Научная статья на тему 'Оценка эффективности процессов в цепях поставок целлюлозно-бумажной продукции'

Оценка эффективности процессов в цепях поставок целлюлозно-бумажной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ / ЦЕПОЧКА СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ / ЛОЯЛЬНОСТЬ / УРО­ВЕНЬ ОПЕРАЦИОННОГО ЛЕВЕРИДЖА / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПОЧКАМИ ПОСТАВОК / EFFICIENCY OF LOGISTICAL PROCESSES / LOGISTICAL COSTS / INNOVATIVE DECISIONS / VALUE BASED MANAGEMENT / VALUE CHAIN / LOYAITY / LEVEL OPERATIONAL OF LEVERAGE / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладкая А. Н.

В статье представлен метод расчета эффективности логистических процессов, основанный на анализе вре­менной продолжительности составляющих логистического цикла и его разделении на время, увеличивающее или не увеличивающее ценность для потребителя. Проведен анализ логистических издержек в разрезе их постоян­ной и переменной части по основным функциональным областям логистики и определено их влияние на опера­ционный леверидж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY EVALUATION OF PROCESSES IN SUPPLY CHAIN MANAGEMENT OF PULP AND PAPER PRODUCTION

The article presents a method of efficiency calculation of logistical processes. The method is based on the analysis of the logistical cycle parts duration. The logistical cycle duration is divided into periods depending on their increasing or not increasing of the value for the consumer. The analysis of constant and variable logistical costs in main functional logistical spheres is carried out and the logistical costs influence on operational leverage is estimated.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности процессов в цепях поставок целлюлозно-бумажной продукции»

УДК 339.187.67 А.Н. Гладкая

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНОЙ ПРОДУКЦИИ

В статье представлен метод расчета эффективности логистических процессов, основанный на анализе временной продолжительности составляющих логистического цикла и его разделении на время, увеличивающее или не увеличивающее ценность для потребителя. Проведен анализ логистических издержек в разрезе их постоянной и переменной части по основным функциональным областям логистики и определено их влияние на операционный леверидж.

Ключевые слова: эффективность логистических процессов, логистические издержки, инновационные решения, ценностно-ориентированный подход к управлению, цепочка создания ценности, лояльность, уровень операционного левериджа, системы управления цепочками поставок.

A.N. Gladkaya

EFFICIENCY EVALUATION OF PROCESSES IN SUPPLY CHAIN MANAGEMENT OF PULP AND PAPER PRODUCTION

The article presents a method of efficiency calculation of logistical processes. The method is based on the analysis of the logistical cycle parts duration. The logistical cycle duration is divided into periods depending on their increasing or not increasing of the value for the consumer. The analysis of constant and variable logistical costs in main functional logistical spheres is carried out and the logistical costs influence on operational leverage is estimated.

The key words: efficiency of logistical processes, logistical costs, Innovative decisions, value based management, value chain, loyaity, level operational of leverage, Supply Chain Management.

Одной из главных научных проблем в настоящее время становится выявление комплексной содержательной характеристики воздействия логистики на конеч -ную эффективность функционирования цепей поставок. Все это вызывает необходимость корректировки существующих концептуальных подходов к оценке эффективности логистических систем и процессов, в качестве которых следует учесть:

- инновационный контекст экономического развития, в связи с чем проблемы совершенствования проектирования и функционирования логистических систем должны рассматриваться во взаимосвязи логистического менеджмента с управлением инновациями и инвестициями;

- ценностно-ориентированный подход к управлению, в соответствии с которым в качестве интегрального оценочного показателя эффективности преобразований принимается формирование ценности для потребителя, обеспечивающей в итоге гарантированный стабильный рост стоимости бизнеса.

Ценность в современной трактовке является сложным, неоднозначно определяемым многофакторным понятием. С английского термин «value chain» переводится разными авторами как «цепочка ценности», «цепочка создания стоимости», «цепочка добавления потребительной стоимости», «стоимостная цепь». Цепочка создания стоимости есть совокупность работ, которые увеличивают потребительную стоимость услуг или продуктов, создаваемых предприятием и продаваемых ее клиентам.

Со стратегической точки зрения концепция цепочки ценностей, в отличие от концепции добавленной стоимости, предполагает по крайней мере четыре направления увеличения прибыли: связь с поставщиками; связь с потребителями; технологические связи внутри

цепочки ценностей одного подразделения предприятия и связи между цепочками ценностей подразделений внутри предприятия.

Общая методология использования цепочки ценностей включает следующие этапы:

1. Построение цепочки ценностей данной отрасли и установление затрат, доходов и активов для всех видов экономической деятельности, которые являются звеньями цепочки.

2. Выявление факторов изменения затрат, регулирующих каждый вид деятельности по созданию цепочки ценностей.

3. Исследование возможностей получения устойчивого преимущества либо путем более эффективного контроля за затратообразующими факторами, либо посредством перестройки цепочки ценностей.

