Научная статья на тему 'Оценка эффективности предпринимательских сетей'

Оценка эффективности предпринимательских сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / BUSINESS NETWORK INTEGRATION TRENDS / ASSESSING COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова А. Т., Тхан Тхи Кхан Линь

В статье анализируются интеграционные тенденции в бизнесе, их последствия и использование динамической модели оценки конкурентоспособности продукции для выбора варианта интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE EVALUATION OF ENTERPRISE NETWORKS

The article analyzes the integration trends in the business, their effects and the use of dynamic models for assessing the competitiveness of products to select the option of integration.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности предпринимательских сетей»

Туризм помимо огромного экономического значения играет большую роль в расширении границ взаимопонимания и доверия между людьми разных религий и культур. Эта сфера не ограничивается только торговлей товарами и услугами и поиском новых торговых партнеров. Она направлена также на установление добрых взаимоотношений между гражданами разных стран в гуманитарных целях, для сохранения и процветания мира.

В перспективе рекреационно-туристический сектор должен стать фундаментом развития экономики Абхазии. Регион с его природными ресурсами, рекреационными возможностями и геополитическим значением обладает ощутимым потенциалом для развития курортной отрасли. В долгосрочной перспективе развитие страны будет во многом зависеть от характера их использования.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СЕТЕЙ

Романова А.Т., проф., д.э.н. (МИИТ)

Тхан Тхи Кхан Линь, аспирант (МИИТ)

В статье анализируются интеграционные тенденции в бизнесе, их последствия и использование динамической модели оценки конкурентоспособности продукции для выбора варианта интеграции.

Ключевые слова: предпринимательские сети, интеграционные тенденции, оценки конкурентоспособности.

PERFORMANCE EVALUATION OF ENTERPRISE NETWORKS

Romanova A., professor, Doctor of Economics, MIIT Thanh Thi Khan Linh, the post-graduate student, MIIT

The article analyzes the integration trends in the business, their effects and the use of dynamic models for assessing the competitiveness of products to select the option of integration.

Keywords: business network integration trends, assessing competitiveness.

Конкурентоспособность фирмы по М. Портеру, как известно, определяется, во-первых, правильностью структурного анализа отрасли, а, во-вторых, точностью и успешностью стратегии фирмы. Конкурентоспособности продукции тесно связана с конкурентоспособностью предприятия. При этом под конкурентоспособностью следует понимать наличие у экономического субъекта определенного набора специальных свойств, которые позволяют этому субъекту получить преимущества перед соперниками и возможность дальнейшего развития. Индикатором конкурентоспособности является производительность труда, быстрый рост которой базируется на инновациях. Для постоянного повышения уровня производительности труда необходим непрерывный процесс создания инноваций и их внедрения в производство. В связи с этим все большее распространение в современном бизнесе приобретает система договорных отношений между субъектами малого, в том числе инновационного, и крупного бизнеса.

Предпринимательские сети, в которые входят субъекты крупного и малого инновационного бизнеса, являются иерархизирован-ными: крупное предприятие занимает доминирующее положение в деловых операциях, являясь головным заказчиком.

Установление взаимодействия и тесного сотрудничества между предприятиями разных размеров обеспечивает одновременно достижение как экономии на масштабах, так и экономии на разнообразии.

Преимущества интегрированных структур, в которые входят субъекты крупного и малого бизнеса обусловлены следующими факторами:

- снижением транзакционных издержек в связи с использованием современных коммуникационных и информационных технологий, а также сокращением:

- расходов;

- компетентностью;

- высокой скоростью управленческих решений из-за отсутствия промежуточных звеньев;

- наличием интерактивной системы передачи информации;

- устойчивостью работы сети и наличием сильной поддержки;

- свободным доступом к передовым технологиям и информации;

- ускорением внедрения инноваций;

- быстрым освоением новых рынков;

- распределением риска между всеми предприятиями.

