УДК 338.585
МЕТОДЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ ПРОМЫШЛЕННОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ
Е. О. Сизых Научный руководитель - О. Б. Раднабазарова
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления Российская Федерация, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40в E-mail: [email protected]
Проведен анализ логистических затрат в разрезе их постоянной и переменной части по основным функциональным областям логистики. Представлены методы анализа и учета логистических затрат.
Ключевые слова: логистические постоянные затраты; логистические переменные затраты; метод учета логистических затрат; метод анализа логистических затрат.
METHODS OF ACCOUNT AND BREAK-DOWN OF LOGISTIC EXPENSES OF INDUSTRIAL ENTERPRISE
E. O. Sizyh Scientific Supervisor - O. B. Radnabazarova
East Siberian State University of Technology and Management 40v, Klyuchevskaya Str., Ulan-Ude, 640013, Russian Federation E-mail: [email protected]
In the article the analysis of logistics costs in the context of their constant and variable parts according to the main functional areas of logistics. Presents methods of analysis and accounting of logistics costs.
Keywords: Constant logistical costs; variable logistical costs; method of accounting logistical costs; method analysis of logistics costs.
Рассмотрение издержек в логистических системах - один из важнейших и актуальных вопросов. Развитие логистики, в первую очередь, обуславливается стремлением к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением и формированием эффективных логистических цепей.
Логистические издержки, как часть расходов промышленных предприятий, очень редко выделяются в отчетных документах их деятельности. Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на эффективность деятельности предприятия. В результате решения, принятые в одной функциональной области, приводят к неопределенным результатам в других, смежных с ней [2, с. 13].
Все это свидетельствует о том, что при управлении логистическими издержками необходимо осуществить введение целостной системы измерения размеров затрат, анализа и оценки ситуации в конкретной сфере деятельности - отраслевой принадлежности предприятия [3, с. 34].
Исследования величины и структуры логистических издержек проводилось нами на примере Каменской бумажно-картонной фабрики (БКФ).
Предприятием выпускается 31 вид бумаги, а также 53 и 33 вида обычного и гофрокартона, соответственно.
Проведенный анализ на Каменской БКФ показал, что основная доля этих затрат приходится на транспортировку (75 %). Остальные затраты - это складские издержки, затраты на выполнение заказа и на управление запасами на предприятиях не учитываются, в связи с чем, оценить их значимость
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
возможно лишь опосредованно. Аналогичная ситуация наблюдается в структуре затрат на хранение. Эти различия в большей степени связаны с несовершенством существующей системы учета логистических издержек, но не являются типовыми для отрасли, а обусловлены особенностями организации транспортировки и хранения на Каменской БКФ. Доставка сырья и материалов на Каменскую БКФ осуществляется преимущественно собственным автотранспортом.
В то время как отгрузка готовой продукции производится, в основном, наемным транспортом или машинами заказчика. Затраты на этот процесс не учитываются на предприятии, собственным транспортом отгружается лишь 13 % произведенной продукции. Почти 80 % затрат транспортного цеха составляют затраты на топливо и цеховые расходы, причем основная доля цеховых расходов является постоянными затратами.
Большое значение в настоящее время приобретает обеспечение достоверности учета, как логистических затрат, так и результатов по видам продукции, типу упаковки, по различным каналам сбыта, сегментам рынка, группам клиентов, отдельным заказам, местам возникновения затрат и так далее. В связи с этим возникает проблема адекватности распределения постоянных издержек по единицам учета. Особую актуальность эта проблема получила в настоящее время, поскольку в структуре себестоимости доля постоянных затрат растет практически во всех отраслях.
Анализ постоянных затрат, проведенный на примере Каменской БКФ, показал, что почти 70 % из них - логистические. Анализ логистических издержек Каменской БКФ проводился в разрезе их постоянной и переменной составляющей по основным функциональным областям логистики. Причем, в рамках различных функциональных областей, соотношение постоянных и переменных издержек в структуре значительно различалось. Например, в структуре транспортных затрат на Каменской БКФ преобладают переменные издержки, а в затратах на хранение - постоянные. Основная доля постоянных затрат приходится на логистические постоянные (69 %), в составе которых превалируют издержки на хранение готовой продукции.