Рассмотрение понятия «ценностное предложение» можно расширить, если учитывать интересы всех стейкхолдеров: государства, собственников, инвесторов, работников предприятия, поставщиков и потребителей, причем потребителей следует разделить на клиентов, которые являются средним звеном, и на конечных потребителей продукции. При этом разным категориям заинтересованных лиц присуща разная ценность.

Рассмотрим эту категорию более подробно для потребителя, поскольку формируемая ценность для клиента выливается в повышение уровня обслуживания, что приводит к росту его лояльности. Лояльность и удовлетворенность клиента увеличивают получаемые предприятием доходы и, самое главное, приводят к стабильности их получения, что в итоге выливается в обобщающий показатель - максимизацию стоимости бизнеса.

Первым шагом на пути к пониманию возможностей реализации ценностно-ориентированного подхода к совершенствованию логистических процессов и в пос-

ледующем к реализации бережливого производства является составление схемы, отражающей развитие во времени процессов и видов деятельности по мере продвижения по цепи поставок соответствующих товаров и материалов. Составлению схемы процессов должно предшествовать обсуждение и согласование перечня тех элементов процессов, которые могут быть классифицированы как операции, увеличивающие ценность для потребителя. Достижение согласия по этому вопросу может оказаться непростым, так как вряд ли кто-нибудь из руководителей охотно согласится признать, что его направление деятельности не обеспечивает увеличения ценности товара для покупателей.

Следующий шаг заключается в составлении приблизительной схемы, наглядно показывающей, сколько времени расходуется на операции, обеспечивающие или не обеспечивающие увеличение ценности. Одновременно эта схема позволит определить время, в течение которого эти товары и материалы находятся в статичном положении, т.е. превращаются в запасы.

Необходимо помнить о том, что для предприятия, выпускающего несколько товаров, каждый товар будет иметь свою временную протяженность цепи поставок. Цепочки ценностей будут дифференцироваться в зависимости от особенностей процессов создания конкретных видов товарной продукции, причем они могут различаться даже внутри одного ассортиментного ряда.

Различие между временем, увеличивающим ценность, и временем, не увеличивающим ценность, имеет ключевое значение для понимания возможностей совершенствования логистических процессов. Временем, увеличивающим ценность, является потраченное на выполнение действий, создающих выгоды для потенциальных покупателей. С другой стороны, временем, не увеличивающим ценность, является то, которое потрачено на осуществление деятельности, отказ от выполнения которой не приведет к снижению выгод для покупателя. Некоторые виды деятельности, хотя и не обеспечивают повышения ценности, являются тем не менее абсолютно необходимыми для течения процессов, при этом они все равно приводят к появлению издержек, величина которых должна быть минимизи -рована [1, с. 130]. На рис. 1 приведен пример подобной схемы. Данная схема представляет собой анализ длительности логистического цикла производства и реализации гофропродукции Каменской БКФ.

Рис. 1. Продолжительность логистического цикла Каменской БКФ

На рис. 1 видно, что общее время процесса равно 43 дням, а добавленная ценность создается только в течение 18,6% этого периода. Эффективность логистических процессов (Элп) определяется как отношение времени, увеличивающего ценность (Тц) на общую временную продолжительность логистического цикла (Тобщ), выраженное в процентах:

Элп =------^—х100%. (1)

Тобщ

Таким образом, большая часть времени нахождения товара в цепи поставок не обеспечивает увеличения ценности. Для повышения данного показателя эффективности прежде всего необходимо добиться всестороннего понимания процессов и видов деятельности, имеющих отношение к предприятиям, формирующим цепи поставок, а для этого следует составить схему цепи поставок. Составление подобной схемы обеспечит надежную базу для проведения логистического реинжиниринга.

Поскольку такая схема наглядно отображает общий процесс и связанные с ним запасы, то она делает более понятными возможности сокращения времени, не увеличивающего ценности товара. Во многих случаях значительна доля времени, не увеличивающего ценности товара в цепи поставок, вследствие применения создаваемых или унаследованных правил. К таким правилам относятся требования к экономичному размеру заказа, минимальному размеру заказа, периодам пересмотра фиксированных запасов, циклам производственного планирования и прогнозируемым интервалам между заказами.

Значение стратегического управления временем выполнения заказа в том, что оно заставляет критически оценивать каждый процесс, а также каждый вид деятельности в цепи поставок и искать ответ на вопрос о том, увеличивает ли данный вид деятельности ценность товара для покупателя или потребителя или же он просто увеличивает издержки?

При рассмотрении существующей схемы продолжительности логистических процессов каждый элемент и каждая связь логистической цепи должны быть тщательно проанализированы с целью выявления создаваемых ими ценностей и издержек. «Ценность» в данном контексте подразумевает покупательскую ценность , т.е. вклад в увеличение полезности товара или предложения в глазах клиента, а значит, и в повышение его готовности заплатить за нее свои деньги.