Сетевая организация отличается наличием специфических слабых мест, среди которых:

- возможность потери независимости малыми и средними предприятиями;

- предпочтение специализации;

- подверженность рискам из-за текучести кадров;

- высокая степень неопределенности в планировании деятельности предпринимательской сети;

- возможность усложнения структуры в связи с разнородностью членов организации.

Для повышения эффективности кооперационного взаимодействия субъектов малого инновационного и крупного бизнеса можно использовать различные критерии. Это:

1. Минимизация транзакционных издержек на основе заключения долгосрочных договоров

2. Максимизация долгосрочных конкурентных преимуществ интегрированной структурой предприятия

3. Максимизация эффективности интеграционной стратегии, что определяется потенциалом взаимовыгодных деловых отношений. Они обусловлены:

- развитием системы взаимных поставок, основанной на доверительных принципах;

- наличием системы внутрикорпоративного планирования;

- использованием общей сбытовой сети;

- обменом финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами;

- развитием системы перекрестного владения акциями внутри структуры;

- привлечением крупных заёмных средств с использованием в необходимых случаях солидного залога предприятий;

- созданием гармоничных внутрикорпоративных отношений на основе разумной дифференциации доходов между предприятиями

- приданием «совету» руководителей предприятий важной координирующей.

4. Максимизация синергетического эффекта:

- на основе снижения себестоимости с ростом масштабов производства. Эффект от усиления возможности привлечения заёмных ресурсов, что усиливает привлекательность корпорации для кредиторов за счет увеличения размеров организационной структуры, роста взаимных гарантий и групповой ответственности интегрированных предприятий;

- «чистого» выигрыша, который равен разности между дисконтированной стоимостью будущих доходов и ценой, уплачиваемой за интегрируемые предприятия;

- роста прибыли в расчете на одну акцию для акционеров интегрированных предприятий.

Сотрудничество малых и крупных предприятий в научно-технической сфере является наиболее молодой формой экономических отношений, в которой принимает активное участие малый биз-

нес. Эта форма во многом обусловлена научно-техническим прогрессом, развитием наукоёмких отраслей, общим ростом наукоёмкого производства, усложнением техники, ускорением смены её поколений и обеспечивает сегодня до 80% инновационного сектора экономики.

Способы взаимодействия малых инновационных предприятий с крупным бизнесом разнообразны.

Широко распространенной в мировой практике формой взаимодействия субъектов малого и крупного бизнеса является субподряд (субконтрактация). Эти отношения основаны на производственной кооперации, где активно используется разделение труда между контрактором, в качестве которого выступает крупное предприятие, и суб-контракторами - малыми фирмами, в том числе инновационными.

Наличие системы подрядчиков позволяет крупному бизнесу:

1) освобождаться от экономически невыгодного производства;

2) сокращать производственный цикл;

3) минимизировать производственные затраты;

4) снижать транзакционные издержки за счет практики долговременных стабильных деловых отношений с подрядчиками;

5) высвобождать финансовые ресурсы

6) получать стратегические преимущества;

7) расширять с помощью малых предприятий свободные рыночные ниши и тем самым расширять сферу влияния;

8) использовать подрядчиков в качестве «испытательного полигона» для апробации научных достижений или внедрения долгосрочных проектов.

Эффективность взаимодействия достигается соответствием требований, предъявляемых головным предприятием, умением приспосабливаться к изменяющимся условиям и планировать стратегию своего развития вместе с подрядчиком.

Одним из способов создания сетей является франчайзинг.

Для франчайзинга как формы предпринимательской деятельности характерны следующие отличительные черты:

1. право собственности на торговую марку, знак, фирменную услугу, идею, технологический процесс, патент, ноу-хау, деловые связи и т.д.

2. Франчайзи покупает или получает лицензию (франшизу), дающую право на использование вышеперечисленных элементов хозяйственной деятельности.

