Научная статья на тему 'Оценка эффективности процесса обучения специалистов'

Оценка эффективности процесса обучения специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ТРУДА / ИНЕРЦИОННОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатова И. А., Муравьева М. П.

В статье введено и математически формализовано понятие инерционности социально-экономических систем. Обосновано применение инерционности для решения практических задач, в частности, формирования процесса обучения разнородных групп учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности процесса обучения специалистов»

TERRA ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАДИСТОВ

И.А. СОЛДАТОВА,

директор,

Координационно-аналитический Центр развития карьеры Южного федерального университета, e-mail: wergusha@rambler.ru;

М.П. МУРАВЬЕВА,

ЮФУ, аспирантка кафедры экономической кибернетики, Южный федеральный университет, melissa_2005_83@mail.ru

В статье введено и математически формализовано понятие инерционности социальноэкономических систем. Обосновано применение инерционности для решения практических задач, в частности, формирования процесса обучения разнородных групп учащихся.

Ключевые слова: образовательные учреждения; региональные рынки труда; инерционность социально-экономической системы.

Коды классификатора JEL: С 81.

Динамика развития социально-экономических систем (СЭС) зависит как свойств самих систем, так и от силы, и характера воздействий среды их погружения. В данной работе смоделировано и проанализировано одно из таких свойств — инерционность СЭС.

Свойство инерционности присуще всем объектам и системам окружающего мира, в том числе и СЭС. Оно состоит в том, что системе для изменения состояния и скорости развития требуется некоторое время после приложения к ней управляющих воздействий. Из двух систем то является более инерционным, которое медленнее изменяется при одинаковых воздействиях.

Высокая инерционность может проявляться как положительное свойство, выражая слабую чувствительность объекта управления к внешним возмущающим воздействиям (что означает сохранение его устойчивости), и как отрицательное — нечувствительность (невосприимчивость) к управляющим воздействиям. Аналогично этому и малая инерционность объекта исследования может отражать положительные (высокая управляемость) и отрицательные (реагирование на случайные возмущения) свойства системы.

При описании СЭС понятие «инерционности» в научной литературе по экономике и менеджменту уже встречается при моделировании изменения интенсивности У(Ь) выпуска предприятием конечного продукта [1. с.133]:

Л

где У(Ь) — прирост интенсивности выпуска конечного продукта, размерность — [руб/время2]; 0(Ь) — интенсивность капитальных вложений в производство, размерность — [руб/время]; вводимый показатель х — характеризует «инерционность» исследуемой экономической системы. Ее размерность в данном случае — [время].

Данное уравнение аналогично уравнению, описывающему движение материального тела с постоянной массой х, перемещающегося с ускорением У(Ь) под воздействием силы 0(Ь), зависящей от времени. Это означает, что, если х равен, например, двум годам, то капитальные вложения интенсивностью 0(Ь) = 1руб/год обеспечивают годовой прирост интенсивности выпуска конечного продукта У(Ь) на 0,5 руб/год.

В рассмотренном примере «инерционность» социально-экономической системы рассматривается как параметр, имеющий размерность — [время]. Однако если рассмотреть в качестве СЭС такие сложные объекты, как образовательная система и/или региональный рынок труда, то здесь задача определения и измерения данного параметра является весьма затруднительной. Отметим, что инерционность СЭС отражает только свойство самой системы — вне зависимости от характера и силы управляющих воздействий. Траектория движения (развития) СЭС есть совокупный результат и инерционности, и силы управляющего (возмущающего) воздействия. Рассмотрим более подробно два выше названных характерных и актуальных для исследования примера СЭС: образовательные учреждения и рынок труда региона.

1. Образовательные учреждения. Образовательные учреждения (ОУ), набирают различный контингент учащихся (более или менее способных и подготовленных), обучают различным по трудности специальностям, имеют различную квалификацию профессорско-преподавательского состава. Это обуславливает и их различные успехи при одних и тех

© И.А. Солдатова, М.П. Муравьева, 2009

же управлениях (финансовых вложениях), и различные реакции при случайных (не запланированных) возмущениях. Это требует разработки специального инструментария, позволяющего объективно оценить и сравнить различные показатели деятельности учебных заведений. К таковым показателям, связанным с понятием инерционности, относятся: оперативность реагирования ОУ на вызовы времени, способность сохранять качество обучения при изменении условий проведения образовательного процесса.