Всегда следует помнить о том, что значительная часть времени, расходуемого на удовлетворение запросов потребителей, является избыточной, ее сокращение повысит согласованность и надежность предоставляемых услуг и, таким образом, увеличит их ценность в глазах покупателей. Следует также помнить, что ценность для клиента создается только тогда, когда восприятие полученных преимуществ превышает ожидания клиента.

Рис.1 дает представление только о продолжительности отдельных составляющих логистического процесса, увеличивающих или не увеличивающих ценность для клиента, однако количественная оценка этой «ценности» не производится. Это следующий и очень не простой этап анализа эффективности цепей поставок, для

проведения которого необходимо в первую очередь идентифицировать и проанализировать величину и структуру генерируемых логистических затрат. Причем очень важным является обеспечение достоверности учета как логистических затрат, так и результатов по видам продукции, типу упаковки, по различным каналам сбыта, сегментам рынка, группам клиентов, отдель -ным заказам, местам возникновения затрат и т.д. В связи с этим возникает проблема адекватности распределения постоянных издержек по единицам учета. Особую актуальность эта проблема получила в настоящее время, поскольку в структуре себестоимости доля постоянных затрат растет практически во всех отраслях, в том числе и в целлюлозно-бумажной. Анализ постоянных затрат на примере Каменской БКФ показал, что почти 70% из них - логистические [2, с. 245].

Анализ логистических издержек следует проводить в разрезе их постоянной и переменной составляющих по основным функциональным областям логистики, причем в рамках различных функциональных областей соотношение постоянных и переменных издержек в структуре значительно различается. Например, в структуре транспортных затрат на Каменской БКФ преобладают переменные издержки, а в затратах на хранение

- постоянные. Графическая модель структуры общих постоянных затрат Каменской БКФ с декомпозицией логистической составляющей представлена на рис. 2.

Прочие пост. затраты (31%)

Прочие логистич. пост. затраты (2%)

Затраты на доставку готовой продукции (6%)

Затраты на хранение готовой продукции (38%)

Затраты на доставку сырья и материалов ___/ (16%)

Производственные логистич. затраты

(7%)

предприятия (ОЗпост) и аналогичный показатель по переменным затратам (ДЛЗпер, ОЗпер) дополнительно к соотношению постоянных и переменных логистических затрат в целом (СЛЗпост):

ЛЗпост

ДЛЗпост=

СЛЗпост = -

ОЗпост

ЛЗпост

(2)

(3)

ЛЗпост + ЛЗпер

- отношение чистой прибыли (ЧП) к общим условнопостоянным затратам (Роз), а также к условно-постоянным логистическим затратам (-):

ЧП

Роз = -

Рлз =-

ОЗпост

ЧП

(4)

(5)

Рис. 2. Структура общих постоянных затрат с декомпозицией логистической составляющей

Основная доля постоянных затрат приходится, как видно из представленных данных, на логистические постоянные (69%), в составе которых превалируют издержки на хранение готовой продукции. Высокая доля логистической составляющей в условно- постоянных затратах свидетельствует о значительном влиянии логистики на уровень операционного левериджа и, соответственно, операционного (производственного) риска.

В целях анализа влияния логистических затрат (ЛЗ) на уровень операционного левериджа предлагаем рассчитывать следующие показатели:

- доля условно-постоянных логистических затрат (ДЛЗпост) в общей сумме условно-постоянных затрат

ЛЗпост

Сущность и значимость влияния логистических факторов на эффект операционного рычага выражается в следующем:

- при прочих равных условиях рост в динамике показателей ДЛЗпост и СЛЗпост, а также снижение показателя Рлз означают повышение операционного левериджа и риска достижения заданной прибыли;

- для предприятий с высоким уровнем операционного левериджа даже небольшое изменение объема производства может привести к существенному изменению операционной прибыли;

- управление операционным левериджем и выявление силы влияния логистических факторов означает не достижение их некоторого целевого значения, а прежде всего контроль за их динамикой и обеспечение резерва безопасности.

Таким образом, используя предложенные показатели , можно выявить влияние логистики на операционный риск предприятия. Каждый из приведенных показателей имеет свои достоинства и недостатки с позиции интерпретируемости, пространственно-временной сопоставимости и аналитичности. В принципе, эти индикаторы могут применяться как для динамических, так и для межхозяйственных сопоставлений. Однако основное их назначение - контроль и анализ в динамике.

Использование предложенной методики оценки эффективности логистических процессов и анализа логистических затрат позволит перейти к определению полученного результата в звеньях цепи поставок и количественной оценке совокупной ценности для потребителя.

1. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / под общ. ред. В.С. Лукинского. СПб.: Питер, 2004.

2. Терешкина Т.Р. Ценностно-ориентированная концепция управления мезологистическими системами: теория и методология, механизмы реализации. СПб.: СПбГТУРП, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.