3. Франчайзер контролирует деятельность франчайзи и вместе с тем имеет обязательства по оказанию ему квалифицированной помощи в обучении персонала, выборе месторасположения, получению юридических консультаций.

Интеграция предприятий в венчурные сети на практике осуществляется двумя способами, которые базируются на специфических организационных и правовых процедурах, оговариваемых в контракте. Прямая форма взаимодействия представляет собой покупку акций малого предприятия без активного участия венчурного капитала в его деятельности. Из-за высокого риска и длительных сроков реализации такая форма применяется редко. Наиболее часто используется в практике косвенная форма интеграции, которая осуществляется через специальную партнерскую группу, которая подбирает, с одной стороны, фирмы, нуждающиеся в финансовой поддержке, с другой - первичных доноров в виде крупного производственного предприятия, коммерческих банков, страховых компаний, пенсионных фондов, а также оказывает обеим сторонам информационные и консультационные услуги. Косвенная интеграция осуществляется в двух вариантах. При первом донор включается в качестве держателя акций в венчурное партнерство. Предоставляемый им капитал образует инвестиционный фонд. За счет его финансируется акционерный капитал рискованного предприятия. В этом случае донор берет на себя все расходы, а также покрытие убытков. При втором варианте партнер играет роль посредника, который ищет для донорского капитала приложение в рисковые малые предприятия.

Корпорационные венчуры представляют собой способ финансирования внутреннего предпринимательства в процессе диверсификации сфер деятельности предприятий в рамках сетей высоких технологий. Выделяют два способа формирования корпорационных венчуров: «spin offs» и «spin outs». Первый реализуется путём финансирования крупным предприятием действующих малых на начальных фазах научно-производственного цикла. Второй представляет собой инвестирование средств в новые малые предприятия или проектные группы, отпочкованные от крупного.

Кроме того, используется внутренняя и внешняя приватизация как способ развития малого бизнеса. Внутренняя приватизация (management buy-outs) - это продажа акций малого предприятия крупному. В большинстве случаев эти операции финансируются за счет средств кредитных институтов. В некоторых случаях источниками ресурсов могут выступать собственные средства крупной производственной компании. Основным преимуществом внутренней приватизации является относительно низкая степень риска по сравнению с инвестициями в наукоемкие стартовые не интегрированные предприятия.

Внешняя приватизация (management buy-in) - на первый взгляд аналогична внутренней по форме и сути, однако этот механизм отличается своим происхождением и более высоким уровнем риска, так как его осуществляют компании-посредники, которые берут на себя непосредственное руководство малым предприятием и поэтому влияют на деловую и управленческую стратегию венчурной сети.

Поиск форм эффективного партнерства малого и крупного бизнеса и развитие известных базируется на анализе возникающего синергетического эффекта и механизмов управления им, а также на анализе влияния эффекта на конкурентоспособность компании и продукции. Создание эффективного партнерства малых инновационных предприятий, крупных компаний и финансовых институтов - это основное направление реализации научно-технических программ в промышленно развитых странах.

Институциональная среда существенно влияет на создание базовых конкурентных преимуществ и особенно на создание финансовых базовых конкурентных преимуществ. В промышленно развитых странах для стимулирования деятельности малого бизнеса используются налоговые льготы в двух формах. Налоговый кредит в виде вычета из налога на прибыль определенной доли прироста расхода компаний на НИОКР по сравнению с предшествующим или базисным периодом. Используется также уменьшение налогооблагаемой суммы прибыли на величину расходов на НИОКР, частичная или полная.

Сетевые структуры базируются на кластерной теории конкурентоспособности. Цель кластеров - это возможность активного развития для фирм. В экономической системе кластерное объединение выполняет следующую задачу: сильные предприятия подтягивают за собой мелкие. Ключ к успеху кластера - цивилизованная конкуренция, равнение на лидеров, получение поддержки от лидеров, от административного ресурса региона. В период постиндустриальной экономики кластеры - группы предприятий, в том числе средних и малых, находящихся на одной территории. Кластеры выступают основой эффективного экономического развития территории регионов и способствуют эффективности развития государства в целом. Региональное экономическое развитие на базе создания и стимулирования кластеров предполагает инициативу и активность фирм, а также совместных усилий бизнеса, исполнительной и законодательной власти. Для организации кластера требуется высокая степень доверия участников по отношению друг к другу, а также длительное горизонтальное планирование экономического процесса.