Анализ известных методов учета логистических затрат показал, что существуют следующие их
типы:
- standart costing, по которому все затраты рассчитываются с использованием стандартов в количественном и денежном выражении до начала обслуживания потребителей;
- direct costing, который разделяет логистические затраты на постоянные и переменные, при этом постоянные затраты относятся на реализованную продукцию;
- absorption costing, который разделяет все затраты на прямые и косвенные, которые относятся на реализованную продукцию и остатки продукции на складе.
Планирование себестоимости в системе standart costing можно осуществить двумя способами:
1) на основе анализа фактических показателей обслуживания потребителей за прошлый год;
2) на основе стандартов (нормативов) обслуживания.
При традиционном бухгалтерском учете затраты определяются по таким разным категориям, как заработная плата, жалованье, вознаграждения, оплата поставщикам, деловые поездки, амортизация, научные исследования, разработки, и др. Все виды отклонений от стандартов обслуживания разделяются на два типа:
1) отклонения вследствие действия случайных и контролируемых колебаний процессов. Если эти отклонения незначительны, то они не требуют вмешательства системы управления;
2) отклонения в результате временного или постоянного изменения показателей процесса. Если это изменение носит временный характер и может быть устранено в следующем цикле обслуживания, то требуется корректирующее действие. Отклонения, вызванные постоянным изменением показателей процесса, требуют принятия управленческих решений.
Система учета прямых затрат (direct costing или variable costing) основана на разделении себестоимости обслуживания на затраты, являющиеся постоянными, и на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема обслуживания. Постоянные затраты всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции. В этой системе себестоимость определяется только по переменным затратам и вводится понятие «маржинальный доход», т.е. выручка от сбыта за вычетом всех переменных затрат. Разделение затрат на постоянные и переменные тесно связано с определением точки критического объема обслуживания.
Полный метод калькулирования себестоимости продукции используется в основном для внешней отчетности и основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость по видам продукции, т. е. предполагает расчет полной себестоимости продукции.
Метод absoption costing предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные. Запасы готовой продукции на складе оцениваются по полной себестоимости.
Основное отличие методов direct costing и absoption costing заключается в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами. Проблемой является выбор периода для отнесения постоянных производственных расходов к затратам на реализацию [1, с. 122].
В современное время выделяют такие основные методы анализа логистических затрат:
- стратегический анализ логистических затрат - это процедура сравнения положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с аналогичным положением его ближайших конкурентов.
- стоимостный анализ - нормативный метод, основанный на изучении элементов затрат и направленный на снижение затрат и, соответственно, повышение потребительской ценности продукции;
- функционально-стоимостный анализ - это метод, направленный на снижение уровня затрат на обслуживание потребителей. Метод основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям [2, с. 345].
Представленные выше методы анализа и учета логистических затрат указывают на их экономическую сложность и необходимость разработки комплексной системы их учета и анализа, причем практический подход к их выделению и анализу должен быть как можно более простым и адаптированным к существующей отраслевой системе учета и принципам калькулирования затрат.
Библиографические ссылки
1. Аврова И. А. Управленческий учет. М. : Бератор-паблишинг, 2007. 324 с.
2. Моисеева Н. К. Экономические основы логистики : учебник. М. : Инфра-М, 2008. 528 с.
3. ТерешкинаТ. Р. Ценностно-ориентированная концепция управления мезологистическими системами: теория и методология, механизмы реализации. СПб. : Изд-во СПбГТУРП, 2009. 312 с.
4. Раднабазарова О. Б., Дагбаева О. Д. Проблемы развития и функционирования логистической инфраструктуры в современных условиях // Теоретические и практические аспекты развития современной науки : материалы XIV Междунар. науч.-практ. конф. М., 2014. С. 79-83.
© Сизых Е. О., 2016