 с.
REFERENCES
1. Volodkovich, S.L. (2011), The structure and content of health-improving physical culture lessons of female students of preparatory medical group of pedagogical specialties, dissertation, Gomel.
2. Platonova, L.L. and Cherkashina, E.V. (2019), "Features of the functioning of the external respiration system of students of the preparatory medical group in the Republic of Sakha", Uchenye zapiski universiteta im. PFLesgafta, No. 10 (176), pp. 272-277.
3. Postol, O.L. (2004), Methodology of health improvement offemale students of universities in physical education classes using traditional and non-traditional means", dissertation, Khabarovsk.
4. Cherkashin, I.A. (2006), "Integration of spiritual and physical education in the formation of personality", Siberian pedagogical journal, No. 6, pp. 115-120.
5. Yusupov, N.A. (2013), Pedagogical conditions for the implementation of an individually differentiated approach in the physical education of students with impaired health, dissertation, Makhachkala,
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2021
УДК 796.011.3
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ С УЧЕТОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА
Елена Викторовна Черкашина, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Лариса Леонидовна Платонова, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск; Наталья Геннадьевна Пряни-кова кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный университет спорта и туризма, Москва; Дмитрий Николаевич Платонов, кандидат педагогических