2. Региональные рынки труда. Очевидно, что в зависимости от степени развития экономики региона, его географического положения и других факторов воздействия внешней среды, региональные рынки труда (РТ) так же отличаются друг от друга по уровню экономической активности населения, уровню занятости и безработицы, условиям труда, гендерным и возрастным отличиям работающего населения, способности удовлетворять запросы производства. Данные различия в рынках труда обусловливают и различные их реакции на управляющие воздействия. Например, реакции на воздействия, направленные на достижение желаемого уровня безработицы в регионах (необходимого уровня квалификации, той или иной группы специалистов), будут различными в зависимости от соответствующих характеристик «инерционности» рынков труда.

Таким образом, сложные СЭС объективно характеризуются не одним, а несколькими показателями, и следует говорить об инерционности СЭС относительно каждого из них.

Для исследуемых систем в качестве частных показателей К инерционности могут выступать следующие характеристики (табл. 1).

Таблица 1

Системы показателей ОУ и РТ

£ Показатели инерционности ОУ Показатели инерционности РТ

Численность учащихся в ОУ численность населения региона

Квалификация профессорско-преподавательского персонала уровень развития инфраструктуры в данном регионе

К3 Демографические показатели региона (рождаемость) уровень образования в данном регионе

Инвестиции в учебный процесс инвестиции в человеческий капитал

Структура специальностей доля частного сектора

Степень самостоятельности доля малого и среднего бизнеса

Следовательно, для СЭС инерционность — векторная величина и по различным параметрам инерционность системы может быть различной.

Кш(К1,Кг....Кп), (2)

В этом случае имеет смысл говорить о частных и обобщенном показателе инерционности системы. Интегральный показатель «инерционности» СЭС (образовательной системы, рынка труда) можно выразить функцией, зависящей от многих переменных [3, 39]

£„=/№) (3)

В качестве функции / часто используют аддитивную или мультипликативную свертки.

Чем выше значение К} — тем выше, очевидно, инерционность и учебного заведения и рынка труда региона. Включая в рассмотрение показатели К2-К6 мы исходили из следующих предположений:

а) высокая квалификация преподавателей, наличие свободного выбора обучающихся, хорошее методическое и техническое оснащение учебного процесса, разнообразная и гибкая структура специальностей обеспечивают малую инерционность учебного заведения;

б) экономическая политика, направленная на формирование новых секторов экономики за счет развития частной инициативы, малого и среднего бизнеса, региональной инфраструктуры, увеличение инвестиций в человеческий капитал, уменьшают риск безработицы, повышают оперативность реагирования рынка на вызовы экономики.

Это значит, что чем выше значение данных показателей К2-К6, тем меньшей инерционностью обладают ОУ и РТ. Таким образом, в рассмотренных примерах нельзя точно сказать, какой из показателей будет являться преобладающей характеристикой «инерционности» в данный момент времени. Исходя из условий поставленной задачи, то есть из того, какие параметры ОУ и РТ требуют изменений и соответственно какие воздействия надо при этом оказать на систему, характеристикой «инерционности» может являться как один из вышеперечисленных показателей, так и их интегральный показатель.

Приведем пример, объединяющий выше исследованные СЭС, с помощью которого прокомментируем механизм формализации (математического описания) и использования понятия «инерционности» социально-экономической системы.

Служба занятости, как субъект управления, должна прикладывать определенные управленческие воздействия для достижения желаемого уровня безработицы в регионе. Создание системы профессиональной подготовки и переобучения безработных является важной задачей в решении

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

324

И.А. СОЛДАТОВА, М.П. МУРАВЬЕВА

проблемы безработицы, поскольку служба занятости несет ответственность за верный выбор направлений обучения и переобучения. С одной стороны, реализация обучающих программ требует значительных денежных средств, а с другой — человек, прошедший обучение, и не имеющий возможности работать по полученной специальности в силу ее невостребованности, опять становится клиентом службы занятости. Результат обучения индивида будет зависеть от личностных, культурных, социальных и психологических факторов. Личностные факторы включают в свой состав возраст, пол, образование, сферу деятельности, уровень дохода, тип личности, мотивацию на поиск/ не поиск работы, самоопределение человека. Таким образом, получаем, что в зависимости от наличия тех или иных качеств будет различной и степень обучения каждого индивида. То есть, по аналогии с введенными понятиями: «инерционность системы обучения», «инерционность рынка труда», мы вводим здесь понятие «инерционности» к обучению отдельного человека. Возникают дополнительные задачи:

■ идентификации факторов, оказывающих влияние на «инерционность» индивида в процессе обучения;

■ оценка инерционности индивида в обучении.