Задача количественного измерения и повышения объективности анализа конкурентоспособности продукции и предприятия в условиях сетевых объединений и кластерных систем - одна из актуальных задач как в теоретическом, так и в прикладном плане.

Представленный выше анализ тенденций развития взаимодействия различных форм бизнеса позволяет предложить структуру модели оценки конкурентоспособности продукции. Оценка уровня конкурентоспособности в соответствии с моделью может быть реализована по следующему алгоритму:

1 блок - формируется система потребительных свойств продукции фирмы и соответствующих показателей эталона. Для этого данные собираются и формируются эталонные значения за ряд предшествующих лет. Экспертно определено, что этот период составляет не менее 0,3 жизненного цикла продукции

2 блок - оцениваются значения индекса конкурентоспособности продукции, связанные с её потребительными свойствами. При этом потребительные свойства разбиваются на группы, в которых представлены взаимозаменяемые свойства. Для этих групп определяется индекс конкурентоспособности как сумма отношения количественной оценки свойства продукции и оценки свойства в эталоне. Кроме того, оценивается значимость каждого свойства для потребителя в группе потребительных свойств продукции.

Групповые индексы конкурентоспособности перемножаются, так как группы не обладают взаимозаменяемостью. Указанный выше расчет проводится для каждого года ретроспективного периода.

3 блок - влияние конкурентоспособности в каждом году на текущее значение конкурентоспособности продукции оценивается через весовой коэффициент. Сумма весовых коэффициентов равна единице.

4 блок - определяется составляющая оценки уровня конкурентоспособности, зависящая от потребитлеьных свойств продукции, как сумма произведений индексов, полученных в блоке 2 и коэффициентов влияния каждого года, сформированная в блоке 3.

5 блок - формируются индексы конкурентоспособности компании за период 0,5 жизненного цикла продукции и определяются коэффициент значимости - коэффициент влияния конкурентоспособности компании в каждом году ретроспективного периода на конкурентоспособность продукции в настоящем году.

6 блок - формируется оценка влияния конкурентоспособности фирмы в ретроспективном периоде на конкурентоспособность продукции в настоящее время как сумма произведений, соответствующих коэффициентов влияния на индексы конкурентоспособности фирмы

7 блок - определяется экспертно значимость результатов, полученных в блоках 4 и 6.

8 блок - с учетом значимости составляющих (блок 7) формируется сумма результатов, полученных в блоках 4 и 6, которая характеризует комплексную оценку уровня конкурентоспособности продукции.

Модель и приведенный алгоритм соответствующего ей расчета позволяет оценить уровень конкурентоспособности продукции с учетом влияния конкурентоспособности фирмы (компании), которая отражает также её имидж, его устойчивость, позволяет учесть инерционность потребительского спроса. Кроме того, в модель в явной форме и в достаточно полном объеме могут быть введены факторы, которые определяют преимущества и недостатки интегрированных структур. При учете ограничений на эти факторы и известных вариантах возможной интеграции должно быть проведено их ранжирование. Это позволит реализовать объективный комплексный подход к выбору рационального варианта интеграции и к оценке сопутствующего изменения конкурентоспособности фирмы и её продукции.

Подчеркнём также, что предложенные модель и алгоритм базируются на результатах стратегического и оперативного управления развитием фирмы.