Для ответа на последний вопрос проведем исследование группы учащихся, которых перед тем, как отправить на обучение, тестируют с помощью специальной программы, выявляющей степень соответствия профессионально-квалификационных характеристик потребностям рынка труда в данный момент времени. Тестирование проводилось в Центре развития карьеры Южного федерального университета (ЮФУ) с помощью специальной компьютерной программы, выявляющей личностные компетенции испытываемого.

Профессионально-квалификационные характеристики учащегося включали следующее:

• характер (стратегическое, тактическое, оперативное), креативность и скорость мышления;

• эмоционально-волевые качества обучаемого;

• способы деятельности и поведения (приемы, стиль поведения в жизни, компетентность);

• ценности и ценностные ориентации;

• знания, умения, навыки:

• опыт решения проблем;

• менталитет.

По окончании тестирования программой выдается результат, который показывает, на каком уровне в данный момент находится каждая из личностных и профессиональных характеристик индивида. Рассмотрим, например, такую характеристику, как компетентность индивида.

Пусть перед началом обучения мы протестировали всю группу и для каждого обучаемого получили (в некоторых относительных единицах) начальный уровень компетентности — Н (рис. 1). \

Н П Р

Рис. 1. Изменение уровня компетентности

Затем мы отправляем группу на обучение и в середине курса опять тестируем, получая для каждого обучающегося промежуточный уровень компетентности — П. Окончательное тестирование проводим в конце обучения и получаем результирующий уровень компетентности — Р.

Далее определяем разницу между промежуточным уровнем компетентности и начальным и делим на изменение во времени гП - гн. Таким образом, получаем первую скорость изменения уровня компетентности (рис. 1).

у,=(п-н)/(,„-,н). (б)

Аналогично получаем вторую скорость изменения уровня компетентности (рис. 1).

к,-(Р-/7)/(г,-г„). (7)

Далее определяем ускорение изменения уровня компетентности (аналог величины У(г) в соотношении (1)):

а-ОЬ-К,)/(/,-/„)• (8)

Таким образом, мы получили ускорение изменения уровня компетентности для каждого индивида. Далее мы делим всю группу обучаемых на две подгруппы, различающиеся по некоторому признаку, например, по характеру первого образованию. В первую группу отнесем людей — представителей «точных наук», получивших техническое, физико-математическое образование, во вторую группу людей с гуманитарным образованием (учителя географии, истории, экономисты и т.д.). Затем в каждой подгруппе находим среднее значение ускорения изменения уровня компетентности — ат и а.

Для обучения этих двух подгрупп прикладывались одинаковые усилия Р, то есть в обеих группах использовались одна методика обучения, одинаковые технологии, проведено равное количество занятий и одними преподавателями. Для определения показателей инерционности при обучении выделенных групп соответственно тт (для представителей точных наук) и тг (для гуманитариев), составим соотношения, выражающие суть второго закона Ньютона (по аналогии с (1) [2,с.193]. Согласно этому закону сила Р, прикладываемая к телу, равна произведению его массы т на ускорение а:

Р = «1^а, =«„■«,„• (9)

Из данной формулы получаем:

— = —. (10)

тш а,

Таким образом, зная отношение средних ускорений освоения уровней компетентности в группах, мы получим отношение их «инерционностей».

Центром развития карьеры ЮФУ исследовались две группы обучающихся комплексу финансовых дисциплин и общему менеджменту. Каждая группа разбивалась на две указанные две подгруппы: выпускники естественно-научных и технических специальностей по первому образованию; представители гуманитарных профессий — по второму.

Получены следующие результаты: в 1,34 раз «гуманитарии» инерционнее представителей

точных наук при изучении финансовых дисциплин, и в 1,42 инерция «гуманитариев» меньше при

изучении дисциплин менеджмента. Это значит, что примерно на треть время обучения финансовому менеджменту для представителей гуманитарных профессий должно быть больше, а общий менеджмент ими усваивается лучше на 40%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кобринский Н.Е. и др. Введение в экономическую кибернетику: учебное пособие. М.: Экономика, 1975.

2. Лябах Н.Н., Муравьева М.П. Моделирование динамики изменения состояния социально-экономических систем //Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Системный анализ в экономике и управлении». Таганрог; Изд-во ТРТУ, 2006. № 17 (72). С. 193-197.

3. Муравьева М.П. Проблема идентификации параметров в моделировании социально-экономических систем // Статистика в современном мире: методы, модели, инструменты: Материалы межвузовской научнопрактической конференции/ Ростовский государственный экономический университет «РИНХ». Ростов-на-Дону, 2007.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.