ФУНКЦИИ ЭНЕРГОСБЫТОВЫХ КОМПАНИЙ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ КОНТРОЛЛИНГА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Федоров Д.Ю., заместитель генерального директора ОАО «Энергосбытовая компания Московской области» Белокопытов А.В., д.э.н., профессор, филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

В статье рассматриваются функции энергосбытовых компаний, реализуемые ими в процессе контроллинга энергосбережения при управлении инновациями в сфере повышения энергоэффективности экономики на уровне регионов. Предлагается региональная модель процедуры контроллинга энергосбережения с участием энергосбытовых компаний

Ключевые слова: энергосбережение; энергосбыт; контроллинг.

FUNCTIONS OF THE POWER MARKETING COMPANIES IN REGIONAL SYSTEMS OF CONTROLLING OF POWER SAVINGS

Fyodorov D., Deputy General Director of «Retail supplier of the Moscow region»

Belokopytov A., Ph.D., professor, a subsidiary of FGBOU VPO «National Research University «MEI» in Smolensk

In article the functions of the power marketing companies realized by them in the course of controlling of power savings at management by

innovations in sphere of increase ofpower efficiency of economy at level of regions are considered. The regional model ofprocedure of controlling

ofpower savings with participation of the power marketing companies is offered.

Keywords: the power savings; power sale; controlling.

телях и потребителях электроэнергии, которая является одним из важнейших энергоресурсов. Так, например, доля затрат на электроэнергию в структуре тарифов на водоснабжение и водоотведение составляет 27 - 39%. Потери электрической энергии при ее передаче по сетям, относящимся к единой национальной электрической системе, составляют в среднем по стране 11% (в странах ЕС - не более 4 - 5%). Информация о производителях, потребителях энергоресурсов и предприятиях, осуществляющих их передачу может быть использована региональными органами власти при разработке и контроле реализации стратегий энергосбережения [1].

В целом информационное обеспечение процессов энергосбережения на уровне регионов осуществляется в настоящее время достаточно эффективно. При этом существенным недостатком системы информационного обеспечения энергосбережения является отсутствие инфраструктуры и целостных организационно-экономических моделей распространения инноваций в области энергосбережения, а также системы контроля энергосбережения на этапах разработки и реализации соответствующих мероприятий [2]. Энергосбережение, в свою очередь, невозможно без системы контроля потребления энергоресурсов. Необходимость инноваций в данной области обусловлена тем, что потенциал энергосбережения в стране достаточно велик и составляет 40-45% от суммарного объема потребления энергии. Реализация такого потенциала представляется возможной только на основе внедрения инноваций и перехода энергетики и промышленности на новые энергосберегающие технологии и оборудование. Инновации в области энергосбережения могут затрагивать также процессы организации обслуживания

Одними из важнейших направлений реформирования электроэнергетики Российской Федерации является демонополизация и развитие конкуренции в сфере сбыта электрической энергии. В результате реформирования электроэнергетики из состава энергокомпаний были выделены энергосбытовые компании, которые начали свою деятельность как самостоятельные предприятия, ставшие правопреемниками АО-энерго в отношении договоров энергоснабжения и поставки электрической энергии потребителям. В настоящее время основными функциями энергосбытовых компаний являются заключение договоров энергоснабжения с промышленными, бюджетными и бытовыми потребителями электроэнергии; проведение энергетических обследований (энергоаудита) предприятий и отдельных объектов, направленных на повышение их энергоэффективности и энергосбережение; реализация проектов по повышению энергоэффективности, в том числе на основе энергосервисных контрактов, разработка, организация и проведение энергосберегающих мероприятий. Также к числу основных направлений деятельности энергосбытовых компаний относятся диагностика, эксплуатация, ремонт, замена и проверка средств измерений и учета электрической энергии; оказание услуг по организации коммерческого учета электрической энергии, контроль снятия показаний, в том числе контроль за безучетным и бездоговорным потреблением электроэнергии.

Энергосбытовые компании можно рассматривать как важнейшие составляющие системы информационного обеспечения энергосбережения, т.к. они в силу специфики своей деятельности располагают наиболее детализированной информацией о производи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.